Научная статья на тему 'Особенности преподавания дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для учащихся ви ГПС МЧС России'

Особенности преподавания дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для учащихся ви ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для учащихся ви ГПС МЧС России»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВИ ГПС МЧС РОССИИ

С.А. Донец, к.т.н., Т.В. Загоруйко, к.т.н., С.М. Санникова, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

«Начертательная геометрия. Инженерная графика» - одна из учебных дисциплин, составляющих основу инженерного образования. Умение представлять информацию в графической форме (графики, схемы, чертежи), разрабатывать и оформлять ее наглядно являются профессиональными качествами инженера.

В разделе «Начертательная геометрия» изучаются методы и законы графического моделирования, без знания которых невозможно ни создание, ни понимание как чертежей зданий, сооружений, конструкций, так и чертежей инструментов и деталей машин, с которыми работает каждый инженер противопожарной службы. Так, например, изучение пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарных автомобилей, специальных средств пожаротушения и противопожарного оборудования, осуществляется, в частности по машиностроительным чертежам, отсюда и главная задача - научиться читать конструкторскую документацию. Следует отметить, что изучение раздела «Инженерная графика» построено на использовании современных программных продуктов.

Использование системы автоматизированного проектирования (САПР) в учебном процессе расширяет инженерно-технический кругозор обучающихся, дает большие возможности для развития их технического мышления, готовит к работе по специальности.

На кафедре прикладной математики и инженерной графики ВИ ГПС МЧС России, осваиваются и широко используются в учебном процессе графические программные пакеты компании Autodesk и КОМПАС.

Анализ показал, что наиболее удобной для использования на практических занятиях по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика», является САПР КОМПАС, предназначенная для прямого проектирования в машиностроении, строительстве и других отраслях науки и техники, т.к. удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к учебным САПР. К положительным характеристикам которых относятся: простота в изучении; возможность работать на недорогой технике; соответствие выпускаемой документации требованиям единой системы конструкторской документации (ЕСКД); использование современных технологий проектирования [1].

Очевидно, что современные информационные технологии - перспективное направление, так как они универсальны и многофункциональны, но важно не забывать, что развить у курсантов и студентов пространственно-графическое мышление невозможно используя только компьютер. Необходимо, чтобы

244

обучаемый умел владеть «карандашом». Ведь для того, чтобы достичь высокого уровня формирования требуемых характеристик профессионального творческого мышления, необходимо осуществить обучение традиционным графическим приемам в разделе «Начертательная геометрия». Это важнейший фактор при изучении дисциплины в комплексе, который не позволяет полностью заменить аудиторные практические занятия с использованием только одних компьютеров [2].

Содержание дисциплины НГ.ИГ базируется и опирается на материал, изучаемый в рамках школьной геометрии, черчения и информатики. Традиционно большой процент обучающихся не имеют подготовку по предмету «Черчение», с чем связано небольшое количество отличных результатов на практических занятиях.

Занятия по дисциплине проводятся в форме лекций, практических занятий (по подгруппам), самостоятельной работы обучающихся, консультирование преподавателем, текущий контроль знаний - устный опрос, тестирование.

При изучении дисциплины большую роль играет практическое решение задач и самостоятельная работа обучаемых. Задачи прорабатываются в процессе практических занятий и закрепляются выполнение расчетно-графических работ (РГР), целью которых является получение навыков самостоятельной работы для решения различных учебных и профессиональных задач. Полученные знания, умения и навыки используются:

1) для успешного освоения дисциплин базового и профессионального цикла: «Высшая математика», «Прикладная механика», «Детали машин», «Материаловедение и технология материалов», «Пожарная техника», «Специальная пожарная и аварийно-спасательная техника», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Здания, сооружения и их устойчивость при пожаре», «Пожарная безопасность в строительстве», «Пожарная тактика» и других дисциплин;

2) при выполнении курсовых проектов и в дипломном проектировании (на каждом из этапов профессиональной подготовки, изучаемые специальные технические дисциплины позволяют постепенно приближать содержание учебных курсовых работ и проектов к конструкторским документам);

3) при будущей инженерно-практической деятельности (использовать полученные знания для организации рациональной эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техник, т.е. при ремонте, техническом обслуживание и т.д.; для решения инженерных задач по вопросам обеспечения пожарной безопасности, разработки оперативно-тактической документации, например, карточки и планы тушения пожара и т.д.).

Листы расчетно-графической работы зачитываются и оцениваются только при условии ответа обучающегося на все поставленные преподавателем вопросы по данной теме. При оценке работ учитывается умение применять теоретический материал при выполнении заданий. Преподаватель вправе аннулировать представленные работы, если при собеседовании убедится, что учащийся выполнил чертежи не самостоятельно.

Однако не все обучаемые выполняют индивидуальные задания по расчетно-графическим работам успешно и самостоятельно и, как показывает опыт, не все обучаемые 100% в установленные кафедрой сроки предоставляю листы РГР для защиты и сдачи.

В заключение хотелось бы отметить, что проблемы, возникающие в процессе освоения дисциплины, решаются путем организации и проведения регулярных дополнительных занятий для обучающихся, поддерживается постоянная связь преподавателей с начальником курса и курсовыми офицерами.

Представляется перспективным написание межкафедрального пособия целью, которого является изучение правил и приобретение навыков в оформлении и представлении графической документации, которые необходимы как в процессе обучения, так и для последующей практической деятельности будущих выпускников. Учебное пособие может содержать основные сведения о правилах и требованиях действующих стандартов по выполнению машиностроительных и строительных чертежей, а также схем, плакатов, диаграмм, графиков, презентаций, а также четкие рекомендации по оформлению графической и текстовой документации для курсового и дипломного проекта (работы).

Список использованной литературы

1. Донец, С.А. Внедрение элементов компьютерной графики и моделирования при изучении дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» для решения задач пожарной безопасности [текст] / Т.В. Загоруйко, С.М. Санникова, материалы VII Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. уч. 29-30 сент. 2016 г.: в 2-х ч. Ч. 1 / ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России. - Воронеж, 2016. - С. 240 - 243.

2. Санникова, С.М. Инновационные педагогические технологии преподавания инженерной и компьютерной графики в вузе [текст] / С. М. Санникова, С. В. Кривошеев: материалы IX Всероссийской научно- практической конференции - Воронеж: ВГУИТ, 2013. - С. 150 - 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.