ного языка свойственна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности), если оценка статуса и ролевого поведения педагога оказывается достаточно высокой, и наличие его контакта с обучаемым является очевидным, если личность преподавателя для курсанта бесспорно положительна и отсутствуют даже малейшие подозрения в неискренности его отношения к объекту и содержанию информации воздействия, и наконец, если у обучаемого есть уверенность в достоверности предлагаемой ему информации, то процесс психологического воздействия будет весьма эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанщиков A.B. Проблемы психологии воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1973.
2. Горянина B.A. Психология общения. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
3. ДоронинД.Ф., ЕгоровЮ.В., СуродинВ.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М.: ЦИ и НМО КП мВд России, 2000.
4. Куликов В.Н. Теоретические и прикладные проблемы психологического воздействия // Проблемы психологического воздействия: Сб. науч. тр. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 1978.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТА Б ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ Канд. пед. наук АН. Мартыненко
Сибирская государственная академия физической культуры,
г. Омск
Слушатели учебных заведений МВД России в составе специальных батальонов привлекаются к обеспечению охраны общественного порядка в качестве нарядов патрульно-постовой службы милиции. Анализ выполнения задач личным составом патрульно-постовой службы милиции показывает, что часть его служебного времени уходит на преследование и задержание правонарушителей, их конвоирование. По итогам обучения часть слушателей распределится в специальные подразделения МВД (СОБР, ОМОН и др.), а также в аналогичные силовые структуры РФ. Деятельность данных подразделений, как правило, связана с задержанием особо опасных и, зачастую, физически хорошо подготовленных правонарушителей.
В связи с этим особенно значимым разделом профессионально-прикладной подготовки слушателя является овладение навыками рукопашного боя. Однако следует учитывать, что в процессе овладения технико-тактической базой рукопашного боя слушатель сталкивается с большим количеством препятствий. Преодоление некоторых препятствий связано с определенным риском получения и нанесения травмы и может вызывать у занимающегося неблагоприятные психические состояния -нерешительность, неуверенность, страх и т.п. Данные состояния могут быть довольно стойкими. Приобретая условнорефлекторную форму реакции, они становятся одним из элементов приобретенного двигательного навыка. После закрепления данной формы реакции появ-
ляется возможность переноса неблагоприятных психических состояний и на другие сферы деятельности человека. В такой ситуации возникает опасность появления у слушателя навязчивого страха (фобии), требующего вмешательства врача-психотерапевта.
Преодолеть данные состояния можно только при наличии у занимающегося развитого волевого качества -решительности. Решительность рассматривается как способность принимать своевременные и обдуманные решения, а также воплощать их в деятельности, особенно в условиях высокой ответственности и риска.
Таким образом, очевидна необходимость целенаправленной работы по развитию решительности на занятиях рукопашным боем в учебных заведениях МВД РФ. Однако в литературе научно обоснованных методик развития решительности у занимающихся рукопашным боем мы не обнаружили. В связи с этим нами была определена цель исследования - разработать методику развития решительности на занятиях рукопашным боем для слушателей учебных заведений МВ Д РФ.
Для достижения поставленной цели было проведено исследование структуры решительности. При этом использовались основные положения теории функциональных систем П.К. Анохина (1975). Определено три основных этапа проявления решительности:
- восприятие ситуации;
- анализ и принятие решения;
- выполнение принятого решения.
Мы установили, что эффективность деятельности на каждом из выделенных этапов зависит от развитости ведущих (для решительности) психических процессов.
На основании полученных результатов была разработана методика развития решительности на занятиях рукопашным боем для слушателей учебных заведений МВД РФ.
Разработанная методика учитывает известные дидактические принципы: доступности, систематичности, индивидуализации. Данный подход позволяет уменьшить негативное воздействие, оказываемое на психику занимающегося отрицательными эмоциональными состояниями (нерешительность, неуверенность и т.п.), возникающими в ходе преодоления препятствий. Постепенное усложнение предъявляемых препятствий способствует обретению уверенности в своих силах, повышает решительность слушателя.
Изучение научно-методической литературы и результаты наших исследований позволили определить основные положения методики развития решительности. В соответствии с данными положениями развитие решительности должно осуществляться:
1) на основе совершенствования ведущих для решительности психических процессов;
2) с использованием индивидуального подхода, учитывающего исходный уровень развития решительности, ее признаков и ведущих психических процессов;
3) основе постепенного перехода от упражнений общего характера к упражнениям специального характера;
4) через постепенное повышение степени предъявляемых трудностей;
5) с учетом сенситивного периода развития решительности.
