Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ: ТЕХНОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ: ТЕХНОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общевоенная подготовка / курсант / авиация / училище / интегрированный подход / general military training / cadet / aviation / school / integrated approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович

В статье раскрывается сущность интегрированного подхода в процессе обучения общевоенной подготовке с применением педагогических и психологических компонентов. Рассматривается специфика общевоенной подготовки в отношении будущих военных летчиков на фоне идентичной подготовки в учебных заведениях других войск. Акцентировано внимание на особенностях применения психологического аспекта в процессе трансляции учебного материала, реализуемого непосредственно преподавателем. Приведены доступные для обучения общевоенной подготовке формы обучения, как подхода к педагогическим технологиям. Раскрывается подход к приоритетности реализации интегрированного компонента преподавателем на примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the integrated approach in the process of teaching general military training with the use of pedagogical and psychological components. The specifics of general military training in relation to future military pilots are considered against the background of identical training in educational institutions of other troops. Attention is focused on the peculiarities of the application of the psychological aspect in the process of broadcasting educational material implemented directly by the teacher. The forms of training available for general military training as an approach to pedagogical technologies are given. The approach to the priority of the implementation of the integrated component by the teacher is revealed on the example of the Krasnodar Higher Military School of Pilots.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ: ТЕХНОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ»

10. Шелепаева, А.Х. От цифровизации к цифровой трансформации военно-профессионального образования / А.Х. Шелепаева, В.Б. Успаленко // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2021. - №1. -С. 145-155

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К.Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ: ТЕХНОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

Аннотация. В статье раскрывается сущность интегрированного подхода в процессе обучения общевоенной подготовке с применением педагогических и психологических компонентов. Рассматривается специфика общевоенной подготовки в отношении будущих военных летчиков на фоне идентичной подготовки в учебных заведениях других войск. Акцентировано внимание на особенностях применения психологического аспекта в процессе трансляции учебного материала, реализуемого непосредственно преподавателем. Приведены доступные для обучения общевоенной подготовке формы обучения, как подхода к педагогическим технологиям. Раскрывается подход к приоритетности реализации интегрированного компонента преподавателем на примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова».

Ключевые слова: общевоенная подготовка, курсант, авиация, училище, интегрированный подход.

Annotation. The article reveals the essence of the integrated approach in the process of teaching general military training with the use of pedagogical and psychological components. The specifics of general military training in relation to future military pilots are considered against the background of identical training in educational institutions of other troops. Attention is focused on the peculiarities of the application of the psychological aspect in the process of broadcasting educational material implemented directly by the teacher. The forms of training available for general military training as an approach to pedagogical technologies are given. The approach to the priority of the implementation of the integrated component by the teacher is revealed on the example of the Krasnodar Higher Military School of Pilots.

Key words: general military training, cadet, aviation, school, integrated approach.

Введение. Каждое военное учебное заведение предполагает собственную общевоенную подготовку с учетом рода войск. Учебные программы данной дисциплины включают общее для всех родов войск компоненты общевоенной подготовки с акцентированием внимания на специфику обучения курсантов.

Качество обучения с обязательным включением интегрированных подходов, представляет особую актуальность, в том числе для настоящей статьи, так как подготовка будущих военных летчиков предполагает достаточно сложный образовательный процесс, в рамках которого курсанты должны освоить новые знания и навыки, при этом учитывать их применимость в военной авиации. Целью статьи является выявление педагогических и психологических аспектов, которые позволяют осуществлять подготовку будущих военных летчиков с учетом современных тенденций и требований в рамках общевоенной подготовки.

Образовательные стандарты затрагивают общие компетенции в отношение подготовки в учебных заведениях, однако они не в полном объеме учитывают специфику подготовки в военных учебных заведениях [9]. Недостающей компетенцией прослеживаются в отдельных нормативных документах Министерства науки и высшего образования РФ, которые в совокупности позволяют сконструировать целостную образовательную систему в рамках общевоенной подготовки.

Интегрированному подходу к общевоенной подготовке посвятили свои научные труды такие исследователи, как Заруцкий Д.Л., Гожиков В.Я., Денисов А.Г., Ленев Ю.А., Лазукин А.Д. и др. [2, С. 12]. Внимание обозначенных представителей научного сообщества базируется на общевоенной подготовке в контексте формирования кадровых офицеров. Этот подход объясняется необходимостью формирования ценностно-мотивационного отношения со стороны курсантов к сущности своей будущей профессиональной деятельности.

