2. Марков А.С. Особенности организации и работы службы психолого-педагогического сопровождения в военном вузе // Известия Российского научного журнала. - 2009. - № 102. - С. 329-336.
3. Панов В.И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика. - СПб., 2007. - 352 с.
4. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование
социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II: Психолого-педагогические науки. - С 216-219.
5. Владимирский юридический институт ФСИН России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vui.fsin.su (дата обращения: 18.09.2015).
УДК 378
Токман Андрей Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко
CУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье рассматривается проблема обеспечения качества профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений. Выделены теоретическая, практическая и мотивационная готовность преподавателя высшего учебного заведения к профессиональной деятельности. Проведен теоретический анализ педагогической теории и практики и определена сущность и структура профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений в современных условиях. Отмечено, что профессиональная деятельность преподавателя высшей школы имеет сложную структуру и включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу.
Также, проанализированы функции преподавателя высшего учебного заведения: организаторская, информационная, трансформационная, ориентировочно-регулятивная, мобилизирующая. Подчеркнуто, что для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентным специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний.
Ключевые слова: качество образования, профессиональная деятельность, профессиональная деятельность преподавателя высшего учебного заведения, готовность к профессиональной деятельности, функции преподавателя высшего учебного заведения.
Стратегия развития современного российского общества в условиях социально-экономических реформ объективно требует повышения требований к качеству высшего образования. Решение проблемы качества образования нельзя рассматривать отдельно от проблемы надлежащего кадрового обеспечения ВУЗов. Современные исследователи все чаще подчеркивают, что преподаватель - главный субъект реформирования образования, который должен осознавать высокий личностный смысл своей профессиональной деятельности.
Сегодня в России происходит становление новой образовательной парадигмы высшей школы, в рамках которой важнейшую роль играет личность преподавателя, его профессионализм, способность к решению сложных задач, связанных с организацией всех звеньев учебно-воспитательного процесса. Именно от преподавателя зависит уровень качества подготовки специалистов различных отраслей, их конкурентоспособность на рынке труда [10; 13].
Анализируя разработанность проблемы обеспечения качества профессиональной деятельности преподавателей в современных рыночных условиях, следует отметить, что она нашла отражение в трудах В. Бондаря, И. Булах, Г. Дмитренко, Л. Калининой, В. Маслова, В. Олейника, С. Сысоевой и других.
Отдельные аспекты обеспечения качества профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений освещены в работах отечественных и зарубежных исследователей: проблема оценки и стимулирования профессиональной деятельности преподавателей (С. Адамс, Ю. Бабанский, Е. Березняк, В. Врум, Ф. Герцберг, Ю. Конаржевский, М. Портнов, П. Худоминский и др.); проблема повышения профессиональной компетентности преподавателей (Д. Алферова, В. Байденко, В. Бондарь, Е. Зеер, В. Кальней, Н. Кузьмина, Л. Митина, А. Маркова, А. Пометун, А. Хуторской, С. Шишов и др.).
Однако сегодня эта проблема требует дальнейшего анализа, особенно когда речь идет об обеспечении качества профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений.
Цель статьи - провести теоретический анализ педагогической литературы и определить сущность и структуру профессиональной деятельности преподавателей высших учебных заведений.
Профессия преподавателя высшего учебного заведения - одна из самых творческих и сложных профессий, в которой сочетаются наука и искусство. Эта профессия сродни труду писателя (творчество в подготовке материала), режиссера и постановщика (создание замысла и его реализация), актера (в педагогической деятельности инструмен-
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Токман А.А., 2015
156
том является личность преподавателя), педагога, психолога и ученого.
Как известно, преподаватели ВУЗов относятся к основной социально-профессиональной группе, на которую общество возложило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурного достояния общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.
Профессиональная деятельность преподавателя имеет свою специфику, которая заключается, главным образом, в следующем:
1. В совокупности определенных физических, интеллектуальных сил и способностей педагога, благодаря которым он успешно осуществляет целесообразную деятельность по воспитанию и обучению. Среди них важнейшими являются организаторские способности.
