Научная статья на тему 'ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ ИНВЕСТИИЦИОННОСТИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ДР.) / МОДЕЛЬ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белянина И.В.

В современных условиях хозяйствования весьма актуально создание инновационно-ориентированной системы управления. В статье сформулированы принципы создания системы, описана ее модель и решаемые задачи. В русле постарения интегрированной системе народного хозяйства, автор рекомендует комплекс мер, направленных на создание в экономике России благоприятных условий для формирования и функционирования общегосударственной инновационно-ориентированной системы управления, базирующейся на рациональном использовании трудового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Пути и методы формирования, развития и функционирования инновационно-ориентированной системы управления, базирующейся на рациональном использовании трудового потенциала

The ways and methods of the forming, development and functioning of the innovation-oriented system of management, based on the efficient use of the labour potential

И.В. БЕЛЯНИНА,

старший преподаватель ГОУМГИУ, зав. научным отделом МАМ, член-корреспондент МАМ

I.V. BELYANINA,

the head teacher of the State Educational Institution Moscow State Industrial University, the manager of the scientific department of the International Academy of Management, the corresponding member of the International Academy of Management

Аннотация

В современных условиях хозяйствования весьма актуально создание инновационно-ориентированной системы управления. В статье сформулированы принципы создания системы, описана ее модель и решаемые задачи. В русле постарения интегрированной системе народного хозяйства автор рекомендует комплекс мер, направленных на создание в экономике России благоприятных условий для формирования и функционирования общегосударственной инновационно-ориентированной системы управления, базирующейся на рациональном использовании трудового потенциала.

Abstract

The creation of the innovation-oriented system of management is especially current in the modern conditions of the management. In this article the principles of the creation of the system are formulated and the it's model and the ways of solving the problems and tasks are described. Within the context of the aging of the integrate system of the national economy the author recommends a package of measures which aimed at the creation of the favorable conditions for forming and functioning of the national innovation-oriented system of management, based on the the efficient use of the labour potential.

Ключевые слова

1. Принципы функционирования инновационно-ориентированной системы управления (принцип научности инвестииционности, целеполагания и др.)

2. Модель общегосударственной инновационно-ориентированной системы управления

3. Трудовой потенциал

Key words

1. The principles of the functioning of the innovation-oriented system of management (the principle of the scientific character of the investment, aim-reply an so on)

2. The model of the national innovation-oriented system of management

3. Labour potential

Автором разработана модель общегосударственной инновационно-ориентированной системы управления, базирующийся на рациональном использовании трудового потенциала общества (см. схему 1). Данная модель построена на основе следующих положений.

1. На схеме 1 раскрыта структура ИОСУ, включающая в себя двенадцать системообразующих блоков, взаимодействующих между собой по принципу прямых и обратных связей, образующих единую сеть внутриуровневых и межуровневых взаимодействий, выделены основные задачи ИОСУ и основные способы их решения, отражены межуровневые взаимодействия в ходе функционирования ИОСУ, в порядке конкретизации блока 1 - концептуализации и системно-стратегического целеполагания -определен ряд мониторингов и банков данных, а также особо выделена функция экспертной проработки инновационно-инвестиционных проектов.

Блок 1 - концептуализации и системно-стратегического целеполагания - является интеллектуальным центром ИОСУ, функции которого:

функция 1 - генерирование инновационных идей, подходов, проектов;

функция 2 - мониторинг информации, прямо или опосредованно связанной с инновациями и инвестициями и накопление на этой основе банков данных;

функция 3 - экспертная проработка (экспертиза) инновационных идей и подходов, инновационно-инвестиционных проектов.

2. Блок 1 ИОСУ основывается на эффективном применении института государственно-частного партнерства, смысл которого - соединить частную инициативу в области научно-технических и организационно-управленческих инноваций с направлением этой инициативы на пользу общества и обеспечением ее концентрацией ресурсов на ключевых инновационно-инвестиционных проектах со стороны государства.

