УДК 796
М.В. ГАВРИЛИК
старший преподаватель, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь E-mail: marina. gavrilik@,rambler. ru
Статья поступила 15 апреля 2020г.
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены результаты исследования, в котором автором с помощью моделирования воспроизводится в целостности изучаемая физкультурно-спортивная среда, ее структура, связи функционирования.
Особенностью авторской модели является содержание физкультурно-спортивной среды физического воспитания, которая построена в соответствии с задачами учебно-воспитательного процесса и физкультурно-спортивными потребностями студентов.
Раскрыта сущность интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, заключающаяся в создании реальных условий для продуктивного взаимодействия вуза и социальной среды, представляющих собой единый учебно-воспитательный процесс.
Дано обоснование функционального назначения модели интегрированной воспитывающей физ-культурно-спортивной среды - согласование системного взаимодействия факторов, что обеспечивает оптимальное функционирование интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, и определение.
Представленная модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды состоит из факторов системного взаимодействия (ценностно-целевого фактора, внешнего средового фактора, субъектного фактора, переменного фактора); из механизмов согласования факторов интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды (принципов согласования, педагогических технологий); из основных функций как результата согласования факторов интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды (образовательной, оздоровительной, спортивной, развивающей, воспитательной); из оценочного компонента, ориентированного на ожидаемый результат гармоничного развития личности. Механизмами согласования системного взаимодействия факторов являются: принципы инте-гральности, вариативности, педагогики сотрудничества, согласованности интересов, многофункциональности, динамичности, диверсификации.
Ключевые слова: физическое воспитание, интеграция, физкультурно-спортивная среда, физ-культурно-спортивная деятельность, физическая культура, физическая активность.
HAURYLIK M.V.
Senior lecturer
Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
E-mail: marina. gavrilik@rambler. ru
INTEGRATED PHYSICAL AND SPORTS ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION
The article presents the results of a study in which the author uses modeling to reproduce the integrity of the studied physical culture and sports environment, its structure, and functioning relationships. The peculiarity of the author's model is the content ofphysical-sport environment ofphysical education, which is built in accordance with the objectives of the educational process and sports needs of the students.
The article reveals the essence of an integrated educational physical culture and sports environment, which consists in creating real conditions for productive interaction between the University and the social environment, which is a single educational process.
The substantiation of a functional purpose model of the integrated educative physical-sport environment -harmonization of the system of interaction offactors that ensure the optimal functioning of the integrated educative physical-sport environment. The definition of an integrated educational physical culture and sports environment is given.
The model of the integrated educative physical-sport environment consists of factors of the system interaction, (value-oriented factors, external environmental factors, the subjective factor, variable factor); of mechanisms of coordination of the factors of the integrated educative physical-sport environment(the principles of alignment, pedagogical technologies);of the main functions as a result of coordination of the factors of the integrated educative physical-sport environment (educational, health, sports, educational, educational); from the evaluation component focused on the expected result of the harmonious development of the individual.
Mechanisms for coordinating the system interaction of factors are the following principles: integrality; variability; pedagogy of cooperation; coherence of interests; multifunctionality; dynamism; diversification.
Keywords: physical education, integration, physical culture and sports environment, physical culture and sports activities, physical culture, physical activity.
Введение. Реформы системы образования в Республике Беларусь вступили в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием ее целей, ценностей, качества и осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию и инновационным концептуальным подходам в разработке и использовании современных педагогических технологий. Данная проблема актуальна и в отношении функционирования физической культуры в учреждениях высшего образования, которая призвана обеспечивать эффективность и комплексность образования специалистов различного профиля, формирования у них физической культуры личности как целеполагающей установки государственного образовательного стандарта [1].
При этом приоритетными являются направления, связанные с применением та-
ких форм и методов обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью способно формировать ценностное отношение молодежи к занятиям физической культурой, преобразовывать личность, ее двигательный потенциал и приумножать здоровье человека [1, 3].
Необходимо отметить, что в настоящее время многие ученые и практики отмечают существенное снижение уровня физической подготовленности студенческой молодежи и, как следствие, ее состояния здоровья.
Следует полагать, что подобная негативная тенденция связана с недостаточной эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию, низкой ценностной значимостью у значительной части студентов навыков здорового образа жизни, отсутствием личностно-дифференцированного подхода, способствующего проявлению и разви-
тию способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности [1].
