Научная статья на тему 'Направления повышения квалификации учителей в России 1920-х годов'

Направления повышения квалификации учителей в России 1920-х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / EDUCATION OF TEACHERS / COURSE TRAINING OF TEACHERS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / DIRECTIONS OF TEACHER TRAINING DEVELOPMENT / IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наминова Ирина Александровна

В статье рассматриваются основные направления повышения квалификации учителей в России 1920-х гг.: подготовка учительских кадров для борьбы с неграмотностью основной части населения страны и ее просвещения; переподготовка кадров для работы в новой советской школе; рационализация и совершенствование педагогического труда с целью развития педагогической квалификации учителей советской школы. Раскрывается тематическое содержание направлений, обосновывается их актуальность в развитии системы повышения квалификации. В статье сделан вывод, что к концу 1920-х гг. в стране сформировалась система повышения квалификации учительских кадров, которая предлагала очную и заочную формы обучения, курсовую подготовку теоретического, практического, экскурсионного характера, проводила консультационную деятельность по организации и проведению курсов на местах, осуществляла издательскую деятельность по вопросам повышения профессиональной квалификации и самообразованию учителей. Рассмотренные направления повышения квалификации способствовали развитию педагогических кадров и их соответствию уровню требований, которые предъявлялись к 110 ним обществом и школой данного периода. Требования влияли на тематическую направленность курсовых мероприятий и их содержание. Курсовые мероприятия помогали учителю не только повышать педагогическую квалификацию, но и ориентироваться в окружающем мире. Повышение квалификации 1920-х гг. рассматривается начальным периодом в становлении и дальнейшем развитии советской системы повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN RUSSIA IN 1920S

The article considers the main directions of teacher training in Russia of the 1920s aimed at struggling with illiteracy of the general population of the country and its education; retraining for work in the new Soviet school; rationalization and improvement of pedagogical work in order to develop pedagogical skills of Soviet teachers. Thematic content areas are revealed, their relevance in the development of training are explained. The article concludes that by the end of the 1920s, the country has formed a system of professional development of teaching staff which offered intramural and extramural forms of training, theoretical, practical and tour training courses, conducted consulting activities on organizing and conducting on place courses, carried out publishing activities concerning the increasing of professional qualification and self-education of teachers. The considered directions of improvement of professional qualification contributed to the development of teaching staff and their level of compliance with the requirements of the society and the school of that period. Requirements influenced the thematic focus of coursework activities and their contents. Course activities helped teachers not only to improve teaching skills, but also to navigate the world. Professional development of the 1920s is considered as an initial period of formation and further development of the Soviet system of training teachers.

Текст научной работы на тему «Направления повышения квалификации учителей в России 1920-х годов»

УДК 377.8

ББК 74.03(2)+74.04(2)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ 1920-Х ГОДОВ*

| И.А. Наминова

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления повышения квалификации учителей в России 1920-х гг.: подготовка учительских кадров для борьбы с неграмотностью основной части населения страны и ее просвещения; переподготовка кадров для работы в новой советской школе; рационализация и совершенствование педагогического труда с целью развития педагогической квалификации учителей советской школы. Раскрывается тематическое содержание направлений, обосновывается их актуальность в развитии системы повышения квалификации. В статье сделан вывод, что к концу 1920-х гг. в стране сформировалась система повышения квалификации учительских кадров, которая предлагала очную и заочную формы обучения, курсовую подготовку теоретического, практического, экскурсионного характера, проводила консультационную деятельность по организации и проведению курсов на местах, осуществляла издательскую деятельность по вопросам повышения профессиональной квалификации и самообразованию учителей. Рассмотренные направления повышения квалификации способствовали развитию педагогических кадров и их соответствию уровню требований, которые предъявлялись к ним обществом и школой данного периода. Требования влияли на тематическую направленность курсовых мероприятий и их содержание. Курсовые мероприятия помогали учителю не только повышать педагогическую квалификацию, но и ориентироваться в окружающем мире. Повышение квалификации 1920-х гг. рассматривается начальным периодом в становлении и дальнейшем развитии советской системы повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: образование педагогов, курсовая подготовка учителей, повышение квалификации учителей, направления повышения квалификации учителей, развитие системы повышения квалификации учителей.

