Научная статья на тему 'О некоторых методах формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания истории'

О некоторых методах формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОД / ПРИНЦИП / ПРЕДПОСЫЛКА / ФОРМИРОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / COMPETENCE / METHOD / PRINCIPLE / PREREQUISITE / FORMATION / HISTORY / OVERALL COMPETENCE / STUDENT''S SELF-STUDY WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Юлия Анатольевна

В статье представлен перечень общих компетенций, формируемых у студентов колледжа в процессе преподавания истории. Даётся общая характеристика методов формирования общих компетенций у студентов колледжа. Отмечено, что история изучается как на базе основного общего и среднего (полного) общего образования, так и среднего профессионального образования. Для эффективного формирования общих компетенций в статье систематизированы методы, которые используются в процессе преподавания истории. К ним относятся традиционные, эвристические и инновационные методы. В статье также указывается, что для формирования общих компетенций большое значение имеет самостоятельная работа студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Overall Competences within Teaching History for College (Vocational School) Students

The article lists overall competences for students of vocational schools who are taught general history. There is provided a general spectrum of teaching methods aimed to formate historic competence. The author points out that history is taught both at secondary and vocational schools. For effective overall competences in the specified field here is given a list of teaching techniques and methods starting with traditional, heuristic and innovative ones. The author outlines the importance of self-study work for a vocational student to master one's overall competences.

Текст научной работы на тему «О некоторых методах формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания истории»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ /

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 373.6

О некоторых методах формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания истории

Ю. А. Фомина

Колледж Байкальского государственного университета, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

Для цитирования:

Дата поступления статьи в редакцию: 17 августа 2018 г.

В статье представлен перечень общих компетенций, формируемых у студентов колледжа в процессе преподавания истории. Даётся общая характеристика методов формирования общих компетенций у студентов колледжа. Отмечено, что история изучается как на базе основного общего и среднего (полного) общего образования, так и среднего профессионального образования. Для эффективного формирования общих компетенций в статье систематизированы методы, которые используются в процессе преподавания истории. К ним относятся традиционные, эвристические и инновационные методы. В статье также указывается, что для формирования общих компетенций большое значение имеет самостоятельная работа студента.

компетенция, метод, принцип, предпосылка, формирование, история, общая компетенция, самостоятельная работа.

Фомина Ю. А. О некоторых методах формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания истории. Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 79-85 DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-79-85

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в качестве требований к результатам образования этого уровня выступают общие и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть студент.

В колледже Байкальского университета освоение основных программ СПО осуществляется на базе основного общего (9 классов) и на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). Дисциплина «История» изучается студентами первого и второго курсов. Следует отметить что студенты базы основного общего образования изучают на первом курсе историю как дисциплину программы общеобразовательной подготовки, на втором курсе как дисциплину общего гуманитарного социально-экономического (ОГСЭ) образования. В соответствии с ФГОС СПО в процессе изучения истории формируется весь набор общих компетенций (ОК 1-9) [7].

Рассмотрим некоторые особенности формирования общих компетенций в процессе преподавания истории - дисциплины цикла ОГСЭ, изучаемой на втором курсе.

На изучение истории, согласно учебному плану, отводится 78 часов: из них 30 часов - самостоятельная работа студента. Хронологические рамки изучаемой дисциплины - последняя четверть XX - начала XXI в. Предполагается изучение не только истории Росси этого периода, но и событий мировой истории.

Следует отметить что дисциплина «История» введена в учебный процесс сравнительно недавно с введением в действие ФГОС СПО 2010 г. и ранее студентами колледжа не изучалась. Сложность преподавания данной учебной дисциплины состоит в том, что курс является интегрированным, содержащим очень много событий и фактов отечественной и зарубежной истории, и единого конкретного учебника по нему нет. Кроме того, учебный план всех специальностей в колледже Байкальского университета в качестве аудиторных занятий предполагает только лекции. Причём лекции студенты слушают в составе нескольких групп 60-80 человек, как в университете, что в дальнейшем облегчает их интеграцию в образовательную среду вуза.

