Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫЖАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА МУЗЫЖАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ / ОПЕРАТИВНЫЙ СУБМОДУЛЬ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ МУЗЫЖАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF MUSIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / CREATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF MUSIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / COMPLEX PEDAGOGICAL MONITORING OF QUALITY OF MUSIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / TECHNOLOGY OF MONITORING / TECHNOLOGY OF QUALITY MANAGEMENT OF MUSIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / THE DIAGNOSTIC MODULE OF QUALITY OF RESULTS / THE OPERATIVE / SUBMODULE OF QUALITY OF RESULTS OF MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костина Э. П.

В данной статье представлены общие основы мониторинга качества музыкального образования дошкольников и разработанного на его основе модульное управление развитием системы музыкального образования дошкольников в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex pedagogical monitoring as A BASIS of quality management of music education of preschool children

The author of the article presents the general bases of monitoring of quality the children’s music education and developed on it’s basis the modular management of development of system of music education of preschool children in a context of Federal state requirements to the structure of the basic educational program of preschool education.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Э. П. КОСТИНА, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления дошкольным образованием НИРО 46-nn@list.ru

В данной статье представлены общие основы мониторинга качества музыкального образования дошкольников и разработанного на его основе модульное управление развитием системы музыкального образования дошкольников в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

The author of the article presents the general bases of monitoring of quality the children's music education and developed on it's basis the modular management of development of system of music education of preschool children in a context of Federal state requirements to the structure of the basic educational program of preschool education.

Ключевые слова: система музыкального образования дошкольников, креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников, комплексными педагогический мониторинг качества музыкального образования дошкольников, технология мониторинга, технология управления качеством музыкального образования дошкольников, диагностический модуль качества результатов, оперативным субмодуль качества результатов музыкального образования

Key words: system of music education of preschool children, creative pedagogical technology of music education of preschool children, complex pedagogical monitoring of quality of music education of preschool children, technology of monitoring, technology of quality management of music education of preschool children, the diagnostic module of quality of results, the operative^ submodule of quality of results of music education

\

i MM

В рамках приоритетных направлений развития дошкольной образовательной системы, представленных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ), предусматривается внедрение в дошкольную практику мониторинга качества дошкольного образования. Его актуальность очевидна, поскольку он «обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов

освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детьми и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга» [8].

Сложившаяся ситуация в дошкольных учреждениях также требует изменения общих подходов к оценке качества дошкольного и музыкального образования детей. Для решения данной проблемы были осуществлены теоретическое обоснование, разработка и внедрение в ДОУ технологии комплексного педагогического мони-

торинга качества музыкального образования дошкольников и управления ее процессом.

Чтобы понять значимость мониторинга в обеспечении качества музыкального образования дошкольников, предпримем краткий экскурс в историю проблемы мониторинга образования и рассмотрим его парадигму.

Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) в широком смысле — деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами, явлениями. Со временем понятие «мониторинг» стало употребляться как синоним понятий «систематическое наблюдение» и «оперативное наблюдение».

В результате анализа различных определений понятия «мониторинг образования» учеными были выделены его общие признаки и стала возможной универсализация определения понятия «мониторинг». Разработка теории оценки качества образования с помощью мониторинга осуществлялась, в основном, применительно к образовательному процессу школы (В. И. Андреев, A. C. Белкин, В. Беспалько, В. Г. Горб, В. И. Загвязинский, В. А. Каль-ней, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, A. A. Орлов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, С. Е. Шишов и др.). Так-

Постепенно в теории управления мониторинг стали рассматривать как одно из важнейших звеньев в управленческом цикле и средств формирования системы управления качеством воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процессов.

шов) и системно-генетического подхода к проведению педагогического мониторинга (В. А. Кальней, Д. Ш. Матрос, Д. М. По-лев, С. Е. Шишов и др.).

Постепенно в теории управления мониторинг стали рассматривать как одно из важнейших звеньев в управленческом

же изучались теория и практика организации и осуществления процесса педагогического мониторинга (А. С. Белкин, Н. О. Вербицкая, В. И. Зверева, В. А. Каль-ней, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, А. А. Орлов, Д. М. Полев, С. Е. Ши-

цикле и средств формирования системы управления качеством воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процессов (М. М. Поташник, П. И. Третьяков, В. Я. Ясвин и др.).