В рамках межуровневых взаимодействий по поводу инновационно-инвестиционного процесса формируется ряд системно-стратегических центров (ССЦ):

- ССЦ на макроуровне;

- ССЦ на уровне регионов и крупных корпораций;

- ССЦ на уровне отраслей и сфер национальной экономики; ССЦ отдельных

предприятий и организаций.

3. Блок 2 - стратегического планирования - базируется на концептуальных разработках и экспертных заключениях, являющихся результатом деятельности, осуществляемой в разрезе блока 1.

Схема 1

Модель общегосударственной инновационно -ориентированной системы управления, базирующейся на рацио нальном использовании трудового

потенциала (ИОСУ)

Блок 1 - концептуализации и системно-стратегического целеполагания

Мониторинг и банк инновационных идей

Комплекс мониторингов и банков данных

Экспертная проработка инновационно-инвести-ционныхпроектов

Межуровневые взаимодействия по поводу инновационно-инвестиционного процесса

Микроуровень Мезоуровень Макроуровень

Глобальный уровень-уровень внешнеэкономической деятельности

Накопление интегрированного экономического потенциала

^ Мониторинг и банк НИОКР

Мониторинг и банк осуществляемых инно вационно-инвестицион-ных проектов

Мониторинг и банк заявок на инновационно-инвестиционные проекты

Госуд .-частное партнерство как организ.-управленческая форма ИОСУ

Основные задачи ИОСУ

Создание благоприятных условий воспроизводства трудового потенциала - рост благосостояния народа

Система экологизации воспроизводственного процесса

Оптимизация воспроизводственного процесса по тройному критерию: формирования обществ. разделения труда и рабочих мест в соответствии со способностями и призванием работников; потребностей общества в товарах и услугах; ресурсного потенциала страны

Максимизация

синергетического

эффекта

Оптимизация цикличности инновационно-ивестиционного процесса в разрезе уровней экономики

Блок 2 - стратегического планирования

Блок 3 - программирования

Блок 4 - инновационно-инвестиционного проектирования

Блок 5 - организации и управления

инновационно-инвестиционного

процесса

Блок 6 - финансового обеспечения Блок 7- профессиональной ориентации

Блок 8- образования и профессиональной подготовки кадров

Блок 9 - рациональной расстановки и продвижения кадров

Блок 10 - региональные ИОСУ

Блок 11 - корпоративные ИОСУ

Блок 12 - отраслевые ИОСУ

Основные способы решения задач

Генерирование инноваций

Материализация инноваций посредством инвестиций

Рациональное использование трудового потенциала

Взаимодействие государства и частной инициативы с объединением их плюсов и нейтрализации минусов

Стратегическое планирование в масштабе национальной экономики должно иметь горизонт планирования не менее 50 лет1.

Стратегическое планирование инновационно-инвестиционного процесса является структурообразующим ядром стратегического планирования развития национальной экономики в целом. Без стратегии инновационно-ивнестиционного процесса вообще бессмысленно строить какие-либо стратегические планы, которые всегда характеризуются длительным горизонтом целевых плановых установок, а их достижение возможно только через осуществление соответствующих инновационно-инвестиционных проектов2.

В русле межуровневых взаимодействий, стратегическое планирование с созданием соответствующих плановых центров необходимо осуществлять на макро-

3 4 "5

уровне, мезоуровне - в разрезе регионов и крупных корпораций, микроуровне - применительно к отдельным предприятиям или организациям6.

4. Блок 3 - инновационное-инвестиционное программирование нацелен на детальную проработку ориентиров стратегического плана, с учетом его коррекции составляются разного рода инновационно-инвестиционные программы, с использованием соответствующих мониторингов и банков данных, а также экспертных проработок (последнее относится к блоку 1).

Инновационно-инвестиционное программирование осуществляется на макро, мезо, микро-уровнях экономики.

В ходе этого программирования необходимо в полной мере задействовать институт государственно-частного партнерства.

5. Блок 4 - инновационно-инвестиционного проектирования, которое осуществляется в разрезе соответствующих программ и представляет собой их дальнейшую конкретизацию. Данное проектирование осуществляется на макро-, ме-зо-, микро- уровнях экономики.

