средней общеобразовательной школы. М.: НИИ СО и УК АПН СССР, 1991. 23 с.
14. Andretta S. Transliteracy: take a walk on the wild side [Electronic resources] / S. Andretta // World Library and Information Congress: 75th IFLA General Conference and Assembly «Libraries create futures: Building on cultural heritage» (23-27 August 2009, Milan, Italy). Access mode: http://www.ifla.org.
15. Cordes S. Horizons Broad: The Role of Multimodal Literacy in 21st Century Library Instruction / S. Cordes // World Library and Information Congress: 75th IFLA General Conference and Assembly «Libraries create futures: Building on cultural heritage» (23-27 August 2009, Milan, Italy). Access mode:
http://www.ifla.org.
16. Cooley Ch.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / ed. By B. Berelson, M. Janowitz. N.Y., 1953.
17. Media education. Paris: UNESCO, 1984. 93p.
18. McQuail D. Mass Communication Theory. An Introduction. Sage Publication, 1994.
19. Williams R. Keywords a Vocabulary of Culture and Society. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1976. P. 169-170; 62-63.
20. Janowitz M. The Study of Mass Communication, in: International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 3. N.Y.: Macmil-lan and Free Press, 1968. P. 41-53.
УДК 518.5: 681.3
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ
М.А. Иванова, С.Б. Клименкова, Е.Ю. Воронина
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
На кафедре начертательной геометрии и технического черчения Иркутского государственного технического университета проводится разработка методики и организация ряда деловых игр, являющихся разновидностью имитационных методов обучения. Моделируя реальные производственные проблемы и ситуации, такие методы позволяют приблизить обучение к производству, формируя профессиональные компетенции, повышают активность студентов, воспитывают у них самостоятельность, коллективизм, ответственность за результат работы. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: инженерная графика; манипуляционные методы; деловая игра; пространственное мышление; графические работы; элемент творчества.
DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE-GEOMETRICAL THINKING IN STUDENTS'CREATIVE WORK WHEN
STUDYING ENGINEERING GRAPHICS
M.A. Ivanova, S.B. Klimenkova, E.Y. Voronina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The Department of Descriptive Geometry and Technical Drawing of the Irkutsk State Technical University develops methods and organizes a number of business games that represent a kind of simulation teaching methods. Modeling real industrial problems and situations, such methods can bring the training nearer to production by forming professional competencies, increasing the activity of students, raising their self-sufficiency, ability to teamwork, responsibility for the result. 2 sources.
Key words: engineering graphics; manipulation methods; business game; spatial thinking; graphic works; creativity element.
Развитие пространственного мышления обучающихся необходимо для формирования и развития инженерной интуиции и конструкторских способностей будущих бакалавров и специалистов. Системное усвоение знаний студентами при обучении и их созна-
тельная активность во время практических и/или лабораторных занятий способствуют развитию конструктивно-геометрического мышления студентов.
Согласно Государственному образовательному стандарту, общая профессиональная дисциплина
1Иванова Маргарита Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и технического черчения, тел.: (3952) 405152, e-mail: [email protected]
Ivanova Margarita, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Descriptive Geometry and Technical Drawing, tel.: (3952) 405152, e-mail: [email protected]
2Клименкова Светлана Богдановна, кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и технического черчения, тел.: (3952) 405152, e-mail: [email protected]
Klimenkova Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Descriptive Geometry and Technical Drawing, tel.: (3952) 405152, e-mail: [email protected]
3Воронина Евгения Юрьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и технического черчения, тел.: (3952) 405152, e-mail: [email protected]
Voronina Evgeniya, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Descriptive Geometry and Technical Drawing, tel.: (3952) 405152, e-mail: [email protected]
«Инженерная графика» осваивается студентами в течение 144 часов. Часть этого времени (70 часов) отводится на аудиторные формы работы (лекции и практические (семинарские) занятия и другие виды аудиторных занятий), которые проводятся при непосредственном участии преподавателя. Вторая часть установленных стандартом часов (60 часов) отводится для самостоятельной, или внеаудиторной, работы студентов.
Смещение акцента в обучении на самостоятельное изучение студентами целых разделов курсов графических дисциплин обуславливает актуальность поиска новых форм и методов преподавания с целью сохранения эффективности учебного процесса. К таким инновационным методам следует отнести методы активного обучения и прежде всего имитационные.
