Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасин А.Н.

В статье рассмотрены роль, место и функции государственного регулирования в национальной экономике в контексте категории интегрированного экономического потен- циала страны, определены отдельные виды экономического потенциала, объединение кото- рых в единую систему с образованием синергетического эффекта порождает данный инте- грированный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Герасин А.Н.

ГЕРАСИН Александр Николаевич - доктор экономических наук, профессор, профессор Российской государственной академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация. E-mail: geran13@mail.ru.

Аннотация. В статье рассмотрены роль, место и функции государственного регулирования в национальной экономике в контексте категории интегрированного экономического потенциала страны, определены отдельные виды экономического потенциала, объединение которых в единую систему с образованием синергетического эффекта порождает данный интегрированный потенциал.

Ключевые слова: интегрированный экономический потенциал, национальная экономика, государственное регулирование, трудовой потенциал, мотивационный потенциал, интеллектуальный потенциал, организационно-управленческий потенциал, научно-технический потенциал, материально-технический потенциал, природно-ресурсный потенциал, культурно-исторический потенциал, внешнеэкономический потенциал, геополитический потенциал.

Для цитирования: Герасин А.Н. Интегрированный экономический потенциал и государственное регулирование экономики // Экономические системы. 2018. Том 11. № 3 (42). С. 16-23. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-3-16-23

Системы хозяйства в её чистом виде, т.е. без регулирования, как со стороны государства, так и со стороны рынка не существует. Более того, как показал и показывает опыт, без регулирования любое производство, предпринимательство, сельское хозяйство и т.п. терпят крах. Яркое тому подтверждение - кризисы Великой депрессии 1930-х гг., кризисы 1960-х и 1990-х гг., а также современный финансовый кризис.

Высокий уровень конкурентоспособности промышленных предприятий в масштабе национальной экономики может быть достигнут только на основе эффективного государственного регулирования условий обеспечения конкурентоспособности как предприятий, так и отраслей народного хозяйства в целом [3].

В работе проанализированы роль, место и функции государственного регулирования в национальной экономике с учетом последнего в его широком значении, т.е. в качестве воздействия государства на функционирование и развитие народного хозяйства страны с возможным использованием различных форм, методов и механизмов данного регулирующего воздействия, включая стратегическое планирование, государственное программирование и финансирование, госзаказы, государственно-частное партнерство, а также непосредственное регулирование ряда экономических параметров, в том числе цен, налогов, процента за кредит, денежной массы и ее структуры, объема внутренних и внешних заимствований, уровня инфляции, величины бюджетного дефицита и пр.

Кроме того, государственное регулирование экономики может и во многих конкретных ситуациях должно преследовать не только сугубо экономические, но и социальные, экологические цели, решать в меру необходимости и целесообразности политические и оборонные задачи.

Помимо прочего, государственное регулирование экономики должно осуществляться в русле обеспечения правопорядка в обществе, противодействия преступлениям в хозяйственной сфере, вытеснения нежелательных для общества видов предпринимательской деятельности (например, игорного бизнеса), но не запрещаемых законом, напрямую с целью избежать увода этих видов деятельности в теневую сферу, где они могут нанести обществу, личности и государству еще больший вред [3].

Анализируя процесс применения государственного регулирования национальной экономики в различных странах мира [2], можно констатировать, что нет и не может быть единообразия в определении места, роли и функций государственного регулирования народного хозяйства применительно к той или иной стране.

Определение места, роли и функций государственного регулирования экономики конкретно взятой страны должно определяться сочетанием ряда конкретно-исторических условий, а именно:

- интегрированным экономическим потенциалом страны и степенью его активизации;

- уровнем самодостаточности интегрированного экономического потенциала страны;

- характером и масштабами задействованности экономики страны в системе мирового хозяйства;

- существенно значимыми для данного периода исторического развития страны ситуациями и тенденциями в области экологии, социальной сферы, политики и т.п.

Последняя группа факторов носит сугубо индивидуально-конкретный характер: она в целом и составляющие ее факторы в отдельности не могут быть подведены ни под какие экономические закономерности или правила. В отличие от этого три первые группы факторов, предопределяющие место, роль, функции государственного регулирования экономики, могут быть подведены под определенные закономерности или правила.

В основе первых трех групп факторов лежит экономическая категория интегрированного экономического потенциала страны (ИЭПС).