6. Блок 5 - организации и управления инновационно-инвестиционного процесса, который аналогично предыдущим блокам, функционирует на макро-мезо-микро-уровнях экономики и активно использует институт государственно-частного партнерства.

7. Блок 6 - финансового обеспечения, который представляет собой комплекс механизмов, способов, рычагов и конкретных мер, применяемых для обеспечения притока денежно-финансовых ресурсов на входе и выходе воспроизводственного процесса, в рамках которого осуществляется инновационно-инвестиционный процесс.

Предприятия и организации, осуществляющие инновационно-инвестиционный процесс, могут использовать как собственные средства в виде накапливаемого капитала,

1 В крупных американских корпорациях горизонт стратегического планирования составляет 50 лет. См. Г.Б. Кочетков, В.Б. Супян. Корпорация, Американская модель, СПб.: ПИТЕР, 2005; Е.Н. Ведута. Государственные экономические стратегии, М.: Деловая книга, 1998.

2 Руцкой А.В. Стратегическое планирование (теоретические и методологические аспекты), М.: Союз, 1999; Э.А. Уткин и др. Бизнес-планирование, М.: ЭКСМО, 2002; С. Глазьев, Теория долгосрочного технико-экономического развития, М.: ВлаДар, 1993.

А.М. Бабашкина. Государственное регулирование национальной экономики, М.: ФиС, 2004.

4 Региональная экономика. Под ред. В.И. Видялина, М.С. Степанова. М.: Инфра-М, 2005.

5 Ларионов И.К., Тимербулатов Т.Р., Финансово-промышленные группы (стратегия развития), М.: МУПК, 2000.

6 Е.Л. Кантор и др. Экономика предприятия, СПб.: ПИТЕР, 2007.

увеличивающегося в результате выручки от реализации продукции (товаров и услуг), так и привлекаемые со стороны денежные средства через эмиссию акций или облигаций, получение банковских ссуд, а также финансирования (а также и кредитования) за счет средств бюджета (федерального или регионального)7.

При рассмотрении проблемы финансового обеспечения инновационно-инвестиционного процесса принципиально важно иметь в виду следующее.

Во-первых, многие исключительно важные, в том числе жизненно необходимые для общества и государства, инновационно-инвестиционные проекты не могут приносить достаточной прибыли в обозримой перспективе, т.е. быть выгодными в финансовом отношении, более того, затраты на осуществление части таких проектов могут вообще не окупаться, принося убытки. Тем не менее такие проекты следует осуществлять вопреки финансовой выгоде. Это связано с решением общественных и государственных задач, не укладывающихся в прокрустово ложе рынка. Речь идет об обеспечении обороны и безопасности страны, профилактике стихийных бедствий, осуществлении экологических мероприятий, создании благоприятных условий для воспроизводства подрастающих поколений в семьях с недостаточным для этого уровнем доходов, развитии фундаментальной науки и сфер образования и культуры, создании объектов производственной инфраструктуры, поддержке отечественного сельского хозяйства, финансирования проектов в области высоких технологий, которые дадут высокую отдачу лишь через длительный период времени, на который, как правило, не ориентированы частные инвесторы, не говоря уже о том, что для частного сектора вообще непосильно в след огромных объемов финансирование ряда инновационно-инвестиционных проектов, носящих приоритетный характер для общества и государства8.

Во-вторых, во всех случаях, когда для национальной экономики необходимы или целесообразны определенные инновационно-инвестиционные проекты, но при этом отсутствуют нужные для этого денежные средства, однако есть все необходимые ресурсы в натуре, от квалифицированных кадров и до материально-технических и природных ресурсов, не используемых в воспроизводственном процессе из-за отсутствия финансирования, потребного для их активизации (именно такая ситуация сложилась в современной России), государству необходимо прибегать к целевой контролируемой эмиссии денег для финансирования соответствующих инновационно-инвестиционных проектов. При этом инновационно-инвестиционные проекты за счет эмиссионного финансирования, будучи осуществимы, покрывают введенными в действие объектами эмитированные государством деньги, а потому при таком финансировании не возникает инфляция. На это указал еще более 100 лет назад известный в свое время русский экономист С.Ф. Шарапов (1856-1911), который рассуждал примерно так. Допустим, государство решило построить железную дорогу. В одном варианте оно берет взаймы деньги в других странах и строит на них дорогу. В итоге Россия остается с дорогой и внешним долгом. В другом варианте государство эмитирует деньги для финансирования строительства дороги, а эти деньги активизирует на занятую рабочую силу и недоиспользуемые или простаивающие производственные мощности, чего в стране - в избытке. В итоге этого второго варианта будет построена железная

7 Зироян М.А. Финансы в современном воспроизводстве. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.

