Научная статья на тему 'Социокультурное развитие дошкольников средствами игры'

Социокультурное развитие дошкольников средствами игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ИГРА / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губанова Н. Ф., Губанов М. В.

В статье рассматриваются вопросы социокультурного развития дошкольников, выделяются его структурные компоненты, анализируются условия поликультурного воспитания в процессе изучения детьми иностранного языка. Авторы рассматривают процесс социокультурного становления личности в условиях ситуаций речевого общения, в которых игра выступает важным средством формирования коммуникации и позитивного отношения к окружающей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губанова Н. Ф., Губанов М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие дошкольников средствами игры»

Социокультурное развитие дошкольников средствами игры

Губанова Н. Ф. кандидат педагогических наук, доцент

МГОСГИ г. Коломна, Россия Губанов М.В. соискатель, МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы социокультурного развития дошкольников, выделяются его структурные компоненты, анализируются условия поликультурного воспитания в процессе изучения детьми иностранного языка. Авторы рассматривают процесс социокультурного становления личности в условиях ситуаций речевого общения, в которых игра выступает важным средством формирования коммуникации и позитивного отношения к окружающей жизни.

Ключевые слова: социокультурное развитие дошкольников, игра, ситуации общения.

Определение инновационных форм и путей развития культуры и культурных технологий, поиск новых мировоззренческих оснований, установок, ценностей, новых стратегий деятельности - все это приобретает особое значение на фоне существенных социокультурных изменений. Формирование человека культуры определяется в исследованиях как проектирование его личностных качеств, позиций, отношений к окружающему миру, способов вхождения в социум (Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик и др.). Развитие человека неотрывно от развития общества, следовательно, прогнозируя общество, мы, так или иначе, можем представить себе в нем самого человека. Н.Т. Арефьева рассматривает проблему прогнозирования социокультурного развития общества как моделирование будущего, и оно характеризуется установкой на прогресс как на определенную социокультурную ценность, а также антропоцентричностью, где человек представляется воплощением творческой активности, доминированием исторического мышления, позволяющего человеку ощущать себя «вписанным» в историю с ее перспективой в будущее. Развитие человека как основная цель культуры, замечает исследователь, в настоящее время подменяется активизацией технологизации, в действительности же прогнозирование социокультурного развития общества должно рассматриваться в рамках идей об активной преобразующей роли личности, ее творческой сущности и созидательной миссии (Арефьева Т.Н., 2011, с. 4). Согласимся, что изучать прогнозирование социокультурного развития общества необходимо, но, если мы обратимся к вопросам моделирования педагогического процесса, то здесь прогнозирование социокультурного развития личности выступает как крайне важное.

В самой формулировке «социокультурное развитие» прослеживаются различные моменты: прогнозирования (каким оно будет), наличия актуального смысла (как идет процесс), и тактики моделирования (как лепить, воспитывать и одновременно корректировать). В этом ракурсе государственные и общественные институты, которые и влияют на личность в ее социальной ситуации развития, образуют собой культурное ядро.

По мнению А.А. Вартапетовой, социокультурное развитие - это воспитание социокультурных качеств личности, глубина освоения и адаптации общечеловеческих ценностей по отношению к коллективу; общечеловеческие ценности - это средства избирательной фиксации и трансляции наиболее значимого социально-деятельностного

мирового опыта людей в системах идеалов, идей, ценностей на протяжении всего времени существования человеческой цивилизации, которые характеризовались накоплением и концентрацией художественного и творческого уникального воспитательного потенциала культуры (Вартапетова А.А., 2012, с. 11).

Исследуя проблему социокультурного развития личности, мы определили значимые для нас концептуальные положения:

1. Проблема социокультурого развития личности является актуальной, так как на современном этапе развития общества и культуры необходимо заботиться о формировании человека-гражданина, который, являясь общественно-культурным продуктом, представляет собой особый, творческий тип личности, стремящейся к совершенству, овладевшей системой знаний и навыков культурной деятельности; это человек, эмоционально-нравственно воспринимающий окружающую действительность, он находит радость общения с людьми, проявляет себя как наследователь материально-духовных ценностей, уважает национальные и принимает инокультурные традиции и формы существования в социуме, а также способен к самостоятельному жизненному выбору.

