Научная статья на тему 'ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ'

ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОНКРЕТИЗИРУЮЩАЯ ТАБЛИЦА ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / GENERAL COMPETENCIES / COMPETENCY ASSESSMENT / EDUCATIONAL RESULT / POINT-RATING SYSTEM / TABLE SPECIFYING / COMPETENCE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыренова Валентина Бабасановна, Миронова Екатерина Пурбуевна, Лумбунова Наталья Баировна

В мониторинге качества профессиональной подготовки студентов особое место занимает оценивание сформированности общих компетенций. Рассматривается проблема оценивания общих компетенций в ходе реализации программы подготовки специалистов, описаны опыты оценивания общих компетенций другими исследователями и предложена система оценивания с учетом функциональных компонентов компетенций. Установлена необходимость поэтапной ступенчатой системы оценивания промежуточных результатов обучения, предусматривающая мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты компетенций. Предлагается комплексный подход к оцениванию общих компетенций, заключающийся в промежуточной конкретизации конечных результатов обучения, формировании фонда оценочных средств, включающего тесты, анкеты и опросники для оценивания личностных качеств студента, комплексные междисциплинарные тесты для оценивания когнитивных составляющих компетенций и введения балльно-рейтинговой системы для оценивания деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыренова Валентина Бабасановна, Миронова Екатерина Пурбуевна, Лумбунова Наталья Баировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF COLLEGE STUDENTS’ GENERAL COMPETENCIES

The assessment of the general competencies formation has a special place in the monitoring of the quality of student’s professional training. This article describes various approaches used in both domestic and foreign literature to define the concept of common competencies. On the basis of their analysis, the authors understand that general competencies are the student’s personal qualities necessary to perform various types of professional activity. The problem of creating an integrated assessment system for general competencies is one of the most difficult problems in theory and practice of education. The purpose of the assessment activity is to determine the degree of compliance of knowledge and skills with those planned for the student. Many researchers think that determining the degree of conformity of knowledge and skills previously planned is the goal of education. The authors propose complementing this goal with the development of students’ self-esteem and their motivation for success. Knowledge, skills, and abilities are transformed into intermediate learning outcomes and become a means of achieving the goal gradually. The authors studied the experience of other researchers assessing general competencies and they concluded that all functional components of competencies are not always taken into account. The motivational, cognitive and activity components of competencies were identified by modern specialists. General competencies are also formulated as the final result of professional education that met federal state educational standards. It is difficult to apply them as specific intermediate results during the course of training. The authors propose a system for assessing general competencies in the course of general education. There is a need to create a specific table of general competencies, where each competence is divided into smaller competences, according to this system. There is also a need to develop a ratio matrix of the academic general education cycle disciplines and formed competences. Teachers determine the means of assessment for each learning outcome. For them, it is necessary to develop a system of rating scales and criteria with assessment indicators. These funds are used with a point-rating system for evaluating students’ activities, the results of which indicate the formation of the activity component of competencies. The authors selected suitable diagnostic tools in the form of psychological tests and questionnaires for assessing the personal qualities of the student, necessary for the formation of a particular general competence. Two complex interdisciplinary tests in mathematics, natural science, and humanities are used to assess the level of formation the cognitive component of competencies. They contain assignments to identify students’ skills, abilities, and ways of activity that ensure the successful development of general competencies.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ»

УДК 377. 031

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-127-134

ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

В. Б. Цыренова1, Е. П. Миронова1, Н. Б. Лумбунова2

1 Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ

2 Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ербанова, Улан-Удэ

В мониторинге качества профессиональной подготовки студентов особое место занимает оценивание сформированности общих компетенций. Рассматривается проблема оценивания общих компетенций в ходе реализации программы подготовки специалистов, описаны опыты оценивания общих компетенций другими исследователями и предложена система оценивания с учетом функциональных компонентов компетенций. Установлена необходимость поэтапной ступенчатой системы оценивания промежуточных результатов обучения, предусматривающая мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты компетенций. Предлагается комплексный подход к оцениванию общих компетенций, заключающийся в промежуточной конкретизации конечных результатов обучения, формировании фонда оценочных средств, включающего тесты, анкеты и опросники для оценивания личностных качеств студента, комплексные междисциплинарные тесты для оценивания когнитивных составляющих компетенций и введения бал-льно-рейтинговой системы для оценивания деятельности студентов.

