4. Каминка А.И. Основы предпринимательского права. Пг., 1917.
5. Бандурин A.B. Управление деятельностью корпораций в России: автореф дис. ... д-ра эконом, наук. М., 2005.
6. Функ Я.И., Михалеченко В.А., Хвалей В.В. АО: история и теория. Мн., 1999.
7. Райдман А. Российская модель корпораций // Журнал для акционеров. 1999. № 4.
8. Корпоративное управление в РФ: есть ли шанс для улучшений // Инвестиции в России. 2000. № 9. С. 3.
Поступила в редакцию 22.02.2010 г.
Cherenkov A.V. Specificity of development of corporations in Russia.
In the article basic stages of development of corporations in Russia are revealed, the concept of corporation and modern lines of development of corporate relations are considered.
Key words: corporation; corporate associations; legal
body.
УДК 330.322
рассмотрены вшшаниеяа^тотиворечи пы формщивани^.системно-с' основные элвййл^вкономичес: мического потениР5лЩзегиона, пре;
Ключевы&0&в0Г. Экономически] структурного содеря^ш^геномичесю ла; модель экономичесЩц^^цнциала per'
КОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА: РМИНОЛОГИЯ, СТРУКТУРА, МОДЕЛЬ
В.И. Меньшикова
подходы к термину «экономический потенциал». Акцентируется ки экономического потенциала региона. Представлены принци-го содержания экономического потенциала региона, а также ;иала региона. Сделан вывод о сложной структуре эконо-ктурная модель экономического потенциала региона, региона; принципы формирования системно-а региона; элементы экономического потенциа-
Экономический потенц] бую роль в системе организац ного хозяйства, региональной и и венной организации, выступая как риальная основа. Величина экономичен потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность страны, степень капитализации предприятий. Между тем в научно-теоретическом аспекте категория экономического потенциала исследована недостаточно, нет системного видения данной проблемы как в отношении экономического потенциала государства, так и в отношении экономических потенциалов субъектов Российской Федерации. Кроме того более остро стоит вопрос о взаимодействии общего потенциала государства и экономических потенциалов субъектов Федерации и крупных регионов.
Экономический потенциал как экономическая категория отражает сложные, многоаспектные, агрегированные и консолидированные экономические процессы, связи и отношения. В силу этой многогранности и
самостоз следоЛ мичесь Само
а
«Щ) теши ; Дру^ёл
ложности категория экономического потен-цала ^следована недостаточно и рассмат-рдоЯВтся виновном не как объект и предмет ого и целенаправленного ис-'а ^ракурсе анализа других эко-;х ивзЬ^рм и категорий.
ятие ^¿соиомический потенци-бъединяет о^щуЬа трактовку понятия дал» и ^Гоня^ВгУ «экономический». £>жность ^гсЩШ: м ат и ч ее к о м научном ис^ьщ^ании - вйШвлеи^ особенностей регионал^о^кСодержаЯшпРкоцомического потенциал ешкктуре мн^Г ых от-
ношений, свЗ щих механизмов финансовой, бюдя ний государствен! нансово-бюджетной взаимосвязей бюджетного^ В методологическом «потенциал» в научной литерат ся с разных точек зрения, а имение вом таких понятий или тождеств, как
«мощь», «мощность», «максимальная возможность», «предельность», «ресурсы».
Потенциал (от лат. ро1епйа - сила) - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [1].
В целом под экономическим потенциалом региона понимается совокупная способность экономики региона, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал региона является совокупным выражением материальной базы региона, учитывающим объем расположенного в пределах данного территориального образования имущества, выраженного в количественных показателях, а также качественные характеристики, предопределяющие возможности реализации этого имущества в регионе [2].
Некоторые исследователи определяют экономический потенциал как способность социально-экономической системы региона за счет использования собственных региональных ресурсов обеспечить достижение в границах обособленной подсистемы государства и национальной экономики, каковой и является регион, долгосрочного, устойчивого экономического роста, позволяющего гарантировать населению региона уровень жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира.
Наряду с этим определением в экономической литературе потенциал региона рассматривается также как способность имеющихся ресурсов данного региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени.
