Научная статья на тему 'Эффективность психологического воздействия преподавателя иностранного языка'

Эффективность психологического воздействия преподавателя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность психологического воздействия преподавателя иностранного языка»

дования; во-вторых, необходимость постоянного совершенствования средств обучения; в-третьих, недостаточное применение современных информационных технологий при преподавании дисциплин профессиональной направленности. Как видим, информатика как учебная дисциплина находится в стадии становления.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

О.Л. Немчанинова, преподаватель

Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России Одной из главных составляющих умений профессионального мастерства сотрудников пожарных подразделений является уровень развития их психологических свойств и качеств. Так, для инспекторского состава важную роль играют коммуникативные свойства и качества личности, а именно - умение познавать людей, устанавливать психологический контакт с руководителями предприятий и учреждений, оказывать на них соответствующее влияние и т.д. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, призван способствовать решению этой важной задачи. В рамках данного коммуникативного процесса осуществляется психологическое воздействие на обучаемых, целью и результатом которого является достижение определенных психических изменений у курсантов, позитивно влияющих на отношение к предмету преподавания, и процесс усвоения знаний. Следовательно, вопросы психологического воздействия на обучаемого и путей повышения его эффективности не могут не волновать преподавателей иностранных языков учебных заведений системы МЧС, специфика которых проявляется в дефиците учебного времени и интенсивности профессиональной подготовки. Целью настоящей работы является попытка выявить обстоятельства, влияющие на эффективность психологического воздействия преподавателя иностранного языка (субъекта воздействия) на курсантов военизированного учебного заведения (объект воздействия). К ним относятся свойства субъекта, особенности объекта, а также качества отношений, складывающихся между ними.

Первое и определяющее значение в классификационной структуре личности преподавателя иностранного языка должно быть отдано его профессиональным способностям. Среди них, кроме высокого уровня профессиональных знаний, следует назвать умение определять и формулировать конкретные цели и задачи педагогического воздействия, умело производить отбор содержания информации, а также выбор способов и приемов воздействия с учетом специфики учебного заведения и контингента обучаемых. От умения правильно понимать психологические особенности и состояние курсантов во многом зависит успех суггестивного воздействия на них преподавателя. Нельзя получить хорошие результаты без

умения выбирать (из имеющихся) наиболее эффективные способы и приемы психологического воздействия, принимая при этом в расчет цель и особенности того, на кого оно направлено (4). В этой связи, учитывая более низкий уровень суггестии у мужчин-курсантов военизированного учебного заведения, задача суггестора состоит в том, чтобы увеличить степень доверия обучаемых к своим словам и поступкам, вызвать положительные эмоции по отношению к себе. Это возможно лишь в случае положительной оценки преподавателя со стороны курсантов, в основе которой лежит еще одна важная характеристика коммуникатора - его социально-психологические качества, среди которых часто называют статусные характеристики личности. В условиях военизированного учебного заведения - это официальный статус, должность, офицерское звание.

Принято считать, что при прочих равных условиях субъект психологического воздействия с более высоким социальным статусом обладает большей потенциальной силой воздействия на обучаемых, чем тот, кто имеет низкий статус. Вместе с тем исследования, проведенные в группах курсантов второго и третьего курсов Ивановского филиала Академии ГПС МЧС России, позволили сделать вывод о том, что наличие такой статусной характеристики, как офицерское звание у преподавателей иностранного языка, не является условием гарантии его авторитета в глазах большинства курсантов (90%), что доказывает мысль о том, что галлоэффект (эффект “ореола”) может усиливать силу психологического влияния на обучаемых лишь на первом этапе взаимодействия. С течением времени внимание обучаемых переносится на содержательную сторону, и сила влияния статусных характеристик снижается. Статус воспринимается обучаемыми на основании нахождения в личности преподавателя определенных профессиональных и личностных черт, их высокой оценки. В этом случае речь идет уже о неофициальном статусе. Такой статус есть мера авторитета преподавателя в глазах курсантов, что является самой важной социально-психологической характеристикой коммуникатора. Авторитетному педагогу курсант доверяет, следовательно, проявляет меньшую критичность.

Возрастающая необходимость использования авторитета преподавателя в целях повышения эффективности обучения связана с определенной спецификой контингента обучаемых и их подготовки. Меньшая внушаемость мужчин по сравнению с женщинами, и, следовательно, более слабая способность к эмоциональному реагированию и усвоению определенных формальных элементов языка в условиях дефицита времени требует усиления эмоциональной насыщенности преподавания. Прежде всего это связано с отношением к преподавателю и тем доверием, которое к нему испытывается. Доверие и положительные эмоции - это основа внушающего воздействия авторитета, что позволяет передавать знания, умения и навыки в большем объеме и с лучшим усвоением. Следовательно, улучшается эффективность обучения и воспитания. Полученные в результате анализа исследования данные показали, что коэффициент сопряженности между авторитетом преподавателя и степенью его воздействия на курсанта достаточно высок -удовлетворенность учебным процессом у курсантов,

считающих своего преподавателя авторитетным, оказалась выше на 20%, успеваемость - на 19%.