Ключевые слова: общие компетенции, оценивание компетенций, образовательный результат, балльно-рейтинговая система, конкретизирующая таблица общих компетенций, компоненты компетенций.

С переходом системы профессионального образования на компетентностный подход одним из результатов образовательной деятельности выступают общие компетенции. Основой полноценного мониторинга качества обучения студентов в современных условиях является объективное оценивание компетенций [1].

В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «общие компетенции» можно встретить под понятиями ключевых или универсальных компетенций. В зарубежных публикациях используются понятия key skills, key competences, core skills, base skills, transferable competences, meta-competences. Сопоставление данных терминов позволяет убедиться, что речь идет об одном и том же типе образовательного результата - общих (ключевых, универсальных) компетенциях. Ключевые компетенции, как важнейший фактор «европейского качества» образования, впервые был рассмотрен в 1996 г. на симпозиуме в Берне [2]. Все страны - члены Евросоюза согласились интерпретировать понятие «ключевая компетенция» как некоторый набор знаний, умений и ценностей личности, важных для реализации жизненных планов всеми активными членами данного общества. Интересно отметить, что в Европе формирование basic (key) skills было и есть задачей исключительно системы профессионального образования. Однако в течение последних двух десятилетий большинство европейских стран признали важность и необходимость формирования у обучающегося базовых или ключевых умений независимо от вида и уровня получаемого им образования.

Отечественные исследователи Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман считают, что общими (ключевыми профессиональными) компетенциями «можно назвать такие, которыми должен обладать каждый работник (профессионал) и которые применимы в сфере произ-

водственных (профессиональных) и трудовых отношений в целом» [3. С. 169]. В. Г. Пищу-лин обосновывает и включает в профессиональную компетентность «знания, умения, навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие» [4. С. 415]. По мнению Э. Ф. Зеера, на начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является личностное развитие [5]. Как видим, в отечественной педагогике понятие «общие компетенции» не имеет четко сформулированного определения, но многие исследователи в данной области рассматривают общие компетенции с позиции личностных качеств будущего специалиста. Поэтому мы в своей работе под общими компетенциями будем понимать личностные качества студента, необходимые для выполнения различных видов профессиональной деятельности. Очевидно, что общие компетенции формируются и развиваются на протяжении всего периода обучения студента в образовательной организации и в процессе обучения всем учебным дисциплинам, учебным и производственным практикам.

Проблема создания комплексной системы оценивания общих компетенций является одной из наиболее сложных в теории и практике образовательной деятельности. Ключевыми понятиями данной проблемы являются оценивание, оценка и диагностика. Исторически образовательное оценивание выполняло различные функции: обучающую, воспитательную, ориентирующую, стимулирующую, диагностическую. В научной педагогической литературе существует множество определений оценивания. Мы согласны с определением Р. Х. Шакирова, А. А. Буркитовой, О. И. Дудкина [6] о том, что оценивание является процессом наблюдения за учебно-познавательной деятельностью учащихся, а также процессом описания сбора, регистрации и интерпретации информации об учащемся с целью улучшения качества образования. Оценивание показывает, какие формы учебной деятельности и какие результаты обучения считаются значимыми. Основной целью оценивания образовательных результатов учащихся является определение степени соответствия знаний, умений и навыков предварительно запланированным. Качественный или количественный результат, подтверждающий соответствие компетенций определенным требованиям образовательной программы, называется оценкой.

