УДК 332.1 (470.621)
ББК 65.049 (2Рос.Ады) 93
Пшиканокова Н.И.
Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории экономического факультета Адыгейского государственного университета, Майкоп, e-mail: nuriet@rambler.ru
Тенденции и проблемы развития территориальных социально-экономических систем России (на примере Республики Адыгея)
(Рецензирована)
Аннотация
Анализируется нынешнее состояние социально-экономического потенциала региона, сложившиеся и возможные направления ее развития в контексте макроэкономических тенденций долгосрочного
. , основные проблемы и риски развития социальной и экономической сфер региона, последствия их струк-.
- . -- . -
ления разработки стратегии эффективного развития, которые учитывают необходимость решения , -
ществ и источников роста.
: , -
штабе, эффективность географического территориального разделения труда, природно-ре^рсный потенциал, экономическая оценка природных условий и ресурсов региона, безработица в регионе.
Pshikanokova N.I.
Candidate of Economics, Professor of Economic Theory Department of Economic Faculty, Adyghe State
University, Maikop, e-mail: nuriet@rambler.ru
Tendencies and development of territorial social and economic systems of Russia (as shown by the Adyghea Republic)
Abstract
An analysis is made of the present condition of social and economic capacity of the region, the developed and possible directions of its development in a context of macroeconomic tendencies of long-term economic development. Proceeding from features of modern economic growth, the main problems and risks of development of social and economic spheres of the region and consequences of their structural changes are estimated. The paper deals with the research of a problem range of development and realization of strategy of social and economic development of the subsidized region. The assessment is given of the main indicators of social and economic development of the region in the medium-term period. The directions of development of strategy of effective development which consider need of the solution of the revealed problems, as well as possibilities of activi-zation of competitive advantages available in the region and growth sources are formulated.
Keywords: the territorial organization, productive forces in regional scale, efficiency of geographical territorial division of labor, natural and resource potential, an economic assessment of an environment and region resources, unemployment in the region.
Российская Федерация (РФ) и ее регионы (субъекты) являются определенной частью мирового геоэкономического и геополитического пространства, которое оказывает непосредственное влияние на нее в выборе общего направления развития, и этот фактор все более усиливается. В то же время следует отметить, что такая взаимосвязь обусловливает необходимость учета уникальности каждого субъекта экономического пространства России. Данное положение требует реализации в процессах исследования принципа дополнения - каждый из системных элементов привносит в систему возможности получения новых качественных либо количественных эффектов (синергии).
В то же время выбор модели управления регионом предопределяет анализ многовариантности и альтернативности развития. Альтернативы могут рассматриваться на
различных уровнях агрегирования моделей - от рассмотрения европейской, либо азиатской экономической модели построения общества, до вопросов разработки различных программных мероприятий, обеспечивающих способ достижения конкретных целей развития региональной экономики. Оптимальный уровень социально-экономического развития национального хозяйства может быть достигнут только в том случае, когда созданы условия для роста экономического потенциала регионов, а также рационального взаимодействия их между собой и федеральным центром. Указанный рост обеспечивается при этом за счет реализации природно-ресурсного потенциала региона в рыночной среде.
В соответствии с приведенными принципами, потребности учета особых свойств региональных социально-экономических систем обусловливают необходимость четкого представления проблемного спектра их функционирования. В этой связи представляется возможным произвести классификацию всех региональных проблем на три группы.
Первая группа - региональные проблемы, которые можно решить на федеральном уровне; вторая группа - региональные проблемы, решаемые на уровне федерального округа (либо экономического района); третья группа - региональные проблемы, которые решаются на уровне субъекта Российской Федерации. Особое значение здесь имеют субъекты, которые являются непосредственными участниками рассматриваемых взаимодействий (федеральные органы, исполнительные органы субъекта федерации, хозяйствующие субъекты, социальные группы населения и др.). Использование вышеперечисленных факторов может позволить более объективно изучать причины проблемы и формулировать соответствующие методы ее разрешения.
