УДК 796
М.В. ГАВРИЛИК
старший преподаватель, Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь E-mail: marina. gavrilik@rambler. ru
Статья поступила 2 октября 2019г.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье физическое воспитание обучающихся рассматривается как составная часть высшего гуманитарного образования и качественная мера комплексного воздействия форм, средств и методов физического воспитания на уровень развития личности.
В предложенной концепции повышения эффективности физического воспитания студентов основу составляет использование возможностей вариативной части содержания программы по физической культуре, рациональное использование управляемой самостоятельной работы (планирование, организация и контроль), что создает наиболее благоприятные условия для самоопределения студентов в выборе видов двигательной активности и включения их в самостоятельную двигательную деятельность. В статье представлены результаты мониторинга удовлетворенности студентов физическим воспитанием c определением влияния различных факторов на отношение студентов к занятиям физической культурой. Раскрывается педагогическая сущность и многозначность процесса взаимодействия физкультурно-спортивной среды и личности обучаемого, реализуемых в ряде функций среды: обучающей, воспитательной, формирующей, контролирующей, которые способствуют повышению эффективности условий развития студентов, с учетом повышения профессиональной компетентности и мобильности преподавателей в освоении и внедрении инновационных подходов в практику физического воспитания.
Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-спортивная среда, образовательная среда, физкультурно-спортивная деятельность, физическая культура, физическая активность.
HAURYLIK M.V.
Senior lecturer
Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus E-mail: marina. gavrilik@,rambler. ru
ORGANIZATIONAL FOUNDATIONS OF AN INTEGRATED PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ENVIRONMENT AND THE EFFECTIVENESS OF STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION
In the article, the physical education of students is considered as an integral part of higher humanitarian education and a qualitative measure of the complex impact of the forms, means and methods of physical education on the level of personality development.
In the proposed concept of increasing the effectiveness of physical education of students, the basis was the use of the possibilities of the variable part of the content of the physical education program, as well as
the rational use of managed independent work (planning, organization and control) creates the most favorable conditions for students to self-identify in the choice of types of motor activity and the inclusion of students in independent motor activity. The article presents the results of monitoring students' satisfaction with physical education, and also determines the influence of various factors on the students' attitude to physical education classes.
This article reveals the pedagogical essence and polysemy of the process of interaction of the physical culture and sports environment and the personality of the learner, implemented in a number of environmental functions: teaching, educational, formative, controlling, which contribute to increasing the efficiency of students' development conditions; taking into account the increasing professional competence and mobility of teachers in the development and implementation of innovative approaches in the practice of physical education.
Keywords: physical education, physical culture and sports environment, educational environment, physical culture and sports activities, physical culture, physical activity.
Научная новизна статьи
Представлена авторская концепция повышения эффективности физического воспитания студентов на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды. Автором предложены подходы к решению исследуемой проблемы, обозначены пути повышения эффективности физического воспитания, с учетом средовых и ориентированных на интегрированную физкультурно-спортивную среду факторов, посредством которой создаются необходимые условия для гармоничного развития современного студента и самореализации личности.
What this paper adds
The concept of increasing the effectiveness of physical education of students is presented, based on the organization of an integrated developing physical education and sports environment. The author presents research approaches to solving the problem under study, outlines ways to increase the effectiveness of physical education, taking into account environmental factors and focused on an integrated physical culture and sports environment, through which the necessary conditions for the harmonious development of a modern student and self-realization of the person are created.
Введение. Повышение эффективности физического воспитания студентов широко обсуждается в отечественных и зарубежных исследованиях, где поднимаются вопросы о необходимости увеличения времени на занятия физической активностью и спортом, создании в учреждениях высшего образования условий для ежедневной двигательной активности студентов, занятиях в спортивных секциях, участии в спортивных мероприятиях и т.д.
Физическое воспитание в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста [5]. Физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [3, с. 40].
Целью нашего исследования являлось изучение социально-педагогических условий удовлетворенности студентов физическим воспитанием и разработка концепции повышения эффективности физического воспитания.
Основная часть. Объектом исследования являлось физическое воспитание студентов, а предметом исследования - процесс организации физического воспитания студентов.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и документальных материалов, анкетирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
Высшие образовательные учреждения характеризуются наличием определенной образовательной среды. Образовательная среда является важнейшим условием успешного развития образовательного процесса, так как в ней протекает основная жизнедеятельность студента. Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает
одно из центральных мест в системе проблем современного образования.
Остановимся на определении понятия «среда» как категории, объединяющей часто употребляющиеся словосочетания: «образовательная среда», «социальная среда», «физ-культурно-спортивная среда», «развивающая среда». В философии среда рассматривается как определяющий, но не единственный фактор индивидуального развития.
В толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) дается следующее значение понятию «среда» - это «условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь» [6].
