Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "КАМЕРТОН"'

КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "КАМЕРТОН" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РЕЗУЛЬТАТ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Э.П.

В данной статье раскрываются возможности обеспечения качества музыкального образования дошкольников в процессе реализации креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников «Камертон» в контексте ФГОС ДО. Представлена гуманистическая парадигма данной технологии, ее концептуальные основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF THE MUSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN "TUNING FORK"

The article reveals the possibilities of the creative pedagogical technology «Tuning fork» in the context of the federal state educational standards. The humanistic paradigm of this technology, its conceptual bases is presented.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "КАМЕРТОН"»

КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «КАМЕРТОН»

Э. П. КОСТИНА, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием НИРО 46-nn@list.ru

В данной статье раскрываются возможности обеспечения качества музыкального образования дошкольников в процессе реализации креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников «Камертон» в контексте ФГОС ДО. Представлена гуманистическая парадигма данной технологии, ее концептуальные основы.

The article reveals the possibilities of the creative pedagogical technology «Tuning fork» in the context of the federal state educational standards. The humanistic paradigm of this technology, its conceptual bases is presented.

Ключевые слова: качество, педагогическая технология, результат, индивидуализация, мониторинг

Key words: quality, pedagogical technology, result, individualization, monitoring

Актуальность данной креативной педагогической технологии в обеспечении качества музыкального образования детей общепризнана как в науке, так и в практике ДОО Нижегородской области и России.

Теория и практика музыкального образования детей в России продолжает оставаться предметом пристального внимания как ученых (музыковедов, педагогов, психологов), так и практиков, поскольку в России традиционно уделялось и уделяется большое внимание музыкальному образованию детей.

Музыкальное образование детей в ДОО Нижегородской области представлено научно обоснованной музыкально-педагогической системой, программой «Камертон», на основе которой была разработана креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников, являющаяся инновационным инструментарием обеспе-

чения качества музыкального образования дошкольников. Актуальность данной креативной педагогической технологии в обеспечении качества музыкального образования детей общепризнана как в науке, так и в практике ДОО Нижегородской области и России.

В последнее время в музыкальном образовании дошкольников продолжается структурно-содержательная модернизация в соответствии с потребностями общества и детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, совершенствование процесса музыкального образования детей в дошкольных организациях потребовало:

3 ориентации личности ребенка на общечеловеческие нравственные ценности, приобщение к музыкальной культуре и искусству, насыщение повседневной

жизни детей произведениями музыки, литературы, живописи;

3 направленности целей музыкального образования на целостное развитие личности ребенка (воспитание, обучение), в том числе креативности;

3 наличия алгоритмизированных и диагностируемых задач обучения (содействия освоению ребенком) музыкальной деятельности, ориентированных на качество музыкального образования;

3 изменения сущности музыкально-педагогического процесса в ДОО, перевода его доминанты с организованной музыкальной деятельности на нерегламен-тированную (совместную с воспитателем и самостоятельную) при сохранении музыкального занятия как ведущей формы обучения (содействия освоению) музыкальной деятельности;

3 перехода от авторитарных форм воздействия к взаимодействию, содействию, ориентированному на природосо-образную сущность каждого ребенка и установление с ним партнерских отношений;

3 разработки содержания музыкально-образовательной среды, адекватной сущности музыкально-педагогического процесса в ДОО, с целью обеспечения самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей и развития их креативности;

3 разработки и проведения комплексного мониторинга качества музыкального образования детей.

Обеспечить внедрение этих новшеств смогла креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников, которая рассматривается как научно обоснованный, методически выверенный, алгоритмизированный сре-дообразовательный музыкально-педагогический процесс, запрограммированный во времени (1—7-й год) и пространстве ДОО, обеспечивающий целенаправленную реализацию поставленных алгоритмизированных и диагностируемых задач, ориенти-

рованных на достижение намеченных результатов — развития личности ребенка, его музыкальности, креативности и овладения детьми образовательной областью «Музыка» [4].

