Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогических кадров Калмыкии в 1918-1938 годах'

Повышение квалификации педагогических кадров Калмыкии в 1918-1938 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / TEACHING STAFF / ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / EDUCATION OF TEACHERS / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / REGIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ В КАЛМЫКИИ / EDUCATION IN KALMYKIA / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / SYSTEM OF TEACHERS TRAINING / ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ / INSTITUTE OF TEACHERS TRAINING / TRAINING COURSES OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наминова И.А.

В статье рассматриваются процесс становления и развития системы повышения квалификации педагогических кадров Калмыкии за период с 1918 по 1938 годы, трудности этого процесса, связанные с региональными особенностями разнородным этническим составом населения Калмыкии, отсутствием педагогических кадров калмыцкой национальности, неразвитостью системы подготовки учителей для Калмыцкой области. Исследование системы повышения квалификации проводится впервые, выполняется преподавателями Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и основано на анализе архивных материалов Национального архива Республики Калмыкия и Государственного архива Астраханской области. В статье автор раскрывает основные причины трудностей становления и развития системы повышения квалификации, среди которых выделяет языковой барьер (основная часть калмыцкого населения не владела русским языком, русского населения калмыцким) и различия в культурных традициях быта народов, проживавших на территории Калмыкии (оседлый быт русского населения, кочевой образ жизни калмыцкого). Несмотря на это, в 1918 году на территории Калмыцкой области создается первый управленческий орган, курирующий образование в регионе. В 1920-1930-х годах налаживается подготовка учительских кадров для Калмыцкой области, начинают развиваться различные формы повышения квалификации учителей калмыцких школ, проводятся съезды учителей, на которых решаются насущные вопросы системы образования Калмыкии (организация детского питания, учебных занятий в школах, различных экскурсий для детей и др.). В 1938 году создается Калмыцкий институт усовершенствования учителей, который объединил под своим началом всю деятельность по повышению квалификации педагогических кадров республики. Рассматриваемый период сыграл важную роль в развитии региональной системы повышения квалификации в Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced training of pedagogical staff in the Republic of Kalmykia in 1918-1938

The article considers the process of formation and development of the advanced teachers’ training of Kalmykia for the period from 1918 to 1943. The article exposes the regional features of difficulties of this process: difference of ethnic composition of population of Kalmyk area, absence of teaching staff of Kalmyk nationality, lack of development of the system of teachers training for the Kalmyk area. Principal reasons of difficulties are distinguishing a language barrier (the most part of Kalmyk population didn’t speak Russian and Russian population didn’t speak Kalmyk language) and distinctions in cultural traditions of way of life of on the territory of Kalmykia (settled way of life of the Russian population and nomadism of the Kalmyk population). The first administrative body for management of education on territory of the Kalmyk area was created in 1918. The training of teachers and different forms of teachers’ trainings began development in 1920-1930; teaching conventions began to get organized for solution of different problems (for example: organization of children’s food, lessons in schools, various excursions for the children and others). The Kalmyk Institute for Advanced Training in Education was created in 1938; the institute united all activities of teachers’ trainings of Kalmyk region. This period played an important role in development of the system of teachers training in Kalmykia. Research of the regional system of teachers training of Kalmykia was conducted and executed by the teachers of the Kalmyk Republican Institute for Advanced Training in Education with the support of the Russian Humanitarian Science Foundation (project №14-16-08005). The archival materials of the National archive of Republic of Kalmykia and the State archive of Astrakhan oblast became sources for opening of theme of the article.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогических кадров Калмыкии в 1918-1938 годах»

И.А. Наминова, преподаватель, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования, г. Элиста, Россия, naminova@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ КАЛМЫКИИ В 1918-1938 ГОДАХ*

В статье рассматриваются процесс становления и развития системы повышения квалификации педагогических кадров Калмыкии за период с 1918 по 1938 годы, трудности этого процесса, связанные с региональными особенностями — разнородным этническим составом населения Калмыкии, отсутствием педагогических кадров калмыцкой национальности, неразвитостью системы подготовки учителей для Калмыцкой области. Исследование системы повышения квалификации проводится впервые, выполняется преподавателями Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и основано на анализе архивных материалов Национального архива Республики Калмыкия и Государственного архива Астраханской области. В статье автор раскрывает основные причины трудностей становления и развития системы повышения квалификации, среди которых выделяет языковой барьер (основная часть калмыцкого населения не владела русским языком, русского населения — калмыцким) и различия в культурных традициях быта народов, проживавших на территории Калмыкии (оседлый быт русского населения, кочевой образ жизни калмыцкого). Несмотря на это, в 1918 году на территории Калмыцкой области создается первый управленческий орган, курирующий образование в регионе. В 1920—1930-х годах налаживается подготовка учительских кадров для Калмыцкой области, начинают развиваться различные формы повышения квалификации учителей калмыцких школ, проводятся съезды учителей, на которых решаются насущные вопросы системы образования Калмыкии (организация детского питания, учебных занятий в школах, различных экскурсий для детей и др.). В 1938 году создается Калмыцкий институт усовершенствования учителей, который объединил под своим началом всю деятельность по повышению квалификации педагогических кадров республики. Рассматриваемый период сыграл важную роль в развитии региональной системы повышения квалификации в Калмыкии.