Словарь по педагогике определяет понятие «среда» как «совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним, как с организмом и личностью» [4].
Мы рассматриваем «среду» как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности. В этой связи особый интерес представляет мониторинг удовлетворенности студентов процессом физического воспитания, а также роль влияния различных факторов на отношение студентов к занятиям физической культурой.
Результаты и их обсуждение. С целью исследования удовлетворенности организацией физического воспитания и заинтересованности в занятиях проведено анкетирование 362 студентов Полесского государственного университета. Респондентами стали студенты 1-3 курса, из них 165 студентов факультета банковского дела, 115 - экономического и 82 студента биотехнологического факультета.
Проведенный анализ показал, что удовлетворены занятиями физической культурой только 51,1 % студентов, остальные не проявляют интереса к занятиям, вследствие чего не испытывают потребности в качественном изучении и выполнении учебного материала, а посещают занятия лишь для получения зачета.
Определены факторы, которые, по мнению опрошенных студентов, препятствуют формированию мотивации и активного их включения в физкультурно-спортивную деятельность. Факторы ранжированы по рейтингу их общей значимости для студентов, при возможности выбора нескольких вариантов ответа. Наиболее значимыми для студентов внешними факторами, препятствующими
включению в физкультурно-спортивную деятельность, являются:
1) недостаток свободного времени -52,6%;
2) отсутствие выбора вида спорта или вида физической активности - 36,5%;
3) нехватка физкультурных знаний -16,9%.
При оценивании мнения по вопросам о необходимости изменений в организации физического воспитания в вузе - из 9 предложенных факторов студенты выделили те, изменение которых, по их мнению, может оказать положительное влияние на формирование мотивации и активного их включения в физкультурно-спортивную деятельность. Выявлено, что наиболее значимыми для студентов являются:
1) возможность выбора вида спорта или вида физической активности 52,6 %;
2) необходимость снижения требований к студентам при выполнении контрольных нормативов 41,9 %;
3) организация занятий физической культурой в удобное для студентов время 35,9 %.
4) замена традиционных занятий предпочтительными видами физических упражнений или видами спорта 30,5 %.
При изучении факторов, побуждающих к физкультурно-спортивной деятельности, мы выявили, что достаточно значимым для студентов стимулом к физкультурно-спортивной деятельности является возможность заниматься на современно оборудованной материально-технической базе, которой располо-гает университета. Так, 53,2% опрошенных студентов видят в данном моменте возможность для повышения уровня двигательной активности.
Сознательное отношение к освоению ценностей физической культуры формируется под воздействием субъективных (внутренних) факторов и часто связывается с возможностью улучшить фигуру (49,6%), желанием студентов повысить уровень физической подготовленности (42,5%), необходимостью снять умственное напряжение12,9 % и повысить работоспособность (12,9%).
Между тем, явно просматривается недооценка студентами духовной ценности занятий в рамках своей физкультурно-спортивной деятельности [3, с.44].
В результате проведенного исследования определены факторы, которые, по мнению опрошенных студентов, препятствуют формированию мотивации и активного их отно-
шения к физкультурно-спортивной деятельности. Факторами снижения мотивации к предмету являются противоречия, возникающие в результате несоответствия личностных интересов обучающихся и учебной программы, где виды двигательной деятельности, средства видов спорта в большинстве случаев не удовлетворяют современным запросам молодежи.
Подчиняясь условиям и правилам образовательного процесса, многие студенты вынуждены заниматься физическими упражнениями без соответствующей психоэмоциональной настройки, при нарушениях режима питания и отдыха, при интеллектуальном переутомлении, что может наносить ущерб организму. Физические перегрузки тем более не содействуют учебе и укреплению здоровья. Пропуская немногочисленные учебные занятия по физической культуре даже по объективным причинам, многие студенты не видят им альтернативы - другая возможность им не предоставляется. Своевременно компенсировать «двигательные потери» может лишь студент, сознательно ищущий такую возможность.
Таким образом, традиционная организация физического воспитания не ориентирована на возможность выбора студентами вида физической активности. Отсутствие выбора не стимулирует ни интереса к учебным занятиям, ни желания к регулярным занятиям физической культурой во внеурочное время. Эти причины организационного порядка резко снижают эффективность учебно-воспитательного процесса.
Одним из направлений, позволяющим устранить данные противоречия, на наш взгляд, является формирование и развитие физкультурно-спортивной среды в образовательном учреждении, что должно успешно способствовать процессу социализации - воздействию на человека (студента или сотрудника вуза) окружающего его общества. Поскольку формирование личности студента осуществляется в среде образовательного учреждения, то наличие в нем качественной физкультурно-спортивной среды является необходимой составляющей общей социокультурной среды вуза и будет способствовать подготовке и воспитанию людей, обладающих достаточной психофизической готовностью к жизни в динамично изменяющемся мире.