P. Weeden, J. Winter и P. Broadfoot подчеркивают, что результаты обучения тесно связаны с самооценкой учащегося и мотивацией обучения, а стратегия оценивания играет важную роль, поддерживая эти факторы, способствующие обучению [7]. На наш взгляд, сформулированную выше цель оценочной деятельности необходимо дополнить формированием самооценки учащихся и их мотивированием на успех. Таким образом, возможности оценивания реализуются в полной мере при условии, если оно используется для обеспечения студентам обратной связи. Для определения исходного и итогового уровней сформированности общих компетенций используется диагностика, представляющая собой процедуру исследования [8].

В традиционном подходе объектом оценивания выступают знания и умения, и на них ориентированы используемые в настоящее время средства оценивания. Такими средствами невозможно оценить реальные достижения студентов. В компетентностном подходе знания и умения выступают в качестве показателей сформированности компетенций, постепенно превращаясь из итоговых результатов образования в промежуточные. Знания и умения трансформируются из цели образования в средство достижения цели. Соответственно, перед образовательными организациями возникает проблема создания инструмента оценки общих компетенций, значительно отличающегося от инструментов оценки когнитивных результатов обучения.

В результате изучения литературы можно утверждать, что для оценивания общих компетенций используются си-тесты, клоуз-тесты, тест множественного выбора, диктанты, собесе-

дование, рейтинговая оценка (П. Б. Волков, Р. С. Наговицын) [9]; классификация учебных задач (О. В. Куликова, А. А. Конов) [10]; компетентностно-ориентированные задания, проектная работа, деловая игра, анализ конкретных производственных ситуаций, эвристические задания (Л. П. Бурцева) [11].

В данных работах не учитываются функциональные компоненты компетенций: моти-вационный, когнитивный и поведенческий. Общие компетенции, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте, имеют конечный вид и их сложно применять в качестве конкретных промежуточных результатов.

На наш взгляд, поэтапная ступенчатая система диагностики результатов обучения, позволяющая проводить промежуточный динамический анализ уровня сформированности общих компетенций и направленная на мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты компетентности студента, может способствовать более качественной профессиональной подготовке будущих специалистов. Процедура диагностики результатов обучения может включать в себя сбор информации об уровне сформированности компетенций с помощью использования специальных диагностических средств, а также оценивание, завершающееся выработкой необходимых методических рекомендаций для дальнейшего формирования и развития общих компетенций на следующем курсе обучения. С учетом указанных дополнений нами разработана система оценивания общих компетенций студентов.

С. И. Шишов и И. Г. Агапов [12] считают, что человеку необходимо пройти определенные ступени развития для формирования у него общих компетенций.

Мы согласны с их утверждением и считаем необходимым уточнить, конкретизировать и разбить на отдельные элементы каждую общую компетенцию, являющуюся результативно-целевой основой проектирования образовательного процесса за весь период обучения. Формирование общих компетенций необходимо начинать с формирования простейших умений (умений третьего уровня), основанных на универсальных учебных действиях. Освоив умения третьего уровня, студенты на следующем курсе обучения перейдут к их развитию уже в профессиональной области (умения второго уровня). Освоив специальные дисциплины, пройдя производственную практику, будущие специалисты должны в совершенстве владеть общими компетенциями (умениями первого уровня) (таблица).

Фрагмент конкретизирующей таблицы общих компетенций

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень

Решать задачи и проблемные ситуации применительно к профессиональным и социальным контекстам Анализировать задачу или ситуацию Собирать необходимую информацию

Выделять главное и значимое

Структурировать в определенной последовательности этапы решения

Принимать решение Анализировать несколько вариантов решения задачи или ситуации

Оценивать результат решения с учетом положительных и отрицательных моментов

Таким образом, мы видим важность формирования общих компетенций с начального этапа обучения и, соответственно, важность оценки результатов на каждом этапе.