Под самостоятельной работой студентов в практике преподавания понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инженерная графика» является формирование профессиональной компетентности будущего бакалавра или специалиста. В процессе изучения дисциплины студент должен приобрести знания и умения, необходимые для профессионального становления. В дальнейшем обучающийся сможет: применять полученные фундаментальные общеинженерные знания, сочетая теорию и практику для решения инженерных задач; использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; выполнять требования национальных и международных стандартов в области профессиональной деятельности; осуществлять выбор материалов для изделий различного назначения с учетом эксплуатационных требований и охраны окружающей среды; выполнять элементы проектов; использовать стандартные программные средства при проектировании.
Самостоятельная работа студентов при изучении графических дисциплин также способствует развитию конструктивно-геометрического мышления:
- овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;
- формирование опыта собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы.
1. Подготовительный этап - определение целей, задач, составление программы (плана) с указанием видов работы, её сроков, результатов и форм контроля; подготовка методического обеспечения, согласование самостоятельной работы с преподавателем.
2. Основной этап - реализация программы (плана) самостоятельной работы, использование приемов поиска информации, усвоение, переработка, применение и передача знаний, фиксирование результатов работы. На основном этапе студент может получить консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его самостоятельной работой.
3. Заключительный этап - анализ результатов и их систематизация, оценка продуктивности и эффективности проделанной работы, формулирование выводов о дальнейших направлениях работы.
Первичную информацию, полученную на лекциях, студенты должны самостоятельно и подробно прорабатывать. Им следует найти рассмотренные темы в учебной литературе, прочитать, ответить на предлагаемые лектором вопросы; дополнить конспекты лекций; повторить решение рассмотренных примеров по изучаемой теме; решить типовые задачи - упражнения, и выполнить тесты, предусмотренные курсом для самостоятельной работы.
Для закрепления вопросов теории по инженерной графике и приобретения навыков черчения студенты сдают графические контрольные работы: некоторые из них выполняются только самостоятельно и требуют от учащихся творческих усилий, другие - в два этапа: решение задачи в тонких линиях, проводится ее проверка преподавателем, а затем дома студент исправляет ошибки и окончательно оформляет работу. Такая необходимость возникает из-за нехватки времени при выполнении чертежей в аудитории. Для лучшего усвоения материала заранее требуется вычерчивать заготовки изображений дома, а на занятиях выполнять задание вслед за преподавателем, поясняющим на доске приемы решения типовых задач. Такой способ приводит к улучшению усвоения материала, определению отличительных особенностей задач данного раздела курса. Такие графические контрольные работы имеют две оценки: за аудиторную и домашнюю части работы. При этом независимо от вида самостоятельной работы критериями оценки конструктивно-геометрического мышления творческой самостоятельной работы могут считаться:
1) умение проводить анализ;
2) умение выделить главное (в том числе умение ранжировать проблемы);
3) самостоятельность в поиске, то есть способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;
4) умение использовать свои собственные примеры и наблюдения;
5) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;
6) умение применять свои знания для ответа на вопросы.
Опыт преподавания инженерной графики показывает, что обеспечить интерес к дисциплине можно за счет следующих принципов: разнообразия применяемых методов, наглядности обучения, доступности материала путем перехода от простого к более сложному, от известного к неизвестному при установлении
связи нового со старым, известным, путем расчленения сложного на более простые элементы.
Примером расчленения учебного материала в изучении дисциплины «Инженерная графика» служат структурно и методически согласованные разделы «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Компьютерная графика». Прием изучения вопроса о нанесении размеров: в начале курса изучают, как наносить размеры, далее - какие наносить размеры, и в заключение рассматривается возможность разделения размеров по слоям и технологическим схемам.
Аксонометрические проекции следует изучать параллельно с построением комплексных чертежей, иначе вслед за преподавателем студенты выполняют наглядные изображения с ошибками. Наоборот, своевременно полученные сведения по аксонометрии позволяют студентам быстрее и правильнее использовать наглядные изображения при составлении комплексных чертежей, развивают пространственно-геометрическое мышление, а значит, закрепляют полученные знания и навыки.
