ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
БАТЧАЕВА Н.А.
В статье автором подробно рассмотрено педагогическое понятие «готовности», формирование и развитие общепедагогической готовности молодого специалиста.
In the article the author in detail considers pedagogic concept of «readiness», formation and development pedagogic readiness of the young expert.
В педагогической науке понятие готовности только ещё начинает обретать своё содержание. Педагогическая ориентация на готовность студента воспринимать материал в системе высшей и профессиональной средней школы - это чаще всего, когда речь идёт о готовности своих выпускников к профессиональной деятельности. Общепедагогическая готовность - это готовность к решению педагогических задач.
Вопросам общепедагогической подготовки учителя в системе высшего образования посвящены работы О.А. Абдуллиной. По существу, о готовности к решению педагогических задач речь идёт в трудах А.А. Дергача. Он представляет эту готовность как целостное проявление всех сторон личности, выделяя познавательные, эмоциональные, мотивационные компоненты. Достаточно глубокое исследование проблемы готовности к педагогической деятельности представлено В.А. Сластёниным. Формирование и развитие общепедагогической готовности, по его мнению, означает образование системы таких мотивов, отношений, установок, черт личности, накоплений знаний, умений, навыков, которые, активируясь, обеспечивают педагогу возможность эффективно выполнять свои функции. Автор пишет о готовности как определённом психическом состоянии, включающем также эмоционально-волевую устойчивость, которая обеспечивает выдержку и педагогический такт; профессионально-педагогическое мышление, то есть такое мышление, которое позволяет проникнуть в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, искать научно обоснованное пояснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы; психологическую наблюдательность, способность идентификации себя с другими, динамические качества личности, такие как энергия, инициативность.
Содержательная сторона этого сложного личностного образования определяется требованиями, которые ставятся перед современным преподавателем с учётом социально-экономических реалий общественного развития и развития образования. Готовность - результат подготовленности учителя к выполнению своих профессиональных функций. К этому аспекту подготовленности относится психологическая, теоретическая и практическая готовность к педагогической деятельности, мировоззренческий аспект и общая культура педагога, профессионально-педагогическая направленность его личности. Однако феномен готовности к определённой деятельности изучен недостаточно и ещё требует специальных исследований.
Готовность предусматривает выявление требований к личности педагога и объединение их в более обобщенные ценностные свойства. К ним чаще всего относят: профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности; «профессиональная компетентность» - единство теоретической и практической готовности педагога к деятельности в сочетании со специальной, социальной, личностной и индивидуальной компетенцией (А.К. Маркова). Проявление данных свойств, в частности, связывают с педагогической умелостью - владением педагогическими умениями и
навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса; с педагогическим мастерством, чаще определяемым как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя; с комплексом свойств личности, создающих условия для высокого уровня самоорганизации профессионально-педагогической деятельности (В.А. Сластенин, И.А. Зязюн и др.).
В целом готовность можно определить следующим образом. Готовность - это интегрированная система, которая формирует личность и характеризует её активность в момент подготовки к деятельности и в процессе самой деятельности: личный, субъективный опыт формирования готовности к педагогической деятельности. Готовность - это субъективный опыт личности, он является результатом выполнения эффективной педагогической деятельности. Данный опыт должен базироваться на положительном отношении студента к выполнению этой деятельности, при наличии потребности и осознании мотивов. Можно уверенно говорить, что достаточный уровень готовности студента к педагогической деятельности проявится при условии сформированной положительной мотивации и ценностной ориентации к ней. Вопрос потребности формирования и развития готовности к педагогической деятельности крайне актуален для студентов высшего профессионального образования. Готовность - цель и конечный результат профессиональной подготовки специалиста в учебном заведении.
Усиление роли педагогики в период инновационных процессов общества, расширение сфер её применения и влияния на жизнь человека сегодня хорошо просматриваются. Надо отметить, что практически во всех гуманитарных и технических вузах нашей страны и во многих других странах СНГ и дальнего зарубежья, читаются курсы «Педагогика», «Психология». Почти на всех курсах переподготовки квалификации специалистов слушаются спецкурсы из психолого-педагогических дисциплин по формированию и развитию культуры коммуникативного, делового общения и взаимодействия. А это значит, что указанные тенденции востребованы обществом и их роль будет возрастать. Педагогические дисциплины будут совершенствоваться в плане не только изложения теоретического материала, но и в плане психологических и педагогических механизмов обучения использовать знания при решении практических задач с учётом индивидуальных особенностей личности и специфики условий его работы.
Значимость общепедагогической готовности к педагогической деятельности состоит в том, чтобы она придала целостность профессиональной направленности всей просветительской системы. Условиями улучшения общепедагогической подготовки мы выделяем личностноориентированное, осмысленное усвоение теоретических знаний из педагогики, знания должны быть переведены на язык практических действий с учётом разной сложности психологопедагогических ситуаций обучения детей. Так, современная подготовка студентов - музыкантов нуждается в разработке целенаправленных методик, отражающих специфику музыкального искусства, его воспитательную функцию. В практике обучения студента должны быть использованы тематические педагогические ситуации, музыкально-педагогические задачи. Познавательная деятельность студентов в процессе учебных занятий по предметам педагогики и психологии должна органически сочетаться с практической музыкально-педагогической деятельностью. Педагогическая практика студентов не сводится лишь к приобретению индивидуального опыта, стихийного формирования и развития психологической и педагогической подготовленности. Практический опыт должен получить обоснование и объяснение в педагогической теории. Если в традиционном подходе обучения педагогическим дисциплинам, вузовские преподаватели стремились закрепить высокий уровень теоретических знаний у студентов, то в условиях инновационного подхода прослеживается стремление к адаптации их в практическую деятельность.