Также необходимо разработать матрицу соотношения учебных дисциплин и формируемых с их помощью компетенций. Общие компетенции формируются не только на всех этапах обучения, но и в процессе обучения всем учебным дисциплинам, во время урочной и внеурочной деятельности. Данная таблица позволяет увидеть ценность каждой учебной дисциплины в формировании и развитии общих компетенций студентов. Такой комплекс-

ный подход дает возможность формировать общие компетенции не только в процессе освоения отдельно взятой учебной дисциплины, а всего курса обучения.

Каждый преподаватель продумывает стратегию преподавания учебной дисциплины и оценивания компетенций, позволяющую студентам более эффективно достигать запланированных результатов обучения. Для каждого результата обучения преподаватели определяют средства оценивания, к которым должны быть разработаны системы оценочных шкал и критерии с показателями оценивания. Необходимо подобрать такие средства оценивания, которые позволяют оценивать продукты деятельности или формализовать процесс наблюдения за демонстрацией компетенции или их применение в конкретной ситуации. Это могут быть ситуационные задания различной модификации, представление результатов проектной деятельности, решение проблемных задач, самопрезентация, компетентностно-ори-ентированные тестовые задания, портфолио достижений, проектная деятельность, участие в конференциях, публичных выступлениях, ведение карты внеаудиторной самостоятельной работы студента и др. Они должны быть верифицируемыми и валидными для обеспечения объективности процесса оценочной деятельности.

Несмотря на то, что некоторые исследователи считают рейтинговую систему оценивания необъективной из-за искажения данных оценивания [13], мы считаем целесообразным применять вышеуказанные средства с балльно-рейтинговой системой оценивания деятельности студентов, перейдя от системы оценивания на каждом занятии к промежуточному оцениванию.

Балльно-рейтинговая система выполняет не только функцию повышения объективности оценивания, но и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, усиления их мотивации, ответственности за результаты обучения [14]. Преподавателями может быть использован балльно-рейтинговый план оценки успеваемости студентов, составленный и модифицированный на основе таблицы, предложенной П. Б. Волковым и Р. С. Наговицыным [9].

Требуется создание фонда оценочных средств, представляющих собой совокупность методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения уровня соответствия планируемым результатам обучения. В фонд оценочных средств входят как дисциплинарные оценочные средства промежуточного контроля, так и диагностические средства для оценки итогового уровня сформированности общих компетенций.

Поскольку выделяются мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты общих компетенций, то мы считаем целесообразным в конце учебного года проводить диагностику сформированности каждой компетенции по этим трем компонентам.

Мотивационный компонент характеризуется потребностью студентов в овладении общими компетенциями и стремлением к их приобретению. Для определения его уровня целесообразно воспользоваться различными диагностическими тестами, анкетами и опросниками. Обратившись к зарубежному и отечественному опыту исследования личностных качеств, можно подобрать подходящие средства диагностики, позволяющие оценивать отдельные личностные качества студента, необходимые для формирования той или иной общей компетенции. Особое место занимает личностное отношение будущего специалиста к окружающей действительности, а именно понимание того, что в современном мире наиболее успешными становятся те, кто обладает способностью и умением нестандартно, критически мыслить, ориентируется в информационном обществе, склонен к саморазвитию и владеет коммуникативными навыками.

Когнитивный компонент охватывает знаниевую базу и интеллектуальное развитие студента, его творческие способности, необходимые для успешного освоения общих компетенций. Для определения эффективности формирования когнитивного компонента общих

компетенций мы используем комплексное междисциплинарное тестирование. Диагностические материалы состоят из заданий, инструкций к заданиям, систем оценивания и шкал по нескольким учебным дисциплинам. Используемые задания направлены на выявление у студентов умений, навыков и способов деятельности, обеспечивающих возможность успешного развития общих компетенций и освоения профессии, на определение уровня сформированности понятийного аппарата, знание основных правил, формул, законов и умения их применять, понимания и оценки информации в различных знаковых системах, умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, способности использовать приемы анализа и синтеза, умения классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи и др. Поскольку обычные тесты являются неэффективными при оценивании компетенций, целесообразно рассмотреть применение тестов, позволяющих определить уровень теоретической подготовленности студентов. Содержание заданий имеет практическую направленность. Формы тестовых заданий могут быть различными. Тестовые задания основываются на принципах профессиональной направленности и учета междисциплинарной интеграции.

