тем, что они обеспечивают высокий уровень мотивации, так как представляют новую среду обучения. Участие в игре сопровождается функциональным удовольствием, что делает запоминание используемого материала более привлекательным и, как следствие, более эффективным занятием.
Они являются средством обучения, обеспечивающим объективную, оперативную, гибкую и наглядную обратную связь. Это позволяет активизировать как произвольное, так и непроизвольное запоминание за счет активной фазы представления знаний, управлять динамикой рассматриваемой модели обучения.
Это обусловило постановку задачи по применению компьютерных анимационных программ. При изучении методов расчета конструкций военной техники анимационные программы должны в динамике наглядно изображать изучаемые узлы и действующие на них силы и моменты.
Использование возможностей компьютерной графики, неотъемлемой частью которой является анимация, позволяет добиться практически полной иллюзии реальности рассматриваемых физических процессов. При этом возможно изменять физическую картину воздействия реальных сил и моментов на изучаемый узел, проводя качественную и количественную оценку рассматриваемых процессов. Использование компьютерных анимационных программ позволяет курсантам изучать поведение рассматриваемых узлов военной техники под действием "критических" сил и моментов, что невозможно в реальных условиях. Подобный подход к учебному процессу приводит к более глубокому пониманию курсантами рассматриваемых законов физики и механики с раскрытием возможностей как количественного описания рассматриваемого явления, так и наглядного представления качественных сторон и позволяет овладеть современными методами расчетов узлов военной техники.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Боровцов П.В. Активное представление знаний с помощью компьютерных анимационных программ // Труды IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов "Высокие технологии в педагогике". - Н. Новгород, 2003.
2. Боровцов П.В., Фалетов Э.В. Анимационные программы при изучении физики II Тез. докл. VIII международной научно-методической конференции "Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в оборудовании". - Пенза, 2001. - Ч. 1.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П И. Пидка-систого - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Канд. пед. наук, доцент В. Г. Лупырь
Омская академия МВД России
Статистика свидетельствует о возрастающем интересе молодежи к милицейскому труду. Однако многие молодые люди выбирают для себя эту профессию, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей деятельности, и, главное, о том, какие требования будут к ним предъявлены.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена предъявляемыми в последнее время все более жесткими, повышенными требованиями к профессионально-прикладной подготовленности сотрудников органов внутренних дел.
Происходящие в нашем обществе процессы характеризуются исключительно высокой степенью динамизма, повседневная действительность выдвигает перед органами внутрен-
них дел такие проблемы, с которыми они вообще не сталкивались. В связи с этим на первое место выдвигается задача пересмотра стратегических направлений и разработки концептуальных положений подготовки и переподготовки кадров для органов внутренних дел.
По мнению ряда исследователей, выход на качественно новый уровень работы сотрудников правоохранительных органов невозможен без постоянного совершенствования профессионального обучения и, прежде всего, его важнейшей учебной дисциплины - боевой подготовки.
Однако научные и учебно-методические аспекты комплексного обучения слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России еще не нашли своего достаточного изучения и нуждаются в дальнейшем научно-педагогическом анализе. Раздробленность, несогласованность рабочих программ, отсутствие конкретных рекомендаций по комплексному обучению снижают эффективность деятельности преподавателей и качество подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.
Определение стратегического направления профессионально-прикладной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России требует комплексного научного исследования. Проблема эффективного функционирования системы данной подготовки имеет как теоретический, так и практический аспекты. Эти проблемы связаны с выбором цели и определением задач комплексных занятий.
Отсутствие учебно-методической литературы, а также практического опыта проведения комплексных занятий ставят преподавателя в ситуацию выбора и приоритета индивидуального стиля педагогической деятельности. Применение нового в содержании, формах и методах обучения должно сопровождаться полной уверенностью в том, что качество подготовки специалистов не снизится, что будут дост игнуты более высокие результаты в оптимальные сроки.
Сложность комплексного преподавания и обучения в настоящий момент требует более полного понимания и широкого кругозора преподавателя, если он настроен на методику комплексного обучения. Большую роль в данном случае играет профессионально-педагогический опыт, а также наличие и поддержка коллектива единомышленников. Без этих слагаемых творческая самостоятельность преподавателя, к сожалению, не дает ощутимых результатов. Наличие амбиций при полном отсутствии педагогического поиска и размышлений не приведет к запланированному результату.
Практика педагогической деятельности показывает, что среди преподавателей прикладных учебных дисциплин живучими оказываются сила методической инерции, пристрастие к застылости форм и методов обучения, а также скептическое отношение ко всякого рода педагогическим нововведениям. К сожалению, большинство преподавателей кафедр боевой и физической, огневой подготовки рассматривают содержание названных учебных дисциплин с позиций собственного уровня спортивного мастерства, который формировался и достигался колоссальным объемом работы на протяжении нескольких десятков лет. Данный подход неприемлем по отношению к курсантам и слушателям, он не соответствует целям и задачам спортивной и прикладной подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Следовательно, каждый педагог должен представлять преподавание как сложную область деятельности, где процесс приобретения знаний не завершен, подвержен изменениям и всегда может быть усовершенствован.
Для того чтобы в процессе комплексных занятий создать обучающимся ситуацию для активной мыслительной деятельности с применением ранее полученных теоретических знаний, необходимо наличие профессионально-педагогического мышления, опыта индивидуальной и групповой методической работы. Важнейшей предпосылкой достижения качественных сдвигов в процессе комплексного обучения являются перестройка психолого-педагогической атмосферы в профес-
Психопедягогика в правоохранительных органах, 2004, №2 (22)
85
сорско-преподавательских коллективах, анализ имеющихся проблем и недостатков, активизация теоретических и методических поисков и начинаний. Жизнь изменяется интенсивно, курсант и требования к нему - еще быстрее, а сам преподаватель более консервативен. Методическая работа по организации и проведению комплексных занятий должна сократить эту дистанцию в темпах развития жизни и учебной деятельности образовательных учреждений МВД России.
