Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОСТОЯНИЕ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная инновационная площадка / воспитание / межличностная толерантность / компоненты и критерии толерантности / диагностические методики / дети с ограниченными возможностями здоровья / regional innovation platform / education / interpersonal tolerance / components and criteria of tolerance / diagnostic techniques / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипчук Лариса Сергеевна, Ковалева Анна Сергеевна

В статье представлены промежуточные результаты функционирования региональной инновационной площадки по теме «Воспитание межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации». Определены и раскрыты компоненты и измеряемые критерии сформированное™ межличностной толерантности у детей. Описаны результаты мониторингового исследования состояния межличностной толерантности дошкольников, полученные в процессе реализации диагностического минимума подобранных методик. Также конкретизированы организационно-педагогические условия, формы и методы реализации опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности в рамках инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипчук Лариса Сергеевна, Ковалева Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the intermediate results of the functioning of the regional innovation platform on the topic "Education of interpersonal tolerance in the conditions of a modern preschool educational organization". The components and measurable criteria for the formation of interpersonal tolerance in children are identified and disclosed. The results of a monitoring study of the state of interpersonal tolerance of preschoolers obtained in the process of implementing the diagnostic minimum of the selected techniques are described. Organizational and pedagogical conditions, forms and methods of implementation of experimental work on the education of tolerance in the framework of innovative activities are also specified.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

стороны наставников, обладающих исследовательскими компетенциями, что позволит сделать НИРС более привлекательной для молодежи и более эффективной, упростит процесс ее освоения и поможет вовлечь в научно-исследовательскую деятельность большее число студентов.

Литература:

1. Алексеева, П.М. Роль научно-исследовательской работы студентов вуза в подготовке будущих специалистов / П.М. Алексеева, Т.Ю. Гвильдис // Проблемы современного педагогического образования. -2023. - №1. - С. 10-12

2. Андреева, О.С. Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки / О.С. Андреева, O.A. Селиванова, И.В. Васильева // Образование и наука. - 2019. - No 1. -С. 37-58

3. Бережных, Е.А. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе / Е.А. Бережных, С.Г. Григорьева, И.И. Поташова // Педагогика и психология образования. - 2018. - №4. - С. 84-90

4. Замкин, П.В. Проблема разработки научно-методического обеспечения исследовательской деятельности студентов в условиях практико-ориентированной подготовки в педагогическом вузе / П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2019,- № 3. - С. 48-57

5. Карпович, A.B. Социологическое исследование особенностей формирования научного потенциала в условиях образовательной среды медицинского вуза /A.B. Карпович // Современный научный вестник. -2015. - № 1.-С. 31-34

6. Мордовская, A.B. Научно-методическое сопровождение исследований студентов и аспирантов посредством внедрения кейс-технологии / A.B. Мордовская, Е.А. Барахсанова, C.B. Панина. - Москва: Издательство МГОУ, 2010.- 166 с.

7. Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития современного студента-медика / В.В. Неволина, И.Д. Белоновская, Г.В. Савицкий, Л.И. Паина // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №5. - С. 117-122

8. Салаватулина, Л.Р. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов / Л.Р. Салаватулина // Вестник южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. -№2.-С. 167-178

Педагогика

УДК 37.013

кандидат психологических наук, доцент Пилипчук Лариса Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Ковалева Анна Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

СОСТОЯНИЕ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены промежуточные результаты функционирования региональной инновационной площадки по теме «Воспитание межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации». Определены и раскрыты компоненты и измеряемые критерии сформированности межличностной толерантности у детей. Описаны результаты мониторингового исследования состояния межличностной толерантности дошкольников, полученные в процессе реализации диагностического минимума подобранных методик. Также конкретизированы организационно-педагогические условия, формы и методы реализации опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантности в рамках инновационной деятельности.