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 14-16-08005.

DIRECTIONS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN RUSSIA IN 1920S

I I.A. Naminova

Abstract. The article considers the main directions of teacher training in Russia of the 1920s aimed at struggling with illiteracy of the general population of the country and its education; retraining for work in the new Soviet school; rationalization and improvement of pedagogical work in order to develop pedagogical skills of Soviet teachers. Thematic content areas are revealed, their relevance in the development of training are explained. The article concludes that by the end of the 1920s, the country has formed a system of professional development of teaching staff which offered intramural and extramural forms of training, theoretical, practical and tour training courses, conducted consulting activities on organizing and conducting on place courses, carried out publishing activities concerning the increasing of professional qualification and self-education of teachers. The considered directions of improvement of professional qualification contributed to the development of teaching staff and their level of compliance with the requirements of the society and the school of that period. Requirements influenced the thematic focus of coursework activities and their contents. Course activities helped teachers not only to improve teaching skills, but also to navigate the world. Professional development of the 1920s is considered as an initial period of formation and further development of the Soviet system of training teachers.

Keywords: Education of teachers, course training of teachers, professional development of teachers, directions of teacher training development, improvement of the system of teacher training.

Становление в России современной системы повышения квалификации учителей начинается с 20-х гг. ХХ века [1]. В этот период в условиях разрухи, голода, тяжелого экономического положения послевоенного времени актуализируются вопросы по подготовке учительских кадров для зарождающейся новой советской школы. Этот процесс начинается в стране, где к грамотному населению относилась лишь одна пятая ее часть (по данным переписи 1920 г. численность населения Российской Федерации составляла 88,2 млн. человек [2, с. 18]), а количество учителей, на которых могла

рассчитывать Советская власть, исчислялось 12 тыс. человек [3, с. 1720]. Несмотря на трудности, стали осуществляться мероприятия по развитию учительского потенциала страны: организация всероссийских съездов Союза работников просвещения; создание в 1921 г. секции по вопросам повышения квалификации при общем отделе Главсоцвоса Народного Комиссариата по просвещению РСФСР, через год ставшей самостоятельным отделом; выделение в отделах народного образования на местах ответственных лиц по повышению квалификации работников просвещения; создание в

112

1927 г. Центральных курсов повышения квалификации работников соцвоса, через год преобразованных в Институт повышения квалификации педагогов (ИПКП), впоследствии послужившего прообразом будущих институтов усовершенствования учителей на местах [4; 3]. В этот период повышение квалификации проходило в трех направлениях: подготовка учительских кадров к работе по ликвидации неграмотности основной части населения страны и ее политическим и культурным просвещением; переподготовка учителей для работы в новой советской школе; рационализация и совершенствование педагогического труда с целью развития педагогической квалификации учителей советской школы.

Как было отмечено выше, в первые годы Советской власти основная часть населения страны была безграмотной, с низким уровнем политического и культурного развития, ощущался огромный дефицит в учительских кадрах. Для пополнения состава учительства к работе в школах привлекались выпускники городских училищ и гимназий, не имевшие опыта педагогической работы и навыков просвещенческой деятельности. На основании декрета Совета Народных Комиссаров Советской республики «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», утвержденного 26 декабря 1919 г., перед учительством ставилась цель не только в обучении населения республики от 8 до 50 лет грамоте, но и в пробуждении у них интереса к науке и знаниям [5]. Немаловажная роль при этом должна была отводиться развитию у них «классового самосознания» и форми-

рованию стремления к активному участию в строительстве советской жизни. Декрет также давал право Народному комиссариату просвещения и его местным органам привлекать к работе с неграмотными в порядке трудовой повинности все грамотное население страны и организации трудового населения: профсоюзы, местные ячейки Российской коммунистической партии и Союза коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и др.

