Научная статья на тему 'Инженерно-графическая подготовка специалиста в вузе с использованием информационных технологий'

Инженерно-графическая подготовка специалиста в вузе с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES (IT) / EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL TRAINING / PERSPECTIVE GEOMETRY AND ENGINEERING GRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Григоревский Лев Борисович, Фрейберг Светлана Алексеевна

Анализируются возможности использования информационных технологий при обучении начертательной геометрии и инженерной графике в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Григоревский Лев Борисович, Фрейберг Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies assisted instructions in teaching engineering graphics in educational institution of higher professional training

The article analyses availability of IT in perspective geometry and engineering graphics instruction in educational institution of higher professional training.

Текст научной работы на тему «Инженерно-графическая подготовка специалиста в вузе с использованием информационных технологий»

4. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности [Текст]: монография /

B. А. Адольф, И. Ю. Степанова. - Красноярск, 2005. - 13,5 п. л.

5. Адольф, В. А. «Об информационной культуре замолвим слово ...» (К проблеме определения целей и содержания «информатического» образования в условиях становления информационного общества). [Текст] / В. А. Адольф, И. Ю. Степанов. - М., Информатика и образование. - 2009. - № 2. - С. 3-9.

6. Климова, Т. Е. Метод восхождения в формировании опыта научно-исследовательской деятельности студента [Текст] / Т. Е. Климова, Е. П. Романова, М. В. Романов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 78-85.

7. Середенко, П. В. Подготовка учителя-исследователя в вузе [Текст] / П. В. Середенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -

C. 181-190.

8. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов социальной работы [Текст] / О. А. Корнилова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 176-181.

9. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 87-105.

УДК 378.01

Григоревская Людмила Петровна

Доктор педагогических наук, декан общетехнического факультета, заведующая кафедрой инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», grilp@mail.ru, Братск

Григоревский Лев Борисович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Grigorevskii@ mail.ru, Братск

Фрейберг Светлана Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Frejjberg @ram-bler.ru ,Братск

ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Grigorevskay Ludmila Petrovna

EdD, Dean of the General Technics Faculty, head of Engineering Geometry and Computer Graphics Sub department in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, grilp@mail.ru, Bratsk

Grigorevskii Lev Borisovich

Cand.Ed., reader in Engineering Geometry and Computer Graphics in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, Grigorevskii@mail.ru, Bratsk

Freiberg Svetlana Alekseevna

Reader in Engineering Geometry and Computer Graphics in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, Frejjberg @rambler.ru, Bratsk

INFORMATION TECHNOLOGIES ASSISTED INSTRUCTIONS IN TEACHING ENGINEERING GRAPHICS IN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL TRAINING

В настоящее время процесс внедрения новых информационных технологий в различные отрасли промышленности получил большое развитие. В этой связи инженерно-геометрическая подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях обуславливается новыми критериями. Становится актуальным построение системы обучения инженерной геометрии и компьютерной графике студентов технических специальностей высших учебных заведений в соответствии с требованиями современной педагогической модели, обеспечивающей высококвалифицированную общеинженерную графическую подготовку.

Компьютерные и коммуникационные технологии получили широкое распространение в России. Они положительно повлияли на образовательную сферу как с точки зрения содержания образования, так и в отношении использования компьютерных технологических возможностей для достижения высокого качества целей образования. Компьютер является мощным средством оказания помощи в осмыслении людьми многих явлений и закономерностей. Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления студента, ориентировать его на поиск самостоятельных решений.

Обучение дисциплине «Компьютерная графика» сопровождается с помощью сложного учебно-методического комплекса, являющегося необходимой составляющей общепрофессионального технического образования в вузе. Особое значение в графической подготовке специалиста уделяется компьютерной графике, которая условно делится на несколько направлений:

- двухмерная графика;

- полиграфия;

- web-дизайн;

- мультимедиа;

- 3D-графика и анимация;

- видеомонтаж;

- САПР и деловая графика.

Программы САПР (CAD - computer-aided design) представляют собой векторные программные средства, одним из главных применений которых является их использование в различных областях инженерно-конструк-

торской деятельности. Программными продуктами, соответствующими этому направлению компьютерной графики, являются: Inventor, T-flex, Компас, AutoCAD, ArhiCAD, SolidWorks, Pro/ENGINEER и многие другие. Эти программные средства широко используются в процессе проектирования на крупных предприятиях машиностроительной отрасли, обеспечивая комплексное решение задач по созданию и управлению инженерными данными, включая новейшие средства двухмерного и пространственного моделирования. Особенностью программ этого типа является их предметная направленность. Успешное применение выше названных программ при обучении студентов, предусматривает использование не только знания основ компьютерной графики, но и технологических особенностей объекта проектирования.

