Научная статья на тему 'Особенности преподавания информатики'

Особенности преподавания информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания информатики»

цифичный и самостоятельно выделяющийся вид деятельности, должна иметь соответствующее ему методологическое обоснование и теоретическую основу. Данный принцип необходимо обозначить как самостоятельный, который спонтанно, как естественный элемент, заложен в существующих методиках, предусматривающих пути достижения соответствия определенных параметров личности и ее качеств содержащимся в каждой методике нормам, нормативам, правилам с разработанными соответствующими технологиями следования им.

В свете современных тенденций, направленных на совершенствование организационных форм и методов обучения, наиболее перспективными являются те из них, которые имеют больший динамизм субъектно-объектного взаимодействия в процессе обучения и воспитания, сочетании императивного и альтернативного подходов к обучению, репродуктивного и творческого способов усвоения знаний. Разность в эффектах пассивной и активной позиций обучаемых, а также результат от их сочетания позволяет достигать кумулятивного эффекта в обучении и воспитании.

Принцип обучающей роли ошибки можно отнести к фундаментальным положениям в психологии. Корректирующая работа с личностью построена на анализе мотивационных программ, рациональности и эффективности деятельности, ее результатов, их соответствия. Дидактическая функция ошибки лежит в основе психокоррекционной и психотерапевтической работы. На анализе ошибок строится работа личности по самовоспитанию и самореализации.

Обучающая роль ошибки составляет психологическую основу процессов обучения, воспитания и развития личности. Методологическое обоснование данного принципа автор заключил в формуле: “Ошибка имеет активный характер и деятельностную природу. Как противоречие норме ошибка является движущей силой развития индивида, при условии ее осознания им. Осознание ошибки является новым знанием человека о себе”. Принцип обучающей роли ошибки был выявлен при разработке технологии взаимообучения и составляет его исходную концептуальную основу.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

М.Ю. Порхачев, ст. преподаватель

Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России

Преподавание информатики как учебной дисциплины имеет ряд особенностей, которые будут рассмотрены в данной статье: ускоренное развитие объекта исследования информатики, необходимость постоянной переработки существующих учебно-методических документов и создание новых, проблема соответствия материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию развития информационных технологий, интегративная функция информатики. Чтобы начать анализ перечисленных особенностей, приведем определения, которые, как правило, мы находим в учебной и научной литературе.

Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы обработки информации средствами

вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Под информатикой понимают комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер, активно содействующее развитию других научных направлений и тем самым выполняющее интегративную функцию в системе наук.

Из приведенных определений следует, что основой информатики являются средства вычислительной техники, считающиеся на сегодняшний день вершиной развития электроники. Именно поэтому информатика - дисциплина техническая. Но изучение вычислительной техники не является основной задачей информатики. Более правильным будет сказать, что вычислительная техника - лишь средство обработки информации с определенным уровнем возможностей. А главная задача информатики - это исследование этих возможностей и дальнейшее их использование при обработке информации. Само же понятие информации, как совокупности данных, повышающих уровень знаний об объектах окружающего мира, имеет интегративный характер, т.е., являясь техническим научным направлением, информатика выполняет важнейшую функцию - интегративную, в связи с чем данную дисциплину стоит выделить особо. Исходя из сказанного, и будут рассмотрены особенности преподавания информатики.

Одной из важнейших тенденций, которая присуща в той или иной степени для большинства технических наук, является ускоренное развитие объекта исследования, в нашем случае - возможностей аппаратных и программных средств вычислительной техники. Именно бурное развитие средств вычислительной техники, связанное с постоянным совершенствованием технологий в области производства электронных компонентов, определяет все остальные особенности информатики. Действительно, электронная техника развивается чрезвычайно динамично. Для подкрепления сказанного обратимся к истории фирмы 1Ш:е1 - ведущему производителю микропроцессоров в мире. Один из основателей 1Ш:е1, Гордон Мур, осознавал тенденцию ускоренного развития вычислительной техники еще в 1965 г. Им же был сформулирован закон, подтверждающийся не только историей Ше1, но и развитием всех высоких технологий. Закон звучит так: “Плотность интеграции электронных схем удваивается каждые 24 месяца”. В связи с этим закон получил свое название: “Каннибалистический принцип электроники”. По мнению Мура, “технология полупроводников развивается, чтобы съедать себя. Что имело право на существование прежде как дискретные отдельные элементы, поглощается безжалостно интеграцией в единый чип”. Для пояснения можно привести коммерческую интерпретацию: технологический прогресс дарит двойную производительность его покупателям каждые 24 месяца по прежней цене. Если обратиться к реалиям сегодняшнего дня, то, действительно, в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения, и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.