Поведенческий компонент общих компетенций включает умения, навыки, опыт применения знаний как в реальных жизненных, так и профессиональных стандартных и нестандартных ситуациях. Для определения уровня сформированности данного компонента в качестве основного метода целесообразно воспользоваться результатами балльно-рейтинго-вой системы, поскольку она отражает деятельностную составляющую общих компетенций.

На наш взгляд, такая система оценивания, направленная на диагностику мотивационно-го, когнитивного и поведенческого компонентов общих компетенций, является наиболее эффективной. Все результаты диагностики собираются в сводную ведомость при переводе студента на следующий курс обучения. Предложенная нами система диагностики общих компетенций у студентов является частью мониторинга качества профессиональной подготовки и может быть адаптирована и применима в различных образовательных организациях.

Список литературы

1. Хлопова Т. П., Романова М. Л., Шапошникова Т. Л. Мониторинг качества образования в современных условиях. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. технолог. ун-та, 2013. 166 с.

2. Shaw S. Development of Core Skills training in the Partner Countries. ETF, 1998.

3. Голуб Г. Б., Коган Е. Я., Фишман И. С. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетенций выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 169. URL: https://vo.hse.ru/2008--2/26557884.html (дата обращения: 12.06.2018).

4. Пищулин В. Н. Профессиональная компетентность специалиста в контексте модернизации образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современные проблемы модернизации образования». М.: МИГУ, 2004. С. 415-419.

5. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В., Панина Л. П. Психологические основы формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов колледжа. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 124 с.

6. Оценивание учебных достижений учащихся: метод. руководство / сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина. Бишкек: Билим, 2012. 80 с.

7. Weeden P., Winter J., Broadfoot P. Assessment: What's in It for schools? Vilnius: Garnelis, 2005. 177 p.

8. Нигматов З. Г. Современные средства оценивания образовательных результатов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, кн. 6. С. 220-226.

9. Волков П. Б., Наговицын Р. С. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). DOI: 10.15393/j5.art.2017.3725

10. Куликова О. В., Конов А. А. Диагностика сформированности общекультурных компетенций в процессе выполнения системы контрольно-обучающих мероприятий // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения: научно-технический журнал. 2010. № 3. С. 105-116.

11. Бурцева Л. П. Оценивание общих компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации на учебных занятиях // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1 (18) C. 109-112. URL: http://www.omsk.edu/volume/download/1_(18)_2018. pdf (дата обращения: 09.10.2019).

12. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 2. С. 58-61.

13. Майоров А. Н., Чепурных Е. Е. Рейтинг заблуждения или заблуждения рейтинга // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 251-267. URL: https://vo.hse.ru/2007--2/98019225.html (дата обращения: 01.12.2019).

14. Корякина А. В. Балльно-рейтинговая система как средство оценки сформированности компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 25. С. 216-219. URL: http://e-koncept. ru/2017/770560.htm (дата обращения: 15.10.2019).