В практике преподавания графических дисциплин тема «Проекционное черчение», а именно расположение видов (проекций) на чертежах, изучается в два приема: проекции на три основные плоскости в курсе начертательной геометрии в процессе создания чертежей, а проекции на вспомогательные плоскости (местные и дополнительные виды) - в машиностроительном черчении при чтении чертежей. Эта тема требует от учащихся разнообразных знаний и навыков: проецирования на дополнительные плоскости (метод замены плоскостей проекций, плоскопараллельный перенос); способов образования геометрических форм (вращение, перенос, винтовое движение); умения расчленить сложную форму детали на простые геометрические тела (способы задания поверхностей на чертежах); использования размеров и баз для определения формы элементов детали; умения правильно по ГОСТу нанести эти размеры.
При изучении темы «Поверхности» следует учитывать специализацию студентов и изучать различные виды поверхностей сложного образования, такие как поверхности одинакового ската. Для строительных специальностей, например, нужны косые плоскости, цилиндроиды (образование откосов набережных, сводов и др.).
Существенным недостатком в области применения методов преподавания является недооценка теории в разделах курса «Инженерная и компьютерная графика». Многолетний опыт преподавания показывает, что считать данный курс исключительно практическим предметом неверно, необходимо системно излагать теоретический материал курса, сообщать учащимся методику решения разнообразных задач данного раздела, обосновывать принятые условности при изображении тех или иных деталей машин.
В настоящее время среди специалистов существует мнение, что не следует вычерчивать на доске геометрическое построение, комплексный чертеж или аксонометрию детали, сопровождая это краткими пояснениями, с тем чтобы студенты зарисовывали то же
самое в тетрадях и использовали в качестве материала для выполнения чертежа. Данный метод исключает творческую деятельность учащихся, не способствует развитию геометрического мышления и в лучшем случае служит для совершенствования техники черчения, не развивая пространственного представления.
Важно учитывать конструктивно-геометрический элемент при выполнении обучающимися самостоятельных индивидуальных заданий. Самым главным требованием к составляемым сотрудниками кафедры заданиям является придание им такого вида и характера, которые потребуют при их выполнении творческих усилий, а именно исключат возможность копирования размещения изображений на чертеже или простановку размеров, а также выбор главного вида и количества достаточных изображений. Возможно применение смешанных вариантов заданий. Например, в курсе «Начертательная геометрия» построение поверхностей вращения со сквозным окном заключается не только в изображении конуса или цилиндра, а применяется составное геометрическое тело со сквозным отверстием и (или) секущей плоскостью, или поверхность с двумя отверстиями - горизонтальным и вертикальным. В курсе «Инженерная графика», например, диаметры резьбы болта или шпильки при конструктивном расчете заданы так, чтобы студент самостоятельно смог использовать масштаб или условный разрыв стержня и поупражняться в применении стандартов и соблюдении требований компоновки изображений, выбора формата.
При организации самостоятельной работы студентов по курсу инженерной графики преподаватели создают условия, при которых учебный материал воспринимался бы легко, способствуя последовательному развитию пространственного мышления. Не следует, например, заставлять учащихся, только что приступивших к изучению курса, осваивать все типы линий, имеющиеся в стандарте. Так как линии разрезов, сечений, линии контуров наложенных проекций, линии очертания габаритов и др. будут ими усвоены более легко, сознательно и с меньшей затратой времени в соответствующем разделе курса (при изучении разрезов, сборочных чертежей и т.д.).
На кафедре начертательной геометрии и технического черчения ИрГТУ проводится разработка методик и организация деловых игр, являющихся разновидностью имитационных методов обучения. Моделируя реальные производственные проблемы и ситуации, такие методы позволяют приблизить обучение к производству, формируя профессиональные компетенции, повышают активность студентов, воспитывают у них самостоятельность, коллективизм, ответственность за результат работы.
Для применения на практических занятиях и промежуточного контроля, разработанные ситуационные задачи были реорганизованы в одну. При этом учтено, что во всех конструкторских бюро одним из важнейших видов инженерной работы, наряду с собственно конструированием, является так называемый нормо-контроль, то есть проверка чертежей и других конструкторских документов на соответствие их стандар-
там [1]. Ситуацию можно смоделировать на игровой основе с первых дней изучения графических дисциплин. Это дает возможность студентам постепенно восстановить в памяти школьные знания или пробелы в них и подготовиться к проведению деловой игры по темам курса инженерной графики на завершающем этапе обучения. Реорганизованная таким образом ситуационная задача получила соответствующее название "Нормоконтроль".