Ключевые слова: региональная инновационная площадка, воспитание, межличностная толерантность, компоненты и критерии толерантности, диагностические методики, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The article presents the intermediate results of the functioning of the regional innovation platform on the topic "Education of interpersonal tolerance in the conditions of a modern preschool educational organization". The components and measurable criteria for the formation of interpersonal tolerance in children are identified and disclosed. The results of a monitoring study of the state of interpersonal tolerance of preschoolers obtained in the process of implementing the diagnostic minimum of the selected techniques are described. Organizational and pedagogical conditions, forms and methods of implementation of experimental work on the education of tolerance in the framework of innovative activities are also specified.

Key words: regional innovation platform, education, interpersonal tolerance, components and criteria of tolerance, diagnostic techniques, children with disabilities.

Введение. Стремительно меняется время, ценности, ориентиры жизни общества, системы образования и каждого конкретного индивида в частности. Однако, какими бы ни были современные тенденции есть базовые, фундаментальные смыслы, значимость которых неизменно высока и является залогом стабильности функционирования всей системы человеческих отношений и каждого ее элемента, каждой личности. Именно к таким ценностям и относится ценность человеческой жизни, уникальность личности вне зависимости от ее психофизиологических особенностей и состояния здоровья. Принятие, толерантное отношение к человеку с ограниченными возможностями здоровья все чаще становится объектом научных исследований, так как поддержание уровня толерантности на некритических показателях уберегает общество от моральной деградации. Взрослая личность с гуманной системой мировоззренческих координат вырастает из маленького ребенка, прошедшего все этапы обучения и воспитания в семейной и социальной среде. Именно поэтому старт исследований состояния межличностной толерантности должен быть инициирован еще в дошкольном детстве особенно сензитивном к влиянию как конструктивных, так и деструктивных факторов морального становления личности.

Изложение основного материала статьи. В 2022 году стартовал длительный проект сотрудничества МБДОУ ЦРР «Детский сад № 10» города Новоалтайска Алтайского края и научно-исследовательской лаборатории «Диагностики и коррекции нарушений в развитии» ФГБОУ ВО «АлтГПУ» в лице канд. психологических наук, доцента Пилипчук Л.С., канд. пед. наук, доцента Ковалевой А.С., а также старшего преподавателя кафедры специальной педагогики и психологии Карнауховой Я.Б. Качественным результатом взаимодействия науки и практики стало присвоение образовательной организации статуса Региональной инновационной площадки по теме «Воспитание межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации» [2].

Определив цели и задачи деятельности в данном направлении, члены рабочей группы инновационной площадки приступили к поиску критериев результативности и формированию комплекса методик, определяющих диагностический минимум для изучения состояния уровня межличностной толерантности в дошкольной образовательной организации. В качестве компонентов сформированности межличностной толерантности были обозначены: мотивационно-потребностный, когнитивный, креативно-деятельностный, рефлексивный. Каждому компоненту соответствует вполне измеряемый показатель, критерий проявленности, к которым относятся: адекватность самовосприятия и восприятии партнера по общению, творческое мышление, мобильное поведение, эмпатия [3]. Рассмотрим их подробнее.

Мотивационно-потребностный компонент межличностной толерантности представляет собой высокий интерес к проблеме конфликтности и агрессивности, активное открытое обсуждение ситуаций причинения необоснованной обиды кому-либо, сознательное желание строить неконфликтное общение, проявлять дружелюбие и взаимопомощь, а также осознание необходимости оценивания людей по их личным качествам, признание уникальности каждого, его неповторимости и права быть таким. Критерием сформированности данного компонента выступает адекватность самовосприятия и восприятия партнера по общению, в нашей ситуации, партнера с ограниченными возможностями здоровья, что найдет отражение в стремлении к построению неконфликтных взаимоотношений и желании преодолеть трудности общения неагрессивным путем, доброжелательно.