Цыренова Валентина Бабасановна, доктор педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (ул. Ранжурова, 5, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: v.ts@mail.ru

Миронова Екатерина Пурбуевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (ул. Ранжурова, 5, Улан-Удэ, Россия, 670000). E-mail: mirkaterina84@mail.ru

Лумбунова Наталья Баировна, преподаватель, Бурятский аграрный колледж им. М. Н. Ерба-нова (ул. Трубачеева, 140, Улан-Удэ, Россия, 670031). E-mail: gnat6856mk@gmail.com

Материал поступил в редакцию 04.03.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-3-127-134

ASSESSMENT OF COLLEGE STUDENTS' GENERAL COMPETENCIES

V. B. Tsyrenova1, E. P. Mironova1, N. B. Lumbunova2

1 Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation

2 Buryat Agricultural College named after M.N. Erbanov, Ulan-Ude, Russian Federation

The assessment of the general competencies formation has a special place in the monitoring of the quality of student's professional training. This article describes various approaches used in both domestic and foreign literature to define the concept of common competencies. On the basis of their analysis, the authors understand that general competencies are the student's personal qualities necessary to perform various types of professional activity. The problem of creating an integrated assessment system for general competencies is one of the most difficult problems in theory and practice of education. The purpose of the assessment activity is to determine the degree of compliance of knowledge and skills with those planned for the student. Many researchers think that determining the degree of conformity of knowledge and skills previously planned is the goal of education. The authors propose complementing this goal with the development of students' self-esteem and their motivation for success. Knowledge, skills, and abilities are transformed into intermediate learning outcomes and become a means of achieving the goal gradually. The authors studied the experience of other researchers assessing general competencies and they concluded that all functional components of competencies are not always taken into account. The motivational, cognitive and activity components of competencies were identified by modern specialists. General competencies are also formulated as the final result of professional education that met federal state educational standards. It is difficult to apply them as specific intermediate results

during the course of training. The authors propose a system for assessing general competencies in the course of general education. There is a need to create a specific table of general competencies, where each competence is divided into smaller competences, according to this system. There is also a need to develop a ratio matrix of the academic general education cycle disciplines and formed competences. Teachers determine the means of assessment for each learning outcome. For them, it is necessary to develop a system of rating scales and criteria with assessment indicators. These funds are used with a point-rating system for evaluating students' activities, the results of which indicate the formation of the activity component of competencies. The authors selected suitable diagnostic tools in the form of psychological tests and questionnaires for assessing the personal qualities of the student, necessary for the formation of a particular general competence. Two complex interdisciplinary tests in mathematics, natural science, and humanities are used to assess the level of formation the cognitive component of competencies. They contain assignments to identify students' skills, abilities, and ways of activity that ensure the successful development of general competencies.

Keywords: general competencies, competency assessment, educational result, pointrating system, table specifying, competence components.

References

1. Khlopova T. P., Romanova M. L., Shaposhnikova T. L. Monitoring kachestva obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [Monitoring the quality of education in modern conditions]. Krasnodar, KubSTU Publ., 2013. 166 p. (in Russian).

2. Shaw S. Development of Core Skills training in the Partner Countries. ETF, 1998.

3. Golub G. B., Kogan E. Ya., Fishman I. S. Otsenka urovnya sformirovannosti klyuchevykh professional'nykh kom-petenysiy vypusknikov UNPO: podkhody i protsedury [Assessment of the level of formation of key professional competencies of graduates of UNPO: approaches and procedures]. Voprosy obrazovaniya - Education Studies, 2008, no. 2, pp. 161-185 (in Russian). URL: https://vo.hse.ru/2008--2/26557884.html (accessed 12 June 2018).

4. Pishchulin V. N. Professional'naya kompetentnost' spetsialista v kontekste modernizatsii obrazovaniya [Professional competence of a specialist in the context of the modernization of education]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pedagogicheskoye naslediye K. D. Ushinskogo i sovremennyye problemy modernizatsii obrazovaniya» [Materials of Russian National Scientific and Practical Conference «Pedagogical Heritage of K. D. Ushinsky and modern problems of modernization of education»]. Moscow, MPGU Publ., 2004. Pp. 415-419 (in Russian).

5. Zeyer E. F., Meshkova I. V., Panina L. P. Psikhologicheskiye osnovy formirovaniya razvivayushchego professional'no-obrazovatel'nogo prostranstva studentov kolledzha [Psychological foundations of the development of the developing vocational education space of college students]. Ekaterinburg, RSVPU Publ., 2007. 124 p. (in Russian).