За последние 20 лет информатика в ходе своего развития претерпела серьезные изменения. От алгоритмов, программирования и основ построения вычислительной техники, на что делался упор изначально, был осу-

ществлен переход к другой структуре изучения дисциплины, где особую важность действительно приобретает возможность применения современных информационных технологий для решения прикладных задач. При этом рынок прикладного программного обеспечения продолжает развиваться, предлагая для специалистов различных отраслей все более качественные программные продукты. И сегодня довольно часто стал возникать вопрос выбора: “Чему учить?”, “С чем столкнется выпускник вуза в практической работе?”. Безусловно, необходимо изучение прикладных программных продуктов общего применения для решения задач, связанных с обработкой информации в широкой области знаний: текстовых редакторов, табличных процессоров, систем управления базами данных - здесь трудно найти альтернативу программным продуктам фирмы Microsoft. В то же время при выборе для изучения специализированных программ, связанных с профессиональной деятельностью, однозначного ответа пока нет.

Ускоренное развитие информационных технологий определяет следующую важную особенность информатики как учебной дисциплины: необходимость постоянной переработки существующих учебно-методических документов и создание новых. Все, кто причастен к преподаванию информатики, хорошо знают эту проблему. И здесь не обойтись без периодических изданий, в большей степени - технической направленности, так как педагогические материалы (учебники и учебные пособия) требуют при своей подготовке определенного времени на осмысление и опробования, а потому появляются, как правило, значительно позже и уже на момент издания нуждаются в корректировке.

Еще более остро стоит проблема соответствия материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию развития информационных технологий. Оснащение учебного процесса современной вычислительной техникой требует значительных капиталовложений. В то же время на фоне особенностей развития, описанных выше, приобретаемая техника нуждается в постоянном обновлении. К примеру, если закупить вычислительную технику с необходимыми на сегодняшний день техническими характеристиками, спустя пять лет она будет считаться морально устаревшей. И для поддержания на необходимом уровне учебного процесса весь парк компьютеров должен быть вновь заменен. Конечно, решение этого вопроса зависит в большей степени от администрации учебного заведения, от того, насколько учитываются сложившиеся в данной области тенденции. Тем не менее, если техническая оснащенность учебного процесса не отвечает современным требованиям, конфликт в первую очередь возникает на уровне “преподаватель-обучаемый” Преподавателю остается лишь констатировать эти факты.

Оптимальный выход из данной ситуации - это конвейерный обмен техники, т.е. ежегодно примерно пятую часть всей вычислительной техники, использовавшейся в первую очередь для проведения занятий по информатике, необходимо заменять (при условии пятилетнего срока полного обновления). Высвободившееся оборудование возможно применять для решения вспомогательных задач. Но такой способ решения проблемы на сегодняшний день для большинства вузов вряд ли осуществим по экономическим соображениям.

Следующая важная особенность - интегративная функция информатики. Если обратиться к истории, то в качестве источников информатики можно выделить такие науки, как математика, кибернетика, документалистика, электротехника. Сама же информатика (в странах Западной Европы и США - наука о средствах вычислительной техники), постоянно развиваясь, порождает все более широкий круг направлений, которые углубленно изучаются, как правило, в виде отдельных курсов: системотехника, программирование, сетевые технологии, информационные технологии в профессиональной деятельности. Наиболее важным для рассмотрения интегративной функции информатики является ее связь с дисциплинами профессиональной направленности. В педагогической литературе подробно рассмотрены вопросы, касающиеся необходимости межпредметных связей. На наш взгляд, интегративная функция информатики гораздо шире понятия “межпредметная связь”, потому что информатика служит не столько для формирования целостного представления об объекте изучения, сколько необходимым, полезным инструментом, ускоряющим процесс восприятия и обработки информации об этом объекте, как, например, знания в области математики служат инструментом для всех дисциплин, связанных с производством вычислений.

Поэтому, помимо изучения базового курса информатики, необходимо особое внимание уделить современным информационным технологиям в профессиональной области. Когда мы ведем речь о конкурентоспособности выпускников, мы не говорим, что нужен специалист, умеющий работать на компьютере, мы говорим, что требуется специалист, умеющий применять современные информационные технологии для повышения эффективности профессиональной деятельности. Для этого эффективным было бы введение в курсы всех профессионально направленных дисциплин тем, связанных с изучением специализированных программных продуктов, при этом проведение данных занятий должен осуществлять именно преподаватель-предметник, а не специалист в области вычислительной техники, в качестве альтернативы возможно совместное проведение таких занятий. Анализируя сегодняшнее состояние преподавания предмета “Информатика”, приходится констатировать, что информационные технологии применяются в преподавании специальных дисциплин на низком уровне. Как правило, использование средств вычислительной техники на занятиях ограничивается проведением контрольных мероприятий в виде выполнения тестовых заданий либо в качестве технических средств обучения для демонстрации слайдов при изложении теоретического материала.

При решении задачи информатизации общества, развития информационной культуры, что является наиболее актуальным в современном техногенном мире, в условиях постоянного роста потребности в специалистах, способных эффективно решать задачи с применением современных средств вычислительной техники, необходимо учитывать перечисленные особенности преподавания информатики. Особое внимание здесь должно быть уделено непрерывности и профессиональной ориентации образования.

