Внедрение установок тепловодоотделения в парах сольвента обеспечивает полную автоматизацию управления и контроля процесса сушки. В автоматическом режиме после ввода данных трансформаторов все фазы процесса (нагрев, снижения давления, средний вакуум и пропитка) протекают автоматически без участия оператора, а напольный тип камеры вакуумно-сушильного шкафа позволяет осуществлять загрузку активных частей трансформаторов при помощи транспортных платформ на воздушной подушке. Что исключает влияние человеческого фактора на технологический процесс производства и как следствие снижает его пожарную опасность, трудоемкость и энергозатраты. Список использованной литературы:
1. ГОСТ 31828-2012 Аппараты и установки сушильные и выпарные. Требования безопасности. Методы испытаний, http://www.consultant.ru;
2. ГОСТ Р 52719-2007 Трансформаторы силовые. Общие технические условия, http://www.consultant.ru
© Степаненко А.В., 2016
УДК 744.43; 378.14
О.В. Сулина
к.т.н., доцент
КФ ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана
Е.А. Шестернина
ст. преподаватель КФ ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана г. Калуга, Российская Федерация
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ
ГРАФИКЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
Предметом исследования является организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Инженерная графика» в технических ВУЗах. Предложены формы, виды и контрольные мероприятия, разработаны карты самостоятельной работы по модулям обучения, позволяющие оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Ключевые слова
Самостоятельная работа студентов, инженерная графика, учебный процесс
Калужский филиал ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана является одним из ведущих технических вузов области, авторитетным и самым крупным из филиалов технических вузов России [1,с.47]. Кафедра «Инженерная графика» является одной из старейших кафедр филиала, ведет обучение студентов дисциплинам кафедры с момента создания филиала (с 1959 года). В настоящее время на кафедре ведется преподавание по следующим учебным дисциплинам: «Инженерная графика», «Начертательная геометрия», «Инженерная и компьютерная графика». «Инженерная графика» является общепрофессиональной дисциплиной, изучаемой на младших курсах, и базовой для выполнения в дальнейшем расчетно-графических работ, курсовых работ и проектов. В результате реализации программы курса обучающиеся получают знания, умения и навыки создания и чтения чертежей и схем различного назначения и сложности, обучаются созданию электронной конструкторской документации в CAD-системах. В настоящее время в ВУЗе осуществляется уровневое обучение по модульно-рейтинговой системе. Модуль по дисциплине «Инженерная графика» включает в себя лекции, практические занятия, лабораторные работы и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
самостоятельную работу. На первом занятии модуля проводиться обзорная лекция по изучаемому разделу дисциплины, выполняется обзор нормативно-технической документации, предлагаются список обязательной и дополнительной литературы (ГОСТы ЕСКД, справочники, методические пособия и учебники) для выполнения домашнего задания и подготовки к практическим занятиям и лабораторным работам. На лабораторных работах обучающиеся изучают процесс создания трехмерных моделей деталей и сборок, чертежей, схем и текстовых документов в системах KOMnAC-3D, AutoCAD, SolidWorks, Creo Parametric. На практических занятиях выполняют аудиторные графические работы, дополняют и корректируют домашние, выполняют контрольные мероприятия. Самостоятельная работа студента (СРС), являясь неотъемлемой структурной составляющей учебной деятельности учащегося, служит основой для формирования общекультурных, общепрофессиональных и познавательных компетенций и составляет более 50% от общей трудоемкости модуля. Вследствие этого актуальной задачей является совершенствование организации СРС для создания условий активного обучения будущего специалиста.
Целью данной работы является рационализация, оптимизация и интенсификация учебного процесса в условиях ограниченного времени обучения дисциплине в связи с внедрением уровневой системы образования в ВУЗе посредством разработки и составления карт СРС по модулям дисциплины «Инженерная графика» для обеспечения приобретения обучающимися знаний, умений и владений, соответствующими компетенциями основных образовательных программ (ООП) [2].
Были поставлены задачи: подобрать формы и виды СРС, составить план, разработать средства контроля и подобрать методическое обеспечение СРС для разработки и корректировки учебных программ для различных специальностей и направлений обучения на основе анализа литературы по педагогике высшей школы в соответствии с Положением «Об организации внеаудиторной СРС МГТУ им. Н.Э. Баумана» [3].