Для детализации и конкретизации проблем развития регионов первой группы нами проведен анализ тенденций социально-экономического развития такого депрессивного региона как Республика Адыгея. Посредством выделения, изучения и классификации региональных проблем представляется возможным достаточно четко определить целевые установки стратегии развития регионов данного типа.
В первую очередь рассмотрим социально-экономическое положение Республики Адыгея на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Анализ этих групп показал, что за последние 10-15 лет положение данного региона практически не изменилось: интегральный рейтинг составляет 25,474, что соответствует 73 месту в РФ и в группе «Аграрно-промышленных регионов» - 27 (из 37 регионов) [1]. В нижней части данного рейтинга изменений мало. Здесь, как и ранее, расположились практически все северокавказские республики страны, которые характеризуются хронически сложным экономическим положением.
Уместным представляется рассмотреть социально-экономическое положение регионов через призму рейтинга с учетом их экономической специализации. Это дает возможность сравнить позиции регионов с одинаковой структурой экономики и сходным исторически и географически заданным промышленным и ресурсным потенциалом. Аграрный сектор по-прежнему не является значимым источником улучшения социально-экономического положения, а высокая доля сельского хозяйства не обеспечивает регионам хороших социально-экономических показателей. Лишь один регион, отнесенный в аграрно-промышленную группу, вошел в первую двадцатку рейтинга (Краснодарский край, 16 место).
Анализ факторов масштаба экономики показал, что среди субъектов РФ с низкими объемами производства преобладают регионы с довольно высокой долей аграрного сектора, объединенных в группу аграрно-промышленных регионов, в том числе и Республика Адыгея. Исследуемый регион в настоящее время занимает 77 место в РФ (56,74 млрд. руб.) и в своей группе - 31. Данный показатель характеризует совокупный
объем производства товаров и услуг на территории субъекта РФ по основным секторам экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, сфера услуг) и вклад субъекта РФ в общероссийский ВВП. Объем производства товаров и услуг субъекта РФ рассчитывался как сумма объемов отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», объема продукции сельского хозяйства, объема платных услуг населению, объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство». Источником информации являются данные Росстата об объемах отгруженных и произведенных товарах и услугах в денежном выражении по итогам 2012 года [1].
Рассмотрим основные показатели эффективности экономики Республики Адыгея. Данная группа объединяет показатели, которые характеризуют производительность труда, инвестиционную активность, финансовое положение предприятий региона. Анализ этих показателей позволяет дать сравнительную оценку эффективности использования имеющегося в регионе потенциала. В данную группу входят пять показателей: объем производства товаров и услуг на душу населения; инвестиции в основной капитал на душу населения; иностранные инвестиции на душу населения; доля прибыльных предприятий; уровень собираемости налогов.
Позиция рассматриваемого региона по объему производства товаров и услуг на душу на начало 2013 года составила 75 место (127,95 тыс. руб.) в РФ и 29 место в группе регионов с учетом отраслевой специализации экономики [1]. Данный показатель характеризует уровень экономического развития субъекта РФ и производительность труда в основных отраслях экономики, а также эффективность использования производственных ресурсов.
В рассматриваемый период республика занимает 78 место в РФ (33,07 тыс. руб.) и 34 - в группе по такому показателю как объем инвестиций в основной капитал на душу населения. По объему иностранных инвестиций на душу населения Адыгея в последние годы поднялась по рейтингу с 73 до 51 места (113 долл. на человека), а в группе - 14 место. Однако здесь необходимо учитывать, что на распределение регионов по этому показателю оказывает влияние фактор численности населения. В ряде субъектов РФ влияние этого фактора является доминирующим. Высокие позиции ряда регионов, например, Республики Адыгея, во многом определяются именно низкой численностью населения, а также возросшим потоков мигрантов этнической принадлежности, которым оказывается значительная финансовая поддержка из других стран.
Невысокий уровень показывает и доля прибыльных предприятий в республике, по которой рассматриваемый регион занимает 64 место (66,2%) в РФ и 27 - в группе.
