Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений учащихся в профильных классах'

Формирование коммуникативных умений учащихся в профильных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2009
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / COMMUNICATIVE CULTURE / INNOVATION / INFORMATIVE TECHNOLOGIES / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазитова Альфия Шамилевна

В статье рассматриваются современные тенденции в развитии системы образования. Раскрывается роль инновационных технологий в формировании и развитии коммуникативных умений учащихся. Представлены информационные технологии обучения, педагогическая технология общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазитова Альфия Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern tendencies in the development of the educational system are considered. The role of the innovative technologies in the formation and development of the pupils' communicative skills is also exposed. The informative technologies of teaching as well as pedagogical technology of communication are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений учащихся в профильных классах»

юарофксюлльш юлююш

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

А.Ш. Мазитова

В статье рассматриваются современные тенденции в развитии системы образования. Раскрывается роль инновационных технологий в формировании и развитии коммуникативных умений учащихся. Представлены информационные технологии обучения, педагогическая технология общения.

Ключевые слова: коммуникативная культура, инновация, информационные технологии, элективные курсы

Modern tendencies in the development of the educational system are considered. The role of the innovative technologies in the formation and development of the pupils' communicative skills is also exposed. The informative technologies of teaching as well as pedagogical technology of communication are presented.

Keywords: communicative culture, innovation, informative technologies, elective course

Новая социально-экономическая политика России, в том числе переход к рыночным отношениям, вхождение в мировую экономическую систему, интенсивное развитие международных контактов, создание совместных предприятий потребовали от школы усиления внимания к подготовке выпускников к коммуникативной деятельности, к овладению культурой делового общения.

Готовность к деловому общению становится сегодня одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста. Выполнение такого социального заказа актуализирует проблему фор-

мирования коммуникативных умений школьников.

Одной из важнейших задач системы образования является гуманизация образования, суть которой выражается в создании необходимых условий для формирования активной, деятельной личности, для реализации ее интересов и прав, выявления и развития способностей социального творчества, признание самооценки личности, ее прав и свобод. В этой связи гуманизация образования вскрывает целый ряд новых проблем, одной из которых является культура общения человека как соответствие определенным нормам, традициям, со-

циокультурным стандартам. Именно в культуре общения личность находит свое высшее самоутверждение, имеет возможность проявить все богатство своих чувств и способностей, а также свое творчество.

«Коммуникация» — латинское слово, обозначающее «сообщение», «путь сообщения, связь одного места с другим», «способ сообщения какой-либо информации всем или многим с помощью технических средств» [1]. Коммуникабельность означает совместимость, способность личности к совместной работе разнотипных систем передачи информации [1]. Одновременно это специфическое взаимодействие в процессе познавательно-трудовой деятельности, осуществляемое в основном при помощи языка.

При формировании и развитии коммуникативных умений школьников значительную роль играют инновации. В психологии — это создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике и требующих преодоления социально-психологических барьеров на каждом этапе развертывания инновационной деятельности.

Возможности персонального компьютера обеспечивают ему широкое применение в самых различных областях деятельности человека:

1. Трансдьюсерные (от англ. ^т-duser — датчик, аналоговый преобразователь) — способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (в зависимости от наличия соответствующих устройств).

2. Комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию.

3. Вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.).

4. Графические — представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков, анимаций и пр.).

5. Моделирующие — построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений (simulation и animation) [5].

Для обучения ряда предметов в основной школе практически все описанные возможности являются дидактически ценными. Так, трансдь-юсерные и комбинаторные функции персонального компьютера могут быть реализованы в процессе работы со школьной геоинформационной системой.

Вычислительные функции персонального компьютера делают легкодоступными работы по проведению расчетов, измерений, в том числе построений по географическим картам. При наличии цифровых географических карт, введенных в память персонального компьютера, педагогическая ситуация резко меняется. Компьютер, с одной стороны, избавляет и учителя, и ученика от рутины измерений, вычислений, графических построений, позволяя им сосредоточиться на географической сущности, с другой — обеспечивает высокую степень наглядности в оформлении результатов

таких работ, что облегчает их анализ и способствует повышению успешности учебной деятельности учащихся.

