Анализ моделей профессиональной переподготовки учителей в начальных и средних школах Китая
Чжан Лэйлэй,
аспирант, Дальневосточный федеральный университет E-mail: [email protected]
Переподготовка является важным способом стимулирования роста числа учителей и повышения качества их образования, направленным на реформирование базового образования в Китае. За десятилетия практики подготовки учителей в Китае была сформирована и стандартизирована модель их переподготовки. В статье анализируются и сравниваются несколько моделей обучения, указываются различия в эффективности разных моделей, а также указывается, что учреждения, занимающиеся переподготовкой учителей, должны анализировать причины неэффективной подготовки учителей, следовать требованиям стандартов обучения взрослых, анализировать их потребности в обучении и разрабатывать соответствующие модели переподготовки учителей Китая.
Ключевые слова: переподготовка учителей; переподготовка учителей в системе непрерывного образования; модель подготовки; анализ потребности в обучении; эффективность обучения; методы переподготовки.
о с
U
сэ см о см I—
Столетний план, ориентированный на образование. План образования, ориентированный на учителя [1]. В нынешнюю эпоху образование стало самым мощным стимулятором экономического развития и социального прогресса, и учителя являются одним из решающих факторов развития образования. Повышение качества педагогического образования стало важной целью реформы высшего образования в развитых странах с начала нового века. Ключом к повышению качества образования учителей является улучшение качества их подготовки, и модели переподготовки учителей играют здесь особенно важную роль [2].
I. Переподготовка учителей и связанные с ней концепции
Педагогическая переподготовка - это образовательная деятельность, направленная на подготовку молодых и опытных учителей, цель которой - обновить образовательные концепции, предметные знания и повысить способности к обучению, а именно: обновить знания учителей, улучшить их педагогические способности и дать им возможность лучше адаптироваться к учительским должностям. Переподготовка является важным механизмом содействия росту числа учителей и повышению качества их образования, что в свою очередь оказывает существенное влияние на реформу базового образования в Китае.
Концепции, связанные с переподготовкой учителей, включают в себя педагогическое образование, непрерывное образование для учителей, повышение квалификации учителей, специализацию учителей и т.д. [3]. Концепции педагогического образования и переподготовки учителей схожи, и «переподготовка учителей» может быть в целом классифицирована в категории «педагогическое образование», но есть и различия. Педагогическое образование в основном направлено на привитие системных знаний и навыков в определенной предметной области. Оно ориентировано на долгосрочное развитие людей, в том числе на переподготовку учителей до поступления на работу и обучение на рабочем месте. При педагогической переподготовке больше внимания уделяется решению практических проблем работы учителей и их эффективным способностям, она более целенаправленна и практична [4]. Непрерывное образование, так же как переподготовка учителей, направлено на переподготовку учителей после работы, с этой точки зрения между обеими концепциями можно провести параллель. В «По-
ложении о непрерывном образовании для учителей начальных и средних школ» указывается, что учителя начальных и средних школ должны участвовать в непрерывном образовании для учителей каждый год, каждые пять лет - это один цикл, и каждый цикл должен составлять не менее 240 часов в год переподготовки по программам непрерывного образования [5].
Концепции «профессиональное развитие учителей» и «профессионализация учителей» также связаны с переподготовкой учителей и являются наиболее важным и эффективным способом содействия профессиональному развитию и повышению их профессионального уровня. Таким образом, эти две концепции часто появляются в переподготовке учителей.
Модель переподготовки
Модель, то есть сводный инструктивный и обобщающий опыт в определенной области после многократного применения на практике определенного метода имеет важное руководящее значение для работы в этой области, может сократить время исследования и позволяет получить больше результатов с меньшими усилиями [6].
Модель переподготовки учителей является наиболее часто используемым и зрелым методом обучения (парадигмой) в переподготовке учителей и отвечает на следующие вопросы: какую базу обучения выбрать, какую платформу обучения использовать, какой метод обучения применить, как проводить оценку обучения и контроль за процессом, как проводить оценку обучения и аттестацию.
