Научная статья на тему 'Периодизация развития системы повышения квалификации учителей в России'

Периодизация развития системы повышения квалификации учителей в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER TRAINING SYSTEM / THE HISTORY OF TEACHER TRAINING IN RUSSIA / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунчинова Л. Д.

В статье рассматривается периодизация развития системы повышения квалификации учителей, выявляются характерные особенности развития системы в дореволюционный, советский и постсоветский периоды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training Institute Periodization of teacher training system development in Russia

This article is devoted to the periodization of teacher training system development, typical peculiarities of system’s development in pre-revolutionary, soviet and post-soviet periods

Текст научной работы на тему «Периодизация развития системы повышения квалификации учителей в России»

Л. Д. Мунчинова, канд. пед. наук, доцент, ректор,

Калмыцкий республиканский институт

повышения квалификации работников

образования,

г. Элиста, Россия,

[email protected]

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ

Важной составляющей государственной образовательной системы Российской Федерации является дополнительное профессиональное образование (ДПО) педагогических работников. Основным структурным звеном ДПО педагогических работников рассматривается система повышения квалификации. В настоящий момент в связи с модернизацией образовательных процессов в стране система повышения квалификации переживает этап кардинальной переоценки целей и задач своего содержания, поиска новых организационно-методических форм и методов работы с педагогическими работниками. На наш взгляд, процессу переоценки должен предшествовать анализ прошлого опыта системы повышения квалификации с целью выявления особенностей и устойчивых тенденций ее развития, которые могут рассматриваться отправной точкой в дальнейшем обновлении образовательных основ ДПО. В данной статье рассмотрим периодизацию развития системы повышения квалификации учителей в России, дадим краткую характеристику каждому периоду.

Система повышения квалификации учителей в России имеет свою историю

В настоящий момент система повышения квалификации переживает этап кардинальной переоценки целей и задач своего содержания, поиска новых организационно-методических

форм и методов работы с педагогическими работниками.

развития. Различные вопросы ее становления и функционирования рассматривались в работах А. Н. Волковского, П. М. Па-рибка, С. М. Фридмана, Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина, П. В. Ху-доминского, Э. М. Никитина, Л. Ю. Сол-дуновой и др. Исследователи отмечают, что процесс становления и развития система повышения квалификации можно рассматривать в рамках трех периодов — дореволюционного, советского и постсоветского.

В дореволюционный период происходит зарождение первых организационных форм повышения квалификации учителей в России, не имевших государственной поддержки. Их появление связывают с событиями в общественно-политической жизни страны 60-х гг. XIX века: в частности, с отменой крепостного права, проведением земской реформы и появлением начальных народных училищ (впоследствии получивших название земских школ)1. Земская реформа дала возможность губернским и уездным органам власти заниматься на местах строительством и содержанием школ, надзором за преподаванием, назначением и увольнением учителей, организацией снабжения школ учебно-наглядными

Земства были озабочены проблемой повышения профессионального уровня учителей, поэтому проведение съездов совмещалось с организацией учительских курсов по определенной теме.

пособиями и другими школьными делами. ственных организаций (земских советов) Земства выступили инициаторами органи- на местах в начале 60-х гг. XIX в. и до 1917 г. зации первых съездов учителей в Харькове получила развитие в различных видах: учи-(1861 г.), в Киеве (1861 г., 1863 г.), в Митаве тельские курсы в рамках учительских съез-и Одессе (1864 г.) и др. городах России, основная задача которых состояла в консолидации усилий земского учительства по развитию школьного образования. Земства были озабочены проблемой повышения профессионального = уровня учителей, поэтому проведение съездов совмещалось с организацией учительских курсов по определенной теме: например, по общим вопросам школьного обучения или для обмена опытом работы по учебным предметам и циклам предметов и т. д. Проводимые мероприятия учителей организовывались по инициативе общественности, не поддерживались и не приветствовались царским правительством, находились под чиновничьим и полицейским надзором, не имели постоянной периодичности, зависели от общественно-политической ситуации в стране. Несмотря на это, учителя получили возможность обсуждать на съездах и курсах учебные планы, программы, положения об учебных заведениях, методы обучения и воспитания, другие организационно-методические вопросы школьного образования.