Однако современная действительность такова, что в условиях динамично меняющейся педагогической активности вследствие интенсивного развития информационной технологии и расширения информационного пространства, интегрированный подход предполагает комбинирование свойственных военному учебному заведению форм обучения и новых подходов в целях углубления познаний курсантами.

Изложение основного материала статьи. Процесс подготовки будущих военных летчиков требует от преподавателя дисциплины «Общевоенная подготовка» доступное разъяснение содержательной части учебной программы. Это означает, что преподаватель должен передать знания военным летчикам, достаточные для формирования у них представления об основных требованиях несения военной службы. В тоже время следует учитывать, что освоение содержательной части учебной программы неизбежно формирует отдельные компоненты мировоззренческого аспекта среди будущих военных летчиков. На данный процесс в значительной степени влияет специфика восприятия курсантами получаемой информации и формирование собственного отношения к ней. Военной службой предусматривается, что будущий военнослужащий в равной степени, как и действующий военнослужащий, должны следовать приказам командования или вышестоящего военного руководства. Однако качество выполнения приказов и, возникающая в некоторых случаях необходимость взятие военнослужащим командование на себя, способствует необходимости формирования такого мировоззренческого аспекта, который в расширенном формате обеспечивал бы соблюдение национальных интересов и создание условий для выполнения тактических задач, в том числе боевых задач [3, С. 93].

Дисциплина по общевоенной подготовке, несмотря на строгую регламентированность проведения занятий, предполагает широкий спектр педагогических и психологических приемов преподавателя, которые направлены на формирование искомых нейронных связей в мыслительном процессе курсантов.

Гели рассматривать педагогическое и психологического воздействие преподавателя на процесс восприятия информации курсантами, то следует акцентировать внимание на различные по степени сложности и многоаспектности,

применяемых преподавателем инструментов. В частности, преподаватель может демонстрировать глубокие познания в содержательной сущности общевоенной подготовки, что непосредственно является одним из инструментов формирования эффекта подражания среди курсантов, которые на примере преподавателя впоследствии изъявляют желание обладать идентичными компетенциями в отношении учебной программы по дисциплине.

Боевой опыт или глубокая осведомленность преподавателя относительно реальных примеров из военной практики в сфере авиации призваны раскрыть сущностное понимание курсантами специфики военной службы в наглядной форме. Такие приемы, как: умение преподавателем делать небольшие уместные паузы в процессе устной речи; смена интонации в целях акцентирования внимания на исключительно важных составляющих общевоенной подготовки; структурирование информации по принципу «от простого - к сложному», а также структурирование учебной программы в целях формирования целостного восприятия военной службы, как сферы, в которой отсутствуют второстепенные компоненты, помогают преподавателю в любых условиях донести существенную часть учебной программы до сведения курсантов. Это значит, что преподаватель должен в своей учебной программе учитывать не только непосредственную военную подготовку, но также сопутствующие компоненты, усиливающие важность качественной общевоенной подготовки. [4, С. 83].

Как психологический прием в процессе педагогической деятельности, преподаватель рассматриваемой дисциплины должен учитывать аспекты ответственности будущих военных летчиков при проявлении ими тактических действий в процессе военной службы. К примеру, курсантам следует понимать высокую степень ответственности при обращении с оружием и орудиями. Ответственность также затрагивает проявление курсантами поведенческой реакции в процессе полетов, что означает устранение потенциальной ситуации, которая может быть спровоцирована будущим военным летчиком, как элемент бессознательного [1, С. 106]. Это значит, что общевоенная подготовка с психологической точки зрения должна исключать проявление с курсантами в процессе будущей военной службы состояний импульсивности, аффекта, временной смены настроения и других аспектов психоэмоционального состояния.

Некоторые подходы к педагогической деятельности, несмотря на появление новых педагогических технологий, до сих пор остаются актуальными при обучении общевоенной подготовке, к примеру, строгая регламентация учебных занятий ввиду сложности специфики рассматриваемой дисциплины, смена теоретических занятий и практической подготовки, обязательность освоения определенного объема знаний, обязательность осуществления самостоятельной работы при изучении отдельных аспектов общевоенной подготовки.

Приведенные подходы к строгой регламентации учебной активности, в исторической и хронологической перспективе, показали полное соответствие распорядку дня и режиму, которые свойственны и обязательны для курсантов в период их обучения в военном учебном заведении. Соответственно, интегрированный подход с учетом психологической и педагогической составляющих на фоне дисциплины на территории учебного заведения допустим в рамках общевоенной подготовки, так как обозначенная совокупность приводит к оптимальному освоению комплексных знаний и навыков будущими военными летчиками по дисциплине [5, С. 179].

