Научная статья на тему 'Самостоятельная познавательная деятельность в формировании профессиональных компетенций'

Самостоятельная познавательная деятельность в формировании профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная познавательная деятельность в формировании профессиональных компетенций»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Е.П. ВОХ, СТ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Происходящие перемены в современной отечественной экономике, переход ее на рыночную основу, а также внедрение новых видов техники, технологии ведет к изменению требований к специалистам, что подталкивает их повышать свою квалификацию, осваивать смежную или новую профессию. На современном этапе набор знаний, умений, навыков по определенной специальности недостаточен для того, чтобы в меняющихся социальноэкономических условиях человек как специалист нашел свое место в экономической структуре страны. Все это требует от специалистов быть эрудированными не только в узкой профессиональной области, но обладать более широким кругом надпрофессиональных знаний, умений, навыков, способностей и различными способами выполнения профессиональной деятельности, которые обеспечат профессиональную мобильность, конкурентоспособность и, в конечном счете, социальную защищенность. Набор знаний, умений, навыков и способов выполнения профессиональной деятельности объединяются под термином профессиональная компетентность.

Профессор Зеер Э.Ф. выделяет основные компоненты «профессиональной компетентности:

• социально-правовая компетентность - знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

• специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

• персональная компетентность - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации» [2].

Психологи выделяют еще и экстремальную профессиональную компетентность - способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

Для выпускников Уральского института ГПС МЧС России можно определить данные виды компетентности следующим образом:

• социально-правовая компетентность - знание государственных правовых актов, документов, в области пожарной безопасности,

нормативно-правовое регулирование и контроль осуществления государственных мер в области пожарной безопасности, владение приемами профессионального общения во время проведения экспертиз и дознаний;

• специальная компетентность - подготовленность к ведению первоочередных аварийно-спасательных работ; организации тушения пожаров; анализа и учета пожаров, последствий от них; деятельности по обеспечению пожарной безопасности; управлению боевыми действиями на пожарах; организации работы подразделений пожарной охраны; дознания по делам о пожарах; обучению населения мерам пожарной безопасности; надзора за выполнением требований противопожарных норм и правил в проектной документации на строящиеся объекты и действующих предприятиях; эксплуатации пожарной техники, оборудования, средств связи;

• персональная компетентность - способность к самостоятельному изучению, анализу, обобщению и разработке новых технологий ведения пожарно-спасательных операций, самостоятельному освоению новой техники и оборудования, владению приемами разработки рекомендаций и выработки технических решений по повышению уровня противопожарной защиты на основе отечественного и зарубежного опыта;

• экстремальная профессиональная компетентность - умение принимать самостоятельные решения в нестандартных аварийных ситуациях в максимально короткое время, сохранять самообладание и уверенность в сложной обстановке.

Дисциплиной, на которой базируются технические специальные дисциплины Уральского института ГПС МЧС, является инженерная графика. Полученные знания, умения, навыки по данной дисциплине и способность применять их в практической деятельности имеет большое значение при освоении пожарной техники, пожарной профилактики. В связи с этим необходимо сформулировать основные компетентности по дисциплине «Инженерная графика»:

• социально-правовая компетентность - знание государственных стандартов для выполнения чертежей машиностроительного производства, строительных норм и правил, стандартов по выполнению строительных чертежей;

• специальная компетентность - знание графических способов передачи информации и их использование при разработке конструкторской документации; подготовленность к чтению и самостоятельному выполнению сборочных чертежей, чертежей общего вида, строительных чертежей, принципиальных схем, схем боевого

развертывания; умение осуществлять контроль конструкторской документации;

• персональная компетентность - готовность к повышению квалификации; способность к самостоятельному выявлению и анализу изменений в государственных стандартах по выполнению и оформлению конструкторской документации; к освоению вновь внедряемой техники, нахождение ее достоинств и недостатков, пользуясь конструкторской документацией;

• экстремальная профессиональная компетентность -способность к быстрому принятию решения по ведению рискованной спасательной операции, ориентируясь по планам незнакомой местности или планам здания.

В изменяющихся социально-профессиональных условиях главным становится не компетентность, а компетенция, т.е. способность применять компетентности в конкретной практической деятельности, например, при освоении конструкторской документации новой техники, внесении изменений в конструкцию оборудования, используемого при пожарно-спасательных операциях. Между приведенными понятиями существенное различие: компетентность - это результат учения, а компетенция - «это знания в действии, умения и навыки выполнения деятельности, интегративные деятельностные конструкторы, включенные в реальную ситуацию и направленные на достижение конкретного результата. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность установить на основании имеющихся знаний определенный алгоритм действий по разрешению проблемной ситуации» [3].