Реалии сегодняшнего дня показывают, что одна из актуальных задач учебного процесса по физическому воспитанию в учреждениях высшего образования заключается в том, чтобы побудить учащихся заниматься теми физическими упражнениями, которые им нравятся и соответствуют их физическим, функциональным возможностям, способствуют укреплению здоровья. Отсюда приоритетными в педагогических конструкциях оказываются такие методы и формы обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формирует ценностное отношение человека к средствам физической культуры.
Основная часть. Ранее была представлена концепция повышения эффективности физического воспитания студентов, на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. В условиях реализации данной концепции, предполагаются принципиальные изменения в организации учебного процесса по физической культуре студентов связанные с постепенным сокращением аудиторной нагрузки и увеличением доли управляемой самостоятельной работы[3]. Управляемая самостоятельная работа представлена как основное звено разработанной нами и реализованной на практике концепции повышения эффективности физического воспитания студентов, на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.
В основе образовательной деятельности лежит самостоятельная деятельность студента, что в педагогической практике проявляется через планомерный переход от обязательных форм к физическому самосовершенствованию студентов. Для этого были внесены существенные изменения в организацию учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», так согласно учебным планам различных специальностей трудоемкость учебной дисциплины «Физическая культура» составляет 140 часов в год. Аудиторная нагрузка составляет на 1-2 курсах 14 часов в семестре, оставшаяся часть занятий реализуется в рамках вариативного компонента программы по физическому воспитанию, как управляемая самостоятельная работа студентов, на 3 курсе 100% занятий проходит в
рамках управляемой самостоятельной работы студентов.
Согласно расписанию, занятия проходят два раза в неделю по два часа, но студент в рамках управляемой самостоятельной работы сам определяет вид двигательной активности, например: плавание или легкая атлетика, фитнесс, или катание на коньках, а может и волейбол и т.д. Кроме этого, студентам предоставлена возможность индивидуального выбора времени занятий, например: студент пропустил занятие по причине болезни, после выздоровления он отработает, пропущенное занятие в удобное для него время, что в свою очередь позволило существенно увеличить уровень двигательной активности студентов за счет минимизации количества пропущенных занятий.
Такой путь обуславливает усиление образовательной и методической направленности педагогического процесса, освоения студентами физкультурных знаний, позволяющих им самостоятельно и рационально осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.
Важным направлением совершенствования физического воспитания студентов явилось использование в структуре занятий популярных среди молодежи видов спорта (скандинавская ходьба, хоккей, паркур, бодибилдинг, пауэрлифтинг, аквафитнесс, катание на коньках и др.).
Вариативность содержания и добровольно-альтернативный характер занятий, использование конструктивных и гуманистических методов организации взаимодействия субъектов физического воспитания сняли противоречие, характерное для традиционного образовательного процесса между содержанием дисциплины «Физическая культура» и директивными, унифицированными методами организации учебного процесса [1, 2].
Предоставление студентам права свободы выбора видов физкультурно-спортивной деятельности и индивидуальных направлений самосовершенствования согласно их интересам, потребностям и возможностям, а также обеспечение доступной физкультурно-спортивной среды способствует формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и повышает их заинтересованность к занятиям в целом [2].
Таким образом, в результате анализа характера и особенностей взаимодействия об-
разовательной среды и личности можно сделать вывод, что основным педагогическим условием перехода от жесткой регламентации физического воспитания к самовыражению личности является создание в вузе благоприятной физкультурно-спортивной среды. Так как именно в процессе взаимодействия среды и личности создаются социально-педагогические условия для формирования у студентов профессиональных компетенций и повышения эффективности физического воспитания в целом.
Далее наше исследование предполагало разработку модели интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды, что позволяет нам сформулировать следующее определение: интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда -организация определенных социально-педагогических условий, интегрирующих воспитательный потенциал и социальную среду учреждения образования, в которых человек становится субъектом формирования здорового стиля жизни.
Целенаправленно организуемые условия реализуют функцию педагогической поддержки воспитательного взаимодействия и физкультурно-спортивного саморазвития всех субъектов образовательной деятельности, что способствуют снижению негативных факторов среды и продуктивной социализации студентов, оптимизации их психофизического состояния.
Введение в определение термина «организация» указывает на динамичный, открытый изменениям характер интегрированной среды. Интегрированная воспитывающая физ-культурно-спортивная среда находится в постоянном развитии и совершенствовании, т.е. является динамичной.
Моделирование в педагогических исследованиях освобождает от исключительно качественных описаний и предоставляет в распоряжение совершенные методы проверки. Моделирование также рассматривают и как прием упрощения, схематизации, который облегчает процесс познания реальности.