Кроме того, интеграция педагогического и психологического аспектов способствуют такие подходы, как: электронные учебные материалы; специальные аудитории для изучения уставов Военных Сил Российской Федерации; специальные помещения для осуществления огневой подготовки из стрелкового оружия; полевая учебная база и др. Комбинация и своевременная смена различных подходов и учебной обстановки позволяет курсантам дополнять собственные знания наглядными практическим навыками в сфере строевой подготовки, тактики специальных подразделений, военной топографии и других тематических направлений рассматриваемой дисциплины.

Следует отметить, что, к примеру, в Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова») особое внимание уделяется групповым занятиям и самостоятельной работе обучающихся, которые подразумевают получение обучающимися консультаций от преподавателя [6]. Обозначенные мероприятия, как показывает практика, преимущественно посвящены отдельным положениям уставов ВС РФ, специфики хранения казенного и гарнизонного оружия и боеприпасов, некоторым аспектом нормативно-правовым актам, затрагивающих повседневное несение военной службы летными подразделениями. Таким образом, специфика училища корректирует приоритетность углубления познаний, хотя содержательная часть по общевоенной подготовке реализуется в полном объеме. Несмотря на то, что профиль подготовки базируется на военной авиации, курсанты училища по итогам освоения дисциплины могут оказать первую помощь при поражении отравляющими веществами, ориентироваться на местности, в том числе на суши, по азимутам, осуществлять и сооружать фортификационные сооружения. Обозначенные умения также обязательны для курсантов учебных заведений других родов войск.

Интеграционный подход к общевоенной подготовке отражен в Письме Министерства науки и высшего образования РФ от 21 декабря 2022г. № МН-5/35982, посвященном общевоенной подготовке в системе высшего образования Российской Федерации [7]. В данном документе обозначена равноценная необходимость нормативной и тактической подготовки курсантов в аспекте патриотического воспитания. Акцентируется особое внимание формам обучения и порядку подготовки курсантов, рекомендованным преподавателю рассматриваемой дисциплины. Кроме того, законодательно закреплено понимание интеграции, как совокупности различных форм обучающих мероприятий, в том числе аттестационной направленности.

При этом документом обозначено, что интеграционный подход должен обеспечиваться не только теоретическими знаниями и практическими навыками курсантов, в том числе будущих военных летчиков, но также решением задач, сопряженных с готовностью обучаемых курсантов к участию в потенциальных боевых действиях. Кроме того, интеграция отражается в подходе преподавателя, который самостоятельно в углубленном формате: изучает материалы занятий по дисциплине; внедряет новые методические разработки психологического и педагогического характера; подбирает наглядные примеры из общеизвестной практики оборонных структур Российской Федерации; применяет психолого-педагогические аспекты для разработки планов проведения учебных занятий; внедряет новые педагогические технологии; осуществляет подготовку источниковедческой базы для повышения степени осведомленности будущих военных летчиков к предполагаемой военной службе.

Отдельным аспектом в обозначенном Письме приводится такая интеграционная составляющая, как структурирование наглядных примеров, которые не только соответствуют тематическим разделам учебной программы, но также показывают целесообразность добросовестного отношения выдающихся военных деятелей к образовательному аспекту в рамках изучаемых материалов. Таким образом, становится актуальным подход выдающегося полководца A.B. Суворова, базирующийся на существенном облегчении несения военной службы и участия в потенциальных боевых действиях после осознанного отношения к процессу получения военного образования [8, С. 4]. Хотя проведение занятий практического характера нацелены на совершенствование рефлексивной компетенции среди будущих военных летчиков в психолого-педагогическом аспекте, этот аспект образовательного процесса важен тем, что навыки по общевоенной подготовке

становятся неотъемлемой частью каждого курсанта, как будущего военнослужащего. В отношении групповых занятий в упомянутом Письме предусмотрена систематизация знаний в целях возможности раскрытия отдельных вопросов, затрагивающих современное состояние и тенденции развития ВС РФ. В этом случае, уместны применение таких педагогических приемов, как изложение учебного материала в устной форме с элементами комбинирования наглядных источников информации посредством электронных устройств. Рассматривая самостоятельную работу курсантов как педагогическую технологию, необходимо учесть, что данная технология становится целостной в военном учебном заведении, если она сопровождается всесторонним методическим обеспечением со стороны преподавателя [10, С. 49].

