Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОСНОВАМ ТЕХНОЛОГИЙ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОСНОВАМ ТЕХНОЛОГИЙ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / мотивация / инновационные технологии / практика / pedagogical terms / motivation / innovative technologies / practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздецкая Ю.В.

В статье раскрыта суть понятия «педагогические условия». При рассмотрении комплекса условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств мы ограничились условиями, созданными в конкретном учебном заведении, помня о том, что и другие условия (влияние общества, семьи, состояние производства и др.) также влияют на данный процесс. Судя по результатам исследования нами были определено и теоретически обосновано, что формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки будут обеспечивать следующие педагогические условия: обеспечение систематической положительной мотивации к овладению будущей профессии; проектирование содержания дисциплин цикла профессиональной подготовки; использование инновационных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов; овладения практическим опытом осуществления будущей профессиональной деятельности. Обоснован отбор необходимых и, по нашему мнению, достаточных условий является очередным этапом оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего преподавателя по основам технологий по формированию его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздецкая Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of concept "Pedagogical terms" is exposed in the article. At consideration of complex of terms of forming of professional competence of future teacher on bases of technologies of food productions we were limited to the terms created in concrete educational establishment, remembering what other terms also influence on this process. Judging on the results of research by us it was been it is certain and in theory reasonable, that forming of professional competence of future teacher on bases of technologies of food productions in the process of professionally-practical preparation will provide next pedagogical terms: providing of systematic positive motivation to the capture of future profession; planning of maintenance of disciplines of cycle of professional preparation; use of innovative technologies in the process of forming of professional competence of future specialists; captures by practical experience of realization of future professional activity. The selection of necessary and, to our opinion, sufficient terms is reasonable is the next stage of optimization of process of professional preparation of future teacher on bases of technologies on forming of his professional competence.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОСНОВАМ ТЕХНОЛОГИЙ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

13.00.00. Педагогические науки

Ю.В. Гвоздецкая

аспирантка Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, Украина, г. Умань

. Gvoidetskaia

graduate student Uman state peda§o§\ca\ university to the name of Pave\ Tychiny, Ukraine, Uman

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ОСНОВАМ ТЕХНОЛОГИЙ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье раскрыта суть понятия «педагогические условия». При рассмотрении комплекса условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств мы ограничились условиями, созданными в конкретном учебном заведении, помня о том, что и другие условия (влияние общества, семьи, состояние производства и др.) также влияют на данный процесс. Судя по результатам исследования нами были определено и теоретически обосновано, что формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки будут обеспечивать следующие педагогические условия: обеспечение систематической положительной мотивации к овладению будущей профессии; проектирование содержания дисциплин цикла профессиональной подготовки; использование инновационных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов; овладения практическим опытом осуществления будущей профессиональной деятельности. Обоснован отбор необходимых и, по нашему мнению, достаточных условий является очередным этапом оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего преподавателя по основам технологий по формированию его профессиональной компетентности.

Annotation. Essence of concept "Pedagogical terms" is exposed in the article. At consideration of complex of terms of forming of professional competence of future teacher on bases of technologies of food productions we were limited to the terms created in concrete educational establishment, remembering what other terms also influence on this process. Judging on the results of research by us it was been it is certain and in theory reasonable, that forming of professional competence of future teacher on bases of technologies of food productions in the process of professionally-practical preparation will provide next pedagogical terms: providing of systematic positive motivation to the capture of future profession; planning of maintenance of disciplines of cycle of professional preparation; use of innovative technologies in the process of forming of professional competence of future specialists; captures by practical experience of realization of future professional activity. The selection of necessary and, to our opinion, sufficient terms is reasonable is the next stage of optimization of process of professional preparation of future teacher on bases of technologies on forming of his professional competence. Ключевые слова: педагогические условия, мотивация, инновационные технологии, практика.

Keywords: pedagogical terms, motivation, innovative technologies, practice.