Согласно Анохину П.К., модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы оригинала. Следовательно, можно утверждать, «что, смоделировав какой-либо процесс или явление жизни с достаточной степенью точности, мы получаем в руки возможность произвольно изменять его, т. е., в сущности, управлять им» [4].
В нашем исследовании с помощью моделирования воспроизводится в целостности изучаемая физкультурно-спортивная среда, ее структура, связи функционирования как непременное условие измерения качественных характеристик. Кроме этого, моделирование предоставляет возможность переноса на интегрированную воспитывающую физ-культурно-спортивную среду определенных знаний, полученных в процессе мониторинга социально-педагогических условий среды.
Компоненты и составляющие интегрированной среды могут меняться в зависимости от материально-технической базы, количества социальных объектов, от целеустремленности и готовности самих субъектов образовательной деятельности повышать ее воспитательный потенциал. Именно в такой среде развивающаяся личность становится субъектом формирования здорового стиля жизни и только тогда среда отвечает требованиям гармонии. Сущность интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды заключается в создании реальных условий для продуктивного взаимодействия вуза и социальной среды, представляющих собой единый учебно-воспитательный процесс.
На рисунке схематично представлена интегрированная воспитывающая физкультур-но-спортивная среда.
Сущность интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды заключается в создании реальных условий для продуктивного взаимодействия вуза и социальной среды, представляющих собой единый учебно-воспитательный процесс.
Интеграция предполагает дифференциацию на различных уровнях взаимодействия, которая способствует выравниванию воспитательных возможностей каждого студента, создает условия для формирования индивидуальной среды студента, обеспечивающей его успех в разнообразной физкультурно-спортивной деятельности.
Структурный блок включает: пространственно-предметный компонент - материально-техническое обеспечение (сооружения, залы, инвентарь, оборудование и др.); педагогический компонент - ППС кафедр, сотрудники ЦФКиС ПолесГУ, сотрудники воспитательного отдела (воспитатели, инструкторы общежитий и др.); социальный компонент - семья, одногруппники, друзья, социальное окружение и др.
Организационно-деятельностный блок включает: содержательно-технологический, деятельностный и организационные компоненты учебно-воспитательного процесса, состоящего из учебной дисциплины «Физическая культура» и внеаудиторных видов деятельности (образовательная, оздоровительная, спортивная, развивающая, воспитательная).
Под оптимальным психофизическим состоянием понимается наилучшее состояние,
необходимое для привычной организованной двигательной активности, спортивной, учебной деятельности и отдыха студента. К компонентам психофизического состояния относим: физическое развитие, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также личностные психологические характеристики - личностную самооценку, мотивацию, и др.
Структурный Sude
< > (^чявиащионю-деятепыиэстиын Бп:п
учеБно-Еоаиегагепыюго грзц^сса
Результат: оптимальное физическое состояние; повышение уровней двигательной активности и физической подготовленности, мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, здоровый стиль жизни, социализация в обществе
Рисунок - Модель интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды
Здоровый образ жизни составляют формы и способы повседневной жизнедеятельности студента, направленные на формирование, сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Он определяется по теоретическим знаниям о здоровой жизнедеятельности в рамках зачета по дисциплине «Валеология» и практическим навыкам сохранения здоровья и физической активности в рамках дисциплины «Физическая культура».
Социализация - процесс усвоения студентом социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, а также включение студента в систему общественных отношений. К критериям социализации относятся ценностные ориентации: осознание ценности здоровья, физической культуры, нравственные ценности, межличностное общение и др.
Таким образом, интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда соответствует требованиям времени и находится в постоянном развитии и совершенствовании как открытая педагогическая система для самореализации субъектов образовательной деятельности. Самореализация человека осуществляется на фоне удовлетворения его персональных потребностей и возможности проявлять себя субъектом собственной жизнедеятельности.
Сам процесс моделирования постоянно порождает новую информацию, которая и влияет на постановку новых вопросов, задач, целей. Поэтому необходимо определиться с конкретными задачами моделирования.
Задачи моделирования заключены в следующем: обосновании функционального назначения модели; использовании эмпирических данных мониторинга физического состояния студентов и информации о социально-педагогических условиях среды для предсказания изменений в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде. Модель создает целостное представление об интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде и позволяет исследовать ее функционирование.
Системообразующим фактором интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды является ценностно-целевой компонент - гармоничное развитие личности как процесс и ожидаемый результат развития студентов в этой среде.
Показателем организации системного вза-
имодействия факторов интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды является эффективность ее функционирования в изменяющихся социально-педагогических условиях за счет сохранения стабильности структуры, что и учитывалось при разработке модели.
