Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 1 (219). С. 149-158 Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2022, vol. 1 (219), pp. 149-158
Научная статья УДК 378
https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-1-149-158
ИНТЕГРАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧИТЕЛЕЙ В КИТАЕ
Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия, [email protected]
Введение. В настоящее время в условиях прогрессирования тенденций глобализации и информатизации единовременное и окончательное образование (опе-off and teiminative education) далеко не всегда отвечает требованиям общества и государства к качеству учительских кадров. В рамках популяризации образовательной идеологии «обучение в течение всей жизни» интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей стала одной из ведущих целей реформирования образования во многих странах. Долгое время традиционное разделение в системе китайского педагогического образования и процессе профессионального развития учителей не позволяло повысить качество учительских кадров. В связи с этим в Китае в конце XX в. начались исследования по проблемам интеграции в данном образовании и развитии. С того времени здесь был накоплен значительный опыт интеграции педагогического образования как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Цель - на основе анализа тенденции интеграции в современном педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае определить ее сущность, охарактеризовать ее ключевые элементы и выявить существующие проблемы.
Материал и методы. Материалом настоящего исследования послужили научно-педагогические труды китайских исследователей по проблеме исследования. В качестве методов в данной работе использовались теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, опыта реализации интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей, обобщение и конкретизация.
Результаты и обсуждение. Интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае заключается в том, чтобы рационально проектировать цели и содержание обучения на различных этапах профессионального развития учителей, устранить разделение в данном процессе, оптимизировать использование образовательных ресурсов, содействовать повышению качества учительских кадров. Местное правительство, высшие учебные заведения, организации профессиональной переподготовки учителей и школы как важные участники интеграции по-своему способствуют ее реализации в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей. Данная интеграция в основном отражается в интеграции целей обучения, учебных программ, образовательных учреждений, участвующих в профессиональной подготовке учителей, аттестации квалификации учителей и оценке образовательных ресурсов. Способствование эффективной профессиональной коммуникации и взаимодействию на всех этапах профессионального развития учителей и между различными участниками педагогического образования, укрепление преемственности целей и содержания образования, повышение качества педагогических кадров в системе профессиональной переподготовки учителей остаются важными задачами интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в будущем.
Заключение. Сущность интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае заключается в устранении, сокращении разделения в процессе профессиональной подготовки учителей и содействии непрерывному профессиональному развитию учителей. Посредством интеграции цели учебных программ, образовательных учреждений, аттестации квалификации учителей и образовательных ресурсов действительно достигается повышение качества подготовки учителей. Однако дальнейшее развитие и совершенствование интеграции в профессиональном образовании учителей подлежит дальнейшему глубокому исследованию в теории и практике в данной области, а также требует решения существующих проблем.
Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональное развитие учителей, интеграция, обучение в течение всей жизни, Китай
Ли Бин
Аннотация
© Ли Бин, 2022
Для цитирования: Ли Бин. Интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 1 (219). С. 149-158. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-1-149-158
PEDAGOGY
Original article
INTEGRATION IN TEACHER EDUCATION AND TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN CHINA
Li Bing
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract
Introduction. Currently, in the context of the progression of globalization and informatization trends, one-off and terminative education does not always meet the requirements of society and the state for the quality of teaching staff. As part of the popularization of the educational ideology "lifelong learning", integration in teacher education and professional development of teachers has become one of the leading goals of education reform in many countries. For a long time, the traditional separation in the system of chinese teacher education and the process of professional development of teachers did not allow improving the quality of the teaching staff. In this regard, in China at the end of the XX century research began on the problems of integration in this education and development. Since that time, considerable experience has been accumulated here in the integration of teacher education, both at a theoretical and practical level.
The aim of the study is to determine the essence, characterize the key components and identify existing problems based on the analysis of integration in modern teacher education and professional development of teachers in China.
Material and methods. The material of this research was the scientific and pedagogical works of Chinese researchers on the research problem. As methods in this work, we used a theoretical analysis of scientific and pedagogical literature on the problem of research, the experience of implementing integration in teacher education and professional development of teachers; generalization and concretization.
Results and discussion. Integration in teacher education and professional development of teachers in China is to rationally design the goals and content of teaching at different stages of professional development of teachers, change the division in this process, optimize the use of educational resources, and promote the quality of teaching staff. The government, higher education institutions, professional retraining organizations for teachers and schools, as important participants in integration, in their own way contribute to its implementation in teacher education and teacher development. This integration is mainly reflected in the integration of learning objectives, curricula, educational institutions involved in teacher training, teacher qualifications and educational resources. Promoting effective professional communication and interaction at all stages of professional development of teachers and between various participants in teacher education, strengthening the continuity of the goals and content of education, improving the quality of teaching staff in the system of professional retraining of teachers remain important tasks of integration in teacher education and professional development of teachers in the future.
Conclusion. The essence of integration in teacher education and professional development of teachers in China is to change the divisions in teacher training and to promote the continuous professional development of teachers. Through the integration of goals, curricula, educational institutions, attestation of teacher qualifications and educational resources, the quality of teacher training is indeed improved. However, further development and improvement of integration in teacher education is subject to further deep research in theory and practice in this area, and also requires solving existing problems.