Иначе говоря, компетенция - это способность использовать знания, умения, навыки, способности в будущей профессиональной деятельности. Можно выделить следующие ключевые компетенции, которыми должны обладать курсанты по дисциплине «Инженерная графика»:

• уметь сориентировать себя на поставленной цели;

• опираясь на полученные знания, находить источники информации, т.е. специальную и справочную литературу, самостоятельно их изучать и применять при выполнении графических работ;

• в поставленных графических задачах устанавливать межпредметные связи;

• прежде, чем приступить к выполнению поставленного графического задания, необходимо обдумать ход решения и спланировать временной режим работы;

• находить рациональные способы и альтернативные приемы решения графических задач;

• при выполнении чертежей уметь пользоваться специальными измерительными и чертежными инструментами;

• выработать основные критерии проверки графических работ и осуществлять самоконтроль;

• обобщать результаты выполненных графических работ, находить связи с будущей профессиональной деятельностью.

Особенностью формирования и развития компетенций является самостоятельность обучаемых, их самостоятельная познавательная деятельность, нацеленная на будущую профессиональную деятельность; тематика графических заданий должна быть приближена к будущей профессии.

«Для развития конкретных компетенций необходимы личностноориентированные технологии обучения. Личность педагога, особенности его профессионально-психологической деятельности могут быть отнесены к разновидности личностно ориентированных технологий» [2]. Как отмечает Зеер

Э.Ф., наиболее соответствует такой технологии личностно ориентированное общение педагога и обучаемых, которое создает благоприятные условия для развития мотивации обучения и позволяет учесть личные особенности преподавателя и учащихся.

По мнению Вышнепольского И.С. эффективность проведения занятий зависит в значительной мере от личности преподавателя, его влияния на учащихся, качества подготовки к занятиям [1]. Работа преподавателя будет достаточно успешной только в том случае, когда он в совершенстве владеет педагогической наукой, своей дисциплиной и близкими по содержанию дисциплинами, в частности, теоретической механикой, деталями машин. Преподаватель должен знать историю развития графики и быть в курсе последних достижений, что даст ему возможность уверенно чувствовать себя на занятии, глубоко освещать теорию, находить интересные и убедительные примеры.

Дисциплинированность, умение владеть собой при любых обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и принципиальность, педагогический такт - вот те черты преподавателя, который будет пользоваться большим уважением учащихся.

Для достижения этого преподаватель графики должен в совершенстве владеть умением выполнять на доске чертежи и эскизы, аккуратно и точно оформляя их, используя чертежный шрифт.

Особое влияние на учащихся оказывает речь преподавателя, которая должна быть правильной, краткой и логичной, что способствует лучшему восприятию учебного материала и служит образцом для учащихся. Следует обращать внимание на темп речи. Речь преподавателя должна быть неторопливой, с паузами после сложных формулировок, специальные термины и трудные для понимания слова нужно произносить отчетливо, а при надобности записать на доске и разъяснить их смысл. Такой темп речи

преподавателя способствует возникновению интереса у учащихся, заставляет их мыслить.

Педагогический такт, доброжелательное отношение преподавателя к учащимся, умение понять состояние отдельного учащегося, найти к нему индивидуальный подход способствует созданию комфортного психологического климата на занятии, а в результате содействует достижению целей и высоких результатов в обучении [1].

Одной из компетенций является подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда. Для развития самостоятельной познавательной деятельности курсантов Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России подисциплине «Инженерная графика» особое значение имеет проверка и самопроверка графических работ. Своевременность контроля, правильная его организация способствует рациональному регулированию учебного процесса, обеспечивает ход познавательной деятельности на высоком интеллектуальном уровне, стимулирует самостоятельное стремление к поиску новых приемов решения графических задач.

Проверка графических работ предназначена, чтобы:

• получить информацию о характере протекания познавательной деятельности курсантов и выполнении ими самостоятельной графической работы;

• определить трудности, ошибки на чертежах и обусловившие их причины;

• выявить эффективность организации самостоятельной графической работы и наметить необходимые приемы на будущее;

• определить глубину, объем, действенность полученных знаний.

Проверка и самопроверка помогает курсанту получить информацию о своей графической деятельности, отметить ошибки и неверные решения, чтобы проанализировать и провести их коррекцию. В связи с тем, что чертеж обладает сложным комплексом различных сведений об изображаемом объекте, его проверка носит характер длительной вдумчивой работы, требующей большого внимания и напряжения. Самое важное выработать правильное отношение к дисциплине «Инженерная графика», как базовой для будущего специалиста.

Предварительная проверка графических работ проводится на рабочих местах во время занятия. Сложность этой проверки заключается в том, что преподаватель не имеет возможности полностью сосредоточиться на этом процессе, так как приходится отвлекаться для консультации курсантов.

