Научная статья на тему 'Моделирование ситуаций педагогического общения как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка'

Моделирование ситуаций педагогического общения как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / МИКРООБУЧЕНИЕ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PEDAGOGIC COMMUNICATION / MICROEDUCATION / ROLE PLAY / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгорская Ольга Николаевна

Описывается моделирование ситуаций педагогического общения в вузовской системе подготовки учителя иностранного языка. Представлены основные характеристики педагогического общения и наиболее эффективные технологии конструирования учебно-практических ситуаций, ориентированных на комплекс умений, входящих в структуру профессиональной компетенции будущего педагога и способствующие ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is described the modeling of situations of pedagogic communication in the university system of foreign language teacher training. There are represented the basic characteristics of the pedagogic communication and the most effective technologies of creating the educational and practical situations aimed at the skills included into the structure of future teacher’s professional competence and favoring the formation of it.

Текст научной работы на тему «Моделирование ситуаций педагогического общения как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка»

7. Артановский С.Н. Охрана окружающей среды и культурно-просветительная деятельность : учеб. пособие. Ленинград, 1988.

8. Соколова И.А. Интегрированные курсы в подготовке инженеров // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 122-124

9. Шехордин В.К. Экологический подход к проектированию технологических процессов // Технология машиностроения. 2008. № 6. С. 73-76.

10. Тютюков С.А. Аспекты экологизации инженерно-педагогического образования // Вестник машиностроения. 2007. № 11. С. 67-71.

* * *

1. Deryabo S.D. Ekologicheskaya psihologiya: diagnostika ekologicheskogo soznaniya. M. : Mosk. psihol.-sots. in-t, 1999.

2. Polonskiy V.M. Slovar po obrazovaniyu i pedagogike. M. : Vyissh. shk., 2004.

3. Vershinina N.A. Struktura pedagogiki: metodologicheskie issledovaniya : Monogr. SPb., 2008.

4. Bganba V.R. Sotsialnaya pedagogika : ucheb. posobie. M. : Vyissh. shk., 2005.

5. Slovar ekologicheskih terminov i opredeleniy [Elektronnyiy resurs]. URL : http://www.prosvetlenie. org/mystic/22/3.html.

6. Dukanova E.I. Soderzhanie, formyi i metodyi obucheniya uchaschihsya osnovam semeynoy ekonomiki : dis. ... kand. ped. nauk. Bryansk, 1999.

7. Artanovskiy S.N. Ohrana okruzhayuschey sredyi i kulturno-prosvetitelnaya deyatelnost : ucheb. posobie. Leningrad, 1988.

8. Sokolova I.A. Integrirovannyie kursyi v podgotovke inzhenerov // Vyisshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 11. S. 122-124

9. Shehordin V.K. Ekologicheskiy podhod k proektirovaniyu tehnologicheskih protsessov // Tehnologiya mashinostroeniya. 2008. № 6. S. 73-76.

10. Tyutyukov S.A. Aspektyi ekologizatsii inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik mashinostroeniya. 2007. № 11. S. 67-71.

Ecologie approach and ecologic method of students’ ecologic conscience formation at a technical higher school

The ecologic approach is considered as the basic methodological guideline in formation of the ecologic conscience of future specialists in the sphere of the modern industry service.

Key words: formation of the ecologic conscience, ecologic approach, ecologic method.

(Статья поступила в редакцию 12.05.2014)

О.Н. ПОДГОРСКАЯ (Волгоград)

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОмпЕТЕНЦИИ БУДУщЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Описывается моделирование ситуаций педагогического общения в вузовской системе подготовки учителя иностранного языка. Представлены основные характеристики педагогического общения и наиболее эффективные технологии конструирования учебно-практических ситуаций, ориентированных на комплекс умений, входящих в структуру профессиональной компетенции будущего педагога и способствующих ее формированию.

Ключевые слова: педагогическое общение, микрообучение, ролевая игра, профессиональная компетенция.

