Научная статья на тему 'Интегрированная инновация — педагогическая технология на основе компьютерных анимационных программ в военном вузе'

Интегрированная инновация — педагогическая технология на основе компьютерных анимационных программ в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная инновация — педагогическая технология на основе компьютерных анимационных программ в военном вузе»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИННОВАЦИЯ -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Доктор техн. наук, профессор П.В. Боровцов

Пермский военный институт внутренних войск МВД России

Анализ отечественных публикаций показал, что педагогическая технология с применением компьютерных анимационных программ содержит элементы интенсивного и экстенсивного развития, поэтому ее можно считать интегрированной инновацией.

В педагогической системе (ПС) инновационные технологии традиционно развиваются по двум путям: интенсивному и экстенсивному. Поэтому выходом являются так называемые "интегрированные инновации", открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития ПС. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов ПС. которые появляются "на стыках" разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно попытаться улучшить общую эффективность ПС. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными "внешними" мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, проистекающими из глубины потребностей и знания системы (3).

Анализ современных общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке, а также использования в педагогической практике позволяет отнести к общим педагогическим инновациям:

- практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической практики;

- гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий:

- подходы к организации и управлению педагогическими процессами, основанные на новых идеях;

- технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации (3).

Проведенный анализ компьютерных анимационных программ, применяемых при обучении курсантов в военных институтах, позволяет выделить следующие их особенности:

- большое количество программных средств для реализации анимационных программ;

- программные средства анимационных программ предполагают использовать однотипный по структуре (система Windows) и в то же время сложный по содержанию и функциональным возможностям интерфейс;

- применение анимационных программ задействует три фазы представления знаний: сенсорно-моторную, формальную и активную;

- применение анимационных программ предполагает многовариантность решения одной и той же информационной задачи (2).

Разработка анимационных программ, используемых в учебных целях, представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс, требующий коллективного труда не только преподавателей, методистов, программистов, но и психологов, гигиенистов, дизайнеров. В рамках военного вуза такой подход практически невозможен в силу организационных и финансовых проблем. Тем не менее, это не снимает ответственности с профессорско-преподавательского состава за высокое качество обучения. В связи с этим правомерно предъявить комплекс требований к разрабатываемым анимационным программам, чтобы их использование не вызвало отрицательных (в психологическом или физиолого-гигиеническом смысле) последствий, а служило целям интенсификации учебного процесса, развития личности обучаемог о. В связи с этим были сформулированы следующие основные требования, предъявляемые к анимационным программам (1:2): педагогические (дидактические, методические, обоснование выбора изучаемой тематики, проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); психолого-физиологические (учет особенностей восприятия информации): технические; эргономические; эстетические; требования к оформлению документации.

Таким образом, усиление роли компьютерных анимационных программ в военном деле требует обоснования содержания и совершенствования структуры учебного материала, совершенствования методов обучения, а также методик применения современных информационных средств обучения. Это обусловлено:

- необходимостью признания анимационных программ специалистами одним из решающих факторов боевой готовности войск в условиях качественно нового политического антагонизма - информационной войны;

-сложностью содержательной структуры анимационных программ, характеризующихся избыточным, с точки зрения изучения, множеством функций и понятий. Это порождает противоречие между большим объемом учебного материала и временем, отводимым на его изучение, определяемым спецификой военного вуза. Следовательно, возникает необходимость структуризации и минимизации учебного материала в соответствии с принципом: "Учись тому, что необходимо на войне" на основе деятельностного подхода и системного анализа;

- научно не обоснованным сточки зрения дидактики, психологии и физиологии использованием динамических визуальных возможностей анимационных программ, что не позволяет в полной мере сформировать у курсантов правильные и устойчивые представления о процессах применения программных средств.

Компьютерные анимационные программы улучшат при использовании персонального компьютера эффективность и качество изучения технических дисциплин. Это обусловлено

84

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)

тем, что они обеспечивают высокий уровень мотивации, так как представляют новую среду обучения. Участие в игре сопровождается функциональным удовольствием, что делает запоминание используемого материала более привлекательным и, как следствие, более эффективным занятием.

Они являются средством обучения, обеспечивающим объективную, оперативную, гибкую и наглядную обратную связь. Это позволяет активизировать как произвольное, так и непроизвольное запоминание за счет активной фазы представления знаний, управлять динамикой рассматриваемой модели обучения.

Это обусловило постановку задачи по применению компьютерных анимационных программ. При изучении методов расчета конструкций военной техники анимационные программы должны в динамике наглядно изображать изучаемые узлы и действующие на них силы и моменты.