Keywords: teacher education, teachers 'professional development, integration, lifelong learning, China
For citation: Li Bing. Integratsiya v pedagogicheskom obrazovanii i professional'nom razvitii uchiteley v Kitaye [Integration in Teacher Education and Teachers' Professional Development in China]. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2022, vol. 1 (219), pp. 149— 158. (In Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-1-149-158
Введение
В стремительно развивающемся современном мире единовременное и окончательное образование (опе-off and terminative education) далеко не всегда отвечает требованиям государства и обще-
ства к качеству учительских кадров. В связи с этим интеграция в педагогическом образовании стала одной из важнейших тенденций реформы и развития системы образования во многих странах.
Еще в 1972 г. Э. Джеймс в своем отчете о подготовке учителей «Report of Committee of Enquiry into Teacher Education and Training» назвал необходимым применение образовательной идеологии «обучение в течение всей жизни» в практике профессиональной подготовки учителей и выдвинул концепцию интеграции в процессе профессионального развития учителей [1]. Далее на XLV Международной образовательной конференции, организованной ЮНЕСКО в Женеве в 1996 г., было указано, что подготовка учителей, способных адаптироваться к социальным изменениям, стала настоящим вызовом для мирового педагогического образования [2]. Интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей приобрела глобальный характер, и подготовка учителей, соответствующих требованиям развития и реформирования образования, стала важной задачей каждой страны.
В современном Китае педагогическое образование является видом образования, специально «подготавливающим талантов в области образовательного дела, способствующим индивидуальному развитию и социальному прогрессу» [3, с. 7]. Таким образом, педагогическое образование обычно рассматривается как движущая сила социального развития. Профессиональное развитие учителей относится к процессу устойчивого роста учителей в их интеллекте, опыте и менталитете на основе обучения, практики, рефлексии, опыта и т. д. [4]. Учитель - это развивающаяся личность, и его развитие непрерывно; каждое событие в профессиональном развитии учителей взаимосвязано и интерактивно, т. е. то, что происходит на том или ином этапе развития, определяется предыдущими событиями, а также играет решающую роль в будущих событиях [5, с. 19]. Поэтому профессиональная подготовка учителей должна быть не разовым мероприятием, а непрерывным и пожизненным. Подготовка учителей с готовностью и способностью к непрерывному обучению и исследованию должна основываться на образовательной концепции «обучение в течение всей жизни». В соответствии с целью создания системы непрерывного профессионального развития учителей проводится глубокая реформа педагогического образования. В этом контексте было выдвинуто требование к интеграции педагогического образования и профессионального развития учителей.
Современная система профессионального развития учителей в Китае в целом традиционно состоит из двух основных частей: вузовское педагогическое образование (Pre-service teacher education), т. е. подготовка до вступления в должность, и послевузовское педагогическое образование (Inservice Teacher Education), т. е. профессиональная
переподготовка после окончания учебы. Эти две части педагогического образования в Китае долгое время были «четко разделены и не связаны друг с другом, что привело к нерациональному использованию образовательных ресурсов и неэффективности повышения качества учительских кадров» [6, с. 71]. Чтобы проследить тенденцию развития мирового педагогического образования и улучшить собственную систему профессиональной подготовки учителей, в 1996 г. в документе «Некоторые вопросы по реформе и развитию педагогического образования», который был обнародован Министерством образования КНР, было четко обозначено, что необходимо совершенствовать систему профессионального развития учителей, соединить систему вузовского педагогического образования с системой профессиональной переподготовки учителей [7]. Таким образом, впервые в официальном государственном документе Китая была сформулирована идея создания системы непрерывного профессионального развития учителей в Китае. В связи с этим с конца XX в. в китайском профессиональном педагогическом сообществе начали проводиться всесторонние теоретические и практические исследования по проблемам интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае, и уже достигнут определенный значимый результат.
Целью данного исследования является определение сущности интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае, анализ ее ключевых элементов и выявление существующих проблем на основе изучения и анализа педагогических и методических работ по проблеме исследования.
Материал и методы
Методологической основой данного исследования послужили научные публикации ученых Китая и других стран, а также официальные документы по образованию в Китае. В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ, обобщение научно-педагогической литературы в целях уточнения понятия «интеграция» в профессиональном образовании и профессиональном развитии учителей в Китае; изучение, анализ и обобщение ключевых элементов и существующих проблем в процессе интеграции профессионального образования в Китае.
Интеграция в системе образования в настоящее время является актуальной темой научно-педагогического исследования во многих странах, в том числе в Китае. Многие ученые на основе своих научных изысканий и собственного педагогического опыта определили понятие «интеграция» примени-
тельно к педагогическому образованию и профессиональному развитию учителей.
Цю Сюхуа и Сюнь Юань в своих исследованиях отмечают, что интеграция в данном образовании представляет собой ответ на давнюю проблему отсутствия тесной связи между различными этапами образования и между теорией и практикой в процессе обучения в Китае. Интеграция в профессиональном развитии учителей является процессом, направленным на создание системы непрерывной профессиональной подготовки учителей и повышение качества образования и учительских кадров. Многие исследователи утверждают, что интеграция в педагогическом образовании подразумевает интеграцию целей обучения, учебных программ, этапов названного образования и т. д. [8, 9].