С целью повышения эффективности воздействия преподавателю иностранного языка нельзя забывать о необходимости подбора и отбора информации воздействия в соответствии с потребностями, интересами, взглядами и убеждениями объекта психологического воздействия. Преподавателю необходимо строить обучение на определенных проблемах жизни курсантов и их будущей профессиональной деятельности, т.е. организовывать свои занятия таким образом, чтобы у курсантов была возможность обсудить свою непосредственную деятельность, учебные и внеучебные дела и интересы, текущие события из жизни взвода, дивизиона, училища, а также высказать свое собственное мнение. Только тогда они смогут научиться технике общения, что позволит им решать различные коммуникативные задачи и быть речевыми партнерами.

Эффективность современного учебного процесса по иностранному языку во многом определяется также характером отношения субъекта воздействия к объекту, т.е. преподавателя - к обучаемому. Доброжелательное, тактичное или строгое и требовательное отношение, в зависимости от ситуаций и особенностей обучаемого, способствует успеху психологического воздействия. Известно, что одним из основных условий, определяющих эффективность такого способа психологического воздействия, как внушение, являются дружелюбие и отзывчивость со стороны преподавателя. Доброжелательное отношение помогает суггестору “завоевать” сугге-ренда, сделать его своим союзником. Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что авторитетными в глазах курсантов считаются те преподаватели, которые наряду с профессиональными качествами отличаются еще и такими личностными и организаторскими характеристиками, как добросовестность, дружелюбие, отзывчивость, требовательность, настойчивость, индивидуальный подход к каждому отдельному члену группы, способность заинтересовать своим предметом, а также умение успешно организовать общение с курсантами. Успеху психологического воздействия способствуют и такие личностные свойства субъекта, как волевое, интеллектуальное и характерологическое превосходство, а также открытость, искренность, личное обаяние и др. Кроме того, о значении эмоционального фактора в процессе обучения и, следовательно, роли личностных качеств преподавателя иностранного языка косвенным образом свидетельствуют ответы курсантов на вопрос: “Кто лучше воспринимается вами в роли преподавателя иностранного языка - мужчина или женщина?”; 77% курсантов считают, что это - женщина. Объяснение такому выводу лежит в основе различий мужского и женского стилей общения. Мужское общение отличается большей эмоциональной сдержанностью. Женщины же более общительны, активны, эмпатичны и заботливы. У мужчин отмечается способность к пространственным и математическим знаниям, у женщин -к овладению языковыми навыками. А поскольку обучение иностранному языку направлено на формирование коммуникативной компетентности, т.е. внутренней готовности и способности к речевому общению, то высокие коммуникативные умения преподавателя-женщины

более плодотворно влияют на развитие коммуникативных способностей у обучаемых.

Вполне очевидно, что современный процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие преподавателя с обучаемыми, которое имеет свою специфику в условиях военизированного учебного заведения. Для многих преподавателей эта специфика состоит в применении “авторитарно-императивных принципов” (определение Ш.А. Амонашвили), а девизом их деятельности становятся слова: “Делай так, как я тебе говорю!” Для такого “общения-устрашения” характерно устойчивое стремление педагога захватить инициативу на занятии, занять доминирующее положение и навязать свою волю обучаемым. Авторитарно работающий преподаватель использует такие методы и приемы обучения, которые нарушают взаимодействие и взаимопонимание всех участников учебного процесса, он не может организовать эффективное общение на уроке. Отрицательный эффект имеют также действия преподавателя, которые стимулируют обучаемых как на многократное повторение речевой единицы, без направленности на постановку перед ними новых коммуникативных задач в изменяющихся ситуациях общения, так и на постановку заданий, не имеющих коммуникативной направленности и не учитывающих реальные интересы и потребности курсантов. В этом случае процесс изучения языка и его результат воспринимаются курсантами как формальная процедура, поскольку не учитывается суть языка как общественного явления, а мотивы его изучения, а именно - овладение языком как средством расширения и взаимообмена профессиональной информацией, а также взаимодействия и взаимопонимания с представителями других культур, предполагаемых современной международной интеграцией и совместными международными проектами, не соответствуют тому, чем они реально занимаются на занятии. Но если действия преподавателя в самом начале занятия будут направлены на передачу его эмоционального состояния (радость от предстоящего общения с курсантами, проявление интереса к их настроению, физическому и душевному состоянию и т.п.), на использование речевого материала, связанного с личным опытом и контекстом деятельности курсантов, то они будут мотивировать предстоящую деятельность последних, формировать их положительный настрой на восприятие и усвоение последующего учебного содержания.