Применение новых информационных технологий (НИТ) в образовании описано в научных исследованиях многих авторов: И. Б. Готской, Л. И. Долинер, Е. Н. Пасхина, М. С. Чвановой. Стремительное развитие НИТ определило тенденцию их внедрения в образовательные системы. О существенном росте научного интереса к информационным процессам и использованию НИТ в профессиональном образовании свидетельствуют научные работы ученых-педагогов Г. А. Бордовского, В. В. Алейникова, Г. Ф. Горшкова, А. Л. Денисова.

Авторы поддерживают результаты исследований Т. В. Чемодановой [1; 2], связанные с формированием профессиональных качеств будущих специалистов при изучении «Начертательной геометрии и инженерной графики» с использованием НИТ. В своей работе Т. В. Чемоданова утверждает, что для эффективной подготовки будущих специалистов основные инструменты профессиональной деятельности, используемые технологии и среда информационного обмена и у инженера, и у студента технического вуза должны быть идентичными. Поэтому необходимы аналитические исследования, дающие конкретную информацию о используемых на предприятии отрасли, региона, города пакетах. Практические основы функционирования конструкторских САПР в соответствии с государственными образовательными стандартами изучаются студентами в цикле графических дисциплин, эта задача становится целью и содержанием профессионально - педагогической деятельности преподавателей графических дисциплин. Т. В. Чемоданова этим подчеркивает актуальность проблемы учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Занимаясь исследование новых технологий обучения графическим дисциплинам с использованием компьютерной техники, преподаватели Сибирского федерального университета (г. Красноярск) А. И. Лагерь, Л. Н. Гулидова [3], обобщили опыт компьютерной подготовки специалистов. Авторы считают, что для студентов инженерных специальностей необходимо введение обучающего комплекса, синтезирующего знания общетехнических дисциплин и инженерной графики. Этот комплекс является завершающим этапом обучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике.

Учтена необходимость перехода обучения к новой технологии конструирования конкурентоспособных изделий. Сформирован пакет программных средств, представляющий собой автоматизированную систему по обучению инженерной графике, работающую в трех режимах: обучение, контроль и консультация. Успешно выполнена работа по созданию проектов, включающих новые информационные технологии и органично дополняющих существующие традиционные методы обучения.

Методика начального обучения студентов работе с конструкторским программным пакетом AutoCAD разработана В. Д. Кициевой. На первом этапе знакомства с автоматизированной программой предлагается начать обучение с выполнения двухмерного чертежа, как наиболее привычного для студентов способа создания изображения. Основные сведения о возможностях программного пакета автор излагает не только на лекционном занятии, но и на практическом, а также при выполнении лабораторной работы под руководством преподавателя. Предлагаемая методика включает в себя комплекс графических упражнений по созданию примитивов и позволяет работать со всей учебной группой одновременно.

Преподаватели кафедры «Инженерная графика» Самарского государственного технического университета Т. С. Москалева и О. М. Севостьянова разработали интегративную технологию обучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике, в которой информационно-репродуктивное обучение заменяется активно-творческим, продуктивным обучением, способствующим повышению интеллектуального, познавательного и творческого потенциала студентов. Процесс обучения организован с использованием мультимедийных программ, посредством которых учебный материал дозируется на определенные порции, представленные в графическом изображении на слайде. Обучающие мультимедийные программы применяются в качестве компьютерного консультанта.

При обучении деловой компьютерной графике студентов инженернотехнических специальностей на кафедре «Инженерной геометрии и компьютерной графики» Братского государственного университета, авторами используются алгоритмизированные электронные методические пособия (АЭМП). Структура АЭМП содержит стадии разработки рабочих чертежей, дополненные анимационными алгоритмами - видеороликами, отражающими поэтапный процесс построения трехмерных параметрических моделей разрабатываемых изделий с учетом технологии изготовления изделия.

Электронные пособия составлены для работы с современными системами автоматизированного проектирования Компас 3D и Inventor используемых техническими специалистами в процессе проектирования на предприятиях различных отраслей.

