Научная статья на тему 'Коммуникативные условия формирования готовности учителя музыки к учебно-просветительской деятельности'

Коммуникативные условия формирования готовности учителя музыки к учебно-просветительской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дресвянникова Н. М.

The author focuses her attention on the issues of structuredness of students-musicians' educational activity, communicative conditions of interaction of different kinds, including interaction with teaching and scientific texts which serve as symbolic-linguistic (semiotic) objects and possess valuable meanings. The analysis of philosophical studies (Heidegger M., Jaspers K., Morris G. and others) allowed to reveal "The communicative principle of structuredness of the world of fiction" a thesis which combines ideas of structuredness and communication in teaching. A didactic model was worked out which constitutes organization of education with orientation toward communicative conditions of readiness formation of a future teacher of music to professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative conditions of readiness formation of a teacher of music to educational activity

The author focuses her attention on the issues of structuredness of students-musicians' educational activity, communicative conditions of interaction of different kinds, including interaction with teaching and scientific texts which serve as symbolic-linguistic (semiotic) objects and possess valuable meanings. The analysis of philosophical studies (Heidegger M., Jaspers K., Morris G. and others) allowed to reveal "The communicative principle of structuredness of the world of fiction" a thesis which combines ideas of structuredness and communication in teaching. A didactic model was worked out which constitutes organization of education with orientation toward communicative conditions of readiness formation of a future teacher of music to professional activity.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные условия формирования готовности учителя музыки к учебно-просветительской деятельности»

EW(En) = ekT • Ех

(ЗП)

n=0

n=1

где 0 < х < 1.

Согласно [4, с. 35, п01.112.1]

V У

Ехп == (1 - х)-^ = (1 - х) • /l(x). (4П)

n=1 (1 — х)

(1 - х)2

1. ПланкМ. Избр. труды. М., 1975.

2. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1966. Т. 3. С. 393.

3. Бозе С.Н. // Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1966. Т. 3. С. 475-479.

4. Градштейн И.С., Рыжик И.М. Таблицы интегралов, сумм, рядов и произведений. М., 1963.

Таким образом, с учетом (1П), (2П) и (4П) получаем

{EOC4 (v)) =

E00 • /l(х)

,kT

( -El Л

1 - e kT

- = (hv) •

1

■Ж x)

hv

ekT -1

.. (5П)

Поступила в редакцию 25.01.2007 г.

E

0

n

E

КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К УЧЕБНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.М. Дресвянникова

Dresvyannikova N.M. Communicative conditions of readiness formation of a teacher of music to educational activity. The author focuses her attention on the issues of structuredness of students-musicians’ educational activity, communicative conditions of interaction of different kinds, including interaction with teaching and scientific texts which serve as symbolic-linguistic (semiotic) objects and possess valuable meanings. The analysis of philosophical studies (Heidegger M., Jaspers K., Morris G. and others) allowed to reveal “The communicative principle of structuredness of the world of fiction” - a thesis which combines ideas of structuredness and communication in teaching. A didactic model was worked out which constitutes organization of education with orientation toward communicative conditions of readiness formation of a future teacher of music to professional activity.

Подготовка инициативного, нестандартно мыслящего учителя музыки, ориентированного на высокий уровень профессионализма, педагогический поиск, ответственность за воспитание и обучение подрастающего поколения, приобретает особое значение в свете принятого и реализуемого национального проекта «Образование для всех». Важным направлением обучения учителя музыки становится формирование готовности к учебно-просветительской деятельности, которая является основой решения образовательных и воспитательных задач общества.

В условиях новой мировоззренческой ориентации общества, развития сложных форм межличностного взаимодействия большую роль в содержании педагогического творчества выполняет коммуникация, которая является основой эффективной пред-

метной деятельности учителя. Осуществление высокой миссии учителем музыки в решении учебных и культурно-просветительских задач становится возможным при реализации в образовательном процессе вуза коммуникативных условий обучения, овладении учителем коммуникативными знаниями и умениями, сформированным педагогическим опытом взаимодействия с окружающими. Потому особую актуальность и научно-теоретическую значимость приобретает вопрос коммуникативных условий формирования готовности будущего учителя музыки к учебнопросветительской деятельности.

