Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная компетенция / эвенкийский язык / окружающий мир / интегрированное занятие / внеурочная деятельность / младший школьник / ethnocultural competence / Evenki language / world around us / integrated lesson / extracurricular activities / junior schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Иванова, С.И. Осипова

Сформированность этнокультурной компетенции у младших школьниках подразумевает владение им родным языком, знание культуры и традиций народа. Данная статья посвящена вопросу развития этнокультурной компетенции младших школьников. Одним из способов ее формирования являются интегрированные занятия по эвенкийскому языку и окружающему миру во внеурочной деятельности. Актуальность темы обусловлена тем, что языки и культура народов Севера находятся на грани исчезновения, ведутся исследования по вопросам сохранения языков народов Севера. Целью статьи является проверка результативности интегрированных занятий по родному языку и окружающему миру в процессе приобщения к эвенкийской культуре – формирования этнокультурной компетенции младших школьников. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: проанализировать значимость обучения эвенкийскому языку и приобщения к культуре эвенков в формировании этнокультурной компетенции; провести опытно-экспериментальную работу по формированию этнокультурной компетенции младших школьников на интегрированных занятиях во внеурочной деятельности. Основываясь на исследованиях и практическом опыте, авторы статьи предлагают целостную модель формирования этнокультурной компетенции, которая включает в себя знания, умения и навыки, а также понимание и уважение к родному языку и различным этническим и культурным группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Иванова, С.И. Осипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED CLASSES IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AS THE WAY OF FORMING ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN

The formation of ethnocultural competence by a junior schoolchild implies proficiency in their native language, knowledge of the culture and traditions of the people. The article is dedicated to an issue of developing the ethnocultural competence of primary schoolchildren. One of the ways of its formation is integrated classes of the Evenki language and the surrounding world in extracurricular activities. The relevance of the topic is due to the fact that the languages and culture of the peoples of the North are on the verge of extinction; research is being conducted on the issues of preserving the languages of the peoples of the North. The purpose of the article is to test the effectiveness of integrated classes of the native language and the surrounding world in the process of familiarization with Evenki culture – the formation of ethnocultural competence of junior schoolchildren. To achieve this goal, we set the following tasks: to analyze the importance of teaching the Evenki language and familiarization with the Evenki culture in the formation of ethnocultural competence; to conduct experimental work on the formation of ethnocultural competence of junior schoolchildren in integrated classes in extracurricular activities. Based on research and practical experience, the authors of the article propose a holistic model for the formation of ethnocultural competence, which includes knowledge, skills, as well as understanding and respect for the native and various ethnic and cultural groups.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

вило, содержание подобных упражнений относится либо к жизни в странах изучаемого языка, либо имеет нейтральный характер. В отличие от текстов, студенты редко запоминают предложения из грамматических упражнений. Однако грамматические темы способствуют наполнению грамматических заданий на их отработку содержанием воспитательного и образовательного характера, развивая представления студентов о своей стране, обогащая их знаниями о своей родине.

Degrees of comparison of adjectives

Тема степеней сравнения прилагательных, которая присутствует во всех европейских и многих неевропейских языках, может включать в себя упражнения с текстами о городах, природе и географии России, дополненными упражнениями на сравнение территории России с другими странами, высоты гор на Кавказе и Урале, глубины озер, размера городом и т. д. (e.g. Compare these two mountains: Elbrus (5642 ) and Belukha (4509 m)).

There is/There are

Конструкция There is/There are может усваиваться при рассказывании о географии России. Можно предложить небольшой текст студентам или отдельные факты, на основе которых они должны составить предложения с использованием данной конструкции. Например, 2,5 million rivers, more than 2 million lakes, 12 seas, 3 oceans, 5 mountain ranges, more than 1100 islands, 1117 cities and towns.

Tenses

Отрабатывать прошедшие времена можно на рассказах о различных исторических событиях в нашей стране, повлиявших на ее становление и знаменитых людях, родившихся в нашей стране и сделавших вклад в ее развитие. Упражнения на настоящие времена могут касаться различных сторон жизни современной России, а задания на отработку будущих времен можно посвятить проектам, запланированным к осуществлению в течение предстоящих нескольких лет, например, обсудив план развития Москвы или другого города.