Методы переподготовки учителей аналогичны моделям обучения, но методы обучения включают в себя меньше контента, обычно относящегося к методам преподавания учителей, таким как специальные лекции, тематические исследования, групповые дискуссии, посещения для наблюдения и т.д. Методы переподготовки можно разделить на тематические, теоретические и совместные (практические). Результаты опроса по результатам обучения показывают, что более популярно среди учителей сочетание теории и практики, а признание чисто теоретических знаний невелико [7].
Основные типы моделей переподготовки учителей и их преимущества и недостатки
Основные типы моделей переподготовки учителей
После длительного периода научно-практических исследований был сформирован ряд относительно фиксированных и обычных моделей обучения для переподготовки учителей в начальных и средних школах Китая, которые в основном включают в себя централизованное обучение, дистанционное (сетевое) обучение, школьное обучение, теневое обучение (участники следуют за экспертами в об-
ласти образования или лидерами известных школ, как тени, наблюдают и учатся в реальной рабочей среде экспертов по образованию) [8], отправка учителей в деревни, обучение без работы и пр. Модель переподготовки учителей может быть самостоятельной или комбинированной (модель смешанного обучения). Различные модели обучения применимы к различным категориям обучающихся.
Как правило, для переподготовки учителей на уровне уезда в основном используется единая модель централизованного обучения, иногда в сочетании с обучением в школах, в то время как в муниципальном и провинциальном обучении в основном используется одна модель, такая как централизованное обучение, дистанционное обучение и теневое обучение. Существуют также комбинированные модели централизованного обучения и теневого обучения (например, переподготовка учителей по английскому языку), дистанционное обучение и обучение в сельской местности (например, обучение инженерным навыкам в области применения информационных технологий) и другие комбинированные модели. Так, модель государственного обучения является более гибкой и разнообразной, более свободно комбинируемой и концентрированной.
Преимущества и недостатки модели переподготовки учителей и области ее применения
1. Интенсивное обучение. Интенсивное обучение -это модель обучения, при которой учителей собирают в определенное время в определенном месте, где они слушают лекции преподавателей. Централизованное обучение является наиболее часто используемой моделью на уровне округов и уездов, а также моделью обучения с самым постоянным использованием переподготовки учителей; обычно проводится во время летних и зимних каникул на базе обучения на уровне уезда. Период обучения составляет от 3 до 10 дней.
Преимущества этой модели - широкий спектр объектов обучения, множество применимых категорий обучения, короткое время и близкие места обучения, что ускоряет процесс и в определенной степени экономит средства на обучение и средства на школьное образование. Самое большое преимущество заключается в том, что учителя систематически и за короткий период могут овладевать теоретическими знаниями в области образования и преподавания, и это может помочь учителям эффективно решать проблемы в преподавании и исследованиях. Однако эта модель имеет свои недостатки: существует большое количество тренингов, которые основаны на общих потребностях местного образования. Большинство из них являются базовыми и основными, игнорируя различия в индивидуальных потребностях, а содержание не всегда целенаправленное, и единственный путь переподготовки - это лекции, которые представляют собой одномерную передачу зна-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ний. Имеет место отсутствие взаимодействия и коммуникации, не стимулируются мотивации участвующих учителей. Модель имеет ограниченную направляющую значимость для практического обучения в будущем, и эффект обучения тоже невысокий.
2. Дистанционное обучение. Дистанционное обучение также называется сетевым обучением: слушатели используют логин и пароль для входа в сетевую учебную платформу для изучения курсов и выполнения предписанных задач. Например, в последние годы министерство образования разработало модель обучения в сети China Mobile Principal - повышение квалификации в области применения информационных технологий и т.д. Этот тип обучения обычно оценивается на основе часов посещения занятий и самостоятельных работ. Общий балл, который равен 60 или более, считается квалифицированным. Оценка учебных часов требует только завершения их необходимого количества, что приводит к широко распространенному явлению «беспилотный прием» и дает слабый эффект контроля за обучением. Оценка самостоятельных работ не предъявляет высоких требований к качеству и оригинальности домашней работы. Во многих случаях она основана только на оценочных показателях, загрузке и плагиате. Кроме того, результаты показывают, что внедрение онлайновых вопросов и ответов экспертов и обмен мнениями коллег не было удовлетворительным. Если у слушателей плохое самосознание и самостоятельность, онлайн-обучение будет формальным.
