Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
COMPETENCES / GENERAL COMPETENCES / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATION / EDUCATIONAL AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болгар Наталья Николаевна, Соловьев Тарас Викторович

В статье рассмотрена проблема формирования общих компетенций студентов в системе СПО. Определена специфика общих компетенций, в сравнении с профессиональными компетенциями. В качестве одного из условий формирования общих компетенций рассматривается интеграция форм образовательной деятельности студентов, а именно, интеграция учебной и внеучебной деятельности. Этот подход к достижению компетенций, мотивации к обучению и познавательной активности исследован в науке недостаточно и представляет особый интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болгар Наталья Николаевна, Соловьев Тарас Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF COLLEGE AS CONDITION OF FORMATION OF THE GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS OF COLLEGE

The article deals with the problem of formation of General competencies of students in the SPO system. The specificity of General competencies in comparison with professional competencies is determined. As one of the conditions for the formation of General competencies, the integration of forms of educational activity of students, namely, the integration of educational and extracurricular activities, is considered. This approach to achieving competencies, motivation for learning and cognitive activity has not been sufficiently studied in science and is of interest.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

го медицинского освидетельствования сотрудниками, направляемыми на курсы повышения квалификации. Отрицательной стороной такого решения служит наличие/отсутствие в различных регионах у медицинских организаций при Министерстве внутренних дел. Второй вариант: освободить полицейских-водителей от прохождения внепланового медицинского освидетельствования, но обязать территориальные органы предоставлять обучаемый конти-гент со следующими документами:

1) ксерокопия медицинской справки о наличии проф.осмотра за текущий год;

2} ксерокопия действительного водительского удостоверения с оборотной стороной, где отражены допуски к различным категориям транспортных средств;

3) копия приказа о закреплении марки, типа оперативно-служебного автомобиля за конкретным сотрудником.

Далее в образовательном учреждении формируется пакет документов на водителя, который сдается в учебный отдел. Это позволяет оперативно получить информацию о стаже, состоянии здоровья и допусках на транспорт сотрудника.

При обеспечении безопасности эксплуатации оперативно-служебного автотранспорта, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, должны отсутствовать спорные вопросы и упущенные без внимания мелочи {технические, организационные, психологические и др}. Главным и важным звеном в вопросах ис-

пользования патрульных автомобилей, а следовательно, в обеспечении безопасности всех участников дорожного движения, остается че-ловек-оператор - он же сотрудник правоохранительных органов, он же полицейский водитель, допущенный к самостоятельному управлению оперативно-служебным транспортом, Поэтому в спорных вопросах при подготовке такого сотрудника в данной статье была предпринята попытка на реальных примерах найти решение основным проблемам, которые на практике встречаются в педагогической деятельности при реализации краткосрочных курсов повышения квалификации полицейских водителей оперативно-служебного автотранспорта.

Примечания:

% Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами ; оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов" // Рос. газ. - 2007. - 22 декабря

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г № 1108 "Об утверждении при мерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"// Рос, газ. - 2014. - 1 августа

3. Приказ Минобрнауки России от 1 марта 2018 г. № 161 "Об утверждении примерных программ повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий"

4. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте : учебн. пособ. для вузов / ВЛ. Марищук, Ю.М. Блу-дов, Л.К. Серова. - М,: Просвещение, 2005.- 349 с.

О Ш

0 СИ

-0

ш

CK

1 о

со «

го

S

21S

INTEGRA TION OFEDUCA TtONAL AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS OF COLLEGE AS CONDITION OF FORMA TION OF THE GENERAL COMPETENCES OF STUDENTS OF COLLEGE Boigar Natalia Nlkolaevna, PhD of Philosophical science Solovyev Taras Viktorovich, Postgraduate Student

St. Petersburg Academy of Post Graduate Pedagogical Education, St Petersburg

The article deals with the problem of formation of General competencies of students in the SPO system. The specificity of General competencies in comparison with professional competencies is determined. As one of the conditions for the formation of General competencies, the integration of forms of educational activity of students, namely, the integration of educational and extracurricular activities, is considered. This approach to achieving competencies, motivation for learning and cognitive activity has not been sufficiently studied in science and is of interest.