Изучение позиций субъектов РФ по доле задолженности по налогам в суммарном объеме налоговых платежей на начало 2013 года показало, что все регионы с очень высоким уровнем задолженности входят в аграрно-промышленную группу, причем большинство из них регионы Северо-Кавказского федерального округа. Относительно Республики Адыгея, по сравнению с данными регионами, отмечаются более высокие показатели: 39 место в РФ (8,0%) и 13 место в группе [1].
Рассматриваемый показатель характеризует налоговую дисциплину экономических субъектов и эффективность налоговых органов регионов, а также косвенно характеризует финансовое положение предприятий. Уровень собираемости налогов определялся на основании данных Росстата как отношение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ на 1 января 2013 года к объему поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ в 2012 году.
Характеристика социально-экономических показателей развития Республики Адыгея предполагает также исследование такого показателя как дотационность, то есть
определение доли собственных доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета страны. По данному показателю регион занимает 72 место (49,2%) в РФ и 26 - в группе. Такие низкие показатели характерны практически для всех субъектов с аграрной специализацией. Даже Краснодарский край не является исключением: 47 место (71%) в РФ и 8 - в группе [1].
Исследования показывают, что содержание динамики экономики Республики Адыгея свидетельствует о противоречивости процессов в воспроизводственном комплексе региона. С 1998 года по настоящее время инвестиционный рейтинг региона остается неизменным - 3В2, что характеризуется незначительным потенциалом с умеренным риском [2]. Децентрализация инвестиционного процесса в условиях многообразия форм собственности, повышение роли собственных источников накоплений хозяйствующих субъектов для финансирования инвестиционных проектов обусловливают необходимость более широкого использования таких источников, как собственные средства предприятий, средства внебюджетных инвестиционных фондов, региональных и местных бюджетов, а также средства населения, иностранные инвестиции. В условиях значительного спроса на инвестиции в федеральном бюджете возрастающее значение приобретает региональная инвестиционная политика, реализуемая на основе региональных стратегических планов. Следовательно, параллельно с федеральной инвестиционной программой необходимо разрабатывать и региональные: как на уровне субъекта федерации, так и федерального округа. При этом инвестиционные программы на всех уровнях должны быть взаимоувязаны и составляться не только на ближайшую перспективу, но и среднесрочную, с ежегодной корректировкой по ресурсам и по времени реализации.
Устойчивой тенденцией в экономике Республики Адыгея продолжает оставаться растущая безработица, в том числе скрытая ее форма [3]. Позиция Республики Адыгея по численности занятых в экономике на сегодняшний день соответствует 74 месту (из 83 субъектов РФ) и 29 месту (из 37). Данный показатель характеризует емкость рынка труда в регионе. По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2013 года в регионе имели место следующие показатели трудозанятости: 71 место в РФ по уровню безработицы, который составил 8,10%, тогда как средний уровень по стране составил 5,46% и в группе регионов с учетом отраслевой специализации экономики - «Аграрно-промышленная группа» - 26 место. Уровень безработицы характеризует ситуацию на рынке труда, в частности и социально-экономическую ситуацию в целом. Высокий уровень безработицы оказывает существенное негативное влияние на социальную ситуацию в регионе, так как ведет к сокращению объемов производства товаров и услуг вследствие неиспользования потенциальных возможностей экономически активного населения. При этом сокращается доходная база бюджета как за счет снижения объемов производства, так и за счет сокращения налогов на доходы физических лиц, и одновременно увеличивается расходная часть вследствие необходимости осуществления социальных выплат неработающим гражданам и членам их семей.
Для исследования социальной сферы Республики Адыгея мы рассмотрели такой показатель, как отношение денежных доходов населения к стоимости потребительской корзины. За последние три года в целом по стране отмечаются положительные тенденции, касающиеся высоких темпов роста номинальных доходов населения, что позволило Республике Адыгея занять к концу 2012 года 38 место в РФ (2,04) и 11 - в группе.
По ожидаемой продолжительности жизни при рождении республика занимает 11 место в РФ (71 год) и 8 - в группе [1]. Данный показатель стал одним из немногих, в котором лидирующие позиции заняли регионы Северо-Кавказского федерального округа. Высокие позиции также занимают регионы Южного федерального округа. Ни в одном субъекте РФ из этих федеральных округов ожидаемая продолжительность жизни
при рождении не опускается ниже 70 лет.