Конкретно направить курсанта на поиск ошибок можно примерно так. Преподаватель указывает на неточное изображение на чертеже, предлагает вспомнить определение разреза. При возникновении трудностей,

преподаватель рекомендует курсанту обратиться к учебной литературе или к конспекту лекций. В это время преподаватель подходит к следующему курсанту, обводит неверно выполненное место на чертеже тонкой линией, ставит возле него вопрос и предлагает вспомнить, как обозначаются разрезы. Несколько минут спустя снова подходит к первому курсанту, чтобы проверить найдена ли ошибка и выполнено ли исправление. Следующему курсанту преподаватель предлагает воспользоваться справочником, чтобы уточнить тип и размер резьбы. Поэтому на занятии при выполнении самостоятельной графической работы у каждого курсанта должна быть учебная и справочная литература [4].

Графические работы, по возможности, надо проверять в присутствии курсантов, чтобы оказать им своевременную помощь или выявить понимание выполненного задания. Окончательная проверка сопровождается собеседованием по теме графической работы. При проверке графических работ без присутствия курсанта необходимо отметить ошибки, дать подробную рецензию, рекомендовать литературу для изучения. На чертеже отмечается одна из типичных ошибок, указывается их количество, чтобы курсант сам их отыскал. Возле замеченных ошибок следует ставить порядковые номера, а на поле чертежа в той же последовательности характеризовать допущенные ошибки [2]. Все необходимые пометки следует выполнять аккуратно простым карандашом, уважая труд курсанта. Недопустима практика перечеркивания неверных участков чертежа, необходимо сохранить чертеж в таком виде, чтобы курсант мог исправить ошибки без перечерчивания работы в целом.

При приеме чертежа преподаватель окончательно проверяет, обращая особое внимание на исправления, сделанные курсантами после предварительной проверки, задает ряд вопросов для выяснения усвоения материала и самостоятельности выполнения работы.

Для ускорения проверки и самопроверки, взаимопроверки графических работ, например, используется следующая схема:

1) оформление формата (поля, рамка, основная надпись);

2) компоновка чертежа;

3) оформление чертежа (линии чертежа, их соотношение по толщине, размеры конструктивных элементов);

4) правильность нанесения размеров:

• размеры характерных элементов (окружностей, дуг, выступов, впадин);

• координирующие размеры (между центровыми линиями, выступами, впадинами);

• габаритные размеры;

• количество размеров по длине, ширине и высоте детали;

• отметить наличие лишних и повторяющихся размеров;

• определение правильности выбора баз отсчета;

• проверка правильности нанесения размеров, согласно ГОСТ 2.30768 (размерные числа, размерные стрелки, размерные и выносные линии, условности в простановке размеров).

Приведенная схема дает возможность относительно полной и безошибочной проверки чертежа с наименьшей утомляемостью преподавателя, затратой труда и времени.

Для развития самостоятельной познавательной деятельности нужно учитывать не только психологический климат на занятии, но и психологическое влияние проверки графических работ на курсантов. Очень важно тактичное комментирование проверенной работы. Приемы проверки чертежа не должны быть секретом для курсантов. Для повышения интереса к дисциплине, что в свою очередь ведет к развитию самостоятельной познавательной деятельности, способствует самопроверка, взаимопроверка графических работ курсантами. Для этого на занятии преподаватель вместе с курсантами составляет алгоритм проверки чертежа, пользуясь которым курсанты самостоятельно проверяют графические работы и устраняют ошибки.

Алгоритм проверки чертежа составляется по каждому разделу отдельно, с отметкой контрольных позиций, которые следует проверить. В работах по начертательной геометрии курсанты должны ориентироваться в приемах изображения пространственных форм на плоскости, например, в нахождении общих точек пересекающихся геометрических тел. Основой для достижения этого является образное, пространственное мышление.

С целью исключения несамостоятельности выполнения курсантами графических работ необходимо:

• проводить индивидуальную беседу с каждым курсантом по выполненной работе;

• подобрать такие задания для графической работы, чтобы основную ее часть курсанты могли выполнить на практическом занятии, а на самоподготовку оставалось только оформление чертежа, его обводка, заполнение основной надписи, технических требований;

• принимать только полностью законченный чертеж; окончательная проверка чертежа в тонких линиях снижает чувство ответственности курсантов.

Итогом всего процесса проверки графических работ является объективная оценка, которая позволяет принимать необходимые меры к устранению недочетов, к повышению качества обучения.

Список литературы

1. Вышнепольский И.С. Преподавание черчения в средних профессиональнотехнических училищах. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального

образования. - Екатеринбург: Изд. Уральский государственный

профессионально-педагогический университет, 2000. - 258 с.

3. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых. // Психологическая наука и образование. - 2004. № 3.

4. Кузьменко В.И., Косолапов М.А. Методика преподавания черчения. -М.: Просвещение, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.