Keywords: competences; general competences; secondary professional education; integration; educational and extracurricular activities.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.41

ш S

О ш

# * *

216

УДК 377.5 ВАК РФ 13,00.08

Ф Болгар Н.Н., 2020 & Соловьев Т.В., 2020

< а

ш

БОЛГАР Наталья Николаевна, кандидат философских тук

СОЛОВЬЕВ Тарас Викторович, аспирант

Санкт-Пе тербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье рассмотрена проблема формирования общих компетенций студентов в системе СПО. Определена специфика общих компетенций, в сравнении с профессиональными компетенциями, В качестве одного из условий формирования общих компетенций рассматривается интеграция форм образова тельной деятельности студентов, а именно, интеграция учебной и внеучеб-ной деятельности. Этот подход к достижению компетенций, мотивации к обучению и познавательной активности исследован в науке недостаточно и преде тавляе т особый интерес.

Ключевые слова; компетенции; общие компетенции; среднее профессиональ ное образование; интеграция; учебная и внеучебная деятельность.

Процесс интеграции является сегодня одной из тенденций развития современной науки и образования. Интеграция (от лат, ¡п!едга1:ю - "вставка"} в общем виде представляет собой процесс вставки частей во что-то, либо суммирование отдельных элементов в систему.

В рамках современных представлений, по И.Ю. Алексашиной, интеграция может быть представлена как процесс и одновременно результат становления целостности на основе многообразных качеств, которая, в свою очередь, является качественно новым, системным, единым качеством, возникшим на основе интегрированных (вовлеченных)П с. 12].

Интеграция как процесс тесно взаимосвязана с развитием систем, ввиду того, что результатов интеграции является соединение нескольких или множества элементом в систему с образованием качественно новых свойств этой системы, которыми отдельно взятые элементы ранее {до интеграции) не обладали. То есть, именно интеграцией обусловлено такое свойство систем, как эмерджент-ность - несводимость суммы свойств компонентов системы к свойствам целостной системы. Эмерджентность в процессе интеграции достигается в процессе того, как элементы не просто суммируются друг с другом, но и взаимодействуют.

Говоря в целом об интеграции в системе СПО, можно выделить два основных вектора [8]:

1. Интеграция в горизонтальном направлении, при которой речь идет о формировании единого образовательного пространства. Данный вектор подразумевает развитие связей между образовательными организациями СПО, взаимодействие с вузами и школами, зарубежными образовательными организациями, развитие дистанционного образования, онлайн-учебных курсов, то есть различные процессы, призванные расширить и систематизировать образовательное пространство {образовательную среду) студентов колледжа.

2, Интеграция в вертикальном направлении, которая подразумевает процесс интеграции разноуровневого профессионального образования.

Указанные векторы интеграции образования в системе СПО сегодня сталкиваются с рядом серьезных трудностей в ходе их практической реализации, что обуславливает актуальность интеграции в процессе организации образовательной деятельности обучающихся. Кроме того, если на направления интеграции педагог колледжа может повлиять лишь отчасти (например, не в его силах расширить

образовательную среду), то процесс организации образовательной деятельности обучающихся в большей степени поддается влиянию педагогов колледжа и имеет в практике работы более практическое значение.

Интеграционные процессы в организации образовательной деятельности студентов колледжа условно можно подразделить на две категории:

1, Интеграция учебных дисциплин в том или ином формате и масштабе[2].

2. Интеграция различных форматов деятельности (в том числе учебной и внеучебной, теоретической и практической и т.д.} [7].

Первая категория интеграции подразумевает формирование межпредметных связей в рамках изучения различных учебных дисциплин, развитие дидактического синтеза, развитие целостности образования (по М.Н. Беру-лава) [б].

Такой подход к интеграции и классификации интеграционных процессов можно проиллюстрировать следующим образом (рис.}.

Интеграция в образовании

смысловая

ш

V

орпанизационно-деятельностная

Уровень межпредметных связей (наиболее простой)

Интеграция видов деятельности (аудиторной, внеаудиторной, практической, теоретической)

Уровень дидактического синтеза

Уровень целостности образования

Интеграция как средство обеспечения преемственности - интеграция по ступеням образования «ДОО-школа-колледж-вуз»

Комплексная интеграция в образовании

Рисунок - Подход к интеграции и классификации интеграционных процессов

По рисунку 1 можно отметить, что комплексная интеграция в образовании достигается через соединение смыслового аспекта образования (содержания дисциплин) на разных уровнях и через соединение и взаимопроникновение различных видов организации образовательной деятельности обучающихся.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов для системы среднего профессионального образования (ФГОС СПО}, основанных на компетентностном под-

ходе, обусловило новые требования к образовательным результатам студентов, которые выражаются через перечень сформированных (либо несформированных) компетенций.