Таким образом, сложившееся положение вызывает огромное количество сложностей в области информатики: во-первых, высокий темп развития объекта иссле-

дования; во-вторых, необходимость постоянного совершенствования средств обучения; в-третьих, недостаточное применение современных информационных технологий при преподавании дисциплин профессиональной направленности. Как видим, информатика как учебная дисциплина находится в стадии становления.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

О.Л. Немчанинова, преподаватель

Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России Одной из главных составляющих умений профессионального мастерства сотрудников пожарных подразделений является уровень развития их психологических свойств и качеств. Так, для инспекторского состава важную роль играют коммуникативные свойства и качества личности, а именно - умение познавать людей, устанавливать психологический контакт с руководителями предприятий и учреждений, оказывать на них соответствующее влияние и т.д. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, призван способствовать решению этой важной задачи. В рамках данного коммуникативного процесса осуществляется психологическое воздействие на обучаемых, целью и результатом которого является достижение определенных психических изменений у курсантов, позитивно влияющих на отношение к предмету преподавания, и процесс усвоения знаний. Следовательно, вопросы психологического воздействия на обучаемого и путей повышения его эффективности не могут не волновать преподавателей иностранных языков учебных заведений системы МЧС, специфика которых проявляется в дефиците учебного времени и интенсивности профессиональной подготовки. Целью настоящей работы является попытка выявить обстоятельства, влияющие на эффективность психологического воздействия преподавателя иностранного языка (субъекта воздействия) на курсантов военизированного учебного заведения (объект воздействия). К ним относятся свойства субъекта, особенности объекта, а также качества отношений, складывающихся между ними.

Первое и определяющее значение в классификационной структуре личности преподавателя иностранного языка должно быть отдано его профессиональным способностям. Среди них, кроме высокого уровня профессиональных знаний, следует назвать умение определять и формулировать конкретные цели и задачи педагогического воздействия, умело производить отбор содержания информации, а также выбор способов и приемов воздействия с учетом специфики учебного заведения и контингента обучаемых. От умения правильно понимать психологические особенности и состояние курсантов во многом зависит успех суггестивного воздействия на них преподавателя. Нельзя получить хорошие результаты без

умения выбирать (из имеющихся) наиболее эффективные способы и приемы психологического воздействия, принимая при этом в расчет цель и особенности того, на кого оно направлено (4). В этой связи, учитывая более низкий уровень суггестии у мужчин-курсантов военизированного учебного заведения, задача суггестора состоит в том, чтобы увеличить степень доверия обучаемых к своим словам и поступкам, вызвать положительные эмоции по отношению к себе. Это возможно лишь в случае положительной оценки преподавателя со стороны курсантов, в основе которой лежит еще одна важная характеристика коммуникатора - его социально-психологические качества, среди которых часто называют статусные характеристики личности. В условиях военизированного учебного заведения - это официальный статус, должность, офицерское звание.

Принято считать, что при прочих равных условиях субъект психологического воздействия с более высоким социальным статусом обладает большей потенциальной силой воздействия на обучаемых, чем тот, кто имеет низкий статус. Вместе с тем исследования, проведенные в группах курсантов второго и третьего курсов Ивановского филиала Академии ГПС МЧС России, позволили сделать вывод о том, что наличие такой статусной характеристики, как офицерское звание у преподавателей иностранного языка, не является условием гарантии его авторитета в глазах большинства курсантов (90%), что доказывает мысль о том, что галлоэффект (эффект “ореола”) может усиливать силу психологического влияния на обучаемых лишь на первом этапе взаимодействия. С течением времени внимание обучаемых переносится на содержательную сторону, и сила влияния статусных характеристик снижается. Статус воспринимается обучаемыми на основании нахождения в личности преподавателя определенных профессиональных и личностных черт, их высокой оценки. В этом случае речь идет уже о неофициальном статусе. Такой статус есть мера авторитета преподавателя в глазах курсантов, что является самой важной социально-психологической характеристикой коммуникатора. Авторитетному педагогу курсант доверяет, следовательно, проявляет меньшую критичность.

Возрастающая необходимость использования авторитета преподавателя в целях повышения эффективности обучения связана с определенной спецификой контингента обучаемых и их подготовки. Меньшая внушаемость мужчин по сравнению с женщинами, и, следовательно, более слабая способность к эмоциональному реагированию и усвоению определенных формальных элементов языка в условиях дефицита времени требует усиления эмоциональной насыщенности преподавания. Прежде всего это связано с отношением к преподавателю и тем доверием, которое к нему испытывается. Доверие и положительные эмоции - это основа внушающего воздействия авторитета, что позволяет передавать знания, умения и навыки в большем объеме и с лучшим усвоением. Следовательно, улучшается эффективность обучения и воспитания. Полученные в результате анализа исследования данные показали, что коэффициент сопряженности между авторитетом преподавателя и степенью его воздействия на курсанта достаточно высок -удовлетворенность учебным процессом у курсантов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.