Графические функции персонального компьютера способствуют повышению наглядности, что очень важно в обучении по ряду предметов. В чистом виде их можно использовать для демонстрации готовых статических и динамических графических изображений, можно пойти дальше и, совместив графическую функцию с комбинаторной, превратить персональный компьютер в гибкий интеллектуальный инструмент создания собственных оригинальных наглядных пособий, в том числе мультимедийных. Совмещение графической и моделирующей функций персонального компьютера позволяет создавать и изучать информационные модели разных процессов и явлений — от наглядно-образных до условно-знаковых.

Таким образом, заложенные в современный персональный компьютер информационные и коммуникативные технологии становятся средствами достижения наиболее приоритетных целей всеобщего образования — формирования наглядного представления объектов разных размеров, подготовки учащихся к жизни, требующей самостоятельного поиска, анализа, организации и передачи информации, планирования и проектирования объектов и процессов [4].

При характеристике интерактивных средств обучения необходимо четко разделять аппаратуру, персональный компьютер и периферийные устройства к нему, и собственно средства обучения, представляющие собой

компьютерные программы и файлы, записанные на различных носителях (дискеты, компакт-диски (CD-ROM), жесткие диски (HDD) компьютеров) [7].

Интерактивное средство обучения предоставляет учителю или ученику возможность выбора при ознакомлении с учебным материалом, возможность управления потоком информации, используя в своей работе технические возможности компьютерных информационных технологий.

Мультимедийное интерактивное средство представляет собой компьютерную программу с совокупностью файлов, использующую во время работы комбинацию текста, графических изображений, звука, анимации и видеоэлементов.

Мультимедийные возможности персонального компьютера позволяют сочетать и комбинировать визуальную и вербальную информацию, управлять ее потоком более эффективно, чем при использовании кино и видео. На экране монитора за считанные секунды оживают рисунки, схемы и чертежи, которые традиционно приходилось изображать на доске постепенно, по ходу изложения материала [6].

Наличие у персонального компьютера всех этих возможностей не гарантирует их правильное и эффективное применение на уроках. Компьютер всего лишь прибор, который в силу своего технического устройства может выполнять определенные действия быстрее и лучше человека. Методически правильно и дидактически эффективно использовать эти возможности компьютера — основная задача не только разработчика интерактивных

средств обучения географии, но и методиста, а также учителя.

В научно-методической литературе существует ряд классификаций интерактивных средств обучения, которые можно распространить на интерактивные средства обучения некоторых учебных предметов.

Обучающая компьютерная программа относится к информационным и коммуникативным технологиям.

Под педагогическими программными средствами мы понимаем компьютерную программу многократного применения, специально разработанную или адаптированную для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым. Программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирование знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умений, контроля или тестирования. Это их основное отличие от программ, облегчающих создание и эксплуатацию самих обучающих программ. С эволюцией инструментальных систем и электронных средств обучения развиваются и педагогические программные продукты.

В целом ряде работ по компьютеризации обучения используют термин «автоматизированные обучающие системы». Они могут быть различной степени сложности: от простых тренажеров (выполнение упражнений и практических заданий) до моделирующих и репетиторских программ. Эти программы обычно включают в себя линейную подачу учебного материала или упражнений. Упражнения могут быть очень простыми или не-

достаточными для индивидуальных обучаемых. Вопросы могут быть упорядочены по сложности. Компьютер обеспечивает организацию практических занятий по конкретной теме по предметам, а обучаемые получают сообщения о правильности своих действий.

В свое время Л.С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой «жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому... » [3]. Следовательно, большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся. Мы считаем, что нынешнее время — это время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникативных технологий. На сегодняшний день необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся [7]. В свое время А. Герцен писал: «Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки. Новое надобно исследовать; оно требует внутренней работы, пожертвований; старое принимается без анализа, оно готово — великое право в глазах людей; на новое смотрят с недоверием, потому

что черты его юны, а к дряхлым чертам старого так привыкли, что они кажутся вечными» [2].

Характерная особенность современного урока — активная учебная деятельность учащихся. При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала. Использование компьютеров требует соединения традиционных форм обучения с нетрадиционными, при этом необходимо планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, возможностями учеников и технологией обучения на разных этапах урока.

