Научная статья на тему 'Обоснование необходимости применения САПР в преподавании инженерно-графических дисциплин в высшей школе'

Обоснование необходимости применения САПР в преподавании инженерно-графических дисциплин в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / 2D МОДЕЛИРОВАНИЕ / 3D МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева К.В.

Обосновано применение современных информационных технологий, как пример, применение САПР, в преподавании технических предметов общеобразовательного цикла в высшей школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости применения САПР в преподавании инженерно-графических дисциплин в высшей школе»

которую входит изучение известных аналогичных машин и механизмов с анализом их достоинств и недостатков; выбор оптимального варианта конструкции с учетом требований технического задания, что возможно только при умении грамотного чтения чертежей; выполнение графической части курсового проекта в соответствии с требованиями ЕСКД. В курсовом проекте необходимо разработать эскизный проект, технический проект, основную конструкторскую документацию, выполнить грамотно сборочный чертеж механизма и чертеж общего вида привода. Необходимый материал предложен и рассматривается в учебном пособии «Детали машин и их соединения на чертежах».

В рамках предмета «Метрология, стандартизация, сертификация» к сквозной задаче относятся изображения шпоночных и шлицевых соединений, использование графического редактора для оформления графической части курсовой работы.

При выполнении курсового проекта по предмету «Силовые агрегаты» студенту необходимо знать и уметь читать типовые конструктивные решения силовых агрегатов транспортных и транспортно-тех-нологических машин и оборудования отрасли. Уметь выполнять графические построения деталей и узлов, использовать конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для решения эксплуатационных задач.

По предмету «Технология и оборудование лесопромышленного производства» в проекте может решаться вопрос по выбору машин и механизмов для выполнения основных лесосечных работ, графически необходимо оформить лесосеки, делянки, дороги и покрытие дорог, с указанием уклонов и т.д. [6, 7].

В рамках курса «Взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц» студент подтверждает свое умение читать чертежи, пользоваться стандартами Единой системы допусков и посадок (ЕСДП).

На третьем курсе по предмету «Гидравлические и пневматические системы транспортных и транс-портно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)» студенты выполняют в рамках сквозной задачи графические построения деталей и узлов, используют конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для решения эксплуатационных задач.

По предмету «Подъемно-транспортные устройства сервисных предприятий» студенты должны знать конструкции, устройства и схемы подъемно-транспортных машин, уметь их чертить в графическом редакторе [8].

На последнем курсе перед выполнением диплома в рамках предмета «Основы проектирования транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования», необходимо показать свое знание правил организации разработки станции технического обслуживания (СТО) и оформления конструкторской документации в соответствии с ГОСТ; основные принципы и задачи проектирования и конструирования СТО; особенности проектирования некоторых видов технологического оборудования.

Использование методического пособия «Детали машин и их соединения на чертежах» в «сквозных» практических задачах в процессе изучения дисциплин базового и профессионального циклов будет помогать формированию профессиональных компетенций, повышению качества знаний у студентов, осознанию у будущих специалистов убежденности в полезности и необходимости получения хорошей «геометро-графической» подготовки в их профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий: учеб. пособие. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.

3. Быков, В.В. Итоговая государственная аттестация: учеб. пособие // В.В. Быков, И. Г. Голубев, В.Ю. Прохоров и др. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. - 211 с.

4. Знаменская, Т.Д. О качестве подготовки кадров в технических вузах. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 1. С. 344-347.

5. Пиралова, О.Ф. Психолого-педагогические аспекты развития профессиональных компетенций студентов инженерно-технических вузов: монография / О.Ф. Пиралова - М.: Академия естествознания, 2009. 128 с.

6. Акинин, Д.В. Методика проектирования близкой к оптимальной структуры парка лесных машин / Д.В. Акинин, Г.О. Комаров, В. Ю. Прохоров // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 178-179.

7. Акинин, Д.В. Предпосылки к определению структуры парка лесных машин / Д.В. Акинин, Г.О. Комаров, В. Ю. Прохоров // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 179-180.

8. Антонюк, В.П. Эффективность применения наносмазочных материалов в канатно-чокерном оборудовании ЛПК / В.П. Антонюк, В.Ю. Прохоров, // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. 2012. Т. 2. С. 156-157.

УДК 378.147 Васильева К.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Мытищинский филиал, Мытищи-5, Россия ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ САПР В ПРЕПОДАВАНИИ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Обосновано применение современных информационных технологий, как пример, применение САПР, в преподавании технических предметов общеобразовательного цикла в высшей школе

Ключевые слова:

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, 2Б МОДЕЛИРОВАНИЕ, 3Б МОДЕЛИРОВАНИЕ

Новое тысячелетие ознаменовалось не только развитием компьютерной техники, но и стремительным развитием 1Т-технологий. С другой стороны в социально-экономической сфере нашей страны наблюдается некий кризис, он затрагивает и систему высшего образования.

Многим предприятиям сейчас требуются специалисты с инженерно-технической подготовкой не только для практической деятельности [1], но и для научно-технических инженерных исследований,

развития технологий на основе САПР в проектировании особенно сложных и высокотехнологичных изделий. Однако современное преподавание не всегда отвечает изменившимся условиям и требованиям. Необходимо оптимизировать обучение профессиональным дисциплинам с применением информационно-комуникационных технологий, например, внедрение САПР, с целью формирования важнейших компетенций у выпускников вузов инженерных специальностей и направлений подготовки [2]. В Федеральном государственном стандарте отнесены умения решать

стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1).