Первые учительские съезды и курсы повлияли на становление и развитие различных организационно-методических форм повышения квалификации учителей: таких как взаимное посещение уроков, педагогические чтения и беседы, летние краткосрочные курсы, общеобразовательные, смешанные и узкоспециальные курсы, столичные губернские, уездные и районные курсы, уездные, районные конференции и совещания.

Можно сказать, что форма повышения квалификации учителей в виде съездов и курсов возникла по инициативе обще-

Повышение квалификации учителей в дореволюционный период носило децентрализованный характер, не имело государственной поддержки, активность учительской общественности не приветствовалась царским правительством.

дов; летние краткосрочные курсы; общеобразовательные, смешанные и узкоспециальные курсы; губернские, уездные и районные курсы; уездные, районные конференции и совещания. Основная задача повышения квалификации данного периода заключалась в консолидации учителей в местные сообщества с целью повышения их профессионального уровня, обмена опытом работы и развития школьного образования в земских школах. Повышение квалификации учителей в дореволюционный период носило децентрализованный характер, не имело государственной поддержки, активность учительской общественности не приветствовалась царским правительством.

В советский период система повышения квалификации работников образования приобретает статус государственной структуры в области образования, а затем становится основным структурным звеном федерально-региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования.

На наш взгляд, историю развития системы повышения квалификации педагогических работников данного периода можно рассматривать в трех основных этапах: 1917 г. - 1920-е гг., 1930-1950-е гг., 19601990-е гг.

Первый этап

(1917 г. - конец 1920-х гг.) представляет собой период реорганизации унаследованных от прошлого опыта организационных форм повышения квалификации учителей для подготовки педагогов новой советской школы, становления и развития повышения квалификации как государственной системы образования, появления первых государственных учреждений, занимавших-

ся проблемами повышения квалификации педагогов.

Основной задачей повышения квалификации этого периода являлась подготовка учителей к роли актив- -

ных проводников общественно-политических идей советской власти на местах. Для создания новых кадров учителей были использованы дореволюционные формы повышения квалификации — различные виды педагогических курсов, съезды и конференции. К концу 1920-х гг. разновидности организационных форм были пополнены заочными курсами, экскурсиями производственного и общекультурного характера, практикумами, стажировками, стали развиваться коллективные (общая методическая работа в школах) и индивидуальные (самообразование) формы работы. Съезды и конференции учителей, задачи и направления их работы приобрели общегосударственное значение.

Первый шаг в создании государственной системы повышения квалификации был сделан в 1921 г., когда по результатам работы III Всероссийского съезда Союза работников

Для создания новых кадров учителей были использованы дореволюционные формы повышения квалификации -различные виды педагогических курсов, съезды и конференции.

просвещения было принято решение об объединении всех форм повышения квалификации в систему педагогической работы и создании руководящих организаций, куриру-- ющих этот тип работы в центре и на местах2. В том же году при общем отделе Главсоцвоса НКП РСФСР была создана секция по вопросам повышения квалификации работников просвеще-= ния, которая в 1922 г. стала самостоятельным отделом. На местах также появились ответственные за организацию и проведение работы по повышению квалификации работников просвещения. В 1927 г. были созданы Центральные курсы по повышению квалификации работников соцвоса. В 1928 г. Центральные курсы были реорганизованы в Институт повышения квалификации педагогов (ИПКП), получивший статус учебно-научного учреждения.

В 1920-х гг. отмечался низкий уровень профессиональной подготовки педагогического персонала, поэтому мероприятия повышения квалификации сначала были направлены на просвещение и повышение образовательного уровня самих учителей,

а лишь потом получили цель совершенствовать их профессиональную квалификацию. К концу 1920-х гг. была сформирована «целевая установка» повышения квалификации педагогов (или как тогда называли - работников социального воспитания)3. Под повышением квалификации понимался процесс непрерывного и планомерного «приспособления» работника к уровню требований, которые предъявлялись к нему социальной средой (обществом, партией, детским учреждением). Эти требования представляли собой знания среды и законов социальной жизни, природы, в которых педагог живет, знания законов развития ребенка, знания законов развития педагогического процесса, а также приемов и методов педагогической работы.

