ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАТЧАЕВА Н.А.
В статье раскрывается понятие «общепедагогическая готовность» и описывается структура и содержание общепедагогической готовности специалистов к профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе понятие общепедагогическая готовность трактуется весьма неоднозначно, имеет далеко не устоявшиеся границы помещаемого в него содержания. В основном этот термин применяется для учителей общеобразовательной школы. Данное понятие используется как определение психологических или педагогических требований к личности учителя, реже как процессуальный и результативный характер готовности к педагогической деятельности.
Обратимся к установлению генезиса данного понятия. Оно состоит из нескольких терминов, поэтому необходимо провести анализ его составляющих и затем определить сущность, структуру и содержание. Логический анализ сущности «общепедагогическая» позволяет выделить два составляющих термина - «общий» и «педагогический» Рассмотрим сущность «обще...» как составную часть сложного слова. В.Даль толкует это слово как показатель, который выражает «обобщение, соединение, складывание в одно целое, как неделимое соединение в единое нескольких компонентов из разных сфер, не противоречащих своей сущности. Слов с корнем «обще.» не возможно перечислить, но «они сами собой разумеющиеся» В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, данное слово рассматривается так: « Первая часть сложных прилагательных в значении: общий для чего-нибудь» Отсюда делаем вывод, что в пояснении сущности понятия общепедагогическая необходимо взять разумную совокупность показателей конкретной профессионально-педагогической деятельности. Например, такой подход при музыкально-педагогической деятельности требует длительного перечисления списка из арсенала педагогической деятельности преподавателей музыкальных дисциплин музыкальной школы. Это существенно затрудняет целенаправленное исследование. Чтобы избежать эклектики, руководствуемся методологическим подходом теории деятельности А.Н. Леонтьева. Такой подход позволяет выделить, с нашей точки зрения, наиболее важные векторы развития педагогической деятельности преподавателя музыкальных дисциплин - мотивационная направленность педагогической деятельности, содержательная характеристика педагогической деятельности и ориентировочная подготовленность педагогического взаимодействия. Указанные векторы развития педагогической деятельности преподавателя музыкальной школы позволяют «наполнить» содержанием понятие общепедагогическая готовность: мотивационная направленность педагогической деятельности (факторы, определяющие содержание профессионально-педагогического поведения преподавателя с чётко сформулированными музыкально-педагогическими целями, мотивами, желаниями, интересами, установками, склонностями, намерениями, побуждениями); содержательная характеристика педагогической деятельности (факторы, определяющие содержания практических действий, подкреплённых психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками); ориентировочное поведение в педагогическом взаимодействии (факторы, определяющие развитость умений и навыков профессиональной психолого-педагогической ориентации в различных учебно-воспитательных ситуациях). Совокупность факторов, определяющих содержание мотивационной направленности, содержательной характеристики и ориентированного поведения в педагогическом взаимодействии (общении) отражает сущность общепедагогической готовности как личностного новообразования студента в процессе обучения.
Структура общепедагогической готовности включает в себя социально-психологические свойства и качества студента гуманистической направленности, выраженные в трех компонентах: коммуникативномотивационный, информационно-содержательный, ситуативно-ориентированный. Выделенные компоненты педагогической деятельности профессионала составляют синтез блоков, объединяющих педагогические цели, мотивы, потребности, интересы, установки, желания, намерения, склонности, психологопедагогические и специальные знания теорий и практики, умения и навыки профессионального обучения и воспитания учеников, компетентная ориентация в ситуациях взаимодействия с учащимися. Их совокупность составляет ориентиры для преподавателя педагогики в организации обучения студентов с целью достижения личностного новообразования студента как профессионала. По сути, та-
The concept «pantopedagogic readiness» reveals and the structure and the maintenance pantopedagogic readiness of experts for professional work is described in the article.
кой подход позволит нам избежать узкого, к примеру, только методического компонента. Содержание готовности к педагогической деятельности студентов предполагает объединение и взаимосвязь названных выше структурных компонентов (систематизирующий блок). Степени проявления у студентов качеств, которые характеризуют специфику структурных компонентов готовности, отражают достоверность суждений о наличии определенного уровня сформированной общепедагогической готовности к профессиональной деятельности.
Общепедагогическая готовность является общетеоретическим фундаментом всей дальнейшей методической подготовки студента к педагогической деятельности и служит научно-практической базой для дальнейшего самообразования и повышения квалификации, совершенствования его профессионального мастерства.