«Наблюдайте и усваивайте прогресс обучения несколько раз в соответствии с ситуацией» -эта модель обучения больше соответствует характеристикам обучения взрослых, более удобна для самостоятельного обучения, свободна и гибка. В последние годы использование мобильных устройств, таких как мобильные телефоны или планшеты, для входа на платформы онлайн-курсов или для загрузки прикладного программного обеспечения для самообучения можно рассматривать как дополнение и расширение онлайн-обучения.
3. Обучение на базе школ. Школьное обучение, также известное как внутришкольное, является школьной моделью переподготовки учителей [9]. Обучение проводится местным административным отделом образования и под руководством экспертов по образованию и обучению, исходя из конкретных реалий школы в целях решения проблем, связанных с образованием и преподаванием в школе. Школа используется в качестве учебной базы, а учителя школы - в качестве объекта обучения [5].
Переподготовка учителей - это не только задача педагогических и высших учебных заведе-5 ний, но и важная задача самой школы. «Обучение на базе школы» - эффективный способ улучшить еЗ способности учителей. Благодаря школьной ор-5в ганизации учителя могут осуществлять свое соб-
ственное обучение и совершенствование «не выходя из дома».
Такая учебная модель переподготовки учителей характеризуется следующим образом: во-первых, переподготовка проводится в школах, время обучения гибкое, противоречия между работой и переподготовкой не существует, обучение не влияет на ход преподавания, учителям не надо тратить личное время, что приветствуется большинством учителей. Во-вторых, содержание обучения основано на потребностях школьных учителей, а учебные курсы более целенаправленны. В-третьих, методы обучения разнообразны, а тесная интеграция обучения с преподаванием и исследованиями способствует сочетанию обучения и использование знаний, что является более эффективным. В-четвертых, механизм обучения является непрерывным и систематическим, и учебные планы могут быть включены в годовой учебный план школы для достижения долгосрочного и устойчивого обучения. Кроме того, школьное обучение является менее дорогостоящим, простым в проведении и реализации. Поэтому его активно продвигают в Китае, чтобы сделать основной моделью для переподготовки учителей.
Хотя школьное обучение имеет много преимуществ, оно не получило ожидаемого эффекта на практике. Причины, в частности, следующие: недостаточность контроля за реализацией программы обучения на базе школ, механизмы школьного обучения стимулирования также являются недостаточными, трудно мотивировать учителей, консервативная концепция переподготовки учителей и недостаточный акцент на обучение на базе школы; отсутствие специалистов в области образования, руководства и переподготовки специалистов, неприемлемый уровень реализации, не позволяющий достичь желаемого эффекта.
4. Теневая переподготовка. Теневое обучение - это новая модель обучения, которая была популярна среди учителей в последние годы. Участвующие подразделения направляют лучших учителей-предметников в муниципальные высококачественные начальные и средние школы (известные школы), чтобы проследить за известными учителями в реальном учебном классе и подробно обсудить вопросы преподавания и исследований посредством наблюдения и обсуждения. Уместно и эффективно практическое руководство обучением в классе учителей на переднем крае. Этот тип обучения, как правило, использует групповой обмен опытом, лекции на месте и другие методы для демонстрации результатов обучения, а оценка имеет большое значение для профессионального роста учителей. Эта модель обучения ориентирована на взаимодействие между учителями и учениками и представляет собой двустороннюю многоканальную передачу информации, а не единый путь, который позволяет только получать знания.
К сожалению, поскольку этот тип обучения нарушает обычное расписание занятий в школе, участвующих школ меньше, а число известных учи-
телей очень мало, поэтому не так много мест для обучения. Участвующие учителя в основном положительно относятся к этой модели. Видно, что модель «теневая переподготовка» создана для содействия сочетанию обучения и преподавания, имеет большое значение и ее эффективность гораздо выше, чем у других моделей обучения.