Таким образом, к началу второго этапа (1930-1950-е гг.) были сформированы основные черты системы повышения квалификации, которые стали основой для дальнейшего ее развития: цели и задачи непрерывной и плановой образовательной деятельности, обусловленные социальными требованиями государства и общества к школе и педагогу и объединяющие работу системы в центре и на местах; содержание, организационные формы и методы работы, используемые на всех уровнях системы; преподавательские кадры и контингент обучающихся системы; материально-финансовые условия, обеспечивающие функционирование системы в центре и на местах.

На втором этапе развития системы повышения квалификации в советский период продолжается работа по повышению общеобразовательного и идейно-политического уровня учителей, но уже заметно усиливается методическая составляющая системы: проводятся занятия по овладению технологиями педагогического труда, практическими умениями; актуализируется проблема изучения, обобщения и пропаганды передового педагогического опыта; проводится аттестация на звание учителя начальной и средней школы с целью улучшения учебно-воспитательной работы в школе и повышения

К концу 1920-х гг. разновидности организационных форм были пополнены заочными курсами, экскурсиями производственного и общекультурного характера, практикумами, стажировками, стали развиваться коллективные и индивидуальные формы работы.

профессионального мастерства учительских кадров; в областях, краях и автономных республиках страны создаются институты усовершенствования учителей, основная задача которых заключалась в объединении кадров методистов в единых центрах для всестороннего и систематического усовершенствования квалификации работников народного образования. Несмотря на военный период 1941-1945 гг., работа системы повышения квалификации и анализ ее деятельности продолжались. В январе 1944 г. в институтах усовершенствования учителей была упразднена должность научного сотрудника и введена должность методиста. Основными структурными подразделениями институтов стали учебно-методические кабинеты, а основными организационными формами работы с педагогическими работниками стали вечерние и воскресные курсы, летние курсы, конференции, семинары, практикумы, лекционные занятия.

К концу 1940-х гг. было определено, что учителя для повышения уровня своей квалификации должны проходить в институте усовершенствования месячные курсы один раз в пять лет. На курсах основное внимание уделялось изучению марксистско-ленинской теории, рассмотрению актуальных проблем педагогики и психологии, теории и методики изучаемого предмета. В это же время в институтах усовершенствования закрепилась практика очно-заочных курсов учителей и руководителей школ.

К началу третьего этапа рассматриваемого периода (1960-1990-е гг.), по словам исследователей, процесс формирования важнейших структурных и функциональных компонентов единой общесоюзной (государственной) системы повышения педагогических кадров был практически завершен: в стране насчитывалось 160 институтов усовершенствования учите-лей4. В последующие годы отмечается развитие методических кабинетов как структурных звеньев системы повышения квалификации, также происходит совершенствование федерально-региональной системы

дополнительного профессионального педагогического образования.

В 1969 г. создается институт повышения преподавателей педагогики и психологии при АПН СССР с факультетом повышения квалификации руководящих кадров министерств просвещения союзных и автономных республик, краевых и областных отделов народного образования. В 1985 г. Институт реорганизуется во Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования. С 1972 г. в университетах и педагогических институтах создаются факультеты повышения квалификации для обучения директоров школ, их заместителей, работников городских и районных отделов народного образования. Чуть позже в практику университетов и педагогических вузов вошли и курсы учителей. В стране также была создана сеть народных университетов педагогических знаний. В 1976 г. в целях улучшения руководства системой повышения квалификации работников учебно-воспитательных учреждений в Министерстве просвещения СССР была введена должность заместителя министра по кадрам, а в управлении кадров создан отдел повышения квалификации и научно-методический совет. Министерство просвещения СССР разрабатывало, утверждало и вводило в действие нормативные документы по всем вопросам повышения квалификации педагогических кадров в стране.

К концу советского периода в институтах усовершенствования учителей сформировалась образовательная область, которая включила в себя работу системы курсов (месячные с отрывом от производства, долгосрочные очно-заочные, методологические и тематические семинары, практикумы, циклы лекций, учебные индивидуальные и групповые консультации и т. д.), учебно-методическую разработку программно-лекционного материала для педагогических

Существующая система повышения квалификации педагогических работников для современных условий «консервативна по способам организации, излишне академична по содержанию, не учитывает современных радикальных общественных и социально-экономических перемен, носит корпоративно-отраслевой характер и не отвечает запросам и потребностям» современного общества

работников своей территориальной принадлежности, учебно-методическую работу с учителями (посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий учителей, участие в педсоветах школ, участие в организации региональных и местных научно-практических конференций, педагогических чтений, выставок и т. д.), издание пособий, сборников и брошюр о передовом опыте учителей региона, проведение экспериментальной работы.

