Научная статья на тему 'Самопроверка графических работ как компонент проектноконструкторских компетенций будущих инженеров'

Самопроверка графических работ как компонент проектноконструкторских компетенций будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухарова Галина Дмитриевна, Вох Елена Павловна

В статье определен состав проектно-конструкторских компетенций будущих инженеров, выявлена их структура, представлены некоторые методические аспекты осуществления самопроверки графических работ обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самопроверка графических работ как компонент проектноконструкторских компетенций будущих инженеров»

УДК 358.071 ББК 74. 51

Бухарова Галина Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор г. Екатеринбург Box Елена Павловна

преподаватель г. Екатеринбург

Самопроверка графических работ как компонент проектно-конструкторских компетенций будущих инженеров

В статье определен состав проектно-конструкторских компетенций будущих инженеров, выявлена их структура, представлены некоторые методические аспекты осуществления самопроверки графических работ обучаемых.

В настоящее время в России разрабатываются стандарты третьего поколения, которые должны отвечать требованиям новой структуры высшего образования и основываться на компетентностном подходе, т.е. вести к формированию компетенций и компетентностей. В частности, по поводу определения понятия компетенция есть разные мнения ученых. Компетенция -совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов [4]; компетенция - это знания в действии, умения и навыки выполнения деятельности, интегративные деятельностные конструкты, включенные в реальную ситуацию и направленные на достижение конкретного результата [1]; компетенция - это способность использовать знания, умения, навыки, способности в будущей профессиональной деятельности [3].

Дисциплина «Инженерная графика» является базовой для технических дисциплин, при изучении которой формируются проектно-конструкторские компетенции будущих инженеров, которые имеют большое значение при освоении деталей машин, пожарной техники, пожарной профилактики. Под проектно-конструкторскими компетенциями мы понимаем обобщенные способы действий, основанные на полученных знаниях, умениях и навыках применения стандартов и правил выполнения чертежей, способности свободного владения конструкторской документацией, которые позволяют оперативно в ней ориентироваться и применять в профессиональной деятельности будущего инженера.

Особенностью формирования и развития компетенций является самостоятельность студентов, их самостоятельная познавательная деятельность, нацеленная на будущую профессиональную деятельность; в частности, тематика графических работ должна быть приближена к будущей профессии.

Прежде чем определить структуру проектно-конструкторских компетенций, уточним их состав [2]:

1. Знания об элементах чертежа:

• точное представление каждого элемента, т.е. детализированный образ, отражающий в наглядной форме основные характеристики элемента;

• понимание назначения чертежа, для достижения этого соотносят элемент чертежа с теми особенностями предмета, которые изображаются с его помощью;

• знание правил начертания элементов чертежа. «Графическое знание всегда есть знание дела. Условием его формирования является не только демонстрация образов и моделей, но и практические работы» [2];

• владение приемами работы чертежными инструментами, т.е. студент мог легко, точно, почти автоматически обращаться с чертежными инструментами. Это является условием успешного построения рабочих чертежей;

2. Чтение чертежа, при котором на основе восприятия плоскостного изображения мысленно, в результате целой системы умственных действий, воссоздается форма объемного предмета и выясняются данные, необходимые для его изготовления. Чтение чертежа состоит из двух этапов:

предварительное ознакомление: знакомство с основной надписью, определение количества изображений их назначения;

- подробный обзор чертежа: представление общей формы изделия, расчленение изделия на части и определение формы каждой из них, установление размеров изделия и его элементов.

Проектно-конструкторские компетенции относятся к разряду специальных компетенций, которыми должен владеть будущий инженер пожарной безопасности. Структура проектно-конструкторских компетенций будущих инженеров включает:

1. Знания:

• о методах проектирования и способах решения пространственных задач на плоскости;

• об основах государственной системы стандартизации, о единой системе конструкторской документации и системе проектной документации для строительства;

• о нормах по оформлению проектной и конструкторской документации;

• стадиях разработки изделий и графических документов на них;

• об основных элементах зданий и сооружений;

• об основных направлениях развития техники и строительства;

2. Умения:

• строить, читать чертежи и схемы конструкций, технических и строительных изделий;

• использовать правила и алгоритмы теории построения чертежей при разработке сборочных единиц, конструкций, зданий и сооружений;

• умение принимать решения в нестандартных ситуациях в максимально короткое время, уверенно ориентируясь в конструкторской документации;

• выполнять конструкторские разработки новых видов систем и отдельных устройств;

• применять графические способы передачи информации и их использование при разработке конструкторской документации;

3. Анализ:

• конструкции изделия, принципа действия, взаимодействия ее составных частей;

• рациональных способов и альтернативных приемов решения графических задач;

4. Оценивание:

• осуществление контроля проектной документации, самоконтроля по заранее составленной схеме алгоритма проверки чертежа;

• выявление и устранение в графических работах ошибок и неточностей. Компонентом проектно-конструкторских компетенций является проверка

и самопроверка графических работ, которая имеет особое значение для развития самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Инженерная графика». Своевременность контроля, правильная его организация способствует рациональному регулированию учебного процесса, обеспечивают ход самостоятельной познавательной деятельности на высоком интеллектуальном уровне, стимулируют самостоятельное стремление по поиску новых приемов решения графических задач. Приемы проверки чертежа не должны быть секретом для студентов. Повышению интереса к дисциплине способствует самопроверка, взаимопроверка графических работ студентами.

Проверку чертежей следует проводить по определенной системе. Даже внимательный общий осмотр и анализ не позволяет определить все ошибки и

систематизировать их. Для ускорения проверки, самопроверки графических работ, например, используется следующая схема:

1. Основная задача упражнения, задания;

2. Компоновка чертежа;

3. Оформление чертежа (линии чертежа, шрифт, основная надпись);

4. Нанесения размеров согласно ГОСТ 2.307-68:

• размеры характерных элементов (окружностей, дуг, выступов, впадин);

• координирующие размеры;

• габаритные размеры;

• количество размеров по длине, ширине и высоте детали;

• наличие лишних и повторяющихся размеров;

• определение правильности выбора баз отсчета;

5. Расположение проекций в проекционной связи;

6. Выполнения геометрических построений;

7. Построения аксонометрических проекций по ГОСТ 2.317-69;

8. Построения развертки геометрических тел.

Приведенная схема дает возможность осуществить относительно полную и безошибочную проверку чертежа с наименьшей утомляемостью преподавателя, затратой труда и времени.

В помощь студентам для осуществления самопроверки графических работ предлагается обобщенный алгоритм проверки чертежей, составляемый на занятии студентами вместе с преподавателем, пользуясь которым они упорядочивают свою деятельность по нахождению неточностей, ошибок, неверных обозначений. По алгоритму отслеживаются в логической последовательности наличие и качество выполнения основных операций графической работы. Обобщенный алгоритм проверки и самопроверки чертежа выполняет обучающую, организующую функции, повышает интерес к дисциплине, так как вооружает студентов знанием общих методов графических построений, выполнения и чтения чертежей, использования

учебной, справочной и нормативной литературы. В дальнейшем он позволяет студентам осуществлять самоконтроль за своей самостоятельной познавательной деятельностью, ориентирует их не на механическое запоминание, а на творческую, преобразующую деятельность.

Алгоритм проверки чертежа составляется по каждому разделу отдельно, отмечая контрольные позиции, которые следует проверить. Общее в каждом чертеже, независимо от раздела или темы курса - это оформление чертежа, где необходимо обратить внимание на выбранный формат по ГОСТ 2.301-68, масштабы по ГОСТ 2.302-68, основную надпись по ГОСТ 2.108-68, линии чертежа по ГОСТ 2.303-68, шрифт по ГОСТ 2.304-68. На всех чертежах проверяется правильность нанесения размеров по ГОСТ 2.307-68.

В работах по разделу «Начертательная геометрия» студенты должны ориентироваться в приемах изображения пространственных форм на плоскости, например, в нахождении общих точек пересекающихся геометрических тел. Основой для достижения этого является образное, пространственное мышление. Поэтому при проверке графических работ по разделу «Начертательная геометрия» главным фактором следует считать способность студента представлять в пространстве плоское изображение и пространственное на плоскости, а также немаловажное значение имеют навыки конструирования. Следовательно, проверка работ преподавателем должна проводиться в присутствии студента при личном эвристическом контакте, в противном случае будут оценены лишь графические умения.

Алгоритм проверки, самопроверки чертежа дает возможность задуматься каждому студенту о результате своей графической деятельности, способствует формированию проектно-конструкторских компетенций, систематизирует самостоятельную познавательную деятельность по проверке графических работ, помогает не только проверить чертежи, но еще в процессе их выполнения принимать правильные, рациональные решения.

Библиографический список

1. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенций у обучаемых [Текст] / Э.Ф. Зеер // Психологическая наука и образование, 2004. - №3. - С. 5-11.

2. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М. : Педагогика, 1991. -444с.

3. Шадриков В.Д.. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня, 2004. - №8. - С. 26-31.

4. Хуторской A.B.. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / A.B. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.