В настоящее время в связи с активными процессами международной интеграции и глобализации в мире наблюдаются существенные изменения в системе высшего образования в России. Одним из актуальных способов построения системы высшего образования на современном этапе становится компетентност-ный подход, при котором приоритетным направлением в организации учебного процесса является подготовка профессионала, способного реализовать в своей деятельности постоянно меняющиеся и усложняющиеся требования общества к личности. Реформы в системе высшего образования влекут за собой и изменения в подготовке будущего учителя иностранного языка. Современное языковое образование в педагогическом вузе призвано обеспечить формирование активной, самодостаточной личности, которая способна адекватно взаимодействовать с представителями других лингвокультур. В этом контексте формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка приобретает статус стратегической цели в процессе развития и саморазвития личности педагога. Успешная реализация данной цели во многом зависит от системы средств, которая обеспечивает продуктивное взаимодействие обучающих и обучаемых, создает условия для формирования у последних профессиональ-

© Подгорская О.Н., 2014

ной компетенции, готовности и способности к инояычному общению. В основе этой системы лежит моделирование тех ситуаций педагогической деятельности, в которых будущим учителям иностранного языка придется трансформировать содержание «своей науки» в материал урока и педагогического общения с учащимися.

Термин педагогическое общение был выделен в научной литературе в конце 1960-х гг. и получил весьма широкое распространение. Под педагогическим общением понимается «совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся» [6, с. 238].

В психолого-педагогической литературе выделяют два вида общения: социальноориентированное, направленное на решение социально значимых задач, реализацию общественных отношений, организацию социального взаимодействия, и личностно ориентированное, направленное на совместную деятельность [7, с.110].

Анализ процесса общения показывает, что взаимодействие коммуникантов определяется особенностями их совместной предметнопрактической деятельности. Необходимость достижения социально значимого результата требует согласования всех основных аспектов иноязычного образовательного процесса, определяет содержание социальных контактов участников общения и направляет его в сторону конструктивного управления деятельностью. Следовательно, процесс обучения иностранному языку должен основываться на ситуациях, имеющих реальные основания для общения.

Разновидностью таких ситуаций являются ситуации педагогического общения, посредством которых реализуется имитация общения «учитель» и «учащиеся» в условиях сотрудничества. Под ситуацией педагогического общения мы понимаем единицу, исходную абстракцию процесса формирования готовности к предстоящей профессиональной деятельности, но в преобразованной, дидактической форме [4, с. 49].

Целью ситуаций педагогического общения в процессе обучения иностранному языку является формирование у студентов мотивированного и целеустремленного отношения к овладению языком как средством будущей профессиональной деятельности, т.е. формирование профессиональной компетенции учи-

теля иностранного языка, понимаемой нами как «способность эффективно осуществлять свою преподавательскую (обучающую) деятельность» [1, с. 140]. Основной задачей ситуаций педагогического общения как средства формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка является построение коммуникативного акта, в ходе которого коммуниканты решают ряд задач иноязычного образовательного процесса.

Ситуации педагогического общения как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка ориентированы на определенную группу умений, входящих в структуру профессиональной компетенции учителя иностранного языка, в частности на комплекс умений управлять процессом усвоения знаний по иностранному языку, педагогическим взаимодействием с учащимися. К этой группе мы относим умения ставить практические, общеобразовательные и воспитательные цели обучения иностранному языку; отбирать содержание занятия и вариант его предъявления учащимся; адаптировать учебный материал к возрастным интересам и потребностям учащихся; применять и варьировать различные стимулы интереса на занятиях по иностранному языку; корректировать и своевременно видоизменять ситуацию и форму педагогического воздействия на учащихся; устанавливать и поддерживать психологические контакты с учащимися; выступать в роли инициативного партнера и вовлекать учащихся в различные формы иноязычного речевого общения в учебноречевых ситуациях; планомерно вооружать учащихся способами познавательной деятельности; использовать современные информационные технологии; контролировать учебновоспитательный процесс; поощрять деятельность учащихся; осуществлять обратную связь в ходе образовательного процесса.