В целом, компетенции (включающие в себя знание, умение, навык в области конкретной деятельности при условии сформированных ценностных ориентации) принято подразделять на общие (надпредметные, междисциплинарные) и специальные (формирующиеся в рамках освоения определенной области знаний).

При этом в условиях ФГОС формирование у студентов в системе СПО общих компетенций имеет некоторую специфику. Первая особенность формирования общих компетенций студентов заключается в том, что профессиональные компетенции стандартизированы ФГОС через профессиональные модули и учебные дисциплины, при этом подходы к формированию и оценке сформированное™ у студентов общих компетенций не имеют конкретных критериев и ориентировП 1]. Это вызывает определенные трудности в рамках оценки формирования общих компетенций в учебном процессе в условиях колледжа.

Вторая особенность формирования общих компетенций у студентов колледжа проявляется в том, что о сформированности (либо не-сформированности) профессиональных компетенций принимается решение после освоения студентом программы профессионального модуля (учебной дисциплины), а сформированность общих компетенций может быть оценена полноценно лишь после освоения всей программы обучения. При этом, при от-сутствииуледагога колледжа возможности осуществлять мониторинг и контроль развития общих компетенций, их формирование может быть затруднено [10 с. 54].

Третья особенность оценки уровня сформированности общих компетенций состоит в том, что на разных этапах освоения образовательной программы сформированность аспектов общих компетенций должна оцениваться, исходя из требований к уровню деятельности студентов.

Таким образом, для общих компетенций можно выделить следующие существенные признаки:

LU

s ^

о

LU

< ct

LU

# * *

218

- общие компетенции не сводятся к знаниям, навыкам, умениям или к опыту практической деятельности;

- общие компетенции носят интегративный (межпредметный) характер;

- общие компетенции состоят из различных аспектов, что требует их оценки по нескольким показателям;

- общие компетенции формируются исключительно в условиях осознанной и активной деятельности студента.

Перечисленные особенности общих компетенций обуславливают необходимость создания особых условий для их формирования и развития.

В качестве одного из таких условий может быть рассмотрена интеграция учебной и вне-учебной деятельности студентов [14, с. 541,

Интеграция представляет собой процесс и результат становления целостности системы на основе взаимодействия ее компонентов и продуктов этого взаимодействия [1],

Продолжение образовательного процесса вне аудитории позволяет обучающимся не только провести работу по дополнительному усвоению материала, но и создают условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно организовывали свою учебную деятельность (ставили ее цели, осуществляли планирование, подбирали способы деятельности и подводили итоги) [12, с. 32].

Учебные задачи должны быть поставлены таким образом, чтобы их решение требовало от обучающихся самостоятельной деятельности, которая будет отличаться от деятельности в рамках учебных занятий (лекций, семинаров, практических и контрольных работ).

Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов может быть рассмотрена как условие развития общих компетенций, поскольку этот процесс требует качественно иного подхода к оценке результатов учебной деятельности студентов [9, с. 32]. Традиционная система оценки достижений студентов в колледжах и вузах (на основании зачетов и экзаменов, результаты которых оцениваются, традиционно, по пятибалльной шкале, и дипломного проекта), безусловно, позволяет оценить успеваемость и достижения студента в целом (например, по количеству высоких оценок или среднему баллу), однако предоставляет мало информации о состоянии образовательного процесса в вузе. Это обусловлено тем, что рззличные преподаватели по-рэзно-му подходят к процессу выставления оценок на экзаменах и в рамках промежуточных атте-

стаций (например, одни более требовательны, чем другие). Кроме того, негативным фактором является недостаточно детальная шкала (5 баллов, из которых, по факту, приемлемы лишь 3 оценки, так как при получении оценки "2" студент направляется на пересдачу). Следует упомянуть и о том, что традиционная система оценивает объем информации, полученной студентом, и практически не дает картины сформированное^ компетенций - как общих, так и специальных, ввиду чего, не позволяет сделать вывод об эффективности образовательного процесса.

В этой связи, при интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов целесообразно использовать такие системы обучения, которые делают студентов ответственными за результаты своего обучения, в числе которых балльно-рейтинговая система [4]. Балльно-рейтинговая система, по оценкам многих авторов [5; 10; 13], гораздо более объективна (если настроена правильно, и все участники понимают ее назначение и т.п.) и дает очень точные индикаторы успеваемости. К тому же на фоне системы экзаменационных сессий, балльные индикаторы приучают студентов к дисциплине и к гораздо более частой, чем раз в полгода отчетности. Что само по себе является хорошей подготовкой к отчетности будущих специалистов на работе, где отчет о проделанной работе может требоваться от ежедневного до еженедельного [9, с. 49].