Conditional sentences

Условные предложения можно усвоить на заданиях, где студентам предлагается подумать, как жизнь в России могла бы сложиться, если бы не произошли те или иные исторические события (Conditional III in English language), какой была бы наша жизнь сейчас, если бы принимались другие исторические решения (Conditional II in English language), и какой она может быть в будущем в зависимости от курса развития принятого правительством и президентом (Conditional I in English language).

Cleft sentences

Cleft sentences можно практиковать на примерах предложений, связанных со знаниями студентов о своей стране и их отношением к различным процессам, происходящим в России. Студентам можно предложить закончить следующие предложения: hat I really love about living in Russia is ... What I would like to change in my city is. What I hope to do for my country when I graduate from the university is ...

Modal verbs

Модальные глаголы (must, can, should, have to, etc, в английском языке) можно вводить на примере законов, обычаев и традиций всех народов, проживающих в нашей стране. Студенты могут рассказать, как должны вести себя в семье муж и жена, как следует вести себя детям по отношению к родителям, как можно отмечать различные праздники. Например, можно включить задания, в

Библиографический список

которых необходимо закончить предложения: A husband must .../A wife must./ Children should.../Elderly people can.

Modals of deduction

Кроме того, на более высоком уровне владения языком можно включить упражнения, требующие студентов поразмышлять, как то или иное нововведение или закон может отразиться на их жизни, на жизни других людей в нашей стране, используя modal verbs of deduction. Например, This law can effect families with children because./ This new rule should improve the lives of. because./This new tax is likely to.

Passive voice

Знакомясь со страдательным залогом, можно предложить упражнения, знакомящие студентов с вкладом русских и российских деятелей в различные сферы нашей жизни. Примером могут быть предложения, в которых нужно открыть скобки, употребив глагол в правильной форме: The radio (to invent) by A. Popov. The first nuclear power station (to build) in Obninsk. The periodic table (to create) by Mendeleev.

Таким образом, все грамматические упражнения - имитативные, подстановочные, упражнения на заполнение пропусков и преобразование, на перифраз, задания с множественным выбором, вопросно-ответные и репродуктивные можно составить на основе информации о нашей стране. Это не только поможет студентам лучше узнать свою странуно и позволит им гордиться своей родиной, но и сделает выполнение упражнений более интересным и запоминающимся, что будет способствовать лучшему запоминанию изучаемого материала.

На этапе свободной практики и закрепления грамматического материала студенты могут подготовить различные проекты, такие как видеоролики, посвященные истории и культуре России и видным личностям, внесшим вклад в развитие нашей страны, организация экскурсии в музей или галерею на иностранном языке, презентация с рассказом о своей малой родине, конкурс сочинений на темы, связанные с нашей страной, дискуссии, интервью с президентом (когда один из студентов играет роль президента), блоги о нововведениях в различных сферах жизни в России, местный новостной канал, рассказывающий об интересных событиях, происходящих в городе, в котором живут студенты и т. д.

В заключение данной работы автор хотел бы отметить, что современные студенты, являясь очевидцами негативного отношения к нашей стране со стороны западного мира, а также наблюдая, какие сложности переживает Россия в связи с трансформационным процессом, которой начался в связи с меняющейся геополитической обстановкой в мире, и не имея никакой национальной идеи, теряют ориентиры и чувство гордости за свою родину. Задача высших учебных заведений заключается в том, чтобы в процессе образования и воспитания студентов создать позитивные условия для социализации и познакомить студентов с наследием нашей стране, ее местом в мире. Это постепенно формирует уважение к своей родине, желание работать на ее благо, развивая различные отрасли и принимая активное участие в жизни стране. Те знания, которые студенты получают в университете, являются основой для формирования их мировоззрения, идеалов, ценностей, поэтому содержание учебных материалов имеет большое значение на пути к развитию полноценной личности, имеющей представление о своих корнях, предках, прошлом, настоящем и будущем своей родины.

1. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р. Официальный сайт Правительства РФ. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: в 2-х т. Москва - Ленинград: Художественная литература, 1964; Т. 2.

3. Волегжанина И.С., Чусовлянова С.В. Онтолого-семантический метод обучения иностранному языку. Тенденции развития науки и образования. Самара: Издательский научный центр «LJournal», 2021; № 78: 16-19.

4. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Патриотическое воспитание студентов современном вузе. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015; № 1: 87-90.

5. Богданова А.И. Патриотическое воспитание студентов средствами дисциплины «Иностранный язык». Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016; № 50 (2): 40-44.