Развитие интереса к проблемам коммуникативных способностей школьников в современном мире связано с процессами глобализации, выражающимися не только в процессах экономики, но и в расширении и углублении информационных технологий. Концепция профилизации предполагает развитие в образовательных учреждениях профильной ориентации как специально организованной деятельности, направленной на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. При этом профильную ориентацию сейчас рассматривают не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, но и как работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и

культурному самоопределению. Коммуникативная ситуация представляет собой взаимодействие всех факторов за пределами речи, существующих как в объективной реальности, так и в сознании участников.

Существуют различные точки зрения на совокупность факторов, образующих структуру коммуникативной ситуации. Система внешних проблемных факторов, оказывающих в современных обстоятельствах решающее влияние на процесс формирования и развития коммуникативных умений учащихся, образует гуманитарную составляющую.

Проблема общения, культура общения очень многоплановы, так как включают в себя такие аспекты, как профессиональная культура, культура речевого поведения, в которую входят культура коммуникации, культура мышления, культура речи.

Одним из условий развития коммуникативной деятельности профильных классов в общеобразовательных учреждениях является разработка элективных курсов, обеспечивающих развитие коммуникативных способностей учащихся. Такие способности имеют особую значимость в профессиональной деятельности специалистов разных профилей.

Коммуникативную культуру учащихся мы рассматриваем в контексте социального поведения человека, которую можно охарактеризовать, опираясь на концепцию ситуации. Коммуникативная ситуация представляет собой синтез всех факторов, существующих как в объективной реальности, так и в сознании участников коммуникации [6].

Развитие социально-активной личности зависит от степени прочности взаимосвязи ценностных ориентаций и коммуникативных умений, которые создают условия для успешного социального взаимодействия будущего специалиста. Основные элементы, необходимые для перспективы развития самого старшеклассника и его образа будущей профессии, имеют истинную ценность и социально-культурный смысл.

Процесс развития коммуникативных умений учащихся включает: работу над коммуникативно-проблемными ситуациями; алгоритм действия и стимулирующий механизм познавательной мотивации старшеклассника и его субъективной позиции, когда самостоятельно формируется проблема, открываются способы ее решения и доказательства правильности предложенного решения. Благодаря этому акцент с обучающей деятельности учителя переносится на познавательную деятельность ученика. Достигается цель интенсификации и активизации обучения, но не за счет увеличения объема информации, а путем изменения позиций самого ученика.

Разработанный нами элективный коммуникативный курс развивает возможности социального взаимодействия и является оптимальным на данном этапе развития инновационной парадигмы образования. Предложенная технология является составной частью дидактической и методической системы и соответствует ответу на вопрос: «Как учить результативно?» Наиболее сущностные ее признаки: алгоритмичность, проектируемость, целостность, управляемость, кор-

ректируемость, визуализация, диа-гностичность, результативность и др. Ее экономичность выражает качество педагогической технологии в резерве учебного времени и достижении запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени. Оперативная обратная связь предполагает корректируемость целеобразования и результативности [4].

Программу междисциплинарного элективного курса мы представили в качестве экспериментальной и направили на развитие коммуникативных умений старшеклассников, желающих продолжить обучение в вузах и стать специалистами высшей квалификации (учителями, журналистами, экономистами, юристами, инженерными и техническими руководителями). Содержание курса служит целям и задачам образования, формирующего новый тип личности, адаптированный к условиям рыночной экономики, и определяет четкие ориентиры в развитии коммуникативных умений в социальном взаимодействии в условиях рынка. В предложенном курсе учтены ориентации учащихся на ценностный аспект коммуникации, которые присущи личности будущего специалиста и носят личностно ориентированный характер. Курс расширяет когнитивное поле учащихся и развивает коммуникативные умения, направленные на организацию и управление коммуникационным процессом во внутренней и внешней среде школы, района, города. Предметное поле курса охватывает широкий круг вопросов: история развития; роль и место коммуникаций в психологии, педагогике, менеджменте, маркетин-

ге; методы изучения общественного мнения, взаимодействие со средствами массовой информации; методы решения социальных конфликтов; деловой этикет; интеркультурная коммуникация; имидж и фирменный стиль; реклама и др.

Успех любого их проекта зависит от мотивации и умения взаимодействовать, поэтому старшекласснику необходимо обладать системой ценностей, улучшающих коммуникацию. Знания и умения старшеклассников, эффективность их коммуникативных умений значительно возрастает, если они коррелируют с ценностными ори-ентациями учащихся.