Важно, чтобы при этом воздействие преподавателя на обучаемых носило мягкий, недирективный характер, чтобы педагог умел в любой момент отказаться от заранее придуманных решений во имя проблем личностного роста обучаемого, которые актуальны для него “здесь и сейчас”. Основатель американской школы гуманистической психологии Карл Роджерс подчеркивал, что личность воспитуемого для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы; что настоящее человека всегда должно быть более важным для педагога, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания обучаемого важнее, чем объяснение. В этом состоит различие между старым и новым подходами к проблеме взаимодействия педагога и обучаемых.

Рассмотрев приведенные выше факторы, можно сделать вывод о том, что если преподавателю иностран-

ного языка свойственна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности), если оценка статуса и ролевого поведения педагога оказывается достаточно высокой, и наличие его контакта с обучаемым является очевидным, если личность преподавателя для курсанта бесспорно положительна и отсутствуют даже малейшие подозрения в неискренности его отношения к объекту и содержанию информации воздействия, и наконец, если у обучаемого есть уверенность в достоверности предлагаемой ему информации, то процесс психологического воздействия будет весьма эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанщиков А.В. Проблемы психологии воинского коллектива. - М.: Воениздат, 1973.

2. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

3. ДоронинД.Ф., ЕгоровЮ.В., СуродинВ.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел. - М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000.

4. Куликов В.Н. Теоретические и прикладные проблемы психологического воздействия // Проблемы психологического воздействия: Сб. науч. тр. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 1978.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ Канд. пед. наук А.Н. Мартыненко

Сибирская государственная академия физической культуры,

г. Омск

Слушатели учебных заведений МВД России в составе специальных батальонов привлекаются к обеспечению охраны общественного порядка в качестве нарядов патрульно-постовой службы милиции. Анализ выполнения задач личным составом патрульно-постовой службы милиции показывает, что часть его служебного времени уходит на преследование и задержание правонарушителей, их конвоирование. По итогам обучения часть слушателей распределится в специальные подразделения МВД (СОБР, ОМОН и др.), а также в аналогичные силовые структуры РФ. Деятельность данных подразделений, как правило, связана с задержанием особо опасных и, зачастую, физически хорошо подготовленных правонарушителей.

В связи с этим особенно значимым разделом профессионально-прикладной подготовки слушателя является овладение навыками рукопашного боя. Однако следует учитывать, что в процессе овладения технико-тактической базой рукопашного боя слушатель сталкивается с большим количеством препятствий. Преодоление некоторых препятствий связано с определенным риском получения и нанесения травмы и может вызывать у занимающегося неблагоприятные психические состояния -нерешительность, неуверенность, страх и т.п. Данные состояния могут быть довольно стойкими. Приобретая условнорефлекторную форму реакции, они становятся одним из элементов приобретенного двигательного навыка. После закрепления данной формы реакции появ-

ляется возможность переноса неблагоприятных психических состояний и на другие сферы деятельности человека. В такой ситуации возникает опасность появления у слушателя навязчивого страха (фобии), требующего вмешательства врача-психотерапевта.

Преодолеть данные состояния можно только при наличии у занимающегося развитого волевого качества -решительности. Решительность рассматривается как способность принимать своевременные и обдуманные решения, а также воплощать их в деятельности, особенно в условиях высокой ответственности и риска.

Таким образом, очевидна необходимость целенаправленной работы по развитию решительности на занятиях рукопашным боем в учебных заведениях МВД РФ. Однако в литературе научно обоснованных методик развития решительности у занимающихся рукопашным боем мы не обнаружили. В связи с этим нами была определена цель исследования - разработать методику развития решительности на занятиях рукопашным боем для слушателей учебных заведений МВ Д РФ.

Для достижения поставленной цели было проведено исследование структуры решительности. При этом использовались основные положения теории функциональных систем П.К. Анохина (1975). Определено три основных этапа проявления решительности:

- восприятие ситуации;

- анализ и принятие решения;

- выполнение принятого решения.

Мы установили, что эффективность деятельности на каждом из выделенных этапов зависит от развитости ведущих (для решительности) психических процессов.

На основании полученных результатов была разработана методика развития решительности на занятиях рукопашным боем для слушателей учебных заведений МВД РФ.

Разработанная методика учитывает известные дидактические принципы: доступности, систематичности, индивидуализации. Данный подход позволяет уменьшить негативное воздействие, оказываемое на психику занимающегося отрицательными эмоциональными состояниями (нерешительность, неуверенность и т.п.), возникающими в ходе преодоления препятствий. Постепенное усложнение предъявляемых препятствий способствует обретению уверенности в своих силах, повышает решительность слушателя.

Изучение научно-методической литературы и результаты наших исследований позволили определить основные положения методики развития решительности. В соответствии с данными положениями развитие решительности должно осуществляться:

1) на основе совершенствования ведущих для решительности психических процессов;

2) с использованием индивидуального подхода, учитывающего исходный уровень развития решительности, ее признаков и ведущих психических процессов;

3) основе постепенного перехода от упражнений общего характера к упражнениям специального характера;

4) через постепенное повышение степени предъявляемых трудностей;

5) с учетом сенситивного периода развития решительности.

Для развития решительности используются следующие средства: психотехнические упражнения; физичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.