Рассмотрим на примере некоторых общих компетенций методы, применяемые для их формирования в процессе преподавания истории.

ОК.1. Данная компетенция формируется разными способами, в том числе с помощью демонстрации исторических фильмов с последующим обсуждением, например, по теме «Укрепление влияния России на постсоветском пространстве»; можно продемонстрировать документальные фильмы: «Норд Ост», «Штурм Грозного», «Беслан» и другие, которые всегда активно обсуждаются студентами. По другой теме студенты смотрели документальные фильмы «Чернобыль 30 лет спустя» и «Тайна смерти академика Легасова», по которым после обсуждения даётся задание написать эссе.

Также можно использовать демонстрацию плакатов социальной направленности, экскурсии, проектные методы обучения, различные дискуссии, проводить викторины, олимпиады, конкурсы, приуроченные к какому-либо историческому событию, например, к годовщине приятия Российской Конституции или к 70-летию Революции.

В настоящее время особенно актуально использование при изучении истории метода учебных проектов. Это может быть экскурсионный проект или повествовательный. При этом очень важно, что студент самостоятельно выбирает из перечня тему своего проекта и составляет его структуру. Этот метод относится к исследовательским, когда студент проходит все этапы научного поиска: от возникновения проблемной ситуации и её первоначального рассмотрения к поиску путей решения проблемы. Так, этот метод широко используется при изучении тем «Россия в XXI веке» и «Развитие культуры в России».

Эта работа является формой деятельности, в которой формируется способность делать самостоятельный выбор. В свою очередь, задание учит ответственности, умению оценивать ситуацию и принимать решения, структурировать информацию. В результате формируется целый ряд общих компетенций - ОК1, ОК3, ОК8, а также постоянный интерес к истории, более полное усвоение материала, умение работать с разными историческими источниками, ориентироваться в большом количестве информации.

ОК 2. Здесь важны методы, побуждающие студента организовывать собственную самостоятельную работу, поэтому преимущественно используются мини-проекты, ролевые, деловые игры; систематическое выполнение домашнего задания, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, составление сравнительных таблиц, ответы на индивидуальные вопросы. Хороший результат даёт выполнение индивидуальных заданий, таких как ответы на вопросы, и формирует сразу несколько компетенций. Например, ответить на вопросы по следующим темам:

- Распад Восточного блока и объединение Германии;

- Договор о коллективной безопасности стран - членов СНГ;

- Утверждение рыночной экономики: освобождение цен от государственного регулирования;

- Россия и Европейский Союз: особенности сотрудничества на современном этапе.

Или:

- Конституция Российской Федерации 1993 г., основные положения;

- Вывод советских войск из Афганистана;

- Соглашение лидеров России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР;

- Участие России в антииракской коалиции.

Каждому студенту выдаётся индивидуальная карточка, в которой четыре - пять вопросов,

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ /

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

на которые нужно подготовить аргументированный ответ заранее и устно озвучить его на занятии. По многим из этих вопросов необходим анализ нормативно-правовых актов. Кроме того, отвечающему студенту можно задавать вопросы по темам его выступления.

Согласно компетенции ОК 3 студенту необходимо уметь принимать решения в различных ситуациях, и мы применяем методы проблемного обучения, метод кейсов, практических работ поискового и исследовательского характера; задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках занятий.

Так, одним из методов является метод кейс-стади, или метод учебных конкретных ситуаций. Технология «кейс-стади» - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, направленный не только на освоение конкретных знаний, а ещё и на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов, участвующих в обсуждении ситуаций. При данном методе обучения происходит знакомство с исторической ситуацией, её коллективное обсуждение и последующее представление своей позиции по данному вопросу [2]. Например, по теме «Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 1980-х гг.» необходимо ответить на вопрос: «Как отреагировали страны Восточной Европы на заявление М. С. Горбачева о начале политики перестройки?».