Для работы с неграмотными на базе школ, библиотек, клубов были открыты специальные ликпункты [6, с. 5-6]. Работа учителей организовывалась по трем направлениям: политграмота, обучение чтению и письму, обучение математической грамоте. За четыре месяца обучения оканчивающий ликпункт должен был научиться разбираться в основах строительства советской власти и «сознательно относиться» к событиям текущей жизни. Помимо формирования у обучающихся классового самосознания перед учителями ставилась задача в развитии у них элементарных практических навыков в области языка и математического счета. Под языковыми навыками понималось обучение чтению и письму: обучающиеся должны были научиться читать письменный и печатный тексты, а также записывать необходимую для их повседневной жизни информацию. Под математической грамотностью — развитие навыков простейшего счета, чтения и записи целых и дробных чисел, вычисления и записи процентов, составления простейших диаграмм. При этом учитель должен был связывать учебный материал не только с при-

мерами из окружающей жизни, но и с насущными вопросами по строительству советской власти. Обучение должно было носить комплексный характер: на одном и том же тематическом материале учащиеся должны были приобретать «знания и по политическим вопросам и навыки в области чтения, письма и счета» [6, с. 9]. Практика ликпунктов показывала, что сами учителя испытывали острую нужду в повышении уровня не только политической грамотности, но и педагогического мастерства даже в области элементарных знаний по письму и счету.

Параллельно с мероприятиями по ликвидации безграмотности была начата ускоренная подготовка учителей, организационной основой которой стали курсовые мероприятия: краткосрочные курсы, курсы-конференции и т.д. Курсовая подготовка учителей преследовала две цели. Первая — помочь «рядовому педагогу разобраться» в происходящих событиях экономической и политической действительности, проработать с ним наиболее актуальные для его педагогической практики вопросы и дать направления для дальнейшей самообразовательной работы [7]. Вторая — повышение политической и педагогической квалификации педагога с целью подготовки его к просвещенческой работе с учениками, «массовым учительством (в коллективах, кружках, на конференциях и проч.)» и со взрослым населением [8]. Учебный план курсовой подготовки состоял из двух основных образовательных циклов: политико-просветительного и педагогического.

В рамках политико-просветительного цикла слушателям курсо-

вой подготовки разъяснялись основные цели и задачи учительства в борьбе с неграмотностью и отсталостью населения, роль учителя в политическом, экономическом и культурном просвещении населения. Слушателями разбирались вопросы политической экономии, социального, политического и культурного развития России на современном этапе. Темой, которая в обязательном порядке рассматривалась в рамках цикла, была «Советская власть и крестьянство». Она помогала, в первую очередь, самим педагогам раскрыть ответ на один их самых волнующих вопросов того времени: «Что дала Советская власть крестьянству?». Рассмотрение тем на курсах строилось по следующему принципу: время, отведенное на теоретическое освещение темы, равнялось времени, отведенному на обсуждение этой темы слушателями. Подробный разбор темы давал возможность разобрать теоретический материал с приложением его к личному опыту учителя и местным условиям развития ситуации. При наличии в местности национальных меньшинств в программу включалось рассмотрение национального вопроса.

Педагогический цикл курсовой подготовки раскрывал перед слушателями содержание основных направлений школьной работы: в частности, рассматривались такие темы, как применение в школьном обучении новых образовательных программ — программ советской трудовой школы; формы организации жизни детей в условиях школы и вне ее; работа педагога по просвещению взрослого населения в области культуры и политики; самоорганизация

113

ВЕК

114

образовательного развития педагога и педагогического коллектива по актуальным темам школьной работы и т.д. Слушателям разъяснялась несостоятельность содержания и требований дореволюционных школьных программ в сравнении с программами советской трудовой школы, объяснялась необходимость пересмотра содержания школьного преподавания с точки зрения нужд и идеологии трудового населения страны, раскрывались педагогические приемы и методы учебных программ трудовой школы. Работа со слушателями строилась таким образом, чтобы они, вернувшись на места, могли не только самостоятельно продолжить изучение рассмотренных на курсах тем, но и использовать полученные знания и навыки в своей образовательной и политико-просветительной работе с ученическим и педагогическим коллективами и взрослым населением своей местности.

