11. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, А.В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).
12. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т. 200. - С. 940-947.
13. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - С. 452-459
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Фролова Полина Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат философских наук, доцент Горина Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (г. Омск); кандидат медицинских наук, доцент Якубенко Оксана Витальевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты деятельности межвузовской научно-исследовательской лаборатории «Здоровьесбережение в условиях цифровизации образования». Сделан анализ факторов риска, влияющих на здоровье субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования. Определены направления дальнейшей работы, способствующей профилактике негативного влияния комплекса факторов на состояние физического и психологического здоровья участников образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровьесбережение, цифровизация, образовательный процесс, факторы риска, профилактика.
Annotation. The article presents the results of the activities of the interuniversity research laboratory «Health saving in the conditions of digitalization of education». The analysis of risk factors affecting the health of subjects of the educational process in the conditions of digitalization of education is made. The directions of further work contributing to the prevention of the negative impact of a complex of factors on the state of physical and psychological health of participants in the educational process are determined.
Key words: health care, digitalization, educational process, risk factors, prevention.
Введение. Период перехода образовательных организаций Российской Федерации к стадии «цифрового образования» значительно ускорился в период пандемии. Появление в начале 2020 года в РФ новой коронавирусной инфекции привело к массовому переходу большинства образовательных организаций на удаленную форму работы с применением дистанционных технологий обучения. На пике пандемии дистанционное обучение полностью заменило традиционное, что способствовало интенсивному развитию и внедрению в образовательную практику цифровых образовательных технологий. Данное обстоятельство повлияло на все субъекты образовательного процесса. До настоящего времени периодические переходы образовательных организаций на дистанционную или смешанную форму обучения в зависимости от эпидемиологической обстановки присутствуют в деятельности большинства образовательных организаций.
При этом основное внимание на практике уделяется именно процессу организации обучения. Вопросы же сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, а также выявления, изучения и предупреждения рисков нарушения здоровья всех субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования остаются зачастую без должного внимания.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017- 2030 годы» необходимость процесса цифровизации профессионального образования и обучения вызвана глобальными процессами перехода к цифровой экономике и цифровому обществу.
В настоящее время государство стремится к массовому внедрению цифрового обучения на всех ступенях образования, тем самым формируя цифровое общество.
При этом основное внимание при внедрении цифрового обучения на практике уделяется именно процессу организации обучения, а вопросы сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса, а также выявления, изучения и предупреждения рисков нарушения здоровья всех субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования остаются зачастую малоизученными [1].
Применение новых информационных технологий обучения с использованием компьютеров должно всесторонне исследоваться как в аспекте воздействия на сущностные изменения методической стороны процесса обучения, так и в аспекте влияния на состояние здоровья обучающихся в образовательном процессе [2].
В настоящее время в РФ по официальным данным от 80% до 85% выпускников системы среднего общего образования имеют различные психосоматические расстройства и заболевания, что свидетельствует о том, что существующая система образования не способствует решению задачи медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования [3].
Следовательно, для определения круга наиболее эффективных профилактических мероприятий необходимо исследование проблемы с использованием межпредметного подхода, что обеспечит целостность изучения проблемы здоровьесбережения в условиях внедрения цифрового образования.
Только интегрированный подход позволит преодолеть эклектику и разрозненность мероприятий, осуществляемых специалистами разных сфер отдельно друг от друга - педагогами, психологами, логопедами, медицинскими работниками. Интегрированный же подход позволит разработать модель медико-психолого-педагогического сопровождения цифровизации образования.
Процесс дальнейшей цифровизации системы образования РФ неизбежен, но особенно остро эта проблема проявилась в связи с пандемией COVID-19, выявив как большинство скрытых положительных, а также отрицательных моментов данного процесса.
Массовый и непредсказуемый по продолжительности переход подавляющего количества образовательных учреждений на дистанционное обучение, актуализировал вопрос проведения дополнительных исследований в области влияния на психосоматическое здоровье обучающихся применяемых в образовательном процессе информационных технологий. Обострилась проблема организации медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования в интересах сохранения здоровья обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса.
Постепенно проявляются многие риски цифровизации образовательного процесса. Изначально дистанционное обучение и требование самоизоляции привели к ограничению межличностной коммуникации педагогов с коллегами и обучающихся со сверстниками, увеличению доли виртуального общения, активизации обучающихся в социальных сетях, к гиподинамии, к ограничению влияния саногенных факторов окружающей среды на всех субъектов образовательного процесса [4].