В результате исследования были синтезированы следующие формы и виды СРС применительно к дисциплине «Инженерная графика»:
1. выполнение текущих домашних заданий: решение проекционных задач, создание чертежа оригинальной детали по чертежу общего вида, создание трехмерной модели по чертежу детали, выполнение анализа собираемости конструкции и т.д.;
2. подготовка к практическим занятиям: проработка ГОСТов ЕСКД и рекомендованной литературы по изучаемой теме, дополнение конспектов лекций;
3. подготовка к лабораторным работам: проработка теоретической части лабораторной работы (изучение интерфейса программы САПР, состава панелей команд, способов создания элементов моделей и др.), подготовка отчета;
4. подготовка ко всем видам контрольных испытаний: повторение пройденного материала по изучаемой теме (разделу, модулю) дисциплины, подготовка ответов на контрольные вопросы, работа с тест-тренажерами, решение рекомендуемых инженерно-конструкторских задач повышенной сложности с использованием CAD-систем (в рамках подготовки к олимпиадам);
5. работа над отдельными темами, вынесенными на самостоятельное изучение: проработка рекомендуемых учебников и учебных пособий, составление конспектов по темам;
6. написание рефератов, подготовка тематических докладов, сообщений, составление обзора литературы и электронных источников и др. по индивидуальному заданию: анализ учебной и научной литературы, подготовка документа (реферата, тезисов доклада и т.д.), презентации, выступления на практическом занятии или конференции;
7. выполнение проектов (творческих заданий и заданий, имеющих междисциплинарную направленность); выполнение проектов «Разработка конструкторской документации на изделие», «Разработка комплексной модели для группы оригинальных деталей»): теоретический анализ научной и справочной литературы и электронных источников, создание электронной графической и описательной частей проекта, выступление с защитой проекта.
В целях обеспечения комплексности, сбалансированности и результативности СРС были разработаны контрольные мероприятия для осуществления контроля каждой формы самостоятельной работы. Регулярный контроль позволит обучающемуся - оценить результаты своего труда и сформировать
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
рефлексивное отношение к собственной учебной деятельности, а преподавателю - своевременно проверить результаты типа «знать, уметь, владеть...» и скорректировать индивидуальную траекторию обучения студента.
Были предложены следующие виды контрольных мероприятий: письменная контрольная работа по модулю; индивидуальный опрос по теме, разделу, домашнему заданию, лабораторной работе (собеседование, фронтальный устный порос); тестирование; групповые контрольные задания (групповой тест, ситуационная задача); рецензирование работ студентов-оппонентов; олимпиада; защита проектов.
В соответствии с учебными программами, реализуемыми в Калужском филиале ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана, для всех направлений обучения и специальностей был разработан помодульный план СРС, подготовлено методическое обеспечение и карты СРС в виде раздаточного материала обучающимся. Карта СРС по первому модулю дисциплины «Инженерная графика» для специальности «Проектирование технологических машин и комплексов» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Карта СРС по первому модулю «Геометрические построения»
№ п/ п План самостоятельной работы Трудое мкость, час Контрольные мероприятия Знания, умения и владения, соответствующие компетенциям ООП
1. выполнить первый этап текущего домашнего задания (рисунок 1) 2 проверка текущего домашнего задания знать: общие правила выполнения чертежей: форматы, основная надпись уметь: оформлять основную надпись чертежа в соответствии с ГОСТ ЕСКД владеть: приемами работы с чертежными инструментами, навыками работы с учебной и справочной литературой
изучить самостоятельно темы «Дополнительные форматы», «Основные надписи формы 1, 2, 2б» 2 тест по теме «Формат. Основная надпись»
подготовиться к тестированию 1
2. выполнить второй этап текущего домашнего задания (рисунок 1) 2 проверка текущего домашнего задания знать: общие правила выполнения чертежей: шрифты чертежные, типы линий уметь: оформлять надписи чертежным шрифтом в соответствии с ГОСТ ЕСКД, применять различные типы линий в зависимости от назначения владеть: навыками краткого изложения материала
подготовить сообщения на темы «Чертежный шрифт типа А», «Назначение различных типов линий» 1 выборочный контроль сообщений по предложенным темам
3. выполнить третий этап текущего домашнего задания (рисунок 1) 2 проверка текущего домашнего задания знать: общие правила выполнения чертежей: масштабы, нанесение размеров; виды сопряжений линий уметь: выполнять сопряжения различных линий на примере детали с простановкой размеров в соответствии с ГОСТ ЕСКД, владеть: навыками работы с ГОСТ ЕСКД, навыками коллективной работы в малых группах
подготовиться к тестированию посредством изучения ГОСТа 2.3072011 «Нанесение размеров и предельных отклонений» 1 групповой тест «Ошибки в простановке размеров детали» (обучающиеся разбиваются на группы)
4. заполнить наименование элементов рабочего стола системы AutoCAD в отчете 0,3 фронтальный устный опрос знать: элементы рабочего стола системы AutoCAD, команды управления изображением, команды рисования, основы компьютерной грамотности уметь: выполнять построение геометрических примитивов, выражать свое мнение по вопросу и отстаивать свою точку зрения владеть: приемами работы с геометрическими объектами