Существует несколько методологических подходов к определению сущности экономического потенциала региона:
- рассмотрение экономического потенциала региона как совокупности экономических потенциалов субъектов РФ, входящих в регион (регион выступает как федеральный округ или крупный экономический регион);
- раскрытие экономического потенциала как сложной структурированной экономической категории, включающей природные ресурсы, производственный, трудовой и инновационный потенциалы, инвестиционные и бюджетные ресурсы, налоговый потенциал и др.;
- обоснование системной пропорциональности экономического потенциала;
- исследование системно-функционального взаимодействия экономического потенциала региона с внешней средой (финансовой, бюджетной, налоговой системами, ресурсными рынками, общероссийской банковской системой);
- учет дифференцированной структуры экономического потенциала региона, особенностей субъектов Федерации в качестве доноров или реципиентов.
Формулируя эти методологические подходы (принципы), мы рассматриваем их как направления исследования. При этом не ставится задача полностью раскрыть содержание каждого направления, акцент сделан на выявлении наиболее сущностных аспектов обозначенных направлений исследования проблемы.
Указанные методологические подходы взаимосвязаны и содержательно пересекаются и дополняют друг друга, поскольку отражают содержание одной и той же категории. Данные методологические подходы обусловливают следующие принципы формирования системно-структурного содержания экономического потенциала региона (рис. 1).
Первый методологический подход предлагается сформулировать как принцип феде-ративности системно-структурного содержания финансового потенциала. В Российской Федерации функционирует федеративная государственная система, разделяющая федеральный центр и субъекты Российской Федерации и, соответственно, объединяющая их в единое федеративное государство. В соответствии с федеративным устройством разделены полномочия и права ведения Российской Федерации, совместное ведение России и субъектов РФ и полномочия и права ведения субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Рис. 1. Принципы формирования системно-структурного содержания экономического потенциала региона
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации) [3]. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).
Данные положения Конституции РФ имеют принципиальное значение. Так, исполнение бюджетов относится к полномочиям органов исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, администраций субъектов Российской Федерации. Таким образом, в силу единства всей системы исполнительной власти формируется бюджетная вертикаль в отношении основной части бюджетных доходов и расходов в стране. Этот аспект единства бюджетного процесса и бюджетной системы (ст. 29 Бюджетного кодекса РФ) следует применить и в отношении единства экономического потенциала крупного региона, особенно в части
его бюджетной составляющей. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, Бюджетный кодекс РФ распространяет принцип единства не только на полномочия Российской Федерации, а на всю организацию и функционирование бюджетной системы страны, на бюджеты всех уровней.
Экономический потенциал региона включает не только бюджетный потенциал. Он системно структурируется реальными финансовыми отношениями в регионе, включая налоговые, а также финансами предприятий, фондовыми рынками, банками и другими финансовым организациями и их ресурсами. Поэтому есть основания говорить о принципе консолидации экономических ресурсов субъектов экономических отношений в консолидированном экономическом потенциале крупного региона (федерального округа). Процесс консолидации экономических ресурсов региона может осуществляться в разных формах и с разными функциональными целями. Это определение счетных индикаторов, количественных параметров экономики региона и использование их в аналитических целях; разработка социально-экономических программ и прогнозов региона; общая оценка положения региона в экономике и финансовой системе страны и государства; создание элементов регионального индикативного плана и механизма регулирования; разработка перспективного финансового плана и «бюджетной трехлетки» в масштабе субъектов РФ и всего региона.
На наш взгляд, объективная характеристика экономического потенциала региона и его особенности проявляются в различных пропорциях, формирующихся в регионе, их динамике и в том, насколько они способствуют решению стратегических задач экономического роста региона, социальной ориентации его экономического развития. В регулировании и региональной политике, таким образом, следует применять принцип региональной пропорциональности, на основе которого решать задачу постепенной оптимизации экономических пропорций региона по критериям экономического роста, инноваци-онности и социального развития.
В политике регулирования экономических пропорций в регионе невозможно не учитывать влияние фактора внешней среды. Следует ориентироваться на оптимизацию внешних воздействий на внутренние процессы, происходящие только в крупном регионе. Проблема внешнего воздействия на внутренние процессы является предметом теории внешних эффектов (экстерналий). Однако теория внешних эффектов разработана и применяется в микроэкономике, а не в тео-
рии экономических процессов и их регулировании. В теории внешних эффектов, применяемой в микроэкономике, рассматриваются отрицательные и положительные экс-терналии. Отрицательный внешний эффект формулируется как дополнительные издержки, не находящие отражения в рыночной цене. Положительные внешние эффекты - это дополнительная полезность, возникающая в результате использования какого-то блага (товара, услуги) и не находящая отражения в его рыночной цене. Причина внешних эффектов кроется в отсутствии законных прав собственности на ресурсы. Поскольку внешние эффекты отрицательно влияют на распределение ресурсов и эффективность их использования, возникает необходимость в их регулировании, оптимизации. При этом сочетаются как рыночные, так и нерыночные методы регулирования, ограничения или стимулы, вводимые государством.