В настоящее время педагогический мониторинг чаще всего представлен как процесс непрерывного слежения за состоянием любой педагогической системы или ее элементов, включающий в себя такие обязательные структурные компоненты, как система организации сбора, хранения, обработки, распространения данных о ее развитии; как совокупность исследовательских процедур, выявляющих характер изменений в образовательной системе; как соотнесение полученной информации с эталоном для прогнозирования ее дальнейшего развития.

Исследованием передовой отечественной педагогики, положения которого явились методологической основой современной теории мониторинга качества дошкольного образования, занимались К. Ю. Белая, Н. Е. Веракса, Н. А. Виноградова, Э. П. Костина, Н. В. Микляева, Л. А. Парамонова, О. А. Сафонова и др.

Мониторинг качества современного дошкольного образования рассматривается как выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы дошкольного учреждения с точки зрения соответствия ее ФГТ, их нормам и требованиям; сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных; принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации. Выделены объекты мониторинга: образовательный процесс, ресурсо-обеспечение, результаты работы образовательной системы ДОУ и управления [7].

Мониторинг качества музыкального дошкольного образования также рассматривается как выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии музыкально-образовательной системы ДОУ

с точки зрения соответствия ее ФГТ; как сбор данных о качестве музыкально-образовательной системы и принятие соответствующих управленческих решений по оценке качества результатов музыкального образования, музыкально-образовательного процесса, а также ресурсного обеспечения и дидактических условий его реализации [5].

Задачами комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования детей являются:

3 создание и использование единых нормативных материалов, методик, системы диагностики и контроля по состоянию ресурсного обеспечения, музыкально-педагогического процесса и результатов музыкального образования детей в ДОУ, а также организация системы наблюдения, измерения и получения достоверной и объективной информации;

3 аналитическое обобщение (качественное и количественное) результатов качества системы музыкального образования в дошкольном учреждении;

3 повышение уровня информированности потребителей музыкально-образовательных услуг;

3 прогнозирование развития дошкольного учреждения в направлении качества музыкального образования детей;

3 принятие администрацией ДОУ обоснованных и своевременных управленческих решений по достижению качества системы музыкального образования дошкольников.

Субъектами мониторинга качества музыкального образования дошкольников в ДОУ являются руководитель и служба мониторинга музыкального образования ДОУ, районные, городские и областные органы управления образованием, в том числе дошкольным, осуществляющие функции мониторинга.

В качестве структурных элементов мониторинга качества дошкольного музыкального образования ДОУ выделены дети и педагоги.

Объектами мониторинга определены компоненты музыкально-педагогической системы:

3 качество результатов — развитие интегративных качеств, креативности, музыкальности детей, владение ими образовательной областью «Музыка», представленной видами музыкально-художественной деятельности;

3 качество педагогического процесса музыкального образования — его содержание (цели, задачи, планы, средства), планирование (стратегическое, тактическое, календарное), организация музыкально-педагогического процесса (режимные моменты, чередование различных форм организации и самоорганизации детей в музыкальной деятельности, характеристика коммуникативных процессов в системах «педагог—ребенок», «ребенок — ребенок»: наличие мотивации у детей к музыкальной деятельности, а у родителей и педагогов — к музыкальному дошкольному образованию);

3 качество ресурсного обеспечения (кадровое, управленческое и методическое) и качество дидактических условий — преемственность всех ступеней музыкального образования, музыкально-образовательная среда как условие, средство и результат детской музыкальной деятельности, своевременная коррекционная помощь ребенку, мониторинг качества музыкального образования дошкольников, взаимодействие системы музыкального образования детей в ДОУ с семьей и с окружающим социумом — учреждениями культуры.

Необходимо подчеркнуть, что педагогический мониторинг является комплексным, поскольку используются несколько оснований для экспертизы качества музыкального образования дошкольников (результаты — педагогический процесс,

Субъектами мониторинга качества музыкального образования дошкольников в ДОУ являются руководитель и служба мониторинга музыкального образования ДОУ, районные, городские и областные органы управления образованием, в том числе дошкольным, осуществляющие функции мониторинга.