8 Ларионов И.К. Социальная концепция личности, общества и государства. М.: Союз, 2000.

дорога, страна не окажется обремененной внешним долгом, в ней увеличится количество денег, покрытых весьма значимой реальной ценностью, а потому эмиссия денег в таком варианте не будет способствовать нарастанию инфляции9. Идеи С.Ф. Шарапова разделяют многие современные экономисты. А.В. Дружинин даже разработал концепцию эмиссионного кредитования10.

8. Блок 7 - профессиональной ориентации - играет ключевую роль в ИОСУ. Дело в том, что в силу недостаточного развития общества современные работники получили профессиональную подготовку и занимают места в системе общественного разделения труда не по своему внутреннему призванию, не в соответствии с глубинным творчески-созидательным потенциалом своей индивидуальности, а в силу ряда других факторов, как случайных, так и обусловленных семейным воспитанием, коррумпированным протекционизмом, связанным с превращением многих рабочих мест в средство получения высоких доходов и благ в натуре лицами, которые по своим способностям и реальному (а не только зафиксированному в дипломах) профессионализму в конце не способны выполнять функции, присущие занимаемым им должностям11.

Сочетание действенной профессиональной ориентации подрастающих поколений с высоким уровнем их образования и профессиональной подготовки в области деятельности, выбранной по призванию (блок 8), и расстановкой кадров по рабочим местам в системе общественного разделения труда в соответствии с их способностями и профессионализмом (блок 9) является алгоритмом рационального использования трудового потенциала общества. Именно при задействовании этого алгоритма рациональное использование трудового потенциала может служить основой формирования, развития и функционирования инновационно-ориентированной системы управления.

9. Блок 8 - образование и профессиональная подготовка кадров. Как уже отмечалось, эффективное функционирование этого блока в решающей степени зависит от эффективности профессиональной ориентации подрастающих поколений. Разумеется, помимо этого сфера образования требует еще многого другого, в особенности должного финансирования 2, хотя к нему никак нельзя сводить проблемы сферы образования, которые носят комплексный характер, а потому требуют комплексного решения13.

10. Блок 9 - рациональные расстановки и продвижение кадров14 - играет важнейшую роль в инновационно-ориентированной системе управления, базирующейся на рациональном использовании трудового потенциала. Этот блок завер-

9 Шарапов С.Ф. Сочинения, т. 1-9, М., 1900-1906; Шарапов С.Ф. Бумажный рубль (его теория и практика). Спб, 1898; С.Ф. Шарапов, Экономика в самодержавном государстве, в книге «Экономика русской цивилизации». М.: Родник, 1995, с. 253-317.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Дружинин А.В. Эффект структуризации и заемный капитал (в условиях становления информационного общества). М.: Терра, 2004; Дружинин А.В. Заемный капитал в современной экономике. М., ИВЦ «Маркетинг», 2005.

11 Ващенко А.Н. Труд: мотивация и вознаграждение. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2004.

12 Тютюкина Е.Б. Финансирование научно-образовательного комплекса и его воздействие на повышение эффективности общественного воспроизводства. М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.

13 Жуков В.И. , Российское образование: истоки, традиции, проблемы, М.: ИВЦ «Маркетинг», МГСУ «Союз», 2001.

14 Шаркова А.В. Трудовые ресурсы: воспроизводство и применение. М.: ИТК «Дашков и К0», 2003.