Интегрированный экономический потенциал страны - это активно взаимодействующая совокупность ее отдельных экономических потенциалов по принципу прямой и обратной связи, объединенных в единую систему, содержащую помимо этой совокупности синергетический эффект взаимодействия, оцениваемую по критерию возможности экономического обеспечения основных параметров жизнедеятельности страны: жизненного уровня населения в соответствии с его культурно-историческими традициями; воспроизводства трудового потенциала

страны с высокими качественными характеристиками; эффективного устойчивого экономического роста национальной экономики на базе научно-технического прогресса в соответствии с объективными законами экологии природы, общества и человека; внутренней и внешней безопасности страны [3].

Перечислим отдельные виды экономического потенциала страны: трудовой, мотивационный, интеллектуальный, организационно-управленческий, научно-технический, материально-технический, природно-ресурсный, культурно-исторический, внешнеэкономический, геополитический потенциалы.

Каждый вид экономического потенциала страны, имея экономическое измерение и входя в систему ее национальной экономики, в то же время далеко выходит за ее рамки, соответственно обладая также и неоэкономическими измерениями.

Для того чтобы определение интегрированного экономического потенциала страны приобрело законченную форму, необходимо определить отдельные виды экономического потенциала, объединение которых в единую систему с образованием синергетического эффекта порождает данный интегрированный потенциал.

1. Трудовой потенциал страны - это ее совокупная рабочая сила, характеризуемая рядом качественных и количественных параметров, в число которых входят: нравственное и физическое здоровье, уровень образования и профессиональной подготовки, возможность расширенного воспроизводства с одновременным повышением качества трудовых ресурсов.

Трудовой потенциал страны обладает определенной структурой, в которой выделяются: уровни образовательной и профессиональной подготовки кадров; профессиональная структура квалифицированной рабочей силы.

Трудовой потенциал взаимопереплетается с мотивационным, интеллектуальным, организационно-управленческим, культурно-историческими потенциалами непосредственно, а со всеми другими видами потенциалов - косвенно.

2. Мотивационный потенциал - это мотивация жизнедеятельности (особенно в трудовой сфере), народонаселения страны - его трудоспособной части и подрастающего поколения.

Мотивационный потенциал представляет собой динамичную целенаправленную энергию жизнедеятельности народонаселения страны.

От мотивационного потенциала страны в решающей степени зависит степень активизации ее трудового потенциала1.

3. Интеллектуальный потенциал страны - это способность ее населения генерировать и применять на практике, с одной стороны, разнообразные знания

1 Именно мотивационный потенциал народа Японии явился главным фактором японского «экономического чуда». После окончания Второй мировой войны история поставила перед народом Японии «вопрос ребром»: либо совершить быстрый скачок в экономическом развитии на базе научно-технического развития, что требовало предельной активизации мотивации труда, либо вступить на путь деградации.

во всем их диапазоне (от культуры до науки и техники), с другой - накопленные в стране знания, в том числе и запатентованные открытия, научно-технические разработки, изобретения и т.п.

4. Организационно-управленческий потенциал страны представляет собой триединство:

- профессиональных руководителей, управленцев, менеджеров, администраторов, способных обеспечивать эффективное протекание общественного воспроизводственного процесса на всех его уровнях (микро-, мезо- и макро-);

- организационно-управленческие структуры, которым соответствуют производственные структуры сфер материального и интеллектуального производства на всех уровнях экономики;

- совокупность организационно-управленческих форм, методов, механизмов и алгоритмов, применяемых в ходе организации и управления воспроизводственным процессом на всех его уровнях.

5. Научно-технический потенциал страны - это ее способность генерировать качественно новые научно-технические разработки, а также применять на практике научно-технические достижения других стран.

Уровень развития научно-технического потенциала страны определяется уровнями развития ее трудового, мотивационного, интеллектуального, организационно-управленческого потенциалов.

Материальной базой, или материальным фундаментом научно-технического потенциала страны, служит материально-технический потенциал.

6. Материально-технический потенциал страны - это воплощенный в разнообразных, созданных трудом человека, средствах производства (основных и оборотных фондах) во всех отраслях экономики ее научно-технический потенциал.