Использование возможностей компьютерной графики, неотъемлемой частью которой является анимация, позволяет добиться практически полной иллюзии реальности рассматриваемых физических процессов. При этом возможно изменять физическую картину воздействия реальных сил и моментов на изучаемый узел, проводя качественную и количественную оценку рассматриваемых процессов. Использование компьютерных анимационных программ позволяет курсантам изучать поведение рассматриваемых узлов военной техники под действием "критических" сил и моментов, что невозможно в реальных условиях. Подобный подход к учебному процессу приводит к более глубокому пониманию курсантами рассматриваемых законов физики и механики с раскрытием возможностей как количественного описания рассматриваемого явления, так и наглядного представления качественных сторон и позволяет овладеть современными методами расчетов узлов военной техники.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Боровцов П.В. Активное представление знаний с помощью компьютерных анимационных программ // Труды IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов "Высокие технологии в педагогике". - Н. Новгород, 2003.

2. Боровцов П.В., Фалетов Э.В. Анимационные программы при изучении физики II Тез. докл. VIII международной научно-методической конференции "Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в оборудовании". - Пенза, 2001. - Ч. 1.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П И. Пидка-систого - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Канд. пед. наук, доцент В. Г. Лупырь

Омская академия МВД России

Статистика свидетельствует о возрастающем интересе молодежи к милицейскому труду. Однако многие молодые люди выбирают для себя эту профессию, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей деятельности, и, главное, о том, какие требования будут к ним предъявлены.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена предъявляемыми в последнее время все более жесткими, повышенными требованиями к профессионально-прикладной подготовленности сотрудников органов внутренних дел.

Происходящие в нашем обществе процессы характеризуются исключительно высокой степенью динамизма, повседневная действительность выдвигает перед органами внутрен-

них дел такие проблемы, с которыми они вообще не сталкивались. В связи с этим на первое место выдвигается задача пересмотра стратегических направлений и разработки концептуальных положений подготовки и переподготовки кадров для органов внутренних дел.

По мнению ряда исследователей, выход на качественно новый уровень работы сотрудников правоохранительных органов невозможен без постоянного совершенствования профессионального обучения и, прежде всего, его важнейшей учебной дисциплины - боевой подготовки.

Однако научные и учебно-методические аспекты комплексного обучения слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России еще не нашли своего достаточного изучения и нуждаются в дальнейшем научно-педагогическом анализе. Раздробленность, несогласованность рабочих программ, отсутствие конкретных рекомендаций по комплексному обучению снижают эффективность деятельности преподавателей и качество подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

Определение стратегического направления профессионально-прикладной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России требует комплексного научного исследования. Проблема эффективного функционирования системы данной подготовки имеет как теоретический, так и практический аспекты. Эти проблемы связаны с выбором цели и определением задач комплексных занятий.

Отсутствие учебно-методической литературы, а также практического опыта проведения комплексных занятий ставят преподавателя в ситуацию выбора и приоритета индивидуального стиля педагогической деятельности. Применение нового в содержании, формах и методах обучения должно сопровождаться полной уверенностью в том, что качество подготовки специалистов не снизится, что будут дост игнуты более высокие результаты в оптимальные сроки.

Сложность комплексного преподавания и обучения в настоящий момент требует более полного понимания и широкого кругозора преподавателя, если он настроен на методику комплексного обучения. Большую роль в данном случае играет профессионально-педагогический опыт, а также наличие и поддержка коллектива единомышленников. Без этих слагаемых творческая самостоятельность преподавателя, к сожалению, не дает ощутимых результатов. Наличие амбиций при полном отсутствии педагогического поиска и размышлений не приведет к запланированному результату.

Практика педагогической деятельности показывает, что среди преподавателей прикладных учебных дисциплин живучими оказываются сила методической инерции, пристрастие к застылости форм и методов обучения, а также скептическое отношение ко всякого рода педагогическим нововведениям. К сожалению, большинство преподавателей кафедр боевой и физической, огневой подготовки рассматривают содержание названных учебных дисциплин с позиций собственного уровня спортивного мастерства, который формировался и достигался колоссальным объемом работы на протяжении нескольких десятков лет. Данный подход неприемлем по отношению к курсантам и слушателям, он не соответствует целям и задачам спортивной и прикладной подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Следовательно, каждый педагог должен представлять преподавание как сложную область деятельности, где процесс приобретения знаний не завершен, подвержен изменениям и всегда может быть усовершенствован.

Для того чтобы в процессе комплексных занятий создать обучающимся ситуацию для активной мыслительной деятельности с применением ранее полученных теоретических знаний, необходимо наличие профессионально-педагогического мышления, опыта индивидуальной и групповой методической работы. Важнейшей предпосылкой достижения качественных сдвигов в процессе комплексного обучения являются перестройка психолого-педагогической атмосферы в профес-

Психопедягогика в правоохранительных органах, 2004, №2 (22)

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.