ресурсное обеспечение и дидактические условия).

Комплексный педагогический мониторинг качества музыкального образования детей рассматривается как базовый, поскольку выявляются базовые ценности музыкально-образовательной системы. Он считается также информационным, так как при его проведении руководитель ДОУ получает ценную информацию, на основе которой осуществляется дальнейшее управление качеством музыкального образования дошкольников, а мониторинг рассматривается как проблемный, поскольку направлен на выявление зависимости получаемого ребенком-дошкольником качества музыкального образования от внедряемой системы. Он относится к разряду динамических, так как одним из оснований экспертизы служат данные о динамике развития системы музыкального образования дошкольников. Также мониторинг рассматривается как сравнительный: данные, полученные при его проведении в одной группе ДОУ, позволяют сравнивать их со сведениями, полученными в другой группе. Он имеет также общепринятый полифункциональный характер, представленный единством его задач: сбор информации о контроле за реализацией социального заказа на качественное музыкальное образование детей, прогноз дальнейшего развития системы музыкального образования детей в ДОУ и выработка соответствующих управленческих решений.

Актуальность комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования детей заключается в том, что получаемые достоверные результаты позволяют в максимально короткий срок провести оценку и аналитическую обработку огромного количества информации:

Необходимость получения достоверной информации о качестве музыкального образования детей способствует внедрению в инновационный музыкально-образовательный процесс дошкольного учреждения современных информационно-педагогических технологий.

3 осуществить первичный анализ реального результата музыкально-образовательной деятельности педагогов;

3 оценить его качество в количественных показателях;

3 увидеть динамику развития каждого воспитанника, группы, дошкольного учреждения в целом.

Это свидетельствует об универсальности комплексного педагогического мониторинга.

Необходимость получения достоверной информации о качестве музыкального образования детей способствует внедрению в инновационный музыкально-образовательный процесс дошкольного учреждения современных информационно-педагогических технологий. К их числу относится разработанная технология комплексного педагогического мониторинга, которая представляет собой системную процедуру оценки качества музыкального образования дошкольников, осуществляемую систематически и планомерно в течение учебного года.

Все структурные элементы технологии имеют свои цели, содержание и формы проведения. Технология комплексного педагогического мониторинга оценки качества музыкального образования дошкольников представлена тремя этапами:

3 стартовый. Он имеет следующие периоды: подготовительный, опытно-поисковый, конструктивно-организационный, периоды анализа, подведения итогов, пополнения базы мониторинга, обобщения и распространения полученной информации. Данный этап осуществляется в начале учебного года (в первой половине сентября) с целью диагностирования уровня развития интегративных качеств, музыкальности, креативности ребенка и качества владения детьми музыкально-художественной деятельностью, определения группового и индивидуального маршрутов музыкального образования детей, а также анализа качества музыкально-образовательного процесса, ресурсного обеспечения и дидактических условий;

3 промежуточный. Осуществляется в середине учебного года (в январе) для выявления динамики качества музыкального образования, прежде всего у тех детей, у которых на стартовом этапе были выявлены некоторые проблемы. В первом полугодии им оказывалась определенная коррекционная помощь, а далее следует разрабатывать для них индивидуальные маршруты их музыкального образования, также осуществляется (если есть необходимость) анализ музыкально-педагогического процесса, возможно, ресурсного обеспечения, дидактических условий;

3 итоговый. Реализуется в конце учебного года (в конце мая) после завершения музыкально-образовательного процесса для получения итоговых результатов оценки качества музыкального образования, их анализа и дальнейшего сравнения полученного и желаемого результата музыкального образования детей (желаемый результат равнозначен целям, поставленным в начале учебного года) [5].

Баллы, поставленные экспертом-педагогом на определенном этапе, заносятся первоначально вручную в технологические карты, представленные в критериально-оценочном комплексе. Затем их переносят в компьютер в соответствующий оперативный субмодуль одного из трех диагностических модулей: результатов, музыкально-педагогического процесса, ресурсного обеспечения и дидактических условий [8].