Следующим немаловажным компонентом межличностной толерантности определен когнитивный компонент, предполагающий понимание сущности бесконфликтного, уважительного, доброжелательного общения и взаимодействия, осознание достоинств такого стиля жизни, а также способность понимать причины агрессивного взаимодействия и выделять его недостатки, осознавая важность проявления соучастия лично для каждого человека. В качестве критерия когнитивной зрелости личности выступает творческое, дивергентное мышление, его достаточный с учетом возрастных особенностей и возможностей уровень критичности, способность необычно решать обычные проблемы, ориентация на поиск нескольких вариантов решения.

Креативно-деятельностный компонент раскрывается в умении правильно построить ситуацию взаимодействия в русле доброжелательности и взаимного уважения; готовности и умении разрешить конфликтную ситуацию конструктивно; уважительном отношении к проявлению индивидуальности каждого и умении самостоятельно осуществлять выбор эффективной модели поведения в новой ситуации и применять полученные знания, умения и навыки. В качестве измеряемого критерия по данному компоненту определена мобильность поведения, его автономность, способность контролировать и изменять сове поведение с учетом ситуации, особенностей и желаний партнера для достижения общей

Адекватная оценка собственного поведения и поведения других с позиций взаимопонимания и уважения, способность понимать и анализировать свое поведение, чувства и мысли и изменять характер взаимодействия на основе анализа составляют рефлексивный компонент межличностной толерантности. В свою очередь, уровень эмпатии становится измеряемым критерием для данного компонента и раскрывается в адекватном представлении о том, что происходит в своем внутреннем мире и мире другого человека, способности к рефлексии и достаточному уровню развития психоэмоциональной саморегуляции.

Целью нашей работы по выявлению состояния исследуемой проблемы явилось изучение уровня сформированности межличностной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: у дошкольников коррекционных и инклюзивных групп ДОО низкий уровень инклюзивной культуры и межличностной толерантности. В ходе теоретического анализа проблемы, обобщения психолого-педагогических исследований по вопросам воспитания инклюзивной культуры и межличностной толерантности в условиях инклюзивного образования, выявленных и раскрытых выше компонентов и критериев нами был составлен комплекс методик для определения уровня сформированности показателей межличностной толерантности на констатирующем этапе исследования и в дальнейшем реализации программы формирующего эксперимента [11. Для мотивационно-потребностного компонента в качестве диагностического инструментария были определены беседа и методика «Лесенка» (Щур В.Г.).

Для полноты восприятия отдельно хочется остановиться на вопросах, которые были предложены детям.

1. Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?

2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе?

3. Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?

4. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?

5. Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?

6. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?

7. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?

8. Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?

9. Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?

10. Мама пообещала с тобой в выходной день сходить в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?

В качестве дополнительных вопросов предлагались следующие:

1. Знаешь ли ты, что бывают дети, которые дети не могут слышать, видеть, ходить и т.д.?

2. Как ты считаешь, смог бы такой ребенок ходить в наш детский сад? В твою группу? Почему?

3. Если бы такой ребенок ходил в наш детский сад, это было бы хорошо или плохо? Почему?

Когнитивный компонент рассматривался через творческое мышление и исследовался с помощью методики из комплекта материалов Павловой Н.Н, Руденко Л.Г.(субтест 11 «На что это похоже?» (воображение); креативно деятельностный компонент оценивался через мобильность поведения с помощью диагностической методика «Руковички» Г.Л. Цукерман; методика «Неоконченные рассказы» (А. М. Щетинина, Т. П. Гаврилова) выступала средством измерения уровня сформированности такого компонента как эмпатия.

Диагностическая работа проводилась на базе МБДОУ ЦРР «Детский сад №10 «Радуга» г.Новоалтайска в сентябре-декабре 2022 года в рамках реализации первого этапа Программы. В исследовании принимали участие 122 ребенка в возрасте 5-7 лет старших (две группы), подготовительных инклюзивных групп (две) и коррекционных групп (две), диагностическая работа проводилась с письменного согласия родителей. Результаты диагностики обрабатывались по группам ДОО, значимость статистических различий определялась с помощью непараметрического Ц-критерия Манна-Уитни, достоверность статистических различий полученных результатов в нашем исследовании представлена на 5%. В

данной статье для характеристики результатов исследования, полученные данные представлены в процентах. На начальном этапе диагностики проводилась беседа с ребенком для установления контакта, формирование положительного настроя на работу и содержательно для выявления особенностей межличностных отношений респондентов в инклюзивных и коррекционных группах, сформированности навыков социального сотрудничества, взаимопомощи и принятия.

