Научная статья на тему 'Интегрированная инновация в военном вузе'

Интегрированная инновация в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная инновация в военном вузе»

кие упражнения (Н.В. Цзен, Е.В. Пахомов, 1985; Е.И.Рогов, 1996 и др.). Методика развития решительности включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Целью первого этапа является разъяснение необходимости предстоящей работы, развитие ведущих для решительности психических процессов, обеспечивающих своевременное восприятие ситуации (восприятие времени, кратковременная память, мотивация на достижение успеха, представления и воображения).

Целью второго этапа является развитие и совершенствование ведущих для решительности психических процессов, обеспечивающих анализ ситуации и принятие обдуманного решения (быстрота и точность мышления, оперативная память, саморегуляция эмоций).

Целью третьего этапа является развитие и совершенствование ведущих психических процессов, обеспечивающих своевременную и полную реализацию принятого решения (скорость простой двигательной реакции).

Для достижения этой цели используются средства общей и специальной направленности.

На протяжении всех трех этапов решается задача развития и совершенствования ведущих для решительности психических процессов, обеспечивающих своевременное восприятие ситуации, анализ и принятие обдуманного решения, полное и своевременное выполнение принятого решения. Используются также задания на развитие распределения и переключения внимания, гибкости, критичности и широты мышления. Индивидуальные беседы проводятся с целью выяснения отношения к занятиям и организации индивидуального подхода, позволяющего выяснить причины, затрудняющие решительное поведение.

На каждом занятии проводятся коллективные и индивидуальные беседы, позволяющие слушателям разумно и взвешенно подходить к оценке своих сил и возможностей. В индивидуальных беседах на втором этапе осваиваются формулы самовнушения.

Беседы и упражнения на развитие общей решительности предлагаются в начале тренировочного занятия. Упражнения на развитие специальной решительности даются занимающимся непосредственно на тренировочных занятиях. Для этого в содержание тренировочных занятий, по согласованию с преподавателем, вносятся коррективы и изменения.

Все задания для повышения эмоциональности на занятиях, а также помехоустойчивости выполняются в форме соревновательных заданий. Это позволяет значительно повысить интерес к освоению предлагаемых заданий. В неделю проводятся 3 занятия, общее количество занятий - 46. За это время, как мы полагаем, можно развить ведущие для решительности психические процессы и тем самым повысить сформированность решительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.

2. Мартыненко А.Н. Методика развития решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной подготовки // Психология и педагогика в Сибири. - 2001. - № 1.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пос. - М.: ВЛАДОС, 1996.

4. Цзен Н.В., Пахомов Е.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИННОВАЦИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Доктор техн. наук, профессор П. В. Боровцов

Пермский военный институт внутренних войск МВД России

Анализ отечественных публикаций показывает, что педагогическая технология с применением компьютерных анимационных программ содержит элементы интенсивного и экстенсивного развития, поэтому ее можно считать интегрированной инновацией. В педагогической системе (ПС) инновационные технологии развиваются по двум путям: интенсивному и экстенсивному.

Выходом из такой ситуации могут стать так называемые “интегрированные инновации”, открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития ПС. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов ПС, которые появляются “на стыках” разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив “узкие” места новейшими технологиями, можно попытаться улучшить общую эффективность ПС. При таком подходе инновации будут выглядеть не надуманными “внешними” мероприятиями, а осознанными преобразованиями, проистекающими из глубины потребностей и знания системы (3).

Анализ современных общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке, а также использования в педагогической практике позволяет отнести к общим педагогическим инновациям (3):

1) практическую технологию оптимизации учебновоспитательного процесса, охватывающую систему педагогической практики;

2) гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;

3) подходы к организации и управлению педагогическими процессами, основанные на новых идеях;

4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

Проведенный анализ компьютерных анимационных программ, применяемых при обучении курсантов в военных институтах, позволяет выделить следующие их особенности (2):

- большое количество программных средств для реализации анимационных программ;

- программные средства таких программ предполагают использовать однотипный по структуре (система Windows) и в то же время сложный по содержанию и функциональным возможностям интерфейс;

- применение анимационных программ задействует три фазы представления знаний: сенсорно-моторную, формальную и активную;

- применение анимационных программ предполагает многовариантность решения одной и той же информационной задачи.

