Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ЛЕТЧИКОВ'

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ЛЕТЧИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эволюция / общевоенная подготовка / информационные технологии / курсант / авиация / национальная безопасность / evolution / general military training / information technology / cadet / aviation / national security

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович

В статье рассматривается специфика общевоенной подготовки, ее структура и тематические направления. Акцентируется внимание на возможности применения информационных технологий и электронных устройств в рамках освоения отдельных тематических аспектов рассматриваемой дисциплины. Оценивается перспективность и целесообразность внедрения новых технологий в образовательный процесс военных учебных заведений и отдельно в рамках общевоенной подготовки. Акцентируется внимание на необходимости разработки особых подходов и критериев в отношении нововведений для целей обучения курсантов, в том числе будущих военных летчиков. На примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков» показывается целесообразность внедрения определенного числа нововведений с учетом необходимости соблюдения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пирогланов Шамсуддин Шахретович, Скляров Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the specifics of general military training, its structure and thematic areas. Attention is focused on the possibility of using information technologies and electronic devices within the framework of mastering certain thematic aspects of the discipline under consideration. The prospects and expediency of introducing new technologies into the educational process of military educational institutions and separately within the framework of general military training are evaluated. Attention is focused on the need to develop special approaches and criteria for innovations for the purposes of training cadets, including future military pilots. The expediency of introducing a certain number of innovations, taking into account the need to comply with national security, is shown by the example of the Krasnodar Higher Military School of Pilots.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ЛЕТЧИКОВ»

Литература:

1. Ковалева, A.C. Практические рекомендации по организации воспитания культуры толерантности в условиях инклюзивного образования / A.C. Ковалева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58(1). -С. 116-120

2. Ковалева, A.C. Региональная инновационная площадка «Воспитание межличностной толерантности в современной дошкольной образовательной организации» / A.C. Ковалева, Л.С. Пилипчук, Я.Б. Карнаухова // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 79(3). - С. 129-132

3. Ковалева, A.C. Создание толерантной среды и формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса: некоторые теоретические и практические аспекты / A.C. Ковалева // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№4(71). -С.266-268

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К.Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ

ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ЛЕТЧИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается специфика общевоенной подготовки, ее структура и тематические направления. Акцентируется внимание на возможности применения информационных технологий и электронных устройств в рамках освоения отдельных тематических аспектов рассматриваемой дисциплины. Оценивается перспективность и целесообразность внедрения новых технологий в образовательный процесс военных учебных заведений и отдельно в рамках общевоенной подготовки. Акцентируется внимание на необходимости разработки особых подходов и критериев в отношении нововведений для целей обучения курсантов, в том числе будущих военных летчиков. На примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков» показывается целесообразность внедрения определенного числа нововведений с учетом необходимости соблюдения национальной безопасности.

Ключевые слова: эволюция, общевоенная подготовка, информационные технологии, курсант, авиация, национальная безопасность.

Annotation. The article discusses the specifics of general military training, its structure and thematic areas. Attention is focused on the possibility of using information technologies and electronic devices within the framework of mastering certain thematic aspects of the discipline under consideration. The prospects and expediency of introducing new technologies into the educational process of military educational institutions and separately within the framework of general military training are evaluated. Attention is focused on the need to develop special approaches and criteria for innovations for the purposes of training cadets, including future military pilots. The expediency of introducing a certain number of innovations, taking into account the need to comply with national security, is shown by the example of the Krasnodar Higher Military School of Pilots.

Key words: evolution, general military training, information technology, cadet, aviation, national security.

Введение. В последнее время общевоенная подготовка в аспекте новых тенденций по ряду причин изучается недостаточно. Преимущественное внимание различными исследователями уделяется моральной подготовке курсантов военных учебных заведений. В частности, Соловьев A.M., Мосягутов Л.О. и др. [7, С. 51] изучили ряд моральных аспектов в рамках престижности военного образования, на которые влияет качество обучения общевоенной подготовки. Мандранов A.M. и Лушников Ю.Ю. акцентировали внимание на традиции общевоенной подготовки, которые могут формировать будущего кадрового офицера вне зависимости от обучения в гражданском или военном вузе [3, С. 40]. Тенденции и эволюционные аспекты общевоенной подготовки среди исследований последних лет приводят к чрезвычайно актуальности настоящей темы статьи. Соответственно, целью является выявление подходов общевоенной подготовки, которые позволили бы внедрять результаты новых тенденций в образовательный процесс.