Материально-технический потенциал материализует в виде зданий, сооружений, машин и оборудования и т.д. научно-технический потенциал, а последний функционирует и развивается, базируясь на наиболее передовых элементах материально-технического потенциала. Например, в процессе осуществления НИОКР используются разнообразные приборы, технические средства, создаются экспериментальные образцы новой техники и т.п.

7. Природно-ресурсный потенциал страны - это вся совокупность ее разнообразных природных ресурсов, находящихся на ее территории, в территориальных водах, а также в принадлежащем ей шельфе.

Россия, как известно, исключительно богата природными ресурсами, причем весьма разнообразными. Однако природным богатствам страны противостоит своеобразное антибогатство:

- природные ресурсы в целях их переработки и потребления приходится транспортировать по суше на очень большие расстояния, а это примерно в 5 раз дороже транспортировки по морю;

- на большей территории страны преобладает суровый холодный климат, что требует дополнительных энергозатрат весьма значительной величины;

- в сельском хозяйстве страны преобладают зоны неустойчивого земледелия.

8. Культурно-исторический потенциал страны - это функционирующая и развивающаяся на протяжении истории под взаимоперекрещивающимся влиянием снизу и сверху (народа и властей) система традиций, обычаев, культурного наследия, алгоритмов индивидуального и общественного поведения, взглядов, мировоззрений и духовно-культурных ценностей общества.

По своей сущности и основному содержанию культурно-исторический потенциал страны непосредственно к экономике не относится. Однако он является одним из важнейших факторов, предопределяющих функционирование и развитие национальной экономики.

Например, протестантская этика жизнедеятельности человека послужила духовно-психологической предпосылкой становления капитализма в странах Запада. Духовно-коллективистские традиции русского народа нашли свое выражение в построении системы народного хозяйства, основанного на общественной собственности на средства производства, в советский период истории [3].

Духовно-культурный потенциал страны взаимопереплетается с ее трудовым, мотивационным, интеллектуальным, организационно-управленческим потенциалами, а кроме того, на него оказывают непосредственное и весьма сильное воздействие все другие потенциалы.

Культурно-исторический, трудовой, мотивационный, интеллектуальный, организационно-управленческий потенциалы проникают друг в друга, иначе говоря, присутствуют один в другом, а кроме того, взаимодействуют между собой по принципу прямой и обратной связи.

Причина в том, что все эти потенциалы как в отдельности, так и в их взаимопересечении (взаимоналожении), выражают в конечном итоге человеческий потенциал страны, поскольку все они, так или иначе, коренятся в людях, образующих в своем структурированном единстве народ страны.

Другие потенциалы (научно-технический, материально-технический, природно-ресурсный, внешнеэкономический, геополитический) оказывают непосредственное и притом весьма сильное воздействие на формирование и развитие трудового, мотивационного, интеллектуального, организационно-управленческого, культурно-исторического потенциалов.

Например, природно-ресурсный потенциал России, а также его геополитический потенциал, оказывали на протяжении всей истории и продолжают оказывать в настоящее время сильное влияние на культурно-исторические традиции ее народа [1]. В то же время страны Западной Европы, в значительной большей степени по сравнению с Россией завязанные на внешнеэкономические связи, а потому раскрывшие в наибольшей степени свой внешнеэкономический потенциал, в своих культурно-исторических традициях имеют такие черты, как масштабная межотраслевая миграция рабочей силы, интенсивное взаимопроникновение и взаимовлияние в культурной сфере их народов. Последний момент, пожалуй, был решающим фактором в объединении стран Европы в Европейское сообщество.

9. Внешнеэкономический потенциал страны - это обеспеченное ресурсами всех видов, от интеллектуальных до материально-технических, ее задействова-

ние в системе международного разделения труда, мирохозяйственных связях, в том числе потоках денег информации, капиталов, товаров и услуг, рабочей силы, что позволяет государству получать своеобразную внешнеэкономическую ренту.

10. Геополитический потенциал страны - это ее реальная способность, базирующаяся на всех ее ресурсах, включая человеческие, научно-технические, материально-технические, идеологические, организационные, военные и другие ресурсы, обеспечивать свою экономическую, политическую, информационную безопасность, а также поддержку национальных производственно-хозяйственных структур на мировых рынках.

Каждая страна, если она не желает играть роль марионетки в мировой политике и экономике, а преследует собственные национально-государственные интересы, должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой геополитический потенциал.