2. В своеобразии объекта педагогического труда, который одновременно становится субъектом этой деятельности. Активность студентов как субъектов педагогического труда во многом определяется уровнем их организационных знаний и умений.
3. В своеобразии средств труда преподавателя, значительная часть которых - духовные.
4. В специфике взаимосвязи между тремя подсистемами (совокупность интеллектуальных и физических сил педагога, совокупность определенных данных объекта труда и совокупность средств и структуры деятельности) [1; 4; 5; 6; 9; 11; 12; 14].
Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя может рассматриваться как целостная динамическая система. Так, Н. Кузьмина выделяет структурные составляющие и функциональные компоненты педагогической деятельности [5]. Структурные составляющие педагогической деятельности: 1) субъект педагогического воздействия; 2) объект педагогического воздействия; 3) предмет их совместной деятельности; 4) цели обучения и 5) средства педагогической коммуникации. Функциональные компоненты педагогической деятельности: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5) коммуникативный.
Как отмечают большинство исследователей любая педагогическая деятельность осуществляется в условиях как умственного, так и эмоционального напряжения. Условия такой деятельности в высшей школе имеют специфику, связанную с необходимостью чтения лекций для студентов, проведение практических занятий, руководства самостоятельной и научно-исследовательской деятельностью и т.п. [1; 4; 5; 6; 9; 11; 12; 14].
Как показал анализ научной литературы, преподаватель высшего учебного заведения выполняет следующие функции:
- организаторскую (руководитель, проводник в лабиринте знаний, умений, навыков);
- информационную (носитель новейшей информации);
- трансформационную (преобразование общественно значимого содержания знаний в акт индивидуального познания);
- ориентировочно-регулятивную (структура знаний педагога определяет структуру знаний студента);
- мобилизирующую (перевод объекта воспитания в субъект самовоспитания, самодвижения, самоутверждения) [2; 3; 4; 7; 8; 9; 11; 12; 14].
Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентным специалистом в своей области, эрудитом в других областях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗа должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.
П. Яхнин, анализируя требования к преподавателю ВУЗа, подчеркивает важность сформирован-ности у него готовности к профессиональной деятельности. Ученый разделяет такую готовность на теоретическую, практическую и мотивационную.
Теоретическая готовность состоит из следующих умений:
- составлять рабочие учебные программы по предмету на базовом и профильном уровне;
- определять наиболее рациональные виды деятельности студентов по овладению учебным материалом и предусматривать сложности в его освоении студентами;
- определять наиболее эффективные методы и приемы ведения лекции или практического занятия;
- разрабатывать диагностический инструментарий;
- диагностировать и анализировать проблемы, определять причины и пути их преодоления;
- проектировать на основе результатов диагностики личности студентов образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, развитие исследовательской и самостоятельной деятельности студентов;
- строить логику преподавания предмета, исходящую из потребностей и возможностей студентов конкретного профиля обучения;
- систематически пополнять свои знания путем самообразования;
- систематически расширять свои знания путем изучения опыта коллег;
- приобретать новые знания реального педагогического процесса [14].
Практическая готовность предполагает наличие следующих умений:
- изучать личность студентов и студенческий коллектив с целью выявления уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания.
- анализировать и практически оценивать учебный материал, учебные и методические пособия, программы курсов, средства обучения и творчески их использовать.
- не столько транслировать знания, изложенные в учебнике, сколько организовывать учебно-познавательную деятельность студентов;
- адекватно интерпретировать результаты диагностики личности студентов;
- вести мониторинг продвижения студентов по намеченному образовательному маршруту;
- стимулировать самостоятельную работу с различными источниками информации и базами данных, использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;
- обеспечить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования для формирования у студентов, предметных, межпредметных и ключевых компетенций;
- организовывать совместную творческую деятельность, направленную на развитие социально значимых качеств личности;
- формировать у студентов опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации;
- изучать преимущества и недостатки собственной личности и деятельности; перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями ее протекания.