Рассмотрение данного вопроса вызывает необходимость уточнения содержания понятий «коммуникация», «общение», «готовность», «коммуникативная готовность»,

«просветительская деятельность».

Термин «коммуникация», введенный в ХХ в. в широкий научный оборот, получил использование в различных областях социально-гуманитарного знания. Изучение научной литературы, коммуникативных процессов на уроках музыки в школе позволило сделать вывод о многогранности понятия «коммуникация», определить содержание понятий «коммуникация», «взаимодейст-

вие», «общение», найти подход к соотношению данных понятий, согласно которому:

- «коммуникация» рассматривается как общее понятие по отношению к понятиям «взаимодействие» и «общение»;

- коммуникация - форма взаимодействия, общения, охватывающая «процессы по приему и передаче информации (информационного обмена) в специфической художественной форме, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем» [1];

- понятие «общение» дифференцируется

на «общение внешнее» (педагогическая составляющая) и «общение внутреннее» (психологическая составляющая). Общение

внешнее - взаимодействие по передаче информации (информационный обмен), осуществляемое вербальным и невербальным способом в педагогической деятельности. Общение внутреннее - взаимодействие по передаче информации (информационный обмен) внутренней мыследеятельности и внешнего общения при наличии общего основания для источника и приемника информации - действия механизма памяти;

Под понятием «просветительская деятельность» учителя музыки рассматривается деятельность, реализующая познавательнопросветительскую функцию музыкального образования в связи с решением образовательных и воспитательных задач, направленная на распространение теоретических и исторических знаний о музыке, формирование у учащихся творческого опыта общения с музыкой через систему воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений [2].

Содержание понятия «готовность» учителя музыки к учебно-просветительской деятельности составляет сложная динамическая система, интегрирующая интеллектуальную, личностную, психологическую готовность, предполагающая достижение достаточного уровня состояния: в интеллектуальном ас-

пекте - уровня владения определенными видами деятельности, а также знаниями, умениями, навыками; в личностном аспекте -уровня развития эмоционально-волевых, мотивационных, коммуникативных качеств; в психологическом аспекте - уровня развития способностей. Понятие «коммуникативная готовность» означает готовность студентов-музыкантов к внешнему взаимодействию и общению (педагогическая составляющая) в музыкально-педагогической деятельности и включает готовность (психологическая составляющая) к осуществлению взаимодействия внутренней мыследеятельности и внешнего общения.

Коммуникация как взаимодействие и общение возможна при определенных условиях, отсутствие которых делает коммуникацию неосуществимой: наличие не менее двух сторон в коммуникационном взаимодействии; наличие общего для источника и приемника основания для передачи информации; сформированная коммуникативная готовность участников взаимодействия; действие принципа обратной связи; знаковая природа информации; сформированная мотивационная направленность на взаимодействие участников коммуникации.

В широком коммуникативном плане взаимодействие осуществляется при наличии компонентов в информационном обмене через взаимовлияние социальной жизни и музыкального искусства; взаимозависимость культуры и музыкального образования; взаимодействие собственно музыкальной культуры и образования.

В образовательном плане коммуникативное взаимодействие реализуется через информационный обмен и взаимовлияние между средой существования музыкального произведения (вербальное, невербальное) и сферой освоения (восприятием, запоминанием, пониманием и творческим воспроизведением), оказывающих воздействие на всестороннюю подготовку учителя музыки; через взаимозависимость между эмоциональноценностными представлениями, сложившимися в обществе о музыке, и формируемыми личными приоритетами будущих учителей музыки на основе устойчивых научных и эстетических представлений; через взаимодействие между образовательной сферой и сфе-

рой личных потребностей будущих учителей музыки к творческой деятельности.

Особенностью взаимодействия компонентов (участников) информационного обмена является реализация их на трех уровнях - в трех цепочках, отражающих в целом взаимодействие музыкального искусства и образования: «социальная среда - культура - музыка», «композитор - исполнитель - слушатель», «музыкальное произведение - преподаватель - студент».

