ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MODERN COUNTRYSIDE UNGRADED SCHOOLS
Т. А. Шергина
Рассматриваются перспективы и проблемы развития сельских малокомплектных школ Республики Саха (Якутия) в современных условиях. Дан анализ их судьбоносной роли в сохранении населенных пунктов коренных жителей, в расширении традиционных отраслей хозяйства, в улучшении демографической ситуации, в создании культурно-образовательного пространства в сельском социуме.
Ключевые слова: образование, малокомплектная школа, образовательный процесс.
Проблема развития сельской малокомплектной школы является ключевой в модернизации системы образования Российской Федерации. Характерной особенностью функционирования данных школ на Севере является закономерность, обусловленная суровыми природно-климатическими условиями, своеобразием традиционного уклада жизни и деятельности коренных народов, перспективами глобального экономического и социокультурного развития Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Образовательная инфраструктура Республики Саха (Якутия) характеризуется преобладанием учебных заведений, расположенных в сельской местности: из 701 общеобразовательной школы 488 (69,6%) находится в селе, при этом 407 (83%) из них - школы малокомплектные и малочисленные. Так, например, в настоящее время в Республике Саха (Якутия) сельские школы составляют 72,4% общеобразовательных школ, из них 200 малокомплектных и 13 кочевых школ.
Сельская малокомплектная школа выполняет село-образующую, социокультурную функцию: известно, что там, где нет школы, нет и населенного пункта. Малокомплектная школа как центр духовности, знаний и культуры преобразовывает жизнь людей в деревне, постоянно внося в нее новое, передовое, прогрессивное.
В условиях перехода на стандарты образования нового поколения перед нами стоит задача обеспечения современных требований к ресурсному обеспечению сельских малокомплектных школ, в том числе к материальной, учебной и кадровой базе [1]. Рассмотрим вопросы модернизации содержания образования в сельской малокомплектной школе Республики Саха (Якутия). В первую очередь, обеспечение качества образования. Специфика организации учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе характеризуется прежде всего многопредметностью преподавания, отдаленностью школ от культурных, админи-
T. A. Shergina
Prospects and problems of development of countryside ungraded schools of the Republic of Sakha (Yakutia) in modern conditions are considered in the article. It gives an analysis of a fatal role of countryside ungraded school in preservation of settlements of aboriginals, in expansion of traditional branches of economy, improvement of a demographic situation, creation of cultural-educational space in a countryside society.
Keywords: education, ungraded school, educational process.
стративно-хозяйственных центров, изолированностью их функционирования в суровых природно-климатических условиях Севера. В школе учатся дети одного населенного пункта, производственного участка, общины. Данный фактор определяет характер введения национально-регионального компонента образования в той или иной школе. Сельская жизнь и сельскохозяйственное окружение (самобытная материальная и духовная культура, традиционные отрасли хозяйства коренных народов: оленеводство, рыболовство, охотпромысел, скотоводство, коневодство и др.) отражаются в содержании и формах организации учебно-воспитательной работы в школе [2].
Для сельских малокомплектных школ характерно создание межшкольной сети, вызванное нехваткой кадров внутри одной школы для обеспечения необходимых профильных и элективных курсов. Перспективными направлениями считается также создание республиканской сети дистанционного обучения, классов-спутников в малокомплектных школах, модульная, вахтовая формы обучения [3]. Сельские школы ведут активный творческий поиск инновационных путей развития. Они первыми начали формировать представление о новой модели образования, связанной с автономией школы, новым представлением о содержании образования, направленным на формирование универсальных умений, внедрением новых организационных структур, таких как сетевое взаимодействие, автономные некоммерческие организации, различные модели государственного, общественного управления, социального партнерства.
Дальнейшее развитие сельских школ напрямую связано с внедрением системы дуального образования через интеграцию общего, дополнительного и начального профессионального образования. Положительным примером тому служит Алеко-Кюельская СОШ агрофермерского профиля - табунное коневодство и промыслы (пушной и рыбный). Ведется
подготовка охотников, коневодов, фермеров, лаборантов молочной продукции, трактористов. Сватайская школа, которая строит взаимодействие с сельскохозяйственными предприятиями за счет расширения образовательного пространства традиционными сезонными промыслами и включения в образовательный процесс индивидуальной подготовки в режиме «мастер - подмастерье». Используя на практике результаты многолетних исследований в области школьной физиологии, гигиены, психологии, медицины, этнопедагогики, коллектив Эбэхской средней школы организовал учебный процесс в режиме нового календаря каникул с учетом природно-климатических, региональных и национальных особенностей. Педагогическим коллективом этой школы ведется мониторинг физиологического и психологического здоровья детей, охваченных дуальным обучением в условиях 5-семестро-вого обучения. Развитие кочевой школы-детсада, расположенного на участке Урадан, жители которого с раннего детства постигают основы оленеводства и рыболовства.