Мы считаем, что организация интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды создает условия для инди-
видуализации и дифференциации, способствующих проявлению и развитию способностей людей в избранных ими формах физ-культурно-спортивной деятельности. Кроме того, вариативность содержания и многообразие форм позволяют организовывать физическую активность студента сообразно с его ценностными ориентациями, личностными интересами и потребностями в сфере физической культуры.
Методологической основой либерализации являются исследования В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой [1], в которых показано, что наилучшие результаты развития моторики человека обеспечиваются при возможно более полном учете его индивидуальных двигательных характеристик, социально-психологических факторов, морфофункцио-нальных особенностей. Отсюда приоритетными в педагогических конструкциях оказываются такие методы и формы обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формирует ценностное отношение человека к средствам физической культуры.
Это создает предпосылки к его физическому самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Самоопределение, как известно, базируется на задатках и способностях человека к определенному виду деятельности. Из этого следует, что единая для всех учебная программа физкультурного воспитания будет менее эффективной для каждого занимающегося; вместе с тем арсенал средств и методов физического воспитания настолько широк и разнообразен, что позволяет найти актуальные решения для использования средств и методов физического воспитания в согласии с индивидуальными особенностями каждого человека.
Отметим, что либерализация процесса формирования физической культуры студента потребует отказа от излишней унификации и содержания воспитания, создания возможно большего числа программ, учитывающих материально-техническую обеспеченность конкретного учебного заведения, интересы занимающихся и профессиональные возможности педагогического коллектива.
Вышеизложенное побудило нас разработать и представить концепцию повышения эффективности физического воспитания студентов, на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды (Рисунок).
Рисунок - Концепция повышения эффективности физического воспитания студентов, на основе организации интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.
На рисунке отражены три основных подхода к решению проблемы исследования -системный, средовой и личностно ориентированный.
Средовой подход в физическом воспитании рассматривается как способ построения воспитательно-образовательного процесса, основанный на особом понимании сущности воспитания, при котором акценты в деятельности преподавателя смещаются с активного педагогического воздействия на личность обучаемого в область формирования воспитывающей (развивающей, обучающей) среды как совокупности системных формирующих влияний пространственно-предметного и социокультурного окружения. При такой организации физического воспитания включают-
ся механизмы внутренней активности обучаемого в его взаимодействии со средой, в которой происходят саморазвитие и самовыражение личности.
Средовой подход можно отнести к прак-тико-ориентированному подходу, мы его используем для построения интегрированной физкультурно-спортивной среды, выявления факторов, влияющих на развитие личности студента.
В основе системного подхода лежит исследование объектов как систем, он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей структуры сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Поня-
тие системы подчеркивает упорядоченность, целостность, наличие определенных закономерностей. При этом большое значение имеет реализация личностно ориентированного подхода, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности.
Личностно ориентированный подход направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей и интересов студента. Применение этого подхода предполагает изменение взаимоотношений между педагогом и студентом. Реализация личностно-ориентированного подхода основывается на внедрении инновационных технологий, изменении содержательной сущности физического воспитания студентов позволяющей учитывать их индивидуальные особенности и мотивационно-потребностные установки.
Среда вуза выступает связующим звеном между обществом и личностью. Физкультур-но-спортивная среда функционирует как специфическая составляющая общей обучающей микросреды вуза, которая включает в себя относительно устойчивые, системные связи, деятельность и отношения, в которых личность наделяется определенной ролью субъекта общественно значимой деятельности и обладает возможностями саморазвития.
Интеграция воспитательной и физкуль-турно-спортивной среды конкретизируется через организацию интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды и через содержание физкультурно-спортивной деятельности и отражает результативность воспитательной физкультурно-спортивной деятельности.
Педагогическая сущность процесса взаимодействия физкультурно-спортивной среды и личности обучаемого заключалась в возможности комплексного воздействия на личность. Направленность этого воздействия реализовывалась в ряде функций среды: обучающей, воспитательной, формирующей, контролирующей.
Обучающая функция среды проявлялась в результате взаимодействия систем «преподаватель - студент» и «преподаватель - студенческий коллектив».
Формирующая функция данной среды выражалась в том, что обучаемый включался в систему объективных функциональных от-
ношений и деятельности, способствующей активизации и развитию значимых личностных качеств и профессиональных компетенций.
Воспитательная функция физкультурно-образовательной среды реализовывалась в результате создания условий для воздействия на личность с целью формирования ее мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, физической и общей культуры, понимания социальных обязанностей.
В основе контролирующей функции среды лежала методика оценивания студентов по физической культуре, определяемая факультетом здорового образа жизни. Разработан и внедрен «Дневник контроля управляемой самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура», что позволило дополнительно активизировать механизмы педагогического контроля и самоконтроля студентов.