Введение. Социально-экономические изменения, которые происходят сегодня в Украине, определили новые направления формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя. Современная система подготовки студентов в высшей школе является одной из актуальных проблем, ведь она должна соответствовать обновленным требованиям и обеспечивать надлежащий уровень готовности будущего преподавателя к эффективной педагогической деятельности. Важной проблемой современности в отечественной педагогической науке и практике остается поиск эффективных путей совершенствования процесса профессиональной подготовки преподавателя как компетентного специалиста, способного творчески работать в различных направлениях, решения новейших социальных заказов и современных образовательных вызовов.

Профессиональная компетентность преподавателя по основам технологий пищевых производств - это совокупность взаимосвязанных качеств личности, предполагает владение теоретическими и практическими знаниями, навыками, умение применять их в процессе профессиональной деятельности, способность творчески и нестандартно решать проблемы, нести ответственность за последствия своей работы, а также профессиональный рост путем постоянного саморазвития, самосовершенствования и самообразования. Формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки возможно при соблюдении определенных условий. Возникает необходимость определения и обоснования педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки.

Разработке педагогических условий организации и осуществления учебно-воспитательного процесса посвящены исследования Ю. Бабанского, В. Беспалько, Л. Выготского, С. Гончаренко, Е. Зеера, Н. Ипполитова, И. Лернера, В. Сластьонина, Н. Стерхов и др. Поиск путей формирования профессиональной компетентности будущих специалистов осуществляли ученые Е. Бондаревская, Т. Браже, В. Горчакова, Н. Запрудский, Я. Карпинская, Н. Матяш, А. Мищенко, А. Маркова, Ю. Сенько, В. Сластенин, Л. Фридман, М. Холодная, Е. Шиянов, В. Юдин и др.

Однако, несмотря на весомые результаты этих исследований, без внимания осталась проблема определения и обоснования педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки.

Целью статьи является определение и теоретическое обоснование педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки.

Основная часть. Важным для нашего исследования является определение понятия "педагогические условия". Педагогический словарь определяет термин "педагогическое условие" как некую обстоятельство или обстановку, которая влияет на формирование и развитие педагогических явлений, процессов, систем, качеств личности [4, с.97].

В профессиональной педагогике педагогические условия - это обстоятельства, при которых зависит и происходит целостный продуктивный педагогический

процесс профессиональной подготовки специалистов, опосредуется активностью личности, группой людей [5].

Педагог Ю. Бабанский трактует педагогические условия, как положение, в котором компоненты учебного процесса представлены в оптимальном взаимоотношении, что позволяет преподавателю эффективно преподавать, руководить учебным процессом, а ученикам - успешно учиться [1, с.123].

По мнению Е. Зеера, педагогические условия - это разнообразные обстоятельства процесса образования, которые обеспечивают достижение поставленной цели [2, с.98].

В нашем исследовании под педагогическими условиями считаем комплекс взаимосвязанных факторов, от которых зависит успешность формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки.

При рассмотрении комплекса условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств мы ограничимся условиями, созданными в конкретном учебном заведении, помня о том, что и другие условия (влияние общества, семьи, состояние производства и др.) также влияют на данный процесс.

По результатам исследования нами было определено ряд педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего преподавателя по основам технологий пищевых производств в процессе профессионально-практической подготовки, среди которых определили наиболее значимые, а именно:

- обеспечение систематической положительной мотивации к овладению будущей профессии;

- проектирования содержания дисциплин цикла профессиональной подготовки;

- использование инновационных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов;

- овладение практическим опытом осуществления будущей профессиональной деятельности.

Обоснованный отбор необходимых и, по нашему мнению, достаточных условий является очередным этапом оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего преподавателя по основам технологий по формированию его профессиональной компетентности.

Раскроем более подробно наиболее приоритетные, на наш взгляд, условия, в результате проведенных исследований оказались наиболее эффективными при формировании профессиональной компетентности будущих специалистов по специальности 015 "Профессиональное образование. Пищевые технологии" в процессе профессионально-практической подготовки в высших педагогических учебных заведениях.