Одним из коммуникативных условий, обеспечивающих информационный обмен, является наличие общего основания для приема и передачи информации. В качестве общего основания в коммуникативном взаимодействии внутренней мыследеятельности и внешнего общения рассматривается действие механизма памяти, благодаря которому происходит передача информации из внешней экранной, нотно-текстовой и звучащей сферы во внутренний план умственных действий и затем воспроизведение информации в речевой и звукотворческой учебно-просветительской деятельности будущего учителя музыки [1].

Коммуникативным условием информационного обмена является формирование коммуникативной готовности будущего учителя музыки к общению внешнему и внутреннему для осуществления музыкально-творческой педагогической деятельности. Содержание коммуникативной готовности учителя музыки к учебно-просветительской деятельности составляет владение коммуникативной деятельностью, общепедагогическими и специальными художественнокоммуникативными знаниями, умениями и навыками; личностно-коммуникативные

средства обучения; сформированные педагогические и специальные художественнокоммуникативные способности и личностнокоммуникативные качества.

Коммуникативная готовность будущих учителей музыки выражается, прежде всего, в овладении комплексом «коммуницирую-щих действий» [3], реализующих в педагогической деятельности процесс формирования музыкальной памяти и отражающих коммуникативное взаимодействие внутренней мыследеятельности и внешнего общения. Комплекс «коммуницирующих действий» воспроизводит стадии процесса:

- общее коммуницирующее действие -восприятие музыкальной информации слуховыми, зрительными, тактильными регистрами и «передача» ее в сенсорную память;

- первое коммуницирующее действие -трансляция информации из сенсорной в кратковременную память и осуществление первой «реверберации сигналов»: неоднократными (челночными) повторами информации;

- второе коммуницирующее действие -

закрепление в долговременной памяти информации путем осуществления повторной реверберации: «осмыслением логической

структуры информации» на основе содержательных повторов закономерностей, теорий, правил;

- третье коммуницирующее действие -закрепление в долговременной памяти информации путем осуществления третьей реверберации: «установкой на длительное хранение информации» на основе повторов приемов, методов эффективного усвоения коммуникативных условий обучения;

- четвертое коммуницирующее дейст-

вие - закрепление в долговременной памяти информации путем осуществления четвертой реверберации: формированием «высокого

интереса и творческого подхода к запоминаемой информации», предотвращающего «забывание» коммуникативных условий, средств, форм, методов обучения;

- пятое коммуницирующее действие -воспроизведение информации в речевой, письменной деятельности средствами ассоциаций [4].

Исследование вопроса коммуникативных условий формирования готовности учителя музыки к учебно-просветительской деятельности послужило основанием для разработки дидактической модели обучения. Для разработки дидактической модели был осуществлен поиск теории, которая позволяет: отразить структурированность учебно-научной деятельности студентов-музыкантов; отразить коммуникативные условия осуществления различного рода взаимодействия студентов, в том числе с учебно-научными текстами, которые являются знаково-языковыми (семиотическими) объектами и обладают ценностными значениями. Анализ философских учений (М. Хайдеггер, К. Ясперс. Г. Моррис и др.) позволил выявить «комму-

никативный принцип структуризации художественного мира» [3] - теоретическое положение, сочетающее идеи структуризации и коммуникации в обучении. Разработанная модель позволяет представить организацию обучения с ориентацией на коммуникативные условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности на основе изучения музыкального произведения (целостной структуры).

Дидактическая модель содержит два направления. Первое направление - личностно-преобразующее, отражает этико-эстетическую, каноническую в сочетании с эвристической, познавательно-просветительскую

функцию музыкального образования, которые соответствуют функциям музыкального искусства. «Личностно-преобразующее» направление позволяет раскрыть процессуально-коммуникативный аспект учебно-просветительской деятельности учителя музыки.

