Научная статья на тему 'Дидактические условия формирования и построения компьютерных анимационных программ при изучении технических дисциплин курсантами'

Дидактические условия формирования и построения компьютерных анимационных программ при изучении технических дисциплин курсантами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия формирования и построения компьютерных анимационных программ при изучении технических дисциплин курсантами»

Важным, действенным элементом является коллективный разбор тренировок и отчет каждого перед всеми. Разумеется, что в НОТ спортсмена входят и подготовка тренировочных мест, спортивного инвентаря, оборудования, спортивной одежды и обуви. Большое значение имеют контактность, коммуникабельность системы "спортсмен - тренер". От их взаимопонимания, доброжелательности и доверия по отношению друг к другу полностью зависят и уровень подготовки, и результаты выступлений на соревнованиях.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСАНТАМИ

Доктор техн. наук, профессор П. В. Боровцов, Канд. пед. наук, доцент Е.И. Мельников

Пермский военный институт внутренних войск МВД России

Канд. пед. наук В. В. Звягина

Пермский государственный технический университет

Целью применения компьютерных анимационных программ является повышение эффективности и улучшение качества учебного процесса на основе активного диалога в ходе применения информационно-вычислительных систем. Последнее создает условия для подготовки специалистов, способных использовать компьютер в качестве рабочего инструмента в своей деятельности. Все это соответствует требованиям к высшим военно-учебным заведениям: подготовка офицеров - квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием; удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Практика показала, что компьютерные анимационные программы эффективны только в том случае, когда создана личностно ориентированная дидактическая компьютерная среда - целостность методологических, методических, технологических подходов, определяющих структуру, содержание и технологии компьютерного обучения, обеспечивающая условия саморазвития и самореализации личности, создающая благоприятные условия для реализации личностных функций субъектов образовательного процесса (1-5). Дидактические условия формирования и построения компьютерных анимационных программ показаны в таблице.

Необходимо отметить, что область эффективного использования компьютерных анимационных программ оказывается различной и зависит от разнообразных факторов, таких как: цели и задачи обучения, содержание

учебной дисциплины, а также вид учебного заведения. При этом можно отметить следующие положительные стороны обучения с помощью компьютерных анимационных программ (3; 5):

- новизна работы с персональным компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес;

- компьютерные анимационные программы позволяют строить обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления учащихся;

- с помощью компьютерных анимационных программ может быть реализована личностная манера общения, что создает более благоприятную обстановку (последнее важно для учащихся с замедленным темпом обучения);

- компьютерные анимационные программы активно помогают учащимся, позволяют им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопят с решением;

- расширяются наборы задач, используются задачи на моделирование различного рода ситуаций;

- благодаря компьютерным анимационным программам учащиеся могут пользоваться огромным набором больших объемов информации (4; 5).

В условиях современного учебного процесса наиболее значимой представляется задача повышения интенсивности познавательного труда учащихся, решение которой заключается в формировании у них опыта ведения диалога с персональным компьютером, общей информационной культуры и вносит позитивные изменения в следующие компоненты (4; 5):

- формы познавательной деятельности обучаемых, так как открываются реальные условия личностно ориентированных траекторий движения от незнания к знанию;

- мотивация познавательной деятельности, так как учащиеся при овладении опытом диалога с персональным компьютером ощущают прогресс профессионализма и видят новые возможности использования этого опыта в послевузовской деятельности;

- эмоциональное состояние, которое свойственно любому учащемуся, убедившемуся, что он становится обладателем интеллектуальных ценностей, повышающих его профессиональные знания.

Введение компьютеров в процесс преподавания предметов профессионального цикла приводит к более глубокому формированию профессиональных знаний, прочному закреплению умений и навыков по ведению технологического процесса, обслуживанию оборудования, техническому' решению многих профессиональных задач (4; 5).

На основании изложенного можно сделать вывод, что компьютерные анимационные программы можно применять в следующих направлениях: при изучении образовательных предметов; при свободной учебно-познавательной деятельности обучаемых в сфере информационных технологий; в целях обновления содержания образования и интенсификации процесса обучения; для усиления возможностей обучения в условиях многопредметной деятельности преподавателя; для коррекции индивидуального развития обучаемых; для профессиональной ориентации; как средство анализа в процессе рефлексивной деятельности обучающихся; как инструмент, орудие, средство информационной деятельности субъектов учебного процесса.

Таблица

Дидактические условия формирования и построения компьютерных анимационных программ, используемых

в процессе преподавания технических дисциплин

№ п/п Принципы построения компьютерных анимационных программ Приемы, обеспечивающие выполнение принципов построения компьютерных анимационных программ Дидактические приемы взаимосвязи "преподаватель - курсант" Результаты применения принципов построения компьютерных анимационных программ

1 Адаптивность компьютерных анимационных программ - деление программы на блоки; - возможность выбора "маршрута" и темпа прохождения программы - выбор программ по индивидуальным способностям курсантов; - создание гуманитарной среды педагогического воздействия Формирование чувства собственной компетенции и удовлетворенности процессом обучения

2 Направленность компьютерных анимационных программ на интенсификацию интеллектуальной работы и формирование познавательной мотивации - использование проблемных блоков, обеспечивающих педагогическую стратегию, которая предусматривает движение "от проблемы к знаниям" - выбор проблемных блоков, включенных курсантом в обучение в соответствии с избранной педагогом и курсантом "траекторий" обучения Формирование чувства неудовлетворенности имеющимся уровнем знаний. Стимулирование мысли. Обеспечение прочности знаний

3 Направленность компьютерных анимационных программ на формирование профессиональных мотивов деятельности - использование контекстных блоков, задающих для курсанта ситуацию, имитирующую его будущую служебно-профессиональную деятельность - постановка и реализация воспитательной задачи обучения; - создание соответствующих психологических условий напряженности на "тактическом" фоне Формирование чувства практической значимости и применимости получаемых знаний

4 Оперативность компьютерных анимационных программ - использование блоков, моделирующих физические процессы и представляющих результаты в различной форме (графики, модели и т.п.); - использование контролирующих блоков с немедленной оценкой ответа - поддержка процессов самооценки курсантов; - поддерживающее педагогическое сопровождение Возможность оперативного использования приобретаемых знаний. Формирование чувства удовлетворенности процессом учения. Мотивация познавательной деятельности

5 Возможность самоконтроля - использование после информационных блоков небольших контролирующих блоков, позволяющих осуществлять самоконтроль - осуществление интерпретации материала в случае трудностей, испытываемых ку рсантами в процессе самоконтроля Формирование чувства собственной компетенции. Стимулирование мотивов самообразования

6 Обеспечение обратной связи - работа с программой должна происходить в диалоговом режиме - поддержка положительных эмоций; - обеспечение возможности получения смысловой помощи от преподавателя Исключение возникновения смыслового барьера. Формирование положительных эмоций от процесса обучения

7 Учет психофизиологических закономерностей восприятия информации с экрана -работа с компьютерной анимационной программой не более 45 минут; - разбиение обучающего материала на небольшие, имеющие собственное смысловое значение абзацы - учет психологических особенностей курсантов; - создание эргономической среды обучения Повышение активности. Стимулирование познавательного интереса к работе

тшшгш

1 Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасис-того. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

2. ПодласыйИ.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Военная психология и педагогика: Учеб. пос. / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.. Совершенство, 1998.

4. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1982.

5. Боровцов П.В., Мельников Е.И. Компьютерные анимационные программы при изучении технических дисциплин курсантами военных вузов. - Пермь, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.