Разработка анимационных программ, используемых в учебных целях, представляет собой сложный и трудо-

емкий процесс, требующий коллективного труда не только преподавателей, методистов, программистов, но и психологов, гигиенистов, дизайнеров. В рамках военного вуза такой подход практически невозможен в силу организационных и финансовых проблем. Тем не менее, это не снимает ответственности с профессорско-преподавательского состава за высокое качество обучения. В связи с этим правомерно предъявить комплекс требований к разрабатываемым анимационным программам, чтобы их использование не вызвало отрицательных (в психологическом или физиолого-гигиеничес-ком смысле) последствий, а служило целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемого. Были сформулированы следующие основные требования, предъявляемые к анимационным программам (1; 2):

- педагогические (дидактические, методические, обоснование выбора изучаемой тематики, проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

- психолого-физиологические (учет особенностей восприятия информации);

- технические;

- эргономические;

- эстетические;

- требования к оформлению документации.

Таким образом, усиление роли компьютерных анимационных программ в военном деле требует обоснования содержания и совершенствования структуры учебного материала, методов обучения, а также методик применения современных информационных средств обучения. Это обусловлено:

- необходимостью применения анимационных программ специалистами как одного из решающих факторов боевой готовности военных войск в условиях качественно нового, политического антагонизма информационной войны;

- сложностью содержательной структуры анимационных программ, характеризующихся избыточным, с точки зрения изучения, множеством функций и понятий. Это порождает противоречие между большим объемом учебного материала и временем, отводимым на его изучение, определяемым спецификой военного вуза. Следовательно, возникает необходимость структуризации и минимизации учебного материала в соответствии с принципом: “Учись тому, что необходимо на войне” на основе деятельностного подхода и системного анализа;

- научно не обоснованным, с точки зрения дидактики, психологии и физиологии использованием динамических визуальных возможностей анимационных программ, что не позволяет в полной мере сформировать у курсантов правильные и устойчивые представления о процессах применения программных средств.

Возможности персонального компьютера при использовании компьютерных анимационных программ

улучшит эффективность и качество изучения технических дисциплин, поскольку:

- обеспечивают высокий уровень мотивации, так как они представляют новую среду обучения;

- участие в игре сопровождается функциональным удовольствием, что делает запоминание используемого материала более привлекательным и, как следствие, более эффективным занятием;

- являются средством обучения, обеспечивающим объективную, оперативную, гибкую и наглядную обратную связь;

- позволяют активизировать как произвольное, так и непроизвольное запоминание за счет активной фазы представления знаний;

- позволяют управлять динамикой процессов рассматриваемой модели.

Это обусловило постановку задачи по применению компьютерных анимационных программ. При изучении методов расчета конструкций военной техники анимационные программы наглядно изображают изучаемые узлы и действующие на них силы и моменты. При этом все это должно происходить в динамике.

Использование возможностей компьютерной графики, неотъемлемой частью которой является анимация, позволяет добиться практически полной иллюзии реальности рассматриваемых физических процессов. При этом возможно изменять физическую картину воздействия реальных сил и моментов на изучаемый узел, проводя качественную и количественную оценку рассматриваемых процессов. Использование компьютерных анимационных программ позволяет курсантам изучать поведение рассматриваемых узлов военной техники под действием “критических” сил и моментов, что невозможно в реальных условиях.

Подобный подход к учебному процессу, с одной стороны, приводит к более глубокому пониманию курсантами рассматриваемых законов физики и механики с раскрытием возможностей как количественного описания рассматриваемого явления, так и наглядного представления качественных сторон, и позволяет овладеть современными методами расчетов узлов военной техники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боровцов П.В. Активное представление знаний с помощью компьютерных анимационных программ // Труды IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов “Высокие технологии в педагогике”. - Н. Новгород, 2003.

2. Боровцов П.В., Фалетов Э.В. Анимационные программы при изучении физики // Тезисы докладов VIII международной научно-методической конференции “Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в оборудовании”.

Ч. 1. - Пенза, 2001.

3. Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасис-того - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.