Мотивационная готовность выражается:
- в наличии устойчивой мотивации профессионального роста;
- в понимании необходимости обновлять профессиональные знания и совершенствовать педагогические умения;
- в желании переносить полученные знания в педагогическую деятельность;
- в стремлении творчески решать педагогические задачи;
- в умении адекватно оценивать результаты своей профессиональной деятельности с учетом условий их получения;
- в признании студента субъектом обучения и желании выстраивать с ним взаимодействие на паритетных началах [14].
Следует отметить, что в системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя к:
- организации обучения на базе практики;
- формированию у студентов исследовательских и творческих умений;
- формированию у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;
- выбору в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектировщика, советчика;
- организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формированию правил сотрудничества;
- поддержке социальной интеграции студенческого коллектива;
- применению эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;
- организации индивидуализированного обучения (работа на «уровнях», в группах, выравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);
- организации самообучения студентов;
- выработке умений индивидуального и группового принятия решений, а также решению различных проблем перед принятием решений;
- формированию умений самостоятельного планирования и адаптации к изменяющимся условиям труда; умственному конструированию через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционному конструированию согласно аналитическим, операционным и синтетическим стадиям поведения при решении проблем;
- практическому применению концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов [6; 11; 12; 14].
Следовательно, деятельность преподавателя высшей школы имеет высокую социальную значимость и занимает одно из центральных мест в государственном формировании национального сознания и духовной культуры российского общества.
Определяющим и самым большим по объему компонентом труда преподавателя является учебно-педагогическая деятельность. По своему содержанию учебная работа в высшем учебном заведении - это часть целенаправленной трудовой деятельности по подготовке специалистов высшей квалификации, включая виды конкретных работ, определенных структурой учебного плана специальности. Таких видов работ насчитывается более сорока [1; 2; 6; 7; 12; 14]..
Учебно-педагогическая деятельность направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с требованиями общества. Для учебного процесса в высшей школе характерно органическое сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, повышение активности и самостоятельной работы студента (научившись, студент учится сам). В педагогической деятельности сочетается теоретическая составляющая, связанная с раскрытием новых закономерностей,
сущности науки, а также практическая, направленная на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы педагогических задач. Преподаватель определяет цели и задачи обучения по конкретному предмету во взаимосвязи с другими учебными предметами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроля; формирует творческие коллективы учебных групп; осуществляет воспитание студента и воспитывает потребность в самовоспитании. Основными видами этой деятельности является чтение лекций, проведение лабораторных, практических, семинарских, расчет-но-графических работ, консультаций, зачетов, экзаменов, рецензирование и прием защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами и прочее [1; 8; 9; 14].
С учебной работой тесно связана учебно-методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. В ВУЗе можно выделить 29 конкретных видов учебно-методической деятельности. В их числе: подготовка к лекционным, практическим, семинарским занятиям, учебной практике; разработка, переработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов и других учебно-методических материалов; подготовка методических материалов по написанию курсовых и дипломных работ; текущая работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы); изучение передового опыта с представлением отчетности и рецензирование конспектов лекций, сборников задач и лабораторных практикумов; составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов; взаимопосещения и тому подобное. Рабочий день преподавателя делится на две части: проведение всех вышеназванных видов работ и подготовка к их проведению [1; 11; 14]. Таким образом, содержание учебно-методической работы находится в непосредственной связи с учебной работой, ее объемом и структурой.
Работа преподавателя высшего учебного заведения обязательно предусматривает организационно-методическую работу, основными видами которой является работа в подготовительном отделении, работа по профориентации, организация педагогических практик, работа в приемной комиссии, подготовка материалов на заседание кафедры, совета факультета, совета ВУЗа, работа по подготовке научно-методических семинаров и т.д. [1; 14].
Органической частью преподавательской деятельности является работа по воспитанию студентов. Она содержит следующие виды работ:
контроль за самостоятельной работой студентов по изучению первоисточников, проверку конспектов, коллоквиумы, собеседования, работу куратора, руководителя клубов, воспитательную работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и т.д. За все виды работ преподаватель отчитывается на заседании кафедры, ректорате.