Эти аспекты теории внешних эффектов в преобразованном виде могут быть, по нашему мнению, применены в регулировании механизма формирования и использования экономического потенциала региона. Так, поступление экономических ресурсов в регион извне, «внешней среды», т. е. от звеньев и субъектов экономической системы, находящихся за пределами территории региона или не входящих в экономическую сферу региона, можно рассматривать как положительный эффект. Наоборот, отток ресурсов из региона дает отрицательный эффект, уменьшает экономический потенциал региона.
Взаимодействие региона с внешней экономической сферой требует активного участия государства, что декларируется, например, бюджетно-налоговым законодательством, в соответствии с которым формируется федеральный бюджет, предусматривающий трансферты регионам, а также определяется деятельность региональных органов власти и управления.
Воздействие внешней среды на процессы в регионе может носить детерминированный, жестко регулируемый характер и быть косвенным, индикативным, с учетом синергети-ческих, нечетко определенных и неочевидных факторов и воздействующих условий.
Системно-структурное содержание экономического потенциала крупного региона зависит от его положения - «донор» он или
«реципиент». Экономическая характеристика крупного региона по критерию (фактору) дотационности взаимосвязана с рассматриваемой в научной литературе проблемой до-тационности отдельных субъектов Российской Федерации.
На протяжении всего периода рыночной трансформации субъекты РФ подразделяются на регионы-«доноры» и регионы-«реци-пиенты». Основным критерием отнесения их к той или другой группе является степень дотационности их бюджетов по поступлениям финансовых трансфертов из федерального бюджета. Как определяет Бюджетный кодекс РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в следующих формах: финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации, в т. ч. дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и иные дотации и субсидии; субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в целях компенсаций и иных субвенций; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемая в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления; бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.
В ежегодных федеральных законах о федеральном бюджете утверждаются конкретные методики определения трансфертов субъектам Федерации и конкретные суммы трансфертов отдельным субъектам Российской Федерации. Наиболее показательным признаком отнесения того или иного субъекта Федерации к дотационным регионам является включение их в состав регионов, получающих дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В настоящее время 76 % всех региональных административных образований РФ являются реципиентами.
Фактор дотационности существенно изменяет системно-структурное содержание экономического потенциала крупного региона. Во-первых, имеет значение количество регионов (субъектов), относящихся к регионам «донорам» и регионам «реципиентам», входящим в крупный регион (федеральный округ). Это влияет на все другие характеристики крупного региона: его экономическую
стратегию и тактику; характер отношений с федеральным центром (большая или меньшая степень административного регулирования и т. д.); внутренние финансовые пропорции и способы их регулирования; внешние связи и зависимость от положительных и отрицательных внешних факторов (экстерна-лий); общий экономический потенциал и степень обеспечения саморазвития и самостоятельности финансовой системы крупного региона.
Данные принципы отражают сущность содержания экономического потенциала региона и влияют как на сам потенциал, так и на воздействующие условия. Так, федера-тивность экономического потенциала реализуется в относительной самостоятельности региональной хозяйствующей системы, а взаимодействие с внешней средой - в системе пропорций экономического потенциала и его общем объеме; донорство и реципиент-ность отражают весь комплекс причин и факторов, воздействующих на развитие экономического потенциала региона.
Экономический потенциал региона - совокупность имеющихся в наличии и возможных для мобилизации ресурсов региона, необходимых для его развития при условии максимального использования имеющихся возможностей для производства конкурентоспособной продукции и наиболее полного удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, с учетом интересов государства и бизнеса [4]. Во многом он определяется уровнем развития межтерриториальных и межотраслевых связей.
В условиях плановой централизованной экономики экономический потенциал трактовался в производственно-отраслевом отношении и с учетом национального богатства. В настоящее время этому понятию незаслуженно не уделяется необходимого внимания: он не является предметом государственного регулирования, учета и контроля. В Экономической энциклопедии под редакцией академика A.M. Румянцева дана развернутая характеристика экономического потенциала: «Экономический потенциал - это совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению и определенный
исторический момент. Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсом и количества их профессиональной подготовки, объема производства, мощностей промышленных и строительных организаций, производств, возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, достижений науки и техники, ресурсом разведанных полезных ископаемых, т. е. элементов, составляющих в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны» [5].