В настоящее время общевоенная подготовка преимущественно базируется на Конституции РФ как основополагающим нормативном документе, профильных законах об образовании и воинской службе, а также на Федеральном государственной образовательном стандарте (ФГОС) и отдельных нормативных документах профильных ведомств РФ [8], [9]. Все обозначенные документы направлены на совершенствование различных искомых компетенций среди курсантов и в действительности не ограничивают преподавателя в применении им учебно-методических ресурсов. С одной стороны, данный аспект не препятствует внедрению, к примеру, информационных технологий в процесс обучения общевоенной подготовке. Однако, с другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях военного профиля и необходимость сохранения национальной безопасности, должны акцентировать внимание на влиянии новых тенденций, в том числе технологичного характера, на процесс обучения курсантов, к примеру, обучение общевоенной подготовке будущих военных летчиков должно учитывать тенденции, которые непосредственно затрагивают профиль их направления в аспекте влияния IT-технологий на воздушное пространство, в том числе Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Обучение общевоенной подготовке нацелено на теоретические знания в сфере военно-политической подготовки, правовых аспектов, а также на совершенствование навыков для осуществления военной службы. Структура учебной программы по данной дисциплине конструируется таким образом, чтобы курсант освоил компетенции не только в рамках высшей школы, но также в рамках военной подготовки. Обозначенные компетенции затрагивают вопросы безопасности в случае возникновения предпосылок к угрозе национальным интересам, чрезвычайным ситуациям и развития каких-либо военных конфликтов. После освоения содержательной и практической частей общевоенной подготовки, курсант должен обладать комплексом компетенций, которые позволят ему выполнить воинский долг, а также по приказу командования и, в соответствии, с уставами Военных Сил Российской Федерации (ВС РФ) применить собственные знания и навыки для защиты национальных интересов. Стоит отметить, что содержательная часть общевоенной подготовки рассчитана на соблюдение будущим военнослужащим законодательства РФ. В случае с обучением будущих военных летчиков - изучение аспектов законодательства затрагивает не только вопросы обороны и

безопасности, но также действий летчика в воздушном пространстве, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, если для этого предусмотрены соответствующие двусторонние соглашения, международные коллективные договоренности и особые поручения командования [1, С. 112].

В целом, содержательная часть общевоенной подготовки на протяжении последних десятилетий базируется на положениях Конституции РФ, профильного закона об образовании, а также профильного закона, регулирующего аспекты военной службы и воинской обязанности. Структура общевоенной подготовки в эволюционном смысле формируется таким образом, что, начиная с вводных занятий и заканчивая итоговой аттестацией, в мышлении курсанта прослеживаются мировоззренческие изменения. В его сознании постепенно образуется система в отношении структуры обороны Российской Федерации. Курсант также расширяет свои познания в отношении понимания сущности воинского долга, а также постепенно приучает себя к исключительной дисциплинированности, которая впоследствии становится неотъемлемым качеством его, как военного летчика. В целом общевоенная подготовка позволяет курсанту поэтапно освоить базовые аспекты военного дела, при этом уникальность дисциплины состоит в том что, осваивая новые знания и навыки, курсант меняется с точки зрения морально-психологических личностных качеств. Хотя будущие военные летчики в процессе освоения учебной программы в приоритетном порядке обучаются общевоенной подготовке в аспекте авиации, дисциплина постепенно знакомит будущего военнослужащего со спецификой различных родов войск, а также с системой военнослужащих, образующих армейские подразделения ВС РФ. Рассматриваемая дисциплина предоставляет возможность курсантам освоить базовые аспекты военного дела, дополнив обозначенные знания сопутствующими нормативными документами. Таким образом, в сознании курсанта формируется понимание, что он как военнослужащий в приоритетном порядке обязан не только защищать национальные интересы, но также осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках российского законодательства [6].