В течение последних двух лет существенно увеличилось количество времени, проводимого педагогами и обучающимися за компьютером и гаджетами в сравнении с нормами СанПиНа, ограничивающими применение ТСО в обучении. У многих обучающихся произошла смена режима дня, что повлекло смену биоритмов с активностью в темное время суток и снижением активности в светлое время суток [5].
При этом значимость человеческого фактора в образовательном процессе остается весьма существенной, и даже увеличивается вследствие изменяющихся условий деятельности. Люди - социальные существа, и для полноценного развития им необходим процесс живого общения.
Таким образом, возникают факторы риска для физического и психического здоровья обучающихся и педагогов в условиях цифровизации образовательного процесса, что в свою очередь требует организации интегрированной междисциплинарной модели медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования [7].
В ходе проведения исследования по проблемам медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования нами был использован междисциплинарный подход к данной проблеме. Определены теоретические основания по проблеме исследования и выявлены лучшие практики организации медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования. Проведена диагностика обучающихся (педагогов, других участников образовательного процесса) образовательных организаций с целью выявления основных проблем здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования.
В течение 2020-2022 годов нами было проведено анкетирование 468 обучающихся с целью изучения динамики показателей здоровья до периода дистанционного обучения, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции и после. Были оценены показатели физического здоровья, включающие состояние опорно-двигательного аппарата, зрения, подверженности простудным заболеваниям и общих признаков утомления.
По результатам исследования выявлено, что 41% обследованных предъявляют жалобы на боли в спине и имеют различные проявления нарушений осанки, 53% респондентов указали на существенное снижение зрения как следствия длительной работы с компьютерной техникой. 30% опрошенных указали на снижение иммунитета и большую подверженность простудным заболеваниям после выхода из режима длительной изоляции. 42% обследованных продемонстрировали явные проявления общего переутомления нервной системы, сопровождающегося резким и стойким снижением работоспособности, стойкими изменениями в регуляции вегетативных функций организма, различными нервно-психическими нарушениями.
Критериями оценки влияния дистанционного обучения на состояние психологического здоровья обучающихся были уровень работоспособности, мотивация к обучению, эмоциональные и поведенческие нарушения как следствие вынужденной изоляции, длительное нахождение в замкнутом пространстве, отсутствие межличностных коммуникаций со сверстниками. Выявлено, что 40% респондентов имеют отрицательную динамику работоспособности со стойким ее снижением. 24% опрошенных указали на аффективные нарушения в виде повышенной раздражительности, вспыльчивости, конфликтности. 26% обследованных указали на выраженные затруднения и коммуникативные барьеры после возвращения с дистанционного обучения к традиционной модели. Появились страхи публичных выступлений, устных ответов, затруднений при организации групповых форм обучения и работы в команде. 23% респондентов имеют снижение мотивации к учебной деятельности и различную степень сформированности гаджет- или интернет-зависимости в форме чрезмерного увлечения социальными сетями, компьютерными играми, неконтролируемым бесцельным пребываем в Интернет-пространстве.
Таким образом, изучение различных рисков цифровизации образования позволяет констатировать возможность развития дезадаптационных реакций, угрожающих физическому и психическому здоровью обучающихся и педагогов и определяется:
- уровенем общей астенизации и работоспособности, характером эмоционального состояния обучающихся и педагогов, его влиянием на внутрисемейные и внутригрупповые взаимоотношения;
- уровнем развития коммуникативных умений и особенностями поведения;
- уровнем мотивации и образовательных результатов обучающихся;
- уровнем эмоционального интеллекта субъектов образовательного процесса;
- уровнем тревожности, выученной беспомощности субъектов образовательного процесса;
- уровнем стресса среди психологически слабых обучающихся и педагогов;
- особенностями развития познавательных процессов у обучающихся в условиях цифровизации образования [6].
Выводы. Наше исследование показало необходимость дальнейшего изучения основных факторов риска для
физического и психического здоровья обучающихся и педагогов в условиях цифровизации образовательного процесса.
План-проспект дальнейшего исследования должен включать следующие направления:
1. Изучение проблемы взаимосвязи психологического здоровья и воздействия повышенного использования социальных сетей и гаджет-зависимости на субъектов образовательного процесса.
2. Выявление и систематизация способов профилактической работы педагогов, психологов, совместно с медицинскими работниками по снижению факторов риска для физического и психического здоровья всех субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образовательного процесса в образовательных организациях.