Другим важным направлением в развитии системы повышения квалификации в стране стала переподготовка учительских кадров для работы в новой советской школе, образовательный процесс которой строился на основе комплексных программ Государственного ученого совета (ГУС). ГУС являлся руководящим научно-методическим центром Наркомпроса РСФСР, им были разработаны общие принципы построения программно-методических материалов советской трудовой школы [9]: принцип трудовой школы (взаимосвязь трудового опыта детей и их наблюдений за местной хозяйственной жизнью); принцип согласованного комплексного преподавания (организованный подход к овладению учеб-

ным материалом); принцип краеведения (взаимосвязь программно-учебного материала с «местной базой»); принцип современности (взаимосвязь учебного материала с современной действительностью); принцип педологии (согласование учебных программ с психологией определенного детского возраста). Наполнение предметного содержания в советской трудовой школе строилось на основе местного материала и постепенно расширяющегося комплекса сведений о природе, труде и обществе. Комплексные программы ГУСа требовали от педагогов уже не только культурно-просвещенческих и общеобразовательных знаний, но и умений работать по программам трудовой школы в соответствии с ее принципами. Эту задачу решали курсы переподготовки учительских кадров, на которых слушатели изучали содержание, приемы и методы учебных программ ГУСа, учились работать по программам, обсуждали актуальные для школьного образования вопросы. Курсы переподготовки учителей могли длиться от двух месяцев до одного года.

В 1927 г. были созданы Центральные курсы повышения квалификации работников соцвоса, которые в 1928 г. были реорганизованы в Институт повышения квалификации педагогов (ИПКП). Институт стал первым учебно-научным учреждением, занимающимся вопросами развития повышения квалификации учителей в стране и исследованием проблем этой области [8]. Вопросы теории и практики педагогического просвещения стали освещаться в периодических сборниках ИПКП «Педагогическая квалификация»,

впоследствии ставших журналом. Деятельность ИПКП связана с развитием третьего направления повышения квалификации учителей — рационализацией и совершенствованием педагогического труда [10; 11; 12]. Рационализация, в первую очередь, коснулась организационных форм работы с педагогическими кадрами: институтом стали практиковаться очная и заочная формы повышения квалификации учителей [13; 14; 11]. К очным формам обучения относились курсы-практикумы длительностью от трех недель до трех месяцев, экскурсии-конференции длительностью от пяти дней до двух недель, вечерние стационарные курсы. Заочные формы курсовой подготовки подразделялись на основные (для педагогических работников, нуждающихся в повышении квалификации в объеме педтехни-кумов и педвузов по программе-минимум), высшие (для педагогов, уже имеющих подготовку в объеме педтехникума или педвуза), предметно-тематические (для желающих проработать не полный курс, а отдельные предметы или темы). Как показала практика, заочные формы обучения получили большее признание, так как давали педагогическим работникам возможность повысить квалификацию без отрыва от работы в школе. Правила приема на курсы ИПКП и ориентировочный годовой план мероприятий публиковались в журнале «Повышение квалификации» [15; 16; 9].

Пути совершенствования педагогического труда определялись посредством научно-исследовательской деятельности сотрудников ИПКП: ими исследовались проблемы школь-

ного образования, состояние педагогических кадров, уровень квалификации педагогов, показатели педагогической квалификации, условия педагогического труда и т.д.

К концу 1920-х гг. в стране сформировалась система повышения квалификации учительских кадров, которая предлагала очную и заочную формы обучения, курсовую работу теоретического, практического, экскурсионного характера, проводила консультационную деятельность по организации и проведению курсов на местах, осуществляла издательскую деятельность по вопросам повышения профессиональной квалификации и самообразованию учителей [17, с. 169].

Анализ целевых установок основ -ных направлений развития системы повышения квалификации учителей в России 1920-х гг. позволил определить, что они способствовали «процессу непрерывного и планомерного приспособления работника к уровню тех требований», которые предъявлялись ему обществом (социальной средой) и школой (образовательной I'5 средой) [1, с. 559]. Требованиями определялась и тематическая направленность курсовых мероприятий и их содержание. Курсовые мероприятия помогали учителю не только повышать педагогическую квалификацию, но и ориентироваться в окружающем мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волковский, А. Повышение квалификации работников социального воспитания [Текст] / А. Волковский, П. Парибок, С. Фридман // Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / Под ред. А.Г. Калашникова. -

116

М.: Работник просвещения, 1928. - Т. 2.

- С. 559-576.

2. Народы России: энциклопедия [Текст] / Гл. ред. В.А. Тишков. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.

3. Худоминский, П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.) [Текст] / П.В. Худо-минский. - М.: Педагогика, 1986. - 184 с.