Учебная игра "Нормоконтроль" преследует следующие цели:
1) ознакомить студентов с целями, содержанием и методикой нормоконтроля конструкторской документации (ГОСТ 2.111-68), привить первоначальные умения и навыки в его осуществлении;
2) повысить уровень графической подготовки студентов;
3) развить внимание;
4) активизировать самостоятельную работу студентов по инженерно-графическим дисциплинам;
5) воспитать у участников игры чувства коллективизма и взаимовыручки;
6) сэкономить время, затрачиваемое на выявление и устранение простых ошибок при выполнении чертежей.
По нашему мнению, хорошее качество учебных графических работ не может быть достигнуто при установлении жестких требований к учащимся, начиная с их первой самостоятельной работы. Особое внимание уделяется модели, то есть анализу условий задачи и выбору алгоритма ее решения. Обучение ведется на основе теории поэтапного формирования умственной деятельности, учащимся предлагаются задачи по возрастающей степени сложности. При приеме первых работ проявляется достаточная строгость, но в пределах разумной требовательности. Более высокий уровень пространственной мыслительной деятельности достигается при решении творческих задач с вариативным решением или с неполными исходными данными. Учебная игра позволяет воспитать у студентов самостоятельность и ответственность за результаты своей работы.
Надо иметь в виду, что чертеж является не самоцелью, а лишь средством обучения. С другой стороны, известно, что техника выполнения чертежей и особенно их надписывания не приходит сама собой, а вырабатывается постепенно. При изучении дисциплины имеются большие возможности для воспитания у учащихся точности, аккуратности, терпения, привычки доводить дело до конца. Четкости и аккуратности требует неукоснительное соблюдение правил и норм, установленных стандартом на чертежи. Студенты привыкают к тому, что в изучении курса нет мелочей: за каждой линией, за каждым знаком скрываются существенные положения, без учета которых не могут быть изготовлены те или иные изделия.
Процесс обучения выполнению чертежей достаточно сложный и длительный. Он заключается в усвоении учащимися знаний путем запоминания, в приобретении и закреплении умений и навыков. Особенно длительным процессом является закрепление навы-
ков. Для того чтобы освоить, например, приемы написания букв и цифр стандартного шрифта, требуется несколько часов, а для того, чтобы научиться быстро и без особых усилий (автоматически) выполнять надписи таким шрифтом, требуется длительная тренировка.
Имитационные игровые методы обучения, разработанные сотрудниками кафедры как активные методы, отвечают ряду общих и дополнительных требований.
К общим требованиям относятся:
1) принудительная активизация мышления обучаемых, когда студент ставится перед необходимостью самостоятельного принятия решения, быстрейшего овладения навыками коллективной деятельности, другими практическими вопросами. Это соответствует и личностной установке обучаемого, его целевым задачам - восполнить существующий пробел в знаниях и практических навыках;
2) продолжительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс - способствует распространению новых научных знаний, передового опыта в массовой практике;
3) самостоятельная выработка решений - для развития творческого мышления в решении различных вопросов;
4) постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей - создает условия для научного анализа деловых качеств студентов, правильного подбора и расстановки, создания резерва для творческой деятельности;
5) повышенная степень мотивации и эмоциональности - способствует углублению знаний, освоению передовых методов и форм работы.
Среди дополнительных требований отметим имитацию профессиональной деятельности, взаимодействие обучаемых, наличие и распределение ролей в учебных конструкторских бюро.
На кафедре апробирован ряд игровых ситуационных задач для деловых игр, которые условно можно разделить на задания первого, второго и третьего уровней в соответствии с блочно-модульной системой изучения дисциплины. В заданиях первого уровня ставится задача по нанесению размеров на чертежах деталей.
Задания второго уровня предусматривают:
1) разработку эскизов деталей, как с натуры, так и по словесному описанию их формы и размеров;
2) выполнение рабочих чертежей деталей.
Задания третьего уровня заключаются в составлении и чтении чертежей, а именно:
1) в выполнении расчетов чертежей разъемных соединений;
2) в составлении и выполнении сборочных чертежей по эскизам или рабочим чертежам;
3) в деталировании сборочных чертежей.
