Научная статья на тему 'Интеграция воспитательного и учебного процессов в традиционном укладе жизни малочисленных народов Севера'

Интеграция воспитательного и учебного процессов в традиционном укладе жизни малочисленных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛАД ЖИЗНИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / LIFESTYLE / TRADITIONAL KNOWLEDGE / ECONOMIC ACTIVITIES / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Р. С., Винокурова Е. И.

В статье говорится о состоянии образования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера со спецификой традиционного уклада жизни. Проанализировано введение традиционных знаний в образовательную программу, интеграция воспитательного и учебного процессов в школах Севера. Авторами статьи раскрыта организация образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND TEACHING PROCESS IN THE TRADITIONAL WAY OF LIFE OF THE INDIGRNOUS PEOPLES OF THE NORTH

The article says about the state of education in areas where indigenous peoples with the specifics of the traditional way of life. Analyzed the introduction of traditional knowledge in the curriculum, the integration of educational and learning processes in schools of the North. The authors disclosed organizing educational activities in terms of administration of the federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Интеграция воспитательного и учебного процессов в традиционном укладе жизни малочисленных народов Севера»

Mercer, N. (2005) Sociocultural discourse analysis: analysing classroom talk as a social mode of thinking [Social'no-kul'tumoe obshhenie: analiz obsuzhdenija v klasse, kak social'nyj tip myshlenija]. Journal of Applied Linguistics, 1, 2, 137-168.

Bandura, A. (1977) Social Learning Theory [Teorija social'nogo obuchenija]. New York: General Learning Press.

Flavell, J. H. (1976) Metacognitive aspects of problem solving [Metakognitivnye aspekty reshenija problem].In L. B. Resnick (Ed.), The Nature of Intelligence [Priroda umstvennyh sposobnostej]. (pp. 231-236) Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Vygotsky, L. (1962) Thought and Language [Myshlenie i rech'].Cambridge, MA. MIT Press.

Никитина Р.С.1, Винокурова Е.И.2

1 кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»; кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха

(Якутия)»

ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И УЧЕБНОГО ПРОЦЕССОВ В ТРАДИЦИОННОМ УКЛАДЕ ЖИЗНИ

МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Аннотация

В статье говорится о состоянии образования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера со спецификой традиционного уклада жизни. Проанализировано введение традиционных знаний в образовательную программу, интеграция воспитательного и учебного процессов в школах Севера. Авторами статьи раскрыта организация образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: уклад жизни, традиционные знания, хозяйственная деятельность, интеграция.

Nikitina R.S.\ Vinokourovа E.I.2

‘PhD in pedagogy, leading researcher FGBNU "Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia)"; “kandidat pedagogical sciences, leading researcher FGBNU "Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia)"

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND TEACHING PROCESS IN THE TRADITIONAL WAY OF LIFE OF THE

INDIGRNOUS PEOPLES OF THE NORTH

Abstract

The article says about the state of education in areas where indigenous peoples with the specifics of the traditional way of life. Analyzed the introduction of traditional knowledge in the curriculum, the integration of educational and learning processes in schools of the North. The authors disclosed organizing educational activities in terms of administration of the federal state educational standards.

Keywords: lifestyle, traditional knowledge, economic activities, integration.

В настоящее время происходят перемены, связанные с организацией образовательной деятельности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), процессы этнического развития, обеспечивающие потребности социума, участников образовательного процесса и их интеграцию в единое образовательное пространство.

Север Якутии - это территория компактного проживания представителей коренных малочисленных народов - эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган. Коренные народы Севера жили и живут в экстремально суровых климатических условиях, где идет постоянная борьба за улучшение условий жизни. Процесс выживания ими относительно пройден, но борьба продолжается в новых условиях. Природно-климатические особенности региона влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат оказывает непосредственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособность, психическое состояние, продолжительность жизни. Но следует заметить, что процессы адаптации идут довольно не плохо.

В каждом населенном пункте есть социум, где проживает «группа людей, объединенных общими условиями существования, устойчивыми связями, культурой, традициями, социальными ценностями, нормами, языком» [1, С. 14].

В 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, каждый из которых имеет свою многовековую историю, материальную и духовную культуру, традиционную, хозяйственную деятельность.

Всероссийская перепись населения РФ 2010 года показала, что общая численность коренных малочисленных народов составляет 145848. Из них эвенков - 38396, эвенов - 21830, юкагиров - 1603, чукчей - 15908, долган - 7885. В России около 65% граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности.

В Республике Саха (Якутия) общая численность коренных малочисленных народов Севера РС (Я) составляет 39936 человек. Из них эвенков - 21008, эвенов - 15071, юкагиров - 1281, чукчей - 670, долган - 1906. Так, в 2010 году в республике прирост численности народов Севера составляет 21,5%. Прирост налицо. Это связано, по нашему мнению, с укоренением их традиционного уклада жизни, как своегообразного локомотива движению вперед.