2. Структурными компонентами социокультурного развития личности являются эмоциональная отзывчивость на окружающую социокультурную образовательную среду, духовно-нравственные установки и ценностные ориентации и компетенции, а также привычки и этические нормы поведения, странсформированные в качества личности.

3. Особое значение в социокультурном развитии личности имеет поиск инновационных стратегий ее формирования, выражающихся в инновационных подходах (деятельностный, аксиологический, культурологический, личностный, средовый).

4. Стратегии, отраженные в вышеопределенных подходах, находят конкретное воплощение в технологиях и методиках, которые есть, по сути, индивидуально спроектированные траектории социокультурного развития личности.

Проблема социокультурного развития сопряжена с вопросами развития тех или иных свойств и качеств личности в онтогенезе, поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как базовый пласт, основание, на котором произрастают новообразования, которые на данном этапе развития и в более старшем возрасте составят целостную культуру личности. В нашем понимании, социально-культурный аспект личности формируется через сознание и эмоциональное восприятие, которые реализуют передачу гуманистических ценностей, традиций мировой и отечественной культуры посредством обучающей, игровой и творческой деятельности, а также практики поведения и общения.

В общении со сверстниками дошкольник проходит школу социальных отношений, так как тут он может проявить себя как лидер, инициативный человек, как отзывчивый товарищ, настоящий друг, помощник, умелец и т.д. Личностные достижения приводят к определенному статусу в социальной среде, к взаимоотношениям с другими, в результате чего начинает постепенно складываться детское сообщество, и здесь ребенок приобретает первые уроки достойного поведения в обществе, усваивая его нормы и правила.

В детском сообществе появляются определенные традиции, и, подкрепленные и направляемые внимательными взрослыми (педагогами, родителями), они укореняются, и становятся неотъемлемой частью жизни детей, и в соответствии с ними ребенок соизмеряет свое поведение и выстраивает представления о жизни. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся завоевать авторитет у взрослого и сверстника, быть достойным уважения, соответствовать тому или иному нравственному эталону (быть смелым, аккуратным, трудолюбивым, не жадным и т.д.), у них накапливается опыт ответственного поведения. Старший дошкольник может отстаивать свои замыслы, уметь организовывать свое свободное время, привлекать других детей к реализации

задуманного, анализировать собственное моральное состояние, определять состояние других людей, находить с ними пути взаимодействия, действовать адекватно в различных жизненных ситуациях.

Истоками личностного развития ребенка являются унаследованные им формы активности, проявляющиеся во взаимодействии людей, их культуре, обычаях и традициях, а также система воспитания и мораль. Они содержат в себе потенциал будущего личностного развития ребенка, который сам по себе не может быть реализован без поддержки и надлежащих условий. Условиями личностного развития являются: своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие рядом с ним развитых и разнообразных личностей, которым он может подражать; наличие эффективных методов воспитания. В качестве движущих сил личностного развития выступают, с одной стороны, внутренние противоречия в процессе взросления и, с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие изменяться ребенку как личности.

Таким образом, социально-личностное развитие, так или иначе, связано с культурным развитием человека в связи с тем, что его формирование происходит в конкретном обществе, при определенной социальной ситуации развития, которая, в свою очередь, имеет соответствующее культурное оформление. Культура общества формирует мораль, ценности и нравственное поведение его членов, а их мораль и поведение, в свою очередь, образует и преобразует саму культуру, в которой они живут.

