САМОКОНТРОЛЬ КАК КОМПОНЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Е.П. ВОХ
В современных условиях рыночных экономики выдвигается задача подготовки конкурентоспособного творческого специалиста, обладающего широкой профессиональной ориентацией, способного к постоянному профессиональному саморазвитию, самообразованию, умеющему принимать ответственные решения. Одним из условий, обеспечивающим ее решение, является формирование самостоятельной познавательной деятельности студентов. Самостоятельную познавательную деятельность студентов можно определить как мотивационный, систематический, индивидуальный процесс познания, направленный на развитие способностей личности, состоящий из постановки цели, осмысления проблемы, задачи, выбора путей и средств ее достижения, выполнения собственными силами при осуществлении самоконтроля.
Главный отличительный признак самостоятельной познавательной деятельности не только в том, что студенты работают без помощи преподавателя, а в том, что «цель деятельности несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью» [4]. То есть содержание каждого действия студента осознается им и становится целью этого действия. Иначе говоря, познавательная деятельность студентов это полное совпадение содержания цели деятельности с целью управления этой деятельностью.
Базовой дисциплиной для технических специальных дисциплин вуза является Инженерная графика. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов по данной дисциплине включает следующие этапы: определение, осознание целей и способов решения поставленных графических задач; ознакомление с источниками информации: нормативной и специальной литературой, конспектами лекций, конструкторскими образцами, моделями; повторение пройденного и осмысление содержания нового материала, сопоставление с содержанием предыдущих занятий и заданий; обдумывание и принятие рационального решения графического задания; практическое выполнение графического задания; самоконтроль процесса реализации и самопроверка результата выполнения графического задания; самооценка результата самостоятельной познавательной деятельности, внесение коррективов в ее ведение [1].
Для развития самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Инженерная графика» особое значение имеет проверка преподавателем и самопроверка студентом графических работ. Своевременность самоконтроля, правильная его организация способствует рациональному регулированию учебного процесса, обеспечивают ход познавательной деятельности на высоком интеллектуальном уровне, стимулируют самостоятельное стремление по поиску новых приемов решения графических задач.
Одной из функций руководства и управления педагогическим процессом является контроль, сопровождающий учебную деятельность на всех этапах. В соответствии с принципами обучения контроль должен быть научно обоснованным, систематическим и последовательным, обеспечивать активность студентов, побуждать к самостоятельной познавательной деятельности, способствовать формированию прочных знаний, умений, навыков, иначе говоря, формированию компетентного специалиста. Содержание контроля меняется в зависимости от содержания дидактических задач. На первоначальном этапе усвоения студентами новых знаний важно воспроизведение ранее изученного материала по данной дисциплине, в частности, «Инженерная графика», установление внутрипредметных и межпредметных связей, проверяется знание студентов основных правил оформления чертежей, выполнения простейших графических построений, умения пользоваться чертежными
инструментами. Здесь же выявляются недостатки и пробелы в работе студентов, а также причины их возникновения, что дает возможность преподавателю в нахождении путей их устранения. На этом этапе должны контролироваться вопросы, имеющие первостепенное значение для данной дисциплины. Содержание контроля меняется в зависимости от места осуществления его на занятии, в процессе изучения темы, раздела программы и всего курса в целом. В связи с этим контроль подразделяется на текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль. Для осуществления различных видов контроля используются методы контроля - это способы, при помощи которых обеспечивается обратная связь, т.е. извещение преподавателя о содержании и эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов. Методы контроля, применительно к дисциплине «Инженерная графика», можно сгруппировать следующим образом: методы устного контроля, например, беседа, чтение чертежа, схемы, сообщение о порядке выполнения графической работы; методы письменного контроля, например, тесты, письменные контрольные работы, составление кроссвордов; методы графического контроля, к примеру, работы по выполнению эскизов, чертежей, схем, технических рисунков, аксонометрических изображений; методы практического контроля, в частности, чтение конструкторской документации, машиностроительных и строительных чертежей, схем и т.п.; метод контроля - наблюдение дает достаточную информацию о самостоятельной познавательной деятельности каждого студента, ее активности, что позволяет накапливать факты, предупреждать ошибки и неточности.