шает триаду, двумя предыдущими звеньями которой являются профессиональная ориентация подрастающих поколений (блок 7) и образование и профессиональная подготовка кадров (блок 9). Взаимодействие этих трех блоков по принципу прямой и обратной связи представляет собой алгоритм рационального использования трудового потенциала в масштабе национальной экономики (см. схему 2).

Схема 2

В русле конкретизации алгоритма рационального использования трудового потенциала в масштабе национальной экономики, применительно к ИОСУ, автор разработал матрицу соотношения типов работников и рабочих мест по критерию инновационности (см. таблицу 1).

Таблица 1

Соотношение типов работников и рабочих мест по критерию инновационности

№ n/n Рабочие места по критерию инновацион-^ ности

Типы

работников по критерию инновационности 2

Тип исполнителя, не способного ни генерировать, ни внедрять инновации Тип исполнителя, не способного генерировать, но могущего внедрять инновации Тип исполнителя, способного генерировать и внедрять инновации

К ^ +

с

К m

к ^

m

m

куа

у л

^

7

+

+

+

+

+

+

д. Тип инноватора, - + + + + + + + + генерирующего инновации

5. Тип организатора, - + + + + + + + + способного внедрять инновации

6. Универсальный тип - + + + + + + + + - способный генерировать и внедрять инновации

7. Тип уникального - - - - - + + + + инноватора, способного генерировать инновации на

уровне прорыва к принципиально новому качеству

8. Тип уникального - - - - - + + + + инноватора, способного осуществлять наиболее

сложные инновационно-

инвестиционные проекты

Обозначения:

ЖИс - жестко-регламентированное исполнение рабочих функций; Мику - микроуровень экономики;

ВИс - вариативное исполнение рабочих функций; Мезу - мезоуровень экономики

ИД - инновационность как дополнение к основным обязанностям; Маку - макроуровень экономики;

ГИн - генерирование или внедрение инноваций, ограниченное лишь установками и рамками возможностей;

Глу - глобальный уровень экономики (уровень внешнеэкономической деятельности)

В вертикальной колонке матричной таблицы 1 расположены классифицированные автором по критерию инновационности типы работников:

1-й тип - исполнитель, не способный ни генерировать, ни внедрять инновации;

2-й тип - исполнитель, не способный генерировать, но могущий внедрять инновации;

3-й тип - исполнитель, способный генерировать и внедрять инновации;

4-й тип - инноватор, генерирующий инновации;

5-й тип - организатор, способный внедрять инновации;

6-й тип - универсальный инноватор-организатор, способный и генерировать, и внедрять инновации;

7-й тип - уникальный инноватор, способный генерировать инновации на уровне прорыва к принципиально новому качеству;

8-й тип - уникальный организатор, способный осуществлять наиболее сложные инновационно-инвестиционные проекты.

В горизонтальной строке матричной таблицы 1 представлена также разработанная автором классификация рабочих мест по критерию инновационности в разрезе уровней экономики исходя из того, что более высокие уровни экономики в организационно-управленческом отношении требуют более высокого уровня иннова-ционности, а инновационность научно-технического свойства осуществляется на макроуровне экономики, а распространяется на все ее уровни. При этом выделено четыре типа рабочих мест, которые при взаимодействии с различными уровнями экономики дают в общей сложности 9 вариантов рабочих мест (см. таблицу 2).

Матрица соотношения типов работников и рабочих мест может служить методической основой для разработки мероприятий по диагностике типов работников и типов рабочих мест с целью рациональной расстановки кадров по рабочим местам.

11. Блок 10 - региональные ИОСУ, которые представляют собой различные вариации инновационно-ориентированных систем управления, базирующихся на рациональном использовании трудового потенциала применительно к специфическим особенностям того или иного региона15.

12. Блок 11 - корпоративные ИОСУ, создаваемые в рамках крупных многоотраслевых корпораций наукоемкого типа16.

13. Блок 12 - ИОСУ применительно к отдельным отраслям или сферам народного хозяйства, учитывающие специфику и масштабы отрасли (комплекса отраслей, образующего их сферу).