Представляется, что данный показатель в значительной степени определяется географическим положением и климатическими условиями проживания, а также состоянием экологии.
В анализе сферы занятости особое место занимает занятость в агропромышленном комплексе. Тенденция снижения численности сельского населения, его старение обусловливают исчерпание одного из главных факторов сельскохозяйственного производства - трудовых ресурсов. Данное обстоятельство обостряется сопровождающими данный процесс постепенной деградацией производственного потенциала АПК и резким снижением энерговооруженности труда. По последним данным Адыгейского НИИ сельского хозяйства, нагрузка (по пашне) на одного работающего в сельхозпредприятиях Республики Адыгея с 1992 по 2012 гг. возросла с 7,8 га до 16,5 га. В то же время его энерговооруженность снизилась с 35,2 л.с. до 30,4 л.с. [2]. Все это свидетельствует о противоречивости положения занятости в агропромышленном комплексе региона, которое обусловлено сложным переплетением экзогенных и эндогенных факторов.
Факторы, влияющие на величину экономической оценки потенциала региона, могут быть классифицированы по-разному. Например, они условно делятся на объективные (уровень развития региона, его специализация и структура хозяйства, экономико-географическое положение и т.д.) и субъективные (политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения, изменение потоков миграции и т.д.). Ориентир действия первых факторов (объективных) в значительной мере определяет скорость и тенденции изменения вторых (субъективных). Рассматриваемые факторы также делятся на регулируемые или управляемые внутри территории и нерегулируемые, внешние. Здесь важно выявить факторы первой группы, которые позволяют использовать собственные резервы экономического роста региона. В данном контексте к основным факторам, составляющим региональный потенциал, относятся: ресурсно-сырьевая база, промышленное (сельскохозяйственное) производство, трудовые ресурсы, финансовый, потребительский, научно-технический потенциал.
В числе основных предпосылок к развитию Республики Адыгея представляется возможным выделить следующие:
1. Выгодное географо-климатическое (природное) положение.
2. Хозяйственный комплекс Республики Адыгея в прошлом был ориентирован на народнохозяйственные потребности в ущерб сектору, производящему потребительские товары. Поэтому насыщение внутреннего потребительского рынка продукцией местного производства является задачей, решение которой отвечает и социальной, и экономической, и финансовой политике.
3. Республика имеет недостаточно обширную и развитую инфраструктуру, способную обеспечить жизнедеятельность и развитие экономики, поэтому необходимо существенно усовершенствовать ее, повысив тем самым привлекательность региона для инвестиций (дороги, связь, строительный комплекс, сервисное обслуживание и т. д.).
В целом, исследование факторов, составляющих потенциал региона, ориентировано на выявление и эффективное использование резервов экономического роста [4]. Различные методы экономической оценки потенциала региона позволяют отразить текущее состояние совокупности факторов, тенденции и перспективы в том виде представления данных, который в наибольшей степени отвечает задачам исследования, позволяет проводить необходимые сравнения с показателями других регионов, нормативными значениями, средним для страны уровнем и т.д.
Исходя из оценки кризисных ситуаций и их последствий в экономике и социальной сфере, основным здесь должно стать преодоление спада производства. Это позволит снизить уровень безработицы, повысить качество жизни. Правильная диагностика
состояния региона может стать ориентиром экономической политики республики, направленной на поддержание и повышение экономического потенциала. В качестве отдельных ориентиров экономической политики республики, направленной на обеспечение экономической безопасности, можно обозначить нижеследующие:
- Реструктуризация экономики с преимущественным развитием отраслей, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда. Для Республики Адыгея традиционной отраслью специализации является сельское хозяйство. Восстановление продовольственного комплекса является важнейшей задачей обеспечения национальной безопасности. Его развитию способствуют наличие высококвалифицированных кадров, спрос на продукцию со стороны не только потребителей местного населения, но и других регионов, высокий уровень научного потенциала, полное соответствие технологии поставленным задачам. Реализация сельскохозяйственной продукции может служить средством пополнения доходной части бюджета республики.