Традиционный уклад жизни - это порядок, основанный на обычаях и традициях, на основании которого осуществляется жизнедеятельность многих поколений. Устойчивость традиционного уклада жизни определяется этничностью. Составляющими традиционного уклада жизни являются этнокультурные традиции, которые обеспечивают духовно-нравственные основания уклада коренных народов Республики Саха (Якутия) из поколения в поколение.

Традиционные знания отражают многовековую мудрость жизненного опыта, душевную глубину аборигенных народов, являются результатом интеллектуальной и практической деятельности многих поколений, содержат умения, навыки, методы, воплощенные в традиционном образе жизни народов [3, С. 16]. Традиционные знания - это вся жизнь коренных народов, они не ограничены определенной сферой деятельности, имеют отношение к окружающей среде и к деятельности человека любой другой национальности.

В сохранении и возрождении традиционных знаний равные ключевые роли играют как хозяйственная, так и образовательная деятельность. Необходимо научное исследование проблем обучения традиционным знаниям и проектирование новых образовательных моделей на основе интеграции традиционных и научных знаний. При этом нужно учитывать как региональные и этнокультурные особенности, так и современные достижения науки, техники.

Нами было проведено мониторинговое исследование владения традиционными знаниями учащимися общеобразовательных организаций, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Целью проведения такого мониторинга является выявление научных подходов к возрождению традиционных знаний коренных народов Севера и совершенствование системы их обучения в образовательных организациях.

Появилась возможность определить особенности организации образовательной деятельности, обозначить направления, цели, задачи, типы, виды образовательных организаций (малокомплектные: кочевые детские сады, кочевые школы, агрошколы) в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Образование на Севере зависит от социума и социокультурной среды. Эти особенности в условиях социокультурной модернизации общества приобретают особую актуальность. Именно в организации образовательной деятельности наибольшую роль занимает социокультурное образование, в котором происходит освоение социальных знаний и культурных ценностей и социокультурная среда, создаваемая педагогами в образовательной организации, оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка. Но - в тоже время социокультурная среда взаимосвязана с социумом, средой, культурой, образованием

23

и позволяет в совокупности формировать единое образовательное пространство для организации образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях, в особенности в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

В организации образовательной деятельности общеобразовательные организации руководствуются различными законодательными и нормативными актами, гарантирующими общедоступность, защиту и развитие системы общего образования (дошкольное, начальное, основное общее и среднее общее), национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Основной нормативно-правовой базой, регулирующей развитие и функционирование системы образования, является базовый нормативный акт Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон гарантирует: право выбора образовательной организации; право получения образования в соответствии со склонностями и потребностями; право обучения на родном языке; государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение доступности образования и т.д.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», статья 8, определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. К ним относится разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации [5].

Образование коренных малочисленных народов Севера регулируется федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2009), закон «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», обеспечивают реализацию конституционных прав представителей коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, в области образования, здравоохранения, духовного развития, социального и бытового обеспечения (2012).

Организация образовательной деятельности на Севере Республики Саха (Якутия) имеет свою специфику - природноклиматические условия (тундра, лесотундра, тайга), кочевой уклад жизни народов Севера.

В северных районах республики функционируют разные виды и типы образовательных организаций: детский сад - 270, начальная школа-детский сад - 3, кочевая школа-детский сад - 3, общеобразовательная школа - 39, кочевая школа - 12, в том числе летняя кочевая школа - 4, агрошкола - 17.

Специфика деятельности этих школ: близость природы, раннее приобщение детей к труду, практической деятельности, прочные и тесные социальные связи между жителями села, сохранение традиций. В то же время отдаленность от крупных культурных и научных центров, ограниченность и определенная замкнутость социального общения, трудности бытового характера отрицательно сказываются на коммуникабельности сельского школьника, приводят к известной ограниченности его жизненного опыта. Множество проблем, стоящих перед малокомплектной школой: узкий круг детского общения, слабое развитие коммуникативных навыков учащихся; учитель такой школы находится чаще всего в состоянии информационной изоляции и методического одиночества по предмету; в силу малочисленности классов учителям сложно порой организовать образовательновоспитательный процесс на основе традиционных форм и методов массовой школы.

Малокомплектная школа - образовательная организация общего начального, основного, среднего (полного) образования, укомплектованное такими классами, число учащихся в которых меньше государственного норматива. Иными словами, это малочисленная школа, то есть общеобразовательная школа, к которой относятся и полные (общие) средние школы с количеством учащихся до 100 человек, школы основного общего образования до 80 человек, начального общего образования - до 15 человек [2, С. 66].