По нашему мнению, наиболее приоритетным педагогическим условием, которое способствует формированию профессиональной компетентности является обеспечение положительной мотивации к овладению будущей профессии. На сегодня в современной высшей школе по-прежнему остро стоит задача повышения эффективности обучения и оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов, решение этой задачи возможно путем обеспечения положительной мотивации к будущей профессии.

Обеспечение положительной мотивации к овладению будущей профессии -это развитие интереса студентов к обучению, в частности не только к определенной

лекции, семинара и т.д., но и к процессу получения знаний при создании ситуаций интереса; мотивация профессиональной и учебной деятельности; стремление к достижению успеха; формирование отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, осознание значимости формирования личностных качеств и умений, формирование потребности в профессиональном росте.

Реализация этого условия наиболее удачно происходит при следующих условиях: создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе; личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие; формирование и развитие информационной и познавательной потребностей. А также при использовании в профессионально-практической подготовке таких методов обучения, как метод формирования познавательного интереса и метод формирования чувства долга и ответственности в учении. Эти методы направлены на развитие положительной мотивации будущей профессиональной деятельности преподавателя по основам технологий пищевых производств: формирование положительных мотивов учения, стимулирование познавательной активности, способствуют развитию самоопределения, самореализации и ответственности за результаты обучения как основных характеристик личности и одновременно способствуют обогащению студентов учебной информацией.

Следующей приоритетным педагогической условием, которое способствует, по нашему мнению, эффективному формированию профессиональной компетентности будущего специалиста является проектирование содержания дисциплин цикла профессиональной подготовки. Эффективная профессионально-практическая подготовка будущих преподавателей по основам технологий пищевых производств требует новых подходов в вопросах обновления содержания образования, внедрение новых технологий их изучения, формирования профессиональной компетентности в условиях всеобщей информатизации образования. Сейчас в зарубежной и отечественной педагогике уже обозначены способы достижения нового качества профессионального образования, основанные на идеях педагогического проектирования как эффективного средства решения общих и специальных образовательных задач и принципах информатизации как современной закономерной тенденции развития общества.

Отображение содержания учебных дисциплин в учебных планах, программах, учебниках, пособиях побуждает прежде к реформированию таких содержательных характеристик, как количество и качество предлагаемой студентам информации, ее ориентированность на будущее профессиональную деятельность.

Деятельность людей в любом обществе разнообразна, специфическая для различных профессий и специальностей, поэтому для проектирования содержания образования необходимо найти их общие компоненты, подлежащих усвоению независимо от характера будущей деятельности. Социальный опыт объединяет четыре элемента, каждый из которых отличается своим содержанием и функциями в сохранении и развитии культуры, формировании личности [3]:

Первый элемент - знание, совокупность различных видов которого способствует построению в индивида общее представление об окружающей действительности, его ориентации в необходимой деятельности и тому подобное.

Второй элемент - опыт осуществления способов деятельности. В процессе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых заключаются в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, чем обеспечивается репродук-

тивная деятельность общества.

Третий элемент - опыт творческой деятельности. Его функция - дальнейшее развитие культуры. Смысл творчества характеризуется неалгоритмизованимы интеллектуальными процедурами деятельности и заключается в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видении проблемы в знакомых условиях и среде, неожиданных функциях известных объектов, их структуре и тому подобное.

Четвертый элемент - опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, своей деятельности, самого себя, то есть нормы и система ценностных отношений общества к определенным объектам действительности (предметов, явлений, принципов, действий). К содержанию отмеченных объектов действительности принадлежат разные группы, которые инвариантно складываются в процессе жизнедеятельности (практическое удовлетворение потребностей личности и успешная реализация ее планов, признания и защищенность ближайшей средой, терпимое и справедливое отношение к ней людей, познание окружающей действительности, самовыражение), требуют целеустремленного воспитания (собственно и чужое здоровье, честь и достоинство, истина и справедливость, природа и культура родного края, разнообразие культур и уважение к другим народам, компетентность и квалификация, порядочность, интеллектуальная активность и тому подобное).