Кейс-метод требует определённой подготовки студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы. В свою очередь, он позволяет овладеть навыками исследовательской работы, применить полученные теоретические знания на практике и ускорить усвоение практического опыта при изучении истории. Важно, что анализ ситуаций формирует интерес и позитивную мотивацию к учёбе, формирует, в числе прочих, ОК 1. Приведём ещё пример применения такого метода на занятиях по истории по теме «Постсоветское пространство в 90-е гг. XX в.». Необходимо разобрать локальные национальные и религиозные конфликты на территории бывшего СССР в 1990-е гг. После знакомства с конкретным конфликтом и его причинами происходит обсуждение, и каждый предлагает своё решение данной проблемы. На территории постсоветского пространства до сих пор существует целый ряд так называемых тлеющих конфликтов, не разрешённых по сей день, поэтому данное задание более чем актуально. Также студентам предлагается ответить на дискуссионный вопрос: можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ - в Приднестровье. Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Таджикистане? Для сравнения можно привести примеры и других межнациональных конфликтов - Ошский в Киргизии или волнения в Якутии.

Большое значение для поиска информации и использования имеет ОК 4. Студенты осуществляют поиск и сбор информации; составляют подборку фотодокументов; готовят доклады на определённые темы, задания, связанные с анализом и обобщением информации, полученной из исторических источников, дискуссии, обсуждения; подготавливают и защищают рефераты. Так, по теме «Развитие культуры в России» студентам предлагается подготовить доклад на тему «Современная молодёжь и культурные традиции».

По этой же теме студенты выполняют ещё одно задание - необходимо заполнить кроссворд «Культура России на рубеже веков», задание выполняется на время и содержит 19 вопросов. Кроссворд составляется и по другим темам, например «Конфликты на территории бывшего СССР в 1990-е гг.»

Тесно связана с информацией и ОК 5. Для её формирования необходим поиск информации в сети «Интернет» и её систематизация, использование информационных технологий для обработки и хранения информации; составление презентаций, фильмов, метод моделирования.

В процессе обучения студент работает в коллективе и команде, общается с коллегами, руководством, потребителями. Таким образом формируется ОК 6. Применяем такие методы, как деловая игра, историческая постановка, реконструкция; историческая викторина; карусель, «мозговой штурм», диалог, дискуссия. По одной из тем предлагается дискуссия «Внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией после распада СССР», для подготовки к которой необходимо проанализировать геополитические последствия распада СССР и оценить основные аспекты Российской внешней политики.

Исторические викторины; деловые игры; занятия-конкурсы, создание проблемной истори-

ческой ситуации способствуют формированию ОК 7, предполагающей необходимость брать на себя ответственность за работу членов коллектива, команды.

Для формирования ОК 8, ОК 9 необходимо изучение исторических источников, нормативных актов; тренировочные упражнения, составление схем, таблиц; эвристический метод - постановка какого-либо вопроса и поиск студентом ответа на него, эссе. Также можно использовать кейс-метод; метод конкретных ситуаций; метод проектов; исследовательский метод -исследование конкретного исторического события, иллюстрация, демонстрация.

Все перечисленные методы направлены на увеличение самостоятельности студентов колледжа и освоение ими перечисленных общих компетенций.

Таким образом, методы для формирования общих компетенций весьма разнообразны. Также различна и их классификация. Выделяют, например, традиционные методы, которые в основном направлены на освоение информации. К ним отнесены рассказ, заучивание и повторение материала, диалог, эссе, индивидуальные вопросы по пройденному материалу, анализ конкретных исторических фактов, документов, правовых актов. Следует отметить, что именно по данному курсу содержится очень много важнейших правовых актов, которые необходимо изучить. Например, Беловежское соглашение и Алма-Атинская декларация 1991 года. Рассмотрению этих документов посвящено целое занятие, на котором особо подчёркивается их значение для будущего нашей страны.