подготовиться к устному опросу по элементам интерфейса AutoCAD 0,3
5. составить конспект по теме: «Настройка рабочей среды AutoCAD для создания чертежей по ГОСТ ЕСКД» 3 обсуждение составленных конспектов знать: элементы рабочего стола системы AutoCAD, уметь: выполнять построение геометрических примитивов, обработки научно-технической информации
владеть: приемами работы с геометрическими объектами
6. выполнить чертеж по индивидуальному заданию 2 текущая проверка выполнения лабораторной работы знать: принципы создания и использования рабочих слоев, алгоритм создания чертежа плоского контура, аксонометрической проекции детали
выполнить рецензирование работы студента-оппонента (обучающиеся в группе разбиваются на пары и проводят взаимный контроль) 0,3 проверка работ уметь: работать в CAD-системах, читать чертежи владеть: технологией создания чертежей в системе AutoCAD
подготовить отчет по лабораторной работе 0,3 индивидуальный опрос по лабораторной работе, прием результатов
7. подготовиться к контролю по модулю по вопросам 3 индивидуальный опрос по домашнему заданию практическая контрольная работа «Сопряжения линий» знать: общие правила выполнения чертежей уметь: оценить уровень своих знаний по изучаемому разделу дисциплины, составлять презентации и обзор литературы владеть: навыками самостоятельной работы, навыками сбора, анализа и обработки технической информации
подготовить реферат (обзор литературы и электронных источников) по предложенным темам (например, «Характерные ошибки студентов при выполнении домашнего задания», «Организация рабочего места конструктора») 3 обсуждение и оценка докладов и презентаций
Рисунок 1 - Пример домашнего задания «Линии. Шрифт. Сопряжения»: 1-3 этапы домашнего задания
К карте СРС прилагается методическое обеспечение модуля дисциплины: электронный банк заданий, видео- и аудио лекция, методические указания к лабораторным работам и домашним заданиям, методические пособия по изучаемым разделам дисциплины, список обязательной и дополнительной литературы, обучающие тесты-тренажеры для самоподготовки, перечень вопросов для контроля.
Таким образом, разработанные карты СРС, должны обеспечить эффективное усвоение знаний и овладение способами деятельности, входящими в содержание обучения дисциплине «Инженерная графика» в технических ВУЗах, а также самосовершенствованию обучающихся и развитию творческой инженерной мысли. Реализация предложенных видов, форм и контрольных мероприятий по инженерной графике улучшит качество подготовки инженерных кадров в рамках дисциплины и внесет вклад в модернизацию учебного процесса в соответствии с инновационными тенденциями в образовании. Список использованной литературы:
1. Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана 1959 - 1999.-М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999.- 170 с.
2. Образовательные стандарты МГТУ им. Н.Э. Баумана. [Электронный ресурс] URL:http://bmstu-kaluga.ru/uchebnyj-protsess/metodicheskoe-obespechenie-uchebnogo-protsessa/obrazovatelnye-standarty (дата обращения 18.04.16).
3. Положение «Об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана» [Электронный ресурс] URL: http://hoster.bmstu.ru/~det/norm_docs/...СРС.pdf (дата обращения 12.05.16).
© Сулина О.В., Шестернина Е.А., 2016
УДК 004.9
Т.С. Теньковская
Преподаватель
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
г. Тюмень, Российская Федерация
ДОКУМЕНТООБОРОТ ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММ
В современных условиях системы электронного документооборота (СЭД) все больше приобретают статус обязательного элемента 1Т инфраструктуры. Благодаря таким системам промышленные предприятия и коммерческие компании повышают эффективность своей деятельности. Тогда как в государственных учреждениях внедрение технологий СЭД позволяет решать задачи, связанные с внутренним управлением, взаимодействием с населением, а также межведомственным взаимодействием.
Несмотря на то, что СЭД (СЭДО) является общепризнанной аббревиатурой, также еще используются САД (система автоматизации делопроизводства) либо САДО (система автоматизации документооборота).
Если обратиться к Википедии, можно сказать, что СЭД представляет собой организационно -техническую систему, которая позволяет обеспечить процесс создания, последующего распространения, а также управления доступом к электронным документам в компьютерных сетях. К тому же СЭД выступает в качестве «контролирующего органа» над потоками документов, обращающимися в организации.
Первоначально такого рода системы выступали только в качестве инструмента автоматизации задач в классическом делопроизводстве. Тем не менее, со временем они стали выполнять больший перечень задач. На сегодняшний день разработка системы электронного документооборота подразумевает решение не только таких задач, как работа с корреспонденцией и документами организационно-распорядительного характера, но также и работа с разнообразными документами, которые касаются внутреннего функционирования компании (кадровые документы, справочная, проектная и нормативная документация, договора и т.д.) [2].
Помимо этого СЭД может помочь в решении прикладных задач, где в качестве главной составляющей