Ситуации педагогического общения как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка имитируются посредством проведения фрагментов уроков и ролевых игр, в которых ключевым моментом является поведение студентов, выступающих в роли учителя и учащихся. Деятельность студентов при подготовке фрагментов урока организуется на основе метода микрообучения, который был предложен Д. Алленом, К. Райаном, Г. Брауном. При проведении отдельных фрагментов урока -микроурока - студенты овладевают умениями

планировать его содержание и выбирать вариант его предъявления учащимся, адаптировать и варьировать языковой материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых, контролировать и своевременно изменять учебно-практическую ситуацию и форму взаимодействия учителя и учащихся. Микроурок проводится с «учащимися», в роли которых выступают студенты этой же группы.

В качестве отдельных фрагментов урока студенты младших курсов готовят фонетическую зарядку. На среднем и старших курсах им предлагается проводить фрагменты уроков по введению и закреплению нового лексического и грамматического материала. Студенты старших курсов составляют и проводят орфографические диктанты, лексико-грамматические тесты на основе изученных лексических и грамматических тем.

Для успешной организации данного вида педагогической деятельности необходимо соблюдать определенные условия. Например, каждый микроурок должен длиться не более 15-20 минут. Задания, связанные с проведением микроуроков, даются заблаговременно. Преподаватель проводит консультации со студентом-«учителем» по организации и проведению микроурока, в ход которого не вмешивается. Допущенные языковые и методические ошибки и недостатки фиксируются, а затем комментируются в ходе последующего анализа микроурока как преподавателем, так и самими студентами.

Как показывает опыт, применение метода микрообучения при моделировании ситуаций педагогического общения как средства формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка обогащает иноязычный образовательный процесс, вызывая интерес студенческой аудитории и повышая ее самостоятельность, позволяет развивать инициативу и ответственность студентов, способствует развитию их творческих способностей.

Другим эффективным приемом при моделировании ситуаций педагогического общения как средства формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка является ролевая игра. Ролевая игра на занятии в педвузе - это, по сути, деловая педагогическая имитационная игра, представляющая собой моделирование ситуации педагогического процесса, в которой представлены возможные варианты взаимо-

действия его участников [2, с. 96]. Отличительной чертой ролевой игры является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей результат [3, с. 132]. Основная цель такой игры, где один из студентов играет роль учителя, а другие - школьников, родителей, педагогической общественности и др., заключается в разработке стратегии поведения студентов в типичных ситуациях в предстоящей профессиональной деятельности. При конструировании ролевой игры необходимо четко определить, какие знания, умения и опыт должны приобрести студенты посредством данной ролевой коммуникативной ситуации. Технология создания игровых ситуаций в обучении включает в себя проект совместной деятельности участников учебного процесса, систему проблемных задач, предполагающих выбор вариантов решения, способы взаимодействия участников учебного процесса, их функции и сюжетно-ролевые линии развития ситуации; выделение определенных правил и импровизированных моментов [5, с. 36].

При моделировании ситуаций педагогического общения как средства формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка в учебном процессе для придания им естественности можно заимствовать коммуникативные ситуации из широкого контекста предстоящей профессиональной деятельности студентов.

Использование нами в практике обучения английскому языку ролевой игры показало эффективность данной технологии в формировании профессиональной компетенции студентов. Примером такой игры является пресс-коференция «Лучший учитель года», которая была предложена студентам на заключительном занятии в качестве итогового мероприятия при изучении темы «Образование». В формате предлагаемой ролевой игры студентам предлагались роли лучшего учителя года, директоров и учителей школ, сотрудников департамента образования, представителей института иностранных языков, родителей, школьников, журналистов. Роль лучшего учителя года предполагала аргументированные высказывания о своем профессиональном выборе, мотивации и результативности педагогического труда. Директора школ рассказывали о происходящих реформах в системе образования, об успешной педагогической деятельности школьного коллектива. Школьники и их родители поздравляли и благодарили лучшего учителя за его педагогический талант и

мастерство. Журналисты интересовались этапами конкурса «Лучший учитель года», конкурсными заданиями, критериями отбора победителей и лауреатов конкурса.