References

1. Ob utverzhdenii strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2. Karamzin N.M. Izbrannye sochineniya: v 2-h t. Moskva - Leningrad: Hudozhestvennaya literatura, 1964; T. 2.

3. Volegzhanina I.S., Chusovlyanova S.V. Ontologo-semanticheskij metod obucheniya inostrannomu yazyku. Tendenciirazvitiya naukiiobrazovaniya. Samara: Izdatel'skij nauchnyj centr «LJournal», 2021; № 78: 16-19.

4. Kvasnyh G.S., Sarzhanova A.N. Patrioticheskoe vospitanie studentov sovremennom vuze. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; № 1: 87-90.

5. Bogdanova A.I. Patrioticheskoe vospitanie studentov sredstvami discipliny «Inostrannyj yazyk». Psihologiya i pedagogika: metodika iproblemy prakíicheskogo primeneniya. 2016; № 50 (2): 40-44.

Статья поступила в редакцию 02.03.24

УДК 373.3

Ivanova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: afgust1945@gmail.com Osipova S.I., teaching assistant, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Struch.Sara94@mail.ru

INTEGRATED CLASSES IN EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES AS THE WAY OF FORMING ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN. The formation of ethnocultural competence by a junior schoolchild implies proficiency in their native language, knowledge of the culture and traditions of the people. The article is dedicated to an issue of developing the ethnocultural competence of primary schoolchildren. One of the ways of its formation is integrated

classes of the Evenki language and the surrounding world in extracurricular activities. The relevance of the topic is due to the fact that the languages and culture of the peoples of the North are on the verge of extinction; research is being conducted on the issues of preserving the languages of the peoples of the North. The purpose of the article is to test the effectiveness of integrated classes of the native language and the surrounding world in the process of familiarization with Evenki culture -the formation of ethnocultural competence of junior schoolchildren. To achieve this goal, we set the following tasks: to analyze the importance of teaching the Evenki language and familiarization with the Evenki culture in the formation of ethnocultural competence; to conduct experimental work on the formation of ethnocultural competence of junior schoolchildren in integrated classes in extracurricular activities. Based on research and practical experience, the authors of the article propose a holistic model for the formation of ethnocultural competence, which includes knowledge, skills, as well as understanding and respect for the native and various ethnic and cultural groups.

Key words: ethnocultural competence, Evenki language, world around us, integrated lesson, extracurricular activities, junior schoolchild

А.В. Иванова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: afgust1945@gmail.com

С.И. Осипова, асс., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: Struch.Sara94@mail.ru

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сформированность этнокультурной компетенции у младших школьниках подразумевает владение им родным языком, знание культуры и традиций народа. Данная статья посвящена вопросу развития этнокультурной компетенции младших школьников. Одним из способов ее формирования являются интегрированные занятия по эвенкийскому языку и окружающему миру во внеурочной деятельности. Актуальность темы обусловлена тем, что языки и культура народов Севера находятся на грани исчезновения, ведутся исследования по вопросам сохранения языков народов Севера. Целью статьи является проверка результативности интегрированных занятий по родному языку и окружающему миру в процессе приобщения к эвенкийской культуре - формирования этнокультурной компетенции младших школьников. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: проанализировать значимость обучения эвенкийскому языку и приобщения к культуре эвенков в формировании этнокультурной компетенции; провести опытно-экспериментальную работу по формированию этнокультурной компетенции младших школьников на интегрированных занятиях во внеурочной деятельности. Основываясь на исследованиях и практическом опыте, авторы статьи предлагают целостную модель формирования этнокультурной компетенции, которая включает в себя знания, умения и навыки, а также понимание и уважение к родному языку и различным этническим и культурным группам.

Ключевые слова: этнокультурная компетенция, эвенкийский язык, окружающий мир, интегрированное занятие, внеурочная деятельность, младший школьник

Формирование этнокультурной компетенции является актуальной темой в современном обществе. Этнокультурная компетенция представляет собой способность человека к взаимодействию с представителями различных этнических групп и культур. Она включает в себя знание и понимание культурных особенностей, традиций, ценностей и обычаев различных этнических групп, а также умение эффективно взаимодействовать с ними.