Следует отметить, что общевоенная подготовка предполагает также формирование компонентов обратной связи со стороны курсантов, в частности, будущих военных летчиков. Искомая обратная связь отражается в привитии уважительного отношения со стороны курсантов к атрибутам военной службы, в том числе к военным традициям и форме одежды. На фоне привития знаний, относящихся к политической, военной и правовой грамотности, дисциплина позволяет формировать в каждом курсанте такое личностное качество, как воинская вежливость. Однако уникальность трансформации из курсанта в готового военнослужащего и потенциального кадрового офицера состоит в том, что комбинация обозначенных аспектов грамотности неразрывно связано со строгим соблюдением соответствующих уставов ВС РФ.

Одним из главных проявлений эволюционной трансформации курсантов является их переход от теоретической базы к потенциальной практической готовности участия в боевых действиях, в соответствии с национальными интересами страны. В рамках общевоенной подготовки курсанты в обязательном порядке изучают содержательную сущность уставов ВС РФ, проходят строевую подготовку в целях совершенствования соответствующих приемов и движения без ношения и применения оружия.

Кроме того, дисциплина подразумевает осуществление непосредственной огневой подготовки из стрелкового оружия. В рамках данной тематической направленности курсант обучается обязательным правилам безопасности при обращении со стрелковым оружием. Дисциплина по общевоенной подготовке, также подразумевает более глубокое изучение структуры ВС РФ и способы ведения общевойскового боя, методы обеспечения инженерного характера, организацию военной подготовки, соответствующих подходов со стороны вероятного противника [2, С. 141].

Немаловажным аспектом учебной программы рассматриваемой дисциплины является освоение курсантами методов и способов биологической, радиационной и химической защиты. Данный аспект неразрывно связан с другими тематическим направлениями в рамках обозначенной подготовки, в частности, освоении и ориентации будущего военнослужащего на территории любой местности. Курсант также должен уметь оказывать первую медицинскую помощь вне зависимости от наличия в строю медицинского работника. Военно-политическая, а также правовая составляющая обучения, нацелены на формирование в сознании будущего военнослужащего его роли в системе обеспечения национальной безопасности.

Содержательная и практическая части общевоенной подготовки постепенно дополняются новыми компонентами, указывающими на активное внедрение информационных технологий в изучение военного дела профильными учебными заведениями. Таким образом, все промежуточные аттестации, а также итоговые аттестации повсеместно стали проводиться с использованием электронных устройств и облачных технологий. Данный подход позволяет не только фиксировать и контролировать успеваемость курсантов, в частности, будущий военных летчиков, но также анализировать полученные данные и выявлять наиболее важные тенденции в процессе подготовки будущих военнослужащих. К примеру, проведение промежуточной и итоговой аттестации при помощи электронных устройств и облачных технологий среди будущих летчиков позволяет выявить степень их готовности к участию в боевых действиях в воздушном пространстве, а также степень их понимания специфики взаимодействия воздушных сил и других родов войск в процессе ведения определенного

Тематические направления в отношении совершенствования навыков в сфере строевой подготовки, огневой подготовки, а также применения тактических действий, в некоторых учебных заведениях осуществляются посредством оборудованных специальных помещений элементами виртуальной и дополненной реальности. Курсанты, находясь в таком оборудованном изолированном помещении прибывают в ситуации, имитированной элементами виртуальной реальности под условия настоящего боя, совершенствуют свою поведенческую реакцию и корректируют собственное поведение с целью обеспечения значительной безопасности и значительной вероятности выполнения тактических задач. Для будущих военных летчиков данный подход необходим при их образовательном процессе, который имитировал бы их участие в боевых действиях непосредственно в воздушном пространстве.

В настоящий момент в эволюционном смысле для будущих военных летчиков, некоторыми учебными заведениями предусмотрены специальные помещения с тренажерами в целях совершенствования навыков управления самолетом, что не всегда засчитывается, как летные часы. В рамках общевоенной подготовки подобные помещения с тренажерами могли быть предусмотрены, к примеру, для совершенствования теоретических знаний относительно инженерного обеспечения [4, С. 98].