5. Отправить лучших учителей в деревню. Под руководством административного департамента образования и учебных заведений учителей выдающихся педагогов и специалистов по обучению в развитых регионах приглашают в районные, уездные или сельские школы, чтобы они провели наиболее качественные курсы переподготовки учителей в отдаленных районах, с тем чтобы учителя районных, уездных или сельских школ смогли освоить самые передовые современные технологии обучения, не покидая рабочего места.
«Министерство образования - проект дистанционного обучения руководителей начальных и средних школ Китая по мобильным технологиям» и «Тренинг по совершенствованию возможностей применения информационных технологий» внедрили сетевое и интегрированное обучение в сельской местности. Специалисты по обучению на уровне провинций и городов предоставляют рекомендации для районных, уездных и поселковых учителей в форме тематических отчетов, семинаров, диагностики на месте и оценки лекций. Это прямое и практическое эффективное сочетание теории и практики повсеместно приветствовалось учителями.
Однако этот метод имеет и свои недостатки. Во-первых, из-за личного расписания экспертов и по другим причинам время обучения в основном составляет один-два дня, что приводит к отсутствию преемственности и систематизации учебных курсов. Во-вторых, эксперты из городов не знают ситуацию с местным обучением, и обучение легко отклоняется от местной реальности, в результате чего учебный план непрактичен и неприменим, не отвечает реальным потребностям и не может использоваться участвующими учителями для ознакомления и подражания.
6. Обучение с отрывом от работы. Обучение с отрывом от работы - это временное прекращение работы на 1-3 месяца на время курса и посещения специальной учебной базы (в основном университетов или учебного заведения). Эта модель позволяет избежать тривиальных вопросов и может быть посвящена обучению и исследованиям, которые подходят для теоретических знаний предмета обучения, однако это обучение занимает много времени и препятствует нормальному прогрессу обучения. Учителям начальных и средних школ трудно участвовать. Участниками обучения являются в основном учителя из учебных и исследовательских учреждений, таких как образовательные институты, школы переподготовки учителей или учебные заведения.
Обмен учителей с выдающимися выпускниками - отличников высшего педагогическо-
го образования отправляют в сельскую начальную и среднюю школу для прохождения практики на срок от одного до трех месяцев, при этом они заменяют учителей, постоянно работающих в сельской местности, которые в свою очередь отправляются в более успешную школу или городскую высококачественную начальную школу для обучения с отрывом от работы. Такой обмен - это возможность повышения квалификации для сельских учителей, что является взаимной и беспроигрышной моделью обучения. С одной стороны, оно удовлетворяет потребности выпускников с более высоким уровнем образования в выпускной практике и улучшает их способности к преподаванию в классе, с другой стороны, сельские учителя получают возможность повышать свою квалификацию, не беспокоясь о систематическом обучении своих учеников, что в результате повышает уровень образования и обучения сельских учителей.
Новаторские модели обучения учителей и поиск эффективные стратегии обучения
Таким образом, характеристики и сфера применения моделей обучения учителей различны, каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки. Только путем выбора соответствующей модели в соответствии с целями и содержанием обучения можно достичь ожидаемых целей и лучших результатов обучения. Помимо модели обучения, на эффективность переподготовки учителей также влияют многие факторы. В частности, учебные заведения должны тщательно анализировать причины неэффективной переподготовки учителей и активно изучать стратегии повышения эффективности переподготовки учителей, которые можно повысить, следуя конкретным рекомендациям.
1. Следуйте характеристикам обучения для взрослых и повышайте мотивацию учителей к обучению.
Педагогическая переподготовка является самостоятельным и продвинутым обучением для взрослых, которое отличается от характеристик обучения детей и подростков. При разработке и выборе модели обучения следуйте принципам повышения самостоятельности обучения взрослых, на которую влияет существующий опыт, проблемно ориентированные, ориентированные на результат множественные методы обучения и т.д. Это поможет стимулировать энтузиазм взрослых, мобилизует инициативу и способствует сохранению стремления к обучению взрослых, что делает обучение более эффективным. Кроме того, обучение взрослых ограничено во времени, а служебные обязанности учителей и их обучение имеют создают определенные противоречия, поэтому следует избегать обучения во время занятий.