Применение консультаций в рамках выполнения самостоятельной работы, практикуемой в ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова», сопряжены с необходимостью качественной подготовки к промежуточной аттестации. В рамках исполнения положений упомянутого Письма курсанты училища осуществляют подготовку к промежуточной аттестации путем выполнения тактических задач, приближенных к аспектам военной службы в авиации на данный момент времени. Таким образом, подход к выполнению самостоятельной работы посредством реализации тактических задач позволяет будущим военным летчикам более осознанно подготовиться к практической части промежуточной аттестации и расширенно иметь представление о своей будущей военной службе при выполнении идентичных действий.

Интеграционная составляющая в Письме Министерства науки и высшего образования РФ также отражается приведенной учебно-материальной базой, которая включает ресурсы для реализации различных педагогических технологий и психологических приемов по общевоенной подготовке. К ним относятся строевой плац, магнитно-маркерная доска, инструменты табеля вооружения, военной техники и военно-учебного имущества, специализированные аудитории, тир, программное обеспечение и компоненты программного оборудования. Интеграционные компоненты общевоенной подготовки, предусмотренные в обозначенном Письме, нацелены на формирование у курсантов осознанного общественного отношения и воинского долга, уважительного отношения к воинским традициям, что является неотъемлемым компонентом необходимости глубокого освоения учебного материала рассматриваемой дисциплины.

Таким образом, обучение по общевоенной подготовке требует от преподавателя постоянного учета специфики подготовки будущих военных летчиков. Знания и навыки курсантов должны быть в равной степени соотнесены к военной службе в авиации и взаимодействию с другими родами войск в процессе потенциальных боевых действий. Занятия по общевоенной подготовке с интеграционным компонентом должны быть направлены не столько на базовую подготовку курсанта, как военнослужащего, как преимущественно на подготовку целостной личности будущего военного летчика, понимающего и осознающего степень собственной ответственности перед командованием и национальными интересами своей страны.

Выводы. Дисциплина по общевоенной подготовке предполагает значительно расширенный подход к обучению курсантов, которые в действительности осваивают не только знания и умения, но также обретают высокую степень ответственности в процессе потенциальных боевых действий. Подготовка будущего военнослужащего предполагает целостный подход с использованием психолого-педагогических аспектов и специальных педагогических технологий в рамках регламентированной формы обучения. Интеграционные подходы, предусмотренные в Письме Министерства науки и высшего образования РФ, позволяют приучать курсантов к выполнению тактических задач любой сложности.

Данный подход к деятельности преподавателя в значительной степени расширяет целевое назначение общевоенной подготовки. Соответственно, применяемые технологии и психологические приемы являются компонентами образовательного процесса, без которых обучение в рамках рассматриваемой дисциплины осуществлялось бы не в полном объеме. Чем больше интеграционных аспектов реализует преподаватель при обучении будущих военных летчиков, тем глубже окажутся их познания и практические навыки в сфере военной авиации.

Литература:

1. Анфалов, Б.В. Модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов / Б.В. Анфалов // Преподаватель XXI век.-2017. -№2-1. - С. 105-114

2. Заруцкий, Д.Л. Совершенствование общевоенной подготовки студентов военных учебных центров: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Заруцкий Дмитрий Львович; [Место защиты: Военный университет Министерства обороны Российской Федерации]. -Москва, 2021. -24 с.

3. Карлова, Б.Н. Социальные факторы образовательной успешности курсантов военных вузов / Б.Н. Карлова, В.Б. Талынев // Высшее образование в России. - 2022. - №6. - С. 92-102

4. Кирина, Б.А. Принципы профессионально-ориентированного взаимодействия военных летчиков / Б.А. Кирина // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2021. - №2. - С. 82-88

5. Кустов, Д.А. Воспитание морально-волевых качеств курсантов средствами физической подготовки в целостном педагогическом процессе военного вуза / Д.А. Кустов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№74-3. - С. 178-181

6. Официальный портал ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» // ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова»: [сайт].-URL: https://kvvaul.mil.ru/7ysclid4ndhsp7svn927799916 (дата обращения: 04.10.2023)

7. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 21 декабря 2022 г. № МН-5/35982 О направлении программы образовательного модуля "Основы военной подготовки" для обучающихся образовательных организаций высшего образования //Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: [сайт]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405911395/?ysclid=lndhjokvaw618059447 (дата обращения: 04.10.2023)

8. Румянцев, C.B. Под нашим знаменем - история авиации России / C.B. Румянцев // ВВО. - 2021. - №3 (30). - С. 4-8

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования//Портал "Гарант.ру": [сайт].-URL: https://base.garant.ru/71344998/53m421bbdamieb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 04.10.2023)

10. Языков, Г.Ю. Технология формирования гражданско-правовой культуры личности обучающихся военных вузов / Г.Ю. Языков // Педагогические исследования. - 2023. - №2. - С. 49-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.