Согласно полученным результатам значимость статистических различий зафиксирована между результатами старшей и подготовительной инклюзивной группы и между выборками инклюзивных групп и коррекционных групп, внутри выборки между результатами респондентов старших групп (две участвовали в исследовании), подготовительных групп (также две группы) и коррекционных - статистических различий не зафиксировано.

Согласно полученным данным у 85% детей старших инклюзивных групп характерно проявление навыков социального сотрудничества в конфликтной ситуации и принятия, 15% детей показали низкий уровень. В подготовительных инклюзивных группах навыки социального сотрудничества в конфликтной ситуации и принятий проявляли большее количество детей 98% и 2% показали низкий уровень.

В коррекционных группах (для детей с ЗПР и ОНР) навыки социального сотрудничества в конфликтной ситуации и принятия продемонстрировали 63% детей и 37% - показали очень низкий уровень развития.

Следующим этапом работы по изучению мотивационно-потребностного компонента инклюзивной культуры и толерантности стало изучение самооценки респондентов с помощью методики «Лесенка» Щур В.Г. Были получены следующие результаты: Старшие группы: 9% неадекватно завышенный уровень самооценки, 91% - завышенный уровень самооценки; подготовительные группы: 6% неадекватно завышенный уровень самооценки; 87% завышенный уровень самооценки; 7% средний уровень самооценки; коррекционные группы; 94% завышенный уровень самооценки; 6% заниженный уровень самооценки. Наиболее крайние результаты мы наблюдали в коррекционных группах: подавляющее большинство детей с завышенной самооценкой и единичных результаты - заниженной самооценки, что сочеталось, согласно полученным результатам, с высокой конфликтностью, неумением установить взаимодействие, решить проблемную ситуацию.

Для изучения когнитивного компонента использовались методики из комплекта материалов Павловой Н.Н, Руденко Л.Г. (в частности, субтест 11 «На что это похоже?» на изучение воображения). Результаты по методике «На что это похоже?»: старшие группы: 7% высокий уровень, 22% средний уровень, 71% низкий уровень; подготовительные группы: 11% высокий уровень, 26% средний уровень, 63% низкий уровень; коррекционные группы: 7% средний уровень; 93% низкий уровень. Полученные данные показывают, что способности необычно решать ситуацию, обычные проблемы, поиск нескольких вариантов решения фактически не развиты у респондентов коррекционных групп (93%), в инклюзивных группах дети более успешно решают данные вопросы (что продемонстрировали от 29% до 37% респондентов этих групп), в целом уровень развития данного показателя является низким. Креативно-деятельностный уровень, как умение правильно построить ситуацию взаимодействия в русле доброжелательности и взаимного уважения, готовность и умение разрешить конфликтную ситуацию конструктивно, сопереживать, уважительно относится и т.д. диагностировался с помощью методики «Рукавички» Г.Л. Цукерман и уровень эмпатии определялся благодаря методике «Неоконченные рассказы» (A.M. Щетинина, Т.П. Гаврилова).