2. Придайте важность анализу потребностей в обучении и создайте подходящую модель переподготовки учителей.
Перед началом каждого года обучения учебные и научно-исследовательские институты и учебные
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
заведения должны вместе разработать ориентированную на результаты концепцию обучения, провести анализ потребностей в обучении, в соответствии с потребностями в обучении составить хороший круглогодичный план переподготовки учителей, установить необходимые категории обучения, выбрать подходящий метод обучения и повышения актуальности и эффективности переподготовки учителей, исходя из общих потребностей. Однако следует отметить, что при проведении анализа потребностей в обучении необходимо учитывать служебные обязанности учителей и избегать больших перерывов в их непосредственной деятельности [10].
Существует много типов моделей переподготовки учителей, каждая из которых имеет свои особенности, и ни одна из них не является абсолютно идеальной. Все населенные пункты должны выбирать подходящие и практичные способы обучения в соответствии с местными условиями образования, потребностями учителей и характеристиками учащихся, а также активно изучать инновационные и уникальные способы обучения. Только с применением правильных лекарств можно вылечить «расстройства» образования и обучения.
3. Усильте построение переподготовки учителей и повысьте уровень управления организацией.
Во-первых, уровень переподготовки учителей напрямую связан с эффективностью их переподготовки. Учреждения по переподготовке учителей должны создавать команды не только «инструкторов», но и профессиональных экспертов, учебных и исследовательских учреждений и учителей, работающих на переднем крае, а также использовать различные стимулирующие механизмы для повышения их профессиональной гордости и энтузиазма, создавая тем самым профессионала. Разнообразной должна быть и переподготовка учителей. Во-вторых, эффективность переподготовки учителей зависит от научной и эффективной организации и управления учебными заведениями. Сами организаторы должны уделять внимание обучению теоретическим знаниям, укреплять обмен и сотрудничество с соответствующими департаментами, давать возможность различным департаментам эффективно сотрудничать и расширять взаимодействие учителей.
4. Улучшите систему переподготовки учителей и стандартизируйте переподготовку учителей.
Научная и стандартизированная переподготовка учителей включает в себя следующие пять аспектов: анализ потребностей в обучении, формулирование программы обучения, определение курса обучения, проведение непосредственно процесса обучения и оценку его результатов. Тем не менее в настоящее время во многих учебных заведениях для учителей отсутствуют адекватные настройки департамента, система перепод-§ готовки учителей не сформирована, существуют такие проблемы, как невнимание к анализу по-еЗ требностей в обучении,субъективный опыт в раз-ав работке учебных курсов, произвольный выбор мо-
делей обучения и неадекватная оценка обучения. С этой целью учебные заведения должны придерживаться в обучении принципов «тщательной организации, научного управления, строгого надзора и тщательного обобщения» с целью выявления причин неэффективности обучения и проблем в реализации, улучшения системы переподготовки учителей и строгой стандартизации всех аспектов переподготовки учителей. Чтобы каждый этап был эффективен, необходимо дальнейшее повышение актуальности и эффективности переподготовки учителей и обеспечение оптимизации эффективности их обучения.
Литература
1. Мнения Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета по углублению реформы и строительству учителей в новую эпоху, 20 января 2018 г. Министерство образования Китайской Народной Республики. URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_xwfb/moe_1946/fj_2018/201801/ t20180131_326148.html
2. Всесторонне углубить реформу и построение профессорско-учительского состава в новую эпоху, ЦК КПК и Госсовета / Министерство образования Китая, 2018. - URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_xwfb/moe_1946/fj_2018/201801/ t20180131_326148.html
3. Уведомление Главного управления Министерства образования об опубликовании рекомендованного списка учреждений по переподготовке учителей «Программа переподготовки учителей на государственном уровне», 201006-30 / Главное управление Министерства образования. - URL: http://www.moe.gov.cn/ srcsite/A10/s7034/201008/t20100806_146083. html
4. Чжу Иминь. Обзор переподготовки учителей в последние годы, научные исследования и разработки [J] // Шанхай образования и науки. 2004. № 11.. С. 4-8.
