Научная статья на тему 'Формирование практической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности'

Формирование практической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматуллина Л. Р.

In the organization of future teachers training specific and dynamics of education structure contents which is to be directed to the theoretical and practical readiness to the implementation of their professional activity should be considered. In the given article, parameters with the help of which we estimate the level of students' communicative and organizing skills development, included in the contents of practical readiness are represented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FUTURE TEACHERS PRACTICAL READINESS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY

In the organization of future teachers training specific and dynamics of education structure contents which is to be directed to the theoretical and practical readiness to the implementation of their professional activity should be considered. In the given article, parameters with the help of which we estimate the level of students' communicative and organizing skills development, included in the contents of practical readiness are represented.

Текст научной работы на тему «Формирование практической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности»

ББК 74.58 УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рахматуллина Л.Р.

В педагогике требования к учителю выражаются разными терминами:

«профессиональная пригодность»,

«профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах. Под

профессиональной пригодностью понимается

совокупность психических и

психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии (по С. А. Смирнову).

Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую,

психофизиологическую и физическую готовность (т.е. профпригодность), а с другой - научнотеоретическую и практическую подготовку учителя. Так, студент по своим

психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве учителя, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.

Независимо от видов деятельности учителя компетентность в каждой из них включает два основных компонента: 1) систему знаний,

определяющих теоретическую готовность учителя; 2) систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Содержание практической готовности учителя можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) действиях, которые проявляются через две группы умений -организаторские и коммуникативные [1, С.70].

Организационная (организаторская)

деятельность учителя связана с включением учащихся в различные виды деятельности, превращающей его из объекта в субъект образования. Организовать означает устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно [2,

С.690].Организатором называют устроителя, учредителя. К группе общепедагогических организаторских умений относят

мобилизационные, информационно-дидактические, развивающие и ориентационные.

Коммуникативные умения учителя - это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники [3, С.72].

При формировании практической готовности студентов к профессиональной деятельности нами была обоснована специфика процесса обучения и педагогической практики, осмыслен источник формирования содержания общепедагогической подготовки. Это

предопределило раскрытие содержание подготовки на уровне педагогических дисциплин и их научного материала. Были проанализированы разделы по курсу «Педагогика» с точки зрения их возможностей в формировании практической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности, внесены коррективы в их структуру, в частности в изучаемые темы в учебных курсах «Введение в педагогическую деятельность» и «Теория и методика воспитания». Кроме того, что необходимо рассмотреть в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, нами включаются некоторые вопросы и темы для изучения, отражающие рассматриваемую в статье проблему.

Например, при изучении темы «Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога» в учебном курсе «Введение в педагогическую деятельность» студентам предлагается на только рассмотреть общие вопросы характеристики основных требований государственного стандарта к личности педагога, понятие и структуру профессиональной компетентности, но и более конкретно, подробно изучить вопросы о содержании практической готовности (организаторские и коммуникативные умения), где нами используются различные тренинговые игры и упражнения. Изучая тему «Педагогическое новаторство и мастерство воспитания» в курсе «Теория и методика воспитания», ставим перед студентами цель: 1) сформировать представление о сути мастерства воспитания и педагогическую установку на необходимость изучения и использования педагогического опыта; 2) формировать

собственную педагогическую позицию; 3)

стремиться к совершенствованию в своем профессиональном становлении. Ограничения, связанные с определением содержания подготовки на уровне учебных дисциплин, снимались на семинарских занятиях, в период педагогической практики, при прохождении которой студенты выполняли специально разработанные нами задания.

На семинарских занятиях, наряду с обсуждением имеющейся темы, мы старались включать задания и упражнения, которые требовали от студентов проявления

Вестник Башкирского университета.2006.№2.

137

коммуникативных (перцептивных, умений

педагогического общения, умений и навыков педагогической техники) и организаторских умений и навыков.

Перцептивные умения - это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Кроме этого, нужно знать имеющиеся у человека представления о самом себе, что он принимает в себе, что не принимает (основы Я - концепции личности). Но для того, чтобы будущие учителя могли реализовать данные умения в своей профессиональной деятельности, необходимо способствовать осознанию студентами своего Я, формированию позитивной Я -концепции.

Формируя умения и навыки общения, первостепенное значение мы уделяли тому, чтобы будущие учителя учились распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к окружающим наиболее подходящий способ поведения и обращения (сначала в учебной группе, а затем на практике с детьми); анализировать поступки учащихся (в

предложенных ситуациях и на практике), видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались, управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия, а также умение общаться на людях. Работа над формированием данных умений ведется нами с первых дней обучения студентов в вузе. Мы учим их не бояться выступать перед товарищами, предлагая готовиться используя рекомендации Д. Карнеги и его секреты хорошего выступления; привлекать и удерживать внимание товарищей на протяжении всего выступления. Нужно отметить, что раз за разом студенты готовят более содержательные, качественные доклады.

Немаловажную роль в развитии коммуникативных умений и навыков будущих учителей имеет педагогическая техника, представляющая собой комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный,

оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л. И. Рувинскому). Особе

внимание в ряду умений и навыков педагогической техники мы уделяем развитию речи будущих учителей, как одного из важнейших воспитательных средств (правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестов). Для этого мы предлагаем студентам различные упражнения и задания, способствующие развитию

техники дыхания, свойств речевого голоса, дикции, культуры речи.