Информация, поступившая в оперативный субмодуль, обработанная затем в его диагностическом модуле и обобщенная далее в компьютере (программа Microsoft Office Excel), в итоге сосредоточивается в модуле формализованной информации (четвертый модуль) как в базе данных для модуля менеджмента руководителя ДОУ (пятый модуль) [8].

Итак, система мониторинга качества музыкального образования представлена как комплекс модулей. Их комбинирование обеспечивает возможность гибко варьи-

ровать ее в зависимости от поставленных задач. В системе выделены пять интегрированных модулей, где три из них — диагностические модули — являются содержательной основой разработанной системы модульного управления развитием музыкального образования детей.

На основе технологии комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования дошкольников разработана система модульного управления качеством музыкального образования дошкольников для руководителей ДОУ. В основе ее лежит системный подход к управлению качеством музыкального образования, обеспечивающий оценку качества результатов, музыкально-педагогического процесса, ресурсного обеспечения и дидактических условий [5].

Сущностью системы модульного управления качеством музыкального образования дошкольников являются разработка, организация и реализация управленческих решений по обеспечению качества музыкального образования дошкольников, по анализу достигнутого и коррекции.

Первоочередными целями системы модульного управления качеством музыкального образования дошкольников выступают установление и разработка критериев, по которым можно судить о достижении целей музыкального дошкольного образования и оценивать его конечные результаты и итоги принятых мер [5].

Основой управления качеством музыкального образования детей является банк формализованной информации, в котором все диагностические материалы создают целостную систему. В нем представлены различные банки: представляющие полученную информацию и различные технологии и программы управления процессом

Сущностью системы модульного управления качеством музыкального образования дошкольников являются разработка, организация и реализация управленческих решений по обеспечению качества музыкального образования дошкольников, по анализу достигнутого и коррекции.

музыкального образования детей; обеспечивающие решение поставленных в музыкальном образовании задач; накапливающие различные варианты моделей организации, планирования и коррекции музыкально-образовательного процесса ДОУ, а также различные варианты ресурсного обеспечения и дидактических условий; собирающие различные варианты способов решения выявленных проблем у детей в процессе музыкального образования.

Система модульного управления качеством музыкального образования дошкольников может быть рассмотрена как самостоятельный элемент процесса управления качеством дошкольного музыкального образования, поскольку затрагивает каждый компонент менеджмента: принятие решений, планирование (организация выполнения принятых решений), контроль (самоконтроль) за их выполнением [5].

ЛИТЕРАТУРА _

В заключение статьи необходимо отметить, что руководителю ДОУ перед внедрением в дошкольную практику технологии комплексного педагогического мониторинга качества музыкального образования дошкольников необходимо обосновать для педагогического коллектива важность и обязательность ее введения в практику учреждения. Результаты мониторинговых процедур будут являться основой для построения и дальнейшего развития инновационной системы музыкального образования детей в ДОУ в контексте ФГТ [8].

Таким образом, последовательное внедрение в практику ДОУ Нижегородской области модульного управления качеством музыкального образования дошкольников на основе технологии мониторинга его качества позволяет говорить о создании в дошкольных учреждениях системы постоянной оценки и контроля качества музыкального образования детей.

1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М. : Мозаика-Синтез, 2011.

2. Костина, Э. П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования детей / Э. П. Костина / / Дополнительное образование и воспитание. — 2007. — № 3. — С. 40—42.

3. Костина, Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников : монография / Э. П. Костина. — Н. Новгород : НИРО, 2011. — 417 с.

4. Костина, Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» / Э. П. Костина. — М. : Линка-Пресс, 2008. — 317 с.

5. Костина, Э. П. Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга : монография / Э. П. Костина. — Н. Новгород : Дятловы горы, 2012. — 424 с.

6. Овчинникова, Т. С. Качество образования и организация управления в дошкольных образовательных учреждениях / Т. С. Овчинникова. — СПб., 2006.

7. Сафонова, О. А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении / О. А. Сафонова // Управление ДОУ. — 2002. — № 6. — С. 8—11.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / / Российская газета. — 2010. — Вып. № 5125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.