Особенным в профессионально-практической подготовке преподавателя из основ технологий пищевых производств есть одинаковая профессиональная значимость дисциплин сугубо профессионального и психолого-педагогического устремления. Невозможно достичь высокого уровня профессиональной компетентности без соответствующего уровня знаний, значение которых в системе этой компетентности предопределенно также их внутренней структурой. Необходимым является комплекс знаний в профессиональном и психолого-педагогическом аспекте для

V V V I V V |

успешной дальнейшей профессиональной педагогической деятельности в сфере пищевых производств.

Реализация этого условия предусматривает разработку интегрированных учебно-методических комплексов к профессиональным учебным дисциплинам цикла профессионально-практической подготовки. Целью было обогатить содержание профессионально-практической подготовки знаниями из технологии пищевых производств. Это, в частности, такие учебные дисциплины: "Технологическое оборудование пищевой отрасли", "Биохимия и физиология питания", "Процессы и аппараты пищевых производств", "Товароведение", "Технология производства продуктов общественного питания", "Управления качеством в ресторанном хозяйстве", "Пищевые технологии", "Организация и обслуживание в заведениях ресторанного хозяйства", "Производственное обучение", "Проектирование пищевых предприятий".

В результате реализации этого педагогического условия студент должен знать: перспективные направления нового оборудования пищевых производств, качественный и количественный состав пищевых продуктов, основные закономерности технологических процессов, основные физико-технические свойства пищевых продуктов, классификацию пищевых продуктов, стандартизацию и сертификацию продовольственных товаров, этапы и способы обработки продуктов, отечественные и заграничные системы управления качеством продукции; общие сведения о видах обслуживания и их типологии; химический состав и энергетическую ценность продуктов питания; основы организации производства кулинарной продукции; организационные принципы технологического проектирования заведений ресторанного

хозяйства; методологию проектирования заведений ресторанного хозяйства.

Студент должен уметь: использовать основные виды оборудования во время приготовления еды в быту и на производстве; разрабатывать и внедрять меню диетического питания для питания разных групп населения; разрабатывать методы оценки качества и проведения гигиенической экспертизы пищевых продуктов; разрабатывать санитарные мероприятия при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий пищевой промышленности, торговли пищевыми продуктами и общественного питания; определять потребительскую ценность продукции; готовить основные виды кушаний всех групп пищевых продуктов; разрабатывать и использовать нормативные документы по получению промышленных продуктов питания; использовать технологии основных пищевых производств, а также методы расчетов норм расходов сырья и вспомогательных материалов; составлять материальный баланс и использовать его в технологических расчетах; разрабатывать и использовать нормативные документы по получению промышленных продуктов питания; тактично и грамотно оказать потребителю помощь в выборе кушаний и напитков, разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта и нормативную документацию на проектирование.

Следующим приоритетным педагогическим условием является использование инновационных технологий в процессе формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Одним из стратегических заданий высшего образования, согласно Программе развития образования в Украине на XXI века, является достижение качественно нового уровня мобильности и профессионально-практической подготовки специалистов. Ведь оптимальным средством социальной и экономической адаптации человека к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики является ее профессиональная подготовка как конкурентоспособного работника. Специфика контингента молодежи в современных условиях, которой придется начинать трудовую жизнь, выдвигает особенные требования и к процессу ее учебы. Это обстоятельство предопределяет постановку вопроса относительно внедрения в процесс учебы инновационных педагогических технологий.

Инновации (итал. innovatione - новизна, нововведение) - новые формы организации деятельности и управления, новые виды технологий, которые охватывают разные сферы жизнедеятельности человечества.

Инновационную педагогическую технологию рассматривают как особенную организацию деятельности и мышления, которые направлены на организацию нововведений в образовательном пространстве, или как процесс усвоения, внедрения и распространения нового в образовании.