Результаты по методике «Рукавички» распределились следующим образом. Старшие группы: высокий уровень 25%, средний уровень 57%, низкий уровень 18%; подготовительные группы: высокий уровень 43%, средний уровень 49%, низкий уровень 8%; коррекционные группы: средний уровень 21%, низкий уровень 79%. Результаты по методике «Неоконченные рассказы» (A.M. Щетинина, Т. П. Гаврилова) также представлены далее. Старшие группы: гуманистическая эмпатия - 74%; эгоцентрическая эмпатия - 26%; подготовительные группы: гуманистическая эмпатия - 79%, эгоцентрическая эмпатия -21%; коррекционные группы: гуманистическая эмпатия - 17%, эгоцентрическая эмпатия - 83%. Таким образом умение сотрудничать, проявлять уважение проявили респонденты старших групп (до 82% респондентов и гуманистической эмпатии - до 74%) и подготовительных инклюзивных групп (до 92% респондентов и гуманистической эмпатии до 79%); в коррекционных группах навыки сотрудничества представлены у 21% респондентов, а гуманистическая направленность - у 17%).

Обобщая полученные результаты констатирующего этапа исследования, можно отметить, что в целом развитие толерантности, социального сотрудничества, эмпатии остается на явно недостаточном уровне у дошкольников, участвующих в исследовании, что подтверждает выдвинутую гипотезу и актуальность стартовавшего эксперимента. При этом, если в инклюзивных группах эти задачи отчасти решаются, то в коррекционных группах уровень развития указанных показателей личности проявляется на очень низком уровне.

Материалы нашего исследования не претендуют на полноту освещения данного вопроса, но позволили нам определить направление и содержание нашей работы по воспитанию межличностной толерантности у дошкольников на следующем формирующем этапе работы региональной инновационной площадки.

В свою очередь, именно эти результаты позволяют сформулировать ряд обязательных организационно-педагогических условий реализации воспитания межличностной толерантности, к которым отнесены:

- функционирование координационного совета по вопросам воспитания межличностной толерантности;

- ориентация содержания воспитания на актуализацию толерантности, формирование установки на толерантность, состоящей в способности и эмоционально-волевой готовности к саморегуляции и диалогу;

- насыщение предметно-пространственной образовательной среды вариативными формами воспитания толерантности;

- организация опыта толерантного взаимодействия, проявляющегося в умении самокоррекции эмоционального состояния, бесконфликтного общения, принятия правил и норм толерантного взаимодействия, рефлексии.

Выводы. Таким образом, в рамках функционирование региональной инновационной площадки «Воспитание межличностной толерантности в условиях современной дошкольной образовательной организации» стало возможным выявление состояния уровня сформированности межличностной толерантности в современной дошкольной образовательной организации посредством конкретизации компонентов и измеряемых критериев данной личностной характеристики; а также определения комплекса диагностических методик, составивших обязательный минимум на старте опытно-экспериментальной работы.

Немаловажным промежуточным результатом инновационной деятельности можно также считать актуализацию форм и методов воспитания межличностной толерантности в инклюзивной дошкольной образовательной организации в логике обозначенных компонентов и критериев. К таким формам и методам соответственно относятся: трансформация культурно-речевой и предметно-пространственная среда группы: уголки психологического комфорта, настроения и саморегуляции; включение технологий развития критического мышления, коммуникативных игр, а также приемов рефлексии деятельности, содержания и настроения в совместной деятельности в режимных моментах.

Литература:

1. Ковалева, A.C. Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования / A.C. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58(1). -С. 116-120

2. Ковалева, A.C. Региональная инновационная площадка «Воспитание межличностной толерантности в современной дошкольной образовательной организации» / A.C. Ковалева, Л.С. Пилипчук, Я.Б. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 79(3). - С. 129-132

3. Ковалева, A.C. Создание толерантной среды и формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса: некоторые теоретические и практические аспекты / A.C. Ковалева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№4(71).-С.266-268

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К.Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ

ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ЛЕТЧИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается специфика общевоенной подготовки, ее структура и тематические направления. Акцентируется внимание на возможности применения информационных технологий и электронных устройств в рамках освоения отдельных тематических аспектов рассматриваемой дисциплины. Оценивается перспективность и целесообразность внедрения новых технологий в образовательный процесс военных учебных заведений и отдельно в рамках общевоенной подготовки. Акцентируется внимание на необходимости разработки особых подходов и критериев в отношении нововведений для целей обучения курсантов, в том числе будущих военных летчиков. На примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков» показывается целесообразность внедрения определенного числа нововведений с учетом необходимости соблюдения национальной безопасности.