6. Otsenivaniye uchebnykh dostizheniy uchashchikhsya: metodicheskoye rukovodstvo. Sost. R. Kh. Shakirov, A. A. Burkitova, O. I. Dudkina [Evaluation of student learning: methodical guide. Compilers R. Kh. Shakirov, A. A. Burkitova, O. I. Dudkina]. Bishkek, Bilim Publ., 2012. 80 p. (in Russian).

7. Weeden P., Winter J., Broadfoot P. Assessment: What's in It for schools? Vilnius: Garnelis, 2005. 177 p.

8. Nigmatov Z. G. Sovremennyye sredstva otsenivaniya obrazovatel'nykh rezul'tatov [Modern methods of evaluation of educational outcomes]. Uchenyye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Proceedings of Kazan University. Humanities Series, 2013, vol. 155, no. 6, pp. 220-227 (in Russian).

9. Volkov P. B., Nagovitsyn R. S. Varianty diagnostiki klyuchevykh kompetentsiy studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey pri otsenke rezul'tatov obucheniya [Variants of diagnostics of key competencies of students of pedagogical specialties in the assessment of learning outcomes]. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXvek - Lifelong Education: XXI century, 2017, no. 4. DOI: 10.15393/j5.art.2017.3725 (in Russian).

10. Kulikova O. V., Konov A. A. Diagnostika sformirovannosti obshchekul'turnykh kompetentsiy v protsesse vypol-neniya sistemy kontrol'no-obuchayushchikh meropriyatiy [Diagnosis of students' cultural competences in the process of control educating events accomplishment]. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya: nauchno-tekhnicheskiy zhurnal - Herald of the Ural State University of Railway Transport: Scientific-technical journal, 2010, no. 3, pp. 105-116 (in Russian).

11. Burtseva L. P. Otsenivaniye obshchikh kompetentsiy obuchayushchikhsya professional'noy obrazovatel'noy orga-nizatsii na uchebnykh zanyatiyakh [Evaluation of the general competencies of students of professional educational organizations in training sessions]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya - Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanities research, 2018, no. 1, pp. 109-112 (in Russian). URL: http://www.omsk.edu/volume/download/1_(18)_2018.pdf (accessed 9 October 2019).

12. Shishov S. E., Agapov I. G. Kompetentnostnyy podkhod k obrazovaniyu: prikhot' ili neobkhodimost'? [Competency-based approach to education: whim or necessity?]. Standarty i monitoring v obrazovanii - Standards and Monitoring in Education, 2002, no. 2, pp. 58-61 (in Russian).

13. Mayorov A. N., Chepurnykh E. E. Reyting zabluzhdeniya ili zabluzhdeniya reytinga [Rating of delusions or misleading rating]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies, 2007, no. 2, pp. 251-267 (in Russian). URL: https:// vo.hse.ru/2007--2/98019225.html (accessed 1 December 2019).

14. Koryakina A. V. Ball'no-reytingovaya sistema kak sredstvo otsenki sformirovannosti kompetentsiy [Point-rating system as a means of assessing the formation of competences]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept», 2017, vol. 25, pp. 216-219 (in Russian). URL: http://e-koncept.ru/2017/770560.htm (accessed 15 October 2019).

Tsyrenova V. B., doctor of pedagogy, associate professor, Banzarov Buryat State University (ul. Ranzhurova, 5, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: v.ts@mail.ru

Mironova E. P., candidate of pedagogy, senior lecturer, Banzarov Buryat State University (ul. Ranzhurova, 5, Ulan-Ude, Russian Federation, 670000). E-mail: mirkaterina84@mail.ru

Lumbunova N. B., teacher, Buryat Agricultural College named after M. N. Erbanov

(ul. Trubacheyeva, 140, Ulan-Ude, Russian Federation, 670031). E-mail: gnat6856mk@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.