Ключевые слова: педагогические кадры, образование педагогов, региональное образование, образование в Калмыкии, курсовая подготовка учителей, повышение квалификации учителей, система повышения квалификации учителей, институт усовершенствования учителей.

©

1918—1938 годы можно назвать периодом становления системы повышения квалификации педагогических кадров в Калмыкии. Начинается он в июле 1918 года, когда на территории Калмыцкой области создается Калмыцкий областной исполнительный комитет, одной из задач которого являлось курирование образования в обла-

сти, а завершается в 1938 году публикацией приказа Наркомпроса РСФСР «О местных институтах усовершенствования учителей» и созданием на основании этого приказа Калмыцкого института усовершенствования учителей (ИУУ)1. Данный период можно назвать сложным, так как пришлось преодолеть ряд трудностей, связанных с ре-

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 14-16-08005.

№ 11(63) ДЕКАБРЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

гиональными особенностями, такими как разнородный этнический состав населения Калмыцкой области, отсутствие педагогических кадров калмыцкой национальности, подготовка учителей для калмыцких школ.

Разнородность этнического состава населения выражается в полярности традиционного образа жизни народов, проживавших на территории области: основную часть составляли калмыки, занимавшиеся разведением скота и ведущие кочевой образ жизни, другая — небольшая часть — представляла оседлое население и состояла из русских и представителей других национальностей.

Территория Калмыкии в этот период упоминается в документах как Калмыцкая степь, входившая в состав Астраханской губернии и административно поделенная на 7 улусов (районов)2. Разнородность этнического состава отражалась и в видах населенных пунктов Калмыцкой степи. В основном, это были русские села, в небольшом количестве располагавшиеся вдоль больших трактов, и множество калмыцких кочевий, сезонно привязанных к определенным степным урочищам и балкам. По данным архивных источников, на май 1919 года в Калмыцкой степи функционировало 33 школы и 2 пансиона3. Общее число учащихся во всех школах составляло около 2 тысяч человек. Для сравнения, в 1922 году число детей в Калмыцкой области составляло почти половину от общего числа жителей в 207,643 человека4. Кочевой образ жизни калмыцкого населения опреде- -лил интернатный тип существовавших школ. В школах области работало всего 74 учителя. Отмечалась сильная текучесть учительских кадров по причине тяжелых условий труда и незнания калмыцкого языка. : Школ и учительских кадров в Калмыцкой степи катастрофически не хватало.

Повышение квалификации учителей калмыцких школ осуществлялось через про-

Кочевой образ жизни калмыцкого населения определил интернатный тип существовавших школ. В школах области работало всего 74 учителя. Отмечалась сильная текучесть учительских кадров по причине тяжелых условий труда и незнания калмыцкого языка.

Учителя калмыцких школ были в основном русской национальности, в большинстве своем не владевшие калмыцким языком, основная же часть детей - калмыки, плохо говорящие на русским языке или не владеющие им.

хождение краткосрочных курсов или летних курсов в г. Астрахани. Учителя калмыцких школ были в основном русской национальности, в большинстве своем не владевшие = калмыцким языком, основная же часть детей — калмыки, плохо говорящие на русским языке или не владеющие им. Поэтому среди основных направлений курсовой подготовки учителей (таких, как общеобразовательная подготовка, = политическое и культурное просвещение) была введена подготовка к образовательной деятельности учителей калмыцкой национальности. Интересен тот факт, что в 1918—1919 годах к преподаванию в калмыцких школах привлекались гелюнги (буддийские религиозные служители), которые владели калмыцкой грамотой. Их приглашали на курсы для подготовки слушателей к учительской работе. Отмечаются также случаи привлечения к педагогической деятельности религиозных служителей других конфессий (мусульманской, православной). В этот период прохождение курсовой подготовки учителями Калмыцкой степи было редким явлением, связанным с нестабильной обстановкой в регионе (военные действия, передвижение войск, бандитизм и т. д.), удаленностью школ от Астрахани, бедственным материальным и финансовым положением учителей.