Ключевые слова: эволюция, общевоенная подготовка, информационные технологии, курсант, авиация, национальная безопасность.

Annotation. The article discusses the specifics of general military training, its structure and thematic areas. Attention is focused on the possibility of using information technologies and electronic devices within the framework of mastering certain thematic aspects of the discipline under consideration. The prospects and expediency of introducing new technologies into the educational process of military educational institutions and separately within the framework of general military training are evaluated. Attention is focused on the need to develop special approaches and criteria for innovations for the purposes of training cadets, including future military pilots. The expediency of introducing a certain number of innovations, taking into account the need to comply with national security, is shown by the example of the Krasnodar Higher Military School of Pilots.

Key words: evolution, general military training, information technology, cadet, aviation, national security.

Введение. В последнее время общевоенная подготовка в аспекте новых тенденций по ряду причин изучается недостаточно. Преимущественное внимание различными исследователями уделяется моральной подготовке курсантов военных учебных заведений. В частности, Соловьев A.M., Мосягутов Л.О. и др. [7, С. 51] изучили ряд моральных аспектов в рамках престижности военного образования, на которые влияет качество обучения общевоенной подготовки. Мандранов A.M. и Лушников Ю.Ю. акцентировали внимание на традиции общевоенной подготовки, которые могут формировать будущего кадрового офицера вне зависимости от обучения в гражданском или военном вузе [3, С. 40]. Тенденции и эволюционные аспекты общевоенной подготовки среди исследований последних лет приводят к чрезвычайно актуальности настоящей темы статьи. Соответственно, целью является выявление подходов общевоенной подготовки, которые позволили бы внедрять результаты новых тенденций в образовательный процесс.

В настоящее время общевоенная подготовка преимущественно базируется на Конституции РФ как основополагающим нормативном документе, профильных законах об образовании и воинской службе, а также на Федеральном государственной образовательном стандарте (ФГОС) и отдельных нормативных документах профильных ведомств РФ [8], [9]. Все обозначенные документы направлены на совершенствование различных искомых компетенций среди курсантов и в действительности не ограничивают преподавателя в применении им учебно-методических ресурсов. С одной стороны, данный аспект не препятствует внедрению, к примеру, информационных технологий в процесс обучения общевоенной подготовке. Однако, с другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях военного профиля и необходимость сохранения национальной безопасности, должны акцентировать внимание на влиянии новых тенденций, в том числе технологичного характера, на процесс обучения курсантов, к примеру, обучение общевоенной подготовке будущих военных летчиков должно учитывать тенденции, которые непосредственно затрагивают профиль их направления в аспекте влияния IT-технологий на воздушное пространство, в том числе Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Обучение общевоенной подготовке нацелено на теоретические знания в сфере военно-политической подготовки, правовых аспектов, а также на совершенствование навыков для осуществления военной службы. Структура учебной программы по данной дисциплине конструируется таким образом, чтобы курсант освоил компетенции не только в рамках высшей школы, но также в рамках военной подготовки. Обозначенные компетенции затрагивают вопросы безопасности в случае возникновения предпосылок к угрозе национальным интересам, чрезвычайным ситуациям и развития каких-либо военных конфликтов. После освоения содержательной и практической частей общевоенной подготовки, курсант должен обладать комплексом компетенций, которые позволят ему выполнить воинский долг, а также по приказу командования и, в соответствии, с уставами Военных Сил Российской Федерации (ВС РФ) применить собственные знания и навыки для защиты национальных интересов. Стоит отметить, что содержательная часть общевоенной подготовки рассчитана на соблюдение будущим военнослужащим законодательства РФ. В случае с обучением будущих военных летчиков - изучение аспектов законодательства затрагивает не только вопросы обороны и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.