Современные тенденции могут привести к практике использования в военных учебных заведениях различных роботов и компонентов искусственного интеллекта. В частности, в рамках общевоенной подготовки для будущих летчиков, искусственный интеллект может оказаться полезным ресурсом в случае, если обозначенное технологичное нововведение будет решать повседневные задачи курсантов. К примеру, встроенный искусственный интеллект в личные кабинеты облачных систем может подсказать курсанту о необходимости повторения определенного теоретического аспекта ввиду возможной забывчивости им данного аспекта спустя определенное количество времени.

Повторение теоретического материала на фоне освоения нового тематического материала в действительности может создать ситуацию, при которой курсант будет пребывать в непрерывном информационном пространстве и совершенствовать, таким образом, собственную рефлексивную компетенцию.

Однако у эволюционной составляющей в рамках обучения общевоенной подготовки и других профильных дисциплин присутствует обратная сторона. При внедрении новых технологий и электронных устройств в процесс обучения необходимо в обязательном порядке предусмотреть аспект безопасности применения обозначенных нововведений. Учитывая специфику подготовки курсантов и значительную важность данной подготовки для обороноспособности страны, целесообразно производство, установка и обслуживание информационных технологий российскими организациями, аккредитованными Министерством обороны Российской Федерации. Для этого необходимо разработать критерии и подходы к отбору подобных организаций, их пребыванию в соответствующих реестрах Министерства обороны РФ и условиями их взаимодействия с военными учебными заведениями.

Кроме того, необходимо предусмотреть критерии и подходы, которые должны присутствовать в структуре всех предназначенных для подготовки будущих военнослужащих информационных технологий и электронных устройств. Некоторые темы учебной программы по общевоенной подготовке могут предусматривать частичную или полную секретность транслируемой курсантам информации. Для обучения будущих военных летчиков данный аспект также подразумевает особую важность. Соответственно, необходимо определить, какие тематические направления могут переводиться в электронный формат, а какие - должны оставаться в компетенции непосредственной коммуникации между преподавателями и курсантами. Данный подход позволит сохранить в значительной степени элемент конфиденциальности образовательного процесса, оставив общедоступную информацию учебного характера для потенциальной возможности ее перевода в виртуальное пространство [10, С. 146].

Следует отметить, что общевоенная подготовка постепенно переходит к учету информационных технологий и электронных устройств, при изучении различных видов войск РФ, в том числе космических и авиации, различного вида оружия и устройств, в том числе навигационного характера для осуществления топографии на территории определенной местности. Таким образом, сущностное содержание общевоенной подготовки также трансформируется под влиянием информационных технологий.

В Федеральном государственном казенном военном образовательном учреждении высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков») в настоящее время реализуется промежуточная и итоговая аттестации посредством электронных устройств [5]. Кроме того, будущие военные летчики используют IT-технологии в целях освоения правовых положений отраслевого законодательства. На занятиях используются различные дистанционные материалы в целях освоения будущими военными летчиками базовых знаний оказания первой медицинской помощи. В обозримом будущем училище планирует вводить в образовательный процесс специальные условия тренажерного характера для привития курсантам навыков корректной поведенческой реакции в воздушном пространстве в процессе имитированного боевого события.

Учитывая особенности обучения курсантов в военных учебных заведениях, в том числе в авиационных, необходимо отметить, что эволюционные тенденции и инновационные подходы во многом зависят от их целесообразности для образовательного процесса и их способности сохранять национальную безопасность. Соответственно, пригодных для внедрения в образовательный процесс нововведений стандартно должно оказываться значительно меньше, нежели для учебных заведений иных профилей. Военные учебные заведения должны стать катализатором для создания российскими IT-организациями такого программного обеспечения и технических устройств, которые призваны учитывать существенное количество обязательных критериев и предписаний относительно особых потребностей и ожиданий каждого военного учебного заведения, в частности, авиационной направленности.