Существует несколько факторов, которые делают формирование этнокультурной компетенции актуальной задачей:

- глобализация: в условиях глобализации мир становится все более связанным и взаимозависимым. Люди все чаще сталкиваются с представителями других культур в различных сферах жизни, таких как работа, образование и путешествия. Формирование этнокультурной компетенции помогает людям успешно адаптироваться к межкультурной среде и эффективно взаимодействовать с представителями других культур;

- миграция: Миграционные процессы приводят к смешению различных этнических групп и культур. Формирование этнокультурной компетенции помогает людям лучше понимать и взаимодействовать с мигрантами, а также способствует интеграции различных этнических групп в общество.

Цель исследования: выявить результативность интегрированных занятий оп окружающему миру и эвенкийскому языку во внеурочной деятельности в формировании этнокультурной компетенции младших школьников.

Задачи исследования: анализ литературы для выявления значимости обучения родному языку, приобщения к культуре эвенков в формировании этнокультурной компетенции; экспериментально проверить эффективность интегрированных занятий в формировании этнокультурной компетенции младших школьников.

Новизна исследования - интегрированные занятия по эвенкийскому языку и окружающему миру во внеурочной деятельности в формировании этнокультурной компетенции позволяют обучающимся получить глубокое и всестороннее понимание культуры, традиций и родного языка, а также закрепить знания по учебному предмету «Окружающий мир».

Теоретической значимостью интегрированных занятий является новый подход к обучению, который помогает обучающимся получать более глубокие и связанные знания, которые способствуют целостному пониманию материала, развитию критического мышления, переносу знаний и повышению мотивации обучающихся.

Практическое значение - результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и родного языка на уроках, а также во внеурочной деятельности.

А.Б. Афанасьева интерпретирует этнокультурные компетенции как «интегральное свойство личности, основанное на совокупности знаний о родной и других этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями и проявляющееся в умениях, навыках, моделях поведения в моно- и полиэтнической среде» [1].

В современных энциклопедиях, по мнению Поштаревой Т.В., «этнокультурная компетенция раскрывается через проявление человеком знаний, навыков и умений, которые способствуют адекватной оценке особенностей взаимодей-

ствия, взаимоотношений с людьми других национальностей, позволяют находить оптимальные формы сотрудничества с ними и обеспечивать мирное сосуществование и поддерживать взаимное доверие» [2].

Таким образом, рассмотрев различные интерпретации этнокультурной компетенции, можно сделать заключение, что этнокультурная компетенция младшего школьника - тип личности, который знает и ценит культуру, язык и традиции своего народа, а также уважителен к культуре других этносов. Она включает в себя знание и понимание культурных особенностей своей страны и других стран, а также умение вести себя в соответствии с этими культурными нормами.

В качестве примера назовем ключевые аспекты этнокультурной компетенции младшего школьника:

Знание культурных традиций и обычаев. Младший школьник должен иметь представление о культуре и традициях своего народа, народов, населяющих его страну и других стран. Это может включать знание родного языка, праздников, национальных костюмов, национальных блюд и других культурных особенностей.

Уважение к различиям, их принятие в культуре, языке, религии и традициях других людей. Это включает понимание того, что разные люди могут иметь разные обычаи и верования, и это нормально.

Толерантность и открытость. Ребенок должен быть толерантным и открытым к другим культурам и мнениям. Это включает умение слушать и понимать точку зрения других людей, а также быть готовым к диалогу и обмену идеями, учиться и открываться новым культурам и традициям. Это включает интерес к изучению различных культур и стремление к познанию нового.

Важно отметить, что этнокультурная компетенция младшего школьника является важной частью его образования и развития. Она помогает формировать у него уважение к различиям, толерантность и способность к межкультурному общению.

Интегрированные занятия - это образовательный подход, который объединяет несколько предметов или дисциплин в одно занятие или учебный опыт. Этот подход направлен на установление связей между различными областями знаний и обеспечение более глубокого понимания учебного материала.

Интегрированные занятия могут принимать различные формы, такие как межпредметные занятия, проектное обучение и тематические блоки. Интегрированные занятия предлагают обучающимся несколько преимуществ. Они могут способствовать более глубокому пониманию концепций, поощрять критическое мышление и навыки решения проблем, повышать вовлеченность и мотивацию учащихся, а также развивать межпредметные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и креативность.

Для формирования этнокультурной компетенции младших школьников был введен курс внеурочной деятельности «Минки эвэды Буга» («Моя эвенкийская Земля») для обучающихся 4 класса МОБУ СОШ № 26 г Якутска. Программа внеурочной деятельности рассчитана на учебный год. Ниже приведем пример интегрированного занятия по родному языку и окружающему миру.