4. Мунчинова, Л.Д. Периодизация развития системы повышения квалификации учителей в России [Текст] / Л.Д. Мунчинова // Дискуссия. - 2013. - № 8. - С. 138-143.

5. О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР: декрет СНК // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 19171973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. - М.: Педагогика, 1974. - С. 377.

6. Основные моменты работы Ликпункта в условиях Автономной Калмыцкой области: Инструктивное письмо к учителям ликпунктов, составленное по материалам ВЧКЛБ при Главполитпросвете [Текст] / Научно-методическое бюро при Калм. обл. ОНО. - Астрахань: Издание Калм. обл. ОНО, 1926. - 29 с.

7. Схема работ на уездных четырехнедельных педагогических курсах-конференциях: Циркуляр Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР № 3040 от 29.05.1923 г. в дополнение к циркуляру № 32 от 24.04.1923 г.

- Национальный архив Республики Калмыкия. - Ф. Р-25 (Министерство просвещения КАССР). - Оп. 1 (Калмоблоно, 1918-1929 гг.). - Ед. хр. 206 (Переписка об организации курсов по переподготовке учителей. Список лекторов, программа занятий курсов). - Л. 1-3.

8. Учебный план двухмесячных губернских педагогических курсов: краткие указания по вопросам организации курсов. - Национальный архив Республики Калмыкия. -Ф. Р-25 (Министерство просвещения КАССР). - Оп. 1 (Калмоблоно, 1918-1929 гг.). - Ед. хр. 206 (Переписка об организации курсов по переподготовке учителей. Список лекторов, программа занятий курсов). - Л. 9-12.

ВЕК

9. Содержание школьной работы: Программные тезисы с объяснительными замечаниями. - Национальный архив Республики Калмыкия. - Ф. Р-25 (Министерство просвещения КАССР). - Оп. 1 (Калмоблоно, 1918-1929 гг.). - Ед. хр. 206 (Переписка об организации курсов по переподготовке учителей. Список лекторов, программа занятий курсов). - Л. 22-23.

10. Королев, Ф. Учитель начальной школы как он есть [Текст] / Ф. Королев, Л. Рас-кин // Педагогическая квалификация. -1929. - № 4. - С. 57-67.

11. Фридман, С.М. Основы целостной системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / С.М. Фридман // Педагогическая квалификация. - 1929. -№ 4. - С. 3-15.

12. Фридман С.М. О повышении производительности педагогического труда // Повышение квалификации. - 1928. - № 1. -С. 5-13.

13. Парибок, П.М. Заочное обучение педагога [Текст] / П.М. Парибок // Повышение квалификации. - 1928. - № 1. - С. 13-18.

14. Положение об Институте повышения квалификации педагогов // Педагогическая квалификация. - 1928. - № 2-3. - С. 124-127.

15. Ориентировочный план проведения центральных мероприятий на 1928-29 год в Москве: основная группа, опытные группы, работники нацмен // Педагогическая квалификация. - 1928. - № 2-3. - С. 132-136.

16. Правила приема на курсы-практикумы Института повышения квалификации педагогов на 1928-29 учебный год // Педагогическая квалификация. - 1928. - № 2-3. - С. 128-129.

17. Народное образование в СССР. 1917-1967 [Текст] / Под ред. М.А. Прокофьева. - М.: Просвещение, 1967. - 544 с.

REFERENCES

1. Fridman S.M., O povyshenii proizvoditel-nosti pedagogicheskogo truda, Povyshenie kvalifikacii, 1928, No. 1, pp. 5-13. (in Russian)

2. Fridman S.M., Osnovy celostnoj sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov, Pedagogicheskaja kvalifikacija, 1929, No. 4, pp. 3-15. (in Russian)

3. Hudominskij P.V., Razvitie sistemy povysh-enija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov sovetskoj obshheobrazovatelnoj shkoly (1917-1981 gg.), Moscow, Pedagogika, 1986, 184 p. (in Russia)

4. Korolev F., Raskin L., Uchitel nachalnoj shkoly kak on est, Pedagogicheskaja kvalifi-kacija, 1929, No. 4, pp. 57-67. (in Russian)

5. Munchinova L.D., Periodizacija razvitija sistemy povyshenija kvalifikacii uchitelej v Rossii, Diskussija, 2013, No. 8, pp. 138-143. (in Russian)