Второе направление дидактической модели - коммуникативно-семантическая

структуризация «знаково-содержательных представлений», отражает «передающее и коммуницирующее» содержание и средства коммуникативного обмена музыкальной информацией, состоящее из «формы и направления» музыкального обучения. Позволяет раскрыть «коммуникативные условия осуществления учебно-просветительской деятельности учителя музыки.

На рис. 1 дидактическая модель базируется на «коммуникативном принципе структуризации» (1), развертывается в совокупности двух блоков: коммуникативная структуризация «знаково-содержательного представления в музыкальном образовании» (2) и «личностно-преобразующая функция музыкального образования» (3).

В коммуникативно-семантическом плане блок «знаково-содержательные представления в музыкальном образовании» включает два блока: «передающий (компонент)» (2.1) и «коммуницирующие средства обмена» (2.2). «Передающий (компонент)» соответствует «коммуницирующему содержанию» (2.1.1), отражает совокупность предметных и эмоционально-ценностных приоритетов, формирующих личностные качества учителя в музыкальном образовании. Блок «коммуници-рующие средства обмена» содержит два бло-

ка: «формы взаимодействия» (2.2.1) и «направление взаимодействия» (2.2.2). Блок

«формы взаимодействия» отражает среду существования музыкального произведения. Блок «направление взаимодействия» отражает формирование Я-концепции, мотивационного фактора и готовности учителя музыки к творческой педагогической деятельности.

В процессуальном личностно-преобразу-ющем плане «личностно-преобразующая функция» реализует коммуникативный принцип через три блока преобразующих функций: «этико-эстетический» (3.1), «канонический и эвристический» (3.2), «познавательно-просветительский» (3.3).

На основе дидактической модели была разработана система из трех рационалов: «информационно-передающего» (4.1), «коммуникативно-логического» (4.2), «коммуникативно-познавательного» (4.3). Система ра-ционалов позволила проанализировать направления совершенствования подготовки учителя музыки, разработать технологическую схему, методику эксперимента и осуществить эксперимент по реализации дидактической модели в профессиональном обучении будущего учителя музыки. Положительные результаты эксперимента подтвердили право на существование предложенной модели.

«Технологическая схема» (табл. 1) содержит теоретические положения, которые воспроизводят образовательные действия студентов, способствующие формированию готовности к учебно-просветительской деятельности. В рамках второго рационала показан «обобщенный алгоритм активизации процесса обучения» [5, 6], который отражает стадии процесса формирования музыкальной памяти.

Совершенствование музыкального образования, обусловленное радикальными переменами во всех сферах жизни российского общества, проявляется в подготовке учителя музыки, направленной на овладение учителем общепедагогическими и специальными знаниями, умениями и навыками, особыми музыкальными способностями и личностными качествами, развитие творческого отношения к музыкально-педагогической деятельности. Формирование готовности будущего учителя музыки к продуктивной профессиональной деятельности обеспечивает

к

5

=

Я

и

с

м

Я

а

ю

с

с

и

с

=

я

*

2

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

а

*

X

-&

К

Я

В

£

м

я

а

ю

с

а

с

і

с

=

Е-

и

с

=

1. «Коммуникативный принцип структуризации художественного мира» (музыкального искусства) как психоло-го-педагогическая основа совершенствования музыкального образования

3.3. Познавательнопросветительская функция:

формирование теоретических и исторических знаний о музыке, умений, профессиональных навыков на основе эмоционально-слуховых представлений информации в учебно-творческой деятельности

2. Знаково-содержательное представление в музыкальном образовании педагогического вуза

2.1. Передающий компонент

2.1.1. Коммуници-

рующее содержание

3.1. Этико-эстетическая функция: формирование гуманистических установок, позитивных идеалов, высоких морально-нравственных качеств, способности восприятия, оценки и эмоционального переживания прекрасного в музыке

3.2. Каноническая и эвристическая функция: формирование традиционных представлений о музыкальном объекте и осмысление художественного новаторства в особенностях целого и в элементах

юч

уу

ра

! з §

2 , &

і

о к & К&с

мри

эпл

ЗЕ

2.2. Коммуницирующие средства обмена информацией в образовании

2.2.1. Формы взаимодействия

4.1. Информационнопередающий рационал

Этико-эстетическое основание в изучении и освоении ценностных приоритетов музыкальных произведений в процессе обучения