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников разработана в соответствии со следующими принципами:

3 целостности, представляющей технологию как дидактическую систему;

3 воспроизводимости, подразумевающей освоение технологии в конкретной педагогической среде любым педагогом для достижения качества музыкального образования детей;

3 природосообразности, обеспечивающей каждому педагогу возможность овладения технологией и каждому ребенку дошкольного возраста — качество музыкального образования;

3 преемственности педагогических структур различных ступеней процесса технологии, позволяющих детям успешно их осваивать, что обеспечивает целостное развитие личности, в том числе креативное;

3 адаптации музыкально-педагогического процесса к личности каждого ребенка, его креативным качествам.

Методологическими ориентирами креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников, соответствующими требованиям ФГОС ДО, являются: признание ребенка высшей ценностью музыкально-педагогической системы; направленность музыкального образования на самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию ребенка; ориентация на субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми, основанные на взаимном уважении и искренней любви; важность расширения границ свободы развивающегося субъекта с уче-

Методологическими ориентирами креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников является признание ребенка высшей ценностью музыкально-педагогической системы.

Концептуальными основами креативной педагогической технологии музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста впервые являются многие теоретические положения дошкольной и музыкальной педагогики.

том его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив; дея-тельностная роль ребенка в процессе музыкального образования [1].

Отличие личностно ориентированной креативной педагогической технологии музыкального образования детей дошкольного возраста от других современных педагогических систем заключается в том, что она разработана на основе научных подходов, созвучных современным требованиям ФГОС ДО, таких как:

3 ориентация главной ценности и цели музыкального образования на ребенка (аксиологический подход);

3 порождение у дошкольников личностных смыслов освоения музыки и музыкальной деятельности и через их призму введение детей в окружающую жизнь, в мир музыкальной культуры (гуманитарно-культурологический подход);

3 поддержка и развитие субъектной позиции и индивидуальности ребенка в музыкальной деятельности (личностно-деятельностный подход);

3 обеспечение ребенку оптимального и комфортного пути овладения детской музыкальной деятельностью (интегрированный подход к задачам и формам организации процесса музыкального образования);

3 стимулирование детей к самостоятельному решению элементарных, собственно музыкальных проблем, интересов в развивающей предметной музыкально-образовательной среде ДОО, семьи и социума (средовой подход);

3 пробуждение творческого потенциала личности ребенка в музыкальной деятельности (творческий подход);

3 обеспечение ребенку возможности по своему желанию включаться в музыкальную деятельность, проявляя активность, креативность, самостоятельность, инициативу (мотивационный подход);

3 создание оптимальных предпосылок для развития у ребенка положительной мотивации к познанию музыки, обеспечению формирования личностной самостоятельности и уверенности, стимулирования раскрытия музыкально-творческого потенциала субъектов обучения — как ребенка, так и педагога (диалогический подход);

3 обеспечение оптимальности качества музыкального образования за счет продуманности перспективных и преемственных связей музыкального образования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста (подход преемственности) [2; 5; 6].

Концептуальными основами креативной педагогической технологии музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста впервые являются многие теоретические положения дошкольной и музыкальной педагогики, также соответствующие современным требованиями ФГОС ДО:

3 содержание процесса музыкального образования детей отражает его целостность (А. Апраксина, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев и др.): воспитание (формирование ценностных ориентаций ребенка к социуму, становление его субъектной позиции, обучение (содействие ребенку в овладении образовательной областью «Музыка»), развитие (физическое, познавательное, речевое, социокоммуни-кативное, художественно-эстетическое);

3 социальный аспект музыкального образования, позволяющий «соотнести принципы, цель, задачи и содержание музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников с реальными проблемами их жизни в современных условиях» (Т. И. Бакланова);

3 взаимосвязь обучения и творчества, способствующая эффективному развитию музыкально-творческого потенциала каждого ребенка (Л. С. Выготский, Н. А. Вет-лугина);