Выводы. Таким образом, образовательный процесс учебных заведений военного профиля постепенно учитывает новые тенденции в сфере информационных технологий. Несмотря на то, что нововведения эволюционно пока не влияют на отраслевую специфику военной подготовки, однако в целом они присутствуют в процессе общевоенной подготовки. В зависимости от профиля подготовки и специфики рода войск, которому принадлежит учебное заведение, реализация новых тенденций и возможностей будет оставаться неоднородной. Во многом это связано со спецификой военной подготовки и целесообразностью применения, в частности, новых технологий. Одной из действительных эволюционных предпосылок являются вызовы нового мира, которые существенно влияют на содержательную часть общевоенной подготовки.

Отдельно для будущих военных летчиков изучение современных вызовов, в приоритетном порядке, затрагивает воздушное пространство. Будущие курсанты авиационных учебных заведений, соответственно, будут изучать в рамках общевоенной подготовки вызовы завтрашнего дня. Таким образом, задачей преподавателя является качественная подготовка курсантов в соответствии со спецификой актуальных вызовов.

Литература:

1. Александрова, Б.А. Система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов военного вуза / Б.А. Александрова, Д.А. Шакин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №2 (92). - С. 110-123

2. Гришков, A.A. Пути повышения качества подготовки курсантов авиационного училища летчиков / A.A. Гришков, В.Д. Папулов // Военная мысль. - 2020. - №10. - С. 140-143

3. Мандранов, A.M. Комплексность работает на качество: к вопросу подготовки офицера-педагога в условиях гражданского вуза / A.M. Мандранов, Ю.Ю. Лушников // Вестник военного образования. - 2022. - №6 (39). - С. 40-43

4. Невзоров, Р.В. Формирование боевой готовности курсантов-летчиков в процессе тренажерной подготовки / Р.В. Невзоров//Бвразийский Союз Ученых,-2015. -№7-4 (16). -С. 97-99

5. Официальный портал ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова» // ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя СоветскогоСоюза А.К.Серова» : [сайт].-URL: https://kvvaul.mil.ru/7ysclid4ndhsp7svn927799916 (дата обращения: 03.10.2023)

6. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 21 декабря 2022 г. № МН-5/35982 О направлении программы образовательного модуля "Основы военной подготовки" для обучающихся образовательных организаций высшего образования //Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: [сайт]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405911395/?ysclid=lndhjokvaw618059447 (дата обращения: 03.10.2023)

7. Соловьев, A.M. Престиж военного образования: научно-исследовательские барьеры слушателей магистратуры военного вуза / A.M. Соловьев, Л.О. Масягутов // Вестник военного образования. - 2021. - №1 (28). - С. 50-54

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования//Портал "Гарант.ру": [сайт].-URL: https://base.garant.ru/71344998/53m421bbdamieb2dlecc4ddb4c33/7ysclid4j4pc2e3w2186599624 (дата обращения: 03.10.2023)

9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЭ (последняя редакция) // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/7ysclid4jd8vtejsa89251628 (дата обращения: 03.10.2023).

10. Шелепаева, А.Х. От цифровизации к цифровой трансформации военно-профессионального образования / А.Х. Шелепаева, В.Б. Успаленко // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2021. - №1. -С. 145-155

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К. Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар);

кандидат технических наук, доцент кафедры общевоенных дисциплин Скляров Владимир Петрович

ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени

Героя Советского Союза А.К.Серова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Краснодар)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ: ТЕХНОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

Аннотация. В статье раскрывается сущность интегрированного подхода в процессе обучения общевоенной подготовке с применением педагогических и психологических компонентов. Рассматривается специфика общевоенной подготовки в отношении будущих военных летчиков на фоне идентичной подготовки в учебных заведениях других войск. Акцентировано внимание на особенностях применения психологического аспекта в процессе трансляции учебного материала, реализуемого непосредственно преподавателем. Приведены доступные для обучения общевоенной подготовке формы обучения, как подхода к педагогическим технологиям. Раскрывается подход к приоритетности реализации интегрированного компонента преподавателем на примере ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова».