Часть общеобразовательных организаций расположена в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. В этих условиях сохранение культурного разнообразия предполагает, прежде всего, сохранение родных языков, этнокультурную специфику духовности народов посредством передачи лучших образцов, способов традиционного хозяйствования и норм поведения во всех сферах образовательной деятельности.

В местах хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера организуется бесплатное обучение детей без отрыва их от родителей, обеспечивающее гарантию детям на общедоступное, бесплатное дошкольное и общее среднее образование. В связи с этим кочевая школа стала одним из доступных видов получения образования детей, кочующих с родителями. Кочевая школа - это самостоятельная образовательная организация или филиал образовательной организации в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Организация образовательной деятельности кочевых школ гарантирует изучение собственной истории, родного языка, национальной культуры, традиционного хозяйствования.

Кочевые школы организованы по следующим базовым моделям: кочевая школа-сад, стационарно-кочевая школа, сезонная (летняя) кочевая школа; по ведению традиционных видов хозяйствования: оленеводческой, рыболовецкой, охотоведческой направленности.

В условиях социокультурной модернизации общества особую жизненно-важную востребованности в условиях села, поселка приобретают агрошколы. Агрошкола, обслуживающая коренное население, включенное в современные формы хозяйствования и адаптированное к сельским условиям. Это непосредственно связано социально-экономическим развитием села, его социальнокультурным укладом, обычаями и традициями, сельскохозяйственной деятельностью.

Первым опытом успешной самореализации агрошкол в условиях Севера можно назвать Борогонскую арктическую общеобразовательную школу Булунского улуса, которая расположена на берегу Ледовитого океана. Успешно осваивает программу агрошкол, связанную со спецификой традиционного уклада жизни, учитывая все аспекты традиционного хозяйства, прежде всего с введением курса оленеводства, который впервые вводится в практику. Сюда примыкают уже ставшие повсеместно традиционными: рыболовство, коневодство, основы овощеводства. Особенность школы в том, что это единственная школа в республике, которая имеет тысяча оленей при школе, десятки жеребят. Поскольку население занимается и рыболовством, учащиеся сами каждую осень ловят рыбу сколько нужно для пропитания. Хотя район арктический с низкой температурой, но учащиеся за короткое лето успевают и за огородом следить. Школа находится в начале пути. Но дает уверенность для вступления школьников в жизнь, для профессионального обучения в средней школе, так как достаточно много внимания уделяется развитию познавательных, коммуникативных, творческих и других способностей и умений у учащихся, формируется система ценностных отношений. Так осуществляется интеграция воспитательного и учебного процессов, что способствует воспитанию в детях готовности оставаться и трудиться у себя дома, на Севере. Поэтому образовательная деятельность в северных школах имеет принципиально иную модель учебного плана, учитывающей образовательные потребности социума, родителей, учащихся, намеренных жить и заниматься в традиционном хозяйстве. Учащиеся будут связаны важной составляющей жизни народа с богатейшими знаниями об окружающей среде, природных циклов, биологических ритмов животных и растений Севера.

В соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся должны овладевать необходимыми компетенциями во внеурочной деятельности. Это определяется умениями организации самостоятельной деятельности [4, с. 5]. Поэтому особое место в проведении внеурочной деятельности занимает совершенствование её содержания и технологии с учетом традиционных знаний.

24

В связи с этим нами была разработана образовательная программа, учебное пособие, составляющие учебно-методический комплект «Умение жить на Севере» (авторы: Никитина Р.С., Фёдоров Г.М., Винокурова Е.И.), который раскрывает особенности традиционных знаний через традиционные занятия народов Севера - оленеводство, рыболовство, собирательство, охоту и пошив одежды. Примерная программа курса «Умение жить на Севере» обеспечивается разнообразными методами деятельности: проведение игровой, практической, исследовательской, творческой.

Данный учебно-методический комплект входит в состав учебно-методического комплекса «Уроки предков в новой школе» для общеобразовательных учреждений коренных малочисленных народов Севера, направленного на формирование социокультурных компетенций и традиционных базовых ценностей коренных народов. Овладение традиционными знаниями организовывается как проект совместной работы в рамках традиционных занятий. При этом внеурочная деятельность осуществляет деятельностнонаправленный подход, формирует у учащихся социокультурные компетенции и традиционные базовые ценности путем взаимодействия взрослых и детей (наблюдение за природой, привитие навыков традиционного природопользования и хозяйствования с учетом формирования знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности и экологии). Содержательное наполнение УМК весьма обширно и охватывает все стороны традиционного хозяйства: учащимся необходимо знать территории с биологическими ресурсами, диких и домашних животных, съедобные и лекарственные растения; стационарные и вахтовые поселения, стойбища, маршруты оленеводческих стад; природно-климатические изменения, другую экологически значимую информацию; традиционный хозяйственный календарь; способы лова, сбора и обработки продукции; промысловые запреты; приемы изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода, домашние ремесла.