В качестве примера приведем план интегрированного занятия по родному языку и окружающему миру.

Тема: «Буга, дуннэ-дэ токтакалин» («Явления природы»).

Знакомство с наименованиями явлений природы на эвенкийском языке (в переводе некоторых слов были использованы эвенкийско-русский и русско-эвен-ки4с-ийьлоьатт) [3; --

агды - гром; бега - луна; болони - осень; дылача - солнце; дюгани - лето; дюсэн - молния; иманна - снег; нектэ - облако; нецнени - весна; няцня - небо; ксукьа- звездр; ненун - рьдуга-уугьн- - зимакт-гдэ - дкжуь; ууун - до;-эдын - ветер; юктэ - ручей.

Для ознакомления и запоминания новых слов учитель придерживается не-ск-льки-нунртнв;

1. Учителем четко и ясно проговариваются слова на эвенкийском языке, затем их переводы на русский;

2. Вбунрууиксккортуруртрр утителем пррвильнне-розиношетинултв;

3. Обучающиеся самостоятельно читают «новые» слова.

Подходящей возрастным особенностям обучающихся младшего школьного

во-ррсурявляеткя тлх-ологиз «иььенлркт-каьта». Ин-елле-т-кар^^ -этовнр альный инструмент, который помогает организовывать и предоставлять информацию в виде диаграммы или графа. Она позволяет визуализировать связи между различными идеями, концепциями или элементами, что помогает улучшить понимание и запоминание информации.

Иттнллект-кирныоРычно-оутоят и- црннркьнуй темкилнтдев, от которой отходят ветви с подтемами и связанными с ними деталями. Они могут быть использованы для организации и структурирования информации, планирования -роеетор.тоАанир коньеотурльнь-ккззу мзигого д^^гок.Пюуе «р^еккк природы» обучающиеся составляют интеллект-карту (рис. 1).

Бега - луна Дюсэн - моннид

Осикта - звезда / 1 >

Тыгдэ - дождь Ссруа - радуга Юкгэ - ру к-н

Иис.1.Интелнеттукрткуо рему «Явлетио п ьириды»

На интегрированных занятиях по окружающему миру и родному языку обу-чающиес выполняют физкультминутки по эвенкийской культуре в виде хороводного танца и напева:

Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэйэ; ДК44-сэ-и энэлэллр Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэйэ; Омолгичар, сунаткар Дэюыьь—кр.у Эвэды турэн сакэллу Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэйэ. Рнвуиво таткинто, Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэйэ; Аяврива алагувумнил Дэвэ-дэвэ-дэвэйдэйэ.

На этапе закрепления новых знаний обучающимся предлагаются карточки для заполнедил:

Закрасьте табличку зелёным цветом явления природы, красным цветом -животных (табл. 1).

Рефледсля. Руфлелсдя ур днледдиррвднныд зрнятиях является еще одним пунктом для изучения и приобщения к родной культуре. Учитель раздает обучающимся карточки (табл. 2) для заполнения, где:

1) есть т-икрг-рььрооветшоз коттрр;х нодо выбрать один: со ая урок (очень хороший урок), ая урок (хороший урок), эру урок (плохой урок);

Библиографический список

Таблица 1

Таблица для закрепления новых знаний

Иргичи Дылача

Эдын Орон

Сулаки Тыгдэ

Сирудян Серун

Мачалэ Хомоты

Осикта Иманна

2) докончить предложение: инэкмэн би садечэм... (сегодня я узнал). 1; Вь 1безите на—;—оторрх утаркктурьз-ет паше онношение к—гку:

A. Со ая урок (очень хорошийурок) Б. Ая урок (хороший урок)

B. Эру урук(плоооН уро И

2. Докончите предложение:

Инэкмэн би садечэм. (сегодня я узнал(а))

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-ряконтуоля роз-лззативноспп интегрированных уроков в начале и в конце учебного года нами была проведена диагностика уровня владения родным языком и к^г^еппр^(^н о^Е^евиде анкетуровамшя.Нмше п р^Е^орокл пример анкетных вопросов:

Вопрос 1. ^и гэрбис? (Как тебя зовут?)

Вопрос 2. Иду си биденни? (Где ты живешь?)

ВопеопО. Ады класмтетачанувО (ЕМш^с^н^

Вопрос 5. ^и синки гиркис? Он гэрбис? (Кто твой друг? Как его зовут?)

В опеопО. Зн аешьойны эурнквмукикноиунод? КаюЕ^ОР^м^йшн ну полнить?