С целью подготовки педагогических кадров для калмыцких школ в 1920 году в Астрахани были созданы двухгодичные педагогические курсы5. По окончании кур- сов выпускники подписывали обязательство о работе в калмыцких школах. Такая практика «привязки» выпускников педагогических курсов и техникумов к территориальному образованию отмечалась и в = других регионах страны. Также в 1920 г. Астраханским губотнарпро-сом была начата подготовка губернского учительства к работе в новой Трудовой школе6. Организаторы курсовой подготов-

ки столкнулись с проблемой невозможности привлечь всех учителей в один учебный пункт. Было принято решение поделить учителей на три учебные группы по территориальному признаку. Курсовая подготовка учителей Калмыцкой степи осуществлялась в г. Астрахани.

Помимо двухгодичных и губернских педагогических курсов, в практику вошла организация краткосрочных летних и районных курсов повышения квалификации для учителей Калмыкии по усмотрению районных отделов народного образования. В архивных документах 1920-х годов отмечаются случаи приглашения на районные курсы повышения квалификации лекторов из Астрахани7. Для развития педагогического потенциала и общего кругозора учителей Калмыцкой степи по темам краеведения, истории калмыцкого языка, истории калмыцкого народа и другим аналогичным темам приглашались преподаватели вузов Б. Владимирцов и В. Котвич из Петербургского университета, Г. Шмидт из Астраханского университета и другие8.

В 1920-30-е годы, помимо краткосрочных курсов повышения квалификации, стали проводиться съезды учителей Калмыкии, на которых решались насущные для региональной системы образования вопросы: например, по организации детского питания

в аймаках, о продолжительности учебных занятий, об экскурсиях с детьми, о школьных библиотеках, о задачах политпросвета и роли учителей в их работе, по организации общеобластных педагогических курсов и другим темам9.

Важным событием в развитии системы повышения квалификации педагогов Калмыкии стала организация в 1938 году Института усовершенствования учителей (ИУУ), который объединил под своим началом деятельность по повышению квалификации, а впоследствии стал системообразующей структурой регионального дополнительного профессионального образования педагогических кадров республики10. Территориально институт расположился в г. Элисте — столице Калмыцкой автономии. Организация ИУУ стала констатирующим фактом завершения процесса становления системы повышения квалификации учителей в Калмыкии.

Таким образом, за период с 1918 по 1938 год система повышения квалификации учителей Калмыкии прошла не только период становления, преодолев ряд серьезных трудностей, но и начала использовать различные формы работы с педагогическими кадрами, которые заложили основу для дальнейшего развития системы в целом. ^

№ 11(63) ДЕКАБРЬ 2015

дискуссия

журнал научных публикаций

т

Литература

1. О местных институтах усовершенствования учителей: приказ по Наркомпросу РСФСР от 28 октября 1938 г. № 1430 // Сборник приказов и распоряжений по Наркомпросу РСФСР 1938. № 20-21 (30 октября — 15 ноября). С. 19.

2. Ф. Р-25. Оп. 1. (Калмыцкий областной отдел народного образования (Калмоблоно)) / Национальный архив Республики Калмыкия (НАРК).

3. Доклад зав. отделом народного образования при Калмыцком исполкоме // НАРК. Ф. Р-25, Оп. 1. Ед.хр. 4. Л. 11.

4. Общее число жителей: (цифровые данные Облпо-литпросвета от 08.06.1922 года) // НАРК. Ф. Р-25, Оп. 1. Ед.хр. 109. Л. 79.

5. Доклады о работе курсов. Списки слушателей курсов // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 69.

6. Доклад школьного подотдела о краткосрочных педагогических курсах по трудовой школе и трудовым процессам // Государственный архив Астраханской области (ГААО). Ф. Р-1362. Оп. 1. Ед. хр. 1057. Л. 55.

7. Программа вторых 2-месячных статистических курсов при статистическом отделе Народного Комиссариата по просвещению с 15 августа по 15 октября 1919 года // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 30.

Л. 78; Расписание лекций на педагогических курсах при Калмыцком Облотнарпросе // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 78; Программа лекций на педагогических курсах на ст. Башанта Большедербетов-ского улуса // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 97; Краткий отчет о педагогических курсах в Больше-дербетовском улусе ст. Башанта // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 98.

8. Об открытии курсов калмыцкого языка // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 34; Доклады о работе курсов. Списки слушателей курсов // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 69.