Структура электронного пособия состоит из трех частей:

1. Технологическая; содержит подробное описание процесса изготовления детали. Данная часть пособия предлагается в виде фильма, демонстрирующего процесс изготовления изделия на производстве.

2. Учебно-методическая; содержит анимационный обучающий ролик, позволяющий студенту поэтапно отследить алгоритм построения трехмерной параметрической модели изделия и рабочего чертежа в том или ином машиностроительном графическом пакете и технику простановки размеров в соответствии с технологией изготовления детали.

3. Контрольная; содержит комплект заданий для самостоятельного выполнения.

На рис. 1 приведена примерная схема размещения в учебной аудитории технических средств при организации учебного процесса с использованием алгоритмизированных электронных методических пособий.

Рис. 1. Размешение в учебной аудитории технических средств при организации учебного процесса

Результаты экспериментального обучения с использованием АЭМП показали высокую эффективность в освоении студентами тем «Рабочий чертеж детали» и «Разработка трехмерных параметрических объектов».

Кафедра «Инженерной геометрии и компьютерной графики» БрГУ в сотрудничестве с выпускающими кафедрами университета ведет обучение и подготовку студентов к работе с графическими пакетами КОМПАС-График, PowerPoint, Auto CAD.

На первом этапе со студентами был проведен тест «Проверка базовых (школьных) знаний по дисциплине «Черчение». Студенты показали слабые знания школьной подготовки. Это побудило нас откорректировать рабочую программу, перераспределить часы по некоторым темам с учетом пробелов в знаниях.

При разработке рабочей программы была учтена возможность сочетания традиционных методов преподавания инженерной графики и использова-

ния информационных технологий в процессе обучения. Рабочая программа построена таким образом, чтобы дать студентам традиционную часть курса, т. е. обеспечить базовую графическую подготовку по начертательной геометрии и одновременно дать основы компьютерной грамотности. При этом логика изложения традиционного курса не изменяется. Весь курс обучения должен вестись в неразрывной последовательности, так чтобы вся сегодняшняя информация закрепляла вчерашнюю и пролагала дорогу для усвоения новой информации.

На втором этапе исследования были проанализированы учебные планы строительных специальностей за весь период обучения с первого по пятый курс. Выделены учебные дисциплины, при изучении которых используются графические элементы. Затем выявлена принадлежность дисциплин кафедрам, которые готовят студентов данных специальностей.

Наименование дисциплин, использующих графические объекты:

1. Архитектура - 70%

2. Начертательная геометрия и инженерная графика - 95%

3. Планировка, застройка, реконструкция населенной местности - 60%

4. Строительные конструкции - 50%

5. Строительная механика - 40%

6. Технология изоляционных материалов и изделий - 40%

7. Технология бетона - 45%

8. Математическое моделирование в строительстве - 40%

9. Контроль качества на предприятиях стройиндустрии - 40%

10. Информатика - 50%

11. Метрология. Стандартизация и сертификация - 50%

12. Дипломное проектирование - 70%

Для большей наглядности на рис. 2 данная информация представлена в виде диаграммы, отражающей использование графических элементов при изучении различных дисциплин строительных специальностей.

100 90 80 70 60

% 50

40 30 20 10 0

Рис. 2. Перечень дисциплин, включающих графическую часть

Дисциплины

Перечень кафедр

Рис.3. Кафедры ГОУ ВПО «БрГУ», использующие графические элементы в процессе обучения.

На рис. 3 приведен перечень пяти кафедр, преподаватели которых читают различные дисциплины, содержащие графическую часть (схемы, диаграммы, графики, чертежи).

Среди преподавателей вышеперечисленных кафедр проведен экспертный опрос.

Образец анкеты экспертного опроса АНКЕТА

ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ СО СТУДЕНТАМИ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА

Уважаемые коллеги! Для совершенствования методики обучения и повышения качества подготовки, в соответствии с современными требованиями, по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» просим Вас ответить на следующие вопросы, касающиеся темы «Использование компьютерных технологий при обучении различным дисциплинам».

1. Какую дисциплину (назовите полностью) Вы читаете для указанной специальности

1.1.______________________________________________________________

1.2.______________________________________________________________

2. Какие темы или разделы Вашей дисциплины зависят от уровня подготовки по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика».