3 ориентация процесса музыкального образования детей на ведущую игровую

деятельность дошкольников, содействующую комфортному состоянию ребенка в музыкально-педагогическом процессе дошкольного учреждения (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина);

3 единство аффекта и интеллекта в познании музыкального искусства реализуется при подключении эмоций и мышления ребенка в любой момент постижения искусства, хотя возможно и доминирование одного из них (Л. С. Выготский);

3 методы и формы организации детской музыкальной деятельности являются развивающими лишь при условии их ориентации на единство ее художественно-творческого и игрового (ведущего вида деятельности дошкольника) аспектов (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Под-дьяков, Л. В. Школяр);

3 ориентация музыкального образования детей на закономерности самой музыки (Л. В. Школяр), обеспечивающая успешность приобщения детей дошкольного возраста к ценностям музыкального искусства;

3 познание детьми самоценности музыкального искусства (Д. Б. Кабалевский, М. С. Каган, Л. В. Школяр и др.), помогающее ребенку через интонационно-образную природу музыки познать мир и себя в этом мире;

3 интеграция (внутренняя связь) видов детской музыкальной деятельности (восприятие — воспроизведение — сочинение (музыкальное творчество)) на едином уровне целевых ориентаций (Н. А. Вет-лугина, Д. Б. Кабалевский), обеспечивающее оптимальность музыкально-педагогического процесса;

3 продуманность усложнения художественно образной основы музыкального искусства (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлуги-на, О. П. Радынова и др.), обеспечивающая усложнение художественного и социального аспектов репертуара детской музыкальной деятельности;

3 понимание музыки как образа жизни детей в дошкольной организации, семье и социуме культуры, обеспечиваю-

щее реализацию средообразовательной технологии (М. С. Каган, Е. А. Лазарь, Ю. С. Мануйлов, Р. М. Чумичева, В. Я. Яс-вин и др.) музыкального образования детей;

3 интерпретация культурной музыкально-образовательной среды как средства музыкального образования дошкольников (Ю. С. Мануйлов);

3 рассмотрение му-зыкально-эстетическо-го пространства жизни детей как среды, «где музыка не на словах, а на деле реально проникает в жизнь, не просто сопровождая ее, а становясь необходимым и естественным продолжением человеческого "я"» (Л. В. Школяр);

3 наличие инвариантных (музыкальные занятия) и вариативных (музыкальные студии, кружки) форм, в полной мере обеспечивающих индивидуально-дифференцированный подход к музыкальному развитию детей (Б. М. Неменский).

Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников разработана на основе следующих принципов:

3 целостности педагогической технологии, представляющей продуманную дидактическую систему;

3 воспроизводимости педагогической технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных целей;

3 адаптации процесса содействия детям в овладении миром музыкального искусства и музыкальной деятельности к индивидуальным возможностям каждого ребенка;

3 адаптации процесса обучения (содействия детям в овладении) к личности дошкольника и его способностям;

3 природосообразности, обеспечивающей естественность полноценного музыкального и креативного развития ребенка [5; 6].

Наличие инвариантных (музыкальные занятия) и вариативных (музыкальные студии, кружки) форм, в полной мере обеспечивающих индивидуально-дифференцированный подход к музыкальному развитию детей.

Основой процесса музыкального образования детей является его перспективное и календарное планирование педагогом, в котором дифференцируются границы его алгоритмической и творческой деятельности.

Таким образом, охарактеризованные концептуальные подходы и принципы являются научной основой креативной педагогической технологии музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающей стабильное качество музыкального образования дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В дошкольной практике креативная педагогическая технология музыкального образования детей впервые представляет единство и целостность ее следующих структурных компонентов: содержание музыкального образования дошкольников, музыкально-педагогический процесс, дидактические условия и ресурсное обеспечение успешной реализации музыкально-педагогического процесса.

Рассмотрим кратко представленные компоненты креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников.