Учебно-методический комплект (УМК) «Умение жить на Севере» предусматривает изучение традиционных знаний по основным видам хозяйственной деятельности народов Севера и состоит из пяти модулей: «Оленеводство», «Охота», «Рыболовство», «Собирательство», «Одежда». Каждый модуль включает в себя знаниевые и практические блоки.

Знаниевый блок представлен темами по изучению среды обитания как главного условия жизнеобеспечения народов Севера (от выбора места стоянок, маршрутов оленеводства, охоты и кочевья зависит безопасность и благополучие); по освоению традиционных навыков, умений и способов самостоятельного и коллективного действия, необходимых для жизни в условиях Севера.

Практический блок направлен на формирование трудовых умений, необходимых в оленеводстве, охоте, рыболовстве, собирательстве, пошиве одежды в процессе совместной трудовой деятельности (со сверстниками и взрослыми). Данный блок дополнен алгоритмами: например, алгоритм ловли оленей арканом, алгоритм разжигания дымокура, алгоритм езды на оленьей упряжке, алгоритм обработки шкур и т.д. Программа и учебное пособие предусматривают проведение занятий в оленеводческих стадах, охотничьих угодьях, рыболовецких участках, мастерских, общение со знатными оленеводами, охотниками, рыбаками, мастерами народных промыслов и ремёсел и обсуждение проблем в области традиционного хозяйства, доступных пониманию детей. Освоение традиционных знаний происходит в процессе проведения совместного проекта, через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. В ходе совместных действий взрослого и детей, младшие школьники учатся ездить на олене, использовать оленьи упряжные и вьючные сбруи, оснастку и украшения.

Все это формирует трудовые умения, необходимые в оленеводстве, охоте, рыболовстве, собирательстве, пошив одежды и дает возможность превратить урочную и внеурочную деятельность в полноценное пространство социализации детей, где происходит диалог между детьми, со сверстниками, взрослыми, который учит их взаимовыручке, взаимопониманию, взаимообогащению, толерантности, необходимости выжить в суровых условиях Севера.

Интеграция содержания данного предмета с предметами «Окружающий мир», «Культура народов Республики Саха (Якутия)», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует целостному восприятию уклада жизни и хозяйственной деятельности коренных народов Севера и социокультурной среды и получению интегральных результатов образования как развитие универсальных учебных действий.

Учебное пособие «Умение жить на Севере» может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности, так как методика преподавания направлена на самого ученика, на его творческий мир, обеспечивает их потребности, интересы, увлечения. Главное, младший школьник самостоятельно делает выбор, свободно проявляет волю, раскрывается как личность.

УМК «Умение жить на Севере» по урочной и внеурочной деятельности включает в себя основные и дополнительные компоненты, содержание которых имеет личностно-значимую направленность с учетом потребностей и интересов учащихся, особенностей уклада жизни, хозяйственной деятельности конкретного села, поселка.

Учебное пособие «Умение жить на Севере» предназначено для 1-4 классов кочевых общеобразовательных и малокомплектных общеобразовательных школ Севера для изучения учебного предмета «Традиционные знания коренных народов Севера», направленного на сохранение традиционных знаний, связанных с природопользованием и основными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, через передачу будущим поколениям.

Организация образовательной деятельности в школах Севера, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дает учащимся осваивать новые знания, свободно ориентироваться в образовательном пространстве, в сфере традиционной хозяйственной деятельности, творчески подходить к решению практических задач.

Литература

1. Борисов, М.Н. Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха (Якутия). - Рыбинск, 1997. - 220 с.

2. Егоров, В.Н., Неустроев, Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. - М., 2003. - 224 с.

3. Значение традиционных знаний для устойчивого развития коренных народов: пособие по сбору, документированию и применению традиционных знаний для организаций коренных народов / Сост. Мурашко О.А. - М., 2007. - 99 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

References

1. Borisov, MN Social and cultural development of indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia). - Rybinsk, 1997. - 220 p.

2. Egorov, VN, Neustroev, ND The specifics of ungraded and nomadic schools in the North. - M., 2003. - 224 p.

3. The value of traditional knowledge for sustainable development of Indigenous Peoples: A Guide to the collection, documentation and application of traditional knowledge of indigenous organizations / Comp. OA Murashko - M., 2007. - 99 p.

4. Federal State Educational Standard primary education / M of Education and Science Ros. Federation. - M .: Education, 2010. - 31 p.

5. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation."

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.