Интеграция в педагогическом образовании относится к процессу непрерывного содействия совместному использованию образовательных ресурсов между высшими учебными заведениями, местным правительством и организациями переподготовки учителей, а также школами для повышения качества учительских кадров. Изменение понимания традиционного единовременного образования является основой для интеграции педагогического образования, далее она может быть реализована с помощью «интеграции целей обучения, учебной программы, учебного процесса, а также стандартов, моделей и оценки эффективности обучения, чтобы эффективно реорганизовать и построить новую систему педагогического образования и подготовить больше учителей, отвечающих потребностям социального развития» [10, с. 63].
Гао Шурэн и Сон Дан считают, что интеграция педагогического образования в определенной степени является формой комплексной углубленной реформы образования, способствует научно обоснованному и рациональному развитию педагогического образования и оптимизации распределения образовательных ресурсов. Она направлена на изучение новых отношений развития и моделей развития в педагогическом образовании, а также на координацию развития образования на различных этапах. Интеграция педагогического образования требует «проведения педагогической деятельности на основе интегрированных целей обучения и закона развития образования для повышения эффективности профессиональной подготовки учителей» [11, с. 18].
В Китае немало ученых считают, что интеграция в педагогическом образовании означает, что систему образования необходимо рассматривать как непрерывный процесс, ее каждый этап и каждая часть должны быть взаимосвязаны и взаимодействовать друг с другом. При проектировании
целей и содержания обучения на разных этапах подготовки необходимо учитывать закономерности развития учителей. В системе образования каждый этап подготовки является как независимым, так и непрерывным одновременно. Ключевая задача в процессе интеграции профессионального развития учителей - регулировать отношение между его этапностью и непрерывностью [12, 13].
Некоторые китайские ученые полагают, что интеграция является новой моделью реформы педагогического образования. «Обучение в течение всей жизни» - руководящая идеология интеграции в педагогическом образовании , определяющая общее проектирование учебного плана и содержания обучения, объединяющая все его этапы. Ее цель -координировать образовательные ресурсы и изменить текущее состояние разделения в системе образования. Интеграция в педагогическом образовании означает интегрированную и совершенную систему образования, каждая часть которой обладает своими собственными характеристиками и преимуществами в процессе подготовки учителей, отвечающих требованиям общества [14, 15].
Немало китайских исследователей единодушно полагают, что в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей существуют два вида интеграции: внутренняя и внешняя. К внутренней относится интеграция внутри одной дисциплины, одной специальности, одного предмета, одной педагогической деятельности и т. д., а к внешней - создание общего образовательного пространства, интеграция различных видов учебных заведений, интеграция различных дисциплин, видов педагогической деятельностей и др. [16-18].
Результаты и обсуждение
1. Сущность интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии
учителей в Китае В результате анализа научных работ китайских ученых можно сделать вывод о том, что интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей является неизбежным требованием к профессионализму учительских кадров и их непрерывному профессиональному развитию, а также основной тенденцией реформы и развития системы педагогического образования в Китае.
Интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей реализуется на основе образовательной идеологии «обучение в течение всей жизни», она должна соответствовать принципу объединения и оптимизации образовательных ресурсов, создавать систему профессиональной подготовки учителей, характеризующуюся целостностью, рациональностью в структуре обучения и научностью его содержания; непрерыв-
ностью, этапностью и последовательностью в организации деятельности; разумностью в управлении. Точнее говоря, интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей проявляется в следующем. Во-первых, профессиональное развитие учителей рассматривается как непрерывный цельный процесс, в котором все этапы подготовки учителей, в основном этапы вузовского и послевузовского педагогического образования, должны быть интегрированными, взаимосвязанными и скоординированными. Во-вторых, важно уважать и ценить особенности профессионального развития учителей на каждом этапе, проектировать цели, содержание и задачи обучения на каждом этапе, определить методы их достижения. В-третьих, система профессиональной подготовки учителей должна быть расширена. В процессе профессионального развития учителей активно совместно участвуют педагогические и общие высшие учебные заведения, организации переподготовки учителей, школы, местное правительство, все они взаимодействуют и используют свои преимущества в целях повышения качества учительских кадров.
Интеграцию педагогического образования в Китае в общем можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция в профессиональном развитии учителей - это интеграция между различными элементами системы непрерывного педагогического образования, такими как постановка целей обучения, реализация учебной программы, реализация учебного процесса, учительские кадры и использование различных образовательных ресурсов и т. д. Внешняя интеграция означает соединение различных этапов подготовки учителей, создание общего образовательного пространства между участниками профессиональной подготовки учителей, подчеркивает тесную связь между педагогическим образованием и общим образованием, взаимное сотрудничество между преподавателями и учителями и др.