Реализация функций общепедагогической подготовки специалиста в системе высшего образования сферы культуры и искусства наталкивается на ощутимые трудности, которые препятствуют усвоению студентами педагогических знаний, умений и, как следствие, приводят к снижению качества профессионального образования. Проблема заключается в том, что для большинства студентов значительную сложность представляет соотнесение усвоенных на занятиях по педагогике теоретических понятий с реальным процессом обучения и воспитания. При традиционной организации подготовки преподавателей художественного образования существует заметный разрыв между изучением теории педагогики и освоением практики музыкально-педагогической деятельности.
Проделанная нами экспериментальная работа по опытному обучению студентов музыкального образования убедительно показала, что одним из направлений достижения должного уровня общепедагогической готовности, обеспечивающим реальное повышение качества профессионального образования, является интеграция её теоретической и практической составляющих.
В ходе проведённого эксперимента была разработана система организации занятий по общепедагогическим дисциплинам, которая позволяла формировать, отрабатывать и развивать у студентов ключевые умения педагогического общения, конструирования, анализа и самоанализа на основе микрообучения, с последующим анализом и обсуждением, а также особый методический комплекс для обучения анализу различных форм организации учебных и воспитательных занятий. Использованный в процессе эксперимента методический комплекс для обучения анализу учебно-воспитательного процесса состоял из комплекта специально подобранных разного рода учебных занятий и воспитательных мероприятий; набора дидактических материалов, в который входили схемы и планы анализа уроков и воспитательных мероприятий различных типов, планы-конспекты уроков и педагогических ситуаций, предназначенные для анализа на аудиторных занятиях.
Подготовка к конструированию учебно-воспитательных уроков также осуществлялась на основе специально разработанного методического комплекса, состоящего из схем и планов разного типа занятий, на основе которых студенты составляли планы-конспекты фрагментов предполагаемых занятий с учениками. Этот комплекс применялся в качестве подготовки студентов к последующему микрообучению.
Программа экспериментального обучения включала в себя систему лекционных, семинарских, практических занятий и педагогической практики. На лекциях студенты знакомились с основами теории педагогики и психологии. Затем ключевые положения теории обсуждались на семинарских занятиях. Практические занятия предназначались для анализа, конструирования и моделирования реального педагогического процесса. Тематика практических занятий была тесно увязана с изучением теории на лекционных и семинарских занятиях. Сущность организации учебного процесса на практических занятиях состояла в том, что студенты последовательно и поэтапно анализировали демонстрируемые им модели педагогического процесса (различные формы организации воспитания и обучения), а также планы-конспекты уроков и воспитательных мероприятий. Затем, после достаточно полного усвоения основ педагогического анализа, приступали к конструированию фрагментов учебных занятий, составляли соответствующие планы-конспекты с их последующим анализом и самоанализом. Третий этап - моделирование педагогического процесса. Студенты имитировали отдельные фрагменты учебно-воспитательных уроков с последующим анализом в группе.
Педагогическая практика стала органическим продолжением аудиторных занятий. Для её организации была разработана система исследовательских заданий, которые состояли в изу-
чении отдельных сторон процесса организации обучения и воспитания подопечных учеников. Заданиями предусматривалось участие студентов в учебно-воспитательной работе с детьми. Всё это обеспечивалось специальными дневниками - рабочими тетрадями по педагогической практике, в которой студенты конспектировали, анализировали способы ведения занятия и оформляли результаты учебно-исследовательской работы.
Таким образом, характер учебно-познавательной деятельности студентов не изменялся, он полностью соответствовал характеру деятельности в период аудиторных занятий. Теоретическая и практическая составляющие общепедагогической готовности студентов в учебном процессе дополняют друг друга, теория применялась и для анализа, и для конструирования педагогического процесса, а практика служила как предметом теоретического анализа студентов, так и источником знаний, педагогических умений и навыков. Обе составляющие общепедагогической готовности были интегрированы, что позволило добиться существенных успехов в ходе экспериментального обучения.
С психологической точки зрения полученный педагогический опыт коммуникативного взаимодействия, приобретённый в стенах вуза и колледжа, будет способствовать реализации его как специалиста в любых сферах культурной жизни современного общества. Вот почему при подготовке студентов к педагогической деятельности имеет большое значение поиск новых, продуктивных и инновационных педагогических условий формирования и развития у них общепедагогической готовности.
Библиографический список
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1990.
2. Дергач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований - М., 2000.
3. Зязюн М.С. Основы педагогического мастерства. - М., 1988.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М. - 1996.
5. Сластёнин В.А. Психология и педагогика / В.А.Сластёнин, В.П.Каширин - М., 2004.