Назначение методов контроля и самоконтроля по дисциплине «Инженерная графика» состоит в том, чтобы побуждать студентов к самостоятельному нахождению рационального решения и выполнения графической работы, к применению компетенций в практической деятельности, возможности осуществления творческой деятельности. Методы контроля и самоконтроля призваны содействовать активному, самостоятельному и творческому мышлению, точности, аккуратности, высокой графической культуры. Под самоконтролем понимают проверку собственными силами самого себя, своей работы, своих знаний и регулирование их путем внесения соответствующих коррективов [3]. Эффективность контроля в значительной степени зависит от его организации в процессе обучения, т.е. от его своевременности, возможности дать полную и достоверную информацию об учебной работе студентов. Нечеткость организации контроля может негативно сказаться на активности самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Индивидуальные особенности студентов, степень их подготовки и развития требуют организации индивидуальных форм контроля, которые позволяют выявить уровень компетенций каждого студента, также своевременно и обоснованно оказать необходимую помощь. Использование дифференцированного обучения - один из путей повышения качества индивидуального контроля. Контроль преподавателя неразрывно связан с обучением студентов самоконтролю, что в итоге повышает их интерес, активность, ответственность, уверенность в собственных силах.
Эффективное управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов базируется на точном знании результатов обучения. Это необходимо для того, чтобы оперативно оказать целенаправленное воздействие на содержание и методику познавательной деятельности студентов. Иначе говоря, необходима обратная связь студент - преподаватель, под которой следует понимать всю информацию об обучаемом, получаемую в ходе учебного процесса [5]. Контроль «преподаватель - студент» является внешней обратной связью, самоконтроль студента -внутренней обратной связью. Между контролем и самоконтролем существует тесная взаимосвязь. Психолого-педагогическая сущность контроля в учебном процессе лежит в организации помощи студентам. В связи с этим, особое значение имеет индивидуальное собеседование, т.к. преподаватель непосредственно общается со
студентом по определенной проблеме. Информация преподавателю поступает при выполнении самостоятельных графических работ, устных упражнений по чтению чертежей деталей, сборочных единиц, схем, строительной документации. Такую обратную связь можно назвать текущей. В своей практике преподаватель использует ретроспективную обратную связь, включающую различные формы контроля: письменные контрольные работы, тестовый опрос, зачеты. Эта информация дает представление о том, как работал студент на самоподготовке и на занятиях, в чем он хорошо ориентируется, какие есть пробелы. Немаловажное значение имеет внутренняя обратная связь, означающая самоконтроль. Под самоконтролем понимают умственные, двигательные и чувственные компоненты процесса деятельности человека, позволяющие ему, на основе поставленной цели и намеченного плана, следить за своими действиями и результатами этих действий и на основе этого сознательно регулировать их [2]. Информацию об уровне своей компетенции, рекомендуемой программой, студент получает не от преподавателя, а от самого себя. Необходимость самоконтроля возникает при росте познавательного интереса к дисциплине «Инженерная графика», основанного на любознательности, пространственном воображении при решении графических задач, особенно творческого характера. Правильная организация самоконтроля важна для становления будущих специалистов, т.к. навыки самостоятельной деятельности окажут им неоценимую услугу в будущем, позволят принять правильные решения в сложных жизненных ситуациях.
Проверка и самопроверка графических работ предназначена, чтобы получить информацию о характере протекания познавательной деятельности студентов и выполнении ими самостоятельной графической работы; определить трудности, ошибки на чертежах и обусловившие их причины; выявить эффективность организации самостоятельной графической работы и наметить необходимые приемы на будущее; определить глубину, объем, действенность полученных знаний. Самопроверка помогает студенту получить информацию о своей графической деятельности, отметить ошибки и неверные решения, чтобы проанализировать и провести их коррекцию. Самое важное выработать правильное отношение к дисциплине «Инженерная графика», как базовой для будущего специалиста. Нужно стремиться, чтобы требования преподавателя к чертежу стали требованиями самих студентов, для чего необходимо выработать навыки самостоятельной проверки чертежей, уметь направить студентов на поиск ошибок. Кроме того, преподаватель должен внушить студентам, что исправление ошибки - это полдела, надо суметь защитить, доказать свою правоту. Обычно это заставляет студентов более ответственно подойти к проверке чертежа.