Деловые игры, проводимые на последнем, завершающем этапе изучения курса машиностроительного черчения способствуют закреплению практических навыков составления и беглого чтения чертежей, приобретению профессиональных знаний. Одновременно это и качественная проверка пройденной программы.
Одним из главных вопросов в организации учебного процесса является своевременная сдача чертежей, расчетно-графических и курсовых работ, выполнение тестовых заданий. Данная форма контроля знаний поможет самому студенту определить объективный уровень его подготовки и провести самодиагностику пробелов и недостатков в его образовании. Преподавателю позволит внести необходимые корректировки в процесс обучения для совершенствования его содержания, оценить степень усвоения учебного материала студентами за определенный период, выявить успехи в изучении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных студентов и у всей группы в целом, определить качество усвоения пройденного материала.
Система проверки знаний обучающихся является одной из составляющих при изучении разделов начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики, поэтому в составе каждого курса обязательно наличие электронного теста. Тестовый контроль, осуществляемый преподавателем, в сочетании с другими формами контроля и самоконтролем дает возможность каждому студенту адекватно воспринимать результаты обучения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков. Кроме того, много времени при беседе преподавателя со студентом занимает выяснение понимания теоретических основ дисциплины. Таким образом, проверка знания основ предмета позволяет сосредоточиться на конкретных вопросах при проведении консультации со студентом.
В связи с насыщенностью дисциплины графическими заданиями при прохождении тестов студентам требуется значительное количество времени на понимание вопросов и ответы на них. При подготовке тестов сотрудниками кафедры был выработан подход, при котором в качестве задания даются графические изображения, обладающие определенными свойствами. В процессе прохождения теста студент выбирает один из вариантов ответа на вопрос, представленный изображением, или же выбирает правильный вариант изображения из нескольких. Данный подход обеспечивает как единство требований в рамках принятого стандарта, так и способствует повышению объективности проверки знаний студента. Разработка тестовых заданий проводится по трем разделам дисциплины: начертательная геометрия, проекционное и машиностроительное черчение, компьютерная графика.
Нами используется программа AnsTester, состоящая из нескольких модулей: модуля проведения тестов, их создания и редактирования, модуля просмотра результатов тестирования (в том числе и в режиме реального времени) [2].
Один и тот же вариант теста можно использовать для самоконтроля студентов, промежуточного контроля и для простановки итоговой отметки.
Так как самостоятельное тестирование знаний студентами подразумевает наличие комментариев к вопросам, ссылки на чертежи, стандарты и дополнительную литературу, программой предусмотрен ввод дополнительной информации к вопросам. При таком варианте тестирования в настройках не выставляется
время прохождения теста и исключается необходимость результирующей отметки.
На практике проводилось компьютерное тестирование студентов 2010-2011 гг. поступления по дисциплине «Инженерная графика», результаты которого позволили сделать следующие выводы:
1. Для получения наиболее достоверной отметки за пройденный тест недостаточно однократного тестирования, так как имеет место фактор привыкания студента к интерфейсу программы, поэтому необходимо пробное тестирование по теме.
2. Студенты, регулярно проходившие промежуточные этапы модульного тестирования, показали лучшие результаты на итоговом тестировании в сравнении с теми, кто проходил тест в конце обучения дисциплине.
3. На результат тестирования достаточно сильно влияла форма подачи вопроса и его корректность. Так, в случае когда ответы на тестовые вопросы включали в себя разные формы ответа на вопрос (выбор одного правильного ответа из нескольких, выбор нескольких правильных ответов, выбор совпадений из списка, написание ответа с клавиатуры, выбор из выпадающего списка), наблюдалось уменьшение общей отметки, ухудшение сдачи тестов. Причиной этого некоторые студенты назвали отсутствие возможности сосредоточиться на вопросах из-за необходимости отвлечения на то, каким образом на данный вопрос нужно отвечать.
4. Наиболее удобной формой тестовых заданий будет выбор ответа в тесте одним или двумя способами для каждого конкретного теста.