Другое дело, что при этом нельзя впадать в противоположную крайность - наращивать вне всяких пределов свой геополитический потенциал, особенно его военную составляющую, стремясь на этой основе к доминированию и даже к господству в мировой экономике и политике [1].

Геополитический потенциал страны, включая в себя и военно-политическую составляющую, требует оптимального развития на уровне обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и поддержки на мировом рынке национальных производителей. Это - необходимое условие сохранения и преумножения всех других потенциалов страны, уже рассмотренных нами ранее.

Однако непомерное разрастание геополитического потенциала страны, как это имело место в советский период истории, происходит за счет оттягивания ресурсов, питающих формирование и развитие всех других потенциалов страны, особенно трудового, что в конечном итоге ведет к значительному ослаблению и геополитического потенциала, что и произошло после распада Советского Союза.

Каждый из отдельных видов интегрированного экономического потенциала страны имеет две стороны (аспекта):

1) совокупность возможностей раскрытия, накопления, развития, трансформации, увеличения масштабов, повышения качественного уровня и т.п., присущих каждому отдельному потенциалу;

2) степень активизации потенциала, иначе говоря, уровень активного использования его качественных и количественных возможностей.

Для интегрированного экономического потенциала общества принципиально важное значение имеет не только каждый из отдельных его видов, но и то, каким образом все эти потенциалы взаимодействуют между собой. Очевидно, что это взаимодействие может быть эффективным в разной степени - от очень высокой до незначительной.

В ряде случаев имеет место антиэффективное взаимодействие. Если в случае эффективного взаимодействия потенциалов возникает синергетический эффект с положительным знаком, то в случае антиэффективного взаимодействия порождается синергетический эффект с отрицательным знаком [2].

Все отдельные виды интегрированного экономического потенциала страны неизбежно отличаются неравномерностью уровней их развития при сильной дифференциации их качественных и количественных параметров.

Между тем в интегрированном экономическом потенциале страны его отдельные виды образуют динамичную систему, полезная отдача которой лимитируется наиболее ограниченными потенциалами. При этом потенциалы, имеющиеся в стране в избытке, в своей избыточной части недоиспользуются или неиспользуются совсем.

На сочетании национальной избыточности и мировой востребованности отдельных видов интегрированных экономических потенциалов стран мира базируется система международного разделения труда, порождающая синергети-ческий экономический эффект мирового масштаба [2].

Каждая страна в меру своего эффективного участия в системе международного разделения труда получает причитающуюся ей долю в этом мировом си-нергетическом эффекте. Данный процесс имеет особенно важное значение в условиях глобализации.

Источники

1. Россия на перепутье пост-нео-индустриализма / И.К. Ларионов [и др.]. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012.

2. Синергия управления многомерной экономикой / Под ред. И.К. Ларионова, О.Н. Гера-синой. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018.

3. Экономическая система России: стратегия развития / Под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Силь-вестрова. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2015.

INTEGRATED ECONOMIC POTENTIAL AND STATE REGULATION

OFTHE ECONOMY

Gerasin A.N.

GERASIN Aleksandr Nikolaevich - doctor of economics, professor, professor of the Russian state Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: geran13@mail.ru

Abstract. The article considers the role, place and functions of state regulation in the national economy in the context of the category of integrated economic potential of the country, identifies certain types of economic potential, the unification of which in a single system with the formation of a synergetic effect generates this integrated potential.

Keywords: integrated economic potential, national economy, state regulation, labor potential, motivational potential, intellectual potential, organizational and managerial potential, scientific and technical potential, material and technical potential, natural resource potential, cultural and historical potential, foreign economic potential, geopolitical potential.

For citation: Gerasin A.N. Integrated economic potential and state regulation of the economy. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 3 (42). P. 16-23. DOI 10.29030/2309-2076-2018-11-3-16-23

References

1. Russia at the crossroads of post-neo-industrialism / I.K. Larionov [et al.]. M.: PTK «Dashkov and Co.», 2012.

2. Synergy of multidimensional economy management / Ed. By I.K. Larionov, O.N. Gerasina. M.: PTK «Dashkov and Co.», 2018.

3. Economic system of Russia: development strategy / Ed. By I.K. Larionov, S.N. Sylvestrov. M.: PTK «Dashkov and Co.», 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.