5. Ву Лишен. Анализ моделей непрерывного образования для учителей начальных и средних школ // Наньчанский институт образования. 2017. № 6. С. 102-103.
•ШШ-193-197Ж.
7. Юй Люмин, Чэнь Вэйпин. Практика обучения в теневом режиме для директоров сельских начальных школ // Журнал Института образования Нинбо. 2019.
8. Ю. Ся, Мао Яцин. Об эффективной переподготовке учителей // Исследования в области педагогического образования. 2004. № 1. С. 14-19.
9. Цю Шугуан. Обучение на базе школ: точное содействие профессиональному росту учителей, управление в начальной и средней школе. 2020.
10. Положения о непрерывном образовании учителей начальных и средних школ, приказ Ми-
нистерства образования Китайской Народной Республики от 13 сентября 1999 г. № 7. -URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A02/s5911/ moe_621/199909/t19990913_180474.html
11. Чжао Деченг, Лян Юнчжэн. Анализ потребностей в обучении:коннотация, модель и продвижение // Исследование педагогического образования. 2010. № 6. С. 9-14.
12. Ли Юбин. Школьное обучение: новая модель переподготовки учителей // Исследования по электронному образованию. 2002. № 3. С.69-72.
ANALYSIS OF TEACHER RETRAINING MODELS IN PRIMARY AND SECONDARY CHOOLS IN CHINA
Zhang Leilay
Far Eastern Federal University
Retraining is an important way to stimulate the growth in the number of teachers and improve the quality of their education, aimed at reforming basic education in China. Over decades of teacher training in China, a model for their retraining has been formed and standardized. The article analyzes and compares several training models, indicates differences in the effectiveness of different models, and also indicates that institutions involved in teacher retraining should analyze the reasons for inefficient teacher training, follow the requirements of adult education standards, analyze their educational needs and develop appropriate retraining models teachers of China.
Keywords: teacher retraining; teacher retraining in the continuing education system; training model; training needs analysis; learning effectiveness; retraining methods.
References
1. Opinions of the Central Committee of the Communist Party of China and the State Council on deepening reform and building teachers in the new era, January 20, 2018, the Min-
istry of Education of the People's Republic of China. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/moe_1946/fj_2018/201801/ t20180131_326148.html
2. Comprehensively deepen the reform and construction of faculty in the new era, the CPC Central Committee and the State Council / Ministry of Education of China, 2018. - URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/moe_1946/fj_2018/201801/ t20180131_326148.html
3. Notification of the Main Directorate of the Ministry of Education on the publication of the recommended list of teacher retraining institutions "State-level teacher retraining program", 2010-06-30 / Main Directorate of the Ministry of Education. -URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A10/s7034/201008/ t20100806_146083.html
4. Zhu Yimin. A review of teacher retraining in recent years, research and development [J] // Shanghai Education and Science. 2004. No. 11 .. P. 4-8.
5. Wu Deprived. Analysis of models of continuing education for teachers of primary and secondary schools // Nanchang Institute of Education. 2017. No. 6. P. 102-103.
6. Wu Xuejun, Research on Training Mode, Journal of Kaifeng Education College 2017, No. 11, P. 193-197.
7. Yu Lumin, Chen Weiping. Shadow learning practice for directors of rural elementary schools // Journal of the Ningbo Institute of Education. 2019.
8. Yu Xia, Mao Yatsin. On the effective retraining of teachers // Research in the field of teacher education. 2004. No. 1. P. 14-19.
9. Qiu Shuguang. School-based education: precise promotion of teacher professional development, management in primary and secondary schools. 2020.
10. Provisions for the Continuing Education of Primary and Secondary School Teachers, Order No. 7 of the Ministry of Education of the People's Republic of China of September 13, 1999 - URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A02/s5911/moe_621/ 199909 / t19990913_180474.html
11. Zhao Decheng, Liang Yongzheng. Analysis of training needs: connotation, model and promotion // Study of teacher education. 2010. No. 6. P. 9-14.
12. Lee Yubin. Schooling: a new model of teacher retraining // Studies in e-education. 2002. No. 3. P. 69-72.