Ключевые слова: общевоенная подготовка, курсант, авиация, училище, интегрированный подход.

Annotation. The article reveals the essence of the integrated approach in the process of teaching general military training with the use of pedagogical and psychological components. The specifics of general military training in relation to future military pilots are considered against the background of identical training in educational institutions of other troops. Attention is focused on the peculiarities of the application of the psychological aspect in the process of broadcasting educational material implemented directly by the teacher. The forms of training available for general military training as an approach to pedagogical technologies are given. The approach to the priority of the implementation of the integrated component by the teacher is revealed on the example of the Krasnodar Higher Military School of Pilots.

Key words: general military training, cadet, aviation, school, integrated approach.

Введение. Каждое военное учебное заведение предполагает собственную общевоенную подготовку с учетом рода войск. Учебные программы данной дисциплины включают общее для всех родов войск компоненты общевоенной подготовки с акцентированием внимания на специфику обучения курсантов.

Качество обучения с обязательным включением интегрированных подходов, представляет особую актуальность, в том числе для настоящей статьи, так как подготовка будущих военных летчиков предполагает достаточно сложный образовательный процесс, в рамках которого курсанты должны освоить новые знания и навыки, при этом учитывать их применимость в военной авиации. Целью статьи является выявление педагогических и психологических аспектов, которые позволяют осуществлять подготовку будущих военных летчиков с учетом современных тенденций и требований в рамках общевоенной подготовки.

Образовательные стандарты затрагивают общие компетенции в отношение подготовки в учебных заведениях, однако они не в полном объеме учитывают специфику подготовки в военных учебных заведениях [9]. Недостающей компетенцией прослеживаются в отдельных нормативных документах Министерства науки и высшего образования РФ, которые в совокупности позволяют сконструировать целостную образовательную систему в рамках общевоенной подготовки.

Интегрированному подходу к общевоенной подготовке посвятили свои научные труды такие исследователи, как Заруцкий Д.Л., Гожиков В.Я., Денисов А.Г., Ленев Ю.А., Лазукин А.Д. и др. [2, С. 12]. Внимание обозначенных представителей научного сообщества базируется на общевоенной подготовке в контексте формирования кадровых офицеров. Этот подход объясняется необходимостью формирования ценностно-мотивационного отношения со стороны курсантов к сущности своей будущей профессиональной деятельности.

Однако современная действительность такова, что в условиях динамично меняющейся педагогической активности вследствие интенсивного развития информационной технологии и расширения информационного пространства, интегрированный подход предполагает комбинирование свойственных военному учебному заведению форм обучения и новых подходов в целях углубления познаний курсантами.

Изложение основного материала статьи. Процесс подготовки будущих военных летчиков требует от преподавателя дисциплины «Общевоенная подготовка» доступное разъяснение содержательной части учебной программы. Это означает, что преподаватель должен передать знания военным летчикам, достаточные для формирования у них представления об основных требованиях несения военной службы. В тоже время следует учитывать, что освоение содержательной части учебной программы неизбежно формирует отдельные компоненты мировоззренческого аспекта среди будущих военных летчиков. На данный процесс в значительной степени влияет специфика восприятия курсантами получаемой информации и формирование собственного отношения к ней. Военной службой предусматривается, что будущий военнослужащий в равной степени, как и действующий военнослужащий, должны следовать приказам командования или вышестоящего военного руководства. Однако качество выполнения приказов и, возникающая в некоторых случаях необходимость взятие военнослужащим командование на себя, способствует необходимости формирования такого мировоззренческого аспекта, который в расширенном формате обеспечивал бы соблюдение национальных интересов и создание условий для выполнения тактических задач, в том числе боевых задач [3, С. 93].

Дисциплина по общевоенной подготовке, несмотря на строгую регламентированность проведения занятий, предполагает широкий спектр педагогических и психологических приемов преподавателя, которые направлены на формирование искомых нейронных связей в мыслительном процессе курсантов.

Гели рассматривать педагогическое и психологического воздействие преподавателя на процесс восприятия информации курсантами, то следует акцентировать внимание на различные по степени сложности и многоаспектности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.