6. Narodnoe obrazovanie v SSSR. 1917-1967, ed. M.A. Prokofeva, Moscow, Prosveshhe-nie, 1967, 544 p. (in Russian)

7. Narody Rossii: jenciklopedija, ed. V.A. Tish-kov, Moscow, Bolshaja Rossijskaja Encik-lopedija, 1994, 479 p. (in Russian)

8. "O likvidacii bezgramotnosti sredi naselenija RSFSR: dekret SNK", in: Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshheobrazovatelnaja shkola. Sbornikdokumentov. 1917-1973 gg., eds. A.A. Abakumov, N.P. Kuzin, F.I. Puzyrev, L.F. Litvinov, Moscow, Pedagogika, 1974, 377 p. (in Russian)

9. Orientirovochnyj plan provedenija central-nyh meroprijatij na 1928-29 god v Moskve: osnovnaja gruppa, opytnye gruppy, rabotniki nacmen, Pedagogicheskaja kvalifikacija, 1928, No. 2-3, pp. 132-136. (in Russian)

10. Osnovnye momenty raboty Likpunkta v us-lovijah Avtonomnoj Kalmyckoj oblasti (in-struktivnoe pismo k uchiteljam likpunktov, sostavlennoe po materialam VChKLB pri Glavpolitprosvete), Astrahan, 1926, 29 p. (in Russian)

11. Paribok P.M., Zaochnoe obuchenie pedago-ga, Povyshenie kvalifikacii, 1928, No. 1, pp. 13-18. (in Russian)

12. Polozhenie ob Institute povyshenija kvalifika-cii pedagogov, Pedagogicheskaja kvalifikaci-ja, 1928, No. 2-3, pp. 124-127. (in Russian)

13. Pravila priema na kursy-praktikumy Insti-tuta povyshenija kvalifikacii pedagogov na 1928-29 uchebnyj god, Pedagogicheskaja kvalifikacija, 1928, No. 2-3, pp. 128-129. (in Russian)

14. Shema rabot na uezdnyh chetyrehnedelnyh pedagogicheskih kursah-konferencijah: cirkuljar Glavsocvosa Narkomprosa RSFSR № 3040 ot 29.05.1923 g. v dopolnenie k cirkuljaru №32 ot 24.04.1923 g., Naciona-lnyj arhiv Respubliki Kalmykija, f. R-25 (Ministerstvo prosveshhenija KASSR), op. 1 (Kalmoblono, 1918-1929 gg.), ed. hr. 206 (Perepiska ob organizacii kursov po perepodgotovke uchitelej. Spisok lekto-rov, programma zanjatij kursov), pp. 1-3. (in Russian)

15. Soderzhanie shkolnoj raboty: programmnye tezisy s objasnitelnymi zamechanijami, Na-cionalnyj arhiv Respubliki Kalmykija, f. R-25 (Ministerstvo prosveshhenija KASSR), op. 1 (Kalmoblono, 1918-1929 gg.), ed. hr. 206 (Perepiska ob organizacii kursov po perepodgotovke uchitelej. Spisok lektorov, programma zanjatij kursov), pp. 22-23. (in Russian)

16. Uchebnyj plan dvuhmesjachnyh gubernskih pedagogicheskih kursov: kratkie ukazanija po voprosam organizacii kursov, Nacional-nyj arhiv Respubliki Kalmykija, f. R-25 (Ministerstvo prosveshhenija KASSR), op. 1 (Kalmoblono, 1918-1929 gg.), ed. hr. 206 (Perepiska ob organizacii kursov po perepodgotovke uchitelej. Spisok lektorov, programma zanjatij kursov), pp. 9-12. (in Russian)

17. Volkovskij A., Paribok P., Fridman S., Povyshenie kvalifikacii rabotnikov social-nogo vospitanija, Pedagogicheskaja jencik-lopedija, 3 vol., ed. A.G. Kalashnikova, Moscow, Rabotnik prosveshhenija, 1928, vol. 2, pp. 559-576. (in Russian)

117

Наминова Ирина Александровна, преподаватель, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования, г Элиста, [email protected] Naminova I.A., Lecturer, Kalmyk Republican Institute of Improvement of Teachers Professional Skills, Elista, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.