Проблеме экономического потенциала уделялось много внимания в СССР, что было связано с общей теорией расширенного воспроизводства, экономического роста, развития производительных сил, единого народнохозяйственного комплекса, с концепцией оптимизации и моделированием народнохозяйственных процессов и пропорций.
Оригинальная идея применения понятия «потенциал», «экономический потенциал» содержится в работах крупного отечественного ученого В.Г. Лебедева. В его концептуальном подходе экономический потенциал связан с процессом развития производительных сил, научно-технической революцией, преобразованием общественных производственных отношений, реализацией преимуществ планового развития и, используя современную терминологию, можно сказать, с потенциалом повышения конкурентоспособности страны. Он считает, что о результатах НТР дает представление социально-экономический потенциал обозримых революционных достижений науки и техники. «Соответственно, природе этого потенциала, - пишет В.Г. Лебедев, - он должен представляться прежде всего как: возрастание массы и улучшение состава традиционных материальных и духовных благ, объема и структуры новых потребительных стоимостей, скорости и масштабов их обновления; увеличение свободного времени как результат роста производительности труда, снижения издержек производства за счет внедрения достижений науки и техники; качественное улучшение условий труда и жизни; создание материальных предпосылок для творческой деятельности; повышение степени обобществления
производства как условие развития социалистического коллективизма; всестороннее совершенствование производственных навыков и образования работников» [6].
В.Г. Лебедев пытался раскрыть проблему развития потенциала, исследуя потенциал «горбачевской перестройки». «В наиболее общем виде потенциалом перестройки, ее мерилом, - пишет автор, - выступает такая совокупность осуществляемых и возможных изменений, которая по своей направленности, структуре и конечному результату наиболее соответствует стратегии нашего развития, поднимает производительные силы и общественно-экономические отношения на качественно новый уровень и приводит их в устойчивое соответствие друг другу. Эта результативность будет характеризовать полную завершенность данной перестройки как процесса обновления, с учетом всех конкретных обстоятельств и современных задач. Достичь высшей эффективности мы можем только на основе экономически компетентного участия всего общества и каждого его члена в организации экономики страны» [6, с. 311].
Несмотря на то, что «перестройка» прекратилась в процесс разрушения страны, ее социально-экономического, научно-технического, человеческого потенциала, сама научная постановка проблемы развития потенциала, которая усматривается в идеях В.Г. Лебедева, должна пойти в общую научно-теоретическую методологию и теорию экономического потенциала государства и в теорию экономического потенциала региона. Концепция развития экономического потенциала государства и региона включает стратегию развития и механизм развития. В процессе «перестройки», которую анализировал В.Г. Лебедев, стратегия перестройки не была ясно сформирована, а была эклектичной и даже хаотичной, что способствовало краху советской экономической и финансовой систем.
Экономический механизм перестройки рассматривал радикальную экономическую реформу, которая вводила рыночные принципы хозяйствования без отказа от фундаментальных основ социалистической системы, т. е. от общественной собственности на основные средства производства и землю и планового социально-экономического разви-
тия. В действительности радикальная экономическая реформа была заблокирована, и Россия была насильно брошена в рыночную стихию и массовую приватизацию, что привело к разрушению государственной (общественной) собственности и государственной экономической и финансовой систем.
Наша позиция состоит в том, что методологической основой исследования категории экономического потенциала являются, во-первых, раскрытие его содержания как особой, самостоятельной формы экономического потенциала государства, региона, субъекта Российской Федерации, во-вторых, рассмотрение его как категории, выражающей единство экономических отношений и экономических ресурсов в их возобновлении и развитии; в-третьих, выражение экономического потенциала через и посредством экономической системы, ее звеньев и потоков.
Другой методологический подход к определению категории потенциала заключается в его ресурсной трактовке. Такой подход просматривается в работе В.Ю. Катасонова, посвященной проблеме инвестиционного капитала. «Инвестиционный капитал хозяйствующего субъекта (нации, отрасли, компании) - это максимально возможная совокупность всех собственных ресурсов (финансовых, материальных, научно-технических, кадровых), накопленных в результате предшествующей хозяйственной деятельности указанного субъекта, которые можно использовать для обеспечения инвестиционной деятельности (в форме капитальных вложений) без нарушения текущей хозяйственной деятельности субъекта. Иначе говоря, инвестиционный потенциал - это способность субъекта хозяйственной деятельности покрывать свои потребности в инвестиционных ресурсах без использования заемного капитала и других источников привлеченных средств (прямые и портфельные иностранные инвестиции, налоговые льготы и бюджетные субсидии, гранты и т. п.)» [7].