В качестве педагогических средств формирования коммуникативных умений выделяются педагогическое сотрудничество учителя и ученика на основе взаимного уважения и доверия, а также активные методы обучения. «Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворенность»,— писал видный педагог В.А.Сухомлинский [1].

Анализ уровня подготовки выпускников школ к коммуникативной деятельности позволяет выделить наиболее существенные недостатки в формировании коммуникативных умений. Прежде всего, это низкий уровень общей коммуникативной культуры, недостаточность знаний ведения бесед и переговоров, отсутствие умений параллельной реализации активного слушания и мысленного анализа, умений моделировать свою позицию и отношение партнера к ней; неумение устанавливать и поддерживать межличностные и деловые контакты и др.

Анализ учебного процесса показывает, что в должной мере не реализуются возможности содержания учебных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для целенаправленного формирования и развития коммуникативных умений.

Формирование и развитие коммуникативных умений предполагает разработку и реализацию специальной программы в учебном процессе. При этом содержание изучаемого материала и процесс обучения должны отражать закономерности, содержание, структуру и логику процесса формирования и развития коммуникативных умений. Готовность к общению становится сегодня одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста.

Коммуникативные умения не сводятся просто к речевым умениям, как это нередко бывает. Они рассматриваются как определенные качества личности, готовность к осознанному и успешному коммуникативному взаимодействию в процессе профессиональной и социальной деятельности, как важнейший показатель социально-профессионального статуса специалиста. Такой подход позволяет полнее и глубже раскрыть содержание и структуру коммуникативных умений, формируемых в обучении, выделить их сущностные характеристики.

Целевая психолого-педагогическая подготовка учителей школ и учащихся к коммуникативной деятельности позволяет психологически настроить и подготовить преподавателей к применению разработанного комплекса

педагогических методов и средств по развитию коммуникативных умений, а учащимся дает возможность четко представить пути и способы развития у себя значимых коммуникативных умений, осознанно концентрировать усилия на развитии сильных сторон и преодолении слабых сторон коммуникативной деятельности.

Также эффективны системы упражнений и заданий, направленные на поэтапный, управляемый процесс формирования коммуникативных умений. Необходимо отобрать задания, задачи, ситуации, игры в зависимости от уровня развития коммуникативных умений обучаемых, с опорой на уровень коммуникабельности, подготовленности к общению, на их склонности, интересы, коммуникативные способности, подбирать формы организации, методы и приемы побуждения к активной коммуникативной деятельности.

Методика формирования коммуникативных умений базируется на понимании умений как системы действий, последовательное выполнение которых ведет к усвоению умений. Суть методики состоит в том, что учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности, предполагающие активную коммуникативную деятельность, в процессе которой отрабатываются необходимые коммуникативные умения. Система таких занятий охватывает весь круг предлагаемых для усвоения коммуникативных умений.

Включение деловых игр, анализа конкретных ситуаций, «мозговых штурмов», психологических (интеллектуальных) разминок в процесс изучения тем подтверждает их огромные

возможности в активизации познавательной и коммуникативной деятельности обучаемых как средства формирования коммуникативных умений.

Процесс формирования коммуникативных умений зависит от развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой и потребностно-мотивационной сфер и личностных качеств: открытости к диалогу, контактности, тактичности, выдержки, доброжелательности, соучастия в поиске ответа на возникающие проблемы, поддержки участника диалога в случае затруднений, уровня подготовленности к коммуникативной деятельности. Все это свидетельствует о необходимости разработки проблемы формирования коммуникативных умений и координации учителей различных учебных дисциплин.

Литература:

1. Большой Российский энциклопедический словарь.— М: Большая Российская энциклопедия, 2006.

2. В мире мудрых мыслей (автор-составитель А.О. Давтян).— СПб.: Изд. дом «Нева», 2006.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1991.

4. Данильчук Е. В. Информационные технологии в образовании.— Волгоград, 2002.

5. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. 2-е изд.— М.: Академия, 2005.

6. Шилова И.Д. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся / Метод. рекомендации / Казань: АПН СССР, 1991.

7. Загвяздинский В.И. Педагогическое творчество учителя //Советская педагогика.- 1989.- № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.