9. Протокол съезда учащих Большедербетовского уезда, состоявшегося 5 мая в ставке «Башанта» // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 42-43; Протокол съезда школьных работников Ремонтненского района // НАРК. Ф. Р-25. Оп. 1. Ед. хр. 21. Л. 47-48.

10. Мунчинова Л.Д. Анализ развития системы дополнительного профессионального образования педагогических работников Республики Калмыкия // Applied and Fundamental Studies: сборник материалов I международной научной конференции «Прикладные и фундаментальные исследования» (27-28 октября 2012 г., Сент-Луис, Миссури, США). Т 2. Сент-Луис, 2012. С. 114-118.

ADVANCED TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA IN 1918-1938

N.A. Naminova, lecturer, Kalmyk Republican Institute for Advanced Training in Education, Elista, Russia, naminova@mail.ru

The article considers the process of formation and development of the advanced teachers' training of Kalmykia for the period from 1918 to 1943. The article exposes the regional features of difficulties of this process: difference of ethnic composition of population of Kalmyk area, absence of teaching staff of Kalmyk nationality, lack of development of the system of teachers training for the Kalmyk area. Principal reasons of difficulties are distinguishing a language barrier (the most part of Kalmyk population didn't speak Russian and Russian population didn't speak Kalmyk language) and distinctions in cultural traditions of way of life of on the territory of Kalmykia (settled way of life of the Russian population and nomadism of the Kalmyk population). The first administrative body for management of education on territory of the Kalmyk area was created in 1918. The training of teachers and different forms of teachers' trainings began development in 1920-1930; teaching conventions began to get organized for solution of different problems (for example: organization of children's food, lessons in schools, various excursions for the children and others). The Kalmyk Institute for Advanced Training in Education was created in 1938; the institute united all activities of teachers' trainings of Kalmyk region. This period played an important role in development of the system of teachers training in Kalmykia. Research of the regional system of teachers training of Kalmykia was conducted and executed by the teachers of the Kalmyk Republican Institute for Advanced Training in Education with the support of the Russian Humanitarian Science Foundation (project №14-16-08005). The archival materials of the National archive of Republic of Kalmykia and the State archive of Astrakhan oblast became sources for opening of theme of the article.

Key words: teaching staff, education of teachers, regional education, education in Kalmykia, training courses of teachers, professional development of teachers, system of teachers training, Institute of Teachers Training.

References

1. The collection of orders and regulations for the RSFSR people's Commissariat. 1938. No. 20—21. October 30 — November 15 (in Russian).

2. F. R-25, Op. 1. The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian).

3. Report head. Department of education in Kalmyk Executive Committee. F. R-25, Op. 1. Ed. Chr. 109. L. 79. The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian).

4. The total number of residents: (digital data Absoluteproof from 08.06.1922 years). R-25, Op. 1. Ed.Chr. 109. L. 79. The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian).

5. The reports of the courses. A list of students. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 69. The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian).

6. The school report section on short-term pedagogical courses in the school of labor and labor processes. State archive of the Astrakhan region (GAAO). F. R-1362. Op. 1. Ed. Chr. 1057. L. 55 (in Russian).

7. The program of the second 2-monthly statistical courses statistics division of the people's Commissariat for education from 15 August to 15 October 1919. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 30. L. 78 The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian); Schedule of lectures for teaching courses at the Kalmyk Obliterate. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 69. L. 78 The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian); Program of lectures on pedagogical courses at metro Basanta Bolsadetrabajo ulus. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 69. L. 97 The

national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian); Short statement of teaching courses in Bolshechernigovsky ulus metro Basanta. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 69. L. 98. The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian).

8. About the opening of the course of the Kalmyk language. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 34 The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian); The reports of the courses. A list of students. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 69. The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian).

9. The Protocol of the Congress of teachers Bolsadetrabajo County, held may 5 at the rate of "Basanta". F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 21. L. 4243 The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian); The Protocol of the Congress of employees of the school district Remontnensky. F. District 25. Op. 1. Ed. Chr. 21. L. 47-48 The national archives of the Republic of Kalmykia (NARK) (in Russian).

10. Munchinova L.D. Analiz razvitiia sistemy dopol-nitel'nogo professional'nogo obrazovaniia pedagogi-cheskikh rabotnikov Respubliki Kalmykiia [Analysis of development system of additional professional education of pedagogical workers of Republic of Kalmykia]. Applied and Fundamental Studies: sbornik materialov I mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Prikladnye i fundamental'nye issledovaniia» [Proceedings of the I inter. sci. conference «Applied and Fundamental Studies»]. St. Louis, 2012, vol. 2, pp. 114-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.