2. Основные участники интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае и их роль
Известно, что вузовское педагогическое образование в современном Китае обычно реализуется в высших учебных заведениях. Послевузовское образование, т. е. переподготовка учителей, реализуется в высших учебных заведениях в период летних каникул (на основе сотрудничества с школами или по приказу местного правительства), в организациях профессиональной переподготовки учителей и школе в выходные дни (на основе графика работы школы). По требованию Министерства образования КНР переподготовка для каждого учителя в течение 3 лет должна составлять не менее 360 учебных часов.
Основными участниками интеграции в профессиональном образовании являются: местное правительство, высшие учебные заведения, организации профессиональной переподготовки учителей и школы. Местное правительство обычно несет ответственность за контингент учительских кадров (достаточное количество, разумная структура, высокое качество). Интеграция в профессиональном развитии учителей полностью соответствует интересам и требованиям правительства и общества. В то же время местное правительство может оказать наибольшую поддержку в интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей, например, политика и официальные документы по образованию, в которых формулируется основное направление, общие цели, содержание и требования к интеграции профессиональной подготовки учителей, определена ответственность каждого участников и т. д. Кроме того, оно предоставляет фонды, различные материальные ресурсы, платформы для коммуникации и сотрудничества и др. Можно сделать вывод, что правительство играет ведущую роль в построении всего механизма интеграции непрерывного профессионального развития учителей в Китае.
Высшие учебные заведения, такие как педагогические и общие колледжи, институты, университеты, в качестве важных участников в интеграции педагогического образования обычно оказывают сильное теоретическое обеспечение и руководство и предоставляют выдающиеся преподавательские кадры. Кроме того, основные учебные программы и учебные материалы при интеграции в педагогическом образовании обычно проектируются и разрабатываются высшими учебными заведениями.
В отличие от высших учебных заведений, организации профессиональной переподготовки учителей и школы мало участвуют в проектировании учебных программ для непрерывного профессионального развития учителей, чаще выступая «исполнителями» в интеграции в профессиональном развитии учителей [5]. С связи с этим практические требования учителей и школ к содержанию обучения профессиональной переподготовки часто игнорируются при создании и проектировании учебных программ при интеграции педагогического образования.
3. Ключевые элементы интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае
Данные элементы включают в себя определение интегрированных целей профессиональной подготовки, создание интегрированной системы учебных программ и аттестации квалификации учителей, а также интеграцию образовательных учреждений, участвующих в профессиональной подго-
товке учителей (высшие учебные заведения, организации по переподготовке учителей и школы) и интеграцию образовательных ресурсов. Далее проанализируем данные элементы интеграции в педагогическом образовании по примеру популярной модели «U-G-S» (т. е. «university», «government» и «schools»).
(1) Интеграция целей педагогического образования и профессионального развития учителей
Цели профессионального развития учителей -это конкретизация образовательных целей различных учебных заведений на всех уровнях (колледжей, институтов, университетов и организаций по переподготовке учителей). На формирование целей непрерывного профессионального развития учителей чаще всего влияют такие факторы, как социальные потребности, реформы и развитие общего образования, типы школ и др. Принимая во внимание особенности профессионального развития учителей на каждом этапе, постановка целей педагогического образования должна соответствовать основным закономерностям профессионального роста учителей.
Интеграция целей педагогического образования в Китае в основном проявляется в том, что цели вузовского и послевузовского педагогического образования связаны друг с другом, но также выделяют ключевые части каждого этапа профессионального развития учителей для формирования разумной последовательности уровней. Общая цель педагогического образования - подготовка учителей с высокими профессиональными качествами, со способностью к обучению и исследованию в течение всей жизни. Вузовское педагогическое образование направлено на создание у будущих учителей профессиональной основы (в основном теоретической), оказание им помощи в овладении базовыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе и будущего непрерывного профессионального развития. Основной целью послевузовского педагогического образования, т. е. переподготовки учителей, является обучение учителей анализу и решению проблем на практике, повышение уровня их практической компетентности. Кроме того, при проектировании и создании целей переподготовки учителей необходимо учитывать профессиональный уровень учителей (начинающие учителя, квалифицированные учителя, выдающие учителя, учителя-исследователи и др.) и уровень их образования (бакалавр, магистр и аспирант).
(2) Интеграция системы учебных программ профессионального развития учителей
Учебная программа рассматривается как нормативный документ, в котором содержатся основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению
по каждой дисциплине. Учебная программа воплощает в себе образовательные мысли и концепции, являющиеся основой для достижения поставленных целей подготовки, для проектирования и реализации педагогической деятельности. Таким образом, система учебных программ профессиональной подготовки учителей напрямую определяет и влияет на качество педагогического образования. Укрепление взаимосвязи и содействие взаимодействию учебных программ непрерывного педагогического образования на всех этапах являются ядром интеграции в профессиональном развитии учителей [19]. В настоящее время Министерство образования КНР выпустило документы «Стандарты учебных программ педагогического образования» (2011 г.) и «Профессиональные стандарты учителей» (2012 г.), которые рассматриваются как основа для построения интегрированной системы учебных программ подготовки учителей. Кроме того, в процессе создания учебных программ профессиональной подготовки учителей следует думать об особенности различных уровней образования (дошкольное образование, начальное образование, общее среднее образование и др.), уровней образовательных программ (бакалавриат, магистр и аспирант), этапов развития (вузовского педагогического образования, деятельности в качестве начинающего учителя, деятельности опытного учителя и, наконец, учителя-исследователя).