Эвристические методы предполагают поиск чего-то нового, они направлены, прежде всего, на ускорение процесса решения задач, что способствует развитию мышления, логики, творческих способностей. Из этой группы при изучении истории допустимо использовать следующие методы: игра, работа с историческим источником, схемы, таблицы, догматические, развивающие, разговорные, учебные экскурсии, комментирование текста, биографическое, коллективно-категорическое, прогрессивное и регрессивное, реальное, или хрестоматическое, иллюстративное моделирование [5; 4; 8]. Например, на одном из занятий студенты выполняют задание «Международные отношения ФРГ и ГДР», которое проходит в виде соревнования команд.

Инновационные методы обучения предусматривают нововведения в процесс, содержание и формы обучения, где преобладает совместная деятельность преподавателя и обучающегося, обучающихся друг с другом. К таким методам относится метод проблемного изложения, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, проектной деятельности [4; 6]. Так, очень актуальна проблемная лекция «Дезинтеграционные процессы в России и Европе в конце 80-х - начале 90-х гг.

Как было сказано выше, по истории в колледже не предполагаются семинарские занятия. В связи с этим особое значение для формирования общих компетенций имеет самостоятельная работа студента, на которую, как уже отмечалось, отводится 30 часов. То есть примерно 23 % учебного материала студенты осваивают самостоятельно. Преподавателем издаются методические указания и задания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Задачами методических указаний по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развитию творческого отношения к изучаемой дисциплине;

— выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

— управление познавательной деятельностью студентов.

Форму самостоятельной работы студент выбирает согласно карте внеаудиторной самостоятельной работы. Карта содержит виды самостоятельной работы и формы отчётности по ней. В заданиях указана методика выполнения внеаудиторной работы по каждой теме и осваиваемые общие компетенции. Задания весьма разнообразны и требуют, как правило, творческого подхода.

Приведём пример такого задания по теме «Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.». Студентам предлагается следующее задание: используя средства Интернета, сделать хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментировать полученный результат. Создание подборки плакатов - увлекательное творческое задание, которое способствует формированию сразу нескольких компетенций, в частности ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Также можно создать подборку плакатов по технике безопасности. Забота о человеке тру-

да, его жизни и здоровье была приоритетом при организации производственной деятельности в СССР. Большинство предприятий в СССР имело множество плакатов. Да не просто плакатов, а очень суровых иллюстраций, которые наглядно демонстрировали печальный исход при несоблюдении техники безопасности. Так, на одном из плакатов надпись гласит: «Ротозей, не калечь друзей!» - и изображён несчастный случай на производстве.

Работая с плакатами, следует:

— определить событие (и его дату), которому посвящён плакат;

— проанализировать персонажи и символы плаката;

— обратить внимание, какие фигуры, объекты вынесены на передний план и что отнесено на задний план;

— проанализировать, какие фигуры и объекты изображены большими и маленькими и почему;

— сформулировать сообщение, которое плакат был призван донести до своей аудитории;

— создать хронологическую подборку плакатов по заданной теме.

По некоторым темам, согласно карте заданий, следует составить таблицу. Так, по теме 2.3. «Россия и мировые интеграционные процессы» необходимо заполнить таблицу «Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и глобального демократического общества во второй половине ХХ - начале XXI века». Это задание способствует формированию ОК4 и ОК8.

При оценивании выполненной работы используется дифференцированный подход. Зачёт, как и экзамен, выставляется в баллах:

5 (отлично) - 91-100 баллов; 4 (хорошо) - 71-90 баллов;

3 (удовлетворительно) - 41-70 баллов; 2 (неудовлетворительно) - 0-40 баллов. Сумма баллов определяется в конце семестра. Такой подход, по сравнению с выставляемыми ранее, - зачтено / не зачтено, - весьма эффективен, так как стимулирует активность студентов, заставляет их более старательно выполнять задания. За одно задание может быть выставлено как пять, так и десять баллов, в зависимости от сложности.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению заданий, который включает в себя цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам, количество баллов за это задание.