- Важным направлением является укрепление экономического содержания федеральных отношений, что необходимо для участия в размещении государственных заказов на продукцию сельского хозяйства (особенно зернового хозяйства). При этом важно, чтобы законодательная и исполнительная власть в республике была ориентирована на недопущение дискриминации региона федеральными органами.
- Поддержание на соответствующем уровне и развитие научно-технического потенциала, способного обеспечить экономическую независимость республики и Российской Федерации. Особого внимания заслуживает положение с ресурсным обеспечением сферы исследований и разработок, что особо актуально при тенденции постоянного сокращения расходов на науку. Главная задача здесь заключается в сохранении имеющегося научного потенциала и использовании его в решении задач регионального развития.
- Формирование благоприятного климата для инвестиций.
- Экономическая политика законодательной и исполнительной власти в регионе должна быть также направлена на выявление и мониторинг факторов, обусловливающих неустойчивое развитие территории, на основе проведенной экономической диагностики в текущей ситуации и перспективе. Она также должна быть направлена на формирование приоритетов экономической политики и институциональных преобразований в рамках общегосударственной стратегии.
Роль и участие федерального центра в повышении экономического потенциала территории может выражаться в следующем:
- в проведении государственной поддержки федеральных программ регионального развития;
- в предоставлении и размещении федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных потребностей;
- в паритетном участии в крупных региональных инвестиционных проектах различных форм льготирования;
- в создании равноправного взаимодействия федеральных и региональной бюджетных систем.
Современное состояние экономики и социальной сферы Республики Адыгея неадекватно потенциальным возможностям региона. Характер и многоаспектность социально-экономического кризиса республики и реальная опасность необратимых последствий для национальной экономики свидетельствуют о том, что депрессивное состояние региона на базе действующих организационно-экономических механизмов не в состоянии вывести республику из кризиса.
Для вывода Республики Адыгея из кризиса необходимы предельное использование местных ресурсов, улучшение отраслевой и территориальной структуры экономи-
ки, перестройка агропромышленного комплекса, реструктуризация и защита регионального и организованного межрегионального рынков, консолидация и направленность действий всех слоев населения. Совершенствование региональной структуры производства осуществляется в направлениях:
- повышения в валовом региональном продукте доли товаров народного потребления для населения региона, производства машин, оборудования, удобрений и другой продукции для АПК, строительства, индивидуального и общественного транспорта для обеспечения кооперации с другими регионами при интенсивном использовании качественных отечественных технологий;
- сокращения импорта продовольствия и предметов первой необходимости из ближнего и дальнего зарубежья;
- углубление и увеличение связанности производственного комплекса региона;
- концентрация производства товаров на приближенных к сырью и другим ресурсам рентабельных предприятиях с обеспечением их полной загрузки.
Примечания:
1. -
субъектов РФ. Итоги 2012 года. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2013.pdf
2.
Республики Адыгея за 2008-2012 гг.: законы Республики Адыгея. URL: http://minfin-adygeya.ru
3. Туова ТТ., Туова Б.Р. Географо-экономические особенности динамики и структуры безработи-
// -го государственного университета. Сер. Естественно-математические и технические науки. 2012. Вып. 1 (98). С. 163-172. URL: http://vestnik.adygnet.ru
4. Исаев AT. Российские планы регионального
// -
странственная экономика. 2013. № 4. С. 184186.
References:
1. Rating of socio-economic situation of territorial subjects of the Russian Federation. Results of 2012. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2013.pdf
2. On the performance of the republican budget of the Republic of Adygheya for 2008-2012: laws of the Republic of Adygea. URL: http://minfin-adygeya.ru
3. Tuova T.G., Tuova B.R. Geographic and economic features of the dynamics and structure of unemployment in the Adygheya Republic // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Natural-Mathematical and Technical Sciences. 2012. Iss. 1 (98). P. 163-172. URL: http://vestnik.adygnet.ru
4. Isaev A.G. The Russian plans of regional development and international cooperation // Spatial economy. 2013. No. 4. P. 184-186.