Как проверку, так и самопроверку чертежей следует проводить по определенной системе. Даже внимательный общий осмотр и анализ не позволяет определить все ошибки и систематизировать их. Для ускорения самопроверки графических работ на занятиях студентами под руководством преподавателя составляется алгоритм проверки чертежа, пользуясь которым студенты находят и устраняют ошибки в своих графических работах. Алгоритм дает возможность задуматься каждому студенту о результате своей деятельности, призван систематизировать самостоятельную познавательную деятельность по проверке графических работ, чтобы у студентов выстроилась стройная схема, которая поможет не только проверить чертежи, но еще в процессе их выполнения принимать правильные, рациональные решения.
Например, используется следующая схема самопроверки чертежа: основная задача упражнения, задания; компоновка чертежа; оформление чертежа (линии чертежа, их соотношение по толщине, размеры конструктивных элементов); заполнение основной надписи; правильность нанесения размеров: размеры
характерных элементов (окружностей, дуг, выступов, впадин); координирующие
размеры (между центровыми линиями, выступами, впадинами); габаритные размеры; количество размеров по длине, ширине и высоте детали; наличие лишних и повторяющихся размеров; определение правильности выбора баз отсчета; проверка правильности нанесения размеров, согласно ГОСТ 2.307-68 (размерные числа, размерные стрелки, размерные и выносные линии, условности в простановке размеров). Приведенная схема дает возможность осуществить относительно полную и безошибочную проверку чертежа с наименьшей утомляемостью студента, затратой труда и времени.
Для развития самостоятельной деятельности нужно учитывать не только психологический климат на занятии, но и психологическое влияние проверки графических работ на курсантов. Очень важно тактичное комментирование проверенной работы. Важно указать не только на слабо выполненные работы, рассказать о недостатках, но и отметить успехи слабо успевающих студентов, внушить им уверенность в своих силах, а также умело использовать похвалу в адрес хорошо успевающих. Моральная поддержка является стимулирующим фактором для достижения положительных результатов по дисциплине. Алгоритм проверки чертежа составляется по каждому разделу отдельно, отмечая контрольные позиции, которые следует проверить.
В работах по разделу «Начертательная геометрия» студенты должны ориентироваться в приемах изображения пространственных форм на плоскости, например, в нахождении общих точек пересекающихся геометрических тел. Основой для достижения этого является образное, пространственное мышление. Поэтому при проверке графических работ по разделу «Начертательная геометрия» главным фактором следует считать способность студента представлять в пространстве плоское изображение и пространственное на плоскости, а также немаловажное значение имеют навыки конструирования. Следовательно, проверка работ должна проводиться в присутствии студента при личном эвристическом контакте, в противном случае будут оценены лишь графические умения.
При проверке машиностроительных чертежей обращается внимание на умение студентов применять условности изображений, установленные стандартами, умение читать сборочные чертежи изделий. Как показывает практика, имеет смысл предложить студентам плакаты с типичными ошибками, чтобы предупредить их появление в графических работах. На этих плакатах представлены верные и неверные варианты чертежей деталей, их аксонометрических изображений, отдельных элементов строительных конструкций. С целью исключения несамостоятельности выполнения студентами графических работ необходимо проводить индивидуальную беседу с каждым студентом по выполненной работе; подобрать такие задания для графической работы, чтобы основную ее часть студенты могли выполнить на практическом занятии, а на самоподготовку оставалось только оформление чертежа, его обводка, заполнение основной надписи, технических требований; принимать только полностью законченный чертеж, окончательная проверка чертежа в тонких линиях снижает чувство ответственности студентов; по завершении и проверке графических работ их следует хранить в кабинете инженерной графики.
Итогом всего процесса проверки графических работ является объективная оценка, которая позволяет принимать необходимые меры для устранения недочетов, повышения качества обучения.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых// Психологическая наука и образование. -2004.- №3.- с.5-11. 2 Ковалевская В.А., Ковалевский ИГ. Из опыта организации (самоконтроля школьников//Физика в школе-:1990. №4.
3. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979.
4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: ВШ, 1980
5. Розов С.В. Руководство к преподаванию черчения. - М.: Машиностроение, 1968.