14. На схеме 1 выделен комплекс мониторингов и банков данных:

- мониторинг и банк инновационных идей;

- мониторинг и банк НИОКР;

- мониторинг и банк осуществляемых инновационно-инвестиционных проектов (в том числе и в региональном разрезе);

- мониторинг и банк заявок на инновационно-инвестиционные проекты (на федеральном и региональном уровнях).

15. ИОСУ предполагает создание на всех уровнях экономики различного ряда структур, действующих в русле института государственно-частного партнерства, функция которых заключается в экспортной проработке инновационных идей и подходов, инновационно-инвестиционных проектов. В таких структурах, наряду с руководителями предприятий и организаций должны быть задействованы на договорной основе ученые и специалисты, способные осуществлять на достаточно высоком уровне экспертизы инновационно-инвестиционных проектов.

16. На схеме 1 выделены основные задачи ИОСУ:

задача 1 - создание благоприятных условий для воспроизводства трудового потенциала общества и роста благосостояния народа;

15 Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2005.

16 Клифер Боумен. Стратегия на практике, СПб.: ПИТЕР, 2003; Современные корпоративные стратегии и технологии в России: Сб-к научных статей, части 1, 2, 3. М.: Финансовая Академия, 2008.

задача 2 - системная экологизация воспроизводственного процесса (на базе учета объективных требований законов экологии человека, природы, общества);

задача 3 - оптимизация воспроизводственного процесса по тройному критерию: а) формирования общественного разделения труда и рабочих мест в соответствии со способностями и призванием работников; б) потребностей общества в товарах и услугах (в разрезе их номенклатуры, уровня и качества, количества); в) ресурсного потенциала страны;

задача 4 - максимизация синергетического (комбинационного)17 эффекта воспроизводственного процесса в целом и инновационно-инвестиционного процесса в частности;

задача 5 - накопление интегрированного экономического потенциала (т. е. структурированной совокупности потенциалов всех видов - от трудового до материально-технического и природно-ресурсного, содержащего в себе также си-нергетический эффект в качестве результата их эффективного структурирования и взаимодействия)8.

17. На схеме 1 выделены также основные способы решения задач, стоящих перед ИОСУ:

способ 1 - генерирование инноваций;

способ 2 - материализация инноваций посредством инвестиций; способ 3 - рациональное использование трудового потенциала; способ 4 - взаимодействие государства и частной инициативы с объединением их плюсов и нейтрализацией минусов;

способ 5 - оптимизация цикличности инновационно-инвестиционного про-

19

цесса в разрезе уровней экономики .

18. ИОСУ формируется, развивается и функционирует не только в разрезе уровней экономики (макро-мезо-микро), но и предполагает организацию и управление межуров-невыми взаимодействиями в ходе осуществления инновационно-инвестиционных проектов. Это принципиально важно и на входе, и на выходе инновационно-инвестиционного процесса. На входе это выражается в организационно-управленческой проработке всей цепочки межотраслевых поставок, необходимых для осуществления инновационно-инвестиционного процесса, на каждом отдельно взятом предприятии, для чего могут потребоваться сопряженные инвестиции в звеньях, задействованных в этой цепочке; возникает феномен мезоэкономического инновационно-инвестиционного процесса (термин автора). На выходе это находит выражение в том, что результат инновационно-инвестиционного процесса на конкретно взятом предприятии передается по цепочке межотраслевых связей ряда предприятий - прямых и опосредованных потребителей результата данного процесса. Здесь уже возникает феномен мезоэкономического результата инновационно-инвестиционного процесса (термин автора).

17 А.И. Данилов, Комбинационный экономический эффект: понятие, формирование, генерирование, М., ИВЦ «Маркетинг», 2001; А.И. Данилов, Общественное воспроизводство: комбинационный экономический эффект, М., ИВЦ «Маркетинг», 2002.

18 Кемпбелл Э., Лагс К.С. Стратегический синергетизм. СПб.: ПИТЕР, 2004.

19 Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: 1989; Жукова Л.В. Оздоровление предприятия на основе антикризисного реинжиниринга. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003 (в работе Л.В. Жуковой рассматривается проблема цикличности в масштабе отдельного предприятия).