(3) Интеграция образовательных учреждений, реализующих педагогическое образование
Интеграция образовательных учреждений, реализующих педагогическое образование, является ключевым звеном для достижением поставленных целей и реализации учебных программ профессиональной подготовки учителей. Местное правительство, университет, школы и организации по переподготовке учителей сотрудничают и вместе участвуют в процессе подготовки учителей и их профессиональном развитии. Интеграция образовательных учреждений реализуется посредством усиления общей координации и управления с помощью местного правительства. В модели интеграции «и-О^» местное правительство как управитель и наблюдатель координирует отношения между всеми участниками, предоставляет политическое и финансовое обеспечение, контролирует выполнение всеми участниками своих обязанностей и задач, защищает их права и интересы. В качестве «дизайнера» и основного участника данной интеграции высшие учебные заведения проектируют и создают общую структуру и учебные программы, предоставляют школам и организациям по переподготовке учителей теоретическое руководство и учебные материалы. И школы, и организации по переподготовке учителей обеспечивают базу для проведения пе-
дагогической практики и образовательных экспериментов высших учебных заведений, выявляют потребности учителей в повышении профессиональной компетентности, активно организовывают участие учителей в переподготовке [20].
(4) Интеграция аттестации квалификации учителей.
Аттестация квалификации учителей - важная часть интеграции в профессиональном образовании, она тесно связана с профессиональным развитием учителей. С 1995 г. в Китае действует система аттестации квалификации учителей, внедрение которой сыграло важную роль в регулировании стандартов назначения учителей, содействии их профессиональному развитию и также в повышении качества вузовского педагогического образования [21]. Аттестация квалификации учителей происходит один раз в 5 лет, организовывается местным департаментом образования. Учитель сначала должен представить заявку и другие необходимые документы в учебные заведения, где он работает, для проверки и утверждения квалификационной категории учителя. Далее он подает все готовые материалы в местный департамент образования. Основное содержание аттестации квалификации учителей является следующим: профессиональная этика учителей и их профессиональные знания, умения и навыки, иновационная способность, способность к рефлексии и исследованию и т. д. Интеграция аттестации квалификации учителей сосредоточена не только на качестве начинающих учителей, но и повышении квалификации учителей (I, II, III и высшая категории) в соответствии с требованиям разных специальностей, различных образовательных систем и всех этапов профессионального развития учителей.
(5) Интеграция образовательных ресурсов
Интеграция образовательных ресурсов в педагогическом образовании направлена на оптимизацию их распределения на различных этапах обучения и в различных образовательных учреждениях и на повышение эффективности их использования. В связи с этим при интеграции образовательных ресурсов необходимо создать механизм управления данными образовательными ресурсами, чтобы преодолеть ограничения в их распределении и использовании. В информационном обществе необходимо полностью использовать современные информационные технологии для создания сетевых ресурсов профессионального образования и платформ онлайн-обучения, чтобы эффективно использовать существующие ресурсы, максимально способствовать непрерывному профессиональному развитию учителей.
Преподаватели и учителя - важный человеческий ресурс, который необходимо рационально
«использовать» в процессе профессионального развития учителей. Высшие учебные заведения, организующие педагогическое образование, могут приглашать опытных и выдающихся учителей на занятия, чтобы участвовать в вузовском педагогическом образовании и делиться собственным практическим опытом со студентами. При наличии общего образовательного пространства преподаватели и студенты (будущие учителя) могут посещать уроки в школе и занятия по переподготовке учителей, всесторонне познавать и понимать профессию учителя и текущее состояние общего образования, усилив связь полученных теоретических знаний с практической деятельностью в школе.
4. Существующие проблемы в практике интеграции в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае
Хотя интеграция педагогического образования в Китае достигла определенных результатов на практике, но по ряду причин здесь остается еще немало проблем.
В течение долгого времени в Китае вузовское педагогическое образование и профессиональная переподготовка учителей оставались традиционно независимыми и почти не связанными друг с другом. Хотя в последние годы здесь постепенно создавалось интегрированное образовательное пространство, состоящее из педагогических институтов и университетов, общих высших учебных заведений, организаций профессиональной переподготовки учителей и школ. Однако большинство из этих участников недостаточно понимают цели и значение сотрудничества и объединения, а также у них отсутствует осведомленность об общей деятельности при реализации педагогического образования. Они практически разделены в процессе проведения профессиональной подготовки учителей [22]. Многие педагогические институты и университеты создали отделы для проведения профессиональной переподготовки учителей школ, но эти отделы также мало связаны с факультетами или институтами, реализующими направление подготовки «Педагогическое образование», потому что они находятся под различными системами управления высших учебных заведений. Это также приводит к нарушению непрерывности профессионального развития учителей и не способствует повышению качества учительских кадров в Китае.