Можно отметить, что в этот период повышение квалификации учителей сформировалось в государственную систему, стало звеном федерально-региональной системы дополнительного профессионального педа-~ гогического образования в стране, в которой продолжает развиваться курсовая подготовка учителей как самая плодотворная организационно-методическая форма работы с учителями; увеличивается организационная структура системы повышения квалификации, получают широкое развитие районные и городские методические кабинеты, школьные методические объединения, влияющие на развитие самообразования учителей на местах; широкую популярность приобретают народные университеты научно-педагогических знаний. Основной задачей системы повышения квалификации данного периода являлось развитие институтов усовершенствования учителей как научно-методических центров повышения педагогического мастерства работников образования и обобщения и распространения передового педагогического опыта.

В постсоветский период (1990-е гг. — по настоящее время) в связи с перестройкой государственно-общественного управления в стране и коренными переменами в содержании, структуре и способах управления государственной системой образования, введением новых образовательных стандартов начинается новый этап реформирования и модернизации системы повышения ква-

лификации в соответствии с требованиями общественной жизни страны.

Важными направлениями развития образования становятся достижение высокого качества общего образования и создание новой модели школы, которые включают в себя образовательные стандарты, систему оценки качества образования нового поколения, индивидуализацию образования, систему предшкольного образования, информатизацию общего образования, организационно-правовые формы на основе государственно-общественного управления образованием и т. д. Эти изменения потребовали активного включения системы повышения квалификации в подготовку учителей для работы в новых условиях. Система повышения квалификации на данном периоде оказалась востребованной как никогда, но новый период потребовал от нее оптимизации ее деятельности.

Существующая система повышения квалификации педагогических работников для современных условий «консервативна по способам организации, излишне академична по содержанию, не учитывает современных радикальных общественных и социально-экономических перемен, носит корпоративно-отраслевой характер и не отвечает запросам и потребностям» современного общества5. Среди причин, мешающих модернизации системы повышения квалификации, называют ее зависимость от вертикальной иерархии, отчужденность от учреждений науки и педагогических вузов. Чтобы продолжить свое дальнейшее развитие, система повышения квалификации должна функционировать в конкурентном поле (объявлять открытые конкурсы на проведение курсовых мероприятий и участие в них различных учреждений и организаций), учитывать в своей работе региональные особенности развития образования, выстраивать методическую службу на основе сетевого взаимодействия с учеными, методистами и педагогами.

Таким образом, анализ периодизации развития системы повышения квалификации показал ее функциональную востребованность как образовательной структуры, выявил тенденцию в видоизменении системы, заключающуюся в противоречии между существующим уровнем подготов-

ленности педагогических кадров и новыми требованиями, которые предъявляет к ним социум, и задачами, которые они должны решать. Самой устойчивой организационной формой повышения квалификации учителей можно считать курсовую подготовку, которая, возникнув одной из первых в виде краткосрочных учительских курсов и получив свое развитие в различных формах (очная, заочная, очно-заочная, вечерняя, стажировка, дистанционная) и видах занятий (лекция, практикум, тренинг, семинар и т. д.), остается востребованной и в настоящее время. ^

1. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. 216 с.; Его же. Учительство и революционное движение в России (19 - н. 20 в.): историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1986. 212 с.; Солдунова Л. Ю. Становление и развитие дополнительного профессионального образования учителей в России (середина XIX - ХХ веков): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 22 с.

2. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.): [монография]. М.: Педагогика, 1986. С. 24.

3. Волковский А., Парибок П., Фридман С. Повышение квалификации работников социального воспитания // Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1928. Т. 2. С. 559-562.

4. См., н-р: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 гг.) / под ред. Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Рав-кина. М.: Педагогика, 1987. С. 351; Худомин-ский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.). М.: Педагогика, 1986. 184 с.

5. Никитин Э. М. Реформа российского образования и повышение квалификации педагогов // Вопросы образования. 2005. №4. С. 164-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.