Содержание креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников представлено авторской программой музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» [3].

Цели и задачи музыкального образования дошкольников представлены в содержательном блоке педагогической технологии программой музыкального образования дошкольников «Камертон». Цели ориентированы на целостность развития личности ребенка: воспитание личности, обучение (содействие овладению музыкальной деятельностью), развитие способностей. Кроме того, на каждой ступени программы представлены алгоритмизированные и диагностируемые задачи музыкального образования детей. Система музыкально-образовательных задач в соответствии с требованиями педагогических технологий, алгоритмизирована как по

горизонтали каждой ступени программы, так и по возрастным вертикалям ее ступеней.

Процессуальная часть креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников представлена целостным средообразовательным креативно ориентированным процессом музыкального образования дошкольников в ДОО и семье, обеспечивающим качество музыкального образования детей. Целостный процесс выстраивается на единстве различных форм организации музыкальной деятельности: организованной (музыкальные занятия); совместной с воспитателем; самостоятельной музыкальной деятельностью детей. Основой процесса музыкального образования детей является его перспективное и календарное планирование педагогом, в котором дифференцируются границы его алгоритмической и творческой деятельности. Из методов наиболее актуальны игровой и метод создания у ребенка мотивации к предстоящей деятельности [4; 5].

Технологизируемость процесса музыкального образования дошкольников достигается за счет гармоничного взаимодействия всех элементов музыкально-педагогической системы как по горизонтали (в рамках одного возрастного периода), так и по вертикали (на весь период обучения).

Следующий компонент креативной педагогической технологии, содействующий обеспечению качества музыкально-педагогического процесса — дидактические условия, представленные следующими составляющими: преемственность всех ступеней музыкального образования детей, развивающая музыкально-образовательная среда, мониторинг качества музыкального образования, коррекционная помощь при необходимости каждому ребенку, взаимодействие с родителями, взаимосвязь с социумом культуры [4];

Управленческое обеспечение — компонент креативной педагогической технологии, ориентированный также на обеспе-

чение качества музыкального образования дошкольников. В его состав входят:

3 кадровое обеспечение, включающее в себя качество педагогической культуры воспитателей, профессиональные знания и умения педагогов ДОО, способность проявить сопереживание по отношению к детям и др.;

3 управленческое обеспечение: ориентация на достижение высоких результатов деятельности ДОО, требования внешней среды, соответствие законодательству Российской Федерации; адекватность деятельности ДОО его нормативно-правовой базе и др.;

3 методическое обеспечение предусматривает наличие образовательной программы, методического комплекта к ней, мониторинга качества музыкального образования и др. Методическое обеспечение представлено различными авторскими учебно-методическими пособиями [2; 4].

Ведущей формой организованной музыкальной деятельности остается музыкальное занятие (игровое, сюжетное, фольклорное и др.) как форма получения детьми информации, овладения знаниями, умениями, развития креативности, коммуникативных качеств и др. Существенной особенностью музыкальных занятий является ориентация на творческую деятельность, на создание условий для активного развития созидательных параметров личности, особенно ее креативности. Построение и реализация музыкальных занятий осуществляется на лич-ностно-деятельностном и мотивационном подходах, обеспечивающих поддержку индивидуальности ребенка.

Осуществляя различные формы организации музыкально-педагогического процесса, педагог постоянно приближается к уровню их целостности через разрешение противоречия между целостностью личности ребенка и специально создаваемым влиянием на него.

Таким образом, тщательно продуманная педагогическая технология музыкального образования дошкольников позво-

ляет обеспечивать детям равные стартовые возможности в постижении основ музыкальной культуры. При данном подходе каждый ребенок успешен в овладении образовательной областью «Музыка», представленной различными видами музыкальной деятельности.