В связи с отсутствием эффективной коммуникации и обмена информацией между различными участниками профессиональной подготовки учителей при определении цели и содержания обучения внимание данных участников больше уделяется собственным текущим задачам, что приводит к отсутствию системности и согласованности целей обучения и содержания учебных программ на всех
этапах профессионального развития учителей. Кроме того, в процессе реализации педагогического образования в Китае давно существовала проблема упора на теоретические знания и пренебрежения практическими умениями и навыками, особенно в процессе профессиональной переподготовки учителей, что привело к неспособности удовлетворить практические потребности учителей, и это противоречит первоначальному замыслу организации профессиональной переподготовки учителей.
В профессиональной переподготовке учителей также отсутствуют качественные преподавательские кадры. Преподаватель, работающий в системе переподготовки учителей, должен не только обладать высоким уровнем теоретических знаний, но также иметь глубокое понимание и исследование практической деятельности общего образования. Однако в настоящее время работа по переподготовке учителей осуществляется в основном преподавателями университетов. Хотя они обладают обширными и богатыми теоретическими знаниями, но не имеют практического опыта обучения в школе. Поэтому они не могут использовать теоретические знания для анализа проблем, с которыми сталкиваются учителя на практике в школе. Это привело к низкой эффективности профессиональной переподготовки учителей и также не способствует их профессиональному развитию.
Способствовать эффективному общению и взаимодействию между всеми этапами профессионального развития учителей и различными участниками обучения, укреплять преемственность содержания профессиональной подготовки учителей и повышать качество преподавательских кадров для переподготовки является важной задачей для
дальнейшего развития интеграции в профессиональном развитии учителей в будущем.
Заключение
Интеграция в педагогическом образовании и профессиональном развитии учителей в Китае обусловлена требованиями государства и общества к профессионализму учителей, их непрерывному профессиональному развитию и влиянием зарубежной образовательной идеологии «обучение в течение всей жизни». Интеграция в профессиональном развитии учителей в Китае направлена на создание системы непрерывного педагогического образования, в которой каждый этап является относительно независимым, но также интегрированным и связанным для усиления этапности и непрерывности профессионального развития учителей. В процессе интеграции педагогического образования активно участвуют и выполняют свои соответствующие роли местное правительство, высшие учебные заведения, школы и другие образовательные учреждения. Интеграция в педагогическом образовании в основном отражается в интеграции целей обучения, учебных программ, образовательных учреждений, аттестации квалификации учителей и образовательных ресурсов. Однако в силу различных субъективных и объективных причин в данной интеграции в Китае по-прежнему существует много проблем: нехватка эффективного общения и обмена важной информацией на разных этапах подготовки учителей в образовательных учреждениях привела к слабой преемственности целей и содержания профессиональной подготовки учителей; отсутствуют качественные преподавательские кадры для переподготовки учителей и т. д.
Список литературы
1. James E. J. F. Report of Committee of Enquiry into Teacher Education and Training. URL: http://www.educationengland.org.uk/ documents/james/james1972.h1ml (дата обращения: 19.10.2021).
2. ®ФЙ.ИШ*Ж^Ш45 SÄi^föÄi^. ^l^WÄft. 1997. № 6. 4-9Ш. Чжао Чжунцзянь. Рекомендации от XLV Международной образовательной конференции // Зарубежные учебные материалы. 1997. № 6. С. 4-9.
3. ^^ШШ^МШМШ^: ШМШ^ШЯ,. 2019. № 4. 7-15Ш. Ван Цзюнь. Педагогическое образование как вид специального образования: смысл, особенности и пути // Исследование педагогического образования. 2019. № 4. С. 7-15.
4. Ш^ШШ^. 2014. № 4. 35-38Ш. Чэнь Цзиньпин. Повышение квалификации преподавателей английского языка в эпоху больших данных // Современные исследования иностранного языка. 2014. № 4. С. 35-38.
5. ШШ^ШШд. 2015. № 9. 19-25Ш. Цянь Цзюньпин. От концепции к действию: трудность и меры решения в интеграции педагогического образования // Форум педагогического образования. 2015. № 9. С. 19-25.
6. ÄS. ШШШ^—ШЬШШХ 2013. № 3. 26-31Ш. Юй Лянь. Интеграция педагогического образования: состояние, проблемы и меры для решения // Форум педагогического образования. 2013. № 3. С. 26-31.
7. 2010. № 10. 71-72Ш. Гао Фан. Блок учителей: Важный путь для профессионального развития учителей // Образование взрослых. 2010. № 10. С. 71-72.
8. ШШШШ- 2005. № 2. 40-43Ш. Цю Сюхуа. Тенденция интеграции международного педагогического образования и ее опыт // Исследование высшего образования. 2005. № 2. С. 40-43.
9. // ШМШ^ШЯ. 2004. № 4. 8-12 Ш. Сюнь Юань. Обзор и размышления о реформе интеграции педагогического образования // Исследования педагогического образования. 2004. № 4. С. 8-12.
10. Ш! ,Ж>?Й. 2015. № 8. 63-65Ш. Жао Вэй, Ся Цзешэн. Теоретическое размышление и практический путь интеграции в педагогическом образовании в Китае // Исследование непрерывного образования. 2015. № 8. С. 63-65.