В процессе объяснения преподаватель предупреждает о возможных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности.

Оценивание результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия по дисциплине в целом или на внеаудиторную самостоятельную работу. Контроль может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Проверка знаний студентов осуществляется через устные опросы, самостоятельные и контрольные работы, терминологический диктант, тестирование.

В основе успешного выполнения задания лежат полученные знания о принадлежности отдельных событий к определённым периодам. Формированию таких знаний способствует, например, составление таблицы, в которой необходимо сравнить основные идеи и ценности коммунистического и демократического общества. Составленная один раз такая таблица может служить для повторения материала в течение длительного времени. То же можно сказать и о других подобных заданиях. Например, сравнительная таблица советских конституций используется на нескольких занятиях.

Задания на множественный выбор предполагают наличие у студентов колледжа знаний по определённым историческим событиям. Подготовка к выполнению подобных заданий предполагает подробное изучение материала, нацеленное на понимание закономерностей мирового исторического развития и значения конкретных событий, деятельности исторических лично-

ДГАУДПО ПРО/

стей. Поэтому такие задания способствуют формированию общих компетенций. Примером такого задания являются тесты «Распад СССР и образование СНГ» и «Северокавказский конфликт и участие в нём России».

Таким образом, методика формирования общих компетенций при изучении истории разрабатывается на основе собственного педагогического опыта. Методы, используемые преподавателем истории, разнообразны и, как правило, способствуют освоению нескольких компетенций сразу. Из широкого перечня методов мы отобрали для каждой компетенции те, которые отвечают требованиям их формирования, особенностям преподавания данной учебной дисциплины, возраста студентов, их профессиональной направленности. Систематизация перечисленных методов может позволить в будущем создать собственную оригинальную методику формирования общих компетенций у студентов средне-специального образования в процессе преподавания истории.

Список литературы

1. Абдуллаев Э. Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе. 2012. № 1. С. 3-6.

2. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения: научно-методическое пособие. М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. 2011. 52 с.

3. Выготский Л. C. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс. 1999. 536 с.

4. Гайсаева М. М. Особенности формирования общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания общественных дисциплин [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 3. С. 1-7. URL: http://mir-nauki.com/PDF/43PDMN317.pdf (дата обращения: 14.06.2018).

5. Глинский. Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М. : Научная книга. 1965. 74 с.

6. Демиденко Л. Д., Захараш Т. Б. Конструирование и отбор форм и методов обучения в системе начального и среднего профессионального образования // Педагогика. 2011. № 7 С. 66-71.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение : Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. № 975 [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70730762/#friends (дата обращения: 12.05.2018).

8. Савина Н. М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2008. № 4. С. 2-4.

Formation of Overall Competences within Teaching History for College (Vocational S chool) S tudents

Yu. A. Fomina

Baikal College of Business and Law at BNUEL, Irkutsk

Abstract. The article lists overall competences for students of vocational schools who are taught general history. There is provided a general spectrum of teaching methods aimed to formate historic competence. The author points out that history is taught both at secondary and vocational schools. For effective overall competences in the specifiedfield here is given a list of teaching techniques and methods starting with traditional, heuristic and innovative ones. The author outlines the importance of self-study work for a vocational student to master one's overall competences.

Keywords: competence, method, principle, prerequisite, formation, history, overall competence, student's self-study work.

Фомина Fomina

Юлия Анатольевна Yulia Anatolievna

кандидат исторических наук, Candidate of Sciences (History)

преподаватель Lecture

колледж, Baikal College of Business and Law

Байкальский государственный at BNUEL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университет

664047, г. Иркутск, ул. Байкаль- 126 Baikalskaya St, Irkutsk, 664047 ская, 126

тел.: +7(3952)500008 тел.: +7(3952)500008

e-mail: fomina.y@mail.ru e-mail: fomina.y@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.