Итак, модель функционирования интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды состоит:
из компонентов (факторов системного взаимодействия):
О ценностно-целевого фактора, О внешнего средового фактора (микро-, мезо- и макросред),
О субъектного фактора, О переменного фактора (мониторинг физического состояния студентов и удовлетворенности физическим воспитанием);
из механизмов согласования факторов интегрированной воспитывающей физкуль-турно-спортивной среды:
О принципов согласования, О педагогических технологий; из основных функций как результата согласования факторов интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды:
о образовательной, о оздоровительной, о спортивной, о развивающей, о воспитательной
из оценочного компонента, ориентированного на ожидаемый результат гармоничного развития личности.
Механизмами согласования системного взаимодействия факторов являются принципы интегральности, вариативности, педагогики сотрудничества, согласованности интересов, многофункциональности, динамичности, диверсификации. Главное функциональное назначение модели - согласование системного взаимодействия факторов, что обеспечивает оптимальное функционирование интегрированной воспитывающей физ-культурно-спортивной среды.
Заключение. Представленная модель соответствует концепции физического воспитания студентов, в русле которой сформирована интегрированная воспитывающая физ-культурно-спортивная среда. Модель отражает следующие позиции и положения:
1. Интегрированная воспитывающая физ-культурно-спортивная среда объединяет пространственно-предметную, педагогическую, социальную среды вуза, продуцирует интеграционный эффект воспитания в единый учебно-воспитательный процесс, выражающийся в содержательно-технологическом, организационном и деятельностном аспектах.
Такой эффект обусловливает создание различных взаимопроникающих сред, создающих условия для формирования индивидуальной среды каждого студента, обеспечивая его успех в разнообразной физкультурно-спортивной деятельности.
2 Интегрированная воспитывающая физ-культурно-спортивная среда предоставляет возможность функционирования различных сред, создающих индивидуальные вариативные образовательные и воспитательные модели, реализующие идеи модернизации физического воспитания в вузе.
3. Деятельность субъектов образовательной деятельности в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде осуществляется в двух плоскостях: вертикальной - направленной на овладение студентами базовыми компетенциями в области физической культуры, соответствующими требованиям высшего образования, и горизонтальной - направленной на компенсацию негативных факторов социальной среды, создание условий для повышения эффективности физического воспитания студента и его активного включения в физкультурно-спортивную деятельность.
Список литературы
1. Гаврилик, М. В. Поиск путей повышения эффективности физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик// Здоровье для всех. - Пинск : ПолесГУ, 2016. - № 2. - С. 21-24.
2. Гаврилик, М. В. Социально-педагогические условия удовлетворенности студентов физическим воспитанием / М. В. Гаврилик // Вестник Могилевского государственного университета имени А.
А. Кулешова. - Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2019. - №1(53). - С.40-45.
3. Гаврилик, М. В. Организационные основы интегрированной физкультурно-спортивной среды и эффективность физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - Пинск : ПолесГУ, 2019. - №2-С. 48-54.
4. Анохин, П. К. Кибернетика функциональных систем. Избранные труды / П. К. Анохин. - Медицина, 1998. - С. 230.
References
1. Gavrilik M.V. Poisk putej povyshenija jeffek-tivnosti fizicheskogo vospitanija studentov [Search for ways to increase the effectiveness of students' physical education]. Zdorov'e dlja vseh [Health for all]. Pinsk, 2016, no.2, pp. 21- 24. (In Russian)
2. Gavrilik M.V. Social'no-pedagogicheskie uslovija udovletvorennosti studentov fizi-cheskim vospitaniem [Socio-pedagogical conditions of students' satisfaction with physical education]. Vestnik Mogilevskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. A. Kuleshova [Vestnik MSU A.A. Kuleshov], 2019, no. 1(53), pp.40-45. (In Russian)
3. Gavrilik M.V. Organizacionnye osnovy integ-rirovannoj fizkul'turno-sportivnoj sredy i jef-fektivnost' fizicheskogo vospitanija studentov [Organizational foundations of an integrated physical education and sports environment and the effectiveness of students' physical education]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija obshhestven-nyh i gumanitarnyh nauk [Bulletin of Palesky State University. Series in Social Sciences and Humanities], 2019,no. 2, pp.48-54. (In Russian)
4. Anokhin P.K. Kibernetika funkcional'nyh sis-tem. Izbrannye trudy [Cybernetics of functional systems. Selected works].1998, p. 230. (In Russian)
Received 15 April 2020