3. Разработка технологии профилактической работы (с обучающимися, педагогами и др.) по минимизации негативных влияний в ходе дистанционной или смешанной формы обучения в условиях цифровизации образования для физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса.
4. Трансляция опыта применения технологий профилактической работы по минимизации негативных влияний для физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования на семинарах, вебинарах для студентов и преподавателей.
5. Систематизация результатов исследования посредством разработки интегрированной междисциплинарной модели медико-психолого-педагогического сопровождения здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования для практического применения в образовательных организациях.
Мы считаем, что проблема оценки влияния цифровых образовательных технологий на состояние здоровья субъектов образовательного процесса должна носить интегрированный характер. Коллаборация педагогических, медицинских университетов будет способствовать более эффективному решению поставленной проблемы. Поэтому важную роль в реализации дальнейших перспектив исследования будет играть возможность создания межвузовских научно-исследовательских лабораторий, изучающих влияние факторов риска цифровизации образования и разработки профилактических мероприятий, направленных на здоровьесбережение участников образовательного процесса.
Литература:
1. Елшанский, С.П. Когнитивная неэффективность школьного обучения в условиях цифровизации / С.П. Елшанский // Сибирский психологический журнал. - 2021. - № 79. - C. 130-152. DOI: 10.17223/17267080/79/8.
2. Молчанова, Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования / Е.В. Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-4. - С. 133-135
3. Фролова, П.И. Проблемы цифровизации образования в условиях трансформации современного общества / П.И. Фролова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 11-2. - С. 260-263.
4. Цыренова, В.Б. Управление учебной мотивацией студентов в условиях цифровизации / В.Б. Цыренова, Н.Б. Лумбунова // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 470. - C. 203-209. - DOI: 10.17223/15617793/470/24.
5. Чернышов, С.А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества / С.А. Чернышов // Образование и наука. - 2021. - Т. 23, № 3. - С. 131-155. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-131155.
6. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований / Минюрова, С.А., Басюк В.С., Брель Е.Ю. [и др.] // Сибирский психологический журнал. - 2021.- № 82. - C. 153-173. - DOI: 10.17223/17267080/82/9.
7. Research on the Teachers' Commitment to Use Digital Technologies in Educational Activity / O.V. Yakubenko, E.V. Cherdyntseva, P.I. Frolova, O.A. Zayko // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). - Atlantis Press, 2020. - Р. 528-532. - DOI: 10.2991/assehr.k.200509.096.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Ипатова Ирина Серафимовна
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна
Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Нижний Новгород)
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ: КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Аннотация. Статья посвящена реализации одной из главных целей образования - подготовке критически мыслящих специалистов. Для выпускника юридического вуза это особенно важно, поскольку он решает вопросы, касающиеся судеб конкретных людей, от объективного анализа всех обстоятельств и личного подхода, от которого зависит исход дела. Иностранный язык в сфере юриспруденции наряду с другими предметами также способствует развитию критических способностей, что необходимо в общении с зарубежными коллегами в сегодняшнем глобальном мире. Обучение иностранному языку подразумевает не только развитие четырех основных видов речевой деятельности, а также критической оценки зарубежного судопроизводства и формирование личностных качеств, требуемых в юридической практике. Роль преподавателя также играет важную роль в подготовке критически мыслящего выпускника, являясь личным примером и организатором учебного процесса с применением современных и развивающих интеллектуальную деятельность технологий. Одной из таких технологий является проблемное обучение, как совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. В ходе проблемного обучения студент приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Ключевые слова: критически мыслящий специалист, иностранный в сфере юриспруденции, аудирование, говорение, чтение, письмо, личные качества, роль преподавателя, проблемное обучение, качество подготовки.
Annоtation. The article is focused on implementation of one of the main goals of education - training of critically thinking specialists. It's especially important for a law school graduate as he solves issues related to life of individuals and the outcome of a case often depends on an unbiased analysis of all circumstances. Legal English along with other subjects also contributes to the development of critical abilities that is necessary in communication with foreign colleagues in today's global world. Teaching a foreign language implies not only the development of four main types of speech activities but also a critical assessment of foreign legal proceedings and development of personal qualities required in law practice. Teacher also plays an important role in critical-thinking graduate training being a personal example and organizer of the educational process who uses modern technologies to develop intellectual ability, consolidation of acquired knowledge. Problem solving teaching is surely one of those techniques encompassing problem situations and their solutions. In the course of problematic learning student faces objective contradictions of scientific knowledge and ways to solve them.