Экономический потенциал региона -многогранное понятие, отражающее реальную действительность. Экономический потенциал «вбирает» в свою структуру и содержание различные виды потенциала. Он более очевидно и причинно-следственно характеризует производственное и воспроизвод-
ственное положение региона, потенциал его производственных возможностей и их реализацию на деле. Воспроизводственные возможности потенциалов страны и регионов -главная проблема и свойство экономического потенциала. В основе воспроизводственных возможностей экономического потенциала -воспроизводство валового национального продукта (ВНП) и валового регионального продукта (ВРП).
В научно-теоретическом отношении экономический потенциал региона может рассматриваться в разных аспектах, которые отражают его реальные характеристики (рис. 2).
Различные определения (трактовки, подходы) экономического потенциала региона, в принципе, не противоречат, а дополняют друг друга. При этом при всех подходах необходимо иметь в виду ресурсный фактор, который, в свою очередь, зависит от собственных финансовых и экономических возможностей саморазвития, а также от общего экономического потенциала региона с учетом связей с хозяйственной системой страны в целом, с федеральным бюджетом, общероссийским финансовым рынком.
В.Ю. Катасонов, обозначая ресурсный подход, рассматривает его в широком понимании всех экономических, производственных, людских ресурсов. Теоретически это верно, но ставит, по существу, необъятную задачу по его интегрированному пониманию и количественному выражению, поскольку трудно соизмерить и привести к единому знаменателю оценки, например, финансовых и кадровых ресурсов.
Природно-ресурсный фактор играет значительную роль в повышении эффективности развития региона. Наличие промышленных месторождений различных руд, нефти, газа и т. д. зачастую становится фундаментом развития региона. Однако, на наш взгляд, богатство природных ресурсов не является решающим критерием развития. В мировой экономике известны случаи, когда имеющие природные ресурсы страны не достигли высокого уровня развития экономики, и наоборот, такие страны, как Япония, Израиль, Южная Корея, смогли достичь высоких показателей экономического развития благодаря эффективному использованию имеющихся ресурсов.
а
н
о
и
1-е
е
р
ы
о
р
у
е
СМ
Потенциал воспроизводственных возможностей
Рис. 2. Основные характеристики экономического потенциала региона через призму воспроизводственных возможностей
Природный потенциал (природные ресурсы) представляет собой доступную при данных технологиях и социально-экономических отношениях совокупность природных ресурсов в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира. Проблема эффективного использования природного потенциала региона заключается в необходимости согласования этого процесса с концепцией устойчивого развития (sustainable development). Оно предполагает гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды, при котором удовлетворяются потребности современного поколения и не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои способности.
В связи с этим становится чрезвычайно актуальной задача выявления возможностей реализации устойчивого развития регионов, преимущественно определяемых механизмами саморазвития посредством мотивации и стимулирования роста экономики региона.
Другой составляющей экономического потенциала региона является финансовый потенциал (финансовые ресурсы региона, населения, организаций и т. д.) как совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций, создающаяся в процессе
распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Финансовый потенциал государства, как и финансовый потенциал региона, основывается на экономическом потенциале. В России в настоящее время в условиях высокого экономического роста (в среднем 6-8 % в год) появилась уникальная возможность интенсивного восстановления и увеличения экономического потенциала страны и ее регионов. Длительный экономический кризис 1990-1998 гг. резко обрушил и экономический, и финансовый потенциал России. По оценкам экономистов, индекс федерального бюджетного потенциала России к США составлял в 1995 г. всего 0,0443 [8], в то время как относительный финансовый потенциал СССР к США оценивался различными американскими специалистами в соотношении 1:2. П. Самуэльсон пишет: «Основные факты, как их формулируют многие независимые ученые и здесь, и за рубежом, сводятся к следующему: в 1967 году валовой национальный продукт (ВНП) СССР составлял некую среднюю величину и занимал промежуточное положение между двумя третями и одной третью нашего ВНП (в зависимости от того, проводим мы такое сравнение в долларах или рублях). И целом вывод таков: в 1960-х годах действительный ВНП в СССР равнялся половине ВНП в США» [9].