Обязательным элементом в работе преподавателя ВУЗа является научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа включает следующие виды: выполнение плановых научно-исследовательских работ; написание и издание учебников, пособий, монографий, научных статей и тезисов, докладов на конференциях; редактирования учебников, их рецензирование, написание отзывов на диссертации; работа в редколлегиях научных журналов; руководство научно-исследовательской работой студентов; участие в научных советах и т.д. [1; 14].
Итак, профессиональная деятельность преподавателя высшей школы включает учебно-педагогическую, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу.
В соответствии с выделенными видами деятельности можно определить непосредственные функциональные обязанности преподавателя высшей школы, которые заключаются в следующем.
1. Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки.
2. Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в том числе компьютерных.
3. Авторское участие в подготовке учебной литературы и учебно-методических пособий.
4. Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и пр.
5. Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении.
6. Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности.
7. Консалтинг и другая индивидуальная работа со студентами.
8. Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок.
9. Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок.
10. Подготовка научных, научно-популярных и других материалов.
11. Подготовка разработок, которые патентуются.
12. Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами во время неформального общения с ними.
13. Непрерывный личностный и профессиональный рост, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации.
14. Владение различными профессионально необходимыми практическими навыками.
Для того чтобы выполнять на высоком уровне свои функциональные обязанности преподаватель высшей школы должен удовлетворять следующим требованиям:
- высокая профессиональная компетентность -глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;
- сформированность педагогических умений и способностей (дидактических, академических, перцептивных, речевых, организаторских, коммуникативных, прогностических, рефлексивных и др.);
- педагогическая компетентность - знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;
- социально-экономическая компетентность -знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;
- коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературного языка, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения [1, 2; 5, 6].
К этому следует добавить и высокий уровень общей культуры - сформированное научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Таким образом, профессия преподавателя высшего учебного заведения одна из самых творческих и сложных профессий. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы имеет сложную структуру и включает учебно-педагогическую деятельность, учебно-методическую и организационно-методическую деятельность, научно-исследовательскую работу. При этом преподаватель высшего учебного заведения выполняет следующие функции: организаторскую, информационную, трансформационную, ориентировочно-регулятивную, мобилизующую. Чтобы эффективно выполнять свою профессиональные обязанности, преподаватель высшей школы как субъект педагогической деятельности должен иметь профессионально-педагогическую направленность, обладать педагогическими умениями,
развитыми общими и педагогическими способностями, профессиональной и педагогической компетентнстью; обеспечивать эффективное субъект-субъектное взаимодействие, продуктивность деятельности, решение учебных, воспитательных и развивающих задач.
Итак, одной из важнейших задач современного высшего образования должно стать поиск путей повышения качества профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, что является перспективным направлением нашего исследования, которое требует дальнейшего изучения и внедрения в системе высшего образования.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. -Казань: Центр инновационных технологий, 2005. -500 с.
2. Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура // Профессионализм педагога: тезисы докладов и сообщений. - Ижевск; СПб., 1992. - С. 42-43.
3. Готтинг В.В. Подготовка педагога профессионального обучения на основе компетентностно-го подхода // Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Войтова. - Минск: ГУ «БелИ-СА», 2008. - 316 с.
4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
5. Кузьмина Н.В., Кухарева Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. - Гомель: Изд-во Гомельс. гос. ун-та, 1976.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Педагогика, 1993. - 274 с.
7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: «Дело», 1994. - 216 с.
8. МудрикА.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
9. Основы педагогического мастерства / под ред. И.Я. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
10. Плаксий С.И. Качество высшего образования. - М.: Национальный институт бизнеса, 2003. - 654 с.
11. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
12. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. - 1991. - № 10. - С. 79-85.
13. Хуторской А.В. Управление качеством образования. // Народное образование. - 2004. - № 6. -С. 59-68.
14. Яхнин П.С. Качество педагогической деятельности. - СПб.: Питер, 2011. - 214 с.