Воп^с^пО. О карихлеенкийския а|^аднинжт^я1знм^а^н?

Вопрос 8. Когда эвенки встречают новый год?

В опеопО. Зн аешь хвеош^^1^ясоа уквнквМаеу тмяое ?

Вопрос 10. Знаешь ли ты эвенкийские песни? А его исполнителей? В дкафамме 1 п реретанлеерковае иказнанияэееикиёукайу укыклмкелн-турной осведомленности обучающихся - сформированности этнокультурной еммкелевцин.

-

Констатирующий этап Контрольный этап

■ экспериментальная группа

Мнагр а ама 1.Оезукьйатыаиа г нуятгквоу фа-мир опаеи ю этнокультурной компетенции младших школьников

Интегрированные занятия по окружающему миру и эвенкийскому языку доказали эффективность в формировании этнокультурной компетенции младших школьников, что демонстрирует приведенная выше диаграмма результатов диa|(ноетикиоекcалpваeнталевoйояyппе:если ем науале ?сследоуанияаозуль-таты были низкими (29%), то на контрольном этапе результаты составили 50%. Вкан тусоное-грате снщйстке н нolеизманeокйвяиа гн ocовкемукaблюоллoеь. Таким образом, после анализа литературы мы пришли к выводу о том, что фор-миамвакие этоокельтунннй клмп^и^^^иун аодраз^л^екеетнване^зыкадкльтурш и традиций своего народа, а также уважительное отношение к культуре других наций.

1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография. Санкт-Петербург: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2014.

2. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореферат ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2009.

3. Пикунова З.Н. Картинный словарь эвенкийского языка. Санкт-Петербург:атделениеиздательства«Просвещение»,1999.

4. Кочнёва З.И. Эвенкийско-русский тематический словарь. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 2001.

References

1. Afanas'eva A.B. 'Etnokul'turnoe obrazovanie kak fenomen kulturnogo polya: monografiya. Sankt-Peterburg: FGBOUVPO «SPGUTD», 2014.

2. Poshtareva T.V. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetentnosti uchaschihsya vpoli'etnicheskojobrazovatel'nojsrede. Avtoreferat ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.

3. Pikunova Z.N. Kartinnyjslovar' 'evenkijskogoyazyka. Sankt-Peterburg: otdelenie izdatel'stva «Prosveschenie», 1999.

4. Kochneva Z.I. 'Evenkijsko-russkij tematicheskijslovar'. Krasnoyarsk: Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001.

Статья поступила в редакцию 07.02.24

УДК 378

Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru

Nikolaeva T.I., senior teacher, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: yktnti@yandex.ru

FEATURES OF TRAINING PHYSICS TEACHERS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article presents an analysis of modern approaches and the current state of affairs in the issue of training physics teachers in the Russian Federation with reference to the Republic of Sakha (Yakutia). The training of physics teachers for Yakutia, located in the Far North, is carried out by the only department "Methods of Teaching Physics" of the Physics and Technology Institute of nEfU. Over the years of existence of the Department of Methods of Teaching Physics, a large number of specialists have been trained, but the methodological reality of the region has its own specifics: a large territory, a sparsely populated region, distance from the center, low motivation, reduction in the number of pupils taking the specialized Unified State Examination. A big strategic goal of regional authorities is to secure young professionals in their places of residence and supply the technological protection of the country by training highly qualified personnel.

Key words: quality of higher education, motivation, training of physics teachers, future teachers, features of Yakutia

Г.М. Парникоеа, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, E-mail: allerigor@yandex.ru

Т.И. Николаева, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, E-mail: yktnti@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Статья посвящена анализу современных подходов и текущему состоянию подготовки учителей физики в Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия). Подготовкой учителей физики для республики занимается единственная кафедра методики преподавания физики физико-технического института СВФУ. За время существования кафедры методики преподавания физики подготовлено большое количество специалистов, но методическая реальность региона имеет свою специфику: большая территория, малонаселенность региона, удаленность от центра, низкая мотивация, сокращение количества учащихся, сдающих профильный экзамен ЕГЭ. Стратегическая задача региональных властей - закрепление молодых профессионалов в местах проживания и обеспечение технологической безопасности страны путем подготовки высококвалифицированных кадров.