Перед этапом решения среднесрочных и долгосрочных задач стратегического роста в России, обозначенных в Послании экс-президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на 2008-2010 гг., соотношение воспроизводственных возможностей потенциалов стран «группы восьми», куда входит и Россия, характеризовалось следующими данными. Воспроизводственная база финансового потенциала России в 2002 г. была в 10 раз меньше, чем в США, примерно в 2 раза меньше, чем в Германии, 1,5 раза - чем во Франции и в 3,3 раза - чем в Японии [10]. К 2007 г. ситуация несколько изменилась в благоприятную сторону для России за счет финансовых факторов экономическою роста, что нашло отражение в трехлетнем бюджетном плане на 2008-2010 гг. По аналитическим данным Международного валютного фонда, рост российской экономики уже стал отражаться на мировых конъюнктурных показателях.
Существенным фактором роста мировой экономики в МВФ называют быстрый рост экономики Китая, Индии, России (экономика четвертого члена BRIC, Бразилии, растет существенно медленнее). Темпы роста ВВП Китая в первом полугодии 2008 г. составили 11,5 %, России - 7,8, Индии (последние данные) - 9,4 %. Это новая тенденция: еще несколько лет назад экономики этих стран практически не влияли на темпы мировой экономики.
Мы считаем, что накопление капитала становится значимым фактором экономического роста. Наращивание фондовооруженности в регионе способствует повышению производительности труда и соответствующему росту ВРП, а процесс накопления капитала осуществляется путем увеличения объема сбережений населения и инвестиций. Внешние инвестиции в экономику региона поступают из федерального бюджета, от инвесторов из других регионов, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Накопление капитала в регионе тесно взаимосвязано с техническим прогрессом. Экономически отсталые территории нуждаются в современных технологиях, переходе на инновационный тип развития, адаптированный к местным ресурсным возможностям.
Немаловажную роль в формировании экономического потенциала региона играют
инвестиции. При разработке инвестиционной политики регионы должны концентрироваться не столько на процессе привлечения инвестиций (как отечественных, так и зарубежных), сколько на трансформации взглядов на результаты в деятельности. Основными задачами региональной политики в области инвестиций являются активизация и стимулирование инвестиционной деятельности, привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов для решения проблем социально-экономического развития региона и улучшения качества жизни населения.
Важный элемент экономического потенциала - информационные ресурсы. Это определенный объем научно-технической информации (книги, журналы, описание изобретений и др.), которым располагает государство, район, отрасль народного хозяйства, предприятие и т. п. Актуальность исследования информационного потенциала как фактора эффективности развития региона обусловливается переходом от материального общества к информационному. Наукоемкие и информоемкие технологии определяют качество развития материального производства, интеллектуальный потенциал становится главным фактором устойчивого экономического роста. Развитие информационного потенциала на уровне региона способствует повышению социально-экономической эффективности.
Инновационный потенциал региона представлен ресурсами, мобилизованными на достижение инновационной цели, и организационным механизмом. Как структурный элемент экономического потенциала он близок к понятию «научно-технический потенциал». Функциональная направленность инновационного потенциала заключается в создании условий, при которых наиболее полно реализуются другие потенциалы: трудовой, природно-ресурсный, финансовый, информационный.
Общепринятые определения и содержание отдельных элементов экономического потенциала представлены в табл. 1.
Отсутствие единого понимания потенциала региона и неразвитость инструментария его количественного измерения являются, по нашему мнению, причиной смешения в ряде исследований понятий «потенциал» и «достигнутый уровень развития» [23-25].