При организации самостоятельной работы учащихся над контрольной графической работой большое внимание уделяется вопросу творчества в планировании этапов выполнения чертежа. Практика показывает, что во многих случаях учащиеся не укладываются в сроки сдачи работ, потому что отводят недостаточно времени на оформление - нанесение размеров и выполнение надписей. Именно эта часть работы очень трудоемка и во многих случаях требует больше времени, чем построение самих изображений.
На данном этапе значимыми являются полученные результаты аудиторной учебной игры "Нормокон-троль", целью которой и было развитие самостоятельного и творческого подхода к выполняемой работе. Рассмотрим результаты на примере. Оценивая альбом самостоятельных графических работ студентов НИ ИрГТУ, обучающихся по направлению «Теплоэнергетика», и проводя итоговое тестирование, нами сделан вывод о сформировавшихся инженерной интуиции и конструкторских способностях. На самостоятельное изучение дополнительных разделов, проработку пропущенных тем, а также правила оформления чертежей и доработку графических работ студенты затрачивают не только время, предусмотренное стандартом на СРС, но и дополнительное, достаточное для понимания, закрепления навыков. При этом повышается активность студентов, а также самостоятельность и ответственность за результат работы.
В результате творческой домашней работы на за-
нятиях с преподавателем обучающиеся узнают новые способы и методы построения чертежей, с пониманием принимают разнообразие предлагаемых задач, легче строят графические модели, развивают конструктивно-геометрическое мышление.
На своевременную сдачу чертежей также влияет организация выдачи заданий преподавателем, учет сдачи чертежей в установленные сроки. Приобретение студентами знаний, умений и навыков по дисциплине и их оценка должны осуществляться систематически, еженедельно. Защита графических работ может быть заменена выполнением тестов по каждой теме.
Введение блочно-модульной системы преподавания, в соответствии с требованиями стандарта, предопределяет возможность оценить усвоение материала дисциплины студентами. Для этого сотрудниками кафедры разрабатывается схема предварительной оценки знаний студентов (входной контроль) и вариантов контрольных графических заданий, выполнение которых является обязательным и минимальным для удовлетворительного усвоения материала по завершению очередного модуля. Разработанные на кафедре «Начертательной геометрии и технического черчения» ИрГТУ методические и учебные карты позволяют контролировать усвоение теоретических вопросов курса, решая задачи I-й и II-й степени сложности, а также творческие усилия, проявляемые студентом при решении задач III-й степени сложности.
При желании обучающиеся имеют возможность улучшить промежуточную или итоговую оценку, выполнив требования более высокой степени сложности - II (оценка хорошо) или III (оценка отлично), а также посещая занятия в группах по подготовке к олимпиа-
де. Данное нововведение и возможность самостоятельного выбора способствует не только осознанию собственных сил и возможностей, но и ответственности при выборе сложного этапа.
Развитие творческой работы учащихся при изучении методов и способов инженерной графики является важным вопросом для дисциплины, что в дальнейшем позволит им создавать машины и комплексы, отвечающие современным требованиям точности, эффективности, надежности и экономичности. Студентам необходимо учиться представлять в пространстве заданные геометрические образы, моделируя их с помощью макетов или графических программ, например AutoCAD, игровых имитационных ситуаций.
Применение разработанной нами активной формы организации занятий позволило:
1. Повысить эффективность изучения и использования студентами положений стандартов на выполнение графических работ.
2. Сократить время работы как студентов над чертежом в аудитории и вне аудитории во время выполнения самостоятельных графических работ, так и время проверки чертежа преподавателем.
3. Студентам аналитически отнестись к выполняемой ими работе.
В дальнейшем сотрудниками кафедры планируется разработка электронных курсов инженерной графики, то есть приёмов сжатой подачи информации, которые позволили бы решить основную задачу дисциплины - составление и чтение чертежей любой сложности. Передача информации будет осуществляться в некоторой логической последовательности в виде схемы или пиктограммы.
Библиографический список
1. Кузнецова Г.В., Иванова М.А., Боженков Г.В. Инновационные способы изучения графических дисциплин. Ч. 1. Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирского института МВД России, 2010. С. 237-240.
2. Иванова М.А., Клименкова С.Б. Применение программно-
го обеспечения для тестирования знаний студентов в процессе изучения «Инженерной графики» // Актуальные проблемы современной науки и образования. Новые образовательные и информационные технологии в подготовке специалистов. Т. IX. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 253-256.