Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ВУЗЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ХИМИК / ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович

В статье представлено описание модели профессиональной подготовки будущих химиков-технологов в вузе. Описаны требования к компетентности специалиста химического производства в условиях модернизации химических предприятий и цифровизации технологических и управленческих процессов. Раскрыто содержание структурной модели подготовки специалистов химического производства, а именно целевого, содержательного, организационно-управленческого и рефлексивно-оценочного компонентов. Сформулированы педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалистов данного направления подготовки. Сделаны выводы о возможностях использования разработанной педагогической модели для проектирования и модернизации программ профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST IN CHEMICAL PRODUCTION AT THE UNIVERSITY

The article presents a description of the model of professional training of future chemical technologists at the university. The requirements for the competence of a chemical production specialist in the conditions of modernization of chemical enterprises and digitalization of technological and management processes are described. The content of the structural model of training of chemical production specialists, namely, the target, content, organizational and managerial and reflexive-evaluative components, is disclosed. Pedagogical conditions for the formation of professional competence of specialists in this area of training are formulated. Conclusions are drawn about the possibilities of using the developed pedagogical model for the design and modernization of professional training programs.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ВУЗЕ»

8. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов / С.Ф. Шатилов. - М.: Высшая школа, 1986. - 223 с.

Педагогика

УДК 377.44

старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дзержинский политехнический институт (филиал)

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ХИМИЧЕСКОГО

ПРОИЗВОДСТВА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлено описание модели профессиональной подготовки будущих химиков-технологов в вузе. Описаны требования к компетентности специалиста химического производства в условиях модернизации химических предприятий и цифровизации технологических и управленческих процессов. Раскрыто содержание структурной модели подготовки специалистов химического производства, а именно целевого, содержательного, организационно-управленческого и рефлексивно-оценочного компонентов. Сформулированы педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалистов данного направления подготовки. Сделаны выводы о возможностях использования разработанной педагогической модели для проектирования и модернизации программ профессиональной подготовки.

Ключевые слова: модель, профессиональная подготовка, химик, химическая технология.

Annotation. The article presents a description of the model of professional training of future chemical technologists at the university. The requirements for the competence of a chemical production specialist in the conditions of modernization of chemical enterprises and digitalization of technological and management processes are described. The content of the structural model of training of chemical production specialists, namely, the target, content, organizational and managerial and reflexive-evaluative components, is disclosed. Pedagogical conditions for the formation of professional competence of specialists in this area of training are formulated. Conclusions are drawn about the possibilities of using the developed pedagogical model for the design and modernization of professional training programs.

Key words: model, training, chemist, chemical engineering.

Введение. Модернизация российской промышленности, активное внедрение новых химических и нефтегазовых технологий нового поколения, увеличение затрат на инновационные решения привело к увеличению спроса на высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить развитие химической отрасли. Новые требования, предъявляемые к химику-технологу, диктуются сегодня реалиями высокотехнологичного химического производства, широким распространением цифровых технологий как в самом производстве, так и в сферах проектирования и управления. В таких условиях особое значение приобретают качества специалиста, позволяющие ему оперативно адаптироваться к изменяющимся технологиям, принимать участие в исследовательской и инновационной деятельности. Так, в действующем ФГОС ВО по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология отмечается, что будущий химик-технолог должен осуществлять исследование химических веществ, проводить химические эксперименты, анализировать параметры технологического процесса, диагностировать проблемы и осуществлять их решение и пр., что формирует особые требования к производственно-технологической и научно-исследовательской компетентности специалистов данного направления [7].

Целью публикации выступает описание спроектированной модели профессиональной подготовки специалиста химического производства в вузе.

В качестве задач публикации сформулированы:

- описание требований к профессиональной компетентности будущего химика-технолога;

- раскрытие целевого, содержательного, организационно-технологического и рефлексивно-оценочного компонентов данной модели;

- описание педагогических условий реализации модели профессиональной подготовки будущих химиков-технологов;

- формулировка выводов относительно возможностей применения представленной модели в образовательной практике.