2.1.______________________________________________________________

2.2.______________________________________________________________

3. Выполняют ли студенты различные виды графической работы в период обучения Вашей дисциплине? Укажите какие.

3.1. архитектурно-строительный лист (фасад, планы, разрезы, узлы)

3.2. таблицы

3.3. схемы

3.4. графики, диаграммы

3.5. другие (укажите какие) _

4. Какие виды практических работ, на Ваш взгляд в обязательном порядке требуют компьютерного исполнения. Ответы в соответствии с пунктом 3 подчеркните ниже (3.1.; 3.2.; 3.3.; 3.4.; 3.5.).

5. Какие из предложенных пакетов автоматизированного проектирования Вы считаете наиболее удобными для оформления графической информации при обучении Вашей дисциплине.

5.1. АutoCAD (14, 2000, 2002)

5.2. Компас-график

5.3. bCAD

5.4. На усмотрение преподавателей кафедры Инженерной геометрии и компьютерной графики

5.5. Другие. Укажите какие_

На вопросы отвечал (а)_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИО полностью

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Цель анкетирования: выявить название преподаваемой дисциплины (рис. 2); какие графические элементы используются в читаемой дисциплине (рис. 4); и в каком процентном отношении; какие графические программы используются в курсе читаемых дисциплин?

В одном из пунктов анкеты преподавателям выпускающих кафедр был задан вопрос: какие виды практических работ, на Ваш взгляд, в обязательном порядке требуют компьютерного исполнения?

На основании ответов на этот вопрос сделаны следующие выводы: таблицы, схемы, диаграммы, графики должны на 100% выполняться с помощью графических пакетов; архитектурно-строительный лист - на 95% (рис. 4).

Виды графических объектов

Рис. 4. Содержание графических элементов по всему курсу обучения

К основным пакетам автоматизированного проектирования относятся AutoCAD (2006, 2008) компании Autodesk и КОМПАС-График компании

АСКОН. Братский государственный университет располагает университетской лицензией на профессиональную версию САПР КОМПАС 3D V8 - товар российского производителя.

При обучении студентов, опираясь на полученную после анкетирования информацию, была откорректирована система обучения дисциплинам Начертательная геометрия и Инженерная графика. В процессе обучения были внесены некоторые изменения, такие как: использование «рабочей тетради» (для аудиторных и домашних работ); реализация компьютерных технологий (на лекциях и на практических занятиях). Это позволило активизировать учебный процесс.

Кафедра Инженерной геометрии и компьютерной графики БрГУ ведет постоянную работу с выпускающими кафедрами, по вопросам преемственности между кафедрами (межпредметные связи). Например: на заседаниях выпускающей кафедры «Строительное материаловедение и технологии» неоднократно проводились отчеты о проделанной работе: демонстрировались работы студентов, выполненные в традиционной форме и с использованием компьютера. Студенты строительных специальностей выполняют множество работ по начертательной геометрии и инженерной графике в традиционной форме и, в частности, несколько с использованием компьютера:

- виды, разрезы, сечения;

- чертежи узлов (железобетонных, металлических, деревянных);

- архитектурно-строительный лист.

Продемонстрированные преподавателям выпускающей кафедры «Строительное материаловедение и технологии» работы студентов первого курса, выполненные в традиционной форме и с помощью компьютера, вызвали положительные отклики и были оценены достаточно высоко. Было внесено предложение: перед дипломным проектированием провести у студентов - инженерно-строительного факультета на пятом курсе дополнительные занятия по компьютерной графике в рамках курсового проектирования по дисциплине «Промышленные здания».

Студенты, обучаемые специалистами кафедры Инженерной геометрии и компьютерной графики Братского государственного университета, неоднократно занимали призовые места на Всероссийских и областных олимпиадах по начертательной геометрии и машинной графике.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика», включает в состав: рабочую программу; курс лекций; практических занятий в традиционной форме и практические занятия на компьютере; рабочую тетрадь, контрольный комплекс (регулярный контроль уровня знаний: тесты, анкеты, тесты-тренажеры).

Лекционный курс состоит из 9 лекций. Лекции проводятся в традиционной системе изложения, но для повышения эффективности восприятия информации на лекции используется компьютер. Роль компьютера-демонс-трация решения задач в динамике, обобщение темы лекции. Лекции в контрольном и экспериментальном потоках ведет один и тот же преподаватель,

лекции читаются для потока, состоящего из двух групп (-60-65 человек). При подготовке к занятию, преподаватель разрабатывает презентации по теме лекции на компьютере в программе «PowerPoint» системы «Microsoft Office». Выделяет необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации.