Разработанная нами ситуация педагогического общения в виде ролевой игры не только предполагала употребление студентами активной лексики и грамматических конструкций в соответствии с изученной темой, но и способствовала формированию умений общения, положительного отношения к будущей профессии, желания повысить свою профессиональную компетенцию.

Подведем итоги. Моделирование ситуаций педагогического общения как средства формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка способствует совершенствованию профессиональных знаний и умений, развитию профессиональных качеств и творческого потенциала студентов, вооружает будущих учителей технологиями предстоящей профессиональной деятельности, что в конечном счете повышает уровень профессиональной подготовки.

Литература

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М. : АРКТИ, 2003.

2. Ложникова Н.А. Имитационная педагогическая игра как способ и средство формирования профессиональных умений // Ползуновский вестн. 2005. № 3. С. 96 - 99.

3. Подгорская О.Н., Черничкина Е.К. Ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.А. Миловановой. Волгоград : Парадигма, 2013. С.131-136.

4. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду (Педагогическая наука - реформе школы). М. : Педагогика, 1988.

5. Сериков В.В. Конструирование личност-но ориентированных систем обучения: от концепции к технологии // Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов : тез. докл. науч. конф. 23 - 26 нояб. 1992 г. Волгоград, 1992.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Педагогическая психология: для студентов вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. С. 238-247.

7. Токпаева М.А. Педагогическое общение - важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса // Теория и практика образова-

ния в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб. : Реноме, 2013. С. 110-112.

* * *

1. Galskova N.D. Sovremennaya metodika obu-cheniya inostrannyim yazyikam : posobie dlya uchitelya. 2-e izd., pererab. i dop. M. : ARKTI, 2003.

2. Lozhnikova N.A. Imitatsionnaya peda-go-gicheskaya igra kak sposob i sredstvo formirovaniya professionalnyih umeniy // Polzunovskiy vestn. 2005. № 3. S. 96 - 99.

3. Podgorskaya O.N., Chernichkina E.K. Rolevaya

igra kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii na zanyatiyah po inostrannomu yazyiku // Aktualnyie problemyi lingvodidaktiki i lingvistiki: suschnost, kontseptsii, perspektivyi : materialyi

V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red.

L.A. Milovanovoy. Volgograd : Paradigma, 2013. S.131-136.

4. Serikov V.V. Formirovanie u uchaschihsya gotovnosti k trudu (Pedagogicheskaya nauka - reforme shkolyi). M. : Pedagogika, 1988.

5. Serikov V.V. Konstruirovanie lichnostno-orientirovannyih sistem obucheniya: ot kontseptsii k tehnologii // Opyit i perspektivyi razvitiya uchebno-nauchno-pedagogicheskih kompleksov : tez. dokl. nauch. konf. 23 - 26 noyab. 1992 g. Volgograd, 1992.

6. Stolyarenko L.D. Pedagogicheskoe obschenie // Pedagogicheskaya psihologiya: dlya studentov vuzov. Rostov n/D. : Feniks, 2004. S. 238-247.

7. Tokpaeva M.A. Pedagogicheskoe obschenie -vazhnoe uslovie effektivnosti uchebno-vospitatelnogo protsessa // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialyi III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, may 2013 g.). SPb. : Renome, 2013. S. 110-112.

Modeling of situations of pedagogic communication as the means of formation of future foreign language teacher’s professional competence

There is described the modeling of situations of pedagogic communication in the university system of foreign language teacher training. There are represented the basic characteristics of the pedagogic communication and the most effective technologies of creating the educational and practical situations aimed at the skills included into the structure of future teacher’s professional competence and favoring the formation of it.

Key words: pedagogic communication, microeducation, role play, professional competence.

(Статья поступила в редакцию 05.06.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.