11. ^.ШШМ^М-^ЖШ. 2014. № 4. 18-25Ш. Гао Шурэн, Сон Дан. Инновация в механизме интеграции развития регионального образования // Реформа и развитие регионального образования. 2014. № 9. С. 18-25.
12. NIS, РШШ. 2013. № 8. 149-152Ш. Сяо Яо, Чэнь Шицзянь. Коннотации и пути реализации интеграции педагогического образования // Образовательные исследования. 2013. № 8. С. 149-152.
13. в ^ Ш. ШШШ^Ш^,. 2006. № 1. 93-96Ш. Дун Джихэ. Некоторые предложения по продвижению реформы интеграции педагогического образования // Исследование о послевузовском образовании. 2006. № 1. С. 93-96.
14. SiT. ШМШМ—^^-.^-СЩШЧ-Ш'ЬШШ. 2013. №18. 3-5Ш. Чанг Баонин. Интеграция педагогического образования: особенности и основные компоненты // Современная педагогические науки. 2013. № 18. С. 3-5.
15. Шт. ШШШМЩ^. 2016. № 5. 102-104Ш. Ян Жуй. Исследование о пути к реализации интеграции современного педагогического образования в Китае // Исследование непрерывного образования. 2016. № 5. С. 102-104.
16. ий=. ШШШШШ^—ШШЯШШ. 2010. № 11. 107-109Ш. Лу Шанлань. Исследование и анализ интеграции педагогического образования в Китае // Научно-педагогический журнал. 2010. № 11. С. 107-109.
17. ШМЖ. ШШШ^ШИ. 2002. № 22(4). 58-62Ш. Чжан Гуйсинь, Жао Цун-ман. Понимание и размышление об интеграции педагогического образования // Учебная программа. Учебные материалы. Метод обучения. 2002. № 22 (4). С. 58-62.
18. ШШ. ШЩШ^&Ш^ШШ. =#: 2007. 441Ш. Тао Чжэшэн, Се Хунсин. Реформа и развития высшего образования. Ланьчжоу: изд-во Ланьчжоуского ун-та, 2007. 441 с.
19. ЙЙ—ШЬ: ШШШ'Ш—Ш^Ш^Ш. ^ЖШЙ. 2008. № 3. 67-69Ш. Цзэн Бэнью. Внутренняя интеграция: новый прорыв в интеграции педагогического образования // Академическое обозрение. 2008. № 3. С. 67-69.
20. йй#, $г, - 2014. № 8. 107-
112Ш. Лю Ичунь, Ли Гуан, Гао Хан. Исследование практики модели педагогического образования „U-G-S" - на примере построения Северо-восточной экспериментальной зоны педагогического образования // Образовательное исследование. 2014. № 8. С. 107-112.
21. #», м^. ттшт^^ш^ш. 2009. № 12. 123-126Ш. ЮЙ цяо,
Линь Цюнь, У Цзеи. Исследование о проблемах и методах решения в процессе интеграции педагогического образования // Журнал педагогического университета Мяньян. 2009. № 12. С. 123-126.
22. ШЙ. 2004. № 4. 21-25Ш. Сюй Ли. Размышления о существующих проблемах повышения квалификации учителей в Китае // Исследование педагогического образования. 2004. № 4. С. 21-25.
References
1. James E. J. F. Report of Committee of Enquiry into Teacher Education and Training. URL: http://www.educationengland.org.uk/ documents/james/james1972.html (accessed 19 October 2021).
2. 1997. № 6. 4-9Ш. Zhao Zhongjian [Recommendations of the 45th session of the International Education Conference]. Zarubezhnye uchebnye materialy - Foreign educational materials, 1997, no. 6, pp. 4-9 (in Chinese).
3. 1Щ. г^^ШШЁ^ШШШ'Ё: 2019. № 4. 7-15Ш. Wang Jun [Teacher education as a type of special education: meaning, features and ways]. Issledovaniye pedagogicheskogo obrazovaniya - Research of teacher education, 2019, no. 4, pp. 7-15 (in Chinese).
4. ЛШЙЙТС^Л^гШдаЩЙКЩ. Sftft^ffl^. 2014. № 4. 35-38Ш. Chen Jinping. Ot kontseptsii k deystviyu: trudnosti i mery resheniya v integratsii pedagogicheskogo obrazovaniya [Improving the qualifications of English teachers in the era of big data]. Sovremenye isslodovaniya inostrannogo yazyka - Modern studies of foreign languages, 2014, no. 4, pp. 35-38 (in Chinese).
5. ШЩ^Шгйё. 2015. № 9. 19-25Ш. Qian Junping [Integration in the system of teacher education in China]. Forum pedagogicheskogo obrazovaniya - Forum for Teacher Education, 2015, no. 9, pp. 19-25 (in Chinese).
6. 2013. № 3. 26-31Ш. Yu Lian [The current situation, problems and countermeasures of the integration of teacher education]. Forum pedagogicheskogo obrazovaniya - Forum of pedagogical education, 2013, no. 3, pp. 26-31 (in Chinese).