Изложение основного материала статьи. Приступая к моделированию системы подготовки специалистов в области химического производства, необходимо обозначить ряд базисных положений, раскрывающих особенности профессиональной деятельности химика-технолога в современных условиях:

1. Профессиональная подготовка будущего химика-технолога должна учитывать расширение спектра профессиональных функций специалиста в области организации и управления химическим производством, т.е. добавление нового функционала, связанного с проведением исследований, осуществлением разработок и проектов, коммерциализацией результатов.

2. Профессиональная подготовка специалистов на современном этапе невозможна без освоения ими ведущих цифровых технологий, применяемых в химической промышленности.

3. Возрастание значимости навыков будущих химиков, связанных с командной и проектной работой, организацией сотрудничества и планированием взаимодействия требуют особого внимания к сочетанию фундаментальной химической подготовки с развитием метапредметных и мягких навыков, позволяющих адаптироваться в условиях быстрой смены технологий [2, 3, 7].

Моделирование в рамках современной науки выступает универсальным и информативным методом научного исследования, нашедшим широкое применение в педагогических изысканиях. В широком смысле моделирование представляет собой создание абстрактных аналогов объектов, явлений и процессов реальности, позволяющее акцентировать их существенные характеристики и проводить целенаправленную аналитическую и экспериментальную работу. В узком смысле моделирование обеспечивает создание мысленных или материальных систем, отображающих и воспроизводящих объект исследования и замещающих последний в рамках научного исследования или практической деятельности [4]. Для научных педагогических исследований модели играют важную роль, поскольку формируют ориентировочную основу для проектирования компонентов, содержания, процесса профессиональной подготовки в соответствии с целевыми ориентирами и существующими условиями [5].

В соответствии с выбранными подходами, модель профессиональной подготовки химика-технолога содержит целевой, содержательный, организационно-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты.

Целевой компонент модели профессиональной подготовки будущего химика-технолога в вузе представлен взаимосвязью целей, соответствующих методических подходов и принципов. Цель профессиональной подготовки была определена так: формирование профессиональной компетентности специалистов в области организации и управления химическим производством. Высокая потребность в модернизации существующих моделей и систем профессиональной подготовки специалистов для химического производства определяется, в первую очередь, двумя важными процессами -активным распространением инновационных технологий и цифровизацией производственной и управленческой деятельности. Это формирует новые требования к подходам, содержанию, технологиям и организации образовательного процесса.

Профессиональная подготовка будущего химика-технолога в вузе должна осуществляться на основе нескольких методологических подходов - системного, компетентностного, деятельностного. На основе системного подхода (Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Ушакова Е.Л., Тарасова С.А. и др.). все компоненты разработанной модели профессиональной подготовки будущего специалиста рассматриваются как системно взаимосвязанные и взаимозависимые, изменяющиеся и развивающиеся в единой логике. Компетентностный подход (Зеер Э., Зимняя И.А., Хуторской А.В., Ю.Г. Татур и др.). позволяет нам ориентироваться на формирование и развитие комплекса востребованных компетенций, необходимых в условиях развития химической промышленности. Среди таких компетенций решение стандартных и инновационных профессиональных задач, готовность участвовать в осуществлении научных исследований, способность к самостоятельному освоению к новым технологическим решениям и принимать участие в совместной групповой и проектной работе. Использование деятельностного подхода (Сластенин В.А., Кузьмина Н.В., Симонов В.П. и др.) позволило добиться ориентации на практическую подготовку к различным профессиональным видам деятельности в процессе подготовки будущего специалиста, максимально задействовать возможности интеграции учебной, производственной, исследовательской и проектной работы при организации процесса обучения.

Реализация заявленных в модели подходов осуществляется через сформулированные принципы, среди которых принципы фундаментальности и функциональной грамотности, индивидуализации обучения, практикоориентированности и инновационности, взаимодействия и активности обучающихся в образовательном процессе.

