УДК 378.147
Быков В. В., Чувашев А. П., Васильева К. В.
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Мытищинский филиал, Московская обл., г. Мытищи-5, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ДЕТАЛИ МАШИН И ИХ СОЕДИНЕНИЯ НА ЧЕРТЕЖАХ» ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРИ СКВОЗНОЙ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рассмотрена необходимость применения предлагаемого учебного пособия «Детали машин и их соединения на чертежах» при сквозной геометро-графической подготовке обучающихся по техническим дисциплинам
Ключевые слова:
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА, ДЕТАЛИ МАШИН, ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, РАБОЧИЕ ЧЕРТЕЖИ, СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В новом тысячелетии фундаментальные научные исследования в области современных техники и технологий идут очень стремительно, поэтому в настоящее время многим предприятиям требуются специалисты с инженерно-технической подготовкой не только для практической деятельности, но и для научно-технических инженерных исследований, развития перспективных технологий [1, 2]. Система подготовки хорошо подготовленных специалистов, соответствующих современному уровню, опирается на глубокие знания технических дисциплин базовых и профессиональных курсов [3].
Однако современное преподавание не всегда отвечает изменившимся условиям и требованиям, которые должны быть отражены в учебных планах и программах [4]. Необходимо оптимизировать обучение профессиональным дисциплинам с применением компьютерных технологий, например, внедрение САПР, с целью формирования ключевых компетенций будущего инженера.
Новые ФГОС-3, в которых сокращено время на «Начертательную геометрию» и «Инженерную графику», выдвигают требование давать современные, востребованные рынком труда знания. Сегодня даже выпускник со средними способностями, но владеющий компьютерными технологиями является востребованным на рынке труда.
Не вызывает сомнений, что получение студентами технических направлений глубоких знаний по «Инженерной графике» и «Компьютерной графике» не может быть выполнено без решения определенных прикладных задач, которые должны быть отражены в учебных планах и программах во всех годах обучения по различным профессиональным дисциплинам.
В новых ФГОС-3 преподавание компьютерных технологий введено в основные часы, выделяемые на инженерную графику.
Мы поставили задачу создания методической модели «геометро - графической» подготовки студентов на основе «сквозной» задачи прикладного характера. Для этой цели было разработано учебное пособие «Детали машин и их соединения на чертежах», в котором представлены и объяснены все основные виды применяемых в настоящее время соединений деталей машин. Нами были определены цели, содержание и методы обучения «Инженерной графики» и «Компьютерной графики» с использованием «сквозной» задачи в соответствии с направлением подготовки студентов.
Цели были поставлены такие:
- обеспечение графической подготовки студентов для изучения профильных дисциплин и дальнейшего самообразования;
- овладение умением использовать нормативные документы в своей деятельности;
- формирование способности приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
- обогащение культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.
Все основные аспекты рассмотрены в учебном пособии «Детали машин и их соединения на чертежах».
Для реализации поставленной цели возникла необходимость создания такого процесса обучения общеобразовательным и профессиональным дисциплинам в техническом вузе, в основе которого лежит «сквозная» задача прикладного характера. В
настоящий момент к освоению основных образовательных программ предъявляются требования, удовлетворяющие профессиональным компетенциям.
Формированию профессиональных компетенций при изучении дисциплин «Инженерная графика» и «Компьютерная графика» способствуют объективные факторы, такие как:
- ранняя профессиональная направленность содержания заданий;
- «сквозной» характер, соответственно и преемственность составленных заданий;
- «сквозные» задачи предназначены для всех видов учебной работы и учитывают межпредметные связи;
- компетентностный подход к обучению.
Студенты уже на первых курсах приучаются решать задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Мы предполагаем, использовать в «сквозных» задачах материал, который будет переходить из одной дисциплины в другую. Таким образом, будет осуществляться внутренняя мотивация студентов к обучению, особенно если в самом начале обучения показать завершенный пример одной из «сквозных» задачах, выполненный студентом выпускного курса, при этом также будет повышаться качество знаний и умений.
«Сквозная» задача несет на себе определенную смысловую нагрузку. При решении прикладной проблемы, заложенной в условии задачи, студент должен воспользоваться определенным аппаратом, например, использовать САПР, а это мотивирует к тщательному изучению определенных «геометро -графических» разделов дисциплины. В результате решения таких задач вырабатывается умение разрабатывать графическую техническую документацию, находить решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, использовать нормативные документы в своей деятельности, развивается логическое и творческое мышление. Содержание «сквозных» практических задач показывает большое значение применения новых компьютерных технологий в достижении научно-технического прогресса. При выполнении подобных задач, студенты сталкиваются с необходимостью решать проблемы, приближенные к реальности. Это в свою очередь расширяет возможность направить образовательный процесс на развитие у студентов профессиональных компетенций, что в дальнейшем поможет им решать задачи, возникающие в профессиональной деятельности. Подбор содержания таких задач основывается на принципах практико-востре-бованной, индивидуально-ориентированной и информационно-технологической направленностей [5].
Переходя на следующий курс, студент, изучая предмет «Теория машин и механизмов» продолжает выполнять сквозную задачу в курсовом проекте по проектированию, например, планетарного механизма зубчатой передачи, проектируя саму зубчатую передачу и выполняя в графическом редакторе построения всевозможных диаграмм и планов.