Наряду с перечисленным, учим студентов управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию. Для того, чтобы сформировать у студентов умения и навыки снимать физическое и психическое напряжение, нами использовались упражнения на релаксацию - это физическое и психологическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться [4].

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. «Пойми ученика» - это профессиональная заповедь учителя (И.А. Зимняя). Понять это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков переживаний. Следовательно, механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия - это понимание другого человека без помощи слов, а на основе ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их [5, С.132 ].

Как мы уже отмечали ранее, немаловажное значение наряду с коммуникативными умениями и навыками в формировании практической готовности студентов имеют организаторские умения и навыки.

Само по себе овладение отдельными умениями, входящими в состав организаторской деятельности, не обеспечивает овладения ею в целом, так как в каждом конкретном случае педагог должен найти неповторимый ансамбль средств достижения цели, самостоятельно определить меру и место их использования. А это может быть достигнуто лишь на основе практической организаторской деятельности, системного

использования средств достижения цели. Мы видим наиболее рациональный путь обучения студентов организаторской деятельности в усвоении ими ее алгоритма и отработке отдельных профессиональных умений в процессе организации различной практической деятельности

сокурсников, учащихся школ, а также на основе тренинговых занятий. Включение будущих учителей в организаторскую деятельность в экспериментальной группе проводится нами постепенно. Вначале их ставят в позицию участников коллективных творческих дел, где они являются свидетелями хорошей организации дела и активными участниками его выполнения,

коллективного планирования и коллективного анализа.

На практике студенты организуют и проводят уроки и мероприятия (конкурсы, праздники, КВНы, чаепития, викторины, и другие), которые и позволяют увидеть, насколько развиты их организаторские умения и навыки. Для того, чтобы выявить, насколько эффективной оказалась практика для студентов экспериментальной группы, нами было предложено им оценить по девятибалльной шкале уровень овладения организаторскими умениями [6, С.304] . Исходя из полученных данных, нами было отмечено, что овладение будущими учителями организаторскими умениями по шкале варьировало от 2 до 6 (после прохождения практики на третьем курсе). Это объясняется тем, что, во-первых, студенты первоначально при проведении своего первого урока или мероприятия очень волнуются, переживают за успех дела и не всегда могут собраться; во-вторых, не все студенты умеют перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств, теряются в возникшей ситуации; в третьих, у многих не получается добиться необходимого внимания и дисциплины учащихся; в четвертых, не всегда получается проявить выдержку, терпение и уверенность в своих действиях в затруднительных ситуациях.

Данные недочеты анализируются и корректируются студентами в последующей деятельности под непосредственным контролем учителей и методистов. Эта работа приводит к тому, что при прохождении педагогической практики на четвертом и пятом курсе будущие учителя уже более уверенно чувствуют себя с детьми, умеют управлять их деятельностью, могут поддерживать надлежащую дисциплину и стимулировать детей к тому, чтобы они проявляли инициативу, творчество и активность. При оценке уровня своих организаторских умений студентами пятого курса (после прохождения педагогической практики) были в основном высокие оценке - от 7 до 9 баллов по всем показателям.

Оценка уровня развития коммуникативных умений и навыков осуществлялась нами по таким важнейшим параметрам, как наличие потребности в общении с детьми; умение налаживать

психологический контакт с незнакомыми людьми; способность к эмпатии, понимание детей; умение располагать к себе окружающих (создавать положительную аттракцию); умение занимать в общении разную позицию; умение одухотворять деятельность детей и отношения; стиль общения.

Развитие организаторских способностей у будущих учителей отслеживается нами по следующим параметрам: инициативность; умение вести за собой, увлекая детей делом; умение организовать продуктивную деятельность

учащихся на уроке; умение стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся на уроке, во внеклассных занятиях; умение добиваться необходимого внимания и дисциплины учащихся на занятиях.

При формировании практической

готовности у студентов, мы исходим из того, что семинарские занятия, с используемыми на них тренинговыми играми и упражнениями, не в полной мере позволяют будущим учителям осознать изменения, произошедшие в уровне развития их коммуникативных и организаторских способностей, а также в отношениях к себе и к другим людям и эффективно решать соответствующие проблемы. Несмотря на создание условий в учебном процессе, такие «эффекты», как сочувствие, понимание другого и принятие его таким, каков он есть, с сильными и слабыми сторонами, и др., возникают только в реальном педагогическом процессе.

Мы пришли к убеждению, что особое значение в процессе формирования практической готовности студентов имеет уяснение ими того, действительно ли они развивают свои умения и навыки. Решение данной задачи связано с воспроизведением студентами собственных умений и навыков в коммуникативной и организаторской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208с.

2. Даль В. Толковый словарь: В 4 т. - М., 1994. - Т. 2. - 780с.

3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. - М., 1999. - 240с.

4. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224с.

5. Станкин М.И. Психология общения. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 296с.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: В 2 кн. - Казань, 1998. -Кн. 2. - 320с.

Поступила в редакцию 25.05.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.