В соответствии с целевым компонентом нами было осуществлено проектирование содержательного компонента подготовки будущего химика-технолога. По нашему мнению, наряду с традиционными, определёнными ФГОС ВО и Профессиональным стандартом, компетенциями непосредственно в области организации и управления химическим производством, будущий химик-технолог должен владеть:

- основами научно-исследовательской и инновационной производственно-технологической деятельности, позволяющими ему не только принимать участие в осуществлении разработок, но и самостоятельно осваивать новые производственные технологии;

- навыками эффективной организационно-управленческой деятельности на химическом производстве, дающими возможность принимать участие в обеспечении различных процессов непроизводственного типа;

- основами проектной деятельности, обеспечивающей вариативность выполняемых профессиональных функций и возможность эффективного взаимодействия в команде;

- современными цифровыми технологиями в сфере организации и управления химическим производством [1, 6].

Содержательный компонент модели профессиональной подготовки будущего химика-технолога позволил отобрать

целесообразные и эффективные образовательные технологии, методы и формы профессиональной подготовки. Выбор последних обусловлен потребностью в большой доле практической подготовки в сочетании с исследовательской работой как в условиях учебных лабораторий, так и в условиях реального производства. В качестве ведущих образовательных технологий для профессиональной подготовки специалиста данного профиля выступают: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, проектное обучение, деловые и ролевые игры. Именно такой набор образовательных технологий позволит максимально практикоориентировано организовать учебный процесс. Организацию процесса подготовки будущего химика-технолога целесообразно осуществлять как в традиционных формах (лекции, практические и лабораторные работы, учебные проекты и исследования, производственные практики), так и в новых формах (таких как работа в виртуальных лабораториях, участие в химических хакатонах и пр.).

Рефлексивно-оценочный компонент разработанной модели включает в себя виды профессиональной готовности будущих химиков-технологов, критерии её сформированности и способы оценки. Мы предполагаем, что в структуру профессиональной готовности к организационно-управленческой деятельности на химическом производстве входят мотивационная, содержательная, операционно-технологическая и организационно-управленческая виды готовности. Мотивационная готовность выпускника отражает наличие устойчивого интереса к организации производственной деятельности на химическом производстве, сформированность познавательной, профессиональной, социальной мотивации и мотивации достижения. Содержательная готовность будет определяться комплексом знаний в области организации и управления химическим производством, владением современными химическими технологиями. Операционно-технологическая готовность выпускников определяется способностью использовать и самостоятельно осваивать химические технологии современного уровня. Организационно-управленческая готовность подразумевает способность осуществлять планирование, организацию, регулирование и контроль химического производства, обеспечивать эффективность и безопасность промышленных и исследовательских процессов, а также защиту окружающей среды [11].

Для оценки готовности к профессиональной деятельности в области организации и управления химическим производством предлагается использовать решение производственно-технологических кейсов, тестирование, групповое и индивидуальное проектирование, а также привлечение экспертов к оценке результатов производственного обучения, исследовательской и проектной деятельности студентов [9, 10].

Результатом использования разработанной модели будет сформированная на высоком уровне профессиональная компетентность выпускников в области организации и управления химическим производством. Данная компетентность будет выражаться в способности выпускников принимать участие в последовательном создании и освоении новых химических технологий, начиная от научных исследований через проектирование, апробацию, квалифицированную эксплуатацию и заканчивая экологически безопасным завершением жизненного цикла производства.

Для достижения обозначенного результата использования представленной модели необходимо выполнение ряда педагогических условий, среди которых:

- опора на проблемные методы обучения, позволяющие достигнуть реализации компетентностного и деятельностного подходов к профессиональной подготовке;

- ориентация на глубокую интеграцию теоретической, практической и исследовательской подготовки будущих специалистов-химиков;

- активное использование доступа к разнообразным элементам экосистемы химического образования, включая возможности организаций-сетевых партнеров;

- опора на исследовательскую и проектную деятельность в процессе профессиональной подготовки;

- активное экспертно-консультационное сопровождение процесса подготовки будущих химиков на производственных практиках, обеспечивающее не только освоение базовых дисциплин, но и становление профессионально-значимых личностных качеств будущих химиков-технологов.