Балльно-рейтинговая система базируется на индивидуальном показателе каждого студента - рейтинге, который формируется в процессе его учебной деятельности. Рейтинг (от англ. rating - уровень или разряд) - это индивидуальный показатель, выражаемый в числах (баллах). Рейтинговая оценка предполагает систему накопления баллов (либо иных условных единиц), которые отражают определенный уровень знаний и достижений в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от накопленных баллов, полученных за каждый вид учебной деятельности, выполненный им, студент получает достаточно адекватную оценку по завершении курса (либо учебного года). Такой подход позволяет комплексно оценить прилежание студента, его активность в учебе и уровень усвоения материала [13, с. 43].

Балльно-рейтинговая оценка образовательных результатов включает [3, с, 40]:

- начисление баллов по итогам проведения модулей, курсов, мероприятий, событий, практик и т.п.;

- формирование рейтинга обучающегося в вузе по итогам полугодий.

Каждому виду работ студента присваиваются баллы - {зачетные единицы). 8 практике ведения занятий сочетание использования рейтинга и индивидуальных образовательных программ выглядит следующим образом. Учащиеся на вводном занятии при изучении темы заполняют листы рейтинга и индивидуальной образовательной программы. Рейтинговая система на современном этапе, как правило, привязана к традиционной балльной системе. За каждое правильное выполненное задание ставится определенной число баллов в зависимости от вида учебной деятельности. При недочётах баллы не ставятся. Должна учитываться любая форма учебной или внеаудиторной деятельности, а также, могут быть учтены посещаемость, личные достижения, общественная работа и т.д.

Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов способствует мотивации студентов путём более высокой дифференциации оценки учебной работыП 3, с. 49].

В целом, формирование общих компетенций путем интеграции учебной и внеучебной деятельности осуществляется за счет [4; 9;10]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стимулирования самостоятельной познавательной активности студентов, повышение ритмичности их работы;

-формированияу студентов ответственного отношения и настроя на своевременность выполнения учебных заданий;

- формирования мотивации к выполнению заданий более высокого уровня;

- создания условий для самостоятельной поисковой и анализаторской деятельности;

- возникновения заинтересованности во внеаудиторной работе и развития навыка самоорганизации своей деятельности;

- снижения количества немотивированных пропусков занятий;

- появления возможности выбора для каждого студента индивидуальной образовательной тактики с учетом способностей, возможностей и потребностей студентов. Интеграция учебной и внеучебной деятельности, таким образом, позволяет стимулировать студентов к более качественному изучению материала учебных дисциплин.

Преимущества интеграции учебных и вне-учебных дисциплин образовательной организации СПО в контексте формирования общих компетенций следующие [10]:

- организация занятий более четкая, темп проведения высокий, и потому больше време-

ни можно уделить отработке коммуникативных и деятельностных навыков - как основе формирования общих компетенций;

- изменяется роль студентов, они становятся активными участниками учебного процесса, что способствует развитию общих компетенций;

-у обучающихся в рамках самостоятельной деятельности во внеаудиторное время по поиску и анализу информации формируется конструктивно-критическое мышление;

- организован оперативный контроль знаний, умений и навыков.

Среди приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в интеграции учебной и вне-учебной деятельности студентов, можно выделить такие, как [13]:

1. Создание проблемной ситуации (проблемное обучение), при которой, для обучающихся ставится конкретная проблема и совместное ними осуществляется поиск ее решений.

2. Привлечение обучающихся к контрольной и оценочной деятельности. К данному приему относятся различные формы самоконтроля и взаимоконтроля.

3. Необычная форма обучения и представления результатов,

4. Коллективные способы обучения, к которым могут быть отнесены различные командные обучающие игры, совместные поиски решения проблем.

5. Привлекательная цель, например, постановка перед обучающимися цели, которую они могут решить только совместными усилиями, в ходе совокупной деятельности, в частности, это может быть общегрупповой проект.

Формирование групп компетенций, ввиду сложности и многокомпонентности данного феномена предполагает использование в методологии наиболее универсального и современного метода - моделирования. В психолого-педагогической научной литературе встречаются различные способы моделирования и виды моделей в рамках научного познания: структурные,функциональные, субстанциональные, информационные, смешанные, логико-математические и многие другие [12, с. 92].