Инновационно-ориентированная система управления, базирующаяся на рациональном использовании трудового потенциала, может быть создана в масштабе национальной экономики только при условии смены экономического курса страны - от построения либерально-рыночной системы хозяйствования в духе неоконсерватизма (рыночного фундаментализма) и по рецептам монетаризма к созданию интегрированной системы хозяйствования, соединяющей в единое целое вокруг стержня национально-государственных интересов рыночно-капиталистические и планово-распределительные методы ведения хозяйства, учитывающие интегрированный экономический потенциал России, ее геополитическое положение, культурно-исторические традиции, социальную психологию20.

В русле построения интегрированной системы народного хозяйства, автор рекомендует комплекс мер, направленных на создание в экономике РФ благоприятных условий для формирования и функционирования общегосударственной инновационно-ориентированной системы управления, базирующейся на рациональном использовании трудового потенциала. Большинство из этих мер в том или ином виде уже предлагались общественными экономистами, некоторые из них впервые предложены автором. Главное же в том, что все необходимые меры представлены в виде единого комплекса, нацеленного на создание благоприятных условий для формирования и функционирования ИОСУ. Комплекс этих мер представлен в таблице 3.

Таблица 3

Комплекс мер, направленных на создание в экономике РФ благоприятных условий для формирования и функционирования общегосударственной инновационно-ориентированной системы управления, базирующейся на рациональном использовании трудового потенциала

№ n/n Краткое определение рекомендуемой меры

1 2 I Формирование системы государственного стратегического плани-

рования при реализации плана через комплекс программ, госзаказы, прямое и косвенное регулирование экономики. ' Увеличение до оптимальной величины денежной массы при ее од-

новременной реструктуризации в пользу «длинных», инвестируемых на длительный срок денег путем использования порядка 80% Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов для финансирования инновационно-инвестиционных проектов в сфере материального и интеллектуального производства, а также применения целевой контролируемой эмиссии денег. ! Коррекция приватизации с учетом оптимизации соотношения форм

собственности в разрезе отраслей экономики, эффективности хозяйствования приватизируемых предприятий, компенсации понесенных государством в ходе приватизации потерь налогом на выгоду от приватизации с предоставлением льгот по критерию эффектив-

20 Ларионов И. К. предложил назвать подобную интегрированную систему хозяйства экогу-манизмом. См. Ларионов И.К. Социально-экономическая система российского общества. М.: Союз, 1997.

ного хозяйствования, проведения впредь приватизации с предварительной арендой предприятия, выявляющей степень эффективности предполагаемого нового собственника, при запрещении приватизации по цене ниже балансовой оценки, индексируемой на инфляцию.

4 Государственная монополия на экспорт топливно-энергетических ресурсов и сырья, а также перевод капиталов за рубеж.

5 Запрет на длительность на территории РФ фирм, зарегистрированных в иностранных офшорных зонах.

6 Беспошлинный ввоз машин и оборудования, аналоги которых не производятся в РФ.

7 Полная отмена налога на добавленную стоимость при концентрации в доходах госбюджета всей абсолютной природной ренты, дифрен-ты I и части дифренты III, порожденной инвестициями государства.

8 Введение прогрессивного налога на предметы роскоши, а также на доходы от спекулятивно-посреднической деятельности при сохранении плоской шкалы налогообложения заработных плат работников, за исключением сверхдоходов топ-менеджеров, оформляемых в качестве заработной платы.

9 Установление прогрессивного налога на повышенную рентабельность в составе единицы продукции с освобождением от этого налога в случаях получения высокой прибыли за счет научно-технических инноваций.

10 Установление государственных цен или верхних пределов цен на ключевые для народного хозяйства виды продукции и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Определение государством верхней границы ссудного процента при автоматической индексации выданных кредитов на инфляцию.

12 Жесткое ограничение экономическими и административными методами спекулятивной деятельности на фондовом и валютном рынке.

13 Активизация деятельности государства в области определения нормативов качества и стандартов товаров и услуг, а также экологических нормативов с введением за нарушения самых строгих санкций, вплоть до конфискации имущества и уголовной ответственности.