Таким образом, мы вновь возвращаемся к вопросу о необходимости освоения эффективных методик и технологий обучения. Чрезвычайно важным сегодня является не только то, чему, но и как учить.
Комплексный метод обучения на основе моделирования конкретных ситуаций позволит развить у курсантов способности к умению анализировать и принимать правомерные решения, укрепить чувство уверенности в себе. Кроме того, использование конкретных ситуаций в процессе комплексных занятий позволяет решить основные учебные задачи: представление концепций, тренинг в принятии решений, формирование и развитие профессионально-прикладных умений и навыков у курсантов и слушателей. Данный подход поставит вопрос о разработке соответствующих учебных и методических материалов.
Учитывая актуальность данной проблемы, в теории и практике профессиональной подготовки курсантов назрела объективная потребность в разрешении вопросов, касающихся как организации построения, так и разработки качественно новой методики формирования знаний, умений и навыков за счет междисциплинарных связей с кафедрами, формирующими профессионально важные качества у курсантов.
При проведении комплексных занятий в центре внимания должны находиться проблемы согласования формирования профессиональных качеств, прочности полученных знаний, умений применения их в экстремальных ситуациях как элементов одной системы. По этому поводу можно сказать, что знания, умения и навыки - это различные этапы совершенствования служебных действий.
Учитывая сказанное, можно резюмировать: нельзя решать проблемы междисциплинарных связей без разработки научно-методического обеспечения комплексных занятий, без определения их правильности, актуальности и востребованности практической деятельностью.
В связи с этим очевидна необходимость создания на базе нашей академии рабочей группы (совместно с практическими работниками) для более полного анализа информации о применении оружия, физической силы, тактических Действий сотрудниками милиции, а также для определения оптимальной системы формирования профессиональных качеств, необходимых сотруднику в современных условиях.
Основными задачами данной группы должны стать:
- взаимодействие и координация заинтересованных кафедр;
- определение тем и учебных вопросов, отрабатываемых на комплексных занятиях;
- корректировка структуры прохождения учебного материала;
- связь с практическими работниками подразделений органов внутренних дел.
Предполагаемые результаты деятельности комплексной научной группы:
- внедрение в учебный процесс современных технологий форм обучения, закрепленных актами внедрения;
- подготовка и издание учебно-методических пособий, практических рекомендаций, учебно-методических материалов;
- подготовка учебных видеофильмов и внедрение их в учебный процесс;
- привитие обучаемым прочных профессиональных навыков и умений.
О ТЕРМИНАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ Б КУРСЕ СТРЕЛЬБ
Доктор пед. наук, профессор Н.В. Астафьев
Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск
Анализ содержания приказа МВД России от 28 августа 1998 г. № 524 '"Об утверждении Курса стрельб из боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации" (КС-98) показал, что при описании названий упражнений стрельб из пистолета используются различные по форме и в то же время одинаковые по содержанию термины. Так, в названии 4 упражнения учебных стрельб (УУС) использовано словосочетание "стрельба в ограниченное время", а в названии 5 УУС - "скоростная стрельба*'. Кроме того, в названиях упражнений КС-98 не соблюдено единообразие в последовательности перечисления условий. В этой связи решение проблемы определения единства в терминологии и единства в порядке перечисления терминов в названиях упражнений стрельб является актуальным. Решение поставленной нами проблемы позволит повысить доступность понимания огневых задач как преподавателями огневой подготовки, так и обучаемыми.
Задачами исследования явилось определение единых терминов, порядка их перечисления в упражнениях стрельб из пистолета и. с учетом этого, формулировка новых названий упражнений КС-98. ' '
Условия упражнейий стрельб целесообразно дифференцировать на категории "основные" и "дополнительные". Основные условия упражнений стрельб, по нашему мнению, следует обязательно указать в названии упражнения. К основным условиям упражнений стрельб следует отнести: время на выполнение упражнения; положение для стрельбы; количество целей; мобильность цели.
На наш взгляд, во всех случаях описание названий упражнений стрельб целесообразно начинать со слов "Стрельба...". Если время на выполнение упражнения не ограничено (например. 1 УУС ПМ КС-98) и результат стрельбы оценивается количеством выбитых очков, то это обстоятельство указывается в названии упражнения - "Стрельба по одиночной цели на меткость из положения стоя".
Применение либо использование оружия сотрудниками правоохранительных органов всегда ограничено во времени. Практически во всех упражнениях стрельб для пистолета КС-98 время на его выполнение ограничено. В данной связи это обстоятельство не следует указывать в названии упражнений с ограничением времени. Если ограничение времени настолько значительно, что для уточнения прицеливания сотрудник не имеет возможности использовать прицельные приспособления. то в названии упражнения следует указывать «стрельба "с руки навскидку"» либо «стрельба с руки "от пояса"».
Если по условиям выполнения упражнения обучаемому необходимо вести огонь по одиночной цели, то в названии упражнения следует указывать - "по одиночной цели". Если по условиям выполнения упражнения обучаемому необходимо вести огонь по группе целей, то в названии упражнения следует указывать - "по группе целей". Когда группа целей расположена "в глубину" (на различной дальности), то в названии упражнения следует указывать - "по групповым целям, расположенным в глубину". Если группа целей расположена на одинаковой дальности "по фронту", то в названии упражнения следует указывать - "с переносом огня по фронту". Если цель перемещающаяся, то это обстоятельство указывается: например, "по фронтально удаляющейся (приближающейся) цели (группе целей)". Если цель неподвижная, то это обстоятельство не указывается.
86
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)