Социокультурное развитие дошкольников средствами игры
Губанова Н. Ф. кандидат педагогических наук, доцент
МГОСГИ г. Коломна, Россия Губанов М.В. соискатель, МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы социокультурного развития дошкольников, выделяются его структурные компоненты, анализируются условия поликультурного воспитания в процессе изучения детьми иностранного языка. Авторы рассматривают процесс социокультурного становления личности в условиях ситуаций речевого общения, в которых игра выступает важным средством формирования коммуникации и позитивного отношения к окружающей жизни.
Ключевые слова: социокультурное развитие дошкольников, игра, ситуации общения.
Определение инновационных форм и путей развития культуры и культурных технологий, поиск новых мировоззренческих оснований, установок, ценностей, новых стратегий деятельности - все это приобретает особое значение на фоне существенных социокультурных изменений. Формирование человека культуры определяется в исследованиях как проектирование его личностных качеств, позиций, отношений к окружающему миру, способов вхождения в социум (Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик и др.). Развитие человека неотрывно от развития общества, следовательно, прогнозируя общество, мы, так или иначе, можем представить себе в нем самого человека. Н.Т. Арефьева рассматривает проблему прогнозирования социокультурного развития общества как моделирование будущего, и оно характеризуется установкой на прогресс как на определенную социокультурную ценность, а также антропоцентричностью, где человек представляется воплощением творческой активности, доминированием исторического мышления, позволяющего человеку ощущать себя «вписанным» в историю с ее перспективой в будущее. Развитие человека как основная цель культуры, замечает исследователь, в настоящее время подменяется активизацией технологизации, в действительности же прогнозирование социокультурного развития общества должно рассматриваться в рамках идей об активной преобразующей роли личности, ее творческой сущности и созидательной миссии (Арефьева Т.Н., 2011, с. 4). Согласимся, что изучать прогнозирование социокультурного развития общества необходимо, но, если мы обратимся к вопросам моделирования педагогического процесса, то здесь прогнозирование социокультурного развития личности выступает как крайне важное.
В самой формулировке «социокультурное развитие» прослеживаются различные моменты: прогнозирования (каким оно будет), наличия актуального смысла (как идет процесс), и тактики моделирования (как лепить, воспитывать и одновременно корректировать). В этом ракурсе государственные и общественные институты, которые и влияют на личность в ее социальной ситуации развития, образуют собой культурное ядро.
По мнению А.А. Вартапетовой, социокультурное развитие - это воспитание социокультурных качеств личности, глубина освоения и адаптации общечеловеческих ценностей по отношению к коллективу; общечеловеческие ценности - это средства избирательной фиксации и трансляции наиболее значимого социально-деятельностного
мирового опыта людей в системах идеалов, идей, ценностей на протяжении всего времени существования человеческой цивилизации, которые характеризовались накоплением и концентрацией художественного и творческого уникального воспитательного потенциала культуры (Вартапетова А.А., 2012, с. 11).
Исследуя проблему социокультурного развития личности, мы определили значимые для нас концептуальные положения:
1. Проблема социокультурого развития личности является актуальной, так как на современном этапе развития общества и культуры необходимо заботиться о формировании человека-гражданина, который, являясь общественно-культурным продуктом, представляет собой особый, творческий тип личности, стремящейся к совершенству, овладевшей системой знаний и навыков культурной деятельности; это человек, эмоционально-нравственно воспринимающий окружающую действительность, он находит радость общения с людьми, проявляет себя как наследователь материально-духовных ценностей, уважает национальные и принимает инокультурные традиции и формы существования в социуме, а также способен к самостоятельному жизненному выбору.
2. Структурными компонентами социокультурного развития личности являются эмоциональная отзывчивость на окружающую социокультурную образовательную среду, духовно-нравственные установки и ценностные ориентации и компетенции, а также привычки и этические нормы поведения, странсформированные в качества личности.
3. Особое значение в социокультурном развитии личности имеет поиск инновационных стратегий ее формирования, выражающихся в инновационных подходах (деятельностный, аксиологический, культурологический, личностный, средовый).
4. Стратегии, отраженные в вышеопределенных подходах, находят конкретное воплощение в технологиях и методиках, которые есть, по сути, индивидуально спроектированные траектории социокультурного развития личности.
Проблема социокультурного развития сопряжена с вопросами развития тех или иных свойств и качеств личности в онтогенезе, поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как базовый пласт, основание, на котором произрастают новообразования, которые на данном этапе развития и в более старшем возрасте составят целостную культуру личности. В нашем понимании, социально-культурный аспект личности формируется через сознание и эмоциональное восприятие, которые реализуют передачу гуманистических ценностей, традиций мировой и отечественной культуры посредством обучающей, игровой и творческой деятельности, а также практики поведения и общения.
В общении со сверстниками дошкольник проходит школу социальных отношений, так как тут он может проявить себя как лидер, инициативный человек, как отзывчивый товарищ, настоящий друг, помощник, умелец и т.д. Личностные достижения приводят к определенному статусу в социальной среде, к взаимоотношениям с другими, в результате чего начинает постепенно складываться детское сообщество, и здесь ребенок приобретает первые уроки достойного поведения в обществе, усваивая его нормы и правила.
В детском сообществе появляются определенные традиции, и, подкрепленные и направляемые внимательными взрослыми (педагогами, родителями), они укореняются, и становятся неотъемлемой частью жизни детей, и в соответствии с ними ребенок соизмеряет свое поведение и выстраивает представления о жизни. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся завоевать авторитет у взрослого и сверстника, быть достойным уважения, соответствовать тому или иному нравственному эталону (быть смелым, аккуратным, трудолюбивым, не жадным и т.д.), у них накапливается опыт ответственного поведения. Старший дошкольник может отстаивать свои замыслы, уметь организовывать свое свободное время, привлекать других детей к реализации
задуманного, анализировать собственное моральное состояние, определять состояние других людей, находить с ними пути взаимодействия, действовать адекватно в различных жизненных ситуациях.