Правильный подбор учебного материала (тем) играет большую роль в построении всего курса обучения. Не всякий вопрос начертательной геометрии и инженерной графики нуждается в компьютеризации. Многие темы требуют комплексного изложения. Здесь могут потребоваться предварительное объяснение преподавателя, работа с литературой, со средствами обучения (модели, таблицы и т. д.). Работа за компьютером ни в коем случае не должна занимать все занятие. Ее необходимо сочетать с другими формами и методами обучения. Плодотворный труд преподавателя будет успешным, если заранее четко определить ход работы в течение всего занятия, усилия студентов будут целенаправленными и сосредоточены на решении основных вопросов изучаемой темы. Но в процессе планирования нельзя забывать и о раскрытии творческого потенциала личности каждого студента, учитывая особенности познавательной деятельности студентов. Необходимо включить всех студентов в деятельность, поэтапно оценивая эту деятельность, должен присутствовать диалог «преподаватель-студент».

Особенность занятия с использованием компьютерных технологий - спокойная деловая атмосфера.

Любое занятие, будь то лекция или практическое занятие, это педагогическое произведение, поэтому оно должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью, единой логикой развертывания деятельности преподавателя и студента. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью студентов. Удавшимся можно назвать то занятие, где царит деловая творческая обстановка, где студент охотно вступает в диалог с преподавателем, свободно размышляет на тему занятия.

В процессе изложения теоретической информации на лекции преподаватель часто представляет информацию на слайдах в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Ведущим видом деятельности студента является его учебно-познавательная деятельность, а для преподавателя - учебно-воспитательная работа. Все это требует от преподавателя более глубокой, переосмысленной, в дидактическом сопровождении, подготовки к лекционным и практическим занятиям. Лекции излагаются преподавателем в традиционной форме, опираясь на труды ведущих ученых, таких как: Н. Ф. Четверухин, И. И. Котов, С. А. Фролов, Н. С. Кузнецов, Ю. А. Короев, Х. А. Арустамов, А. А. Чекмарев, А. И. Лагерь, Г. С. Иванов, В. И. Якунин, В. А. Гервер,

Н. Н. Крылов, А. А. Павлова, Л. Г. Нартова и др. и после традиционного изложения темы (в «словесно-меловом» изложении) при необходимости преподаватель использует компьютер для более наглядного поэтапного решения типовых задач.

Авторами разработан комплект презентаций на различные темы по начертательной геометрии и инженерной графике в программе PowerPoint. В презентациях в краткой форме формулируются основные выводы по теме занятия или показано решение задач в динамике (рис. 5).

Преподаватель

У // 1

* / ОрГЕ 0СМ1 уч J инф IHI э1С еб ор 1зация ления ной яации \ \ N

Ознакомление с новыми элементами знаний и умений, используя разные средства наглядности 1111 Объяснение наиболее важны? моментов Организация закрепления материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля 1111 Организация процесса применения знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений (модели, кроссворды) 111

Воспроизвеение учебной информации в виде графических работ Усвоение важных моментов в общем виде, первичное понимание материала Закрепление изучаемого путем повторения нового материала, использование различных приемов запоминания (тесты, графические работы) Применение полученных знаний в ходе выполнения упражнений, заданий (выполнение моделей из бумаги, дерева)

\ N N S, Обе уев ма! 6i ое ret цение иного шала / у

N ч\ / У

Студент У

Рис. 5. Форма презентации

Использование компьютера на лекции по начертательной геометрии проходят в специализированной аудитории, где установлена видеотехника, в комплекс которой входит видеопроектор, экран и компьютер. В соответствии с учебной программой в PowerPoint подготовлены лекции по отдельным разделам начертательной геометрии. Лекции, в техническом плане, представляют собой набор чередующихся слайдов в необходимых объемах и в

методически обоснованной последовательности. Графическая и текстовая части выполняются на разных слайдах. При подготовке лекции в виде презентации необходимо учесть следующие требования:

- для максимальной концентрации внимания студентов содержание материала на экране должно содержать минимум текстовой информации. Читать с экрана тяжело, конспектировать с монитора утомительно и нерационально;

- на одном слайде не должно находиться слишком много разнообразной информации, она должна быть краткой и лаконичной;

- необходимо правильно рассчитать время чередования слайдов или смену слайдов осуществлять принудительно по щелчку мыши.