Ключевые слова: качество высшего образования, мотивация, подготовка учителей физики, будущие учителя, особенности Якутии

Сегодня средняя общеобразовательная школа, ориентированная на развитие инженерных компетенций, переходит на новый уровень образования в условиях современных вызовов, стоящих перед нашей страной. Актуальность исследования продиктована фактом, что сегодня на общеобразовательные организации (далее - ОО) возложена большая работа по формированию устойчивого ежегодного роста числа мотивированных абитуриентов, сдающих единый государственный экзамен по физике. Государственные интересы страны указывают на необходимость достижения стратегической цели обеспечения национального суверенитета РФ в сферах критических технологий опережающего технологического развития. Повышение качества школьного и вузовского физического образования для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих чувством научного патриотизма, является главной задачей, выдвинутой сообществом учителей физики на Всероссийском съезде учителей физики [1].

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать на практике технологию формирования мотивации будущих учителей физики (на примере Республики Саха (Якутия). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать текущую ситуацию в стране в сфере подготовки учителей физики;

- рассмотреть подходы к определению «мотивация» в психолого-педагогической литературе;

- сформулировать научно-теоретические основы формирования мотивации будущих учителей физики (на примере Республики Саха (Якутия) с учетом специфики региона.

Научная новизна работы заключается в классификации и ранжировании особенностей, присущих студентам из числа коренных народов Якутии, влияющих на подготовку учителей физики и способы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Теоретическая значимость заключается в уточнении терминологического аппарата, определении критериев, компонентов и уровней сформированности мотивации обучающихся в процессе подготовки учителей физики на материале Республики Саха (Якутия). Практическая значимость работы состоит в разработке научно-методических рекомендаций для учителей и преподавателей физики.

Сегодня подготовка учителей физики не должна оставаться без пересмотра основных подходов, форм, методов и приемов обучения. Здесь на первый план выходит своевременная и разноплановая профориентационная работа со школьниками и молодежью, направленная на формирование устойчивого интереса к педагогической деятельности. Согласно ФГОС ВО 3++ по направлению 44.03.05 Педагогическое образование обществу необходимы учителя-предметники, способные и готовые воспринимать идеи, быстро и адекватно реагировать

на меняющиеся условия и принимать решения для выполнения нестандартных задач, выдвинутых обществом [2].

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе Северно-Восточного федерального университета, расположенного в г. Якутске. В стратегии развития региона Республика Саха (Якутия) и России в целом выдвинута большая стратегическая задача, связанная с воспитанием и обучением молодежи как гаранта стратегической независимости нашей страны. Кроме того, для северного региона и Дальневосточного федерального округа в целом актуальны вопросы оттока его жителей. Таким образом, данная ситуация актуализирует задачу обновления системы физического образования в республике. Под обновлением мы подразумеваем внесение изменений в региональную модель подготовки кадров, этапы и содержание ее реализации, начиная от методологии и заканчивая разработкой конкретных рабочих учебных планов, форм, технологий, методов обучения и т. д.

За годы существования кафедры методики преподавания физики головного вуза республики подготовлено большое количество учителей, однако методическая действительность региона имеет свою специфику. Во-первых, выпускники вуза, окончившие обучение по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Физика и информатика», трудоустраиваются в образовательные учреждения РС (Я), но не закрепляются на постоянный срок (более чем три года).

Во-вторых, большая территория республики и удаленность населенных пунктов от районных центров и друг от друга являются другими факторами отказа выпускников от выбора места работы, особенно в северных районах республики. Большая часть территории Якутии относится к Арктической и Субарктической зоне РФ.

В-третьих, физика является обязательным предметом для изучения в любой школе республики. Однако сегодня не происходит естественной смены поколения учителей, и наблюдается общее старение педагогических кадров. Анализ результатов мониторинга дефицита педагогических кадров в образовательных организациях РС (Я) свидетельствует, что количество открытых вакансий учителя физики в 2020 году составило 45 человек, в 2021 г - 50 [3]. Устранение дефицита кадров в образовательных организациях, расположенных на территории каждого муниципалитета, - одно из важных направлений деятельности муниципальных органов управления образованием, характерных и подлежащих развитию.

В-четвертых, территория Республики Саха (Якутия) составляет 3 миллиона км2 и характеризуется преобладанием сельской местности: 72% всех учебных заведений расположены на селе [4]. Как следствие, общая малокомплектность сельских школ (63%) имеет как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, контингент учащихся в среднем от 50 до 100 человек и педагогов -16-20 человек подразумевает индивидуальный подход к каждому ученику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.