По мнению Н.Е. Вераксы, все жизненные ситуации, в которых живет и действует ребенок, организованы по социальным законам, а не по биологическим. Следовательно, поведение ребенка будет адекватным тогда, когда оно ориентировано на социальные особенности этих ситуаций. Социальная сторона ситуации выступает, прежде всего, как задаваемая культурой система норм и правил. Попадая в дошкольное образовательное учреждение, ребенок оказывается в пространстве действия соответствующих правил: на прогулке, на занятиях, в процессе умывания, завтрака, игры и т.д. Следовательно, жизнь ребенка на какой-то период времени предстает как переход из одних ситуаций в другие (Веракса Н.Е., 2013, с.37).

Вопросы социализации личности и ее культурного развития тесно связаны с погружением детей в специфические виды детской деятельности (игра, общение, труд, познание, художественно-эстетическая деятельность), в которых они своевременно развиваются. В дошкольном детстве ведущую роль выполняет игра, которая питает духовную свободу ребенка, воспитывает в нем культурные смыслы жизни, адаптирует его к общественным нормам и правилам, притягательна для него, как сама жизнь. В этом нам видится особое влияние игры как культурной деятельности социально-творческого характера на ребенка - она помогает ему создавать свой мир. Сюжетная игра является той деятельностью, в которой ребенок может проявить свои личностные качества (любознательность, инициативность, самостоятельность и др.) и чувства, по-своему проецировать окружающую действительность. Для ребенка в игре интересна сама ситуация общения (со взрослым или сверстником) и ее атмосфера. Диалоговая структура игры позволяет ребенку подавать реплики и ожидать ответ, реагировать на него и выражать свое отношение в интонации и слове. Речевое общение тут происходит не по типу «игры в мяч» (вопрос - ответ), а как более тонкое проникновение в ситуацию, сюжетику и атмосферу общения (Губанова Н.Ф., 2012, с. 100).

Мы исследовали вопросы социокультурного развития дошкольников в ситуациях игры и общения в процессе изучения иностранного языка. Создание игр на общие для обеих культур (отечественной и иностранной) темы способствовало развитию кругозора, интернационального видения, позитивного отношения к иной культуре. Ситуации «Игра во дворе», «Мы в лесу», «Наши песенки», «Кто как говорит» и др. создавали атмосферу соучастия, помогали сближению традиций. Мы создали программу взаимодействия детей и взрослых в рамках кружка английского языка и определили:

- занятия иностранным языком позволяют ребенку приобщиться к культуре других народов;

- в процессе изучения иностранного языка дети погружаются в ситуацию речевого общения и совершенствуют свои возможности в двуязычии;

- игра способствует формированию свободы проявления чувств и коммуникаций, что обращает ситуацию общения на интерес самого ребенка.

В результате проведенного исследования мы можем сказать, что ситуативно-средовый подход к социокультурному развитию дошкольников позволяет ребенку успешнее входить в иноязычную культуру, и вывести следующие определения:

- социокультурное развитие старших дошкольников - это процесс и результат приобщения детей к ценностям культуры и общества, а также уровень их взаимодействия с ними и окружающей средой.

- ситуации речевого общения старших дошкольников при обучении иностранному языку выступают как определенные социально-культурные ситуации развития, особые средовые условия, созданные с целью благоприятного социокультурного развития детей; они способствуют формированию их эмоционально-мотивационных, когнитивно-ценностных установок, а также способов деятельности и привычек поведения.

Библиография

1. Арефьева Н.Т. 2011. Прогнозирование социокультурного развития: теоретико-методологические подходы: Автореф. дисс.... докт. философ. наук. М.

2. Вартапетова А.А. 2012. Воспитание социокультурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях: Автореф. дисс.. кандидата пед. наук. М.

3. Веракса Н.Е. 2013. Творческий потенциал - собственно человеческое начало в человеке //Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве; Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Ф.А. Сохина / Под ред. О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной. М. С. 37 - 40.

4. Губанова Н.Ф. 2012. Реализация принципа интеграции в процессе общения взрослого и ребенка//Детский сад: теория и практика. № 5. С. 98 - 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.