Актуальными в данное время являются такие инновационные педагогические технологии учебы, что используются в программе подготовки будущего педагога: педагогическая технология критического мышления, которая заключается в том, чтобы сформировать собственную точку зрения у студента, научить уверенно вести дискуссии и принимать взвешенные решения, самостоятельно добывать знание, учиться открыто общаться, логично мыслить и аргументировать; технология учебы как исследование, имеют за цель привить студентам навыка исследовательской работы, сформировать активную, творческую личность; интегральная педагогическая технология - создает оптимальные условия для развития и самореализации студента путем формирования целостных знаний об объекте, который изучается, и который является основой создания "образа мира"; технология развивающей учебы -формирует у студента способности к самосовершенствованию, активному, самосто-

ятельному творческому мышлению, самостоятельной учебе; технологии формирования творческой личности заключается в том, чтобы привить студентам навыка, благодаря каким они самостоятельно будут руководить своей познавательной активностью, будут самостоятельно мыслить, принимать неординарные решения, сознательно выбирать свою жизненную позицию, генерировать оригинальные идеи; технология личностно-ориентированной учебы имеет за цель предоставить студенту возможность проявлять самостоятельность мышления, независимость, способность к собственному выбору; проектная технология нацелена стимулировать интерес студентов к новым знаниям, к развитию себя с помощью решения личных проблем и использования этих знаний в конкретной практической деятельности; технология дифференцированной учебы - формирует у студентов умение учиться, потребность в самообразовании, желание генерировать идеи, искать альтернативные развязки стандартных и проблемных ситуаций; технология гуманистической учебы направлена на воспитание сознательных граждан, патриотов, образованных, творческих личностей, становления их физического и морального здоровья, обеспечения приоритетного развития человека на принципах гуманизации, гуманитаризации и демократизации образовательных процессов; технология модульно-развивающей учебы - формирует самообразовательную компетентность студентов; технология групповой учебы - формирует внутреннюю мотивацию студентов к активному восприятию, усвоению и передаче информации, способствует формированию коммуникативных качеств студентов, активизирует умственную деятельность; технологии индивидуализации процесса учебы - обеспечивает максимальную производительность работы студентов в существующей системе организации учебы.

Реализация этого условия предусматривает использование в процессе профессионально-практической подготовки преподавателя из основ технологий пищевых производств инновационных технологий учебы. Целью этого условия было обновление педагогического процесса, внесения новообразований в традиционную систему обучения, благодаря чему происходит повышение качества результатов учебы. Такой подход к организации процесса профессионально-практической подготовки будущего преподавателя из основ технологий пищевых производств помогает создать атмосферу профессионального компетентного формирования, которая превращает студента не только у субъекта познания, но и у субъекта собственного профессионально-личностного развития. Внедрение инновационных технологий в процесс профессионально-практической подготовки будущего преподавателя из основ технологий пищевых производств, наблюдается рост педагогического мастерства и профессиональной компетентности участников инновационных процессов, улучшения качественных показателей учебных достижений студентов. На уровне личности студента отслеживается формирование современного стиля мышления с его характерными признаками: креативностью, системностью, гибкостью, динамизмом, перспективностью, объективностью, концептуальностью и тому подобное.

Следующей приоритетным педагогической условием, которое способствует, по нашему мнению, эффективному формированию профессиональной компетентности будущего специалиста является овладение практическим опытом осуществления будущей профессиональной деятельности. Одна из главных особенностей подготовки студентов в высшей школе - ее связь с жизнью, с конкретными особенностями будущей практической деятельности. Весь путь развития высшего образования - свидетельство и желание приблизить теоретическую подготовку к

практике. Практическая подготовка студентов высших учебных заведений Украины является неотъемлемой составной частью образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов, основным заданием которой является качество практической подготовки выпускника за соответствующим образовательно-квалификационным уровнем.

Практика имеет большое значение для подготовки и формирования специалиста и дает возможность:

- владеть необходимыми знаниями относительно современных изменений в создании государства, умением и навыками принятия и поиска инновационных путей взвешенной рациональности в будущей профессиональной деятельности;

- выявить умение и навыки организаторской, управленческой деятельности относительно обеспечения трудовой и технологической дисциплины, создания безопасных условий труда для здоровья;

- принимать профессиональные решения с учетом их социально-экономических и психологических последствий;

- владеть умениями и навыками применения прогрессивного опыта по вопросам организации управления и определения возможных объемов, условий и совокупности последствий его адаптации в возглавляемом подразделении.

