Интегрированное образовательное пространство как фактор благоприятного социокультурного развития дошкольников
Губанова Наталья Федоровна, Губанов Михаил Валентинович
ГСГУ, г. Коломна; МПГУ, г.
Москва
Ключевые слова:
интегрированное образовательное пространство, социокультурное развитие дошкольников
Аннотация. В статье анализируется проблема социокультурного развития дошкольников в воспитательной системе детского сада, в интегрированном образовательном пространстве которого взаимодействуют основное и дополнительное образование, в процессе сотрудничества участников образовательного процесса создаются эффективные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; на примере «Педагогической школы социокультурного развития» показана дополнительная подготовка воспитателей.
Проблема социокультурного развития является актуальной в силу того, что человек, являясь общественным продуктом, не может полноценно развиваться вне лона той культуры, в которой он живет, следовательно, его необходимо включать в культурный диалог, который способствовал бы своевременному формированию всех граней личности. В воспитании ребенка важное место принадлежит его культурному взаимодействию с социальным миром. Это диалог между объектами окружающей действительности, а также уровень межличностных взаимодействий участников: между обществом и личностью как культурными сущностями, между культурой взрослого и культурой ребенка как культуропреемниками.
Исследования по данной проблеме проведены достаточно полно в рамках концепции диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Бубер и др.), в последующих работах подобного ракурса (А.Ю. Гончарук, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, М.В. Лазарева, А.А. Майер, Г.П. Новикова, Е.И. Пассов и др.). Однако вопросы создания условий для социокультурного развития детей дошкольного возраста в особых ситуациях интегрированного пространства дошкольной образовательной организации исследованы недостаточно. Прежде всего, к этим условиям относится проведение дополнительной подготовки воспитателей по специальному направлению.
В нашем исследовании мы поставили цель проследить, какое влияние на личность воспитателя будет иметь организованная в детском саду «Педагогическая школа социокультурного развития» с тем, чтобы оснастить его профессионально необходимым инструментарием для сопровождения социокультурного развития дошкольников. Это составляло суть дополнительной подготовки воспитателей по овладению социокультурными компетенциями. В перечень ключевых задач мы включили:
1. Выявить степень восприятия и осмысления педагогами сущности проблемы социокультурного развития дошкольников.
2. Показать преимущество личностно-ориентированных способов организации интегрированного пространства, включающего в себя основное и дополнительное образование.
3. Повысить степень удовлетворения от собственной деятельности в области социокультурного воспитания и развития дошкольников.
4. Дать рекомендации по педагогическому сопровождению социокультурного развития дошкольников.
Нами были проведены интервьюирование и анкетирование всех педагогов, занимающихся с
детьми. Выяснено, что педагоги хорошо осведомлены в вопросах обучения детей (развитие речи, элементарная математика, художественная литература), но не достаточно представляют себе, в чем смысл социокультурного развития дошкольников, отождествляют его с некой общей «воспитанностью»; к личностно-ориентированным способам взаимодействия относят: внимательное отношение к ребенку (45 %), забота и уход (25 %), «хорошее отношение» и «вежливое обращение» (10 %), поощрение и похвала (9 %), использование «особых методов» (6 %), организация проектов (5 %). Вместе с тем, большинство педагогов отмечают, что удовлетворены собственной работой и ее результатами, но готовы получить дополнительную консультативную помощь по взаимодействию с детьми.
Был реализован план взаимодействия с педагогами по повышению уровня социокультурной компетентности, включающий в себя консультации, тренинги, занятия теоретического и практического содержания. Направленность занятий носила культурно-творческий характер, были включены творческие задания на проявление педагогом себя как творца культуры и социальной ситуации развития в процессе воспитания детей. В соответствии с программой обучения в «Школе» педагоги проектировали и организовывали образовательное пространство.
Мы предположили, что создание интегрированного образовательного пространства в детском саду, где объединялись бы возможности основного и дополнительного образования, позволит реализовать задачу полноценного проживания ребенком дошкольного детства. С этой целью по-новому взглянули на роль кружковой, а также студийной работы с детьми, в которой некоторые формы и виды деятельности существовали обособленно от основного образовательного процесса (кружок по английскому языку, студия «Интеллектуал» и др.). Ведущим тезисом нашей концепции по социокультурному развитию дошкольников был следующий: социокультурное пространство развития дошкольников должно быть организовано как интегрированное, в котором сочетаются и взаимопроникают объединенные игрой все формы и виды детской деятельности, а взаимодействие воспитывающих взрослых и детей способствует образованию социально-культурного взросло-детского сообщества. Объединяющей формой взаимодействия явились интегрированные игровые ситуации, специально создаваемые педагогами, они объединяли в себе культурные традиции народов России и традиции англоязычных народов и воплощались в виде гостиных, праздников и развлечений, а также форм свободной совместной деятельности (игр-ситуаций).
Практика показала, что специальная подготовленность воспитателей и их ориентирование на сущность социокультурного развития детей позволяют им вести работу высоко мотивированно, с достаточным осознанием целей собственной деятельности. Суть рекомендаций концептуального характера воспитателям состояла в следующем:
1. Педагог играет роль образца культурного и креативного поведения в социуме и специально созданном социокультурном пространстве
2. Ситуация игры выполняет роль механизма перевода ребенка из специально созданных условий социума и культуры в реально действующие
3. Интегрированное образовательное пространство позволяет нивелировать разрозненность различных форм и видов воспитательной работы по социокультурному развитию детей.
Список литературы:
1.Губанов М.В. 2013. Возможности творческой игры в социокультурном развитии дошкольников // Вестник Университета РАО. № 3. С. 39 - 42.
2.Губанова Н.Ф. 2012. Реализация принципа интеграции в процессе общения взрослого и ребёнка //Детский сад: теория и практика. № 5. С. 98 - 112.
3.Зацепина М.Б. 2011. Культура - основа развития ребенка дошкольного возраста:
Монография. М. 184 с. 4.Комарова Т.С. 2013. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. М. 144 с.