В курсе «Детали машин и основы конструирования» идет обучение методике конструирования механических приводов технологического оборудования, а также деталей и сборочных единиц, встречающихся в большинстве машин, которое невозможно без изучения чертежей существующих конструкций, узлов и деталей.
Курсовой проект, выполняемый по этому предмету, так же содержит часть сквозной задачи, в
которую входит изучение известных аналогичных машин и механизмов с анализом их достоинств и недостатков; выбор оптимального варианта конструкции с учетом требований технического задания, что возможно только при умении грамотного чтения чертежей; выполнение графической части курсового проекта в соответствии с требованиями ЕСКД. В курсовом проекте необходимо разработать эскизный проект, технический проект, основную конструкторскую документацию, выполнить грамотно сборочный чертеж механизма и чертеж общего вида привода. Необходимый материал предложен и рассматривается в учебном пособии «Детали машин и их соединения на чертежах».
В рамках предмета «Метрология, стандартизация, сертификация» к сквозной задаче относятся изображения шпоночных и шлицевых соединений, использование графического редактора для оформления графической части курсовой работы.
При выполнении курсового проекта по предмету «Силовые агрегаты» студенту необходимо знать и уметь читать типовые конструктивные решения силовых агрегатов транспортных и транспортно-тех-нологических машин и оборудования отрасли. Уметь выполнять графические построения деталей и узлов, использовать конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для решения эксплуатационных задач.
По предмету «Технология и оборудование лесопромышленного производства» в проекте может решаться вопрос по выбору машин и механизмов для выполнения основных лесосечных работ, графически необходимо оформить лесосеки, делянки, дороги и покрытие дорог, с указанием уклонов и т.д. [6, 7].
В рамках курса «Взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц» студент подтверждает свое умение читать чертежи, пользоваться стандартами Единой системы допусков и посадок (ЕСДП).
На третьем курсе по предмету «Гидравлические и пневматические системы транспортных и транс-портно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)» студенты выполняют в рамках сквозной задачи графические построения деталей и узлов, используют конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для решения эксплуатационных задач.
По предмету «Подъемно-транспортные устройства сервисных предприятий» студенты должны знать конструкции, устройства и схемы подъемно-транспортных машин, уметь их чертить в графическом редакторе [8].
На последнем курсе перед выполнением диплома в рамках предмета «Основы проектирования транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования», необходимо показать свое знание правил организации разработки станции технического обслуживания (СТО) и оформления конструкторской документации в соответствии с ГОСТ; основные принципы и задачи проектирования и конструирования СТО; особенности проектирования некоторых видов технологического оборудования.
Использование методического пособия «Детали машин и их соединения на чертежах» в «сквозных» практических задачах в процессе изучения дисциплин базового и профессионального циклов будет помогать формированию профессиональных компетенций, повышению качества знаний у студентов, осознанию у будущих специалистов убежденности в полезности и необходимости получения хорошей «геометро-графической» подготовки в их профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке качества продукции и услуг сервисных предприятий: учеб. пособие. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. - 87 с.
3. Быков, В.В. Итоговая государственная аттестация: учеб. пособие // В.В. Быков, И. Г. Голубев, В.Ю. Прохоров и др. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2013. - 211 с.
4. Знаменская, Т.Д. О качестве подготовки кадров в технических вузах. Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 1. С. 344-347.
5. Пиралова, О.Ф. Психолого-педагогические аспекты развития профессиональных компетенций студентов инженерно-технических вузов: монография / О.Ф. Пиралова - М.: Академия естествознания, 2009. 128 с.
6. Акинин, Д.В. Методика проектирования близкой к оптимальной структуры парка лесных машин / Д.В. Акинин, Г.О. Комаров, В. Ю. Прохоров // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 178-179.
7. Акинин, Д.В. Предпосылки к определению структуры парка лесных машин / Д.В. Акинин, Г.О. Комаров, В. Ю. Прохоров // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 179-180.
8. Антонюк, В.П. Эффективность применения наносмазочных материалов в канатно-чокерном оборудовании ЛПК / В.П. Антонюк, В.Ю. Прохоров, // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. 2012. Т. 2. С. 156-157.
УДК 378.147 Васильева К.В.
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Мытищинский филиал, Мытищи-5, Россия ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ САПР В ПРЕПОДАВАНИИ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Обосновано применение современных информационных технологий, как пример, применение САПР, в преподавании технических предметов общеобразовательного цикла в высшей школе
Ключевые слова:
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, 2Б МОДЕЛИРОВАНИЕ, 3Б МОДЕЛИРОВАНИЕ
Новое тысячелетие ознаменовалось не только развитием компьютерной техники, но и стремительным развитием 1Т-технологий. С другой стороны в социально-экономической сфере нашей страны наблюдается некий кризис, он затрагивает и систему высшего образования.
Многим предприятиям сейчас требуются специалисты с инженерно-технической подготовкой не только для практической деятельности [1], но и для научно-технических инженерных исследований,
развития технологий на основе САПР в проектировании особенно сложных и высокотехнологичных изделий. Однако современное преподавание не всегда отвечает изменившимся условиям и требованиям. Необходимо оптимизировать обучение профессиональным дисциплинам с применением информационно-комуникационных технологий, например, внедрение САПР, с целью формирования важнейших компетенций у выпускников вузов инженерных специальностей и направлений подготовки [2]. В Федеральном государственном стандарте отнесены умения решать