Научная статья на тему 'Интегрированное образовательное пространство как фактор благоприятного социокультурного развития дошкольников'

Интегрированное образовательное пространство как фактор благоприятного социокультурного развития дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанова Наталья Федоровна, Губанов Михаил Валентинович

В статье анализируется проблема социокультурного развития дошкольников в воспитательной системе детского сада, в интегрированном образовательном пространстве которого взаимодействуют основное и дополнительное образование, в процессе сотрудничества участников образовательного процесса создаются эффективные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; на примере «Педагогической школы социокультурного развития» показана дополнительная подготовка воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанова Наталья Федоровна, Губанов Михаил Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное образовательное пространство как фактор благоприятного социокультурного развития дошкольников»

Интегрированное образовательное пространство как фактор благоприятного социокультурного развития дошкольников

Губанова Наталья Федоровна, Губанов Михаил Валентинович

ГСГУ, г. Коломна; МПГУ, г.

Москва

Ключевые слова:

интегрированное образовательное пространство, социокультурное развитие дошкольников

Аннотация. В статье анализируется проблема социокультурного развития дошкольников в воспитательной системе детского сада, в интегрированном образовательном пространстве которого взаимодействуют основное и дополнительное образование, в процессе сотрудничества участников образовательного процесса создаются эффективные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; на примере «Педагогической школы социокультурного развития» показана дополнительная подготовка воспитателей.

Проблема социокультурного развития является актуальной в силу того, что человек, являясь общественным продуктом, не может полноценно развиваться вне лона той культуры, в которой он живет, следовательно, его необходимо включать в культурный диалог, который способствовал бы своевременному формированию всех граней личности. В воспитании ребенка важное место принадлежит его культурному взаимодействию с социальным миром. Это диалог между объектами окружающей действительности, а также уровень межличностных взаимодействий участников: между обществом и личностью как культурными сущностями, между культурой взрослого и культурой ребенка как культуропреемниками.

Исследования по данной проблеме проведены достаточно полно в рамках концепции диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер и др.), в последующих работах подобного ракурса (А.Ю. Гончарук, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.В. Лазарева, А.А. Майер, Г.П. Новикова, Е.И. Пассов и др.). Однако вопросы создания условий для социокультурного развития детей дошкольного возраста в особых ситуациях интегрированного пространства дошкольной образовательной организации исследованы недостаточно. Прежде всего, к этим условиям относится проведение дополнительной подготовки воспитателей по специальному направлению.

В нашем исследовании мы поставили цель проследить, какое влияние на личность воспитателя будет иметь организованная в детском саду «Педагогическая школа социокультурного развития» с тем, чтобы оснастить его профессионально необходимым инструментарием для сопровождения социокультурного развития дошкольников. Это составляло суть дополнительной подготовки воспитателей по овладению социокультурными компетенциями. В перечень ключевых задач мы включили:

1. Выявить степень восприятия и осмысления педагогами сущности проблемы социокультурного развития дошкольников.

2. Показать преимущество личностно-ориентированных способов организации интегрированного пространства, включающего в себя основное и дополнительное образование.

3. Повысить степень удовлетворения от собственной деятельности в области социокультурного воспитания и развития дошкольников.

4. Дать рекомендации по педагогическому сопровождению социокультурного развития дошкольников.

Нами были проведены интервьюирование и анкетирование всех педагогов, занимающихся с

детьми. Выяснено, что педагоги хорошо осведомлены в вопросах обучения детей (развитие речи, элементарная математика, художественная литература), но не достаточно представляют себе, в чем смысл социокультурного развития дошкольников, отождествляют его с некой общей «воспитанностью»; к личностно-ориентированным способам взаимодействия относят: внимательное отношение к ребенку (45 %), забота и уход (25 %), «хорошее отношение» и «вежливое обращение» (10 %), поощрение и похвала (9 %), использование «особых методов» (6 %), организация проектов (5 %). Вместе с тем, большинство педагогов отмечают, что удовлетворены собственной работой и ее результатами, но готовы получить дополнительную консультативную помощь по взаимодействию с детьми.

Был реализован план взаимодействия с педагогами по повышению уровня социокультурной компетентности, включающий в себя консультации, тренинги, занятия теоретического и практического содержания. Направленность занятий носила культурно-творческий характер, были включены творческие задания на проявление педагогом себя как творца культуры и социальной ситуации развития в процессе воспитания детей. В соответствии с программой обучения в «Школе» педагоги проектировали и организовывали образовательное пространство.

Мы предположили, что создание интегрированного образовательного пространства в детском саду, где объединялись бы возможности основного и дополнительного образования, позволит реализовать задачу полноценного проживания ребенком дошкольного детства. С этой целью по-новому взглянули на роль кружковой, а также студийной работы с детьми, в которой некоторые формы и виды деятельности существовали обособленно от основного образовательного процесса (кружок по английскому языку, студия «Интеллектуал» и др.). Ведущим тезисом нашей концепции по социокультурному развитию дошкольников был следующий: социокультурное пространство развития дошкольников должно быть организовано как интегрированное, в котором сочетаются и взаимопроникают объединенные игрой все формы и виды детской деятельности, а взаимодействие воспитывающих взрослых и детей способствует образованию социально-культурного взросло-детского сообщества. Объединяющей формой взаимодействия явились интегрированные игровые ситуации, специально создаваемые педагогами, они объединяли в себе культурные традиции народов России и традиции англоязычных народов и воплощались в виде гостиных, праздников и развлечений, а также форм свободной совместной деятельности (игр-ситуаций).

Практика показала, что специальная подготовленность воспитателей и их ориентирование на сущность социокультурного развития детей позволяют им вести работу высоко мотивированно, с достаточным осознанием целей собственной деятельности. Суть рекомендаций концептуального характера воспитателям состояла в следующем:

1. Педагог играет роль образца культурного и креативного поведения в социуме и специально созданном социокультурном пространстве

2. Ситуация игры выполняет роль механизма перевода ребенка из специально созданных условий социума и культуры в реально действующие

3. Интегрированное образовательное пространство позволяет нивелировать разрозненность различных форм и видов воспитательной работы по социокультурному развитию детей.

Список литературы:

1.Губанов М.В. 2013. Возможности творческой игры в социокультурном развитии дошкольников // Вестник Университета РАО. № 3. С. 39 - 42.

2.Губанова Н.Ф. 2012. Реализация принципа интеграции в процессе общения взрослого и ребёнка //Детский сад: теория и практика. № 5. С. 98 - 112.

3.Зацепина М.Б. 2011. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста:

Монография. М. 184 с. 4.Комарова Т.С. 2013. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. М. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.