14 Масштабное финансирование из государственного бюджета инновационно-инвестиционных проектов в области науки, образования, культуры, высоких технологий, обороны страны и ее безопасности, производственной инфраструктуры и сельского хозяйства, а также в сфере экологии.

15 Формирование и развитие при активной поддержке государства крупных многоотраслевых корпораций наукоемкого типа.

16 Участие в системе международного разделения труда и внешних экономических связей российской экономики не в виде отдельных абсолютно автономных предприятий и организаций, а в качестве структурируемого целого, внешнеэкономическая деятельность составных элементов которого одновременно и регулируется государством прямыми и косвенными методами, и поддерживается и защищается им на мировых рынках.

17 Повышение одновременно в разы зарплат работников госструктур и пенсий при установлении для руководящих работников в сфере государственного и муниципального управления помимо стабильной зарплаты премий за результаты работы при одновременном обеспечении жесткой ответственности за злоупотребление служебным положением и коррупцию на базе контроля за уровнем потребления, включая ближайших родственников при запрете им заниматься частно-предпринимательской деятельностью.

18 Активное использование института государственно-частного партнерства для управления воспроизводственным процессом на всех уровнях экономики исходя из целевой установки соединения в единое сгармонизированное целое преимуществ государственной концентрации ресурсов и преследования общегосударственных интересов с преимуществами частной инициативы, при возможно большей нейтрализации недостатков государственного и частного воздействия на экономику.

Выводы

Разработана модель общегосударственной ИОСУ, представляющая собой логически-структурную схему совместно с развернутыми обоснованиями взаимодействия основополагающих звеньев ИОСУ, в которую входят два системообразующих блока, выражающих основные направления функционирования ИОСУ; государственно-частное партнерство как основная организационно-управленческая форма ИОСУ; основные задачи ИОСУ и основные способы их решения; комплекс мо-ниторингов и банков данных; институт экспертной оценки инновационно-инвестиционных проектов; межуровневые взаимодействия по поводу инновационно-инвестиционного процесса и их организационно-управленческое обеспечение; определен алгоритм рационального использования трудового потенциала в масштабе национальной экономики, который заключается в обеспечении рационального соотношения и взаимодействия между профориентацией подрастающих поколений, образованием и профессиональной подготовкой кадров, рациональной расстановкой и продвижением кадров; данный алгоритм конкретизирован при помощи разработки матрицы соотношения типов работников и рабочих мест по критерию инноваци-онности; введены в научный оборот новые понятия - мезоэкономический инновационно-инвестиционный процесс и мезоэкономический результат инновационно-инвестиционного процесса.

Рекомендован в русле создания в РФ интегрированной системы хозяйствования, соединяющей планомерное воздействие государства с самоактивностью рынка, проведение комплекса мер, нацеленных на создание благоприятных условий в экономике РФ, для формирования, развития и функционирования инновационно-ориентированной системы управления, базирующейся на рациональном использовании трудового потенциала.

Библиографический список

1. Е.Л. Кантор. Экономика предприятия. СПб.: ПИТЕР, 2007.

2. М.А. Зироян. Финансы в современном воспроизводстве. М.: «Маркетинг», 2005.

3. А.М. Бабашкина. Государственное регулирование национальной экономики. М.: ФиС, 2004.

4. И.К. Ларионов. Социально-экономическая система российского общества. М.: Союз, 1997.

5. А.В. Дружинин. Заемный капитал в современной экономике. М.: «Маркетинг», 2005.

Bibliographical list

1. E.L. Kantor, Economy of the works, S-P, Piter, 2007.

2. M.A. Ziroyan, Finances in the modern reproduction, M., «Marketing», 2005.

3. A.M. Babaschkina, State regulations of the national economy, M, FiS, 2004.

4. I.K. Larionov, Social-economical system of the Russian society, M., Soyus, 1997.

5. A.V. Druzhinin, Loan capital in modern economy, M., «Marketing», 2005.

Контактная информация

Московский государственный индустриальный университет, 115280, Москва, ул. Автозаводская, д. 16, корпус 1.

Contact links

Moscow State Industrial University, 115280, Moscow, st. Avtozavodskaya, 16 building 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.