Выводы. Можно констатировать, что разработанная структурная модель профессиональной подготовки химика-технолога позволяет конкретизировать процессуальные и содержательные требования профессиональной подготовки химиков в современных условиях. Модель представляет детализированное описание всех важнейших компонентов процесса профессиональной подготовки, что делает возможным решение ряда актуальных методических и практических задач. Среди них: проектирование новых видов учебной и исследовательской деятельности обучающихся, позволяющих достичь нового качества профессиональной подготовки; разработка содержания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и практик, отвечающих современным требованиям; выбор новых организационных форм и методов обучения, обеспечивающих формирование деятельностных и исследовательских составляющих подготовки будущего химика-технолога; разработка инструментов измерения и оценивания уровня сформированности компетенций обучающихся как средства обеспечения качества образования.

Литература:

1. Березина, С.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов технического вуза в процессе обучения химии / С.Л. Березина, В.Н. Горячева, Е.А. Елисеева, Л.Е. Слынько // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 2. -С. 122-126; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36917 (дата обращения: 25.02.2022).

2. Буйновский, А.С. Подготовка инженеров-химиков для предприятий атомной отрасли / А.С. Буйновский, Н.Ф. Стась, М.К. Медведева, П.Б. Молоков // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 1. - С. 96-99; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7899 (дата обращения: 25.02.2022).

3. Двуличанская, Н.Н. Организационно-педагогические условия формирования химической компетентности у студентов технических специальностей / Н.Н. Двуличанская, С.Л. Березина // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 58-й Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 327-331.

4. Маркова, С.М. Педагогическое проектирование образовательных систем: методолого-теоретический аспект // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2007. - № 13. -С. 4-12.

5. Котлярова, И.О. Проектирование образовательно-научного процесса в университете: моногр. / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, Ю.В. Тягунова. - Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2012. - 230 с.

6. Криволапова, Е.В. Реализация межпредметных связей в процессе обучения химии студентов технического направления // Молодой ученый. - 2017. - № 21. - С. 38-40.

7. Митрохина, А.С. К вопросу о формировании производственной компетентности студентов направления подготовки «Химия» / А.С. Митрохина, Е.В. Богомолова // Человеческий капитал. - 2019. - No 4 (124). - С. 131-139.

8. Митрохина, А.С. Подготовка к производственно-технологической деятельности будущих химиков: учеб.-метод. пособие / А.С. Митрохина // Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2020. - 56 с.

9. Петровский, А.М. Курсовое проектирование как элемент подготовки будущих специалистов химического производства // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 12. - С. 93-96.

10. Петровский, А.М., Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения / А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 213-216.

11. Предигер, М.Л. Мотивационная готовность к профессиональному саморазвитию как основа инновационной деятельности выпускника вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14583 (дата обращения: 25.02.2022).

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар); преподаватель кафедры общевоенных дисциплин Гарьковенко Александр Евгеньевич ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар); преподаватель кафедры тактики Рахматуллин Юнус Валитович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье развитие лидерской одаренности военнослужащих в системе военного профессионального обучения. В современном мире ценятся интеллект, лидерские качества и креативность. Одним из важных видов собственности становится собственность интеллектуальная, главным двигателем развития - креативные технологии и идеи. Поэтому государственный социальный заказ требует от системы образования трудов по развитию будущих лидеров. Автором обоснована актуальность проблемы развития лидерской одаренности у военнослужащих в системе военного профессионального обучения. Выделены основные подходы для изучения вопросов о развитии лидерской одаренности военнослужащих. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучена сущность дефиниций «одаренность» и «способности».

Ключевые слова: развитие, лидер, одаренность, способности, военнослужащие, система, военное профессиональное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.