Истоками личностного развития ребенка являются унаследованные им формы активности, проявляющиеся во взаимодействии людей, их культуре, обычаях и традициях, а также система воспитания и мораль. Они содержат в себе потенциал будущего личностного развития ребенка, который сам по себе не может быть реализован без поддержки и надлежащих условий. Условиями личностного развития являются: своевременное включение ребенка в систему социальных человеческих взаимоотношений; наличие рядом с ним развитых и разнообразных личностей, которым он может подражать; наличие эффективных методов воспитания. В качестве движущих сил личностного развития выступают, с одной стороны, внутренние противоречия в процессе взросления и, с другой стороны, внешние стимулы, побуждающие изменяться ребенку как личности.
Таким образом, социально-личностное развитие, так или иначе, связано с культурным развитием человека в связи с тем, что его формирование происходит в конкретном обществе, при определенной социальной ситуации развития, которая, в свою очередь, имеет соответствующее культурное оформление. Культура общества формирует мораль, ценности и нравственное поведение его членов, а их мораль и поведение, в свою очередь, образует и преобразует саму культуру, в которой они живут.
По мнению Н.Е. Вераксы, все жизненные ситуации, в которых живет и действует ребенок, организованы по социальным законам, а не по биологическим. Следовательно, поведение ребенка будет адекватным тогда, когда оно ориентировано на социальные особенности этих ситуаций. Социальная сторона ситуации выступает, прежде всего, как задаваемая культурой система норм и правил. Попадая в дошкольное образовательное учреждение, ребенок оказывается в пространстве действия соответствующих правил: на прогулке, на занятиях, в процессе умывания, завтрака, игры и т.д. Следовательно, жизнь ребенка на какой-то период времени предстает как переход из одних ситуаций в другие (Веракса Н.Е., 2013, с.37).
Вопросы социализации личности и ее культурного развития тесно связаны с погружением детей в специфические виды детской деятельности (игра, общение, труд, познание, художественно-эстетическая деятельность), в которых они своевременно развиваются. В дошкольном детстве ведущую роль выполняет игра, которая питает духовную свободу ребенка, воспитывает в нем культурные смыслы жизни, адаптирует его к общественным нормам и правилам, притягательна для него, как сама жизнь. В этом нам видится особое влияние игры как культурной деятельности социально-творческого характера на ребенка - она помогает ему создавать свой мир. Сюжетная игра является той деятельностью, в которой ребенок может проявить свои личностные качества (любознательность, инициативность, самостоятельность и др.) и чувства, по-своему проецировать окружающую действительность. Для ребенка в игре интересна сама ситуация общения (со взрослым или сверстником) и ее атмосфера. Диалоговая структура игры позволяет ребенку подавать реплики и ожидать ответ, реагировать на него и выражать свое отношение в интонации и слове. Речевое общение тут происходит не по типу «игры в мяч» (вопрос - ответ), а как более тонкое проникновение в ситуацию, сюжетику и атмосферу общения (Губанова Н.Ф., 2012, с. 100).
Мы исследовали вопросы социокультурного развития дошкольников в ситуациях игры и общения в процессе изучения иностранного языка. Создание игр на общие для обеих культур (отечественной и иностранной) темы способствовало развитию кругозора, интернационального видения, позитивного отношения к иной культуре. Ситуации «Игра во дворе», «Мы в лесу», «Наши песенки», «Кто как говорит» и др. создавали атмосферу соучастия, помогали сближению традиций. Мы создали программу взаимодействия детей и взрослых в рамках кружка английского языка и определили:
- занятия иностранным языком позволяют ребенку приобщиться к культуре других народов;
- в процессе изучения иностранного языка дети погружаются в ситуацию речевого общения и совершенствуют свои возможности в двуязычии;
- игра способствует формированию свободы проявления чувств и коммуникаций, что обращает ситуацию общения на интерес самого ребенка.
В результате проведенного исследования мы можем сказать, что ситуативно-средовый подход к социокультурному развитию дошкольников позволяет ребенку успешнее входить в иноязычную культуру, и вывести следующие определения:
- социокультурное развитие старших дошкольников - это процесс и результат приобщения детей к ценностям культуры и общества, а также уровень их взаимодействия с ними и окружающей средой.
- ситуации речевого общения старших дошкольников при обучении иностранному языку выступают как определенные социально-культурные ситуации развития, особые средовые условия, созданные с целью благоприятного социокультурного развития детей; они способствуют формированию их эмоционально-мотивационных, когнитивно-ценностных установок, а также способов деятельности и привычек поведения.
Библиография
1. Арефьева Н.Т. 2011. Прогнозирование социокультурного развития: теоретико-методологические подходы: Автореф. дисс.... докт. философ. наук. М.
2. Вартапетова А.А. 2012. Воспитание социокультурных качеств у участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей на общечеловеческих ценностях: Автореф. дисс.. кандидата пед. наук. М.
3. Веракса Н.Е. 2013. Творческий потенциал - собственно человеческое начало в человеке //Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве; Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Ф.А. Сохина / Под ред. О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной. М. С. 37 - 40.
4. Губанова Н.Ф. 2012. Реализация принципа интеграции в процессе общения взрослого и ребенка//Детский сад: теория и практика. № 5. С. 98 - 112.