В этой связи организация интеграции учебной и внеучебной деятельности требует целенаправленной работы педагога по подбору методов организации образовательной деятельности, поиску образовательных технологий, созданию условий для организации самостоятельной деятельности студентов во внеаудиторное время [16],

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

В то же время в современных условиях, с учетом того, что обучающихся колледжа необходимо подготовить к самостоятельной работе над совершенствованием знаний, умений и навыков, поиску и анализу необходимой информации, умению делать выводы и принимать решения, то есть сформировать ряд общих компетенций, что возможно при условии того, что студенты будут участвовать в организации собственной образовательной деятельности в рамках ее интеграции с аудиторной работой.

Литература:

1. Алексашина И.Ю., Ямщикова Д. С Роль интегрированного курса "Естествознание" в формировании системного мышления учащихся II Успехи современной науки и образования. - 2017. №5.

Т.2. - С. 185-187.

2. Бажанов В.А. Деятельностиый подход // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон ti 2016.-е 177.

3. БарберМ. Океаны инноваций П Вопросы обра зова н ия. - ШШ. - №4. - С. 109-190.

4. Батищев Г.С. Познание, деятельность, общение. Теория познания. Социально-культурная природа познания. - ЭД., 1991.

5. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические иметодичес кие вопросы): методическое пособие. - М. ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. - 114с.

6. Берулава Г. А. Психологические особенности интегрэтивного мышления I Г. А. Берулава II Современные проблемы психологии мышления: сб. науч. тр. - Бийск ; НИЦ Б и ГПИ, 1994. - 86 с.

7. Боровских A.B., Розов Н.Х. Деятельностью прин ципы в педагогике и педагогическая логика: По-

собие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М. : МАКС Пресс, 2016, - 80 с.

8. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность сту дентов вузов как психолого-педагогическая проблема и СИСГГ; - 2017. - №1. • URL: http к// Су berle n in ka. ru/a rtfcle/ n/pozn a vatelHà ya-a ktrvn ost; stude nto v - v uzov - ka k ps i h oi og o- ped a g og i с he s kay a -problema (дата обращения: 09.12.2018).

9. Васильев И. А. Качественное образование - детерминанта прироста интеллектуального потенциала страны П Образование и наука, - 2013. -№9,- С. 103-120.

Ю.Васильева Н, А, Становление естественнонаучного образования в России в XVIII- первой половине XIX вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. ... кандидата пед. наук. - Челябинск, 2008.- 24с. П.Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании II Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 8.

12.Колесников А. Статистический анализ факторов удовлетворенности учащихся образовательными программами / Лебедева, И. // Педагогические измерения. -2013, - № 3. С. 45-59.

13.Яяшко E.H. Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов -будущих педагогов : дис.... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 196 С.

Н.Рубцов В.В., Ривина И.В. Уровни системности в формирований учебно-познавательной деятельности II Вопросы психологии. 1985. - № 2.

15.Федосеева Ю.в. Развитие системного мышления студентов колледжа на основе использования информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук - Магнитогорск, 2009. - 197 е.: ил.

16.Шрагина Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления [Элект ронный ресурс]. - URL :http : // psyfactor.org / lib I shragina 3, htm - 11.02.2016.

17.Argyris C. Teaching smart people how to learn H Harvard Business Revue. - 1991, May-June.

VALUE ASPECTS OF PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER IN THE CONTEXT OF A RADICAL CHANGE fN THE EDUCA TIONAL PARADIGM

Bulankina Nadezda Efimovna, DSc of Philosophical sciences, Professor, Department of International Languages, Novosibirsk Institute of In -Service Training and Retraining Teachers, Novosibirsk

The purpose of this article is to present an extended analysis of the value aspects of professional formation of a teacher in terms ofaxio/ogical approach in the era of cultivation of ambiguous ideas of postmodern pluralism in all spheres of human activity. The results of the study are presented in the format of theoretical and practical substantiation of axiological model of cultural self-identity of the teacher, the basic principles of which are humanitarian and humanistic orientation of education as the dominant values of the events of the professional educational space It is emphasized the positive effect of organizational-methodological activities aimed at the formation of the professionalism of the young teacher in the system of postgraduate teaching; the conclusion about the need for the inclusion of a special module of additional program content which motivates for continuous education of the pedagogue in the conditions of updating targets, organizational forms and meaningful value orientations, as well as the prospects for further development of the participants within the frameworks of recurrent education in the multinational region.

Keywords: cultural self determination; postmodernism; change of educational paradigm; humanitarian practices; additional professional education; recurrent education.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.