Опираясь на теорию педагогических технологий В. М. Монахова и ориентируясь на исследования в данной области В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В. Ю. Питюкова, Г. К. Се-левко и др., можно утверждать, что креативной педагогической технологии музыкального образования дошкольников присущи основные качества технологичности, такие как концептуальность, системность, прогностичность, структурированность, целенаправленность, диаг-ностичность, комплексность, логичность, алгоритмизируемость, интенсивность, управляемость, корректируемость и т. д. [2; 5; 6].

Таким образом, педагогическая технология музыкального образования дошкольников обусловила переориентацию музыкального образования детей на саму личность ребенка, на ее потребности.

Достижение эффективного результата в обеспечении качества музыкального образования дошкольников в контексте ФГОС ДО стало возможным только на основе специально разработанной инновационной авторской педагогической технологии музыкального образования дошкольников.

Подводя итог анализу представленной педагогической технологии, мы утверждаем, что будущее дошкольной педагогики за педагогическими технологиями, адекватными как внутренней природе музыкальной культуры, так и возрастным особенностям детей дошкольного возраста, в полной мере обеспечивающими качество их музыкального образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ведущей формой организованной музыкальной деятельности остается музыкальное занятие (игровое, сюжетное, фольклорное и др.) как форма получения детьми информации, овладения знаниями, умениями, развития креативности, коммуникативных качеств и др.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Богуславский, М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века / М. В. Богуславский // Педагогика. — 2000. — № 4. — С. 63—70.

2. Костина, Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников : монография / Э. П. Костина. — Н. Новгород : НИРО, 2011.

3. Костина, Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» / Э. П. Костина. — М. : Линка-Пресс, 2008.

4. Костина, Э. П. Теория и практика педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей старшего дошкольного возраста : учеб. пособие / Э. П. Костина. — Н. Новгород : Пламя, 2008.

5. Монахов, В. И. Введение в теорию педагогических технологий / В. И. Монахов // Школьные технологии. — 2005. — № 3. — С. 4—9.

6. Питюков, В. Ю. Основы педагогических технологий : учеб.-метод. пособие / В. Ю. Пи-тюков. — 3-е изд., испр., доп. — М. : Гном и Д, 2001.

7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005.

В 2015 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Экономика: Учебная программа основного общего образования для 5—9-х классов образовательных организаций / Авт.-сост.: Г. И. Гребенева, О. В. Плетенева, И. А. Симонов, Л. В. Политова. 48 с.

Учебная программа основного общего образования «Экономика» для 5—9-х классов образовательных организаций разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями ФГОС ООО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предназначена учителям экономики образовательных организаций Нижегородской области всех типов для организации преподавания экономики.

Добро пожаловать! = Welcome!: Учебное пособие для учащихся старших классов / Е. К. Горева, С. М. Лазаренко, О. А. Миронова, Н. А. Юрлова. 82 с.

Издание предназначено для учащихся старших классов и состоит из двух частей — «Welcome to Britain» и «Welcome to Russia». Задания и тексты, представленные в учебном пособии, способствуют развитию у школьников познавательной, ценностно-ориентационной коммуникативной иноязычной деятельности.

Фразеологизмы английского языка как средство развития коммуникативной компетенции учащихся: Сборник упражнений / Авт.-сост. Н. Н. Сонина. 32 с.

Пособие предназначено для изучения фразеологизмов английского языка учащимися средней и старшей ступеней обучения на уроках и во внеурочное время. Представлена система упражнений и заданий по изучению и использованию фразеологических единиц в речи учащихся.

Пособие адресовано учителям гимназий, классов с углубленным изучением английского языка общеобразовательных школ, а также преподавателям и слушателям курсов повышения квалификации.

Использование интерактивных технологий в деятельности учителя в условиях введения ФГОС:

Методическое пособие / Авт.-сост.: Т. И. Канянина [и др.]; под ред. Е. Г. Калинкиной. 247 с.

В пособии дано описание интерактивных комплексов (интерактивных досок) различных марок, показаны возможности их применения в образовании, приведены алгоритмы создания интерактивных презентаций и > примеры (конспекты) уроков.

Ч_х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.