Текстовая часть лекции должна присутствовать, т. к. она необходима для самостоятельной работы студентов дневной и заочной форм обучения. Просмотр компьютерных лекций и практических занятий по начертательной геометрии, выполненных в PowerPomt, осуществляется непосредственно на экране персонального компьютера. Для достижения большего динамизма во время проведения презентации можно использовать эффекты анимации, но увлекаться этим нежелательно.

Персональные компьютеры используются на лекциях эпизодически. Частота использования компьютера на лекции влияет на эффективность процесса обучения. Если его использовать по необходимости, то каждое применение превращается в необычное явление, которое заставляет студентов пробудить свое внимание и интерес к учебе.

В представленном учебно-методическом комплексе учебной деятельности студентов, в его состав включена рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь - это задачник с элементами теории и примерами решения задач. Использование рабочей тетради позволяет экономить время (в тетради заготовлены чертежи, условия задач и студенту необходимо решать их прямо в тетради), это дает экономию времени и за счет сэкономленного времени решается большее количество задач. Использование данной методики способствует повышению качества графической, геометрической и интеллектуальной подготовки будущего специалиста через совершенствование процесса обучения начертательной геометрии - основное направление нашего научного исследования.

Внедрение информационных технологий в обучающий процесс открывает широкие перспективы и дает качественно новые возможности их использования преподавателем и студентом. С помощью компьютера можно активизировать работу студентов с учебным материалом за счет использования технических и программных возможностей компьютера.

Применение графических пакетов при изучении начертательной геометрии и инженерной графики способствует развитию студенческих научных исследований, интенсификации использования студентами полученных теоретических и прикладных знаний. Это и есть те основные задачи, которые стоят в настоящее время перед высшим образованием.

Студенты, обучаемые специалистами кафедры Инженерной геометрии и компьютерной графики, неоднократно занимали призовые места на Всероссийских и областных олимпиадах, ежегодно успешно участвуют в студенческих научно-практических внутривузовских конференциях БрГУ.

Инженерное графическое образование, реализуемое без применения информационных технологий автоматизированного проектирования, не может считаться востребованным. Несомненно, графическая подготовка, в первую очередь, должна соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к будущему специалисту при обучении на общеинженерных и выпускающих кафедрах вуза. Кроме этого, сформированная в процессе обучения профессиональная база будет востребована в период предстоящей производственной деятельности специалиста. Необходимо отметить, что одной из основных задач современной конструкторской графической подготовки студента технического вуза является умение использовать новые информационные технологии в процессе производственной деятельности.

Библиографический список

1. Чемоданова, Т. В. Организационно-методическое обеспечение графической подготовки студентов на основе конструкторской системы автоматизированного проектирования [Текст]: монография / Т. В. Чемоданов. - Снежинск: СГФТА, 2003. - 178 с.

2. Чемоданова, Т. В. Учебно-методический комплекс инженерной графической подготовки на основе САПР [Текст] / Т. В. Чемоданов // САПР и графика. -2004 - № 10. - С. 97-99

3. Компьютерная графика [Текст]: учебник / М. Н. Петров, В. П. Молочков -СПб.: Питер, 2003. - 736 с.

4. Актуальные вопросы методики преподавания начертательной геометрии и черчения в техническом вузе. Лагерь А. И. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорная информация. НИИ ВШ; вып.х. - М., 1990 - 48 с.

5. Соснин, Н. В. Компьютерная геометрия и графика в образовании [Текст] / Н. В. Соснин. Сб. науч. - метод. Статей межвузовского семинара. - Красноярск: КРГТУ, 2000. - 205 с.

6. Шангина, Е. И. Концепция развития геометро-графического образования [Текст] / Е. И. Шангина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -

С. 104-113.

7. Иващенко, Г. А. Исследование возможностей реализации гуманистического подхода в моделировании процесса обучения графическим дисциплинам специалистов технического профиля [Текст] / Г. А. Иващенко, Л. Б. Григоревский // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 94-104.

8. Босикова, К. Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий [Текст] / К. Н. Босикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 333-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.