Таблица 1
Элементы экономического потенциала региона и их содержательная характеристика
Структурный элемент потенциала Определение Авторы
Инвестиционный потенциал Способность к получению максимально возможного объема инвестиционной составляющей ВРП, реализуемой посредством использования инвестиционных факторов экономического роста. Совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала. Определенным образом упорядоченная система инвестиционных ресурсов, позволяющая добиться синергетического эффекта их использования. Суммарная рейтинговая оценка трудового, потребительского, производственного, финансового, инновационного, инфраструктурного, туристического потенциалов А.А. Мироедов [11] Г.С. Полтавченко [12] Л.Н. Булгакова [13] Е.В. Зандер [14]
Инновационный потенциал Способность рассматриваемого объекта реального сектора обеспечить достаточную степень обновления факторов производства, их комбинаций в технологическом процессе выпускаемого продукта, организационно-управленческих структур и корпоративной культуры М.А. Матвеева [15]
Природно-ресурсный потенциал Тела и силы природы, которые на данном уровне развития производственных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности и которые существенны для жизни и деятельности человеческого общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве и непроизводственной деятельности людей. Ресурсный потенциал и степень его использования полностью отражается таким показателем, как эффективность ресурсных ограничений, т. е. потенциальной возможностью дополнительного создания на территории региона новых экономических объектов либо расширения функционирующих А.И. Куев [16] О.Г. Дмитриева [17]
Производственный потенциал Состояние основного капитала и степень его износа по отраслям, технологическая и воспроизводственная структура основного капитала, уровень технологической оснащенности и специализации производства, конкурентоспособность продукции В.В. Шалатов [18]
Социальный потенциал Социальная структура общества и уровень жизни отдельных слоев, степень дифференциации населения, структура доходов и богатства населения и удельный вес заработной платы в доходах, уровень занятости, физическое, психическое и духовное состояние населения, уровень личной и общественной безопасности, социальная инфраструктура В.В. Шалатов [18]
Финансовый потенциал Объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона, совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории или максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства О.С. Кириллова [19]
Инфраструктурный потенциал Транспорт, связь, коммуникации, сфера услуг, банковская система, биржи, фонды и т. п. Потенциал деловой инфраструктуры характеризуется восприимчивостью к организационно-экономическим инновациям О.Г. Дмитриева [17]
Интеллектуальный потенциал Источниками и факторами экономического развития становятся знания, обучающие процессы, распространение знаний, потенциал управления. «Обучающийся регион» - в условиях быстрых изменений приобретающий, овладевающий и использующий новые знания, способный генерировать инновации К.В. Суслов [20] Н.Я. Калюжнова [21]
Внешнеэкономический потенциал (экспортный) Совокупность сбалансированных ресурсов, необходимых для организации и осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие системы управления, обеспечивающей функционирование внешнеэкономической составляющей отдельного региона и достаточный уровень развития потенциала А.А. Анненкова, Е.К. Самсонова, О.А. Федорова [22]
Следствием этого является необоснованность количественных оценок целей и результатов развития. Исключение составляет только оценка налогового потенциала налоговыми органами. Но эта оценка представляется нам неполной, поскольку потенциал определяется только по ожидаемому росту использованных ресурсов. Если для оценки потенциала на следующий год это может быть достаточным, то уже при переходе на трехлетние бюджеты игнорирование социальных характеристик развития может привести к значительным ошибкам.
Сегодня для России одной из важнейших является проблема самодостаточности экономического, прежде всего инвестиционного, потенциала территории. Поэтому долгосрочная политика государственного регулирования должна быть направлена в первую очередь на обеспечение последовательного развития инвестиционно-инновационного потенциала регионов. Концепция управления потенциалом региона должна заключаться в его выявлении, оценке, определении эффективности использования и наращивании путем ускорения процессов, снимающих ограничения и увеличивающих возможности роста.
Такой подход к сущности и содержанию потенциала содержит ряд принципиальных аспектов, существенно расширяющих и углубляющих его значение в управлении социально-экономическим развитием региона. Во-первых, потенциал определяет максимальные, при сложившейся (стабильной) ситуации во внешней среде, возможности развития. Во-вторых, возможности определяются системой факторов человеческого развития, уровнем развития экономической системы, инфраструктурным обеспечением и при-родно-ресурсным потенциалом. В-третьих, потенциал определяется в условиях эффективного использования всех факторов, т. е. в условиях эффективного управления социально-экономическим развитием. В-четвертых, потенциал динамично изменяется в соответствии с изменениями его структурных элементов и их значимости. В-пятых, экономический потенциал, с одной стороны, связан с использованием определенных ресурсов (человеческого потенциала, производственных природно-климатических ресурсов), с другой
стороны, он выступает как дополнительный источник ресурсов, образующихся в процессе производства и жизнедеятельности сообщества. В-шестых, потенциал непосредственно связан с различиями в уровнях социально-экономического развития регионов. Различия определяются потенциалом развития и эффективностью его использования, которая, в свою очередь, зависит от эффективности действующей системы и результативности исторически существовавшей.
Общий потенциал региона включает экономическую и социальную составляющие. Экономический потенциал - это совокупность возможностей по организации экономической деятельности в рамках либо существующих, либо возможных условий и ограничений законодательного, финансового, организационно-технического и территориально-отраслевого характера, а также предельные показатели экономической деятельности территории при данных условиях. Социальный потенциал следует понимать как человеческий капитал, возможности, которыми располагает человек для своего развития [26]. Совокупные социальные активы территории, которые характеризуют движение населения, состояние его здоровья, уровень и образ жизни, являются базовыми показателями социального потенциала [27]. Ресурсной базой потенциала социальных активов является экономический потенциал.