Соответственно учебного плана подготовки будущего преподавателя из основ технологий пищевых производств за специальностью 015 "Профессиональное образование. Пищевые технологии" предусмотрены в процессе учебы прохождения студентами таких практик: учебная (педагогическая), производственная (педагогическая), технологическая (учебная), преддипломная (педагогическая).

В самом общем виде можно определить такие последовательные этапы практической подготовки будущего преподавателя из основ технологий пищевых производств:

- лабораторные, практические занятия, на которых начинается формирование первичных навыков (из специальных дисциплин);

- учебная практика - заданием которой является ознакомление студентов со спецификой будущей специальности, получения первичных профессиональных умений и навыков из общих и специальных дисциплин, предусмотренных учебным планом соответствующей специальности;

технологическая практика - целью, которой является ознакомление студентов-практикантов непосредственно на предприятиях, организациях, учреждениях с производственным процессом и технологическим циклом производства, отработки умений и навыков из рабочей профессии и специальности, закрепления знаний, полученных при изучении определенного цикла теоретических дисциплин и приобретения первичного практического опыта;

- преддипломная практика, которая является завершающим этапом учебы и проводится с целью обобщения и совершенствования знаний, практических умений и навыков на базе конкретного субъекта ведения хозяйства, овладения профессиональным опытом и готовности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, сбору материалов для дипломного проекта.

Выводы. Опираясь на разработанный комплекс условий, которые построены на концептуальных положениях личностно ориентированного профессионального образования, приходим к выводу, что формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя из основ технологий пищевых производств в

процессе профессионально-практической подготовки - это закономерное, целесообразное и управляемое изменение ключевых компетентностей специалиста, который приводит к достижению качественно нового уровня. Источники:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1997. - С.254.

2. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: изд-во Уральского педагогического университета, 1998.- С.126.

3. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. / Под ред.: Л.В. Кондрашова, А.А. Пермяков, Н.И. Зеленкова, Г.Ю. Лаврешина. - М.: Знание, 2006. - С.252 .

4. Педагогический словарь / [под ред. М.Д. Ярмаченка]. - М.: Педагогическая мысль ,

2001.- С.516 .

5. Профессиональная педагогика [Электронный ресурс]: дистанционный курс // Хмельницкий национальный университет / сост. В. Красильникова, И.Б. Васильев. - Режим доступа: http://dn.tup.km.ua/dn/k_default.aspx?M=k=0209. - Имя экрана.

К.М. Шиков

д.филол.н., профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций,

Кубанский социально-экономический институт

KM.Shkov

doctor of phi\o\o§ica\ sciences., Professor of the Department of Journa\ism and Media Communications, Kuban Socia\ and Economic institute

К.М. Гожев

к.соц.н., д.филос.н., профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления и политологии, Карачаево-Черкесский государственный университет

KM. Goihev

Candidate of Socio\o^, Ph.D., Professor, Department of PubX\c and Municipa\ Administration and Po\itica\ Science of Karachay-Cherkessia State University, lQoihevk@ramb\er.ru)

ПОТЕНЦИАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

Аннотация. В статье в философско-антропологическом аспекте в широком теоретико-методологическом плане разрабатываются сложные вопросы становления и развития личности в контексте современной системы образования как процесс и результат диалектического вхождения и интеграции человека в социально-культурную среду.

Annotation. The article explores complex issues of personality growth and development in the context of the modern educational system as the process and result of dialectic entry and integration of a human being in social and cultural environment. These issues are explored in philosophical and anthropological aspect basing on a wide theoretical and methodological approach.

Ключевые слова: образование, личность, социум, процесс воспитания, культурная

преемственность, культурное пространство, полиэтничность.

Key words: education, personality, society, the process of education, cultural continuity,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.