7. 2010. № 10. 71-72Ш. Gao Fang [An important path for professional development of teachers]. Obrazovanie vzroslykh - Adult education, 2010, no. 10, pp. 71-72 (in Chinese).
8. ^ЩЩ.ЩЫШЖШШ^ШкШЩЖЖВ^. ШШШШ- 2005. № 2. 40-43И- Qiu Xiuhua [The trend of integration of international pedagogical education and its experience]. Issledovaniye vysshego obrazovaniya - Research of higher education, 2005, no. 2, pp. 40-43 (in Chinese).
9. // 2004. № 4. 8-12 Ш. Xun Yuan [Review and Reflections on the Reform of Integration of Pedagogical Education]. Issledovaniye pedagogicheskogo obrazovaniya - Research in Pedagogical Education, 2004, no. 4, pp. 8-12 (in Chinese).
10. ШШШМШЯ.. 2015. № 8. 63-65Ш. Zhao Wei, Xia Jiesheng [Theoretical Reflection and a Practical Way of Integration in Teacher Education in China]. Issledovaniye nepreryvnogo obrazovaniya - Research on Continuous Education, 2015, no. 8, pp. 63-65 (in Chinese).
11. КШШЛФШЖ 2014. № 4. 18-25 Ш. Gao Shureng, Song Dan [Innovation in the mechanism of integration of the development of regional education]. Reforma i razvitiye regional'nogo obrazovaniya - Reform and development of regional education, 2014, no. 9, pp. 18-25 (in Chinese).
12. NIS, РШШ. 2013. № 8. 149-152Ш. Xiao Yao, Chen Shijian [The connotation and realization path of the integration of teacher education]. Obrazovatel'nye issledovaniya - Educational research, 2013, no. 8, pp.149-152 (in Chinese).
13. ® ^ Ш. ШШШЭД^. 2006. № 1. 93-96Ш. Dong Jihe [Some suggestions for promoting the reform of the integration of teacher education]. Issledovaniye o poslevuzovskom obrazovanii - Research on postgraduate education, 2006, no. 1, pp. 93-96 (in Chinese).
14. 2013. №18. 3-5 Ш. Chang Baoning [Integration of teacher education: features and basic components]. Sovremennye pedagogicheskiye nauki - Modern pedagogical sciences, 2013, no. 18, pp. 3-5 (in Chinese).
15. Шт. ШШШЭД^. 2016. № 5. 102-104Ш. Yang Rui [Research on the path to the implementation of the integration of modern teacher education in China]. Issledovaniye nepreryvnogo obrazovaniya - Research of lifelong education, 2016, no. 5, pp. 102-104 (in Chinese).
16. 2010. № 11. 107-109Ш. Lu Shanglan [Research and analysis of the integration of teacher education in China]. Naucho-pedagogicheskiy zhurnal - Scientific and pedagogical journal, 2010, no. 11, pp. 107-109 (in Chinese).
17. Жй^, ШМ1. 2002. № 22(4). 58-62Ш. Zhang Guixin, Zhao Tsunman [Understanding and Reflection on the Integration of teacher education]. Uchebnaya programma. Uchebnye materialy. Metod obucheniya - Curriculum. Educational materials. Teaching method, 2002, no. 22 (4), pp. 58-62 (in Chinese).
18. MUM. =#l: 2007. 441Ш. Tao Zhesheng, Xie Hongxing [Reform and development of higher education: monograph]. Lanzhou, Lanzhou University Press, 2007. 441 p. (in Chinese).
19. ^ЖШЙ. 2008. № 3. 67-69Ш. Zeng Benyu [Internal integration: a new breakthrough in the integration of teacher education]. Akademicheskoye obozreniye - Academic review, 2008, no. 3, pp. 67-69 (in Chinese).
20. $Г, "U-G-S"iftfISiiil - 2014. № 8. 107-112Ш. Liu Yichun, Li Guang, Gao Hang [«U-G-S» Teacher Education Model Practice Exploration - Taking the Construction of «Teacher Education Innovation Northeast Experimental Zone» as an example]. Obrazovatel'noye issledovaniye - Educational Research, 2014, no. 8, pp. 107-112 (in Chinese).
21. #», M^. ШМ^^Ш^М. 2009. № 12. 123-126Ш. Yu Qiao, Lin Qun, Wu Jiei [Research on the problems and methods of solution in the process of integrating teacher education]. Zhurnal pedagogicheskogo universiteta Myanyan - Journal of the Mianyang Pedagogical University, 2009, no. 12, pp. 123-126 (in Chinese).
22. ШЙ. 2004. № 4. 21-25Ш. Xu Li [Reflections on the existing problems of professional development of teachers in China]. Issledovaniye pedagogicheskogo obrazovaniya - Research of pedagogical education, 2004, no. 4, pp. 21-25 (in Chinese).
Информация об авторах
Ли Бин, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Information about the authors
Li Bing, postgraduate student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
Статья поступила в редакцию 08.11.2021; принята к публикации 20.12.2021 The article was submitted 08.11.2021; accepted for publication 20.12.2021