Изучение современных САПР при подготовке молодых специалистов, сократит период адаптации инженерных кадров после окончания вуза и повысит их востребованность у потенциального работодателя. Использование систем автоматизированного проектирования в учебном процессе дает положительные эффекты и улучшает результаты обучения, т.к. одной из особенностей работы с САПР является работа в коллективе, что отвечает требованиям образовательных стандартов.

Все современные производства требуют выпуска чертежей в электронном виде для оптимизации, унификации и ускорения производственного процесса [3]. Традиционные методы обучения приводят к тому, что выпускник, придя на производство, не может применить свои знания на практике, т.к. не владеет в должной степени инструментом «Компьютерная графика».

Перед высшим техническим образованием встает вопрос о формировании и развитии начальных компетенций у студентов первых курсов, в частности формирования пространственно - образного мышления у учащихся посредством внедрения САПР в учебный процесс. При работе в САПР обучающийся сразу получает представление о сложном производственном процессе проектирования. Необходимо научиться грамотно составлять ТЗ (техническое задание), представлять конструктивные особенности будущего изделия, выполнять чертежи, выбирать материалы для дальнейшего изготовления проектируемого изделия [4]. Обучающийся занимается настоящим творческим инженерным делом. В дальнейшем эта компетенция поможет в освоении остальных профильных дисциплин.

На данный момент в курсе «Инженерная графика» графические работы выполняются на бумаге, с помощью чертежных инструментов. Однако расчетно-графические, курсовые работы в курсах «Инженерная графика», «Детали машин» и т.д. можно использовать построение 2D в AutoCAD [4], а 3D моделирование вообще не рассматривается, хотя

оно позволило бы наглядно видеть плоды своего труда.

В связи с разными учебными программами у разных специальностей, преподавателю необходимо сформировать свой «маршрут обучения» подачи САПР для оптимизации процесса обучения, учитывая специфику дальнейшей профессиональной деятельности студента. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предписывает преподавателям «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности». Для решения этой задачи нужна высокая мотивация обучающихся к получению знаний. Для обучающегося работа с САПР может являться такой мотивацией, т.к. она дает наглядное представление о будущей работе на обычном производстве, в процессе проектирования получаются реальные конструкции из существующих элементов и материалов, что является хорошей мотивацией для изучения систем автоматизированного проектирования. После создания пространственной модели можно увидеть взаимное расположение и взаимодействие всех деталей и узлов, входящих в нее. САПР позволяет сформировать детализированный образ проектируемого изделия [5, 6].

Кроме всего вышесказанного, в соответствии с современными требованиями, в учебный процесс надо внедрять новые формы выполнения работ и решения задач, это и своеобразная «игра с умной машиной», командная работа и мозговой штурм и многие другие . Студентов необходимо готовить к умению работать в команде, что очень пригодится в их будущей профессиональной деятельности.

Применение систем автоматизированного проектирования (САПР) в процессе обучения инженерно-графическим дисциплинам основан на реальном опыте преподавания графических дисциплин « Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика». Результаты наблюдения за уровнем освоения обучающимися материала убедительно показывают положительный эффект от внедрения САПР в учебный процесс. Ценным является ответ на актуальный вопрос, как обеспечить формирование у будущих бакалавров профессиональных компетенций .

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, В.В. Итоговая государственная аттестация: учеб. пособие // В.В. Быков, В. Ю. Прохоров, И. Г. Голубев и др. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. - 211 с.

2. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно - технологических машин и комплексов» для профиля подготовки «Сервис транспортных и транспортно - технологических машин и оборудования (лесной комплекс)» .

3. Акинин, Д.В. Методика проектирования близкой к оптимальной структуры парка лесных машин / Д.В. Акинин, В. Ю. Прохоров, Г.О. Комаров // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 178-179.

4. Крупенко Д. А. Адаптация системы проектирования AUTOCAD для разработки конструкций микросборок СВЧ. «Надежность и качество сложных систем». 2016.

5. Андрюшина, Т.В. Графическая деятельность и коррекция пространственного мышления личности / Т.В. Андрюшина, А.В. Чудинов // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: Материалы V Междунар. науч.-методич. конф. / Под общ. ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск: НГТУ, 2003. - Т III. - С. 182-185.

6. Синюков, Н. В. Исследование влияния сочетания конструкционных материалов на противозадирные и противоизносные свойства смазок / Н. В. Синюков, В. Ю. Прохоров, Л. В. Окладников, // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2015. Т. 2. С. 139-141.

УДК 542.913 Садьжова Ж.И.

ФГБОУ ВО «Московский институт радиотехники, электроники и автоматики», Москва, Россия

«ЗЕЛЕНОЕ» СТРОИТЕЛЬСТВО В РОССИИ И МИРЕ

В статье рассматриваются различные способы строительства экологичных («зеленых») домов в различных странах. Озеленение города и крыш его зданий — это один из факторов комфортной жизни, хорошего здоровья и настроения его жителей. Оно повышает уровень кислорода в атмосфере города. В работе проводится анализ способов строительства «пассивных», «активных» и «умных» домов в Дании, Финляндии, Германии и России. Делается вывод, что, помимо озеленения, основной путь сокращения расходов на тепловую энергию дома — это применение современных конструкционных и теплоизоляционных материалов

Ключевые слова:

«ЗЕЛЕНОЕ» СТРОИТЕЛЬСТВО, ЭКОДОМ, ТЕПЛОИЗОЛЯЦИЯ, РЕКУПЕРАТОРЫ

Введение естественной природной среды, происходит ее за-

Экологические угрозы стали одной из самых се- мена на искусственное окружение. Кроме непосред-рьезных проблем современности. Особенно остро ственного влияния на здоровье населения, загряз-это ощущается в городах, где концентрируются нение окружающей среды негативно влияет на все огромные людские массы. Растет отрыв жителей от сферы экономической жизни городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.