В рамках предложенной концепции, организация процесса физического воспитания и создание физкультурно-спортивной среды основаны на использовании возможностей вариативной части содержания программы по физической культуре, рациональном использовании управляемой самостоятельной работы (планирование, организация и контроль), что создает наиболее благоприятные условия для самоопределения студентов в выборе видов двигательной активности и их включения в самостоятельную двигательную деятельность.
Заключение. В результате проведенного исследования определены факторы, которые, по мнению опрошенных студентов, препятствуют формированию мотивации и активного их отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Факторами снижения мотивации к предмету являются противоречия, возникающие в результате несоответствия личностных интересов обучающихся и учебной программы, где виды двигательной деятельности, средства видов спорта в большинстве случаев не удовлетворяют современным запросам молодежи. Традиционная организация физического воспитания не ориентирована на возможность выбора студентами вида физической активности. Отсутствие выбора не стимулирует ни интереса к учебным занятиям, ни желания к регулярным занятиям физической культурой во внеурочное время. Эти причины организационного порядка резко снижают эффективность учебно-воспитательного процесса.
В результате анализа характера и особенностей взаимодействия образовательной среды и личности можно сделать вывод, что основным педагогическим условием перехода от жесткой регламентации физического воспитания к самовыражению личности является создание в вузе благоприятной физкуль-турно-спортивной среды. Так как именно в процессе взаимодействия среды и личности создаются социально-педагогические условия для формирования у обучаемых профессиональных компетенций и повышения эффективности физического воспитания в целом.
Сущность интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды заключается в создании реальных условий для продуктивного взаимодействия вуза и социальной среды, представляющих собой единый учебно-воспитательный процесс. Интеграция в то же время предполагает и дифференциацию на различных уровнях взаимодействия, которая способствует выравниванию воспитательных возможностей каждого студента, создает условия для формирования индивидуальной среды студента, обеспечивающей его успех в разнообразной физкуль-турно-спортивной деятельности.
Представленная автором концепция отражает пути повышения эффективности физического воспитания, исследовательские подходы к решению изучаемой проблемы, обосновывает необходимость учета средовых факторов и представляет интегрированную физкультурно-спортивную среду как динамическую целостность, в которой создаются условия для гармоничного развития личности студента и его самореализации в физической культуре.
Список литературы
1. Лубышева, Л. И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич // Материалы международной конференции «Современные исследования в области спортивной науки». С.-Петербург, НИИФК, 1994. - С. 57-59.
2. Гаврилик, М. В. Поиск путей повышения эффективности физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик// Здоровье для всех. - Пинск : ПолесГУ, 2016. - № 2. - С. 21-24.
3. Гаврилик, М. В. Социально-педагогические условия удовлетворенности студентов физическим воспитанием. / М. В. Гаврилик// Вестник Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2019. - №1(53). - С.40-45.
4. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспи-ров. - М., 2005.
5. Коледа, В. А. Основы физической культуры: yчеб. го^бте / В. А. Коледа, В. Н. Дворак. - Минск : БГУ, 2016. - 191 с.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: Изд-во ИТИ Технологии. - 2006. - 944 с.
References
1. Lubysheva L.I., Balsevich V.K. The values of physical culture in a healthy lifestyle [The values of physical culture in a healthy lifestyle]. [Materials of the international conference "Modern Research in the Field of Sports Science"]. St. Petersburg, NIIFK, 1994, pp. 57-59. (In Russian)
2. Gavrilik M.V. Search for ways to increase the effectiveness of students' physical education [Search for ways to increase the effectiveness of students' physical education]. Health for all [Health for all]. Pinsk, 2016, no.2, pp. 2124. (In Russian)
3. Gavrilik M.V. Socio-pedagogical conditions of students' satisfaction with physical education [Socio-pedagogical conditions of students' satisfaction with physical education]. Vestnik of the A. A. Kuleshov Mogilev State University [Vestnik MSU A.A. Kuleshov], 2019, no. 1(53), pp.40-45. (In Russian)
4. Kodjaspirova G.M., Kodjaspirov A.Y. Dictionary of pedagogy [Dictionary of pedagogy].. Eds. Kodjaspirova G. M., Kodjaspirov A.Y Moscow, 2005.448 р. (In Russian)
5. Koleda V.A., Dvorak, V.N. Fundamentals of physical education: educational compilation. [Fundamentals of physical education: educational compilation]. Minsk, Belorusskii gosudarstvennyi universitet, 2016. 191p. (In Russian)
6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Explanatory Dictionary of the Russian Language [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Moscow, Publ. ITI Technologies, 2006, 944 p. (In Russian)
Received 2 October 2019