Одной из актуальных задач в сфере образования остается сохранение языков и культур коренных народов Севера. С одной стороны, необходимо обеспечить соответствие единым стандартам для всего населения страны, с другой стороны - защиту права на индивидуальность каждой языковой и этнической группы населения [4].
Традиционный уклад жизни, способы кооперации в эт-нохозяйственной деятельности переносятся в разные формы образовательного процесса. Например, в такие, как кочевые школы, мастерские народных умельцев. Малочисленность школ в территориальных условиях Севера обуславливает потребность в реализации идей свободного, продуктивного образования, формирования индивидуальных траекторий. Эти идеи воплощаются в практику в Бая-гинской СОШ и Автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный центр "Уран"» Таттинского улуса по использованию творческого потенциала социума, народных мастеров. На базе Харыялахской СОШ Оленекского улуса осуществляется модель индивидуального сопровождения учащихся кочевой школы. Учащиеся сельских школ Оймяконского улуса имеют возможность получить профильное образование на основе этнокультурного способа образовательной деятельности. Обучение и воспитание детей на основе традиционного (общественно-экономического) уклада жизни народа саха организуется Мальжегар-ской СОШ Нюрбинского улуса и др.
В целях реализации социокультурного подхода правительство поддерживает партнерство крупных организаций, предприятий с муниципальными образованиями в организации центров образования для профильной подготовки, межшкольных учебно-производственных комбинатов, бизнес-инкубаторов для школьников [5].
К наиболее значимым проблемам относятся вопросы кадрового обеспечения малых школ. Введение нового ФГОС, основанного на принципах усиления государственно-общественного заказа к современной школе, актуализируется потребность в подготовке бакалавров нового профиля «Начальное образование, тьюторство в основной (кочевой) школе Севера». В возникших условиях не-
обходима разработка содержания многопрофильной подготовки учителей для кочевой и малокомплектной школы, ориентированного на сохранение традиционного кочевого уклада жизни, культуры, языка, развитие экологического образования и активизацию научных исследований в данном направлении. Для школ Севера нужны учителя начальных классов широкого профиля, способные вести два-три профилирующих предмета гуманитарного или естественнонаучного циклов в старшем звене, а также воспитательную работу в социуме. В программах стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова одним из основных направлений является возрождение и сохранение, а также развитие самобытной культуры народов Севера [4].
Таким образом, в условиях республики острая проблема сельской малокомплектной школы становится ключевой в модернизации системы образования вообще. При введении механизма нормативно-подушевого финансирования руководству республики следует определить расходы на образование с учетом национально-региональных особенностей социально-экономического и культурного развития, обеспечения конституционных прав граждан на образование и воспитание независимо от места жительства. Жизненные реалии приводят к утверждению положения о том, что сельские малокомплектные школы должны финансироваться по фактическим затратам независимо от количества обучающихся. Малая наполняемость классов, являясь характерной особенностью ее функционирования, становится закономерностью, определяющей деятельность сельских малокомплектных школ в условиях Республики Саха (Якутия), и требует разрешить весь сложный комплекс задач, стоящих перед сельской школой, - интеграцию усилий государственных, общественных, коммерческих организаций, законодательной и исполнительной власти, науки и практики в реформировании и помощи сельской школе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русаков В. А. О задачах развития общего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://sch-ksyr.narod.ru/rusakov. html (дата обращения 28.03.2012).
2. Развитие образования в сельской местности: региональная модель // Методическое пособие для работников управления образования / под ред. Ф. В. Габышевой. М.: ИСПС РАО, 2006. 192 с.
3. Габышева Ф. В. Вопросы модернизации образования и подходы к их решению в Республике Саха (Якутия) // Народное образование Якутии. 2008. № 1 (65). С. 32-43.
4. Егоров В. Н., Неустроев Н. Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера. М.: Академия, 2003. 224 с.
5. Габышева В. Ф. Новая школа - приоритет государства, общества, бизнеса // Наука и образование. 2010. № 4 (60). С. 4.