2.2.2. Направление взаимодействия

4.2. Коммуникативно-логический рационал

Научно-образовательное осмысление художественного новаторства в процессе трансформации канонической структуры в эвристическую. Развитие интереса к поиску нового содержания, форм, средств музыкальной выразительности

V

4.3. Коммуникативно-познавательный рационал

Научно-педагогическое исследование «Я»-концепции, мотивационного фактора развития музыкальной памяти и эмоционально-слуховых представлений в познавательнопросветительской деятельности на уровне профессиональных возможностей будущего учителя

Рис. 1. Дидактическая (информационно-коммуникативная) модель формирования готовности учителя музыки к учебно-просветительской деятельности

Таблица 1

Технологическая схема формирования готовности учителя музыки к учебно-просветительской деятельности

Первый рационал -информационно-переедающее начало музыкального образования

Второй рационал -научно-образовательное творчество и новаторское начало совершенствования профессионального образования

Третий рационал - формирующее начало познавательномотивационной сферы

Опредмечивание взаимовлияния музыкального искусства (МИ) и музыкального образования (МО), способствующее подготовке будущего учителя: Целостность - полнота реализации целевой установки на использование преимуществ взаимовлияния МИ и МО Саморазвитие - повышение роли взаимовлияния МИ и МО в активизации личной позиции при перестройке мотивационного фактора деятельности будущего учителя

Диалогизация - осознание взаимовлияния МИ и МО в музыкально-педагогической деятельности

Эмоционально-смысловое и этико-эстетическое взаимодействие участников информационного обмена, предполагающее активизацию осмысления готовности к овладению содержанием и организацией процесса музыкального образования

Опредмечивание взаимозависимости МИ и МО средствами:

1. Трансляции учебно-научной музыкальной информации Передача информации из внешней сферы во внутренний план умственных действий в процессе освоения музыкально-теоретических дисциплин; педагогической деятельности, готовности к передаче добытых знаний в будущей деятельности

2. Преобразование информации средствами «свертывания» и «развертывания» (трассировка текстов, определение информантов, фреймов и тезауруса)

3. Формирование «механизма памяти», готовности учителя к восприятию информации сенсорными регистрами, передаче и запоминанию в кратковременной и трансляции в долговременную память, к воспроизведению в образовательном процессе

4. Развертка информации в процессе

реализации предметной деятельности в разработке тем учебно-воспитательных мероприятий (к примеру, темы: «Педагогические условия формирования у учащихся знаний музыкальных жанров в просветительской деятельности»)_________

Опредмечивание взаимодействия МИ и МО, формирующего познавательно-мотивационную готовность к учебно-просветительской деятельности учителя:

1. Содержательное представление коммуницирующих действий в обучении

2. Формирование мотивационной готовности и потребности в познавательных действиях к переходу со студенческой на творческую позицию учителя

3. Реализация «коммуницирую-

щего обмена» в применении алгоритмов функционирования,

управления мотивационным компонентом

4. Управление формированием готовности учителя к педагогической деятельности путем выявления понимания роли формирования музыкальной памяти учителя; сформированности мотивационного отношения к образовательной позицией будущего учителя

реализация в образовательном процессе высшего учебного заведения коммуникативных условий обучения.

1. Основы теории коммуникации / под ред. М.А. Василика. М., 2005.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004.

3. Всемирная энциклопедия философии: Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.; Мн., 2001. С. 440.

4. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В.Я. Романова. 3-е изд. М., 2002.

5. Гузенко И.Г. Темиренко Ю.В. Профессиональная направленность изучения студентами педагогических дисциплин (на примере преподавания педагогических теорий, систем, теории воспитания и технологии обучения). Липецк, 2005.

6. Гузенко И.Г. Теоретические и технологические основы вербально-графической системы обучения студентов: дис. ... д-ра пед. наук. Липецк, 1995.

Поступила в редакцию 19.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.