Таким образом, синтез научной литературы позволил выделить несколько элементов экономического потенциала региона, которые сведены в следующую структурную модель (рис. 3).
В центре данной модели находится население региона. Это обусловлено тем, что именно население посредством управленческих структур воздействует на все имеющиеся в регионе экономические ресурсы, превращая их в средство удовлетворения возникающих потребностей.
Вся управленческая деятельность по организации экономического потенциала региона направлена на улучшение качества жизни, т. е. эффективность регионального управления характеризуется уровнем жизни населения данного региона.
Рис. 3. Структурная модель экономического потенциала региона
При этом следует отметить, что материальная составляющая экономического потенциала региона, как правило, приобретает денежную оценку (стоимость ресурсов, основных фондов, интеллектуальная собственность, кадровый потенциал), но интеллектуальный, трудовой, научный и управленческий потенциалы определяют уровень использования традиционных природно-ресурсного, производственного, инновационного, предпринимательского, а также финансового, бюджетного и налогового потенциалов.
Таким образом, экономический потенциал региона - это сложная структурированная экономическая категория, включающая совокупность имеющихся в регионе источников, возможностей и средств, которые могут быть использованы в производственно-экономической деятельности субъектов регионального хозяйства для выпуска продукции, товаров, услуг, обеспечения развития
производства, а также для удовлетворения запросов населения и общественных потребностей.
1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М., 1999. С. 477.
2. Любимова М.В., Нестеров В.П., Дмитриева В.С. Проблемы оценки социально-экономического потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4. С. 13-14.
3. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
4. Растворцева С.Н. Сущность социально-экономической эффективности развития региона // Регионология. 2008. № 4. С. 22.
5. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: в 4 т. / гл. ред. А.М. Румянцев. М., 1980. Т. 4. С. 532.
6. Лебедев В.Г. Производительные силы и социальный прогресс. М., 1997. С. 172.
7. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. М., 2005. С. 9.
8. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики / под общ. ред. Ю.И. Лю-бимцева. М., 1996. С. 77.
9. Самуэльсон П. Экономика: в 2 т. / пер. с англ. М., 1992. Т. 2. С. 411.
10. «Группа восьми» в цифрах. 2006. Статистический сборник. М., 2007. С. 58.
11. Мироедов А.А. Использование показателя ВРП в оценке экономического развития региона // Вопросы статистики. 2003. № 4.
12. Полтавченко Г.С. Инвестиционная составляющая регионов ЦФО // Внешняя торговля. 2002. № 4-5.
13. Булгакова Л.Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и регионов // Финансы и кредит. 2004. № 15.
14. Зандер Е.В. Интегральная оценка детерминант конкурентоспособности региона // Эко.
2007. № 11.
15. Матвеева М.А. Механизмы управления инновационной деятельностью в экономических системах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал.
2008. № 2.
16. Куев А.И. Модели наилучшего использования ресурсов в сельском хозяйстве. М., 1994.
17. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992.
18. Шалатов В.В. Стратегия социально-экономического развития региона в современной модели рыночного хозяйства. М., 2009.
19. Кириллова О.С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. 2005. № 6.
20. Суслов К.В. Повышение конкурентоспособности региона. М., 2008.
21. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации. М., 2003.
22. Анненкова А.А., Самсонова Е.К., Федорова О.А. Оценка внешнеэкономического потенциала регионального хозяйства: теоретико-методические подходы // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 2.
23. Экономический потенциал развитого социализма / под ред. Б.М. Мочалова. М., 1982.
24. Тодосейчук А. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы // Экономист. 1997. № 12.
25. Самоукин А.И. Потенциал нематериального производства. М., 1991.
26. Римашевская Н.М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10. С. 122.
27. Зубаревич Н.В. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? М., 2005. С. 24.
Поступила в редакцию 3.02.2010 г.
Menshchikova V.I. Economic potential of the region: terminology, structure, model.
In the article basic approaches to the term "economic potential" are considered. Attention is focused on the contradiction in understanding of economic potential of the region. Principles of formation of the system-structural maintenance of economic potential of region and also basic elements of economic potential of region are presented. The conclusion is drawn on difficult structure of economic potential of region, the structural model of economic potential of region is offered.
Key words: economic potential of region; principles of formation of the system-structural maintenance of economic potential of region; elements of economic potential; model of economic potential of region.