Для развития решительности используются следующие средства: психотехнические упражнения; физичес-
кие упражнения (Н.В. Цзен, Е.В. Пахомов, 1985; Е.И.Рогов, 1996 и др.). Методика развития решительности включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Целью первого этапа является разъяснение необходимости предстоящей работы, развитие ведущих для решительности психических процессов, обеспечивающих своевременное восприятие ситуации (восприятие времени, кратковременная память, мотивация на достижение успеха, представления и воображения).
Целью второго этапа является развитие и совершенствование ведущих для решительности психических процессов, обеспечивающих анализ ситуации и принятие обдуманного решения (быстрота и точность мышления, оперативная память, саморегуляция эмоций).
Целью третьего этапа является развитие и совершенствование ведущих психических процессов, обеспечивающих своевременную и полную реализацию принятого решения (скорость простой двигательной реакции).
Для достижения этой цели используются средства общей и специальной направленности.
На протяжении всех трех этапов решается задача развития и совершенствования ведущих для решительности психических процессов, обеспечивающих своевременное восприятие ситуации, анализ и принятие обдуманного решения, полное и своевременное выполнение принятого решения. Используются также задания на развитие распределения и переключения внимания, гибкости, критичности и широты мышления. Индивидуальные беседы проводятся с целью выяснения отношения к занятиям и организации индивидуального подхода, позволяющего выяснить причины, затрудняющие решительное поведение.
На каждом занятии проводятся коллективные и индивидуальные беседы, позволяющие слушателям разумно и взвешенно подходить к оценке своих сил и возможностей. В индивидуальных беседах на втором этапе осваиваются формулы самовнушения.
Беседы и упражнения на развитие общей решительности предлагаются в начале тренировочного занятия. Упражнения на развитие специальной решительности даются занимающимся непосредственно на тренировочных занятиях. Для этого в содержание тренировочных занятий, по согласованию с преподавателем, вносятся коррективы и изменения.
Все задания для повышения эмоциональности на занятиях, а также помехоустойчивости выполняются в форме соревновательных заданий. Это позволяет значительно повысить интерес к освоению предлагаемых заданий. В неделю проводятся 3 занятия, общее количество занятий - 46. За это время, как мы полагаем, можно развить ведущие для решительности психические процессы и тем самым повысить сформированность решительности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975.
2. Мартыненко А.Н. Методика развития решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной подготовки // Психология и педагогика в Сибири. - 2001. - № 1.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пос. - М.: ВЛАДОС, 1996.
4. Цзен Н.В., Пахомов Е.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИННОВАЦИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Доктор техн. наук, профессор П. В. Боровцов
Пермский военный институт внутренних войск МВД России
Анализ отечественных публикаций показывает, что педагогическая технология с применением компьютерных анимационных программ содержит элементы интенсивного и экстенсивного развития, поэтому ее можно считать интегрированной инновацией. В педагогической системе (ПС) инновационные технологии развиваются по двум путям: интенсивному и экстенсивному.
Выходом из такой ситуации могут стать так называемые “интегрированные инновации”, открывающие возможности соединения интенсивного и экстенсивного путей развития ПС. Это требует тщательного исследования тех неиспользованных резервов ПС, которые появляются “на стыках” разноплановых, разноуровневых и разнохарактерных педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив “узкие” места новейшими технологиями, можно попытаться улучшить общую эффективность ПС. При таком подходе инновации будут выглядеть не надуманными “внешними” мероприятиями, а осознанными преобразованиями, проистекающими из глубины потребностей и знания системы (3).
Анализ современных общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке, а также использования в педагогической практике позволяет отнести к общим педагогическим инновациям (3):
1) практическую технологию оптимизации учебновоспитательного процесса, охватывающую систему педагогической практики;
2) гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;
3) подходы к организации и управлению педагогическими процессами, основанные на новых идеях;
4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.
Проведенный анализ компьютерных анимационных программ, применяемых при обучении курсантов в военных институтах, позволяет выделить следующие их особенности (2):
- большое количество программных средств для реализации анимационных программ;
- программные средства таких программ предполагают использовать однотипный по структуре (система Windows) и в то же время сложный по содержанию и функциональным возможностям интерфейс;
- применение анимационных программ задействует три фазы представления знаний: сенсорно-моторную, формальную и активную;
- применение анимационных программ предполагает многовариантность решения одной и той же информационной задачи.
Разработка анимационных программ, используемых в учебных целях, представляет собой сложный и трудо-